С^ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D
КОНЬКОВА Татьяна Юрьевна,
аспирантка Московского государственного института культуры,
e-mail: [email protected]
КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ЧИТАТЕЛЬСКОМ РАЗВИТИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье раскрыто понятие классической литературы, читательское развитие младших школьников в процессе чтения представлено как научно-педагогическая проблема. Раскрыты возможности работы библиотек в читательском развитии младших школьников, роль книги в усвоении учебного материала, активизации познавательной деятельности детей, их нравственном развитии.
Ключевые слова: классическая литература, младшие школьники, внеклассное чтение, книга, гуманизация, восприятие, текст, педагогика.
KONKOVA Tatyana Yuryevna,
post-graduate student of the Moscow state Institute of culture
CLASSIC LITERATURE IN THE READERS ' DEVELOPMENT
OF SCHOOL CHILDREN
Annotation. The article reveals the concept of classical literature, the reader's development of younger students in the process of reading is presented as a scientific and pedagogical problem. The possibilities of libraries in the reader's development of younger students, the role of the book in the assimilation of educational material, enhance the cognitive activity of children, their moral development.
Key words: classical literature, younger students, extracurricular reading, book, humanization, perception, text, pedagogy.
Понятие классики в литературе складывается в три последних столетия античности: оно обозначало определенную категорию писателей, которые по не всегда ясным причинам считались достойными служить образцами и наставниками во всем, что касается владения словом и получения знаний. Первым классическим автором, безусловно, считался Гомер.
Слово «классика» пришло к нам из латинского языка, где «classicus» означало «образцовый». В широком смысле классикой называют нечто классическое, устоявшееся. А что такое классика в узком смысле? В узком смысле классика - это творения непреходящей ценности, произведения выдающихся писателей, деятелей искусства, науки, которые стали признанными в обществе. Например, классиками в литературе являются известные писатели, творчество которых мы изучаем со школьной скамьи, а иногда и раньше: А.С. Пушкин, Ю.М. Лермонтов, С. А. Есенин, Л.Н. Толстой, Тютчев, Фет и др. Настоящая классика проносится через века
и не теряет своей актуальности и значимости через время.
Классическая литература - произведения художественной литературы, которые считаются эталоном для своей эпохи или того или иного жанра.
Какую же классическую литературу читают дети 7- 10 лет? К примеру, это произведения А. С. Пушкина, Д. Дефо, X. Андерсена, А. Линдгрен, А. Толстого.
Особое место в жизни младшего школьника начинает занимать чтение: большое место в этом виде деятельности отведено сказке (литературной и народной), приключениям, рассказам русских дореволюционных писателей, стихам. Большой интерес вызывают произведения русской классической литературы XX века, русской современной литературы.
Заслуживает внимания работа И.Н. Тимофеевой «100 книг вашему ребенку». Книги, рекомендуемые в пособии, призваны помочь в руководстве чтением детей. Рассказано о лучших произведениях детской литературы для дошкольного и младшего школьного возраста,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
даны методические советы по руководству чтением. «Что и как читать вашему ребенку» - издание, где раскрыто содержание книг для детского и юношеского возраста.
Дети этого возраста различны по начитанности, но их всех объединяет особый «детский» этап читательского развития. Специфика чтения этого возраста обстоятельно рассматривается в трудах И.И. Тихомировой [5]. Автор отмечает, что читатель семи- девяти лет свойствен « эффект присутствия».
Психологи выделяют особенности формирования детского воображения младших школьников. На первых порах оно характеризуется незначительной переработкой информации. Постепенно литературные образы у детей становятся более полными, яркими, развернутыми.
Руководителям чтения важно знать об опасностях детского воображения: фиксация отрицательных переживаний (пребывание длительного времени во власти пережитых страхов и других отрицательных эмоций) и аутизм (уход вигры, фантазии). Детей этого возраста необходимо ограждать от информации, которая способна вызвать отрицательные эмоции.
Задача библиотекаря - развивать диалек-тичность мышления детей, учить маленького читателя объемному видению прочитанного. Библиотекарь должен помочь детям правильно почувствовать отношения писателя к персонажу. Оценку ему должен дать маленький читатель.
Библиотекарь должен учитывать и другие особенности детского восприятия литературного текста - это умение чувствовать ребенком подтекст. Еще одну особенность восприятия выделяют исследователи- это узнавать себя и других в прочитанной книге. В книге Столярова « Сказка- дверь в большой мир» приведены примеры такого рода идентификаций: « Я проанализировал характеры героев сказок и пришел к выводу, что каждая сказка - поучительная история для нас, людей. Каждая сказка заставляет задуматься, что есть во мне плохого, а что хорошего, но не говорит это прямо. Это я понимаю сам в конце сказки. В этом есть поучительная роль сказок, правда сказок. Хотя вымысел и фантазия всегда рядом».
Дети постоянно сопоставляют себя с героями сказок, переносят себя в сказочный сюжет.
Другим любимым жанром младших школьников является поэзия. Дети 7- 9 лет знают наизусть множество стихотворений, любят их читать и сочинять. Ученики младшего возраста эмоционально- эстетически воспринимают стихотворение, наслаждаются гармонией стиха, яркостью его деталей.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
Дети этого возраста с удовольствием приобщаются к книге, к чтению; это самое благоприятное время для воспитания их творческими читателями. В этом возрасте они очень доверчивы, восприимчивы, внимательны.
Библиотекарь, привлекая детей к чтению, должен найти правильный подход к потенциальному читателю. Важно подойти к организации чтения классической литературы детьми творчески, стимулировать интерес к чтению классики и другой литературы, используя как традиционные, так и новые формы библиотечной работы.
Гуманизацией принято считать воспитание в людях человечности, отзывчивости, дружелюбия. На фоне общего упадка культурыв нашей стране мысли о гуманизме все более завоевывают сегодня умы думающих россиян. Особенно тревожит в этом плане подрастающее поколение.
Главным ресурсом гуманизации подрастающего поколения, способным позитивно влиять на эмоциональную сферу ребенка, является классическая литература- искусство слова. Именно она, включенная в своих лучших образцах в школьные программы, взяла на себя отстаивание гуманистических ценностей и смыслов, став могущественным средством самосознания читателя. В классике заложены те социальные идеалы, которые следовало бы воплотить в жизнь. Великая литература, открывающая возможность пережить непережитое, дает устойчивые образцы представлений о том, какими должны быть люди. Классика дает прекрасные образцы любви к ближнему, любви к жизни, примеры поведения людей и тем самым отвращающие от такого поведения. Начинать эту работу необходимо с раннего возраста: со сказок, доступных рассказов, когда в ребенке сильна энергия подражания положительному образцу. Лучшие художественные произведения- это щит, предохраняющий растущего человека от враждебного отношения к миру и людям. Через воображение и сопереживание литература формирует в читателе осознанные цели, идеалы и личностные жизненные смыслы. Подлинный художник действует не назиданиями и сентенциями, не разговором о гуманности и нравственности. Он предоставляет читателю через художественные образы самому разобраться, что его радует, а что его огорчает, что заставляет восхищаться , а что негодовать, что следует беречь, а что подлежит отрицанию. Здесь в борьбе чувств, в соучастии разрешения конфликта добра и зла и происходит выработка личностных качеств ума и сердца, обогащение читателя опытом человечества, сконцентрированным в литературе. В
читающем ребенке интуитивно срабатывает гуманистический критерий в подходе к персонажам.
Он отдает свое сердце «хорошим» и отвергает «плохих». Если реакция ребенка адекватна заложенному в книге идеалу добра, то за него можно быть спокойным: он познал духовные радости, страхующие его от звериных инстинктов. Благодаря искусству слова, где главный герой всегда человек, одухотворенный мыслью писателя, читающий ребенок обретает возможность жить чужой жизнью, тренирует себя на проявление милосердия и доброжелательности.
Однако отмеченный гуманистический потенциал классики, если говорить о школе, часто остается сегодня нереализованным. Сокращаются в школе уроки литературы и чтения, их изучение приобретает все более формальный характер подготовки к ЕГЭ, нарушающий естественный ход восприятия литературного произведения. Преподавание литературы, подчиненное рациональному образовательному стандарту, не открывает детям гуманистический смысл изучаемых произведений, не акцентирует внимание на субъективной стороне чтения, на реакции ребенка на добро и зло. О читательском развитии сегодня говорят многие, однако она часто сводится к технологическим аспектам анализа текста и игнорирует главное- мысли, чувства, образы, возникающие в сознании ребенка в момент чтения.
И здесь на передний план в работе с литературной классикой как ресурсом гуманизации детей выходит библиотека, вобравшая в себя неисчислимые книжные богатства способные позитивно влиять на духовный мир читателей. В современных условиях общественной жизни библиотека остается по существу единственным способным гуманизировать и одухотворять через книгу и чтение внутренний мир детей, соединять их с другими людьми. Главная возможность гуманизации детей в библиотеке кроется в специфике личностного диалога. Его правильнее было бы назвать триологом, ибо в нем всегда есть место третьему лицу - печатному слову, книге. Немая на полке, книга в руках библиотекаря становится говорящей и говорящей в ракурсе тех проблем, которые волнуют пришедшего в библиотеку ребенка. Для библиотекаря литература- не просто текст, а отраженная в художественных образах жизнь. В свою очередь ребенок для него не ученик такого- то класса, а субъект культуры и общественных отношений. В общении, продиктованном книгой и чтением, заложена педагогическая составляющая профессии детского библиотекаря. Она состоит в передаче опыта культуры и гуманизма, зало-
женного в книжных богатствах, от одного поколения к другому. Свободное, не регламентированное стандартами, библиотечное общение признано важнейшим резервом общественного развития. Библиотека не повторяет методику школьных уроков. Ее подход к литературе совсем иной. Идейно- культурное движение за гуманистическую миссию библиотеки как социального института заметно активизировалось в последние десятилетия как со стороны теоретиков (А.В. Соколов, С.А. Басов, В.П. Леонов и др.), так и со стороны практиков, опыт которых отражен в сборнике « Растим читателя творца» . Гуманистическая модель деятельности библиотек, работающих с детьми на материале детской классики, заложена в пособии для руководителей детским чтением И.Н. Тимофеевой «100 книг вашему ребенку: беседы для родителей» и в учебном пособии И.И. Тихомировой «Библиотечная педагогика, или Воспитание книгой» [4; 5].
Библиотекарь постоянно работает
совместно с учителем в решении общей проблемы приобщения детей к чтению классической литературы. Необходимо развивать читательский интерес к классической литературе.
Еще в прошлом веке талантливые представители философско- педагогической мысли русского зарубежья обращали внимание на опасную тенденцию движения цивилизации: утрату духовности. И.А. Ильин писал: «Грозная беда постигло современное человечество: оно растоптало духовные основы своего бытия... Вследствие этого отмирает священная сердцевина его культуры: его жизнь становится бесцельна, его творчество утрачивает свои высшие цели.» [3, с. 60]. В научной литературе духовность трактуется как устремленность человека к высшим ценностям и способность на их основе создать свой внутренний мир. Становление человека как духовного существа предопределено ее ценностно-смысловой природой. Возникает сложная социально-психолого-педагогическая проблема приобщения ребенка к ценностям культуры, становления его как человека культуры. Это в полном объеме относится к проблеме приобщения ребенка к ценностям художественной литературы, его становлению как субъекту чтения.
А.М. Лобок, развивая идею коммуникативной функции культуры, утверждал: « Вся история культуры есть не что иное, как попытка коммуникации - более или менее развернутая попытка « культуры для себя» стать «культурой для других», попытка обнаружить и объективировать для других свои тайны, субъективные смыслы. И одновременно- попытка обнаружить и сделать своими смыслы другого человека» [2,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
с. 464]. В этом стремлении понять смысл другого для себя проявляется стремление человека к самоопределению, самостоятельному отношению к миру ценностей, их осознанию.
В методическом комплексе для начального литературного образования, составленном М.П. Воюшиной, подчеркивается идея расширения культурного поля ученика в ходе изучения литературы. М.П. Воюшина пишет: «Художественная литература дает возможность ребенку практически освоить духовный опыт поколений людей, вырабатывает мировоззрение, воспитывает гуманность, развивает эмоциональную сферу личности, воображение, мышление» [1, с. 296].
Однако реализация данной цели возможна при условии становления ребенка как субъекта чтения. Учитывая, что в младшем школьном возрасте начинает формироваться смысловая ориентация поступков, изучение литературных произведений должно стать фактом развития субъектной позиции ученика в качестве условия продуктивного смыслового изучения текста как духовно- эстетической ценности.
Среди методических принципов М.П. Вою-шина выделяет требования, адекватные задачам воспитания ребенка- читателя, творца, субъекта культуры. Такие как: « создание мотива речи за счет возбуждения эмоциональной сферы личности», « организация на уроке изучения, исследования предмета речи, рождающего личностные смыслы, дающие простор для самостоятельного мышления, пробуждения воображения», «взаимосвязанное формирование системы читательских и литературно-творческих умений»[1, с. 301].
Процесс литературного образования в начальной школе, ориентированный на становление ребенка- читателя, гораздо шире узко функциональных задач. Он решает проблемы понимания ценностей и смыслов, заключенных в художественных произведениях. Диалога с ними, выработке отношения к ним, их принятия и воссоздания в реальном поведении, духовного роста школьника.
Большую роль в читательском развитии ребенка младшей школы играет внеклассное чтение в начальной школе.
Воспитательные и познавательные возможности художественной классической литературы заложены в ее эстетической природе. Ее влияние на духовный мир ребенка огромно; она формирует культуру чтения ученика.
Библиографический список:
[1] Воюшина М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: монография. - С.-Пб., Сударыня, 2007. - 318 с.
[2] Лобок А.М. Антропология мифа. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. — 688 с.
[3] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Исследование: в 2 т. - М.: ТОО «Рарогъ», 1993. - 448 с.
[4] Тимофеева И.Н. 100 книг вашему ребенку: беседы для родителей. Гос. публ. б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. - М.: Книга, 1987. - 255 с.
[5] Тихомирова И.И. Библиотечная педагогика, или Воспитание книгой: Учеб.-метод. пособие для библиотекарей, работающих с детьми. - С.-Пб.: Профессия, 2011. - 384 с.
Bibliograficheskij spisok:
[1] Voyushina M.P. Modernizaciya liter-aturnogo obrazovaniya i razvitie mladshih shkol'nikov: monografiya. - S.-Pb., Sudarynya, 2007. - 318 c.
[2] Lobok A.M. Antropologiya mifa. — Ekaterinburg: Bank kul'turnoj informacii, 1997. — 688 s.
[3] Il'in I.A. Aksiomy religioznogo opyta. Issledovanie: v 2 t. - M.: TOO «Rarog»», 1993. -448 c.
[4] Timofeeva I.N. 100 knig vashemu rebenku: besedy dlya roditelej. Gos. publ. b-ka im. M. E. Saltykova-Shchedrina. - M.: Kniga, 1987. -255 s.
[5] Tihomirova I.I. Bibliotechnaya peda-gogika, ili Vospitanie knigoj: Ucheb.-metod. poso-bie dlya bibliotekarej, rabotayushchih s det'mi. -S.-Pb.: Professiya, 2011. - 384 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019