6. Савкина Н. Г. Педагогическая помощь леворуким детям в первый год их обучения в школе : дис. ... канд. пед. наук / Н. Г. Савкина. - Тюмень : Тюмен. гос. ун-т, 2005. - 266 с.
7. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. (ОПД.Ф.-02 - Педагогика) : доп. УМО по спец. педагогич. образование / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; Междунар. акад. наук пед. образования. - 2-е изд., стер. - М. : Academia, 2003. — 567 с.
Поступила 17.11.10.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ИХ ПРОФИЛАКТИКЕ И РЕШЕНИИ
Е. В. Ледяева, В. А. Сотков
В статье проанализированы основные психологические особенности детей подросткового возраста, а также выявлены их трудности в процессе обучения. Обосновывается, что подростковый период — кризисный, переходный и учитель может помочь учащимся в предупреждении и разрешении возникающих у них на этом возрастном этапе социально-психологических проблем.
Подростковый период — период завершения детства, «вырастания» из него. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом 10 — 11 — 14 — 15 лет. Сравнение себя с взрослыми и более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток в школе и семье начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и учителя, и родители признавали его самостоятельность и независимость, то есть сформированная в учебной деятельности способность к рефлексии в этот период направляется подростком на самого себя.
Ж. Ж. Руссо одним из первых обозначил подростковый возраст как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека. А С. Холл сформулировал представление о переходности, промежуточности подросткового возраста, периода «бури и натиска». Он выделил негативные характеристики данного этапа развития: трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональную неустойчивость. К. Левин подчеркивал своеобразную маргинальность подростка, выражающуюся в его положении между двумя культурами — миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не
может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств». 3. Фрейд и А. Фрейд обращали особое внимание на половое созревание в подростковый период, прилив сексуальной энергии, все это, по их мнению, расшатывает сложившееся равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются с новой силой. Э. Эриксон рассматривал подро-стничество и юность как центральный период дйя решения задачи личностного самоопределения, достижения идентичности [1,
с. 244-245].
На основании проанализированных подходов разных авторов можно сказать, что подростковый период большинством исследователей понимается как кризисный, как период «нормальной патологии» и многие психологи подчеркивают его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых, в том числе учителей. Подростковый возраст характеризуется тенденцией ребенка переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них. Наряду со слабо регулируемой и
О Е. В. Ледяева, В. А. Сотков, 2011
чрезмерной активностью, с этим могут сочетаться также безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать наказания из-за необдуманного нарушения правил. Подросткам свойственно антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся не только дома, но и в школе. В этот период наиболее часто возникают социально-психологические проблемы: отсутствие продуктивного общения со сверстниками, изоляция от них, отвержение ими, а также отсутствие друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым, в том числе учителям, многие подростки проявляют несогласие, жестокость и негодование. В подростковый период могут возникнуть эмоциональные расстройства. Обычно подросток в психологическом плане чувствует себя очень одиноким. Типичное поведение подростка в школе характеризуют драчливость, хулиганство, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия.
В одних случаях вышеописанные расстройства у подростков сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, а в других — нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья. Также достаточно часто на этом возрастном этапе возникают проблемы алкоголизации и наркотизации. Среди де-линквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления — быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние.
У подростков, как правило, отмечается недостаточно осознанное повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация, поэтому могут возникнуть отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием.
Описанные социально-психологические проблемы и поведенческие нарушения нередко ставят в тупик не только родителей, но и опытных учителей, так как воспитательные меры оказываются недостаточными для исправления подростков и решения их проблем. Именно в подростковом возрасте происходит дистанцирование и отчуждение ребенка в школе. Довольно отчетливо у него
проявляется стремление противопоставить себя учителю, отстаивать свою позицию, не принимая его мнение во внимание.
Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с пониманием своего «Я» и поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях могут приводить к неврозам, снижению самооценки, а также многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению в школе. Но, несмотря на декларирование своей независимости, на подсознательном уровне подросток ищет поддержку и понимание со стороны учителя, требует от него оценки, хотя и настаивает на признании равенства.
Поэтому в профилактике и решении со-циально-психологических проблем подростков очень важная роль принадлежит учителю. Он должен стать примером для учащихся, их наставником, человеком, который откроет в них таланты. Но для этого необходимо, чтобы подросток доверился учителю, поверил в его искренность и желание помочь, чтобы между учителем и подростком установилась «эмоциональная связь». Не следует забывать, что дети в подростковом возрасте наиболее подвержены влиянию, а учителям нужно сделать все возможное, чтобы влияние это было положительным и не привело в будущем к девиантному поведению.
На основании вышеизложенного можно выделить несколько основных функций, которые должен выполнять учитель с целью профилактики и решения социально-психологических проблем у подростков:
Функция родителя. Установлено, что ребенок, выросший в неблагополучной семье, недополучивший ласки со стороны матери, или, напротив, со стороны отца, или порой обоих родителей, становится агрессивным, его преследует чувство страха, незащищенности. Не найдя понимания и поддержки в собственной семье, ребенок отправляется на улицу, где чаще всего попадает под негативное влияние, становясь девиантом. Учитель в данной ситуации может не допустить этого, выступив в роли близкого человека. Чрезмерная опека со стороны родителей для подростка также является тягостью. Это гипертрофированное чувство любви матери и отца приводит подростка к депрессии и необдуманным поступкам, например, побегу из дома. Конечно, мы признаем, что учитель никогда не заменит родителей, не сможет полностью восполнить и заменить их любовь, но
Серия «Психологические науки»
<
доброе слово, эмоциональная поддержка и внимание со стороны учителя разрушат негативизм подростка и его желание встать на преступный путь, помогут сформировать у него уверенность в себе.
Функция друга. Основной психологической потребностью подростка является стремление к общению со сверстниками и взрослыми, а также стремление к самостоятельности и независимости. Во время общения происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, поэтому современный учитель должен выяснить причины, по которым это общение между подростком и коллективом достаточно часто невозможно или затруднено. Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является создание общности в их жизни, содержательных контактов, расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия. Учителя нередко не знают увлечений ребят своего класса, не учитывают их психологические
| особенности, а это очень важно. К каждому подростку нужно найти свой подход, и тогда психологических проблем удастся избежать.
Подросток требует равноправия. Учителю стоит забыть об авторитарном стиле и руководствоваться в процессе обучения и воспитания детей в школе, прежде всего подростков, гуманистическим личностно ориентированным подходом. Для учителя быть другом подростку значит понимать его, его потребности, прислушиваться к его мнению. Учитель может предоставить подростку самостоятельность и независимость. Но это не значит, что учитель должен отлучиться из личного пространства школьника и заниматься лишь объяснением своего предмета. _
Доля независимости может проявиться в определенных обязанностях, которыми учитель наделяет подростков: обязанности старосты, оформителя, культорга, главы спортивного сектора класса. Этот ряд можно продолжить, придумывая новые должности. Таким образом, подростки почувствуют на своих плечах груз определенной ответственности, а ответственность — это прерогатива взрослых. Учителю не стоит бояться, что, сблизившись с подростком, он переступит грань «учитель — ученик» и нарушит субординацию, а при встрече подросток будет называть его по имени и жать руку. Школьник этого себе не позволит, но он будет знать, что, помимо родителей и близких родственников, он может обратиться и к учителю.
Учитель выполняет и функцию наставника. Эта роль не менее важна. Настоящий
учитель помогает подростку советом, помогает в осуществлении определенных планов, готовит его к будущей взрослой жизни.
Помимо того что учитель в профилактике и решении социально-психологических проблем подростков выполняет несколько исключительно важных функций, о которых говорилось выше, он же, к сожалению, достаточно часто является главным манипулятором неокрепшей детской психики. Поэтому, на наш взгляд, особое внимание следует обратить на то, чего должен избегать учитель, так как это вызывает психологические проблемы у детей и особенно опасно в подростковом возрасте:
1. «Система доносов». Учителя нередко приучают детей к тому, чтобы они следили друг за другом и докладывали ему, кто курит, кто ругается, кто хулиганит. Такие взаимоотношения в классном коллективе негативно влияют на психическое развитие детей, провоцируя у них школьные страхи и конформизм.
2. «Система любимчиков». Учителя достаточно часто выделяют отдельных учеников, делая из них фаворитов. Таким «любимчикам» можно поручать наиболее ответственную работу, награждать за хорошее поведение. Учитель чувствует себя спокойнее, зная, что в классе есть «свои» ребята, не задумываясь о том, что это формирует у них завышенную самооценку и эгоцентризм, а особенно сильно страдают от этого другие дети, которые считают себя хуже, менее талантливыми и способными. Все это способствует развитию у учащихся чувства неполноценности, неуверенности, формирует пассивность.
3. «Создание атмосферы неизвестности». С трудными подростками легче справляться, если держать их в состоянии беспокойства по поводу того, переведут их в следующий класс или нет. Учителю остается только постоянно создавать угрозу того, что их не переведут, формируя у детей еще большую неприязнь к нему и школе.
4. «Унижение». Оцениваются не поступки детей, а сами дети. Трудный подросток всегда останется для учителя трудным, не успевающим, и он не хочет замечать его успехи, видеть в нем что-то положительное. Учитель не задумывается, что, унижая подростка и критикуя его, он только усиливает негативные качества личности.
5. «Оценка как наказание». Наказание ребенка тройкой или двойкой лишает его привилегированного положения в классе, создает угрозу того, что его оставят на второй год. В результате нарушается психологическое развитие ребенка, возникают нев-
розы и школьные страхи. Подросток становится плаксивым, раздражительным, обидчивым. Плохие отметки держат под контролем не только детей, но и их родителей.
6. «Сравнения». Нельзя ставить подростку в пример его одноклассников или старших сестер и братьев, говоря, что вот они-то были хорошими, а он-то — совсем наоборот. Все дети разные, и любое сравнение приведет к психологическим проблемам, в частности, формированию неадекватной самооценки.
Чтобы не допустить перечисленных выше ошибок и препятствовать возникновению социально-психологических проблем у детей в подростковом возрасте, учитель должен обладать эмоциональной устойчивостью, эмоциональной зрелостью и коммуникативной компетентностью. Учителю важно уметь контролировать колебания настроения и справляться со стрессом, быть уравновешенным и оптимистично настроенным. Эмоционально устойчивые учителя способны при взаимодействии с подростками демонстрировать терпимость, оставаться спокойными, честными, открытыми и искренними, хотя это не всегда дается легко. Эмоциональная устойчивость учителя благотворно влияет на эмоциональное развитие самих подростков. Такой учитель реально оценивает факты, открыт для различных вопросов. Он готов рассмотреть любую точку зрения и позволяет высказывать школьникам свое мнение и отстаивать свою позицию, требуя не правильных, а аргументированных ответов, что чрезвычайно важно в подростковом возрасте. Эмоциональная зрелость учителя отражает высокий уровень развития у него позитивных эмоций и чувств: способность к сочувствию и переживанию, проявление доброты, любви и уважения по отношению к детям, понимание, гуманность.
Учителю при решении социально-психо-логических проблем подростков необходимы навыки оптимизации общения, умение устанавливать психологический контакт с подростками, слушать, ориентироваться в сложных ситуациях взаимодействия и использовать в них широкий операциональный репертуар (темп речи, интонационное и лексическое разнообразие). Учителю следует уважать подростков, принимать их такими, какие они есть. Эмоционально зрелый и компетентный учитель открыт для получения нового опыта и вступает в ситуацию взаимодействия с подростками без стереотипных убеждений и установок. Такой учитель стремится не только воздействовать и управлять подростком, но и быть открытым к его воз-
действию на себя. Он старается действительно узнать и понять каждого из учеников, ищет творческие пути решения нестандартных педагогических ситуаций и социально-психологических проблем учащихся.
Большое значение в психическом развитии подростков имеют не только эмоциональная устойчивость, эмоциональная зрелость и коммуникативная компетентность учителя, но и организованная им общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Эта деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-тру-довая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное — это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Мотив общественно полезной деятельности для подростка — быть лично ответственным, самостоятельным. Отношение к общественно полезной деятельности на разных этапах подросткового возраста меняется. Между 9 и 10 годами у ребенка появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное для детей в возрасте 10 — 11 лет — получить у других людей оценку своих возможностей. Отсюда их направленность на занятия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, поиск видов деятельности, имеющих реальную пользу и получающих общественную оценку. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активизирует потребность у детей в 12—13 лет в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14 — 15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении. Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности у детей в подростковый перпод учителю необходимо целенаправленно формировать, так как это будет способствовать психическому развитию подростков и становлению их личности.
Таким образом, в заключение отметим, что в современных условиях развития системы образования учителю не только необходимо совершенствовать умение объяснить, донести необходимую информацию по предмету до учащихся, но и важно овладеть психологическими знаниями и навыками. Многих психологических проблем, возникающих в подростковый период, можно избежать, если они будут вовремя замечены учителем на более ранних этапах. Если учитель не может самостоятельно решить проблемы учащихся
Серия «Психологические науки»
233
и оказать помощь, то целесообразно привлечение к сотрудничеству школьного психолога.
Индивидуальные проявления детей и их психологические особенности с учетом возраста должны учитываться учителями и восприниматься адекватно. А внимание и под-
держка со стороны учителя, доброе слово и теплый взгляд, несомненно, помогут преодолеть социально-психологические проблемы и будут способствовать всестороннему и гармоничному развитию детей на всех возрастных этапах, включая подростковый период.
\
\ л
1
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (исихология развития и возрастная психоло гия) / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с.
Поступила 17.11.10.
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ школьников
М. С. Ионова, О. М. Романова
В статье обосновывается актуальность проблемы развития логического мышления у младших школьников в условиях образовательного учреждения. Авторами приводятся результаты экспериментального исследования, подтверждающие необходимость целенаправленного развития данного вида мышления у учащихся начальных классов. Особое внимание уделяется поиску эффективных способов решения данной проблемы.
Развитие логического мышления у школьников — одна из важнейших задач начального образования. Недостаточная развитость логической сферы в первые годы обучения создает учащимся большие трудности, которые не уменьшаются с переходом в следующие классы. Экспериментальные данные доказывают, что тот тип интеллекта, который складывается к 7 —8 классу, качественно изменить уже практически невозможно. Интеллектуальные способности, которые не достигли к этому возрасту определенного уровня развития, не будут в дальнейшем совершенствоваться сами по себе по мере взросления школьника. В подростковом и юношеском возрасте никаких принципиально новых интеллектуальных операций в системе мыслительной деятельности человека уже не возникает. Следовательно, проблему развития логического мышления учащихся необходимо решать именно в начальной школе [7].
Учебный процесс в массовой школе при условии его правильной организации обладает значительными потенциальными возможностями для развития логического мышления детей. Специальная педагогическая работа в данном направлении дает благоприятный результат, повышая в целом уровень способностей школьников к обучению. Это подтверждают исследования Н. Ф. Талызиной, Н. Б. Истоминой, А. А. Люблинской, В. И. Курбатова, В. А. Филя и др. [5 — 6; 9; 14; 16]. Мы обратились к опыту отечественных ученых, столкнувшись на практике с проблемой развития логического мышления младших школьников.
Н. Ф. Талызина, Н. А. Менчинская и Н. Б. Истомина считают, что логическое мышление характеризуется способностью к оперированию понятиями, суждениями и умозаключениями, а его развитие сводится к развитию логических приемов мышления [5; И; 14]. По мнению Н. Ф. Талызиной, ло-
М. С. Ионова, О. М. Романова, 2011