Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНСЦЕНИРОВАНИЯ СКАЗОК'

ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНСЦЕНИРОВАНИЯ СКАЗОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

434
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
понятие художественная литература / литературное развитие / инсценирование / этапы инсценирования сказок на уроке. / the concept of fiction / literary development / staging / stages of staging fairy tales in the classroom.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Анастасия Игоревна

В статье дается анализ метода инсценирования сказок как средства литературного развития младших школьников. Представлены этапы инсценирования сказок на уроке литературы в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF STAGING FAIRY TALES

The article analyzes the method of staging fairy tales as a means of literary development of primary school children. The stages of staging fairy tales at the literature lesson in primary school are presented.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНСЦЕНИРОВАНИЯ СКАЗОК»

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

Экономика и бухгалтерский учет. Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 804 [Электронный ресурс] http://fgosvo.ru

2. Лозицкая, А. И. Формирование и развитие стратегий смыслового чтения при просмотровом чтении / А. И. Лозицкая. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10130/

УДК 1174

Морозова Анастасия Игоревна Morozova Anastasiya Igorevna

Студент Student

Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования ДВФУ в г.Уссурийске Branch of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education FEFU in Ussuriysk

ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНСЦЕНИРОВАНИЯ СКАЗОК

LITERARY DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF STAGING FAIRY TALES

Аннотация: В статье дается анализ метода инсценирования сказок как средства литературного развития младших школьников. Представлены этапы инсценирования сказок на уроке литературы в начальной школе.

VМеждународная научно-практическая конференция

Abstract. The article analyzes the method of staging fairy tales as a means of literary development of primary school children. The stages of staging fairy tales at the literature lesson in primary school are presented.

Ключевые слова. понятие художественная литература, литературное развитие, инсценирование, этапы инсценирования сказок на уроке.

Keywords. the concept of fiction, literary development, staging, stages of staging fairy tales in the classroom.

Художественная литература - это искусство, главным инструментом которого выступает слово. В процессе восприятия литературы ученик постигает мир с художественной и научной точки зрения. В этом и заключается сущность литературы. Этим можно объяснить особенный творческий подход в деятельности учителя и читателя.

Ребенок должен проявлять эмоциональную отзывчивость, конкретизируя литературные образы в собственном воображении, осмысляя стиль автора и его позицию. Учитель должен развивать у читателя способность идейно-эстетические оценивать литературные произведения с точки зрения искусства.

Современные программы образования усиливаются практической составляющей во время уроков литературы. Данное направление проявляется в необходимости воспитательного процесса для того, чтобы читатель сумел самостоятельно разобрать суть прочитанного и сформулировать собственное мнение. Добиться данного результата можно методом постоянной целенаправленной работы с художественными текстами, чтения и сопутствующего объяснения прочитанного.

Выходит, что главной целью литературного обучения выступает литературное развитие учащихся младшей школы. На данном этапе образование воспринимается как разносторонний процесс, который направлен на формирование читательской способности, развития творчества и навыка адекватного самовыражения словами, формирования культуры у школьника.

Литературное развитие было изучено Н.Д. Молдавской. Она первой дала полное определение понятия. Так, согласно Н.Д. Молдавской, литературное

«Инновационные аспекты развития науки и техники» развитие - это образовательный процесс, направленный на развитие навыка

непосредственного восприятия словарного искусства, сложных способностей

сознательно проводить анализ и давать оценку прочитанному, руководствуясь в

процессе собственными эстетическими критериями [0, с.224]. Так же понятие

подразумевает под собой развитие литературного творчества у ребенка [0, с.

288].

Из определения видно, что литературное развитие понимается как двусторонний процесс изменений на качественном уровне. В их основе лежит способность человека мыслить художественными образами, которая проявляется в читательском восприятии информации, и, непосредственно, в литературном творчестве [0, с. 224].

Литературное развитие - это возрастной процесс. Вне зависимости от системы образования, в разном возрасте ребенок по-разному воспринимает один и тот же текст, по-разному высказывает свое мнение о прочитанном, так как в процессе взросления мыслительный процесс ученика изменяется, его воображение и восприятие развиваются и становятся более зрелыми. При этом литературное развитие так же выступает образовательным процессом, а это значит, что характер образования сказывается на самом процессе, при этом обучение может способствовать процессу или тормозить его.

Современное литературное образование оценивает ученика по его мыслительным способностям. Они проявляются в конкретной деятельности, поэтому работа учащегося заключается в восприятии литературного произведения и создании собственного сочинения - текста. Для определения актуального развития ученика необходимо учитывать такие компоненты, как кругозор читателя, его предпочтения, мотивы и сформированность навыков и знаний о художественных произведениях.

Как же добиться такого результата, чтобы школьник из начальной школы начал воспринимать литературу как явление национальной и мировой культуры, инструмент сохранения и передачи будущим поколениям нравственных ценностей и традиций? Это актуальная проблема курса литературы в начальных

VМеждународная научно-практическая конференция классах, которая стоит перед школой. В решении данного вопроса можно обратиться к народной и литературной сказке.

Жизнь ребенка невозможна без сказки. Ее мир и словесность позволяют школьнику постигать уроки, понимать намеки и поучения. Сказка сопровождает нас на протяжении всей жизни. Она учит человека доброте и мудрости, вере в себя, учит наслаждению и искреннему удивлению, прививает любовь к окружающему миру и показывает, как нужно жить. Сказка способствует удовлетворению духовных и моральных потребностей ребенка. Ее нужно чувствовать сердцем, так как глазами истину не познать. Работа со сказкой формирует читательскую активность, вызывает интерес, пробуждает нравственные ценности ребенка. В сказке можно отыскать ответы на многие вопросы нашей жизни.

Уроки словесности в младших классах - это уроки, на которых школьники обучаются искусству чтения. Ведь чтение - это инструмент, который позволяет прочувствовать вкус чистой воды из глубокого кристального источника, название которого - сказка.

Для того, чтобы ученик понял истинный смысл сказки, а в его душе сформировались добрые чувства, педагог должен уметь правильно организовать чтение и дальнейшую беседу со школьниками. Урок должен быть построен на диалогичной коммуникации, которая поможет научиться высказывать свое мнение, давать оценку поступкам героев, выражать собственное отношение к услышанному, сравнивать и доказывать свою точку зрения. Диалог предполагает искренность в выражении своего читательского отзыва.

Важный этап урока - это его творческая направленность. Занятие должно заканчиваться заданием, в котором ученику нужно ответить на вопрос по теме или закончить предложение, написать сочинение или письмо, придумать альтернативный конец сказке, додумать дальнейшую судьбу героя произведения, словесно описать героев или интерьер, сравнить подачу описания сказочного мира от разных авторов.

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

Главная задача учителя - сделать встречу ученика со сказкой желаемой и долгожданной. Ребенок должен стремиться постигать красоту, добро и истину. И в этом ему поможем сказка, поэзия и музыка.

Не стоит забывать и то, что время после окончания уроков - это творческий мир, в котором ученик может проявить свои таланты, раскрыть собственные интересы и заниматься увлечениями. Ведь главное - это право выбора. Ребенок должен свободно проявлять свои желания, раскрываясь как полноценная личность.

Педагог должен суметь заинтересовать школьников занятиями и после уроков. Ведь школа - это второй дом. А интересное времяпровождение позволит превратить внеурочные занятия в полноценный воспитательный и образовательный процесс.

На внеурочной деятельности формируется характерная эмоциональная среда детей и учителя, в которой происходит штучная выделка романтиков, будущих узких специалистов и деятелей искусства со спортсменами.

Важно понимать, что внеурочные занятия - это не добавка к традиционному образовательному процессу, задача которой - компенсировать недостатка в педагогической работе. Главная цель внеурочных занятий -наладить взаимосвязь и обеспечить полноту и цельность обучения [0, стр.38].

Педагог имеет возможность организовывать инсценирование сказок. Разработка плана для работы с учениками, изучение педагогического материала, создание текста для чтения, разработка визуального и звукового сопровождения занятия, работа с техническими средствами, исполнительная деятельность, организация деятельности отдельных групп учеников и всего коллектива в целом - это действия, которые требуют применения максимального количества навыков и способностей не только от педагога, но и от самих учеников -участников образовательного процесса.

Театр - это инструмент, который может быть как школьным уроком, так и занимательной игрой. Он позволяет ученикам погрузиться в неизвестную ранее эпоху и открыть новые грани современности. Театр - это средство, с помощью

VМеждународная научно-практическая конференция которого можно усвоить на практике коммуникаций нравственные и научные истины, научиться быть самим собой и принимать чужой образ, прожить множество жизней и духовных воплощений, пройти драматическое испытание своего характера. Другими словами, театр - это путь ученика в общечеловеческое культурное наследие, к нравственным и моральным ценностям своей нации.

Учащиеся младших классов имеют ограниченный круг жизненных и художественных впечатлений, язык их беден, их эмоциональный опыт недостаточен. Именно поэтому в начальных классах восприятие произведения происходит чаще всего на уровне его сюжетно-событийной основы, с наивной верой в подлинность героев и происходящих с ним событий. Тем не менее, практика показывает, что уже с первых лет обучения, основываясь на искреннем доверии детей к автору, можно начать формирование творческих, «талантливых» читателей. Конкретность мышления младших школьников, естественная потребность расширить свои впечатления об окружающей действительности дают возможность оживить в их воображении художественный мир произведения и этим способствовать обогащению новыми эстетическими и нравственными чувствами.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Сочетание этих видов деятельности реализуется на уроках литературного чтения.

Одним из методических («творческих») приёмов работы на уроке является приём инсценирования, который целесообразно применять при работе над литературными сказками - небольшими по объёму произведениями, сочетающими в себе события и впечатления. Данный приём помогает детям более доступно получить необходимую информацию и эмоциональный настрой.

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

Инсценирование является одним из самых любимых видов работы для младших школьников. Этот приём помогает осуществлять преемственность между дошкольным и младшим школьным образованием. Привлекая детей к театральной деятельности, мы развиваем в них активное отношение к миру, создаём базу для эмоциональных, словесных и физических действий.

Рассмотрим прием инсценирования. Ученики могут самостоятельно составить диалог между персонажами сказки и создать ремарки, в которых будут уточнения места и времени, в котором происходит диалог, а так же состояние и поведение персонажей. Подобный прием может использоваться для определения динамики фабулы, сути конфликта, ведь драматическое изложение нуждается в точном определении действий, состояний, определения взаимоотношений. Рекомендуется применять такой подход в завершении работы над драматическим произведением.

Инсценирование открывает хорошие возможности для активной умственной деятельности ребенка, для углубления его исследовательского интереса к оригинальному тексту и создания сценического варианта продолжения сказки. Такая работа на занятии сочетает в себе творческое воображение учеников в комплекте с литературными соображениями.

Инсценирование - это учебная деятельность, которая делится на такие этапы, как:

Подготовительный. Происходит первичное чтение сказки, чтение по фрагментам для лучшего восприятия сказочного текста, осмыслении сюжета и анализа произведения;

Исполнительский анализ. Это интерпретация текста с дополнениями театральными технологиями (Например, сказка «Журавль и цапля». После прочтения и осмысления сюжета сказки, анализа произведения, наступает этап исполнительного анализа текста, т.е. мы с детьми перечитываем фрагменты текста еще по несколько раз, подбирая подходящую интонацию, думаем над мимикой и жестикуляцией, которые буду подходить для данного отрывка. Мы

VМеждународная научно-практическая конференция рассуждаем с детьми как лучше сыграть журавля, а как передать образ цапли и т.д.).

Репетиционный этап. Дети проводят репетицию чтения диалогов, воображая своих зрителей;

Презентация нового проекта;

Рефлексия. Данный этап заключается в обмене впечатлениями между учениками после завершения просмотра проектов. Создается проблемная ситуация, в которой присутствует мотив повторного обращения к сказке. Производится сопоставление оригинального текста сказки с инсценированным эпизодом.

В процессе подготовки материала учителю желательно придерживаться таких критериев:

- сохранить авторскую идею;

- сохранить концепцию сказки;

- сохранить сказочную атмосферу;

- обеспечить соответствие выбранной темы интересам зрителей и особенностям учеников;

- ограничить объем произведения или выбрать подходящий фрагмент.

Подготовка к инсценированию основана на восприятии произведения и

вхождении в сказку, осмысления ее содержания, поэтичности литературного произведения, трансформации художественных образов в понятия или концепцию. Ученик важно понимать, когда происходят сказочные события, в каких условиях, какими людьми являются главные герои (добрыми или злыми), какой у них внешний образ, какое поведение и отношение к друг другу.

Ребенок воображает происходящее в сказке, соотносит факты с событиями, которые происходили в его жизни, формирует ассоциативный ряд.

Для качественного восприятия и понимания содержания сказки необходимо наличие минимального культурного фонда у ученика.

Поэтому во время уроков чтения много внимания уделяется различным комментариям (историко-культурным, этнографо-бытовым, языковым).

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

На данном этапе рекомендуется обратиться к имеющимся литературным

материалам для обогащения осознания сути текста. Детям полезно будет узнать дополнительные сведения о писателе, историю написания сказки, об эпохе, культуре и так далее.

Особенно важным этапом выступает создание сценария. Разработка сценария - это технология, которая является ролевой игрой, где каждый ребенок знакомится с разными типами деятельности: кому-то выпадает роль сценариста, кто-то становится режиссером, а кто-то может проявить свой актерский талант.

Привлечение школьников к составлению сценария активизирует творческие способности учеников, способствует скорейшему освоению новых жанровых стилей сочинения, развивает речь и нестандартное мышление, пускает в ход воображение, достигается эффект раскрепощенности, развиваются навыки анализа и принятия собственных решений. Ученики попадают в ситуацию успеха.

Работа со сценической композицией - это своего рода сотворчество. Данная деятельность создает оптимальные условия для креативного развития учеников.

Знакомство школьников я художественным театральным языком начинается с базовых понятий: театр, сцена, афиша, свет, звук, декорации и другие. Помимо своих актерских ролей, ученики распределяют между собой роли художника по костюмам, музыканта, оформителя света, костюмера и так далее.

Выступление перед воображаемыми зрителями - это еще одно звено инсценирования (репетиция). Во время репетиции в проект могут быть внесены поправки, уточнения. Теперь педагог должен направить старания учеников в правильное русло, помочь им определить структуру своего представления.

Следующим этапом становится выступление, презентация своего проекта. Все задуманное изображается в действиях. Здесь важно учитывать знания текста, декорации и музыкальное оформление выступления.

VМеждународная научно-практическая конференция

Последним этапом является рефлексия - переосмысление своих чувств и эмоций. Рефлексия необходима для выхода воспринимающего из «подражания», чтобы точно выразить свое отношение к услышанному. Здесь формируется художественное сознание читателя.

Рефлексия выступает особенным этапом, который дает возможность раскрыться обеим сторонам выступления - актерам и зрителям.

Актеры получают задачу определить, удалось ли им правильно исполнить роль. Зрителям важно осознать изменения в своем понимании произведения.

Использование такого приема приводит к осмыслению базовых понятий, связанных с анализом сказки и возрастными особенностями ребенка. Выходит, что инсценирование может быть рассмотрено способ интерпретации сказки сценическим образом с внесением драматических элементов.

Процесс использования инсценирования произведения на литературном чтении основан на сотворчестве ученика и автора.

Использование приема инсценирования на занятиях - это важный аспект для реализации межпредметной связи, которая активизирует формирование правильного мировоззрения ученика, способствует его эстетическому развитию.

В процессе инсценирования ученики могут использовать свои знания, накопленные на уроках литературного чтения. Ребенок может выразить свое эмоциональное восприятие прочитанного. Каждый раз игра остается в памяти школьника как творческая ценная деятельность.

Несмотря на присутствие классификации сказок, каждое произведение несет в себе неоспоримое воспитательное и образовательное значение для ученика.

С начала школьного обучения дети знакомятся со сказками. Народное творчество имеет огромное психологическое значение для учеников разного возраста, ведь в нем отражены проблемы, которые волную ребенка на разных этапах взросления.

Для полноценного развития школьника педагог должен проводить воспитательную работу, так как младший школьный возраст особенно

«Инновационные аспекты развития науки и техники» восприимчив к усвоению социальных норм нравственности, становления

самооценки.

Сказка написана на особенном языке. Она читается лаконично и выразительно, в тексте присутствует ритмика.

В качестве вывода можно констатировать, что сказка - это важнейший воспитательный инструмент, который создавался на протяжении многих столетий. Для упрощения осмысления сказки рекомендуется использовать прием инсценирования. Так ребенок сможет более осмысленно проработать все моменты произведения, осознать каждый аспект сказки.

Библиографический список:

1. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010. - С. 288.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». - М.: Просвещение, 2009. - С. 38.

3. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1976. - С. 224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.