Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
196
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
фонетико-фонематическое недоразвитие речи / высшие психические функции / моторика / пространственная ориентировка / underdevelopment of speech / higher mental functions / motor skills / spatial orientation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наумова А. С., Свириденко И. А.

Данная статья посвящена вопросу психолого-педагогических особенностей развития обучающихся с ФФНР. В ней приводятся статистические данные, раскрывается понятие «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», а также рассматриваются речевые особенности развития детей. Отмечаются особенности моторики, пространственной ориентировки, а также высших психических функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Наумова А. С., Свириденко И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF STUDENTS WITH PHONETIC AND PHONEMIC SPEECH UNDERDEVELOPMENT

This article is devoted to the issue of psychological and pedagogical features of the development of students with FFNR. It provides statistical data, reveals the concept of "phonetic and phonemic underdevelopment of speech", and also examines the speech features of children's development. The peculiarities of motor skills, spatial orientation, as well as higher mental functions are noted.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

УДК 37 Наумова А.С., СвириденкоИ.А.

Наумова А.С.

студент

Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова

(г. Симферополь, Россия)

Свириденко И.А.

канд. филол. наук, доцент кафедра специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова

(г. Симферополь, Россия)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация: данная статья посвящена вопросу психолого-педагогических особенностей развития обучающихся с ФФНР. В ней приводятся статистические данные, раскрывается понятие «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», а также рассматриваются речевые особенности развития детей. Отмечаются особенности моторики, пространственной ориентировки, а также высших психических функций.

Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, высшие психические функции, моторика, пространственная ориентировка.

Число детей с различными речевыми расстройствами значительно увеличивается от года к году. И.Б. Карелина отмечает, что «за последние 20 лет было обследовано 23963 ребёнка в возрасте от 1,5 до 7 лет. Из них лишь 31% имели нормальное речевое развитие и 63% - различные речевые нарушения, в том числе такие как дизартрия и алалия, а также 6% имели различные психические и сенсорные нарушения, такие как аутизм, нарушения

интеллектуального развития и тугоухость». Среди 63% чаще всего встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР). В специальной литературе существует множество трактовок данного понятия, однако определение Р.Е. Левиной встречается чаще остальных и считается наиболее полным. В своих работах она подчёркивает, что данное нарушение характерно для детей с нормальным слухом и интеллектом и представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [1, с. 89]. ФФНР различно по своим состояниям и имеет несколько степеней выраженности. В своих работах Т.А. Ткаченко и М.Ф. Фомичева отмечают, что лёгкая степень проявляется у детей трудностями только в нарушенных звуках. Степень, при которой имеют место более грубые нарушения звукового анализа, отличается не различением множества звуков из разных фонетических групп. Последней является степень глубокого фонематического недоразвития. Из-за него ребёнок перестаёт слышать звуки в словах и, как следствие, затрудняется с определением их последовательности и состава.

Речь детей богата на нарушения. В ней могут отсутствовать некоторые звуки, а также встречаться искажения, замены и смешения, что в дальнейшем ведёт к трудностям во время чтения, письма и при овладении грамотой.

Нарушения речи нельзя рассматривать как «локальный» дефект, так как они оказывают негативное влияние и на психологическую картину детей. Что касается высших психических функций, то по некоторым параметрам у детей с ФФНР наблюдается отставание от нормы. Так, развитие зрительного восприятия характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Некоторые исследователи отмечают, что у детей с данным речевым нарушением произвольное внимание отличается нестабильностью, недостаточной сформированностью и неустойчивостью, а из-за суженного объёма памяти для запоминания материала им необходимо больше времени и повторов [2, с. 173]. При этом смысловая и логическая память у детей, как

правило, сохранны. Зрительная память также соответствует нормальному развитию. С увеличением тяжести основного дефекта уровень слуховой памяти понижается. Аналогично снижаются показатели и продуктивного запоминания. Значительные трудности вызывают сложные инструкции. Дети часто забывают, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. При этом, к речевому общению для уточнения инструкции они, как правило, не прибегают. Что касается мышления детей с ФФНР, то уровень его развития недостаточный, а скорость протекания мыслительных операций замедлена. Из-за этого снижается и процент усваиваемости учебного материала.

Несмотря на отсутствие у детей выраженных параличей и парезов, их моторика характеризуется недостаточно развитой координацией и неловкостью движений. Примерно у трети детей значительные трудности вызывают задания на статическую и динамическую координацию. Также у них отмечается неточность и замедленность движений. С задержкой развивается готовность руки к письму. Из-за этого у детей лепка и рисование могут достаточно длительное время не вызывать интереса. У одних детей в значительной степени затруднено переключение с одного вида движения на другой, у других выходит из строя вся двигательная система: сложные координированные движения, артикуляционная моторика и мелкая моторика пальцев рук оказываются затруднены.

При изучении особенностей ориентировки детей в пространстве оказалось, что наибольшие трудности вызывает разграничение понятий «справа» и «слева», которые обозначают местонахождение объекта. Также дети с трудом ориентируются в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Несмотря на это пространственным нарушениям свойственная тенденция к компенсации.

Согласно исследованиям Т.А. Ткаченко, у детей с ФФНР отмечаются: повышенная впечатлительность, выраженный негативизм (противодействие инструкциям и просьбам определённых лиц или всех окружающих), агрессивность, конфликтность, застревание, (часто может сопровождаться

навязчивыми страхами), состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое потерей аппетита, чувство угнетенности, предрасположенность к болезненному фантазированию, повышенная ранимость, обидчивость [3, с. 12]. Кроме негативизма Р.Е. Левина у детей с данным нарушением также отмечает замкнутость и неуверенность в себе, которые «усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребёнка» [2, с. 48].

Перечисленные особенности определяют у детей частую смену настроения, нестабильность поведения, высокую утомляемость и затруднения в выполнении инструкций педагога. Их личностные нарушения - трудности вербальной коммуникации, фиксированность на дефекте, поведенческий и речевой негативизм значительно усложняют структуру дефекта и ведут к нарушениям социальной адаптации.

Таким образом, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечаются характерные нарушения всех её сторон, отставание в развитии речедвигательного анализатора и большинства психических функций, что в свою очередь негативно сказывается на всех сторонах личности детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волкова Л.С. Логопедия: учеб. для студентов дефектол. Фак. Пед. Ин-тов. М.: Просвещение: Владос, 1998. - 145 с;

2. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 2013. - 367 с;

3. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия: альбом дошкольника: пособие для логопедов, воспитателей, родителей / Т.А. Ткаченко. - М.: Гном и Д, 2016. - 32 с

Naumova A.S., Sviridenko I.A.

Naumova A.S.

Crimean Engineering and Pedagogical University (Simferopol, Russia)

Sviridenko I.A.

Crimean Engineering and Pedagogical University (Simferopol, Russia)

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF STUDENTS WITH PHONETIC AND PHONEMIC SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Abstract: this article is devoted to the issue of psychological andpedagogicalfeatures of the development of students with FFNR. It provides statistical data, reveals the concept of "phonetic and phonemic underdevelopment of speech", and also examines the speech features of children's development. The peculiarities of motor skills, spatial orientation, as well as higher mental functions are noted.

Keywords: underdevelopment of speech, higher mental functions, motor skills, spatial orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.