ВЕСТНИК
Кемеровского государственного университета
гуманитарные и общественные науки
2021. Т. 5. № 3
Педагогика
https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-3-191-200
оригинальная статья
Коррекция нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Ольга Федоровна Григорьева Лариса Валерьевна Никифорова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 155 «Центр развития ребенка - детский сад», Россия, г. Кемерово; № 155 «Центр развития ребенка - детский сад», Россия, г. Кемерово
[email protected] л -г»
Александра Владимировна Черкашина
Кемеровский государственный университет, Россия, г. Кемерово Поступила в редакцию 07.09.2021. Принята после рецензирования 27.09.2021. Принята в печать 27.09.2021.
Аннотация: Статья посвящена изучению возможностей осуществления корректирующих воздействий на вербальные проявления активности старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Описаны особенности речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста. Систематизированы теоретические материалы по проблеме нарушений овладения навыком правильного звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Доказано, что нарушение звукопроизношения является весьма распространенным нарушением речи у детей старшего дошкольного возраста. К вербальным проявлениям речевой активности детей, имеющих недостаточный уровень сформированности правильности произношения звуков, отнесены низкий темп и слабая произвольная регуляция. Определено наличие замен, искажения звуков при их произношении либо их фактическое отсутствие. В результате эмпирического исследования выявлено сочетание неправильного произношения со звуками, частично согласованными в определенном контексте. К числу когнитивных параметров отнесены наличие трудностей запоминания вербальной информации, низкий уровень объема слуховой памяти. Дети плохо запоминают устную информацию направленные на активную речевую деятельность упражнения выполняют с огромным количеством ошибок и недочетов. Представлены данные о специфике методик логопедической работы по формированию фонематического слуха. Экспериментально апробирован комплекс мер, направленный на коррекцию речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Ключевые слова: речь старших дошкольников, интонационно-звуковая выразительность речи, артикуляция, фонемы, фонематический слух
Цитирование: Григорьева О. Ф., Никифорова Л. В., Черкашина А. В. Коррекция нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. Т. 5. № 3. С. 191-200. Ьйр8:/Мо1. о^/10.21603/2542-1840-2021-5-3-191-200
Введение
Рост количества детей с различными речевыми отклонениями является одной из важных проблем современности. Нарушение звукопроизношения является весьма распространенным нарушением речи у детей старшего дошкольного возраста. Недостаточная речевая активность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферы у детей. При осознанном усвоении материала дошкольники испытывают затруднения с вербальной памятью. Если компоненты недостатка сложные, то проблем у дошкольника будет больше, именно из-за этого обследование и исправление дефекта должны происходить вовремя, ведь это самое важное правило коррекции проблем речи.
Фонетико-фонематическое нарушение речи является дефектом, часто встречающимся у детей старшего дошкольного возраста. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) описывается как неполноценное развитие звукового аспекта речи, которое имеет как фонетические,
так и фонематические дефекты. Ведущим показателем Ф ФНР представляется незаконченное развитие звукопроизношения, понимания фонем, схожих по акустическим и артикуляционным параметрам. ФФНР представляется серьезной помехой в овладении чтением и письменностью, из-за чего возникает угроза формирования дислексии и дисграфии у дошкольников старшего возраста.
Значительный вклад в изучение вопроса речевого онтогенеза сделан отечественными педагогами и психологами. Анализируя специфику онтогенетических изменений в параметрах речи, Т. Е. Браудо с коллегами предлагают учитывать особенности развития сенсомоторных навыков, сформированность высших психических функций и уровень социальной активности [1, с. 43].
В период развития речевых функций огромным смыслом обладает сохранность слухового, кинестетического и зрительного анализаторов. Большое значение имеет сохранность ответных реакций, которые вовремя передают
© 2021. Автор(ы). Статья распространяется на условиях международной лицензии СС BY 4.0
191
https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-3-191-200
сигнал от внешних рецепторов организма в центральную нервную систему (ЦНС) в образе импульса. Е. Ф. Архипова отмечает, что работу над формированием у дошкольников умений понимать речевые высказывания следует осуществлять с опорой на зрение, слух, двигательный, тактильный, осязательный сенсорные каналы [2, с. 41].
В возрасте шести-семи лет у детей формируются все стороны речи. Их дикция становится лучше, выражения -правильнее, фразовая речь - полнее. Увеличение пассивного и активного словарей ребенка производится путем освоения глаголов и наименований, составляющих вещи, но главным образом благодаря существительным, которые обозначают предмет, его свойство и качество. В речи возникают собирательные существительные, прилагательные, описывающие предмет.
Л. А. Боровцова и Л. Ф. Козодаева подчеркивают, что именно на данном этапе онтогенетического развития наблюдается развитие фонем, формируются представление о слоговой структуре слова, умения произносить слова различной слоговой структуры [3, с. 115].
В шесть лет у ребенка поставлены все звуки. Но есть исключения, когда в этом возрасте подходит к концу чистое усвоение таких звуков, как [ж], [ш], [ч], [щ], [р], [л]. С этим приобретением ребенок способен правильно выговаривать слова любой трудности. Произношение ребенка семи лет становится приближено к идеалу. Дошкольнику надлежит говорить верно, проговаривать любые звуки русского языка. Мы придерживаемся позиции Е. Э. Артемовой и А. А. Басовой, которые утверждают, что при нормальном развитии речи к пяти-шести годам у ребёнка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроиз-ношения [4].
Грамматика почти полностью развита: ребенок обладает навыком построения разных по структуре предложений, согласования слов в роде, падеже и числе.
Произношение звуков у старших дошкольников обладает некоторой спецификой:
1. Ребенок умеет анализировать звуки, без труда находит звуки в слове.
2. Четкое и правильное произношение всех звуков родного языка.
3. Прекращаются замены звуков [ш], [ж], [ч], [щ], [ц], [с], [з].
4. Шипящие и сонорные звуки у некоторых дошкольников еще сформированы не до конца.
К числу типичных проблем речевого развития детей дошкольного возраста О. Е. Кондрашина предлагает относить односложность речи, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение [5, с. 73].
Итак, у детей шести лет развивают произношение звуков, умение отличать схожие звуки, совершенствуют формирование понимания речи. Происходит развитие силы голоса, тембра, ритма, мелодики, темпа, интонации, т. е. воспитание звуковой выразительности речи. В семь лет осуществляется
ВЕСТНИК
Кемеровского государственного университета
гуманитарные и общественные науки
2021. Т. 5. № 3
важнейшее формирование фонематического понимания и звукового анализа слов; развитие интонационно-звуковой выразительности речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Формирование произносительной системы языка у детей дошкольного возраста зависит от различных факторов, к числу которых относят дефекты восприятия и произношения фонем. Е. И. Редозубова и Л. Р. Лизунова отмечают, что основной качественной характеристикой данного процесса выступает незаконченность процессов становления и дифференциации звуков [6, с. 113].
В группу с ФФНР входят дошкольники с нормальным слухом и интеллектом, но имеющие дефекты звукопроизно-шения и фонематического слуха. Речь дошкольников с ФФНР часто характеризуется вялой артикуляцией, недостатком словаря и определенной задержкой в развитии грамматического строя речи. Дизартрия, ринолалия и дислалия - чаще всего у детей с ФФНР стоят такие диагнозы. Также у них бывают разные формы ФФНР: акустико-фонематическая или артикуляторно-фонематическая.
Дизартрия определенно влияет на развитие речи, из-за чего возникает некоторое отставание от нормы. У ребенка встречаются признаки стойкого нарушения ЦНС в виде слабости мышц, нарушения их тонуса, дискинезии мимики и артикуляции, патологии рефлексов. Двигательная сфера ребенка тоже подвержена изменениям мышечного статуса и не ярко выраженными парезами. Мышечная сила неплохая. Жесты активны и производятся полностью, но с замедлением и небольшим затруднением, дифференциация движений слабая. Неврологический статус ребенка с данным диагнозом характеризуется наличием изменений ганглионарной нервной системы, часто проявляющимся потливостью рук и ног. Когнитивная сфера имеет различные уровневые характеристики. У одной группы детей отклонений не отмечается, у другой же - задержка психического развития или олигофрения. Увлеченность таких дошкольников не стабильна, отмечается низкий уровень переключаемости. Память слабая, ребенок плохо запоминает что-либо.
Дошкольники с ФФНР характеризуются слабым вниманием и интересом, таким детям трудно сосредоточиться на конкретном предмете. В связи с тем, что объем памяти маленький, таким детям необходимо больше времени для выполнения задания и заучивания материала. Уровень развития наглядно-образного мышления - в пределах возрастной нормы. Мысленные процессы и понимание протекают медленно, поэтому учиться таким детям труднее. Им сложно понимать невидимые отношения и понятия. У таких детей часто меняется настроение, они быстро утомляются. Им трудно запомнить указания воспитателя.
Для звукопроизношения дошкольников свойственны замена, частично адекватное употребление, искажение звуков при их произношении. По данным Н. В. Макаровой,
ВЕСТНИК
Кемеровского государственного университета
гуманитарные и общественные науки
2021. Т. 5. № 3
к числу наиболее проявляющихся относят нарушения произношения свистящих и шипящих звуков [7, с. 49]. Выявлено сочетание неправильного произношения со звуками, частично согласованными в определенном контексте. По мнению Е. М. Елфимовой, несформированность правильного артикуляционного уклада выступает детерминантой отсутствия звука. Ребенок пропускает его в употребляемых языковых единицах (слогах, словах, предложениях и т. д.) по причине неумения произносить звук изолированно [8, с. 31]. По мнению Р. И. Лалаевой, возможны трудности различия большого количества звуков из нескольких фонетических групп [9, с. 66].
Мы согласны с точкой зрения Е. Н. Сениной и А. А. Ионо-вой, которые предлагают учитывать отчетливость, ясность произношения, способность дифференцировать звуки, контролировать темп речи, параметры речевого дыхания [10, с. 131].
Не считая дефектов произношения и дифференциации звуков, для дошкольников с ФФНР присущи нестабильность внимания. Дети плохо запоминают устную информацию направленные на активную речевую деятельность упражнения выполняют с огромным количеством ошибок и недочетов.
По мнению Л. М. Ильмурзиной, следует дифференцировать факторы появления ФФНР как незавершенного процесса произношения и восприятия фонем у детей, к числу которых относят неблагоприятные условия окружающей среды, а также внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) причины [11, с. 28].
Дефекты правильного произношения звуков способны проявляться в различных случаях. Самым распространенным нарушением является искаженное звукопроизношение, но звучание при этом не изменяется. Пропуск или замена артикуляционно схожих фонем вызывают обстоятельства для объединения аналогичных звуков и ведут к проблемам в усвоении письменности. В случае синтеза близких фонем у дошкольников формируется артикуляционные уклады, однако развитие фонемообразования еще не достигло завершения. В таких ситуациях сложно различать схожие звуки конкретной фонетической группы. Произношение звуков нарушается по-разному: от совсем неясного и неверного до в полной мере ясного и четкого с несовершенством в звукопроизно-шении единиц. В отдельных случаях присутствует всего лишь нечеткость речи. Можно сделать вывод, что для отклонения в звукопроизношении типичны такие явления:
1. Несовершенство в дикции некоторых звуков, замены их на схожие по звучанию звуки. Артикуляционно неверные фонемы заменяются по принципу упрощения: [с], [ш] - [ф], звонкие звуки заменяются на глухие; шипящие и свистящие на [т], [т'], [д], [д']. Отсутствие или замена звуков другими и дает почву для слияния соответствующих фонем. Если фонемы, схожие по артикуляционному движению или по звучанию, сливаются, то у дошкольника развивается артикулема. Развитие звукообразования не приходит
https://d0i.0rg/10.21603/2542-1840-2021-5-3-191-200
к концу. Затруднения в дифференциации схожих фонем ведут к их слиянию в чтении и письме. Число неискаженных звуков может достигать большого числа, примерно до 20.
2. Замещение части фонем смешанной артикуляцией. На смену пары артикуляционно схожих звуков ребенок произносит промежуточный неясный звук: [ш] и [с] - [щ], [ч] и [т] - смягченная [ч] [12, с. 190]. Причиной такой замены может быть несовершенно развитый фонематический слух и его нарушение.
3. Нестабильное использование фонем в разговоре. Определенные звуки по указанию педагога ребенок изолированно произносит верно, но в спонтанном разговоре их нет или происходит замена на другие. За редким исключением дошкольник одно слово в разных местах применения или при повторе говорит по-другому.
4. Неправильная дикция одного или нескольких фонем. Дошкольник способен неправильно произносить от двух до четырех фонем или произносить без недостатков, но слушая, не дифференцировать намного больше звуков из разных групп. Даже если ребенок правильно произносит звуки, это не значит, что все хорошо, у него может быть замаскированное глубокое недоразвитием фонематических процессов.
Следует согласиться с точкой зрения Е. А. Лариной, которая подчеркивает, что низкий уровень сформированности интонационных умений детерминирует возникновение трудностей организации коммуникативной деятельности [13, с. 73]. По мнению Е. А. Елисейкиной и Е. А. Немойкиной, наиболее часто у дошкольников наблюдается нарушение восприятия гласных звуков - не как самостоятельных, а как оттенков согласного звука [14, с. 29]. Источником неправильной дикции чаще всего служит слабо развитая моторика артикуляционного аппарата или вообще ее дефект. Искаженное образование звуков речи препятствует формированию правильного понимания фонем, искажает союз между артикуляцией и ее слуховым контролем.
По данным, полученным в исследовании О. Н. Двуре-ченской и Е. В. Жулиной, сформированность фонематического синтеза у дошкольников с ФФНР определяется на низком уровне [15, с. 106].
При несформированности фонематического слуха из-за дефекта слухо-речевого анализатора возникают трудности в развитии правильных проприоцепций, которые формируют нормальное произношение. Недостаток этой связи препятствует образованию правильных звуков, в связи с чем приводит к дефектам устной речи, чтения и письменности. По мнению Н. В. Ивановой и Я. А. Савиной, нарушения слоговой структуры слова свидетельствуют о том, что у детей нет достаточно четкого представления о звуковом составе слова [16, с. 110].
Искажение звукопроизношения при ФФНР имеет свойство выражаться заменой и слиянием фонем, что приводит к дефектам звукообразовательных процессов. Речевое несовершенство вследствие этого полностью охватывает фонетическую речь. Если число несовершенно
https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-3-191-200
произнесенных фонем велико, то следствием этого будут ошибки в слоговом компоненте слова и их дикции. Вследствие коррекции дикции обусловлен особый интерес к проблеме постановки нужной артикуляции фонем, хотя это не гарантирует, что ребенок начнет правильно воспринимать слово на слух и анализировать его. У определенной группы дошкольников неразвитость фонетической области речи сопровождается трудностью создания лексико-грамматической основы языка. Иногда часть детей с ФФНР испытывают сложности в проговаривании слов, тяжелых по своей слоговой системе, слов с соединяющимися согласными, фраз и предложений с этими словами. В момент произношения у них проявляются фонетические дефекты, пропускаются слоги, дети меняют их порядок, опускают и добавляют ненужные звуки и пр. Следует согласиться с позицией А. Ю. Усольцевой, согласно которой нарушение фонематического слуха выступает фактором, оказывающим сдерживающее влияние на процесс овладения словарным запасом и грамматическим строем речи [17].
Для нахождения дефектов в произношении дошкольников нужно правильно проводить диагностику речи, чтобы определить все затруднения и верно организовать исправительный процесс. Мы считаем важным согласиться с точкой зрения Д. В. Солдатова и Л. Н. Роденковой, которые предлагают, учитывая сложность структуры и системный характер совокупности фонематических процессов, обеспечивать создание дифференцированной системы коррекции, учитывающей специфику фонематического дефекта у конкретного ребенка [18, с. 227].
Методы и материалы
На базе МБДОУ № 155 «Центр развития ребенка - детский сад» была проведена опытно-экспериментальная работа по обследованию детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ФФНР. На начальном этапе работы, в связи с тем, что единая модель диагностики ФФНР отсутствует, мы отобрали пять методик, которые, на наш взгляд, более точно выявляют принцип произношения звуков и вид органических поражений артикуляционного аппарата у дошкольников с ФФНР:
1. Исследование строения артикуляционного аппарата (И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина), методика направлена на выявление особенностей строения артикуляционного аппарата [19, с. 6-8].
2. Исследование подвижности артикуляционного аппарата (Т. А. Фотекова) - на выявление дефектов в способности движения речевого аппарата [20].
3. Исследование звукопроизношения (Ф. Ф. Рау, М. Ф. Фомичева) - на выявление недостатков в произношении фонем [21].
4. Исследование фонематического анализа (Л. Ф. Спи-рова) - на выявление особенностей фонематического анализа [22].
ВЕСТНИК
Кемеровского государственного университета
гуманитарные и общественные науки
2021. Т. 5. № 3
5. Исследование фонематического синтеза (Г. А. Волкова) -на выявление недостатков при фонематическом синтезе [23].
Мы придерживаемся точки зрения Н. П. Задумовой и Н. А. Мазакиной, согласно которой подбор речевого материала следует осуществлять на основе онтогенетических закономерностей, ориентированных на учет возрастно-обусловленных аспектов усвоения фонем и сформирован-ность артикуляционных умений [24, с. 86].
Результаты
По мнению А. К. Богатковой и Е. Ю. Медведевой, коррекция фонетико-фонематических нарушений достигается посредством проведения целенаправленных логопедических занятий по исправлению артикуляции и развитию фонематической стороны речи [25, с. 38]. Главными целями в коррекционной работе со старшими дошкольниками с ФФНР в детском учреждении представляются:
• развитие правильного произношения звуков;
• формирование фонематической перцепции;
• настраивание ребенка на обучение правильно читать и писать в таком количестве, как это требуется программой для первого класса общей школы.
Восприятие и автоматизация умения правильно пользоваться артикуляцией базируются на осмысленном самоконтроле тактильных и фонетических чувств и соединяются с формированием понимания звуков, другими словами -с задачами по дифференциации фонем с помощью слуха, и формированием фонематической памяти.
Артикуляционные умения формируются совместно с пониманием звуков и формированием оценивания и соединения фонетической структуры высказывания. Занятия с фонетическим анализом и синтезом приводят к появлению сознательного навыка правильной дикции.
Общая выборка детей старшего дошкольного возраста с ФФНР (48 человек) была разделена на две равные по количеству детей группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Для подтверждения того, что группы статистически не различаются по результатам применения диагностических методик, было проведено сравнение групп по критерию ^Стьюдента для независимых выборок. Согласно данным (табл. 1), мы считаем возможным констатировать отсутствие значимых различий по изучаемым показателям.
Формирующий эксперимент представлял собой непосредственно образовательную деятельность по коррекции дикции, развитию фонематического понимания, формированию артикуляционных умений со старшими дошкольниками, входящими в ЭГ, 1 раз в неделю продолжительностью 25-30 минут.
Следуя рекомендациям С. Н. Каштановой и Е. А. Смирновой, мы чередовали занятия с использованием развивающих игр, дидактических упражнений и информационных технологичных средств (видео, презентации, игры) в качестве инструмента подачи и закрепления новой информации, а также для развития психических процессов [26, с. 18].
ВЕСТНИК
Кемеровского государственного университета
гуманитарные и общественные науки
2021. Т. 5. № 3
Табл. 1. Сравнение фонетико-фонематических характеристик речевого развития старших дошкольников в ЭГ и КГ на начальном этапе исследования
Tab. 1. Comparison of phonetic and phonemic characteristics of speech development in senior preschoolers in the control and experimental groups at the initial stage
Реализация экспериментальной программы осуществлялась поэтапно:
I. Артикуляторный этап. Уточнение артикуляторной базы сохранных и не сложных в произношении звуков: гласные, сонорные, смычно-взрывные и щелевые, целью которого является формирование понимания звуков и их анализ. Такие звуки при произнесении дошкольниками выговариваются нечетко, движения речевого аппарата не активны, происходит смешивание звуков, схожих по месту локализации, или замена звуков, которые отсутствуют, это означает, что этап образования фонем не завершен.
Логопед обучает правильным артикуляционным позам и формирует фонематическое понимание на фронтальных занятиях. Важным условием является правильное произношение у всех детей, участвующих в этом занятии. Далее педагог выстраивает цепочку фронтальных занятий из поставленных к этому моменту звуков. Одновременно совершается подготовка дошкольников к сравнению и синтезу фонетических компонентов слова.
II. Дифференцированный этап. Предполагает формирование умения дифференцировать звуки. Все верно произнесенные звуки соотносятся со звуками, схожими по локализации или звучанию.
Важно конкретизировать различия гласных, правильная дикция которых играет большую роль в формировании четкого произношения и сравнения звуко-слоговых компонентов слова. В дальнейшем на этапе овладения правильной артикуляции звука, который заменялся в произношении, дифференциация начинает происходить и на уровне говорения.
https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-3-191-200
III. Этап развития звукового сравнения и синтеза:
1. Развитие усвоения и представления о терминах, которые они означают (согласные и гласные, глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки).
2. Развитие понятия о цепочке звуков, следующих в слове друг за другом, и числе содержания их в слове.
3. Вследствие установившихся речевых умений артикуляции звуков [а], [у], [и] осваивается самый несложный вид сравнения - дифференциация начального гласного звука из начала слова.
4. Формирование навыка разделения слова на слоги, анализа слоговой структуры слова.
5. Конкретизация артикуляционных движений при произношении согласных. Отбор крайнего согласного звука в словах.
6. Умение выделять согласные звуки, которые стоят в начале слова.
7. Выделение ударных гласных звуков.
8. Сравнение и комбинирование слога прямого типа.
9. Полное звуко-слоговое сравнение и комбинирование слов из трех звуков (односложных) и двусложных слов с помощью схем, на которых обозначаются слоги и слова.
10. Звуко-слоговое сравнение и комбинирование слов с рядом стоящими согласными, произношение таких слов не должно отличаться от их написания.
11. Преобразование слов с помощью замены некоторых звуков.
12. Ознакомление с буквами, систематизирование их в слоги и т. д.
13. Полное звуко-слого-буквенное сравнение слов.
14. В учебную деятельность, представленную для старших дошкольников с ФФНР, входит 2 типа взаимной деятельности специалистов: последовательность в формировании произношения и в формировании психических процессов.
При организации коррекционной работы мы использовали комплексный подход [27, с. 21]. По мнению И. Б. Агаевой и А. С. Валевич, основными направлениями деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ФФНР являются формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, развитие звукового анализа и синтеза [28, с. 16].
На контрольном этапе исследования мы провели повторную диагностику детей с ФФНР старшего дошкольного возраста для выявления речевых нарушений, определяющих зону риска будущего недоразвития речи. Обследование детей проводилось в той же последовательности, что и на констатирующем этапе исследования.
По итогам сравнения показателей до и после эксперимента было выявлено, что произошло статистически значимое повышение показателей по уровню сформированное™ всех умений (табл. 2): умение правильно пользоваться артикуляцией (1=2,43; р<0,05), умение правильно произносить фонемы (1=2,25; р<0,05), умение осуществлять фонематический анализ (1=3,43; р<0,05), умение осуществлять фонематический синтез (1=3,41; р<0,05).
Среднее
Показатель значение t p
ЭГ КГ
Отсутствие дефектов 2,00 2,00 0,00 1,00
в строении артикуляционного
аппарата
Умение правильно 1,78 1,80 0,20 0,84
пользоваться артикуляцией
Умение правильно 2,16 2,12 0,38 0,65
произносить фонемы
Умение осуществлять 3,08 3,10 0,18 0,87
фонематический анализ
Умение осуществлять 3,04 3,02 0,18 0,87
фонематический синтез
https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-3-191-200
Табл. 2. Сравнение фонетико-фонематических характеристик речевого развития старших дошкольников в ЭГ на начальном и заключительном этапах исследования Tab. 2. Comparison of phonetic and phonemic characteristics of speech development in senior preschoolers in the experimental group at the initial and final stages
Среднее значение
Показатель Начальный этап Заключительный этап t p
Отсутствие дефектов в строении артикуляционного аппарата 2,00 2,00 0,00 1,00
Умение правильно пользоваться артикуляцией 1,78 2,32 2,43 0,03
Умение правильно произносить фонемы 2,16 2,64 2,25 0,04
Умение осуществлять фонематический анализ 3,08 3,96 3,43 0,01
Умение осуществлять фонематический синтез 3,04 3,94 3,41 0,01
Следует отметить, что у детей с диагнозом ФФНР на начальном этапе экспериментальной работы были отмечены недостатки в правильном звукопроизношении слов, резко выраженные нарушения синтеза слов. На контрольном этапе исследования у детей отмечаются улучшения показателей по всем методикам обследования.
На основании проведенных исследований мы сделали вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР отмечается положительная динамика в формировании правильного звукопроизношения и синтеза слов. Рассмотренная нами положительная динамика у дошкольников с ФФНР является результатом проведенной нами логопедической работы, которая включала в себя развитие правильного произношения звуков, формирование фонематической перцепции.
Далее нами было проведено сравнение показателей на заключительном этапе у дошкольников КГ и ЭГ. Сравнительный анализ полученных данных в процессе контрольного среза дает право утверждать, что фонетико-фонематические характеристики речевого развития старших дошкольников в ЭГ выше, чем в КГ. Дети старшего дошкольного возраста из ЭГ, с которыми проводились занятия по коррекции ФФНР, показали более высокие результаты. Различия между показателями групп подтверждены статистически (табл. 3).
ВЕСТНИК
Кемеровского государственного университета
гуманитарные и общественные науки
2021. Т. 5. № 3
Табл. 3. Сравнение фонетико-фонематических характеристик речевого развития старших дошкольников в ЭГ и КГ на заключительном этапе Tab. 3. Comparison of phonetic and phonemic characteristics of speech development in senior preschoolers
in the experimental and control groups at the final stage
Среднее
Показатель значение t p
ЭГ КГ
Отсутствие дефектов 2,00 2,00 0,00 1,00
в строении артикуляционного
аппарата
Умение правильно 2,32 1,80 -2,43 0,03
пользоваться артикуляцией
Умение правильно 2,64 2,12 -2,25 0,04
произносить фонемы
Умение осуществлять 3,96 3,10 -3,43 0,01
фонематический анализ
Умение осуществлять 3,94 3,02 -3,41 0,01
фонематический синтез
По завершению контрольной диагностики мы определили положительную динамику в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР. У детей на контрольном этапе исследования звукопроизношение стало значительно лучше и четче. Большинство детей в спонтанной речи стали произносить почти все звуки правильно, звукопроизношение стало более сформированным.
Во время работы со старшими дошкольниками на стадии завершения формирующего этапа исследования мы заметили, что дети стали активнее и разговорчивее. Полученные данные сопоставимы с результатами исследований Ю. Г. Ющенко [29]. Дети продемонстрировали достаточный уровень сформированности интонационного анализа предложений, что согласуется с данными, представленными в работе С. Н. Силантьевой [30, с. 193].
Заключение
Речь представляет собой процесс произношения звуков, который задействует различные части головного мозга. Следствием нарушения функций (осмысление, воспроизведение речи, слух, восприятие и т. п.) головного мозга является нарушение речи.
Период старшего дошкольного возраста характеризуется активным восприятием детьми русского языка, формированием фонетики, лексики и грамматики, а также последовательных высказываний. Основа речевого онтогенеза детей формируется еще до начала обучения в школе, следовательно, взрослые должны обращать на нее особое внимание в этот период, тем более если у детей есть какие-либо дефекты, связанные с речью.
Нормой для детей, поступивших в школу, является сформированное произношение звуков, фонематическая
ВЕСТНИК
Кемеровского государственного университета
гуманитарные и общественные науки
2021. Т. 5. № 3
Педагогика
https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-3-191-200
и произносительная дифференциация. От этого зависит, как хорошо ребенок будет усваивать школьную программу.
У дошкольников с отклонениями речевого развития периоды онтогенеза проходят так же, как и у детей с нормальным развитием, однако медленнее. Это связано с тем, что для детей с дефектом характерно запаздывание в изменении развития фонематического слуха и речи. В то же время подвержены отставанию память, внимание и моторика (неречевые функции). Для дошкольников с ФФНР характерны слабые способности к восприятию разницы в физической характеристике основы языка, трудности в дифференцировании понятий, заключенных в лексических и грамматических единицах языка. Это приводит к ограничению их комбинаторных возможностей, которые важны для самостоятельного применения разумных компонентов русского языка в построении высказывания. Из этого следует, что ребенку с ФФНР необходима помощь логопеда и коррекционные занятия.
В соответствии с данной программой обучения дошкольников с ФФНР работа логопеда по формированию фонематических процессов у таких детей направлена на устранение нарушений звукопроизношения. Главные направления занятий по устранению ФФНР у детей старшего дошкольного возраста представляют собой работу по постановке и автоматизации звуков; становление фонетической культуры и фонематического понимания, формирование представления о лексике и грамматики; развитие связных
высказываний; преподавание грамоты. Система последовательности постановки звуков, восприятие структуры предложения, форм грамматики, формирование связных высказываний зависит от развития речи в норме для данного возраста. Дидактический материал и методики на каждом этапе работы усложняются.
При коррекционной работе логопеда дети с ФФНР учатся верно произносить и дифференцировать все звуки русского языка, осмысленному фонетическому сравнению и комбинированию слов, которые состоят из разных слогов, приобретают умения осознанного чтения и письма по слогам. Данное обучение помогает дошкольникам достичь правильного речевого взаимопонимания при общении, а затем и настроить их на обучение в школе.
Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Критерии авторства: Грирогьева О. Ф. - организация работ по выполнению исследования; координация действий участников проекта; разработка теоретической концепции исследования, отбор диагностического инструментария. Никифорова Л. В. - разработка теоретической концепции исследования, систематизация диагностических методик. Черкашина А. В. - организация и проведение психометрических исследований; статистический анализ данных исследования.
Литература
1. Браудо Т. Е., Бобылова М. Ю., Казакова М. В. Онтогенез речевого развития // Русский журнал детской неврологии. 2017. № 1. С. 41-46. https://doi.org/10.17650/2073-8803-2017-12-1-41-46
2. Архипова Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. 2017. № 2. С. 38-43.
3. Боровцова Л. А., Козодаева Л. Ф. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Психологопедагогический журнал «Гаудеамус». 2015. № 1. C. 111-120.
4. Артемова Е. Э., Басова А. А. К вопросу изучения алалии как дизонтогенеза речевого развития // Universum: психология и образование. 2016. № 3-4. Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3039 (дата обращения: 30.08.2021).
5. Кондрашина О. Е. Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 72-76.
6. Редозубова Е. И., Лизунова Л. Р. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста с рино-лалией // Специальное образование: мат-лы XII Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 21-22 апреля 2016 г.) СПб.: ГАОУ ВО ЛО ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. Т. 2. С. 113-116.
7. Макарова Н. В. Основные проявления недостаточности звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. № 2. С. 49-53.
8. Елфимова Е. М. Анализ структуры и динамики речевого дефекта у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием // Наука и образование сегодня. 2018. № 8. C. 30-38.
9. Лалаева Р. И. Логопедия: Методич. наследие. Кн. 4: Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия. М.: Владос, 2007. 304 с.
10. Сенина Е. Н., Ионова А. А. К вопросу об особенностях звукопроизношения у детей с ЗПР // Специальное образование: мат-лы XII Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 21-22 апреля 2016 г.) СПб.: ГАОУ ВО ЛО ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. Т. 2. С. 129-132.
https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-3-191-200
ВЕСТНИК
Кемеровского государственного университета
гуманитарные и общественные науки
2021. Т. 5. № 3
11. Ильмурзина Л. М. Методы диагностики фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2. С. 28-31.
12. Титлянова Е. С., Баженова Ю. А. Проявления нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 2. С. 187-190.
13. Ларина Е. А. Психолингвистические основы изучения и формирования интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2007. № 5. C. 70-75.
14. Елисейкина Е. А., Немойкина Е. А. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. «55-е Евсевьевские чтения». (Саранск, 14-15 марта 2019 г.) Саранск: МГПИ, 2019. С. 27-31.
15. Двуреченская О. Н., Жулина Е. В. К вопросу о фонематическом недоразвитии речи // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 39. С. 101-108.
16. Иванова Н. В., Савина Я. А. Особенности звукопроизношения при общем недоразвитии речи // Символ науки. 2017. Т. 3. № 3. С. 108-110.
17. Усольцева А. Ю. Игровые упражнения как средство развития фонематического восприятия у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. № 3-4.
18. Солдатов Д. В., Роденкова Л. Н. Логопсихологические аспекты фонематического онтогенеза и дизонтогенеза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 225-229.
19. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. 3-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2003. 240 с.
20. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.: АРКТИ, 2000. 55 с.
21. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. М.: Просвещение, 1989. 239 с.
22. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи: 1-4 классы. М.: Педагогика, 1980. 192 с.
23. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. 45 с.
24. Задумова Н. П., Мазакина Н. А. Механизмы нарушений звукопроизношения у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 2. С. 85-88. https://doi.org/10.26140/ anip-2019-0802-0019
25. Богаткова А. К., Медведева Е. Ю. Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 37-40.
26. Каштанова С. Н., Смирнова Е. А. Формирование психологической базы речи у дошкольников с общим недоразвитием речи при подготовке к обучению грамоте // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. С. 17-20.
27. Каштанова С. Н., Ющенко Ю. Г. Логопедическая коррекция интонационных характеристик речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. С. 20-22.
28. Агаева И. Б., Валевич А. С. Сравнительное изучение сформированности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи III уровня // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 13-17.
29. Ющенко Ю. Г. Анализ интонационных характеристик речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. C. 283-286.
30. Силантьева С. Н. Особенности интонационного анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2010. № 3-2. С. 190-194.
BULLETIN
Kemerovo State University Humanities and social sciences
2021, 5(3)
Pedagogics
https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-3-191-200
original article
Correction of Impaired Sound Pronunciation in Senior Preschoolers with Phonetic-Phonemic Speech Underdevelopment
Olga F. Grigorieva Alexandra V. Cherkashina
Child Development Center (Kindergarten) No. 155, Kemerovo, Russia; Kemerovo State University, Russia, Kemerovo [email protected]
Larisa V. Nikiforova
Child Development Center (Kindergarten) No. 155, Kemerovo, Russia
Received 7 Sep 2021. Accepted after peer review 27 Sep 2021. Accepted for publication 27 Sep 2021.
Abstract: The research featured senior preschoolers with phonetic-phonemic speech underdevelopment. The authors described the peculiarities of speech development in such children and analyzed related publications. As a rule, impaired sound pronunciation includes low tempo and weak voluntary regulation. The study featured substitutions, distortion, or absence of various sounds. The authors tested a set of measures aimed at correcting speech disorders in senior preschool children with phonetic-phonemic speech underdevelopment. The experiment revealed a combination of incorrect pronunciation with sounds that were partially consistent in a certain context. Cognitive parameters included difficulties in memorizing verbal information and poor auditory memory. The subjects failed active speech tests and could not remember oral information. The article also introduces data on the specifics of speech therapy of phonemic hearing.
Keywords: speech of senior preschoolers, intonation-sound expressiveness of speech, articulation, phonemes, phonemic hearing
Citation: Grigorieva O. F., Nikiforova L. V., Cherkashina A. V. Correction of Impaired Sound Pronunciation in Senior Preschoolers with Phonetic-Phonemic Speech Underdevelopment. VestnikKemerovskogogosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnyei obshchestvennyenauki, 2021, 5(3): 191-200. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-3-191-200
Conflict of interests: The authors declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.
Contribution: O. F. Grigorieva supervised and coordinated the research, developed the theory, and selected the diagnostic tools. L. V. Nikiforova developed the theory and systematized the diagnostic techniques. A. V. Cherkashina was responsible for the psychometry and statistical analysis.
References
1. Braudo T. E., Bobylova M. Yu., Kazakova M. V. The ontogenesis of speech development. Russkiy zhurnal detskoy nevrologii, 2017, (1): 41-46. (In Russ.) https://doi.org/10.17650/2073-8803-2017-12-1-41-46
2. Arkhipova E. F. If a child has speech and language disorders. Preschool Education Today, 2017, (2): 38-43. (In Russ.)
3. Borovtsova L. A., Kozodaeva L. F. Preventive measures of speech abnormalities at children of early age. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal "Gaudeamus", 2015, (1): 111-120. (In Russ.)
4. Artemova E. E., Basova A. A. Study of the problem alalia how as disorders of speech development. Universum: psychology and education, 2016, (3-4). Available at: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3039 (accessed 30 Aug 2012). (In Russ.)
5. Kondrashina O. E. Speech development of preschooler child: essence, structure, contents. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 2013, (2): 72-76. (In Russ.)
6. Redozubova E. I., Lizunova L. R. Phonetic-phonemic speech underdevelopment in preschool children with rhinolalia. Special education: Proc. XII Intern. Sci. Conf., St. Petersburg, 21-22 Apr 2016. St. Petersburg: GAOU VO LO LGU im. A. S. Pushkina, 2016, 113-116. (In Russ.)
7. Makarova N. V. The main manifestations of the insufficiency of the sound-pronunciation side of speech in children with erased dysarthria. Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A. P. Chekhova, 2016, (2): 49-53. (In Russ.)
8. Elfimova E. M. Analysis of the structure and dynamics of a speech defect in older preschoolers with phonetic and phonemic underdevelopment. Nauka i obrazovanie segodnia, 2018, (8): 30-38. (In Russ.)
9. Lalaeva R. I. Speech therapy: Methodical heritage. Book. 4: Writing Disorders. Dyslexia. Disgraphia. Moscow: Vlados, 2007, 304. (In Russ.)
10. Senina E. N., Ionova A. A. To the question of the peculiarities of sound pronunciation in children with mental retardation. Special education: Proc. XII Intern. Sci. Conf., St. Petersburg, 21-22 Apr 2016. St. Petersburg: GAOU VO LO LGU im. A. S. Pushkina, 2016, 129-132. (In Russ.)
© 2021. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License
199
Pedagogics
https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-3-191-200
BULLETIN
Kemerovo State University
Humanities and social sciences
2021, 5(3)
11. Ilmurzina L. M. Diagnosic methods phonetic and phonemic underdevelopment of speech in children of primary school age mental retardation. International Journal of Humanities and Natural Sciences, 2016, (2): 28-31. (In Russ.)
12. Titlyanova E. S., Bazhenova Yu. A. Demonstration of articulation disorders in children with phonetic underdevelopment. Journal of Shadrinsk State Pedagogical University, 2020, (2): 187-190. (In Russ.)
13. Larina E. A. Psycholinguistic foundations of the study and formation of the intonation side of speech in junior schoolchildren with general speech underdevelopment. Obrazovanie i nauka. Izvestiia UrO RAO, 2007, (5): 70-75. (In Russ.)
14. Yeliseykina E. A., Nemoykina E. A. Correction of phonetic and phonemic underdevelopment of speech in children of preschool age. Actual problems of special and inclusive education: Proc. Intern. Sci.-Prac. Conf. "55th Eusebian readings", Saransk, 14-15 Mar 2019. Saransk: MGPI, 2019, 27-31. (In Russ.)
15. Dvurechenskaya O. N., Zhulina E. V. The question is phonemic disorders of speech. Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniia, 2016, (39): 101-108. (In Russ.)
16. Ivanova N. V., Savina Ya. A. Features of the sound pronunciation at the general underdevelopment of the speech. Simvolnauki, 2017, 3(3): 108-110. (In Russ.)
17. Usoltseva A. Yu. Game as a means of developing phonemic perception in children with musculoskeletal disorders. Vospitanie i obuchenie deteimladshego vozrasta, 2015, (3-4). (In Russ.)
18. Soldatov D. V., Rodenkova L. N. Logopsychological aspects of phonemic ontogenesis and dysontogenesis. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2018, 7(3): 225-229. (In Russ.)
19. Methods for examining the speech of children: A guide for the diagnosis of speech disorders, ed. Chirkina G. V., 3rd ed. Moscow: ARKTI, 2003, 240. (In Russ.)
20. Fotekova T. A. Test method for the diagnosis of oral speech in primary schoolchildren. Moscow: ARKTI, 2000, 55. (In Russ.)
21. Fomicheva M. F. Education in children of the correct pronunciation of sounds: Workshop on speech therapy. Moscow: Prosveshchenie, 1989, 239. (In Russ.)
22. Spirova L. F. Features of speech development of students with severe speech disorders: grades 1-4. Moscow: Pedagogy, 1980, 192. (In Russ.)
23. Volkova G. A. Methodology for examining speech disorders in children. St. Petersburg: RGPU im. A. I. Gertsena, 1993, 45. (In Russ.)
24. Zadumova N. P., Mazakina N. A. Mechanisms of disturbances of sound production in children 7-8 years with general speech disabilities. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2019, 8(2): 85-88. (In Russ.) https://doi.org/10.26140/ anip-2019-0802-0019
25. Bogatkova A. K., Medvedeva E. Yu. Correction of the phonematic side of the speech of senior preschools as a prevention ofviolations letters and readings. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniia, 2018, (60-1): 37-40. (In Russ.)
26. Kashtanova S. N., Smirnova E. A. The formation of the psychological basis of speech in preschool with general underdevelopment of speech in preparation for learning to read and write. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia, 2019, (65-3): 17-20. (In Russ.)
27. Kashtanova S. N., Yushchenko Ju. G. Speech therapy correction of intonation characteristics of speech of preschoolers with general underdevelopment of speech. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia, 2019, (65-3): 20-22. (In Russ.)
28. Agaeva I. B., Valevich A. S. Comparative study of the formation of the sound-wear side of speech in senior preschoolers with phonetic-phonemic underdevelopment of speech and general underdevelopment of level III speech. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia, 2020, (69-1): 13-17. (In Russ.)
29. Yushchenko Yu. G. Analysis of the intonation characteristics of speech in preschool children with general speech undervision. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia, 2019, (64-2): 283-286. (In Russ.)
30. Silantyeva S. N. Features of the intonational analysis of sentences in senior pre-schoolchildren with the general underdevelopment of speech. Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University im. I. Ya. Yakovleva, 2010, (3-2): 190-194. (In Russ.)