СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
М.Н. Татаринова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики обучения иностранным языкам, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: mayya.tatarinova@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1593-8213.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
M.N. Tatarinova, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages and Methods of Teaching Foreign Languages, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: mayya.tatarinova@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1593-8213.
УДК 376.37 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_166
Екатерина Сергеевна Титлянова, Елена Вячеславовна Хмелькова
г. Киров
Оценка эффективности программы использования дидактических игр в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием
На сегодняшний день тема коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной логопедии. Не подвергая сомнению значимость существующих программ, технологий, методик коррекции нарушений звукопроизношения, необходима разработка новых. Исследователи подчеркивают важность применения на логопедических занятиях не только традиционных, но и инновационных средств, методов, форм работы с целью повышения эффективности коррекционного процесса. Нами была спроектирована и апробирована программа использования дидактических игр в коррекции нарушений звукопро-изношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. В данной статье представлены результаты контрольного этапа эксперимента по оценке эффективности программы использования дидактических игр в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Ключевые слова: нарушения звукопроизношения, дошкольный возраст, дидактические игры, фонетико-фоне-матическое недоразвитие, коррекция нарушений звукопроизношения.
Ekaterina Sergeevna Titlyanova, Elena Vyacheslavovna Khmelkova
Kirov
Evaluation of the program effectiveness for using didactic games in the correction of sound pronunciation disorders in preschoolers with phonetic and phonemic underdevelopment
Nowadays the topic of correcting sound pronunciation disorders in preschoolers with phonetic-phonemic is relevant both in domestic and foreign speech therapy. Without questioning the significance of existing programs, technologies, methods for correcting sound pronunciation disorders, it is necessary to develop new ones. Researchers emphasize the importance of using not only traditional but also innovative means, methods, forms of work in speech therapy classes in order to increase the effectiveness of the correctional process. We have designed and tested a program for using didactic games in the correction of sound pronunciation disorders in preschoolers with phonetic and phonemic underdevelopment. This article presents the results of the control stage of the experiment to evaluate the program effectiveness for using didactic games in the correction of sound pronunciation disorders in preschoolers with phonetic and phonemic underdevelopment.
Keywords: articulation disorders, preschool age, didactic games, phonetic and phonemic underdevelopment, correction of sound pronunciation disorders.
Проблема нарушений звукопроизношения интересовала как отечественных исследователей (М.Е. Хватцева, Г.А. Каше, М.Ф. Фомичеву, Т.Б. Филичеву, Л.Г. Парамонову, О.В. Правдину и др.), так и зарубежных (А. Куссмауля, C. Van Riper, Sofia Strômbergsson, Barbara Dodd, Alycia Erin Cum-mings, Donna Thomas и др.).
В настоящее время в логопедии нарушениями звукопроизношения называют устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи, вызванные специфическими причи-
нами и требующие для своего преодоления специального логопедического воздействия. Неправильно может произноситься любой согласный звук. Реже нарушается произношение звуков раннего онтогенеза.
По мнению О.В. Правдиной дефекты звукопроизношения встречаются почти при всех речевых нарушениях и могут быть возникнуть на основе моторных и (или) сенсорных нарушений центрального или периферического характера. Исследователем были выделены уровни нарушенного произношения:
1. Полное неумение правильно произносить звук или группу звуков.
2. Неправильное произношение звуков в речи при правильном произношении их изолированно или в легких словах.
3. Смешение двух близких по звучанию или артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука [3].
Исследователь Г.А. Каше, описывая нарушения звукопроизношения у детей шести лет с сохранным слухом и интеллектом, выделила ряд особенностей: аморфное произнесение звуков; недифференцированное произнесение пар или групп звуков; замены звуков более простыми по артикуляции; нестойкое употребление звуков в речи; смешение звуков в речи. Также часто встречается проблема дефектного произношения в речи звуков, которые изолированно произносятся без ошибок. Автор отмечает, что у детей данной группы нередко наблюдается невнятность речи [1].
Фонетико-фонематическое недоразвитие -это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми нарушениями, с сохранным слухом и интеллектом вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [2].
В своих трудах исследователи Е.И. Редозу-бова и Л.Р. Лизунова отмечают, что основной характеристикой детей с фонетико-фонематическим недоразвитием выступает незаконченность процессов становления и дифференциации звуков. Дети, имеющие в структуре речевого дефекта нарушения звукопроизношения, сопровождающиеся нарушениями фонематических процессов, оказываются неподготовленными к качественному освоению устной и письменной речи.
В отечественной логопедии выделяют следующие особенности звукопроизношения у детей с данным нарушением:
- отсутствие некоторых звуков в речи;
- замены одних звуков другими, более простыми по артикуляции;
- диффузное произношение группы звуков;
- нестойкое употребление звуков в речи;
- искаженное произношение одного или нескольких звуков [4].
Рассмотрим подходы зарубежных исследователей к проблеме нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Австралийский исследователь Donna Thomas для определения термина «нарушения звукопроизношения» использует понятие «expressive phonological disorders», которое переводится как «выраженные фонологические расстройства». Автор отмечает, что дети с выраженными фонологическими расстройствами задерживаются в развитии соответствующих речевых звуков, что приводит к снижению разборчивости речи. Главная отличительная черта детей с выраженными фонологическими расстройствами, которая отличает их от
детей с другими речевыми нарушениями - дети не имеют дополнительных нарушений в других языковых навыках, таких как синтаксис, семантика [6].
Нарушения звукопроизношения
Sofia Strombergsson определяет как нарушения развития, которые проявляются в виде ненормативного развития речи, часто негативно влияют на разборчивость речи и могут вызывать трудности с восприятием речи и (или) неточное представление о звуках речи. Дети с нарушениями звукопроизноше-ния представляют собой гетерогенную группу по этиологии и тяжести расстройства [5].
Таким образом, все опираясь на вышесказанное, мы можем отметить, что на сегодняшний день важным становится своевременное выявление нарушений звукопроизношения и восприятия фонем и их коррекция. Современная логопедическая практика нуждается в применении не только традиционных, но и инновационных программ, средств, технологий, методов коррекции нарушений произносительной стороны речи, повышающих эффективность коррекционного процесса.
Результаты теоретического анализа научной литературы, анализа результатов констатирующего этапа эксперимента и учет особенностей кор-рекционной работы с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием, подтвердили необходимость проектирования и апробации программы использования дидактических игр в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Цель нашей программы: коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с фоне-тико-фонематическим недоразвитием с использованием дидактических игр.
Учитывая цель программы и результаты констатирующего этапа эксперимента, нами были выделены следующие задачи программы:
- нормализация моторики артикуляционного аппарата;
- постановка звуков;
- автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, текстах и самостоятельной речи;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие мелкой моторики.
Программа состоит из трех разделов: концептуального, содержательного и организационного. Реализовывалась программа на индивидуальных логопедических занятиях 2-3 раза в неделю в течение двух месяцев. Всего было проведено 30 логопедических занятий. В содержание каждого логопедического занятия были включены дидактические игры с использованием наглядных средств из фетра.
Приведем пример дидактической игры с использованием наглядного средства из фетра. Дидактическая игра «Найди место и сосчитай» применяется для автоматизации [р] в середине слова, в словосочетаниях, закрепление навыка согласования числительных с существительными.
Вариант 1.
Цель: автоматизация [р] в середине слова, развитие мелкой моторики.
Ход игры: ребенку предлагается карточка и отдельно лежащие картинки, которые нужно прилепить к карточке. У каждой картинки свой ряд. Ребенку нужно найти место для каждой картинки, прилепить их. Когда ребенок прилепляет картинку, ему необходимо её называть. Например: «Квадрат, квадрат, квадрат ... и т.д.».
Вариант 2.
Цель: автоматизация [р] в середине слова, в словосочетаниях, закрепление навыка согласования числительных с существительными.
Ход игры: ребенку предлагается карточка и отдельно лежащие картинки, которые нужно прилепить к карточке. У каждой картинки свой ряд. Ребенку нужно найти место для каждой картинки, прилепить их. Когда ребенок нашел место для каждой картинки, ему необходимо их сосчитать. Например: «Один квадрат, два квадрата, три квадрата и т.д.».
Наглядное средство из фетра для дидактической игры «Найди место и сосчитай» представлено на рисунке 1.
ч
Рис. 1. Наглядное средство из фетра для дидактической игры «Найди место и сосчитай»
Для оценки эффективности апробированной программы использования дидактических игр в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием был проведен контрольный этап эксперимента. Для изучения состояния артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонемати-ческим недоразвитием мы разработали диагностический комплекс, который основан на методиках
Г.А. Волковой, О.Б. Иншаковой, О.И. Крупенчук, Н.В. Нищевой, Е.Ф. Архиповой, Г.В. Чиркиной. В качестве наглядного материала в процессе изучения состояния звукопроизношения нами был использован альбом О.Б. Иншаковой.
Рассмотрим изменения в состоянии артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием, представленные на рисунках 2-5.
м И
н § Результат констатирующего Результат контрольного
д й эксперимента эксперимента
о
К Уровни выполнения статических упражнений
□ Высокий уровень □ Средний уровень ■ Уровень ниже среднего
□Низкий уровень □ Очень низкий уровень
Рис. 2. Динамика уровней выполнения статических упражнений дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием (экспериментальной группы) до и после формирующего эксперимента
Рис. 3. Результаты контрольного исследования выполнения статических упражнений дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием (экспериментальной и контрольной группами
Опираясь на данные рисунков 2-3, можно отметить положительную динамику в выполнении статических артикуляционных упражнений.
До проведения формирующего этапа эксперимента 20% детей с фонетико-фонематическим недоразвитием показали средний уровень, 52% -уровень ниже среднего, 28% - низкий уровень. После проведения формирующего эксперимента 28% детей оказалось на высоком уровне, 52% на среднем, 20% на уровне ниже среднего. Для детей, выполнивших упражнения на уровне ниже среднего, было характерно неточное выполнение упражнений в сочетании с гипертонусом или гипотонусом языка. По нашему мнению, дети, остались на
60%
и Я
и с с
>1
а Я
flj эЯ
о U
и 3
k Я
60% 40% 20% 0%
уровне ниже среднего из-за отсутствия необходимого лечения и подкрепления результатов в домашних условиях. Низкого и очень низкого уровней выполнения статических упражнений в экспериментальной группе мы не выявили.
В контрольной группе мы видим незначительную динамику, по сравнению с экспериментальной группой: 20% детей показали высокий уровень, 28% - средний уровень, 52% - уровень ниже среднего, что проявлялось в неточном выполнении упражнений, заметной истощаемости, трудностях в удержании позы (например, при выполнении упражнения «Блинчик» язык не находился в состоянии покоя).
52%
и я
о &
Результаты констатирующего эксперимента
■ от __
Результаты контрольного эксперимента
Уровни выполнения динамических упражнений □ Высокий уровень □ Средний уровень ■ Уровень ниже среднего ЕЭ Низкий уровень □ Очень низкий уровень
Рис. 4. Динамика уровней выполнения динамических упражнений дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием (экспериментальной группы) до и после формирующего эксперимента
Рис. 5. Результаты контрольного исследования выполнения динамических упражнений дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием (экспериментальной и контрольной группами)
Данные рисунков 4-5 подтверждают положительную динамику при выполнении динамических артикуляционных упражнений. На контрольном этапе эксперимента 28% дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием показали высокий уровень выполнения динамических артикуляционных упражнений. У 52% респондентов был выявлен средний уровень, у 20% - уровень ниже среднего, что проявлялось в трудностях переключения с одной артикуляционной позы на другую. Низкого и очень низкого уровней выявлено не было.
В контрольной группе дошкольников с фоне-тико-фонематическим недоразвитием высокий уровень показали 20% респондентов, средний -44%, ниже среднего - 36% детей. Как мы видим, динамика в сравнении с экспериментальной груп-
пой незначительная. Детям, продемонстрировавшим уровень ниже среднего, было трудно переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Например, чередование упражнений «Змейка» и «Блинчик» выполнялось недостаточно четко. В процессе выполнения упражнения «Маятник» респонденты не в полной мере тянулись языком вправо-влево. В контрольной группе, также, как и в экспериментальной, не было выявлено низкого и очень низкого уровней выполнения динамических упражнений.
Проанализируем нарушения звукопроизноше-ния, оставшиеся после проведения формирующего этапа эксперимента, у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, продемонстрированные на таблицах 1 -2.
Таблица1
Динамика состояния произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием (экспериментальной группы) до и после формирующего эксперимента
Нарушенные звуки Искажения Замены Нарушенные звуки Искажения Замены
[с] 28% - [с] 8% -
[с'] 28% - [с'] 8% -
[з] 28% - [з] 8% -
[з'] 28% - [з'] 8% -
[ш] 32% 40% [ш] 8% -
[ж] 32% 40% [ж] 8% -
[щ] - 28% [щ] - -
[л] 68% 20% [л] 4% -
[р] 60% 28% [р] 4% 8%
[р'] 20% 60% [р'] 4% !2%
До проведения ( ормирующего эксперимента После проведения формирующего эксперимента
По таблице 1 мы видим положительную динамику состояния произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков у детей с фонетико-фонема-тическим недоразвитием экспериментальной группы.
По сравнению с результатами констатирующего этапа эксперимента у 20% дошкольников было скорректировано искаженное произношение [с], у 20% искаженное произношение [с'], у 20% искаженное произношение [з], у 20% искаженное
произношение [з'] (межзубный и призубный сиг-матизм). У 8% детей произношение данных звуков осталось на прежнем уровне в связи с не посещаемостью дошкольного образовательного учреждения из-за болезней. При коррекции межзубного и призубного сигматизма нами использовался смешанный способ постановки звука: показ правильной артикуляции логопедом и механическая помощь ватной палочкой для нахождения правильной артикуляционной позы.
У 24% респондентов было скорректировано искаженное произношение [ш] (губно-зубной сиг-матизм, межзубный сигматизм). Губно-зубное и межзубное произношение звука [ж] также было скорректировано у 24% дошкольников. Замена [щ] на [с'] скорректирована у всех детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (28%). Трудности возникли при коррекции искаженного произношения [ш] и [ж]. Это было связано с вялостью артикуляционной моторики и отсутствия медикаментозного лечения, которое необходимо для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата.
Искаженное произношение [л] мы скорректировали у 64% дошкольников с фонетико-фонема-тическим недоразвитием (губно-губной ламбла-цизм). Сначала отрабатывалось межзубное произношение [л], а затем нормативное произношение.
Замена [л] на [в] скорректирована у всех дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием (20%). В коррекционном процессе для постановки [р] активно использовались зондозаменители (ватные палочки) в процессе выполнения упражнения «Болтушка». Детям необходимо было произносить звук [ж] с приоткрытым ртом, при этом водить ватной палочкой вправо-влево под языком. В результате таких движений появляется вибрация языка, которая в дальнейшем автоматизируется.
В процессе формирующего эксперимента у 56% респондентов был скорректирован велярный ротацизм. Замена [р] на [л] скорректирована у 20% дошкольников. У 8% детей с фонетико-фонематиче-ским недоразвитием замена [р] на [л] скорректирована не была в связи с нерегулярной посещаемостью ими дошкольного образовательного учреждения.
У 16% респондентов скорректировано велярное произношение [р']. У 48% дошкольников с фо-нетико-фонематическим недоразвитием были исправлены замены в речи звука [р'] на [л']. У 8% детей не было скорректировано велярное произношение [р], у 12% не скорректировано велярное произношение [р']. Это связано с нерегулярной посещаемостью детьми дошкольного образовательного учреждения, вследствие чего отсутствовала системность занятий.
Таблица 2
Результаты контрольного эксперимента по исследованию состояния звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием (экспериментальной и контрольной группы)
Нарушенные Искажения Замены Нарушенные Искажения Замены
звуки звуки
[с] 8% - [с] 12% -
[с'] 8% - [с'] 12% -
[з] 8% - [з] 12% -
[з'] 8% - [з'] 12% -
[ш] 8% - [ш] 16% 16%
[ж] 8% - [ж] 16% 16%
[щ] - - [щ] - 8%
[л] 4% - [л] 20% 8%
[р] 4% 8% [р] 20% 12%
[р'] 4% 12% [р'] 12% 16%
Экспериментальная группа Контрольная группа
Данные таблицы 2 подтверждают, что результаты контрольного эксперимента незначительно отличаются от результатов констатирующего эксперимента. Мы видим незначительную положительную динамику в состоянии звукопроизноше-ния у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Искаженное произношение свистящих звуков у половины респондентов скорректировано не было. У 12% дошкольников был скорректировано искаженное произношение [с], у 12% - искаженное произношение [с'], у 12% - искаженное произношение [з], у 12 % - искаженное произношение [з] (межзубный и призубный сигматизм).
Искаженное произношение шипящих звуков также было скорректировано только у половины респондентов. У 16% дошкольников с фонетико-фоне-матическим недоразвитием контрольной группы было скорректировано искаженное произношение [ш], у 16% - искаженное произношение [ж] (межзубный и призубный сигматизм). Замена звуков [ш] на [с] скорректирована у 28% респондентов, замена [ж] на [з] - у 28% респондентов. Замена [щ] на [c'] скорректирована у 12% дошкольников.
В коррекции нарушений произношения сонорных звуков также наблюдается незначительная динамика. Искаженное произношение [л] было скорректировано у 40% дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием контрольной
ПЕДАГОГИКА
группы. У 20% губно-губной ламбдацизм скорректирован не был. Велярное произношение [р] скорректировано у 40% респондентов, в то же время у 20% искаженное произношение [р] осталось на прежнем уровне. Велярное произношение [р'] скорректировано у 14% дошкольников, у 12% искаженное произношение [р'] не скорректирова-
лось. Замены [л] на [в] скорректированы у 12% респондентов из 20%. Замены [р] на [л] исправлены на нормативное произношение у 12% детей.
Рассмотрим изменения в состоянии фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием, отраженные на рисунках 6-7.
Рис. 6. Динамика состояния фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием (экспериментальной группы) до и после формирующего эксперимента
Данные рисунка 6 подтверждают положительную динамику в состоянии фонематического восприятия у респондентов экспериментальной группы.
40% дошкольников с фонетико-фонематиче-ским недоразвитием выполнили предложенные задания на высоком уровне. При выполнении заданий трудностей у них не возникало.
На среднем уровне выполнили предложенные задания 60% респондентов. Часть заданий была выполнена с помощью логопеда. У некоторых дошкольников возникали трудности в задании
и о я и я
■и
я
о &
60%
0
о я и о о и
и я
я >.
60% 40% 20% 0%
«Услышь слово с заданным звуком». По нашему мнению, это связано с недостаточной сформиро-ванностью слухового внимания. Задания «Повтори цепочку слогов», «Определи наличие или отсутствие звука в слове» и «Подбери пары картинок к словам паронимам» трудностей у детей не вызвали.
Низкого уровня сформированности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием по результатам контрольного эксперимента выявлено не было.
0%
Экспериментальная группа Контрольная группа □ Высокий уровень передний уровень ■ Низкий уровень
Рис. 7. Результаты контрольного эксперимента по исследованию состояния фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием (экспериментальной и контрольной группы)
Данные рисунка 7 показывают значительную разницу в динамике состояния фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонемати-ческим недоразвитием экспериментальной и контрольной групп.
На высоком уровне задания по изучению состояния фонематического восприятия показали 40% и 15% респондентов экспериментальной и контрольной групп соответственно. По 60% респондентов обеих групп показали средний результат выполнения заданий на изучение состояния фонематического восприятия.
Низкий уровень сформированности фонематического восприятия показали 25% респондентов контрольной группы. Дошкольники не смогли выполнить некоторые задания даже с помощью логопеда. Значительные трудности возникли при выполнении заданий на поиск слова с заданным звуком и на подбор пары картинок к словам-паронимам.
Подводя итог вышесказанному, мы можем отметить, что спроектированная и апробированная нами программа использования дидактических игр в коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием показала высокую эффективность в коррекционном процессе. Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительную динамику в состоянии артикуляционной моторики, зву-копроизношения и фонематического восприятия.
Результаты нашего исследования могут быть полезны логопедам дошкольных образовательных учреждений, студентам высших учебных заведений для написания научных работ и преподавателям по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопеда / Г.А. Каше. - Москва : Просвещение, 1985. - 207 с. - Текст : непосредственный.
2. Парамонова, Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей : метод. пособие / Л.Г. Парамонова. - Москва : Национальный книжный центр, 2018. - 272 с. - Текст : непосредственный.
3. Правдина, О.В. Логопедия : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов / О.В. Правдина. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с. - Текст : непосредственный.
4. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева. - Москва : Гном и Д, 2000. - 80 с. - Текст : непосредственный.
5. Strombergsson, Sofia. The /k/s, the /t/s, and the in betweens: Novel approaches to examining the perceptual consequences of misarticulated speech / Sofia Strombergsson. - Stockholm, 2014. - 105 p. - Text : direct.
6. Thomas, D. Examining phonemic awareness in children with expressive phonological disorders / D. Thomas. - 2013. -135 p. - Text : direct.
REFERENCES
1. Kashe G.A. Podgotovka k shkole detej s nedostatkami rechi: posobie dlja logopeda [Preparation for school of children with speech impediments]. Moscow: Prosveshhenie, 1985. 207 p.
2. Paramonova L.G. Narushenie zvukoproiznoshenija u detej: metod. posobie [Violation of sound pronunciation in children]. Moscow: Nacional'nyj knizhnyj centr, 2018. 272 p.
3. Pravdina O.V. Logopedija: ucheb. posobie dlja studentov defektolog. fak. ped. in-tov [Speech therapy]. Izd. 2-e, dop. i pererab. Moscow: Prosveshhenie, 1973. 272 p.
4. Filicheva T.B. Deti s fonetiko-fonematicheskim nedorazvitiem. Vospitanie i obuchenie: ucheb.-metod. posobie dlja log-opedov i vospitatelej [Children with phonetic and phonemic underdevelopment. Education and training]. Moscow: Gnom i D, 2000. 80 p.
5. Strombergsson Sofia. The /k/s, the /t/s, and the in betweens: Novel approaches to examining the perceptual consequences of misarticulated speech. Stockholm, 2014. 105 p.
6. Thomas D. Examining phonemic awareness in children with expressive phonological disorders. 2013. 135 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Е.С. Титлянова, студент 2 курса, направление Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедическая работа в системе образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: stud123846@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-0636-0288.
Е.В. Хмелькова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: usr11824@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-2966-9878. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
E.S. Titlyanova, 2nd year Student, field of training: Special (defectological) Education, profile: Speech Therapy Work in the System of Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: stud123846@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-0636-0288.
E.V. Khmelkova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: usr11824@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-2966-9878.
УДК 37.016:811 Б01: 10.52772/25420291_2022_2_173
Екатерина Петровна Турбина г. Шадринск
Основные аспекты использования методического приема dictоgloss на уроках иностранного языка
В статье рассмотрен один из методических приемов, направленных на формирование иноязычной коммуникативной компетенции и имеющий большой лингводидактический потенциал. В статье проведен теоретический и практический анализ методического приема «диктоглосс». Диктоглосс является разновидностью диктанта, однако наряду с развитием письменной речи, развивает говорение, чтение и аудирование, активизирует речемыслительную деятельность на решение практических речевых задач. На основе проведенного анализа были определены этапы и техника проведения диктоглосса, выявлены его функции, определены преимущества данного методического приема. Данный прием направлен на развитие речевых умений и навыков в процессе обучения иностранному языку.
Ключевые слова: диктоглосс, методический прием, речевые умения и навыки.