Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ К ГЕРОЯМ СКАЗОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ К ГЕРОЯМ СКАЗОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
434
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
эмоциональная отзывчивость / эмоции / герои / литературные произведения / emotional responsiveness / emotions / heroes / literary works

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шулепова Наталья Николаевна, Shulepova Natalya Nikolayevna

В статье рассматривается проблема развития у второклассников эмоциональной отзывчивости к героям сказок на уроках литературного чтения. Необходимость развития эмоциональной отзывчивости подтверждается требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Актуальным остается потребность развития эмоциональной отзывчивости, в понимании друг друга, в сочувствии к другому человеку, в развитии своих эмоций, умением сопереживать людям, в подборе методических приемов, упражнений, форм и средств, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников. В статье проанализированы исследования отечественных ученых по развитию эмоциональной отзывчивости. Для достижения поставленной цели было проведено педагогическое исследование. В результате исследования разработаны и экспериментальным путем проведены ряд уроков, упражнения, игр, тренингов. Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении особенностей развития у младших школьников эмоциональной отзывчивости на уроках литературного чтения; охарактеризована методика работы со сказкой по развитию у младших школьников эмоциональной отзывчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL RESPONSIVENESS TO THE HEROES OF FAIRY TALES IN SECOND GRADERS IN LITERARY READING LESSONS

The article deals with the problem of developing second-graders' emotional responsiveness to the heroes of fairy tales at the lessons of literary reading. The need to develop emotional responsiveness is confirmed by the requirements of the federal state educational standard for primary general education. The need for the development of emotional responsiveness, in understanding each other, in sympathy for another person, in the development of their emotions, the ability to empathize with people, in the selection of methodological techniques, exercises, forms and means, aimed at developing the emotional responsiveness of younger students, remains relevant. The article analyzes the research of domestic scientists on the development of emotional responsiveness. To achieve this goal, a pedagogical study was carried out. As a result of the research, a number of lessons, exercises, games, trainings were developed and experimentally conducted. The theoretical significance of the study consists in identifying the features of the development of emotional responsiveness in primary schoolchildren in literary reading lessons; the method of working with a fairy tale for the development of emotional responsiveness in primary school children is characterized.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ К ГЕРОЯМ СКАЗОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2021

РАЗВИТИЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ОТЗЫВЧИВОСТИ К ГЕРОЯМ СКАЗОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL RESPONSIVENESS TO THE HEROES OF FAIRY TALES IN SECOND GRADERS IN LITERARY READING LESSONS

Шулепова Наталья Николаевна, студент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, natashenka. shul epova97@mail. т

Shulepova Natalya Nikolayevna, student FGBOU VO «Vyatskiygosudarstvennyyuniversitet», g. Kirov, [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития у второклассников эмоциональной отзывчивости к героям сказок на уроках литературного чтения. Необходимость развития эмоциональной отзывчивости подтверждается требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Актуальным остается потребность развития эмоциональной отзывчивости, в понимании друг друга, в сочувствии к другому человеку, в развитии своих эмоций, умением сопереживать людям, в подборе методических приемов, упражнений, форм и средств, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников. В статье проанализированы исследования отечественных ученых по развитию эмоциональной отзывчивости. Для достижения поставленной цели было проведено педагогическое исследование. В результате исследования разработаны и экспериментальным путем проведены ряд уроков, упражнения, игр, тренингов. Теоретическая

1599

значимость исследования состоит в выявлении особенностей развития у младших школьников эмоциональной отзывчивости на уроках литературного чтения; охарактеризована методика работы со сказкой по развитию у младших школьников эмоциональной отзывчивости.

Annotation. The article deals with the problem of developing second-graders' emotional responsiveness to the heroes of fairy tales at the lessons of literary reading. The need to develop emotional responsiveness is confirmed by the requirements of the federal state educational standard for primary general education. The need for the development of emotional responsiveness, in understanding each other, in sympathy for another person, in the development of their emotions, the ability to empathize with people, in the selection of methodological techniques, exercises, forms and means, aimed at developing the emotional responsiveness of younger students, remains relevant. The article analyzes the research of domestic scientists on the development of emotional responsiveness. To achieve this goal, a pedagogical study was carried out. As a result of the research, a number of lessons, exercises, games, trainings were developed and experimentally conducted. The theoretical significance of the study consists in identifying the features of the development of emotional responsiveness in primary schoolchildren in literary reading lessons; the method of working with a fairy tale for the development of emotional responsiveness in primary school children is characterized.

Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, эмоции, герои, литературные произведения.

Key words: emotional responsiveness, emotions, heroes, literary works.

Введение

Понимание ребенка отличается от взрослого эмоциональностью, восприимчивостью, честностью. Детство-благодатная область для развития творческой деятельности. Очень важно как можно раньше ввести проблему развития эмоциональной отзывчивости [5].

1600

Особое внимание уделяется решению проблем социализации современного ученика и созданию условий для развития «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России " в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (ФГОС НОО) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности российского гражданина» [1].

Наука создала абстрактную основу для изучения этой проблемы. Большое значение имеют исследования по развитию личности младшего школьника в процессе обучения В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, В. А. Сластенина, Р. С. Немова. На сегодняшний день актуальна проблема эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста, она тесно связана с результатом воспитания эмоций, эмоциональной культуры.

«Эмоциональная отзывчивость - это способность человека проявлять сопереживания и сочувствие к другим людям, понимать их внутренние состояния.»

Л.С.Выготский [8] считал, что одним из важнейших направлений деятельности педагога будет эмоциональное развитие детей. «Центральным звеном» психической жизни ребенка и человека являются эмоции.

На основе теоретических исследований его последователи развивают идею взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в том числе интеллектуальной и эмоциональной. Этот факт является одним из основополагающих в организации педагогической работы со школьниками. Среди современных исследований привлекает внимание система эмоциональной отзывчивости детей, построенная на основе работы отечественных педагогов и психологов

1601

Предметы гуманитарного цикла имеют большую роль в развитии эмоциональной отзывчивости личности младшего школьника, особенно высока ценность такого предмета, как литературное чтение[7].

Литературное чтение, которое является одним из самых важных предметов в начальной школе, играет важную роль в многогранном развитии личности. Уроки литературного чтения удовлетворяют эстетические потребности учащихся, развивают их эмоциональную отзывчивость. На этих уроках ученики формируют мышление, расширяют кругозор, передают чувство любви к родному языку, понимают универсальные ценности, личность воспитывается

О.В. Романенко считает, что литература является важным инструментом для продвижения эмоциональной культуры в начальной школе. Ведь именно в мировой литературе сосредоточен огромный психологический опыт человечества.

Такие великие русские писатели, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.С. Тургенев были настоящими психологами. Они изображали тонкие душевные движения и раскрывали внутренний мир литературных героев, в особой художественной форме.

А.А. Мелик-Пашаев утверждает, что литература-это прежде всего форма искусства, призванная развивать эстетическую сферу ученика. Тема изучения в литературе-внутренний мир человека. Во время чтения, помимо эстетических задач, читатель должен думать также о моральных и психологических задачах.

Однако в психолого-педагогической и методической литературе проблема работы по развитию эмоциональной отзывчивости по отношению к героям сказок в литературном чтении у младших школьников недостаточно раскрыта. Это подчеркивает актуальность этой темы.

1602

Отсюда проблема исследования - каковы педагогические условия развития у второклассников эмоциональной отзывчивости к героям сказок на уроках литературного чтения

Цель исследования: выявить особенности развития эмоциональной отзывчивости к героям сказок на уроках литературного чтения у младших школьников

Гипотеза: процесс развития эмоциональной отзывчивости к героям сказок у младших школьников на уроках литературного чтения будет протекать эффективно, если:

• разработать конспекты урока с учетом тех педагогических условий, которые, на наш взгляд, повлияют на развитие эмоциональной отзывчивости к героям сказок на уроках литературного чтения;

• побуждать учащихся к пониманию и переживанию к героям литературных сказок с помощью занятий, упражнений ,игр, тренингов;

• создать благоприятную эмоциональную атмосферу для проявления эмоциональной отзывчивости на уроках литературного чтения.

Задачи исследования:

1.Выявить особенности развития у младших школьников эмоциональной отзывчивости на уроках литературного чтения.

2. Охарактеризовать методику работы со сказкой по развитию у младших школьников эмоциональной отзывчивости к ее героям.

3. Разработать и апробировать серию мероприятий, направленных на развитие у младших школьников эмоциональной отзывчивости к героям сказок на уроках литературного чтения

Методы исследования: при написании работы были использованы такие методы исследования, как анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, включающий этапы констатации, формирования и контроля.

1603

Методология и результаты исследования

Проблемой развития эмоциональных качеств младших школьников занимались многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги, такие как П. К. Анюхин, Л. С. Выготский, н. а. Ветлугина, Б. М. Теплов, К. Изард, Д. Б. Кабалевский, С. А. Курносова, П. П. Симонов, В. В. Абраменкова, Л. С. Выготский и др.

Для решения первой задачи мы провели теоретический анализ используемой литературы, который показал особенности развития эмоциональной отзывчивости, зависящей от характера и душевного состояния человека

Эмоции-неотъемлемая часть жизни каждого человека, сопровождающая любое проявление деятельности. А. Г. Маклаков утверждал, что эмоции-это психические процессы в виде переживаний, отражающих личную значимость и оценку этих ситуаций для человеческой жизни[7].

Автор В. В. Абраменкова, считала, что «эмоции» - уникальный класс психических процессов и состояний (человека, животного), связанных с определенными влечениями, потребностями, мотивами, возникающими в форме непосредственного переживания (удовлетворение, страх и т.) [2].

"Эмоции воспринимаются как специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, их удовлетворением процессом, окрашенные в приятные или неприятные тона», - так думал Б.М.Теплов [11].

Литературное чтение - один из предметов гуманитарного цикла, играющая важную роль в развитии эмоциональной отзывчивости, на уроках дети удовлетворяют эстетические потребности, у детей формируется мышление, память, расширяется кругозор, понимаются традиционные ценности, идет воспитание личности [8].

По мнению Н.Н. Светловской, чтение является центральным средством формирования личности, которое ставит на первый план развитие человеческого потенциала нации [6].

1604

О.В. Романенко считает, что литература является преобладающим инструментом для продвижения эмоциональной культуры в начальной школе[12].

Таким образом, мы пришли к выводу, что формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников происходит на основе общения с произведениями литературы. Они являются давним, мягким средством, влияющим на развитие ребенка.

Выполняя вторую задачу, нами была охарактеризована методика работы со сказкой по развитию у младших школьников эмоциональной отзывчивости.

Работа над сказкой осуществляется так же, как и над другими произведениями искусства, причем у нее есть свои особенности и приемы. Они оставляют нам свою национальную идентичность. Каждая сказка особенная, неповторимая, добро побеждает зло.

Какие же существуют рекомендации для работы со сказкой?

Важно наглядно организовать практическую деятельность, использовать свое чтение-повествование, нужны иллюстрации для сопровождения, при анализе текста уместны вопросы проблемного характера, заставляющие детей размышлять над поступками персонажей [3].

Сказка захватывает ребенка своим содержанием, разжигает детское воображение, улучшает воображение, разворачивает детские жизненные представления, помогает понять, как нужно относиться к своим и к поступкам других.

Изучив методику работы над сказкой о развитии у младших школьников эмоциональной отзывчивости, мы установили, что младший школьный возраст является важнейшим этапом в развитии и развитии миропонимания, духовных, нравственных представлений, художественных чувств и эмоций. Используя литературные произведения, младшие школьники понимают, почему важно быть внимательным к другим, стать эмоционально отзывчивым.

1605

При решении третьей задачи нами были проведены конспекты уроков литературного чтения, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости.

Экспериментальная работа проводилась на базе «Муниципального казенного общеобразовательного учреждения №14» города Слободского Кировской области. В исследовании приняли участие обучающиеся двух вторых классов (2а и 2б). Общее количество человек, принявших участие в эксперименте - 40 человек. Эксперимент проводился в январе-марте 2021 года.

Проведенная нами экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.

Для достижения цели исследования была проведена методика М. П. Воюшиной «Реакция ребенка на эмоциональное состояние другого». Методика направлена на выявление текущего уровня развития эмоциональной отзывчивости у второклассников к героям сказок на уроках литературного чтения. Оценка результатов проводилась по следующим показателям: умение выражать свое мнение о чтении, умение определять динамику эмоций, смену настроения, умение определять мотивы поступков персонажей текста, умение различать и определять позицию автора, понимание основной мысли текста.

Анализ результатов проведенной диагностики показал, что среди второклассников обеих групп, преобладает средний и низкий уровень развития эмоциональной отзывчивости. Низкий уровень реакции ребенка на эмоциональное состояние другого в экспериментальной группе имеют 55% и контрольной группе 30% детей. Средний уровень имеют 20% экспериментальной группы и 50% контрольной группы детей. Высокий уровень составил 25% в экспериментальной группе и 20% в контрольной группе детей.

Поэтому дети не могут полностью понять эмоциональное состояние другого человека, не вполне могут передать свои эмоции, понять и рассказать

1606

о действиях героев, опираясь на наводящие вопросы. У некоторых детей не совсем хорошее воображение. Что послужило основой для проведения формирующего эксперимента (Рис.1).

60%

50% -

40% -

30% -

20% -

10% -

0%

Экспериментальная группа Контрольная группа

■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень

Рисунок 1 Первоначальный уровень развития у второклассников эмоциональной отзывчивости к героям сказок в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе. Исходя из полученных данных, был проведен формирующий этап эксперимента, направленный на развитие у второклассников эмоциональной отзывчивости к героям сказок на уроках литературного чтения.

Мы отобрали и проанализировали материал для создания конспектов к урокам, включая упражнения, тренинги, игры, которые способствуют развитию эмоциональной отзывчивости.

Темой занятий была сказка. В нашей работе мы проводили 10 уроков, два раза в неделю, продолжительность занятий составляла 45 минут. Произведения подбирались с учетом возрастных особенностей второклассников, для каждого урока был подготовлен иллюстрированный материал, подготовлены вопросы на тему урока.

Представим алгоритм составления и проведения уроков по литературному чтению.

1607

Первый этап - подготовительный. На данном этапе было: определение темы урока, постановка целей и задач, определение содержания материала на данный урок, определение структуры.

Второй этап - основной, связан с проведением уроков по литературному чтению.

Заключительный этап - закрепление полученных знаний [4].

Рассмотрим на примере одного урока «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» На подготовительной этапе урока мы с детьми отгадывали зашифрованное слово на доске, это и была тема урока.

Далее мы начали читать сказку, эта сказка хоть и не имеет рифмы, а сказывается, словно песня поётся. Дети с удовольствием слушали сказку.

Далее по сказке задавали наводящие вопросы, для того, чтобы разобраться в том, как дети поняли смысл сказки.

Потом школьникам предлагалось несколько картинок, им нужно было понять эмоциональное состояние героя и описать его. С этим заданием дети затруднялись, некоторым было сложно описать данное чувство.

После этого, мы с детьми играли в игру «Четвертый лишний», целью стало: развитие восприятия, распознавание различных эмоций. Для этого на доске были написаны состояния людей (грусть, обида, вина, радость) и им нужно было выбрать лишнее. В конце урока была проведена рефлексия, с наводящими вопросами.

Для мониторинга результативности работы, проведенной нами на формирующем этапе, мы провели повторную диагностику развития у второклассников эмоциональной отзывчивости к героям сказок на уроках литературного чтения. Контрольный этап эксперимента был направлен на выявление уровня развития эмоциональной отзывчивости к героям сказок на уроках литературного чтения.

По результатам контрольного эксперимента нами была составлена таблица, в которой мы отобразили динамику развития у второклассников

1608

эмоциональной отзывчивости к героям сказок на уроках литературного чтения.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Экспериментальная группа Контрольная группа

■ Высокий уровень «Средний уровень ■ Низкий уровень

Рисунок 2 - Динамика уровней развития у второклассников эмоциональной отзывчивости к героям сказок в экспериментальной и контрольной группах

(контрольный этап эксперимента)

Анализ результатов показал, что процент учащихся с высоким уровнем развития эмоциональной отзывчивости к героям сказок на уроках литературного чтения повысился, а средний и низкий понизился.

Контрольный эксперимент дал право увидеть динамику развития эмоциональной отзывчивости к героям сказок на уроках литературного чтения. Было выявлено, что дети, с которыми проводилась работа, показали довольно высокие отметки.

Отсюда можно сказать, что результаты контрольного этапа исследования позволили нам доказать эффективность проведенной работы.

Поэтому систематическая работа по развитию у второклассников эмоциональной отзывчивости к героям сказок на уроках литературного чтения дала положительную тенденцию, дети четко и правильно поняли статус других людей, высказали свое мнение, помогли сверстникам.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, уровень развития эмоциональной отзывчивости у второклассников к героям сказок в литературном чтении экспериментальной

1609

группы был выше, чем у второклассников контрольной группы. Это подтверждает нашу гипотезу, состоящую в том, что разработанные конспекты урока с учетом тех педагогических условий повлияли на развитие эмоциональной отзывчивости героев сказок в литературном чтении.

Побуждая учеников понимать и переживать героев литературных сказок с помощью уроков ,упражнений, создавая благодатную эмоциональную атмосферу для проявления эмоциональной отзывчивости в литературном чтении, на уроках используют игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости (например: изображать эмоции, пиктограммы) при подборе произведений искусства с учетом возрастных особенностей второклассников.

Таким образом, наша цель была достигнута, задачи были реализованы, и гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение.

Ссылки на источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2016. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М.:Академия, 2018. - 368с.

3. Андреев, В.Н. Сказка и ее потенциальные возможности в воспитании [Электронный ресурс] / В.Н. Андреев // Режим доступа: https://infourok.ru/statya-skazka-i-eyo-potencialnie-vozmozhnosti-v-kulturnonravstvennom-vospitanii-shkolnikov-1057189.html (дата обращения 23.12.2019

4. Ахметова, Т.А. Чтение - один из видов рецептивной деятельности / Т.А. Ахметова - М.: Вектор науки, 2016. - 35с.

5. Вербовская, В.С. Эмоциональная отзывчивость / В.С. Вербовская [Электронный ресурс] // Режим доступа:

1610

https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnaya-otzyvcMvost-soderzhanie-i-struktura-ponyatiya (дата обращения 12.10.2019)

6. Дубровина, И. В. Психология / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2012. - 461 с.

7. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - М.: Просвещение, 2020. - 123 с.

8. Рудковская, М.Ю. Урок литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников: учебно-методическое пособие / М.Ю. Рудковская. - М.: Академия, 2012. - 84 с.

9. Сухомлинский, В.А.. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский - М: Киев 1969. - 78 с

10. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - М. : Школьная пресса, 2015 - 192 с

11. Теплов, Б. М. Избранные труды / Б.М. Теплов - М.: Педагогика 2017. -360с

12. Шаповалова О.Е. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся / О.Е. Шаповалова. - М.: Академия, 2017. - 178 с.

13. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2018. - 368 с.

Linkstosources

1. Federal state educational standard of primary general education [Text] / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - 2nd ed. - M.: Education, 2011 .-- 31 p. - (Second generation standards).

2. Abramenkova, V.V. Social psychology of childhood: development of child's relations in children's subculture / V.V. Abramenkov. - M.: Academy, 2008 .--368p.

3. Andreev, V.N. Fairy tale and its potential in education [Electronic resource] / V.N. Andreev // Access mode: https://infourok.ru/statya-skazka-i-eyo-

1611

potencialnie-vozmozhnosti-v-kulturnonravstvennom-vospitanii-shkolnikov-1057189.html (date of access 23.12.2019

4. Akhmetova, T.A. Reading is one of the types of receptive activity / T.A. Akhmetova - M .: Vector of Science, 2012 .-- 35p.

5. Verbovskaya, V.S. Emotional responsiveness / V.S. Verbovskaya [Electronic resource] // Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnaya-otzyvchivost-soderzhanie-i-struktura-ponyatiya (access date 12.10.2019)

6. Dubrovina, IV Psychology / IV. Dubrovin. - M .: Education, 2012 .-- 461 p.

7. Maklakov A.G. General psychology / A.G. Maklakov. - M .: Education, 2020 .-- 123 p.

8. Rudkovskaya, M.Yu. The lesson of literary reading in the spiritual and moral education of junior schoolchildren: teaching aid / M.Yu. Rudkovskaya. - M .: Academy, 2012 .-- 84 p.

9. Sukhomlinsky, V.A .. I give my heart to children / V.A. Sukhomlinsky - M: Kiev 1969. - 78 p.

10. Sukhomlinsky, V. A. On education / V. A. Sukhomlinsky. - M.: Shkolnaya pressa, 2003 - 192 p.

11. Teplov, BM Selected Works / BM. Teplov - M .: Pedagogika 2000 .-- 360s

12. Shapovalova O.E. On the study of the characteristics of the emotional sphere of students / O.E. Shapovalov. - M .: Academy, 2017 .-- 178 p.

13. Uruntaeva, G.A. Children's psychology / G.A. Uruntaeva. - M .: Academy, 2010 .-- 368 p.

1612

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.