Педагогика
УДК 37.025.2
кандидат педагогических наук, доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СКАЗКИ МЛАДШИМИ
ШКОЛЬНИКАМИ
Аннотация. В статье раскрываются психолого-педагогические особенности восприятия сказки младшими школьниками, уровни восприятия литературного произведения детьми младшего школьного возраста. Кроме того, в статье представлены типы восприятия младшими школьниками литературных произведений, а также возрастные стадии восприятия сказки.
Ключевые слова: сказка, младший школьник, восприятие, развитие, воспитание, психолого-педагогические особенности.
Annotation. The article reveals the psychological and pedagogical features of the perception of a fairy tale by younger schoolchildren, the levels of perception of a literary work by children of primary school age. In addition, the article presents the types of perception of literary works by junior schoolchildren, as well as the age stages of perception of a fairy tale.
Keywords: fairy tale, junior schoolchild, perception, development, upbringing, psychological and pedagogical features.
Введение. На сегодняшний день проблема формирования интереса к сказкам у детей младшего школьного возраста весьма актуальна. Это обусловлено тем, что современное общество находится на пороге новой эпохи. Происходит нарушение культурных традиций, стираются заветы предков, слабеет преемственность поколений. В связи с этим необходимо с раннего возраста приобщать детей к фольклору, хранящем в себе не только национальную культуру, но и особенности речи, обычаев, нравственных устоев народа.
Процесс знакомства с литературным произведением невозможен без восприятия. Под восприятием литературного произведения понимается «способность читателя сопереживать героям, авторам произведений, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, результатами поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, а также находить отклик на поставленные автором проблемы». Поэтому является оправданным пристальное внимание ученых и педагогов к проблеме восприятия сказки младшими школьниками.
Цель статьи - раскрыть психолого-педагогические особенности восприятия сказки младшими школьниками.
Изложение основного материала статьи. В литературе выделяют многочисленные подходы к термину «Восприятие». Т.В. Рыжкова рассматривает восприятие литературного произведения как «сложный психический и психологический процесс, особый вид деятельности в котором задействованы различные сферы психики» [16, с. 151-153]. В свою очередь уровень восприятия ребенком литературного произведения определяется на основе анализа результатов читательской деятельности.
Сказка вызывает особенный интерес у младшего школьника. Кроме того, сказка оказывает влияние на развитие воображения, фантазии, творческого мышления ребенка, помогает взглянуть на мир другими глазами - глазами героя сказки. На примере героев сказки психика ребенка, которая еще недостаточно сформирована, начинает осознавать, что такое хорошо, а что такое плохо; как следует относиться к людям, как поступать правильно и честно, не обижая близких людей. Идеалом нравственных ценностей в сказках является сказочный герой и, чаще всего, младший школьник отождествляет себя с главным положительным героем [9, c. 116-119]. Следует отметить, что сказки представляют основу для развития гармоничной личности ребенка, которая включает в себя концентрацию внимания, зрелость мышления, определенную психологическую подготовку.
Сказка - это одна из разновидностей художественных произведений, позволяющей отметить особенности их восприятия младшими школьниками. М.П. Воюшина предполагает, что младший школьник еще не владеет полноценным навыком чтения, поэтому проанализировать сюжет и образность сказки посредством зрительного контакта для него является невозможным. Воссоединить образ и читаемый текст для ребёнка младшего школьного возраста является довольно сложным процессом. Так как известно, что младший школьник является, чаще всего, не читателем, а слушателем [2, с. 16-20].
М.П. Воюшиной предложены определённые уровни восприятия литературного произведения детьми младшего школьного возраста:
1. фрагментарный уровень восприятия (соответствует ученикам первого класса). Младший школьник испытывает личные переживания к сказке, например, понравилась мне сказка или нет? [1]. На этом уровне младшие школьники не могут определить вымысел, не могут охарактеризовать образ и характер героя, а высказывают свои переживания по отношению к сказочному герою (жалость, сострадание и др.);
2. констатирующий уровень восприятия (соответствует ученикам второго класса). Восприятие читаемой сказки приобретает определенную целостность. Младший школьник делает попытки пересказать содержание произведения, раскрывает портрет героя (его внешний вид, характер, поступки), запоминаются элементы сказки;
3. уровень героя (соответствует ученикам третьего класса). На данном уровне восприятие сказки становится более полноценным. Учащиеся запоминают образы и поступки героев, качества их характера, детали, которые меняются на протяжении сказки. Младшие школьники начинают рассуждать над действиями героев, пытаются анализировать их, определяют, какие причины повлияли на данный поступок героя. Происходит оценивание героя [11, c. 148-154];
4. уровень идеи (соответствует учащимся четвертого класса). На данном этапе происходит полноценное восприятие ребенком сказки. Младший школьник анализирует сказку, делает акцент на ее художественной форме, объясняет, почему автор наделил героев теми или иными способностями, для чего
героям даны определенные испытания и др. На этом уровне младшие школьники могут определить главную идею сказки, проанализировав сюжет, стиль автора сказки и раскрыть позицию автора посредством педагога [12, с. 198-204].
В младшем школьном возрасте дети не осознают специальных законов построения художественного текста и не замечают формы произведения. Его мышление все еще деятельностно-образное. В результате этого сложная форма построения произведения является препятствием на пути к пониманию содержания [8]. Исходя из этого, одной из задач педагога является обучение детей «внешней» точке зрения, то есть умению уяснить структуру произведения и усваивать закономерности построения художественного мира текста. Для правильной организации анализа произведения следует учитывать особенности восприятия произведения младшими школьниками [4].
Выделяют следующие виды восприятия младшими школьниками литературных произведений:
1) эмоционально-образное (непосредственная эмоциональная реакция ребенка на центральные образы произведения);
2) интеллектуально-оценочное, основывается на жизненном и читательском опыте ребенка с элементами простого анализа.
Младший школьник воспринимает содержание сказки с двух сторон - с позиции восприятия сказочной (выдуманной) реальности и с позиции собственного понимания. Поэтому педагогу следует обращать внимание на то, каким образом ребенок воспринимает сюжет сказки [13, с. 65-67].
Е.И. Туревская выделяет возрастные стадии восприятия следующим образом:
- стадия перечисления и описания предметов на картине (от 2 до 5 лет);
- описание увиденной картины (от 6 до 9 лет);
- интерпретация увиденного (после 9 лет).
Если в дошкольном возрасте на первом месте стоит анализирующее восприятие, то в конце младшего школьного возраста оно преобразуется в синтезирующее восприятие. Обучение в школе основывается на том, что словесно-логическое мышление приобретает преимущественное развитие. Если в первые три года обучения младшие школьники много работают с наглядными средствами обучения, то в следующих классах объем занятий уменьшается [14, с. 92-93]. Образное мышление все меньше является необходимым в учебной деятельности. Следует отметить, что младшим школьникам особенно присущ фрагментарный уровень восприятия. Внимание детей направлено на различные события, им трудно установить связь между различными сюжетными линиями, поэтому у них отсутствует целостное представление о читаемом произведении [3].
У младших школьников на данном уровне недостаточно развито воображение. Литературное произведение воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не стараются определить позицию автора, не обобщают прочитанное. При постановке вопросов к тексту произведения младшие школьники, не справляются с заданием, либо пытаются поставить несколько вопросов, как правило, к началу текста [6, с. 171-174]. Возрастная динамика осмысления литературного произведения может быть представлена как путь от сопереживания определенному герою, сочувствия ему к пониманию позиции автора к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на его личностные установки. Однако, это самостоятельно обучающийся не может. Исходя из этого, в задачи педагога входит необходимость: совместно с детьми прояснить, закрепить их первичные читательские впечатления; помочь уточнить и осознать субъективное восприятие произведения, сопоставив его с объектной логикой и структурой произведения [7].
Процесс восприятия сказок детьми на данном возрастном этапе представляет собой воссоздание предметно-образного и нравственно-смыслового содержания читаемого произведения, как особой литературно-художественной формы. Восприятие произведений данного жанра важно для младших школьников, поскольку оно осуществляется в игровой форме, которая является ведущей деятельностью для детей этого возраста.
После первого прочтения сказки младшие школьники самостоятельно оцениваю ее смысловое содержание: добро побеждает зло; доброта и сочувствие - важные качества человека и др. Собственное отношение младших школьников к сказке выражается в анализе поступков героев, в их одобрении или осуждении. Поэтому для учителя на этом этапе важно отметить формальные признаки данного жанра [5]. Младшие школьники уже осознанно воспринимают нереальность сказочных действий, условность сказочного сюжета. Ребенок ощущает меру, которую не должно переходить воображение при чтении сказки, вследствие этого у ребенка начинают формироваться реальные критерии для оценки таких фактов. Следовательно, сказки способствуют познанию младшего школьника объективной действительности, формированию умения рассуждать и оценивать действия сказочных персонажей.
С целью правильного осуществления анализа сказочных произведений на уроке литературного чтения в начальной школе нужно: во-первых, учитывать особенности восприятия литературного произведения младшим школьником, так как в этом возрасте он не знает законов построения текста и не отличает формы произведения [17, с. 151-153]. Во-вторых, мышление детей данной возрастной группы является деятельностно-образным, которое свидетельствует о том, что ребенок не разделяет предмет, слово, обозначающее этот предмет с действием, которое выполняется с данным предметом, поэтому в сознании ребенка форма сливается с содержанием. И для ребенка младшего школьного возраста становится трудным понять содержание. В этой связи одной из задач педагога является обучение младших школьников умению понимать структуру произведения и усваивать закономерности построения художественного мира [10, с. 10-18].
Выводы. Таким образом, исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогические особенности восприятия сказок на уроках литературного чтения являются актуальной проблемой в развитии гармоничной личности младшего школьника. Посредством разных методов и приемов изучения сказок на уроках литературного чтения у младших школьников формируются нравственные ценности, моральные качества, фантазия, творческое воображение, креативное мышление, а также познавательные процессы. Все это оказывает благоприятное влияние на процесс обучения и формирование интереса к сказкам.
Литература:
1. Алехина Н.В., Шаталова Л.И. Методика изучения русских народных сказок на уроках
литературного чтения / Н.В. Алехина, Л.И. Шаталова // Студенческий научный форум - 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017034369
2. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения / М.П. Воюшина // Начальная школа. - 1989. - № 5. - С. 16-20.
3. Герасимов С.А. Педагогические средства воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук. - Архангельск, 2004. - 121 с.
4. Жукова Н.С. Первая после Букваря книга для чтения / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2014. - 80 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. -СПб.: Речь, 2011. - 240 с.
6. Ковтун Т.В. Влияние сказок на формирование личности младшего школьника на уроках чтения / Т.В. Ковтун // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2014. - С. 171-174.
7. Кривоноженкова А.С. Приемы работы младших школьников с научно-познавательными книгами на уроках литературного чтения / А.С. Кривоноженкова // Международный студенческий научный вестник. -2017. - № 5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17325.
8. Ленц Ф. Образный язык народных сказок / Ф. Ленц. - 3-е изд. - М.: АВТ Центр, 2013. - 320 с.
9. Маслова С.А. Художественный мир современной детской литературной сказки / С.А. Маслова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Киров, 2012. - № 1. - С. 116-119.
10. Маслова С.А. Современная литературная сказка и детская субкультура // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. - 2013. - № 2. - С.10-18.
11. Михайлина Е.В. Воспитательный потенциал русской народной сказки в начальной школе (психолого-педагогические аспекты) // Педагогика искусства. - 2010. - № 2. - С. 148-154.
12. Михайлина Е.В. Русская народная сказка как средство воспитания детей-мигрантов в условиях современной массовой школы / Е.В. Михайлина // Вестник РУДН. - 2011. - № 5 - С. 198-204.
13. Пекарских Н.И. Урок литературного чтения / Н.И. Пекарских // Начальная школа. - 2006. - № 2. -С. 65-67.
14. Пирматова О. Методика изучения сказок на уроках внеклассного чтения в начальных классах / Озода Пирматова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва: Буки-Веди, 2013. — С. 92-93.
15. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600(050600) -«Педагогика» / Т.В. Рыжкова. - Москва: Академия, 2007. - 414, [1] с.: ил.; 22 см. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).; ISBN 978-5-7695-3971-8 (В пер.)
16. Шегаева А.В. Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе / А.В. Шегаева. — Текст: // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва: Буки-Веди, 2014. — С. 151-153.
Педагогика
УДК 37.091.3:54
кандидат педагогических наук, доцент Якушева Галина Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ И
КОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопрос об особенностях преподавания физической и коллоидной химии. Поднимается одна из важных проблем методика решения расчетных задач. Раскрываются причины несформированности умений решать задачи и методика их преодоления.
Ключевые слова: физическая и коллоидная химия, расчетные задачи, научное мышление, анализ, синтез, систематизация.
Annotation. This article discusses the features of teaching physical and colloidal chemistry. One of the most important problems is the method of solving computational problems. The reasons for unformed skills to solve problems and methods of overcoming them are revealed.
Keywords: physical and colloidal chemistry, computational problems, scientific thinking, analysis, synthesis, systematization.
Введение. Подготовка квалифицированного, знающего свой предмет учителя является важнейшей задачей педагогического вуза. При изучении химии уделяется большое внимание применению полученных теоретических знаний на практике, например при решении расчетных задач. Решению задач при изучении физической и коллоидной химии отводится большое внимание. В процессе решения расчетных задач у студентов формируется логическое мышление, развивается способность самостоятельно находить информацию с помощью различных источников для объяснения физических и химических явлений, формируется умение находить взаимосвязь между различными объектами, явлениями, умение сравнивать, выделять признаки сравнения, находить сходство и различие, анализировать, обобщать. Проблеме решению задач по химии посвящено много работ, однако она остается актуальной в настоящее время.
Изложение основного материала статьи. Физическая и коллоидная химия - это дисциплина, которая объединяет в единую систему общую, неорганическую, аналитическую, органическую, биологическую химию, физику, математику, информатику, экологию, биологию. Изучение физической и коллоидной химии способствует:
- формированию прочного фундамента теоретических и практических знаний, необходимых для изучения других химических дисциплин, а также биологических дисциплин (физиология, микробиология);
- формированию научного мышления;