Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ ФФН У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ ФФН У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панюкова С. В., Бердникова Н. А., Попивненко Ю. М.

В статье рассматриваются теоретические подходы к коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования с использованием информационных технологий; доказана их эффективность в коррекции звукопроизношения, развитии артикуляционного аппарата, дыхательной функции, фонематического восприятия, психических процессов, формировании самостоятельности, речевой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панюкова С. В., Бердникова Н. А., Попивненко Ю. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF CORRECTION OF PHONETIC AND PHONEMIC SPEECH UNDERDEVELOPMENT IN OLDER PRESCHOOLERS USING INFORMATION TECHNOLOGIES IN INCLUSIVE EDUCATION

The article discusses theoretical approaches to the correction of phonetic and phonemic underdevelopment of speech of older preschool children in inclusive education using information technologies; their effectiveness in the correction of sound pronunciation, the development of articulatory apparatus, respiratory function, phonemic perception, mental processes, the formation of independence, speech activity is proved.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ ФФН У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Панюкова С.В. профессор

Бердникова Н.А., кандидат педагогических наук

доцент ДГТУ Попивненко Ю.М. студент магистратуры

ЮФУ г. Ростов-на-Дону

К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ ФФН У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические подходы к коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования с использованием информационных технологий; доказана их эффективность в коррекции звукопроизношения, развитии артикуляционного аппарата, дыхательной функции, фонематического восприятия, психических процессов, формировании самостоятельности, речевой активности.

Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, информационные технологии, инклюзивное образование.

Popivnenko Yu. master's student Southern Federal University Rostov-on-Don

TO THE PROBLEM OF CORRECTION OF PHONETIC AND PHONEMIC SPEECH UNDERDEVELOPMENT IN OLDER PRESCHOOLERS USING INFORMATION TECHNOLOGIES IN

INCLUSIVE EDUCATION

Abstract: the article discusses theoretical approaches to the correction of phonetic and phonemic underdevelopment of speech of older preschool children in inclusive education using information technologies; their effectiveness in the correction of sound pronunciation, the development of articulatory apparatus, respiratory function, phonemic perception, mental processes, the formation of independence, speech activity is proved.

Keywords: phonetic and phonemic underdevelopment of speech, information technologies, inclusive education.

Полноценное овладение родным языком является необходимым условием развития личности ребенка. Правильная устная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе (включает в себя умение правильно и красиво говорить, безошибочно произносить звуки и различать их, грамотно составлять предложения, свободно пересказывать текст, обязательное владение артикуляционным аппаратом и др.). Следовательно - правильная устная речь - основная проблема, которая стоит перед дошкольным образовательным учреждением.

Анализ практики работы детских садов показывает, что в настоящее время одним из самых распространенных дефектов у детей дошкольного возраста является нарушения в звукопроизношении. Безусловно, данное нарушение впоследствии может привести к трудностям в овладении детьми письмом и чтением. Существование прямой зависимости между уровнем речевого развития, в частности уровнем сформированности правильного звукопроизношения, и способностью овладевать грамотой доказали в своих работах Г.А. Каше, Т.Б.Филичева, Г. В. Чиркина и др.

[4].

Многие ученые (Т.А. Ткаченко, Р.И. Лалаева и др.) в своих научных публикациях подчеркивают, что фонетико-фонематическая сторона речи развивается в онтогенезе постепенно [5;7].

Доречевой период готовит ребёнка к речевой деятельности. Ребенок овладевает звуками в определенной онтогенетической последовательности: взрывные раньше щелевых, губные раньше язычных. От определенного уровня развития фонематического слуха зависит формирование правильного произношения. При взаимодействии поступающих в кору головного мозга кинестетических и слуховых раздражителей происходит фонематическое восприятие звуков речи. Со временем ребёнок способен различать эти раздражения, вычленять отдельные фонемы. В норме, когда у ребёнка к семи годам сформировано правильное произношение, хорошо развиты все компоненты речи, что является хорошей предпосылкой для овладения грамотой и письмом.

Важно отметить и тот факт, что современный этап развития специального образования связан с развитием инклюзивного образования. Деятельность функционирующих в дошкольном образовательном учреждении инклюзивных групп, направлена:

- предоставление образовательных услуг детям с различными нарушениями в развитии (осуществление коррекционно -развивающей деятельности в совместных формах работы с детьми);

-социализацию дошкольников с проблемами в развитии и детей с условной нормой в развитии (усвоение норм и правил, принятых в общении, принципов коммуникации со сверстниками и взрослыми);

-реализацию в работе с детьми коррекционно-обучающего направления через взаимодействия со специалистами (учитель-логопед,

педагог-психолог, педагог-дефектолог, воспитатели, работающие в условиях инклюзивных групп);

-развитие творческих способностей дошкольников и др.(использование продуктивных видов деятельности, информационных-коммуникативных технологий).

Выбор эффективных технологий работы с детьми с речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования является актуальной проблемой дошкольного образования.

В современном мире информационные технологии занимают не последнее место и являются достаточно значимыми помощниками во многих отраслях знания. В связи с этим педагоги дошкольного образования обращают особое внимание на использование информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе с детьми с речевыми нарушениями.

В нашем исследовании мы придерживаемся точки зрения, что информационные технологии — это электронные инструменты, системы, устройства и ресурсы, которые генерируют, хранят или обрабатывают данные и позволяют привлекательно подать информацию, расширить дополнительными возможностями и вариантами образовательную среду.

К современным информационным технологиям, применяемым в дошкольном образовании относятся: «образовательная робототехника», «интерактивный электронный контент», технология «виртуальная реальность», «мультстудия», «компьютерные игры», «виртуальные экскурсии», «виртуальные презентации» и т.д.

Для учителей-логопедов открывается широкий спектр для использования программ, интерактивных материалов, виртуальных пособий, которые смогут прекрасно разнообразить традиционные методы коррекции речи, в том числе и фонетико-фонематического недоразвития речи. В последние годы появились работы (В. П. Беспалько, Ю.Ф.Гаркуша, Ю.Ф., Н.А.Черлина, Н.А., Е.В. Манина и др), которые рассматривают в своих трудах практику использования информационных технологий в коррекции речевых нарушений [1;3].

В работах Г.У.Солдатовой, О.И. Теславской представлены доказательства, свидетельствующие о социальной значимости и достоинствах использования цифровых игровых технологий. По мнению авторов, данные технологии способствуют повышению уверенности ребенка в своих силах, развивают внимание, память, мышление, общения детей со сверстниками и взрослыми [6].

При использовании информационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения у детей значительно повышается эмоциональный интерес, увеличивается скорость передачи информации, усвоения материала, чем проще и понятнее интерфейс компьютерной игры, тем выше будет развивающий и коррекционный эффект.

Развивающие компьютерные программы позволяют ставить перед ребенком и решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность - игру.

Неоспорим и тот факт, что информационные технологии - это мощное средство для развития и коррекции личности ребенка. Н.П. Вальчук, Э.В. Шампур в своей статье «Компьютерная обучающая «Звукослоговой анализ слов» и первый опыт ее применения в детском саду» пишут о том, что в основу построения интерактивных коррекционных игр должны быть положены следующие принципы: -игровая форма обучения детей с речевыми нарушениями; -интерактивное решение коррекционных задач в работе с детьми дошкольного возраста;

-использование принципа полисенсорного воздействия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (сочетание слухового восприятия информации и зрительного контроля, задействование сохранных анализаторов, активизация компенсаторных механизмов и др);

-применение дифференцированного подхода в коррекционно -образовательном процессе с детьми с речевыми нарушениями (выбор по сложности, объему вариантов заданий и игр и др) [2].

В своем исследовании в процессе коррекция ФФНР у старших дошкольников в условиях инклюзивного образования мы использовали следующие варианты информационных технологий:

-«Игры для Тигры» (серия игр направленных на развитие звукопроизношения, просодики, фонематики, лексики, грамматики, коммуникативных навыков, артикуляционной моторики, обратных речевых кинестезий, мелкой моторики пальцев рук, слухового и зрительного восприятия, внимания, вербальной и зрительной памяти, словесно-логического мышления и др.);

-«Мир за твоим окном» (знакомит детей с такими лексическими темами как «Времена года», «Погода», «Рассказы о временах года», «Одежда» и «Календарь» и др.);

-«Состав слова» (дошкольники расширяют свои представления о звуковом составе и обозначении звуков буквами, словообразовании, грамматическом значении слов, лексической сочетаемости и словоупотреблении и др.);

-«Развивающие игры в среде «Logo» (игровые упражнения позволяют научиться устанавливать связь между словом и действием, а также устанавливать связь между словом и образом, способствуют коррекции речевых нарушений);

-«Дельфа -142» (логопедический тренажер позволяет корректировать у дошкольников речевое дыхание, силу голоса, позволяет вести работу над устранением назального оттенка голоса, корректировать произношение

звуков, как гласных, так и согласных, позволяет отрабатывать дифференциации оппозиционных фонем, слого-ритмическую структуру речи, звукобуквенный состав слова, лексическое значение слов лексико -грамматическую сторону речи, а также способствует расширению словарного запаса и др.);

-«Речевой калейдоскоп» (представляет компьютерный комплекс, состоящий из следующих модулей «Работа с детьми с речевыми нарушениями над дыханием и голосом», «Работа с дошкольниками над правильным произношением звуков», «Работа над темпом, интонацией, фонематическими процессами», «Работа над развитием слухового внимания», «Работа с детьми над контролем над собственной речью» и др.);

-«Алик. Скоро в школу» (компьютерная развивающая игра, направленная на закрепление представлений дошкольников об использовании в речи предлогов, активизацию словаря и др.);

-«Весёлая Азбука Кирилла и Мефодия» (интерактивная азбука, позволяющая старшим дошкольникам легко запомнить алфавит, составлять из букв слоги, из слогов слова, из слогов первые слова, из слов простые, а затем сложные предложения»);

-«Волшебный букварь» (компьютерная программа, позволяющая детям в увлекательной форме научиться читать и писать, осуществлять звуковой анализ слов);

«Гарфилд - малышам. Развиваем речь» (дошкольники в увлекательной форме закрепляют знания о гласных и согласных звуков, учатся подбирать картинки к словам, усваивают алфавит, знакомятся с основами фонетики);

«Баба -Яга учится читать» (способствует овладению детьми навыками чтения, а также готовит детей к овладению письменной речью).

Таким образом, исследование, проводимое в условиях инклюзивной группы дошкольного образовательного учреждения, позволяет сделать вывод о том, что информационные технологии являются:

- эффективным средством коррекции фонетико-фонематического нарушения речи у детей дошкольного возраста: развитие артикуляционного аппарата, дыхательной функции, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения;

-позволяют значительным образом повысить мотивацию дошкольников с речевыми нарушениями к обучению,

- способствуют моделированию коррекционно-развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;

- способствуют развитию психических процессов у дошкольников: произвольного внимания, мышления, восприятия, памяти, творческого воображения, а также формированию самостоятельности, сосредоточенности, речевой активности, развивают мелкую моторику и др.

Использованные источники:

1.Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002. - 352 с.

2.Вальчук, Н.П., Шамшур, Э.В. Компьютерная обучающая программа «Звукослоговой анализ слов» и первый опыт ее применения в детском саду (из опыта работы) //Дефектология. - 2000. - № 3. — С. 55-65.

3.Гаркуша, Ю.Ф., Черлина, Н.А., Манина, Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед. - 2004. - № 2. - С. 34-36.

4.Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г. 68 с.

5.Развитие фонематического анализа и синтеза // Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2004. С. 112-129.

6.Солдатова Г.У., Теславская О.И. Видеоигры, академическая успеваемость и внимание: опыт и итоги зарубежных эмпирических исследований детей и подростков // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 4. С. 21—28.

7.Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.