Научная статья на тему 'Детский фольклор как учебный материал для чтения и первичного анализа в начальных классах'

Детский фольклор как учебный материал для чтения и первичного анализа в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2322
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CHILDREN''S FOLKLORE / METHODS OF WORKING WITH TEXT / EDUCATIONAL ACTIVITY / READING COMPETENCE / MODERN TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грахова Светлана Ивановна, Пономарева Татьяна Алексеевна

В статье акцентируется внимание на целесообразности обращения к текстам детского и сказочного фольклора как к учебному материалу в процессе формирования читательских компетенций. Анализируются особенности практического применения произведений народного творчества на уроках литературного чтения в ходе проведения экспериментального исследования; предлагается теория и методика организации учебной деятельности в младших классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S FOLKLORE AS EDUCATIONAL MATERIAL FOR READING AND ANALYSIS OF PRIMARY IN THE PRIMARY GRADES

The article focuses attention on appropriateness of addressing to the texts of children and fairy-tale’s folklore as educational materialin the process of forming the readers’ competences. It is also analysed features of practical usage of works of folk art at literature lessons in the course during experimental research; theory and methodology of organization of learning activities in primary school is suggested as well.

Текст научной работы на тему «Детский фольклор как учебный материал для чтения и первичного анализа в начальных классах»

качества конечных результатов работы преподавателя ВУЗа (количество студентов экспериментальных групп, выдержавших экзамены на «4» и «5», с 36, 1% увеличилось до 49,4 %); б) повышение качества и эффективности образовательного процесса (количество лекций и практических занятий в экспериментальных группах, на которых осуществляется активная познавательная деятельность и индивидуализация обучения, с 21% увеличилась до 81%); в) повышение профессиональной компетентности и уровня творческого саморазвития научно-педагогических работников (НИР) (количество НПР с высоким уровнем творческой самореализации с 25,6% увеличилось до 65,2%).

Выводы. Исследование подтвердило, что одним из важных направлений повышения эффективности педагогического процесса в системе высшего профессионального образования является интеграция педагогических технологий, реализация управленческих (гибких) интегральных педагогических технологий, способных адаптироваться к разного уровня сложности педагогических условий и эффективно решающих современные задачи профессионального образования. В данной системе инноваций ( в данном примере) ведущим компонентом является модульное обучение.

Литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Каз. Гос. Унта, 1997. 240 с.

2. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение./ С.Я. Батышев. - М.; Педагогика, 2000. 200 с.

3. Безрукова, В.С. Педагогическая интеграция. / В.С. Безрукова // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. научных трудов. - Свердловск. инж-пед. ин-т., 1990. C. 24-38.

4. Быков, Д.П. Новые технологии в образовании. / Д.П. Быков. - М., 2012. С. 41.

5. Волков, И.П. Цель одна - дорог много. Проектирование процесса обучения. / И.П. Волков. - М.: Педагогика, 2000. 118 с.

6. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.

7. Третьяков, П.И., Сенновский, И.Б. Технология модульного обучения в школе. / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. - М.: Новая школа, 2007. 352 с.

8. Чернобельская, Г.М., Милюкова, С.Н. Пропедевтика модульного обучения химии. / Г.М. Чернобельская, С.Н. Милюкова // Наука и школа. 2000. № 2. С Л 5-18.

9. Чошанов, М.А. Дидактика и инженерия./ М.А. Чошанов. - М: изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2013, С. 43.

10. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. / М.А. Чошанов. - М.: Педагогика, 1996. 157 с.

Педагогика

УДК 37.022

кандидат филологических наук, доцент Грахова Светлана Ивановна

«Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); магистрант Пономарева Татьяна Алексеевна

«Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ПЕРВИЧНОГО АНАЛИЗА В

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Аннотация. В статье акцентируется внимание на целесообразности обращения к текстам детского и сказочного фольклора как к учебному материалу в процессе формирования читательских компетенций. Анализируются особенности практического применения произведений народного творчества на уроках литературного чтения в ходе проведения экспериментального исследования; предлагается теория и методика организации учебной деятельности в младших классах.

Ключевые слова: детский фольклор, методика работы с текстом, учебная деятельность, читательская компетенция, современные технологии.

Annotation. The article focuses attention on appropriateness of addressing to the texts of children and fairy-tale's folklore as educational materialin the process of forming the readers' competences. It is also analysed features of practical usage of works of folk art at literature lessons in the course during experimental research; theory and methodology of organization of learning activities in primary school is suggested as well.

Keywords: children's folklore, methods of working with text, educational activity, reading competence, modern technology

Введение. Фольклор, как учебный материал, имеет давние традиции в начальном образовании России, успешно применяется и в преподавании современного литературного чтения, играя большую роль в учебной и читательской деятельности младших школьников, так как тесно связан с литературой для детей [2, 11].

Целесообразность обращения младших школьников к фольклору, составной части культуры народа, указана в Федеральном государственном образовательном стандарте: на уроках литературного чтения должно осуществляться духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими норм морали и национальных ценностей. Литературное чтение содействует формированию представлений о мире, культуре, этических представлений, понятия о нравственности [10]. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России также утверждается необходимость обращения школьников, вместе с педагогами и родителями, к фольклору народов России [4].

Актуальной видится задача в необходимости формирования у педагога компетентности в теории и практике преподавания фольклора на уроках литературного чтения, навыков методической организации уроков по изучению текстов детского фольклора и народных сказок, более всего соответствующих особенностям психологического и интеллектуального развития младших школьников. При наличии ряда современных учебно-методических комплексов (УМК) для литературного чтения, которые принято определять как инновационные, учителю целесообразно знать состав и содержание линии учебников,

включаемых в данные УМК, и таких его компонентов, как календарно-тематическое планирование уроков, методические рекомендации к ним и др.

Изложение основного материала статьи. Примерная программа начального общего образования ориентирует учителя начальных классов на то, что обучающиеся на уроках литературного чтения должны будут приобщаться к историко-культурному наследию России и общечеловеческим ценностям для этического и эмоционального развития [6]. Программы предусматривают обязательное знакомство младшего школьника с произведениями фольклора. Обучающимся необходимо научиться воспринимать и давать оценку их содержанию и форме, знать фольклор своей малой Родины, художественные промыслы народа.

Устное народное творчество, сохраняя менталитет народа, его историю и культуру, воспитывая в ребенке любовь к отчизне, воплощается в различных жанровых формах. В зависимости от объёма произведения традиционно выделяют: 1) большие формы: сказки, легенды, былины, исторические песни, баллады; 2) малые формы: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, считалки, дразнилки, потешки и др.

Вместе с тем, существует понятие детского фольклора, в произведениях которого представлены мировосприятие и быт детей. К нему относят в основном тексты малых форм.

В целом, каждый из жанров содержит четкое функциональное назначение и ориентирован на определенные закономерности возрастного развития детей. Детский фольклор имеет современное развитие, находя свое продолжение в школьном фольклоре.

В представлении современного педагога, как пишет методист Н.А. Стефаненко, урок литературного чтения «является развивающим и воспитывающим уроком» [8, с. 25]. Личность младшего школьника получает на нем всестороннее развитие - литературное, интеллектуальное, нравственное, эмоциональное. Соответственно, уроки чтения в современной педагогической деятельности ориентированы на развитие у детей способности полноценного восприятия литературных текстов в их художественной и эстетической целостности, на развитие учебных действий младших школьников.

Для того чтобы успешно осуществить подобные цели, педагог имеет возможность организации на уроке различных видов деятельности, таких как: читательская, творческая, коммуникативная, - применения различных современных педагогических технологий.

Необходимо учесть и то, что уроки литературного чтения перестают быть желанным школьным предметом для ученика. Изменилось в отрицательную сторону их отношение к народной сказке, которая в течение многих веков несла в себе духовный опыт народа, его идеалы, мечты и ожидания, представления о человеке и природе, истине и честности [5]. Подобное отношение к учебному материалу вообще, и к сказкам в частности, связано, возможно, с его освоением еще в дошкольном периоде. Другой фактор заключается в том, что в современном обществе наблюдается упадок детского фольклора, скорее всего, происходит трансформация детской культуры в целом [9, с. 43]. Упадок связан с уходом игровых жанров фольклора из детской жизни, что объясняется несколькими причинами: "свертыванием" дворового пространства в городах, тенденцией обучения младших школьников в центрах детского творчества, развитием Интернета и компьютерных игр, которые отдаляют ребенка от классических детских сообществ. Выход из подобной ситуации видится в необходимости новых форм работы (содержательной, педагогической, методической) при изучении фольклора на уроках литературного чтения.

Именно новые формы работы представлены в учебниках современных УМК, которые включены в состав Федерального перечня учебников, рекомендуемых для реализации школьных образовательных программ [7]. Это учебники нескольких УМК: «Школа России», «РИТМ», «Перспектива», «Начальная школа XXI века», Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова «Перспективная начальная школа» и др.

Основное противоречие школьной практики заключается в том, что, с одной стороны, данные учебно-методические комплексы востребованы, а, с другой - учителю трудно предопределить успешность применения какого-либо из них в образовательном процессе.

Предлагаем результаты исследования, которое было направлено на решение проблемы, логично исходящего из выше представленного противоречия и получившего следующую формулировку: будет ли успешным применение УМК «Школа России» на уроках литературного чтения при изучении детского фольклора и народной сказки?

В нашей работе мы применяли комплект «Литературное чтение. 2 класс» автора Л.Ф. Климановой и др. (УМК «Школа России»), в состав которого входят: учебник (в 2-х частях), рабочая тетрадь, методические рекомендации, рабочие программы. 1-4 классы, тетрадь учебных достижений, читаем летом.

В учебнике «Литературное чтение» для второго класса [3] предусмотрена работа с большим количеством произведений устного народного творчества: пословицами и поговорками, русскими народными песнями, колыбельными песенками, потешками и прибаутками, считалками и небылицами, загадками, русскими народными сказками. Всего во втором классе изучается 110 произведений устного народного творчества, 66 % из них составляют пословицы и поговорки, отражающие различные нравственные ценности (труд, дружба, взаимопомощь, согласие, уважение к старшим и др.), 19 % из них составляют загадки, 15 % - произведения других фольклорных жанров.

Как пишет Н.А. Стефаненко, подобное количество материала говорит о достаточно полной представленности материала для духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России на примере произведений фольклора русского народа [8, с. 60].

Изучению раздела «Устное народное творчество» во втором классе отводится 12 часов, из них 11 часов уроков и 1 час внеклассного чтения. Раздел начинается с постановки задач, которые стоят перед детьми (что они будут изучать), даются целевые установки, и прогнозирования результатов изучения произведений (чему научатся). Далее следует научно-познавательная статья, оформленная в виде диалога авторов учебника с учащимися, вводящая их в предмет изучения темы. Так, ученикам задаются вопросы на размышление: Как ты думаешь, с какими произведениями ты познакомишься в этом разделе? Что такое народное творчество? [3, ч. 1, с. 14]. Младший школьник при этом становится сознательным участником учебной деятельности.

К подразделам, представляющим для нас интерес, относятся колыбельные песенки, потешки, прибаутки, считалки и небылицы, пословицы и поговорки, загадки, сказки. Определим, каким образом выполнение заданий к текстам детского фольклора и сказок, упражнений, сформирует универсальные учебные действия второклассников и приведет к достижению результатов (согласно ФГОС).

Изучение жанров детского фольклора начинается с колыбельных песенок, переходит к потешкам и прибауткам, считалкам и небылицам, затем - к загадкам, пословицам и поговоркам, и наконец к большому по

объему и самому сложному произведению - сказке. Мы также последовательно - за учебником - изучаем фольклорные произведения, читаем их и выполняем задания. При этом учитываем методические рекомендации, предлагаемые учителю для работы с УМК «Школа России». Разумеется, ведется распределение заданий и упражнений в учебнике (рабочей тетради), как для урочной, так и внеурочной (домашней) работы, с учетом индивидуальных способностей детей, взаимоотношений, наличия таких качеств детей младшего школьного возраста, как стеснительность, недостаточный словарный запас для выражения знаний и эмоций, потребность в движении, игре и др.

Ученики второго класса работают самостоятельно, парами, группами. В сотрудничестве с учителем, одноклассниками, в диалогах с ними и формируются коммуникативные учебные действия: Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится [3, ч. 1, с. 60].

К текстам указанных жанров даются различные задания, которые можно сгруппировать в зависимости от того, какие способности второклассников они развивают, какие умения формируют и совершенствуют. Так, аналитические способности младших школьников складываются и развиваются путем включения в процесс анализа произведения, способствуя его эстетическому восприятию. Анализ произведения состоит из анализа и оценки содержания, структуры текста и языковых особенностей. Он осуществляется выполнением различных заданий к тексту. К примеру, после текстов малых жанров помещены вопросы:

Какое произведение - небылица, а какое - считалка? Что общего между считалкой и небылицей? Что роднит небылицу со сказкой? [3, ч. 1, с. 22, 23]. Цель вопросов: определение жанровых признаков произведений. При выделении отличительных признаков происходит анализ, приводящий к обобщению и синтезу.

К заданиям подобного рода отнесем и следующие: к сказке «Петушок и бобовое зернышко» - Расскажи сказку по рисункам. Озаглавь каждый эпизод [3, ч. 1, с. 35]; обсудите с другом, какие пословицы подходят по смыслу к содержанию сказки [3, ч. 1, с. 35]; сказке «У страха глаза велики» - Назови героев сказки. Каким ты их себе представляешь, чем они похожи друг на друга. Подтверди свой ответ словами из сказки [3, ч. 1, с. 37]; сказке «Гуси-лебеди» — Подготовься к пересказу: вспомни последовательность событий; раздели текст на части; определи главную мысль каждой части [3, ч. 1, с. 53]; или к загадке: Как ты думаешь, могут ли быть к загадке «Без окон, без дверей, полна горница людей» разные отгадки? Распредели загадки на тематические группы [3, ч. 1, с. 25]. Цель заданий: определение содержания, структуры произведений, характеров героев сказки; развитие речи.

Аналитизм, как способность и действие, формируется также в работе со схемами. По завершении чтения народных сказок, при выделении их типов возникает задание обобщающего характера: Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно? [3, ч. 1, с. 63]. Цель задания: познание структуры произведения и ее обозначений символами.

Рассмотрение модели композиционного строения сказки приводит учеников к выводу о том, что структура произведения может быть зафиксирована в виде модели кошки. В схеме-модели видны части сюжета сказки, ее элементы позволяют сочинить собственную сказку, что способствует самостоятельному творчеству ученика и закреплению знаний о волшебной сказке.

Аналитический характер мышления складывается и при обращении к языковым особенностям текстов. К примеру, вопросы к: колыбельной песенке - Какие слова убаюкивают? Найди их в тексте [3, ч. 1, с. 19]; прибаутке - Найди и прочитай слова напевно. Похоже ли второе произведение на сказку? [3, ч. 1, с. 20]; считалке - Прочитай считалки. Прислушайся к их четкому ритму [3, ч. 1, с. 22]; сказке «У страха глаза велики» - Зачем понадобилось сказочнику использовать такие слова: трё-ё-х, плё-ё-х, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх? [3, ч. 1, с.37]. Цель: характеристика языка произведений различных жанров; развитие речи, интонирования.

Приводятся также ассоциативные ряды слов, которые помогают школьнику выбрать слова для описания свойств персонажей, например: Как лиса и тетерев приветствовали друг друга: весело, доброжелательно, ласково, притворно, грубо? [3, ч.1, с.41]; Лиса какая? (хитрая, гостеприимная, жадная, упрямая, ласковая) [3, ч. 1, с. 61]. Цель: характеристика героев произведения; развитие речи.

Выбор приходится делать ученику и при осмыслении пословиц и поговорок, которые приводятся к произведению (сказке). К примеру, к сказке «У страха глаза велики»: У страха глаза велики: чего нет - и то видят; Робкого и тень страшит [3, ч. 1, с. 37]. Цель: осознание нравственной проблемы, соответствующей идее сказки.

Обязательным для учеников второго класса явилось выполнение задания: Выбери одну-две пословицы и объясни, как ты понимаешь их смысл. В каких случаях (ситуациях) их можно употребить? [3, ч. 1, с. 27]. Цель задания: анализ жизненных ситуаций, постановка самого себя в подобные условия, этическое воспитание; формирование интеллектуальной, эмоционально активной деятельности учащегося; развитие речи.

Мы прочитали в учебнике и изучили большое количество пословиц и поговорок, отражающих духовное богатство народа: Родина - мать, умей за нее постоять; Все за одного - один за всех; Нет друга - ищи, а нашел - береги [3, ч. 1, с. 26]. Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся 2 класса; развитие образности речи.

При изучении жанров детского фольклора рассматривали также фотографии игрушек - филимоновской, дымковской, соломенной игрушкой - видами народных ремесел как выражения русской национальной культуры, быта и эстетики русского народа [3, ч. 1, с. 16, 17, 18, 22, 23]. Цель - эстетическое воспитание учащихся, создание культурного поля на уроках литературного чтения.

Такого рода работа (упражнения с пословицами и другими исконно народными жанрами, рассмотрение иллюстраций) приводит второклассников к освоению нравственных, культурных ценностей народа и формированию гражданской и этнической идентичности, и в процессе ее осуществления они, таким образом, совершают личностные учебные действия.

При освоении фольклорных произведений учащиеся выполняли задания, направленные на поиск информации. Это: чтение научно-познавательной статьи; чтение схем-моделей; изучение иллюстраций (имеются ко всем представленным в учебнике текстам); классификаций видов сказки [3, ч. 1, с. 60], жанров детского фольклора [3, ч. 1, с. 56]; чтение текстов или их эпизодов в связи с поставленными задачами, проблемными вопросами: Могут ли нас чему-либо научить потешки и прибаутки? [3, ч. 1, с. 64].

Для задания: Составь рассказ о дымковской игрушке - велся поиск информации в энциклопедических словарях, интернете [3, ч. 1, с. 64]. Цель - нахождение информации, ее переработка в монологической речи ученика второго класса.

Задания для школьников, требующие от них поиска информации, ее осмысления, а также анализа учебного материала, формируют и совершенствуют их познавательные учебные действия.

В рубрике «Проверим себя и оценим свои достижения», которой заканчивается раздел «Устное народное творчество», учащиеся второго класса проверили знания о его жанрах и произведениях, а также и умения, отвечая на вопросы и выполняя задания: Вспомни виды устного народного творчества; Что такое пестушка и потешка? Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры; Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку [3, ч. 1, с. 56]. Цель - развитие рефлексии ученика, самостоятельности в оценке приобретенных знаний. Целеполагание уже в самом начале изучения раздела об устном народном творчестве, самоконтроль и оценка успехов и неудач - компоненты, формирующие регулятивные действия второклассников.

В течение всей работы с учебником при изучении фольклорных произведений учащиеся экспериментального класса одновременно обращались к «Рабочей тетради» [1]. Они интенсивно выполняли в ней упражнения, дополнявшие задания учебника, на уроке, или данные упражнения предназначались учителем для домашней работы.

К примеру, после чтения и освоения загадок в учебнике в домашних условиях были выполнены следующие задания: 1) найди в библиотеке книгу «Загадки»; 2) выпиши в «Рабочую тетрадь» загадки, которые больше всего тебе понравились. Объясни почему [1, с. 24]; 3) после чтения сказки: Рассмотри иллюстрацию к сказке. Расскажи, что на ней изображено. Составь план ответа. Сравни с планом в «Рабочей тетради» [1, с. 38]. Здесь от второклассников требовалось по первому заданию: поиск информации (посещение библиотеки, чтение книги), создание объяснительного монолога; по второму заданию: словесное рисование, составление плана и проверка его правильности, самоконтроль с использованием второго учебного пособия.

Определенные виды работ в «Рабочей тетради» давали детям больше самостоятельности, позволяли им искать информацию в большем круге источников, например, в книгах, журналах, интернете, научно-словарной литературе, были игровыми и более задорными и увлекательными, нежели упражнения в учебнике.

Урок внеклассного чтения по произведениям устного народного творчества проводился на основе материала «Рабочей тетради». Он носил обобщающий и творческий характер. Ученики в игровой форме сочинили небылицу, участвовали в конкурсе «Кто больше знает загадок», викторине «Узнай сказку» [1, с. 18, 19, 27].

Выводы. Как видим, содержание заданий и упражнений, представленных в двух учебных пособиях, заключает в себе комплекс методических приемов, которые при их отработке приводят к развитию у младших школьников универсальных учебных действий - личностных, познавательных и коммуникативных, а также, несомненно, к достижению результатов - личностных, метапредметных и предметных.

Литература:

1. Бойкина, М.В. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс / М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. -М.: Просвещение, 2015. - 96 с.

2. Грахова, С.И. Русский народный эпос в начальной школе / С.И. Грахова, Т.А. Гусева, И.А. Базуева // Филологические науки: Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - № 3: в 2-х ч. - Ч. 2. -С. 191-194

3. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. - М.: Просвещение, 2015. - Ч. 1. — 224 с., Ч. 2. - 224 с.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданина России // Городской методический центр [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html

5. Меркурьева, Т.В. Методика работы с авторской сказкой в соотнесении с фольклорными источниками на уроках литературного чтения в начальных классах: автореф. ... канд. пед. наук / Т.В. Меркурьева - М., 2012. - 24 с. [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-metodika-raboty-s-avtorskoy-skazkoy-v-sootnesenii-s-folklornymi-istochnikami-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnyh

6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. 8 апреля 2015 г. // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--8262/poop_noo_reestr.pdf

7. Приказ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1aiBB/3091/253_31.03.2014.pdf

8. Сосновская, О.В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя начальных классов: автореф. дисс. ...докт. пед. наук / О.В. Сосновская. - М., 2004. - 46 с. // Наука / Педагогика. - Режим доступа URL: http://nauka-pedagogika.com/viewer/139398/a#?page=1

9. Троицкая, Т.С. Проблемы детской художественной словесности: учеб.пособие для студентов Института детства / Т.С. Троицкая. - М.: Прометей, 2016. - 252 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) // Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--/922

11. Grakhova, S.I. The development of verbal creativity of primary school students on the basis of folklore / S.I. Grakhova, N.V. Kaguy // Modern Journal of Language Teaching Methods. - Vol. 8, Issue 6. - June, 2018. -P. 410-414.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.