PEDAGOGICAL SCIENCES
5. Potapov M.K., Shevkin A.V. Matematika. Rabochaja tetrad'. 6 klass: ucheb. posobie dlja obshheobrazovat. organizacij [Mathematics. Workbook. Grade 6]. Moscow: Prosveshhenie, 2014. 113 p.
6. Semenova I.N., Chigvinceva S.A. K voprosu o vhodnom kontrole dlja opredelenija urovnej podgotovki obuchajush-hihsja pjatyh klassov k formirovaniju funkcional'noj matematicheskoj gramotnosti [On the issue of entrance control to determine the levels of preparation of fifth grade students for the formation of functional mathematical literacy]. Vestnik Sha-drinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University], 2020, no. 4 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vhodnom-kontrole-dlya-opredeleniya-urovney-podgotovki-obuchayuschihsya-pyatyh-klassov-k-formirovaniyu-funktsionalnoy (Accessed 08.02.2021).
7. Tereshin N.A. Prikladnaja napravennost' shkol'nogo kursa matematiki: kn. dlja uchitelja [Applied orientation of the school course in mathematics]. Moscow: Prosveshhenie, 1990. 96 p.
8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija (5-9 kl.): utv. prikazom Mino-bmauki Rossii ot 17 dek. 2010 g. № 1897. [Federal state educational standard of basic general education (5-9 grades)]. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/938 (Accessed 1.03.2020).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
И.Н. Семенова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и методики обучения математике, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: semenova_i_n@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6528-031X.
С.А. Чигвинцева, учитель математики, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4», г. Первоуральск, Россия, e-mail: chigvintseva.sa@yandex.ru, ORCID: 0000-00020659-6357.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
I.N. Semenova, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: semenova_i_n@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6528-031X.
S.A. Chigvintseva, teacher of mathematics, Municipal Autonomous General Education Institution "Secondary General Education School No. 4", Pervouralsk, Russia, e-mail: chigvintseva.sa@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-0659-6357.
УДК 376.37 DOI 10.52772/25420291_2021_2_175
Екатерина Сергеевна Титлянова, Елена Вячеславовна Хмелькова
г. Киров
Особенности нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фо-
нетико-фонематическим недоразвитием
Одной из сторон речи является произносительная сторона, в которую входит звукопроизношение. Нарушения звукопроизношения - наиболее часто встречающаяся проблема в речи детей дошкольного возраста. У дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием имеются особенности состояния звукопроизношения. Данная проблема является достаточно изученной, но остается актуальной в связи с тем, что количество детей с нарушениями звуко-произношения растет. Основной признак фонетико-фонематического недоразвития - это незаконченность процессов становления и дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляционными признаками. В статье рассмотрено понятие «нарушения звукопроизношения», раскрыты особенности нарушений звукопроизно-шения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Ключевые слова: нарушения звукопроизношения, дошкольный возраст, фонетико-фонематическое недоразвитие, особенности нарушений звукопроизношения.
Ekaterina Sergeevna Titlyanova, Elena Vyacheslavovna Khmelkova
Kirov
Features of articulation disorders in children with phonetic underdevelopment
One of the sides of speech is the pronunciation side which includes sound pronunciation. Pronunciation disorders are the most common speech problem in preschool children. Preschoolers with phonetic and phonemic underdevelopment have features in the state of sound pronunciation. This problem is sufficiently studied, but due to the fact that the number of children with pronunciation disorders is growing, a deeper study of the aspects of this problem becomes important for the practical activities of specialists. The main sign of phonetic-phonemic underdevelopment is the incompleteness of the processes of formation and differentiation of sounds which are distinguished by subtle acoustic or articulatory features. The article considers the concept of "violation of sound pronunciation» reveals the features of violations of sound pronunciation in preschoolers with phonetic and phonemic underdevelopment, described by domestic and foreign authors.
Keywords: articulation disorders, preschool age, phonetic underdevelopment, features of articulation disorders.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (50) 2021
175
По данным Федеральной службы государственной статистики, общая численность детей с различными нарушениями в развитии возрастает. За последние три года она увеличилась на 8%. Большое количество детей рождается физиологически незрелыми, имеющими перинатальную патологию. Это негативно влияет на дальнейшее физическое и психическое развитие ребенка, в том числе и на формирование речи.
Исследователи (Е.Ф. Архипова, Г.В. Бабина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева и др.) отмечают рост числа дошкольников с нарушениями речи. Одной из сторон речи является произносительная сторона, в которую входит звукопроизношение. Нарушения звукопроизношения бывают разного характера: замены, смешения, искажения, пропуски.
Звукопроизношение - это процесс образования речевых звуков, который осуществляется речевым аппаратом, регулируемым центральной нервной системой. Звуки речи являются результатом сложной системной работы всех отделов периферического речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного, а также работы центрального отдела речевого аппарата [4, С. 19].
Термин «фонетико-фонематическое недоразвитие» был введен в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений учеными сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми нарушениями, с нормальным слухом и интеллектом вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Данные нарушения в школьном возрасте могут вызвать серьезные препятствия для успешного усвоения программного материала по русскому языку и литературе. Важным становится своевременное выявление нарушений звукопроизношения и восприятия фонем, чтобы они не закрепились в речи ребенка. Поэтому описание особенностей нарушений звукопроизношения у дошкольников с фонети-ко-фонематическим недоразвитием является важным для практической деятельности специалистов. Это является целью нашей статьи.
Проблема нарушений звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием описана в работах отечественных исследователей - Л.Г. Парамоновой, Т.Б. Филиче-вой, М.Ф. Фомичевой и др., а также в работах зарубежных исследователей - Sofia Strömbergsson, Gierut, Alycia Erin Cummings и др. Результаты исследований показали, что главной характеристикой фонетико-фонематического недоразвития является незаконченность процессов становления и дифференциации звуков.
Т.Б. Филичева выделила следующие особенности нарушений звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием:
- отсутствие некоторых звуков в речи;
- замены звуков более простыми по артикуляции (звонкие заменяются глухими, [р] и [л] заменяются [л'] и [и] соответственно, [с] заменяется [ш] или [ф] и т.д.);
- замены группы звуков диффузной артикуляцией;
- нестойкое употребление звуков в речи (одно и то же слово при неоднократном повторении или в разных контекстах произносится по-разному);
- искаженное произношение одного или нескольких звуков;
- смазанность речи, сжатая артикуляция;
- бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи [4, С. 69].
У детей, имеющих сочетание нарушений восприятия фонем и звукопроизношения, замечается следующая особенность: незаконченность процесса формирования звуков, которые отличаются тонкими артикуляционными или акустическими признаками. К таким звукам можно отнести свистящие и шипящие, сонорные [р] и [л].
Исследователем Е.А. Зябкиной было отмечено наличие у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием связи между уровнем фонематического восприятия и количеством несформированных звуков. Это проявляется следующим образом: чем больше звуков произносится неправильно, тем ниже уровень фонематического восприятия [1, С. 87].
Выявленная закономерность подтверждает важность своевременной коррекции нарушений звукопроизношения. При отсутствии коррекции нарушений звукопроизношения и фонематического восприятия увеличивается риск неуспеваемости по русскому языку в процессе обучения в школе.
0.В. Правдина выделила следующие уровни нарушенного произношения у дошкольников:
1. Полное неумение правильно произносить звук или группу звуков.
2. Неправильное произношение звуков в речи при правильном произношении их изолированно или в легких словах.
3. Смешение двух близких по звучанию или артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука [3].
Данное положение может использоваться для углубленного выявления нарушений звукопроиз-ношений. Оно уточняет положение Т.Б. Филиче-вой о видах нарушений звукопроизношений.
М.Ф. Фомичева отмечает, что у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием наиболее часто нарушаются следующие группы звуков: свистящие, шипящие, сонорные, заднеязычные, звонкие, мягкие. Может нарушаться как одна группа звуков (простое нарушение), так и несколько групп звуков (сложное нарушение). Она также выделяет три вида нарушений звуко-
PEDAGOGICAL SCIENCES
произношения: искаженное произнесение звука, отсутствие звука в речи, замена одного звука другим. Главной причиной искаженного произношения звуков М.Ф. Фомичева называет нарушения артикуляционной моторики или ее недостаточную сформированность. Данные нарушения называются фонетическими. При фонетическом нарушении фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно. Это не влияет на смысл слова. Причиной замены звуков являются нарушения фонематического слуха или его недостаточная сформированность. Такие нарушения называются фонематическими, так как одна фонема заменяется другой. Из-за этого нарушается смысл слова. Например, «бочка» звучит как «почка» и т.д. Иногда в речи ребенка звуки одной группы заменяются, в звуки другой искажаются. Такие нарушения называются фоне-тико-фонематическими. Автор раскрывает особенности нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием с другой стороны, указывая на причинность возникновения основных видов нарушений звуко-произношения [5, С. 193].
Исследования Л.Г. Парамоновой показали явное преобладание сложных нарушений звуко-произношения (76%) над простыми (24%) у детей от 3 до 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием. Данное соотношения сохранялось и в старшем дошкольном возрасте, где сложные нарушения составили 54,5 %. При исследовании нарушений отдельных групп звуков были получены следующие данные: ротацизмы - 71,6%; ламбдацизмы - 54%; сигматизм шипящих -45,4%; сигматизм свистящих - 42%. Неправильное звукопроизношение у большинства детей дошкольного возраста обусловлено не возрастными особенностями, а различными патологическими факторами [2, С. 98].
Результаты исследования Л.Г. Парамоновой раскрывают частоту встречаемости различных форм искаженного произношения. Автор относит данный вид нарушений звукопроизношения к сложным нарушениям звукопроизношения, которые значительно преобладают над простыми.
В зарубежных исследованиях проблема нарушений звукопроизношения у дошкольников затрагивается в ряде работ, в том числе в трудах Alycia Erin Cummings. Она в своем исследовании для обозначения детей с нарушениями звукопро-изношения использует термин «phonological delays», который переводится как «фонологические задержки».
Gierut отмечает, что 50-70% детей с фонологическими задержками в дальнейшем имеют общие академические трудности в средней школе по
чтению, письму, правописанию, математике. Дети, у которых корректируются фонологические задержки, имеют лучшие долгосрочные социальные, академические и коммуникативные прогнозы, чем у тех, кто не получает логопедической помощи Данные положения отражают неблагоприятный прогноз развития детей с «фонологическими задержками» в период обучения в школе [6, С. 148].
Donna Thomas в своей диссертации для определения термина «нарушений звукопроизноше-ния» использует понятие «expressive phonological disorders», который переводится как выраженные фонологические расстройства. Автор отмечает, что дети с выраженными фонологическими расстройствами задерживаются в развитии соответствующих речевых звуков, которые приводят к снижению разборчивости речи [7, С. 34].
Shriberg, Tomblin, McSweeny главной отличительной чертой детей с выраженными фонологическими расстройствами, отличающей их от детей с другими языковыми нарушениями, выделяют то, что дети не имеют дополнительных нарушений в других языковых навыках, таких как синтаксис, прагматика или семантика [8, С. 48].
Выделенные авторами особенности демонстрируют отличие фонетико-фонематического недоразвития от общего недоразвития речи: при фонетико-фонематическом недоразвитии синтаксис, прагматика и семантика не страдают или страдают вторично.
Таким образом, анализ отечественных и зарубежных исследований позволил выделить следующие особенности нарушений звукопроизно-шения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием:
- незаконченность процесса формирования произношения звуков, отличающихся тонкими акустическими и артикуляционными признаками;
- зависимость нарушений звукопроизно-шения от нарушений фонематического восприятия: чем больше звуков произносится неправильно, тем ниже уровень фонематического восприятия;
- наиболее частое нарушение произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков, а также заднеязычных, звонких и сонорных;
- отсутствие, замены, искажения и смешения звуков в речи;
- преобладание сложных нарушений звуко-произношения над простыми.
Данная статья может быть полезна практикующим специалистам, студентам для написания статей, курсовых и выпускных квалификационных работ, преподавателям по направлению подготовки «Логопедия».
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (50) 2021
177
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Зябкина, Е.А. Формирование звукопроизношения в онтогенезе / Е.А. Зябкина. - Текст : электронный // Актуальные вопросы в науке и практике. - Самара, 2018. - Ч. 3. - С. 86-89. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35569148 (дата обращения: 23.04.2021).
2. Парамонова, Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей : метод. пособие / Л.Г. Парамонова. - Москва : Национальный книжный центр, 2018. - 272 с. - Текст : непосредственный.
3. Правдина, О.В. Логопедия : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. / О.В. Правдина. -Изд. 2-е, доп. и перераб. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с. - Текст : непосредственный.
4. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева. - Москва : Гном и Д, 2000. - 80 с. - Текст : непосредственный.
5. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения : пособие для логопеда и воспитателя детского сада / М. Ф. Фомичева. - 4-е изд. - Москва : Институт практической психологии, 1997. - 304 с. - Текст : непосредственный.
6. Cummings, A. Brain and behavior in children with phonological delays: Phonological, lexical, and sensory system interactions / А. Cummings. - San Diego, 2009. - 283 p. - Text : direct.
7. Strombergsson, S. The /k/s, the /t/s, and the in betweens: Novel approaches to examining the perceptual consequences of misarticulated speech / Sofia Strombergsson. - Stockholm, 2014. - 105 p. - Text : direct.
8. Thomas, D. Examining phonemic awareness in children with expressive phonological disorders / D. Thomas. - 2013. -135 p. - Text : direct.
REFERENCES
1. Zjabkina E.A. Formirovanie zvukoproiznoshenija v ontogeneze [Formation of sound pronunciation in ontogenesis]. Aktual'nye voprosy v nauke i praktike [Urgent issues in science and practice]. Samara, 2018, pp. 86-89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35569148 (Accessed 23.04.2021).
2. Paramonova L.G. Narushenie zvukoproiznoshenija u detej: metod. posobie [Children's speech underdevelopment]. Moscow: Nacional'nyj knizhnyj centr, 2018. 272 p.
3. Pravdina O.V. Logopedija: ucheb. posobie dlja studentov defektolog. fak-tov ped. in-tov. [Speech Therapy]. Moscow: Prosveshhenie, 1973. 272 p.
4. Filicheva T.B. Deti s fonetiko-fonematicheskim nedorazvitiem. Vospitanie i obuchenie: ucheb.-metod. posobie dlja logopedov i vospitatelej [Children with phonetic-phonemic underdevelopment. Education and training]. Moscow: Gnom i D, 2000. 80 p.
5. Fomicheva M.F. Vospitanie u detej pravil'nogo proiznoshenija: posobie dlja logopeda i vospitatelja detskogo sada [Raising the correct pronunciation in children]. Moscow: Institut prakticheskoj psihologii, 1997. 304 p.
6. Cummings A. Brain and behavior in children with phonological delays: Phonological, lexical, and sensory system interactions. - San Diego, 2009. 283 p.
7. Strombergsson S. The /k/s, the /t/s, and the in betweens: Novel approaches to examining the perceptual consequences of misarticulated speech. Stockholm, 2014. 105 p.
8. Thomas D. Examining phonemic awareness in children with expressive phonological disorders. 2013. 135 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Е.С. Титлянова, студент 1 курса магистратуры, направление подготовки: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, (профиль «Логопедическая работа в системе образования»), ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: stud123846@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-0636-0288.
Е.В. Хмелькова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: usr11824@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-2966-9878.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
E.S. Titlyanova, 1st year Master's Student, direction: 44.04.03 Special (defectological) education, (profile «Speech Therapy work in the system of education»), Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: stud123846@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-0636-0288.
E.V. Khmelkova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: usr11824@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-2966-9878.