Панюкова С.В. профессор
Бердникова Н.А., кандидат педагогических наук
доцент ДГТУ Попивненко Ю.М. студент магистратуры
ЮФУ г. Ростов-на-Дону
К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ ФФН У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье рассматриваются теоретические подходы к коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования с использованием информационных технологий; доказана их эффективность в коррекции звукопроизношения, развитии артикуляционного аппарата, дыхательной функции, фонематического восприятия, психических процессов, формировании самостоятельности, речевой активности.
Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, информационные технологии, инклюзивное образование.
Popivnenko Yu. master's student Southern Federal University Rostov-on-Don
TO THE PROBLEM OF CORRECTION OF PHONETIC AND PHONEMIC SPEECH UNDERDEVELOPMENT IN OLDER PRESCHOOLERS USING INFORMATION TECHNOLOGIES IN
INCLUSIVE EDUCATION
Abstract: the article discusses theoretical approaches to the correction of phonetic and phonemic underdevelopment of speech of older preschool children in inclusive education using information technologies; their effectiveness in the correction of sound pronunciation, the development of articulatory apparatus, respiratory function, phonemic perception, mental processes, the formation of independence, speech activity is proved.
Keywords: phonetic and phonemic underdevelopment of speech, information technologies, inclusive education.
Полноценное овладение родным языком является необходимым условием развития личности ребенка. Правильная устная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе (включает в себя умение правильно и красиво говорить, безошибочно произносить звуки и различать их, грамотно составлять предложения, свободно пересказывать текст, обязательное владение артикуляционным аппаратом и др.). Следовательно - правильная устная речь - основная проблема, которая стоит перед дошкольным образовательным учреждением.
Анализ практики работы детских садов показывает, что в настоящее время одним из самых распространенных дефектов у детей дошкольного возраста является нарушения в звукопроизношении. Безусловно, данное нарушение впоследствии может привести к трудностям в овладении детьми письмом и чтением. Существование прямой зависимости между уровнем речевого развития, в частности уровнем сформированности правильного звукопроизношения, и способностью овладевать грамотой доказали в своих работах Г.А. Каше, Т.Б.Филичева, Г. В. Чиркина и др.
[4].
Многие ученые (Т.А. Ткаченко, Р.И. Лалаева и др.) в своих научных публикациях подчеркивают, что фонетико-фонематическая сторона речи развивается в онтогенезе постепенно [5;7].
Доречевой период готовит ребёнка к речевой деятельности. Ребенок овладевает звуками в определенной онтогенетической последовательности: взрывные раньше щелевых, губные раньше язычных. От определенного уровня развития фонематического слуха зависит формирование правильного произношения. При взаимодействии поступающих в кору головного мозга кинестетических и слуховых раздражителей происходит фонематическое восприятие звуков речи. Со временем ребёнок способен различать эти раздражения, вычленять отдельные фонемы. В норме, когда у ребёнка к семи годам сформировано правильное произношение, хорошо развиты все компоненты речи, что является хорошей предпосылкой для овладения грамотой и письмом.
Важно отметить и тот факт, что современный этап развития специального образования связан с развитием инклюзивного образования. Деятельность функционирующих в дошкольном образовательном учреждении инклюзивных групп, направлена:
- предоставление образовательных услуг детям с различными нарушениями в развитии (осуществление коррекционно -развивающей деятельности в совместных формах работы с детьми);
-социализацию дошкольников с проблемами в развитии и детей с условной нормой в развитии (усвоение норм и правил, принятых в общении, принципов коммуникации со сверстниками и взрослыми);
-реализацию в работе с детьми коррекционно-обучающего направления через взаимодействия со специалистами (учитель-логопед,
педагог-психолог, педагог-дефектолог, воспитатели, работающие в условиях инклюзивных групп);
-развитие творческих способностей дошкольников и др.(использование продуктивных видов деятельности, информационных-коммуникативных технологий).
Выбор эффективных технологий работы с детьми с речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования является актуальной проблемой дошкольного образования.
В современном мире информационные технологии занимают не последнее место и являются достаточно значимыми помощниками во многих отраслях знания. В связи с этим педагоги дошкольного образования обращают особое внимание на использование информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе с детьми с речевыми нарушениями.
В нашем исследовании мы придерживаемся точки зрения, что информационные технологии — это электронные инструменты, системы, устройства и ресурсы, которые генерируют, хранят или обрабатывают данные и позволяют привлекательно подать информацию, расширить дополнительными возможностями и вариантами образовательную среду.
К современным информационным технологиям, применяемым в дошкольном образовании относятся: «образовательная робототехника», «интерактивный электронный контент», технология «виртуальная реальность», «мультстудия», «компьютерные игры», «виртуальные экскурсии», «виртуальные презентации» и т.д.
Для учителей-логопедов открывается широкий спектр для использования программ, интерактивных материалов, виртуальных пособий, которые смогут прекрасно разнообразить традиционные методы коррекции речи, в том числе и фонетико-фонематического недоразвития речи. В последние годы появились работы (В. П. Беспалько, Ю.Ф.Гаркуша, Ю.Ф., Н.А.Черлина, Н.А., Е.В. Манина и др), которые рассматривают в своих трудах практику использования информационных технологий в коррекции речевых нарушений [1;3].
В работах Г.У.Солдатовой, О.И. Теславской представлены доказательства, свидетельствующие о социальной значимости и достоинствах использования цифровых игровых технологий. По мнению авторов, данные технологии способствуют повышению уверенности ребенка в своих силах, развивают внимание, память, мышление, общения детей со сверстниками и взрослыми [6].
При использовании информационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения у детей значительно повышается эмоциональный интерес, увеличивается скорость передачи информации, усвоения материала, чем проще и понятнее интерфейс компьютерной игры, тем выше будет развивающий и коррекционный эффект.
Развивающие компьютерные программы позволяют ставить перед ребенком и решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность - игру.
Неоспорим и тот факт, что информационные технологии - это мощное средство для развития и коррекции личности ребенка. Н.П. Вальчук, Э.В. Шампур в своей статье «Компьютерная обучающая «Звукослоговой анализ слов» и первый опыт ее применения в детском саду» пишут о том, что в основу построения интерактивных коррекционных игр должны быть положены следующие принципы: -игровая форма обучения детей с речевыми нарушениями; -интерактивное решение коррекционных задач в работе с детьми дошкольного возраста;
-использование принципа полисенсорного воздействия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (сочетание слухового восприятия информации и зрительного контроля, задействование сохранных анализаторов, активизация компенсаторных механизмов и др);
-применение дифференцированного подхода в коррекционно -образовательном процессе с детьми с речевыми нарушениями (выбор по сложности, объему вариантов заданий и игр и др) [2].
В своем исследовании в процессе коррекция ФФНР у старших дошкольников в условиях инклюзивного образования мы использовали следующие варианты информационных технологий:
-«Игры для Тигры» (серия игр направленных на развитие звукопроизношения, просодики, фонематики, лексики, грамматики, коммуникативных навыков, артикуляционной моторики, обратных речевых кинестезий, мелкой моторики пальцев рук, слухового и зрительного восприятия, внимания, вербальной и зрительной памяти, словесно-логического мышления и др.);
-«Мир за твоим окном» (знакомит детей с такими лексическими темами как «Времена года», «Погода», «Рассказы о временах года», «Одежда» и «Календарь» и др.);
-«Состав слова» (дошкольники расширяют свои представления о звуковом составе и обозначении звуков буквами, словообразовании, грамматическом значении слов, лексической сочетаемости и словоупотреблении и др.);
-«Развивающие игры в среде «Logo» (игровые упражнения позволяют научиться устанавливать связь между словом и действием, а также устанавливать связь между словом и образом, способствуют коррекции речевых нарушений);
-«Дельфа -142» (логопедический тренажер позволяет корректировать у дошкольников речевое дыхание, силу голоса, позволяет вести работу над устранением назального оттенка голоса, корректировать произношение
звуков, как гласных, так и согласных, позволяет отрабатывать дифференциации оппозиционных фонем, слого-ритмическую структуру речи, звукобуквенный состав слова, лексическое значение слов лексико -грамматическую сторону речи, а также способствует расширению словарного запаса и др.);
-«Речевой калейдоскоп» (представляет компьютерный комплекс, состоящий из следующих модулей «Работа с детьми с речевыми нарушениями над дыханием и голосом», «Работа с дошкольниками над правильным произношением звуков», «Работа над темпом, интонацией, фонематическими процессами», «Работа над развитием слухового внимания», «Работа с детьми над контролем над собственной речью» и др.);
-«Алик. Скоро в школу» (компьютерная развивающая игра, направленная на закрепление представлений дошкольников об использовании в речи предлогов, активизацию словаря и др.);
-«Весёлая Азбука Кирилла и Мефодия» (интерактивная азбука, позволяющая старшим дошкольникам легко запомнить алфавит, составлять из букв слоги, из слогов слова, из слогов первые слова, из слов простые, а затем сложные предложения»);
-«Волшебный букварь» (компьютерная программа, позволяющая детям в увлекательной форме научиться читать и писать, осуществлять звуковой анализ слов);
«Гарфилд - малышам. Развиваем речь» (дошкольники в увлекательной форме закрепляют знания о гласных и согласных звуков, учатся подбирать картинки к словам, усваивают алфавит, знакомятся с основами фонетики);
«Баба -Яга учится читать» (способствует овладению детьми навыками чтения, а также готовит детей к овладению письменной речью).
Таким образом, исследование, проводимое в условиях инклюзивной группы дошкольного образовательного учреждения, позволяет сделать вывод о том, что информационные технологии являются:
- эффективным средством коррекции фонетико-фонематического нарушения речи у детей дошкольного возраста: развитие артикуляционного аппарата, дыхательной функции, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения;
-позволяют значительным образом повысить мотивацию дошкольников с речевыми нарушениями к обучению,
- способствуют моделированию коррекционно-развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- способствуют развитию психических процессов у дошкольников: произвольного внимания, мышления, восприятия, памяти, творческого воображения, а также формированию самостоятельности, сосредоточенности, речевой активности, развивают мелкую моторику и др.
Использованные источники:
1.Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002. - 352 с.
2.Вальчук, Н.П., Шамшур, Э.В. Компьютерная обучающая программа «Звукослоговой анализ слов» и первый опыт ее применения в детском саду (из опыта работы) //Дефектология. - 2000. - № 3. — С. 55-65.
3.Гаркуша, Ю.Ф., Черлина, Н.А., Манина, Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед. - 2004. - № 2. - С. 34-36.
4.Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г. 68 с.
5.Развитие фонематического анализа и синтеза // Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2004. С. 112-129.
6.Солдатова Г.У., Теславская О.И. Видеоигры, академическая успеваемость и внимание: опыт и итоги зарубежных эмпирических исследований детей и подростков // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 4. С. 21—28.
7.Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. 48 с.