РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
DEVELOPMENT OF EMOTIONAL RESPONSIBILITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF LITERARY READING
УДК 373
Артемова Елена Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ Правдинская средняя общеобразовательная школа № 1 Пушкинского муниципального района Московской области Artyomova Elena Nikolaevna lenaartemova-2@mail.ru
Аннотация
В статье рассматривается развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников средствами литературного чтения.
Summary
The article discusses the development of emotional responsiveness of younger students by means of literary reading.
Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, нравственные понятия, моральные убеждения, общечеловеческие ценности, оценочные суждения.
Keywords: emotional responsiveness, moral concepts, moral beliefs, universal values, value judgments.
Постановка проблемы. Одной из главных причин экономического, политического и духовного кризиса, социальной нестабильности и разобщенности в нашем обществе является недостаточная осознанность морально-ценностных ориентаций гражданами. Именно поэтому, проблема воспитания общечеловеческих нравственных ценностей подрастающего поколения приобретает особую актуальность.
Базовая цель современного образования заключается в том, чтобы воспитать духовно зрелую личность, для которой понятие ответственности, добра, справедливости, совести, милосердие, стали бы собственными ценностными ориентирами. Воспитание эмоциональной отзывчивой у детей способствует развитию сопереживания, сочувствия, обеспечивает успешную адаптацию ребенка в современном обществе.
Целью статьи является изучение развития эмоциональной отзывчивости младших школьников средствами литературного чтения.
Изложение основного материала. Сенситивным периодом в воспитании эмоциональной отзывчивости считается младший школьный возраст. Ведь для младших школьников характерны:
- повышенная чувствительность к восприятию внешних воздействий, высокий уровень обобщений, развитие самоконтроля;
- готовность воспринимать и подражать, испытывать себя;
- чрезвычайная природная любознательность и эмоциональность, доверие к родителям и учителям;
- отсутствие негативного отношения к правилам морали и сомнений в их необходимости, которые появляются в подростковом возрасте.
Именно в этот период создаются предпосылки для разностороннего и гармоничного развития ребенка, формируются познавательные процессы, обогащается содержание эмоций, возникают высшие чувства, закладывается ценностный фундамент личности.
Учителя должны формировать у школьников стремление к совместному труду, добросовестному выполнению трудовых поручений, желания помогать в случае необходимости товарищам, внимательно относиться к больным, лицам с ограниченными возможностями здоровья, младшим детям, отвечать за порученное дело, не подводить свой класс, быть дисциплинированным. Учащиеся должны уметь различать хорошие и плохие поступки людей, справедливо оценивать свои действия и действия товарищей.
Среди исследователей нет единого подхода в трактовке понятия «эмоциональная отзывчивость».
О.А. Зайцева рассматривает понятие эмоционально-нравственной отзывчивости как свойство характера, характеризующееся устойчивым добрым отношением к людям, выражающимся в желании им добра, благополучия и счастья [1, с. 8].
Е.С. Румянцева, Л.В. Филиппова считают, что отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании, сочувствии другому человеку [4, с. 241].
Анализ литературы позволил сделать вывод, что эмоциональная отзывчивость - это способность сопереживать окружающим людям, живым существам, соотносить факты с жизненным опытом; умение откликаться на события, явления; эмоциональный отклик на боль другого человека или другого живого существа; положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, бескорыстие, умение прощать, терпимость.
Большую роль в процессе формирования у младших школьников эмоциональной отзывчивости имеют уроки литературного чтения. Одной из задач действующих программ по «Литературному чтению» является развитие эмоциональной и чувственной сферы учащихся, образного мышления, умения высказывать элементарные оценочные суждения относительно прочитанного.
Каждое художественное произведение несет соответствующую информацию о событиях, жизненных ситуациях, явлениях и законах природы, расширяет жизненный опыт ребенка, обогащает словарный запас, развивает речь. В результате изучения содержания и идейной направленности художественного слова под руководством педагога ученик познает элементы нравственно-этической культуры, усваивает важнейшие общечеловеческие ценности и нормы поведения народа, края, в котором живет. Осмысление содержания художественных произведений, в которых описаны чувства и поступки действующих лиц, вызывает у учеников сопереживание, дает им возможность понять внутренний мир других людей, ребенок учится выражать сочувствие, оценочные суждения.
Особое место в нравственном развитии сознания младшего школьника занимает процесс формирования эмоционально-нравственных взаимоотношений на основе таких моральных чувств, как страх, стыд, вина, правда, доверие, справедливость, эмпатия, привязанность, достоинство, совесть, альтруизм, ответственность, дружба, гражданские чувства и тому подобное.
Для формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках литературного чтения используют разнообразные методы, среди которых выделяются:
- рассказ, объяснение, беседа, лекция;
- поручения, требования, состязания, упражнения, показ образцов и примеров и т.п.;
- поощрения, замечания, наказания, ситуации контроля и самоконтроля и др. [6, с.184].
Необходимо подбирать произведения, которые несут в себе идеи добра, трудолюбия, ответственности и тому подобное.
Например, при чтении рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» у детей формируются представления о доброжелательном отношении к окружающим: хороший человек никогда не обидит, не ударит другого.
После прослушивания рассказа детям предлагается ответить на вопросы:
- Кто главный герой рассказа? Что с ним случилось?
- Каким рос мальчиком Вова? Почему все боялись его?
- Как можно одним словом назвать его поведение?
- Чем гордился Вова? Боялся ли Вова кого-нибудь? Было ли ему страшно?
- Как отнеслись к поступкам Вовы мальчики и девочки?
- Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?
- Как поступили окружающие по отношению к Вове?
- Прочитайте слова, выберите те черты характера. Каким был Вова? Добрый, грубый, умный, гордый, заботливый, жестокий.
Это хорошие или плохие черты характера?
- Что бы вы могли посоветовать Вове, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?
- Чему учит нас этот рассказ?
- Как нужно относиться к тем, кто рядом с тобой?
В конце урока дети делают вывод о том, что нельзя обижать других, к людям нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе, и, если тебе дана сила и какое-то преимущество перед другими, то использовать их необходимо во благо себе и другим, а не причиняя боль и вред. «Самое страшное» заключается в том, что человеку трудно прожить в одиночестве, без общения с другими людьми.
Например, после чтения сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» младшим могут быть заданы следующие вопросы:
- Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга?
- Какую неосмотрительность допустила Аленушка и, что из этого вышло?
- Можно ли идти куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь обещает?
-Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?
- Какие слова характеризуют Аленушку, а какие - ведьму?
- Чему учит сказка, с которой мы ознакомились сегодня?
По итогам изучения дети делают выводы о том, как важно быть в жизни ответственным, слушаться старших, нужно сначала думать, а потом делать дело; как важно ценить, любить и помогать своим близким и родным.
Например, детям после изучения рассказа «Правда всего дороже» Л.Н. Толстого, задают вопросы:
- Кто является главным героем рассказа?
- Что случилось с мальчиком?
- Как поступил мальчик?
- Как вы оцениваете поступок мальчика?
- Если бы вы оказались на месте мальчика, как бы вы поступили?
- Как отец отреагировал на признание сына? Что он сказал, как?
- Почему отец поблагодарил мальчика?
- Какой вывод сделал для себя сын?
Во время чтения это рассказа школьники учатся сопереживать, учатся быть добрыми, смелыми, честными и добрыми, учатся совершать правильные поступки.
Большую роль в формировании эмоциональной ответственности младших играют произведения о моральных взаимоотношениях в семье. Используя разнообразные приемы, в частности прием контрастного сравнения, успешно формируются в моральном сознании детей важные нравственные понятия: сочувствие и равнодушие, радость, ответственность и безответственность и т.д.
Например, после изучения рассказа В.Ю. Драгунского «Бы ...», с детьми можно провести беседу по следующим вопросам:
- Что узнали о семье Дениски?
- О каких привычках Дениски вы узнали?
- Хорошие это привычки или плохие?
- Что чаще всего слышал Дениска от папы?
- Вам родители дают такие советы?
- О какой маминой привычке узнаём?
- Как вы относитесь к этому?
- Что значит «Как шёлковые?»
- Чему Дениска завидовал?
- Вы догадались, что говорили обычно родители на настойчивые упрашивания Дениски пойти с ними?
- Как Дениска реагировал на все убеждения родителей.
- О чём же этот рассказ? Только ли о мечтах мальчика?
По итогам дети делают выводы, что главная мысль рассказа заключается в том, что нужно с пониманием относиться к своим детям, взрослым трудно понять, что у детей совсем другие интересы и стремления, а разница в возрасте это только усугубляет. Рассказ показывает нам, что нужно понимать своих детей, а детям - понимать своих родителей.
Выводы. Детская литература как основа нравственного воспитания младших школьников является совокупностью событий, состояний, изменений, сопровождающих непосредственное и опосредованное движение
путями ценностных ориентаций учащихся от эгоцентрических к высоконравственных чувств; от первичных представлений о добре и зле до моральных убеждений и сформированности эмоциональной отзывчивости; от поступков, обусловленных принуждением или страхом, до высоконравственного поведения. Детская литература как своеобразная форма отражения и познания окружающего мира через художественные образы, является системообразующим средством воздействия на процесс формирования основ нравственного воспитания младших школьников.
Перспективы дальнейших исследований в этом направлении должны заключаться в разработке методик психологического диагностирования компонентов эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста, выявлении уровней и критериев сформированности и определения наиболее существенных условий, влияющих на становление эмоциональной отзывчивости, необходимое для успешной интеграции личности ребенка в социальное окружение.
Список литературы
1. Зайцева, О.А. Влияние художественного произведения на формирование эмоциональной отзывчивости младших школьников [Текст] / О.А. Зайцева // В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика. - 2019. - С. 8-10.
2. Мельцаев, Д.М. Практико-ориентированный характер преподавания детской литературы // Обучение и развитие детей младшего школьного возраста: сборник статей / отв. ред. М.Б. Зацепина; под общ. ред. О.Г. Мурзаковой, Е.К. Брыкиной. - М.: ИИУ МГОУ, 2018. - С. 150-158.
3. Нанаева, О.В. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников [Текст] / О.В. Нанаева // В сборнике: Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики. - 2018. - С. 57-60.
4. Румянцева, Е.С. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках литературного чтения [Текст] / Е.С. Румянцева, Л.В. Филиппова // В сборнике: Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей. - 2018. - С. 241-248.
5. Тобагабылова, А.Ж. Теоретические аспекты развития эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся в современных образовательных условиях [Текст] / А.Ж. Тобагабылова // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. - 2019. - с. 4465-4473.
6. Шилова, А.А. Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости в младшем школьном возрасте [Текст] / А.А. Шилова // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. - 2018. - С. 183-185
Bibliography
1. Zaitseva, O.A. The influence of a work of art on the formation of emotional responsiveness of younger students [Text] / O.A. Zaitseva // In the collection: Modern educational environment: theory and practice. - 2019 .-- S. 8-10.
2. Meltsaev, D.M. The practice-oriented nature of teaching children's literature // Teaching and development of primary school children: collection of articles / ed. ed. M.B. Zatsepin; under the general. ed. O.G. Murzakova, E.K. Brykina. -M.: IIU MGOU, 2018 .-- S. 150-158.
3. Nanaeva, O.V. Education of emotional responsiveness in primary school students [Text] / O.V. Nanaeva // In the collection: Theoretical and practical questions of psychology and pedagogy. - 2018 .-- S. 57-60.
4. Rumyantseva, E.S. Pedagogical conditions for the development of emotional responsiveness of younger students in literary reading lessons [Text] / E.S. Rumyantseva, L.V. Filippova // In the collection: Actual problems of modern pedagogical science: a view of young researchers. - 2018 .-- S. 241-248.
5. Tobagabylova, A.Zh. Theoretical aspects of the development of emotional and moral responsiveness of students in modern educational conditions [Text] / A.Zh. Tobagabylova // In the collection: University complex as a regional center of education, science and culture. - 2019 .-- S. 4465-4473.
6. Shilova, A.A. The formation of emotional and moral responsiveness in primary school age [Text] / A.A. Shilova // In the collection: Russia and Europe: the relationship of culture and economy. - 2018 .-- S. 183-185