Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КОМПЕТЕНСТНОСТЬ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калымова Асель Кайратовна, Белгибекова Асем Болатовна

Основной задачей образовательного процесса в вузе является профессиональная подготовка будущего специалиста. М. В. Циулина определяет профессиональную подготовку как «процесс овладения системой специальных знаний, общими и специфическими умениями, навыками для творческого выполнения профессиональной деятельности, а готовность - интегративное профессионально значимое качество будущего специалиста, т. е. результат подготовки». От качества профессиональной подготовки педагога зависит качество его готовности к профессионально-педагогической деятельности. Для этого, в первую очередь, педагог должен быть компетентным в области своей деятельности, но также важно, чтобы педагог мог быстро и успешно адаптироваться к политике и условиям деятельности. Согласно идее исследования, именно предпринимательские способности способствуют оперативной адаптации в профессионально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калымова Асель Кайратовна, Белгибекова Асем Болатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 159.99

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Калымова А.К.,

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан) Белгибекова А.Б.

Северо-Казахстанский университет имени М.Козыбаева (г. Петропавлоск, Республика Казахстан)

Аннотация. Основной задачей образовательного процесса в вузе является профессиональная подготовка будущего специалиста. М. В. Циулина определяет профессиональную подготовку как «процесс овладения системой специальных знаний, общими и специфическими умениями, навыками для творческого выполнения профессиональной деятельности, а готовность - интегративное профессионально значимое качество будущего специалиста, т. е. результат подготовки». От качества профессиональной подготовки педагога зависит качество его готовности к профессионально-педагогической деятельности. Для этого, в первую очередь, педагог должен быть компетентным в области своей деятельности, но также важно, чтобы педагог мог быстро и успешно адаптироваться к политике и условиям деятельности. Согласно идее исследования, именно предпринимательские способности способствуют оперативной адаптации в профессионально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: предпринимательские способности, компетенстность, педагог.

В рамках образовательного процесса вуза необходимым является определенный комплекс психолого-педагогических условий, способствующих развитию профессионально важных предпринимательских способностей студентов педагогических специальностей. Для определения необходимых психолого-педагогических условий, способствующих развитию предпринимательских способностей, нами произведен анализ литературных источников.

В психолого-педагогической литературе понятие «условия» трактуется как:

1) обстоятельство, от которого что-либо зависит;

2) ситуации, среда, события, в которых что-либо происходит;

3) определенные причины, необходимые для успешного развития чего-либо [1].

Согласно А.Н. Тубельскому, в условия входят «и взаимодействие, и воздействие, и создание среды, и «выращивание» способов отношений с миром, с людьми, с самим собой».

Понятие «психолого-педагогические условия» в образовании имеет тесную связь с понятием «педагогический процесс», т.к. условия проявляются именно в педагогическом процессе и создаются с целью его оптимизации. В свою очередь, педагогический процесс является функциональной характеристикой педагогической системы, выступает как ведущий фактор ее личностно-развивающего потенциала [2].

А.А. Вербицкий отмечает, что под педагогическими условиями чаще всего понимают «совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств, процесса обучения, являющихся результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов и приемов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [3].

С.Л. Мельников, О.А. Карнеева определяют под психолого-педагогическими условиями определенную организацию образовательного процесса в совокупности педагогических средств, методов и форм организации образовательного процесса [4].

А.Х. Хушбахтов определяет психолого-педагогические условия как тип педагогических условий, выделяя:

- организационно-педагогические,

-психолого-педагогические,

- дидактические условия.

Т.И. Анисимова определяет, что психолого-педагогические условия рассматриваются исследователями «как условия, обеспечивающие конкретные педагогические меры воздействия на становление личности субъектов или объектов педагогического процесса, что в свою очередь влечет увеличение эффективности образовательного процесса» [5].

Таким образом, при разработке психолого-педагогических условий нами взято за основу следующее понимание: это комплекс мероприятий, включенных в образовательный процесс вуза, которые служат основой для формирования и развития у будущих педагогов умений и компетенций, связанных с расширением профессионального профиля.

Рассмотрим подходы, которые использованы для построения модели развития ПС.

Компетентностный подход предполагает наличие совокупности общих принципов определения целей образования, отбора содержания и организации образовательного процесса, направленного на развитие профессиональных компетенций личности.

Перейдем к ценностно-смысловому подходу, представленному О.П. Морозовой в совокупности других подходов (вариативно-динамического, проблемно-методологического, интегративно-целостного) и в аспекте психолого-педагогических условий успешного развития личности педагога [6].

Представим сущность ценностно-смыслового подхода, имеющего принципиальное значение для нашего исследования.

Формирование мотивационной сферы личности способствует возникновению понимания и рефлексии, которые представляют собой важнейшие условия рождения нового смысла. Обретение цели - смысла деятельности, выработка ее «смыслового ядра» стимулируют поиск личностью своих технологий, стратегий, приемов и форм, позволяющих ей осуществлять целевые и смысловые ориентиры.

Таким образом, считаем, что в работе по развитию ПС у будущих педагогов важно определить цель и способствовать развитию мотивации обучающихся для дальнейшей профессионально-развивающей деятельности, ориентированной на развитие конкурентоспособности личности педагога.

В качестве еще одного подхода рассмотрим личностно-деятельностный подход.

Учеными отмечается важность включения студентов в целенаправленную профессиональную деятельность, которая создаёт необходимые профессионально-личностные качества, обеспечивающие успех в профессиональной деятельности, и в соответствии с которым педагог выступает субъектом своего профессионально-личностного развития.

Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его психологический склад, т.е. студент как личность. Необходимо определять учебно-воспитательную деятельность студента, исходя из его интересов, умений, уровня знаний.

Подчеркнем выводы В.В.Серикова в отношении сущностных характеристик личностно-ориентированного подхода [7].

Обратим внимание, что современная система обучения выступает как сложный процесс моделирования интеллектуального, профессионального и духовного потенциала студентов для усиления их субъектной роли в саморазвитии.

Студенту необходимо создать проблему или ситуацию, которая должна вызвать у него интерес и желание к освоению новых знаний. В данном случае активные и интерактивные методы обучения будут являться важным условием развития ПС у студентов. Активные и интерактивные

методы обучения, прежде всего, направлены на познавательную активность студентов, ее стимулирование и развитие в процессе обучения, способствуют самостоятельному добыванию знаний, развитию мышления и способностей. Диспуты, дискуссии, деловые игры, тренинги и др. -приближают студента к реальным условиям практической деятельности, что является необходимым условием развития способностей. Ведь только в условиях самой определенной деятельности либо в условиях, приближенных к ней, может происходить развитие способностей.

Процесс совершенствования подготовки будущих педагогов в современной образовательной среде обусловлен многообразием факторов, существенным из которых является мотивация студентов. А.И. Батрашев отмечает: мотивация является основным звеном мотивационной сферы личности, определяется как система факторов, детерминирующих поведение человека (мотивы, намерения, интересы, цели), и формируется на основе потребностей.

Исходя из этого, считаем: прежде всего, необходимо мотивировать студентов педагогических специальностей. Данная мотивация должна быть направлена на успех в будущей профессиональной деятельности, сопряженной с образовательным предпринимательством.

Внеаудиторная деятельность в этом случае определяется как основная составляющая психолого-педагогических условий, способствующих развитию ПС будущих педагогов.

Обратимся к позиции О.Н. Валеевой: наука и практика доказывают, что внеаудиторная деятельность обладает большим потенциалом, являясь средством воспитания готовности к профессиональной деятельности, и в целом способствует более эффективному формированию профессиональной компетентности будущих педагогов. Данное определение подтверждает, что внеаудиторная деятельность является неотъемлемой составляющей образовательного процесса.

По мнению Н.Е. Гурулевой, внеаудиторная деятельность способствует развитию и поддержанию устойчивого интереса обучающихся к будущей профессии, формированию их творческих способностей, мобилизует внимание и память, развивает чувство ответственности, умение работать в команде и приучает к самостоятельности [8].

Обратимся к определению понятия «внеаудиторная деятельность», которое приводит в своем исследовании Т.В. Горбунова, ссылаясь на мнение Л. В. Кондрашовой: «обеспечивающая развитие профессионально значимых свойств и качеств личности студентов». Заслуживает внимания позиция: внеаудиторную деятельность нельзя рассматривать как совокупность эпизодических мероприятий, она требует систематической и целенаправленной организации.

Анализ подходов к рассмотрению сущности феномена психолого-педагогических условий позволяет нам определить комплекс условий, направленных на развитие ПС у будущих педагогов в образовательном процессе вуза.

Данные условия включают в себя два направления: аудиторная и внеаудиторная деятельность.

Внеаудиторная деятельность в данном случае является основной составляющей психолого-педагогических условий и включает комплекс мероприятий: проблемно-дискуссионных круглых столов; тематического посещения учреждений образования с формой собственности ГЧП и частных организаций образования; аспектных встреч с предпринимателями и руководителями организаций образования ГЧП и частных учреждений; развивающих тренингов и деловых игр; ситуационных кейсов [9].

Предложенные нами психолого-педагогические условия развития ПС направлены на:

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие личной организованности;

- развитие чувства ответственности;

- формирование целеустремленности;

- развитие способности к управлению;

- развитие предприимчивости;

- развитие мотивации к успеху в профессиональной деятельности, интегрируемой с образовательным предпринимательством;

- формирование позитивного отношения к предпринимательству.

Совокупность определенных психолого-педагогических условий, способствующих развитию ПС, должна отличаться гибкостью и динамичностью, охватывать все стороны образовательного процесса, быть определяющим фактором в формировании профессиональной личности педагога. Выделенные и раскрытые концептуальные положения рассмотренных подходов, как определенные сущность и содержание психолого-педагогических условий послужили основой для создания модели профессионально-ориентированного становления педагогов, следовательно, перейдём к разработке данной модели [10].

Библиографический список

1. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года (Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года, № 636)

2. Тубельский А.Н. Школа будущего, построенная вместе с детьми (ред. Русаков А.М.). — M.: «Первое сентября»/«Школа самоопределения», 2012. —440 с

3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.:Логос, 2009.-336с.

4. Мельников С.Л., Карнеева О.А. Психолого-педагогические условия формирования компетентности личности студента в процессе обучения в вузе // Вестник БГУ. - 2014. - №1. -С.238-24

5. Анисимова Т .И., Павлова П. А. Использование оценочных средств в процессе подготовки бакалавров педагогического образования. //«The priorities of the world science: experiments and scientific debate»: Proceedings of the IX International scientific conference 10-11 November 2015. - North Charleston, SC, USA: CreateSpace, - С. 188-191.

6. Морозова О.П. Развитие профессионально-педагогического мышления учителя в условиях инновационных перемен // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 3. - С 68-72.

7. Сериков В.В. Педагогические исследование: в поисках путей повышения качества//Образование и наука. - 2015. - №7. (126). С. 4-23.

8. Блинов Л.В., Макарова И.А., Печенюк А.М. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзии в высшей школе как аспект повышения квалификации научно-педагогических кадров // Педагогическое образование и наука. 2016. №2. С. 98-102.

9. Зимняя ИЛ. Педагогическая психология. - Ростов/н/Д.: Феникс, 1997. - 780 с.

10. Закон РК «Об образовании».

Калымова Асель Кайратовна, PhD доктор, и.о. доцента кафедры Социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Белгибекова Асем Болатовна, старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология», Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева (г. Петропавловск, Республика Казвхстан).

e-mail: ulzhan-92-92@mail.ru.

Дата поступления статьи: 25.02.2022

© Калымова А.К., Белгибекова А. Б., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.