УДК 37.012
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТНОГО
САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Жакина Д. М.
Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В статье представлена модель психолого-педагогического руководства процессом самовоспитания студентов, которая реализует выделенные педагогические условия и раскрывает модульную структуру построения содержания психолого-педагогического руководства, организационные формы деятельности, создающие условия для обеспечения педагогического процесса, обогащающие ценностно-мотивационную сферу личности и развивающие положительное отношение к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: модель, психолого-педагогического руководства, «Я-концепция», самовоспитание, парадигма, личность, концепция, антропоцентрический подход.
Как известно, использование понятия «модель» в научной и социальной лексике связано с именем известного немецкого философа и математика Г. Лейбница, который рассматривал модель как своего рода информационный объект, построенный для конкретных практических целей. Это объяснение остается востребованным и в настоящее время во многих областях науки и техники.
В широком значении моделью называется специально построенная форма для воспроизведения черт оригинального объекта, подлежащего познанию. В «Логическом словаре» дается следующее определение: модель — искусственно созданный объект в виде схем, чертежей, логико-математических знаковых формул, компьютерной программы, физической конструкции, который, будучи аналогичен (подобен, сходен) исследуемому объекту (явлению, процессу, устройству, сооружению, механизму, конструкции), отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, непосредственное изучение которого связано с какими-либо трудностями, большими затратами средств и энергии или просто недоступно, и тем самым
облегчает процесс изучения информации об интересующем нас предмете.
Еще в 70-е годы П.К. Анохин утверждал в работе «Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем», что моделирование дает возможность определить универсальные черты функционирования живых систем, относящихся к различным классам явлений», что дает основания для применения, этой концепции в педагогической науке [1].
Под понятием «моделирование» в педагогике обычно понимается создание копий, образов педагогических материалов, явлений и процессов. Моделирование используют для схематичного изображения исследуемых педагогических систем [9].
По мнению А.Я. Наина и З.М. Уметбаева суть метода моделирования состоит в том, что в итоге предварительного изучения выбранного объекта, накопления нужных сведений о нем, можно выделить его значимые признаки, особенности, главные компоненты структуры и установить основные связи и
взаимозависимости между этими
компонентами [2].
Новая парадигма образования основана на изучение вопросов личностного
самовоспитания студента, внутренних закономерностей этого процесса, акцентируя
внимание в процессе учебы, воспитания и развития на личности обучаемого. В некоторых работах педагогическое сопровождение рассматривается как развивающее
взаимодействие субъектов обучения, необходимое для преодоления обучающимися социальных, психологических, личностных трудностей, и направленно на самовоспитание каждого студента. При этом педагогическое сопровождение в условиях личностно-ориентированного обучения О.С. Газман разбирает в качестве особенной сферы деятельности преподавателя, которая ориентирована на стимулирование
индивидуальности обучающегося [3]. Л.Г. Субботина отмечает, что в основе реализации личностно ориентированного обучения лежат знания индивидуальных особенностей учащихся учителем и включение их в обучение школьников [4].
Вследствие создания теоретической модели психолого-педагогического
руководства процесса самовоспитания студентов были выдвинуты следующие теоретические предположения.
Концептуальной основой выступает педагогика сотрудничества, рассматривающая наличие определенных условий, создающих
оптимальный, морально-психологический
климат, основывающийся на субъектном отношении преподавателя и студента посредством общения, сотрудничества, уважая достоинства и права студента. Помогая и раскрывая свои потенциальные возможности, познавая себя как член общества, процессу личностного самовоспитания студентов содействует такая организация педагогического сотрудничества, при которой предметом анализа у студента становятся реальные проблемы. Психолого-педагогический аспект процесса личностного самовоспитания студентов зависит от уровня личностного саморазвития студента и от деятельности и стиля общения педагога, влияние ближайшего социума. Итогом процесса психолого-педагогического руководства является повышение уровня самовоспитания студентов
[5].
В модель входят взаимодополняющие компоненты целеполагающий,
содержательный, организационно-
управленческий, оценочно-корректирующий.
Целеполагание состоит из стратегической цели, частных целей и задач, принципов, решаемых в процессе достижения цели.
Стратегическая цель: совершенствование не только личностно-значимых, но и профессиональных качеств.
Данные принципы признают ценность человека как личности, его право на свободу, развитие и проявление всех способностей, обеспечивают создание необходимых условий для полной реализации всех его достижений.
Достижение гармонии в социальной и духовной сфере жизни наиболее полно раскрывает интеллектуальные и нравственные качества личности, а также способствует формированию данных от природы способностей, качеств и индивидуального опыта как главного условия самореализации личности. Содержание данных компонентов в комплексе предполагает целостное,
гармоничное сочетание и взаимодействие всех элементов образовательной системы, составляя системообразующую структуру [6].
Подчеркнем следующие функции модели: диагностическая, организационно-технологическая, управленческая,
обучающаяся, воспитывающая, развивающая, оценочно-корректирующая.
Диагностическая — выявление исходного уровня социокультурных возможностей субъектов воспитательного процесса, отслеживание изменений, исследование уровня сформированности личностного
самовоспитания студентов, рассмотрение динамики данного процесса.
Организационно-технологическая — выбор и обоснование целей мотивации деятельности, подбор способов достижения целей (содержание этапов работы, объединение всех субъектов образовательного процесса, создание педагогических условий для эффективной психолого-педагогической
поддержки личностного саморазвития студентов).
Управленческая — использование педагогического сопровождения культурных, нравственных, жизненных, профессиональных ценностей, психолого-педагогическая
поддержка развития личности через обучение и воспитание.
Обучающая — трансляция социального опыта, развитие информационно-культурного
поля обучаемых, формирование социальных и профессиональных компетенций.
Воспитывающая — обеспечение освоение студентами существующих в обществе заданных норм поведения и способов деятельности, постановки целей и определения средств ее достижения, результативное и активное воспроизводство индивидом социального опыта в процессе личностного саморазвития на основе самоконтроля.
Развивающая— выявление условий для качественных и количественных перемен в личностном саморазвитии студента,
формирование понимания индивида о самом себе («Я-концепция») на различных жизненных этапах, реализуемых под комплексным целенаправленным воздействием
воспитательно-образовательной среды и профессионального сообщества.
Оценочно-корректирующая —
организация мониторинга эффективности психолого-педагогического руководства
самовоспитания студентов для выявления соответствия поставленной цели, анализ личности и коррекция субъектами образовательного процесса способов и результатов деятельности.
При этом особое внимание уделяется актуализации стремления личности к выбору личностных, ценностно-смысловых позиций, определяемых личными потребностями и соотносимых с требованиями общества и профессиональной деятельности.
В процессе психолого-педагогического руководства самовоспитанием студентов, используя воспитательные возможности образовательной среды, у обучаемых формируется психологическая готовность к признанию выбранной специальности в качестве ведущей ценности [7]. Основой психолого-педагогического руководства
процесса самовоспитания студентов являются антропоцентрический, личностно-
ориентированный, социально-
ориентированный подходы.
Антропоцентрический подход выявляет ориентацию процесса психолого-
педагогического руководства процесса самовоспитания студентов на развитие обучающегося как целостной уникальной личности, а не отдельных его свойств и качеств.
Социально-ориентированный подход регламентирует знание о социальной среде и профессиональной структуре общества, содержании разных отраслей
жизнедеятельности и труда в подобранной будущей специальности, возможностей и путей самопознания, представление о путях согласования личностных способностей и требований грядущей профессиональной деятельности.
Личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса, стремления к самопознанию внутренних способностей, их сопоставление с требованиями в разных сферах жизни, умению преодолевать внутренние и внешние трудности.
Содержание организационно-
педагогического обеспечения процесса психолого-педагогического руководства
представлено в педагогической деятельности, составляющей организационно-практический компонент (этапы, педагогические условия, методы, технологии).
Психолого-педагогическое руководство процесса самовоспитания студентов по выработанной модели идет по схеме партнерства: преподаватель - студент; студент -преподаватель; преподаватель — группа. При этом формами партнерства являются текущее сотрудничество (решение задачи ведется на всех этапах коллективно) и заключительное (решение задачи, предназначенной для коллективной работы может быть индивидуальной). Контроль и оценка академических успехов и личностного самопознания производится совместно в процессе обсуждения финального результата.
Содержание процесса психолого-педагогического руководства строилось в соответствии с выделенными моделями.
Модель психолого-педагогического
руководства самовоспитания студентов ориентирована на устранение главных проблем, затрудняющих процесс личностного
саморазвития студента, модель была построена как результат изучения теоретических источников и реализации практического опыта исследования преподавателем личности студента в процессе развитии «Я-образа».
Проблемы касались проявления у студентов неадекватной самооценки своих возможностей, при этом наблюдался слабый уровень развития сознательной саморегуляции, низкая мотивированность, нестабильность
внутреннего мира (повышенная тревожность), что отрицательно воздействует на осознание подобранной специальности в качестве ведущей ценности, на совершенствование личностно-значимых качеств в целом [8].
Проектирование теоретической модели психолого-педагогического руководства
процесса самовоспитания студентов позволило проанализировать базовые аспекты
воспитательно-образовательной среды как целостной системы. Взаимосвязь
разнообразных элементов и компонентов педагогического процесса выражается в единстве деятельности субъектов
воспитательно - образовательного
пространства.
Результаты, полученные при анализе теоретических подходов к процессу психолого-педагогического руководства самовоспитания студентов, педагогических направлений ее реализации и выбор оценки стали предпосылкой для организации опытно-экспериментальной работы с целью проверки выдвинутых положений.
Способность педагога раскрыть внутренние резервы студента, используя модель психолого-педагогического руководства процессом самовоспитания, сможет обеспечить конструктивные изменения в образовательном процессе, помочь молодому человеку самостоятельно оценить свои способности и возможности, правильно определить свое место
в жизни и открыть ему пути для осуществления полноценной профессиональной карьеры.
Библиографический список
1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. /Наука, 1973, с. 5-61.
2. Найн, А.Я. Педагогический эксперимент: методика и организация: учебное пособие / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев. -Магнитогорск, 2002. - 127 с.
3. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.
4. Л. Субботина - Психология защитных механизмов личности// Яр ГУ, 2013. — 164 с.
5. Мухаметзянова Н.В. Психолого-педагогические аспекты деятельности будущего педагога // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.;
6. Валицкая, А.П. Культурно творческая школа: концепция и модель образовательного процесса / А.П. Валицкая /Педагогика. - 1998. -№4. - С. 13-18.
7. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. -560 с.
8. Симонов; П.В. Междисциплинарная концепция человека / П.В. Симонов. М. Знание, 1989. - 63 с.
9. Лепешев Д.В., Мукат А., Штибен С., Ишмухаметов А. Современные концепции и модели воспитания // Наука и реальность. 2021. № 1(5). С.63-65.
Жакина Динара Муратовна магистрант 2 курса, специальность «Педагогика и Психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)
e-mail: dinara.zh.04@mail.ru
Дата поступления статьи: 30.04.2021
© Жакина Д.М., 2021