Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТНОГО САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ'

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТНОГО САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА / «Я-КОНЦЕПЦИЯ» / САМОВОСПИТАНИЕ / ПАРАДИГМА / ЛИЧНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жакина Динара Муратовна

В статье представлена модель психолого-педагогического руководства процессом самовоспитания студентов, которая реализует выделенные педагогические условия и раскрывает модульную структуру построения содержания психолого-педагогического руководства, организационные формы деятельности, создающие условия для обеспечения педагогического процесса, обогащающие ценностно-мотивационную сферу личности и развивающие положительное отношение к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жакина Динара Муратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТНОГО САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ»

УДК 37.012

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТНОГО

САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Жакина Д. М.

Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье представлена модель психолого-педагогического руководства процессом самовоспитания студентов, которая реализует выделенные педагогические условия и раскрывает модульную структуру построения содержания психолого-педагогического руководства, организационные формы деятельности, создающие условия для обеспечения педагогического процесса, обогащающие ценностно-мотивационную сферу личности и развивающие положительное отношение к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: модель, психолого-педагогического руководства, «Я-концепция», самовоспитание, парадигма, личность, концепция, антропоцентрический подход.

Как известно, использование понятия «модель» в научной и социальной лексике связано с именем известного немецкого философа и математика Г. Лейбница, который рассматривал модель как своего рода информационный объект, построенный для конкретных практических целей. Это объяснение остается востребованным и в настоящее время во многих областях науки и техники.

В широком значении моделью называется специально построенная форма для воспроизведения черт оригинального объекта, подлежащего познанию. В «Логическом словаре» дается следующее определение: модель — искусственно созданный объект в виде схем, чертежей, логико-математических знаковых формул, компьютерной программы, физической конструкции, который, будучи аналогичен (подобен, сходен) исследуемому объекту (явлению, процессу, устройству, сооружению, механизму, конструкции), отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, непосредственное изучение которого связано с какими-либо трудностями, большими затратами средств и энергии или просто недоступно, и тем самым

облегчает процесс изучения информации об интересующем нас предмете.

Еще в 70-е годы П.К. Анохин утверждал в работе «Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем», что моделирование дает возможность определить универсальные черты функционирования живых систем, относящихся к различным классам явлений», что дает основания для применения, этой концепции в педагогической науке [1].

Под понятием «моделирование» в педагогике обычно понимается создание копий, образов педагогических материалов, явлений и процессов. Моделирование используют для схематичного изображения исследуемых педагогических систем [9].

По мнению А.Я. Наина и З.М. Уметбаева суть метода моделирования состоит в том, что в итоге предварительного изучения выбранного объекта, накопления нужных сведений о нем, можно выделить его значимые признаки, особенности, главные компоненты структуры и установить основные связи и

взаимозависимости между этими

компонентами [2].

Новая парадигма образования основана на изучение вопросов личностного

самовоспитания студента, внутренних закономерностей этого процесса, акцентируя

внимание в процессе учебы, воспитания и развития на личности обучаемого. В некоторых работах педагогическое сопровождение рассматривается как развивающее

взаимодействие субъектов обучения, необходимое для преодоления обучающимися социальных, психологических, личностных трудностей, и направленно на самовоспитание каждого студента. При этом педагогическое сопровождение в условиях личностно-ориентированного обучения О.С. Газман разбирает в качестве особенной сферы деятельности преподавателя, которая ориентирована на стимулирование

индивидуальности обучающегося [3]. Л.Г. Субботина отмечает, что в основе реализации личностно ориентированного обучения лежат знания индивидуальных особенностей учащихся учителем и включение их в обучение школьников [4].

Вследствие создания теоретической модели психолого-педагогического

руководства процесса самовоспитания студентов были выдвинуты следующие теоретические предположения.

Концептуальной основой выступает педагогика сотрудничества, рассматривающая наличие определенных условий, создающих

оптимальный, морально-психологический

климат, основывающийся на субъектном отношении преподавателя и студента посредством общения, сотрудничества, уважая достоинства и права студента. Помогая и раскрывая свои потенциальные возможности, познавая себя как член общества, процессу личностного самовоспитания студентов содействует такая организация педагогического сотрудничества, при которой предметом анализа у студента становятся реальные проблемы. Психолого-педагогический аспект процесса личностного самовоспитания студентов зависит от уровня личностного саморазвития студента и от деятельности и стиля общения педагога, влияние ближайшего социума. Итогом процесса психолого-педагогического руководства является повышение уровня самовоспитания студентов

[5].

В модель входят взаимодополняющие компоненты целеполагающий,

содержательный, организационно-

управленческий, оценочно-корректирующий.

Целеполагание состоит из стратегической цели, частных целей и задач, принципов, решаемых в процессе достижения цели.

Стратегическая цель: совершенствование не только личностно-значимых, но и профессиональных качеств.

Данные принципы признают ценность человека как личности, его право на свободу, развитие и проявление всех способностей, обеспечивают создание необходимых условий для полной реализации всех его достижений.

Достижение гармонии в социальной и духовной сфере жизни наиболее полно раскрывает интеллектуальные и нравственные качества личности, а также способствует формированию данных от природы способностей, качеств и индивидуального опыта как главного условия самореализации личности. Содержание данных компонентов в комплексе предполагает целостное,

гармоничное сочетание и взаимодействие всех элементов образовательной системы, составляя системообразующую структуру [6].

Подчеркнем следующие функции модели: диагностическая, организационно-технологическая, управленческая,

обучающаяся, воспитывающая, развивающая, оценочно-корректирующая.

Диагностическая — выявление исходного уровня социокультурных возможностей субъектов воспитательного процесса, отслеживание изменений, исследование уровня сформированности личностного

самовоспитания студентов, рассмотрение динамики данного процесса.

Организационно-технологическая — выбор и обоснование целей мотивации деятельности, подбор способов достижения целей (содержание этапов работы, объединение всех субъектов образовательного процесса, создание педагогических условий для эффективной психолого-педагогической

поддержки личностного саморазвития студентов).

Управленческая — использование педагогического сопровождения культурных, нравственных, жизненных, профессиональных ценностей, психолого-педагогическая

поддержка развития личности через обучение и воспитание.

Обучающая — трансляция социального опыта, развитие информационно-культурного

поля обучаемых, формирование социальных и профессиональных компетенций.

Воспитывающая — обеспечение освоение студентами существующих в обществе заданных норм поведения и способов деятельности, постановки целей и определения средств ее достижения, результативное и активное воспроизводство индивидом социального опыта в процессе личностного саморазвития на основе самоконтроля.

Развивающая— выявление условий для качественных и количественных перемен в личностном саморазвитии студента,

формирование понимания индивида о самом себе («Я-концепция») на различных жизненных этапах, реализуемых под комплексным целенаправленным воздействием

воспитательно-образовательной среды и профессионального сообщества.

Оценочно-корректирующая —

организация мониторинга эффективности психолого-педагогического руководства

самовоспитания студентов для выявления соответствия поставленной цели, анализ личности и коррекция субъектами образовательного процесса способов и результатов деятельности.

При этом особое внимание уделяется актуализации стремления личности к выбору личностных, ценностно-смысловых позиций, определяемых личными потребностями и соотносимых с требованиями общества и профессиональной деятельности.

В процессе психолого-педагогического руководства самовоспитанием студентов, используя воспитательные возможности образовательной среды, у обучаемых формируется психологическая готовность к признанию выбранной специальности в качестве ведущей ценности [7]. Основой психолого-педагогического руководства

процесса самовоспитания студентов являются антропоцентрический, личностно-

ориентированный, социально-

ориентированный подходы.

Антропоцентрический подход выявляет ориентацию процесса психолого-

педагогического руководства процесса самовоспитания студентов на развитие обучающегося как целостной уникальной личности, а не отдельных его свойств и качеств.

Социально-ориентированный подход регламентирует знание о социальной среде и профессиональной структуре общества, содержании разных отраслей

жизнедеятельности и труда в подобранной будущей специальности, возможностей и путей самопознания, представление о путях согласования личностных способностей и требований грядущей профессиональной деятельности.

Личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса, стремления к самопознанию внутренних способностей, их сопоставление с требованиями в разных сферах жизни, умению преодолевать внутренние и внешние трудности.

Содержание организационно-

педагогического обеспечения процесса психолого-педагогического руководства

представлено в педагогической деятельности, составляющей организационно-практический компонент (этапы, педагогические условия, методы, технологии).

Психолого-педагогическое руководство процесса самовоспитания студентов по выработанной модели идет по схеме партнерства: преподаватель - студент; студент -преподаватель; преподаватель — группа. При этом формами партнерства являются текущее сотрудничество (решение задачи ведется на всех этапах коллективно) и заключительное (решение задачи, предназначенной для коллективной работы может быть индивидуальной). Контроль и оценка академических успехов и личностного самопознания производится совместно в процессе обсуждения финального результата.

Содержание процесса психолого-педагогического руководства строилось в соответствии с выделенными моделями.

Модель психолого-педагогического

руководства самовоспитания студентов ориентирована на устранение главных проблем, затрудняющих процесс личностного

саморазвития студента, модель была построена как результат изучения теоретических источников и реализации практического опыта исследования преподавателем личности студента в процессе развитии «Я-образа».

Проблемы касались проявления у студентов неадекватной самооценки своих возможностей, при этом наблюдался слабый уровень развития сознательной саморегуляции, низкая мотивированность, нестабильность

внутреннего мира (повышенная тревожность), что отрицательно воздействует на осознание подобранной специальности в качестве ведущей ценности, на совершенствование личностно-значимых качеств в целом [8].

Проектирование теоретической модели психолого-педагогического руководства

процесса самовоспитания студентов позволило проанализировать базовые аспекты

воспитательно-образовательной среды как целостной системы. Взаимосвязь

разнообразных элементов и компонентов педагогического процесса выражается в единстве деятельности субъектов

воспитательно - образовательного

пространства.

Результаты, полученные при анализе теоретических подходов к процессу психолого-педагогического руководства самовоспитания студентов, педагогических направлений ее реализации и выбор оценки стали предпосылкой для организации опытно-экспериментальной работы с целью проверки выдвинутых положений.

Способность педагога раскрыть внутренние резервы студента, используя модель психолого-педагогического руководства процессом самовоспитания, сможет обеспечить конструктивные изменения в образовательном процессе, помочь молодому человеку самостоятельно оценить свои способности и возможности, правильно определить свое место

в жизни и открыть ему пути для осуществления полноценной профессиональной карьеры.

Библиографический список

1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. /Наука, 1973, с. 5-61.

2. Найн, А.Я. Педагогический эксперимент: методика и организация: учебное пособие / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев. -Магнитогорск, 2002. - 127 с.

3. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.

4. Л. Субботина - Психология защитных механизмов личности// Яр ГУ, 2013. — 164 с.

5. Мухаметзянова Н.В. Психолого-педагогические аспекты деятельности будущего педагога // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.;

6. Валицкая, А.П. Культурно творческая школа: концепция и модель образовательного процесса / А.П. Валицкая /Педагогика. - 1998. -№4. - С. 13-18.

7. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. -560 с.

8. Симонов; П.В. Междисциплинарная концепция человека / П.В. Симонов. М. Знание, 1989. - 63 с.

9. Лепешев Д.В., Мукат А., Штибен С., Ишмухаметов А. Современные концепции и модели воспитания // Наука и реальность. 2021. № 1(5). С.63-65.

Жакина Динара Муратовна магистрант 2 курса, специальность «Педагогика и Психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

e-mail: dinara.zh.04@mail.ru

Дата поступления статьи: 30.04.2021

© Жакина Д.М., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.