Научная статья на тему 'Проявления нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием'

Проявления нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1821
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ / ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ARTICULATION DISORDERS / PHONETIC UNDERDEVELOPMENT / SENIOR PRESCHOOL AGE / PRONUNCIATION SIDE OF SPEECH / SPEECH DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Титлянова Екатерина Сергеевна, Баженова Юлия Александровна

Одной из сторон речи является произносительная сторона, в которую входит звукопроизношение. Звукопроизношение это процесс образования речевых звуков, который осуществляется речевым аппаратом и регулируется центральной нервной системой. Нарушения звукопроизношения это одна из наиболее часто встречающихся проблем в речи детей дошкольного возраста. Данная проблема является хорошо изученной, но в связи с тем, что количество детей с нарушениями звукопроизношения растет, важным становится более глубокое изучение аспектов данной проблемы. Главный признак фонетико-фонематического недоразвития это незаконченность процессов становления и дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Основные проявления, характеризующие это состояние: недифференцированное произношение пар или групп звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков. В статье представлены результаты изучения состояния звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Анализируются результаты эмпирического исследования по выявлению наиболее часто встречающихся нарушениях звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Титлянова Екатерина Сергеевна, Баженова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMONSTRATION OF ARTICULATION DISORDERS IN CHILDREN WITH PHONETIC UNDERDEVELOPMENT

One of the sides of speech is the pronunciation side, which includes sound pronunciation. Sound pronunciation is the process of formation of speech sounds, which is carried out by the speech apparatus and is regulated by the central nervous system. Sound impairment is one of the most common problems in the speech of preschool children. This problem is well studied, but due to the fact that the number of children with impaired sound pronunciation is growing, a deeper study of the aspects of this problem becomes important. The main sign of phonetic and phonemic underdevelopment is the incompleteness of the processes of formation and differentiation of sounds that differ in subtle articulatory or acoustic signs. The main manifestations that characterize this condition: undifferentiated pronunciation of pairs or groups of sounds, replacing some sounds with others, mixing sounds. The article presents the results of studying the state of sound pronunciation in preschoolers with phonetic underdevelopment. The results of empirical research to identify the most common violations of sound pronunciation in preschool children with phonetic underdevelopment.

Текст научной работы на тему «Проявления нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»

PEDAGOGICAL SCIENCES

3. Vaseva E.S., Buzhinskaja N.V. Ispol'zovanie sredstv vizualizacii v organizacii proektnoj dejatel'nosti [Using the visualization in the organization of project activities]. Nizhnij Tagil: NTGSPI (f) FGAOU VO «RGPPU», 2020. 108 p.

4. Ivanova, S.B., Pastuhova L.S. Vozmozhnosti ispol'zovanija proektnogo metoda v obrazovanii i rabote s molodezh'ju na sovremennom jetape [Possibilities of using the project method in education and work with youth at the present stage]. Obra-zovanie i nauka [Education and Science], 2018, no. 20 (6), pp. 29-49.

5. Kapin S.V. Pedagogicheskie uslovija ovladenija studentami pedagogicheskogo kolledzha sposobami proektnoj dejatel'nosti [Pedagogical conditions of mastering by students of a teacher training college by means of project activities]. Sov-remennyj uchenyj [Modern Scientist], 2017, no. 5, pp. 229-232.

6. Taranova G.V. Rol' proektnogo obuchenija v formirovanii zdorovogo obraza zhizni studentov kolledzha [ The role of project training in shaping a healthy lifestyle for college students]. Professional'noe obrazovanie i obshhestvo [Vocational education and society], 2015, no. 2 (14), pp. 92-101.

7. Fedotova S.V. Primenenie proektnyh tehnologij v prepodavanii special'nyh disciplin [Using design technologies in the teaching of special disciplines]. Sarycheva I.A. (ed.) Informacionnye i pedagogicheskie tehnologii v sovremennom obra-zovatel'nom uchrezhdenii: materialy IX Vseros. nauch.-prakt. konf. [Information and pedagogical technologies in a modern educational institution]. Cherepovec, 2018, pp. 320-323.

8. Shumakova N.V. Professional'naja podgotovka studentov kolledzha na osnove tehnologij aktivnogo obuchenija [Vocational training for college students based on active learning technologies]. Mezhdunarodnyj zhurnalprikladnyh i fundamen-tal'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Basic Research], 2014, no. 5-2, pp. 171-173.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Д.Ф. Терегулов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры информационных технологий, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Нижний Тагил, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8244-0928.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

D.F. Teregulov, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Information Technologies, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) of Federal State Autonomous Educational Institution «Russian State Vocational Pedagogical University», Nizhny Tagil, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-00028244-0928.

УДК 376.37

Екатерина Сергеевна Титлянова

г. Киров

Юлия Александровна Баженова

г. Киров

Проявления нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Одной из сторон речи является произносительная сторона, в которую входит звукопроизношение. Звукопроиз-ношение - это процесс образования речевых звуков, который осуществляется речевым аппаратом и регулируется центральной нервной системой. Нарушения звукопроизношения - это одна из наиболее часто встречающихся проблем в речи детей дошкольного возраста. Данная проблема является хорошо изученной, но в связи с тем, что количество детей с нарушениями звукопроизношения растет, важным становится более глубокое изучение аспектов данной проблемы. Главный признак фонетико-фонематического недоразвития - это незаконченность процессов становления и дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Основные проявления, характеризующие это состояние: недифференцированное произношение пар или групп звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков. В статье представлены результаты изучения состояния звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Анализируются результаты эмпирического исследования по выявлению наиболее часто встречающихся нарушениях звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Ключевые слова: нарушения звукопроизношения, фонетико-фонематическое недоразвитие, старший дошкольный возраст, произносительная сторона речи, речевые нарушения.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

187

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ekaterina Sergeevna Titlyanova

Kirov

Yuliya Alexandrovna Bazhenova

Kirov

Demonstration of articulation disorders in children with phonetic underdevelopment

One of the sides of speech is the pronunciation side, which includes sound pronunciation. Sound pronunciation is the process of formation of speech sounds, which is carried out by the speech apparatus and is regulated by the central nervous system. Sound impairment is one of the most common problems in the speech of preschool children. This problem is well studied, but due to the fact that the number of children with impaired sound pronunciation is growing, a deeper study of the aspects of this problem becomes important. The main sign of phonetic and phonemic underdevelopment is the incompleteness of the processes of formation and differentiation of sounds that differ in subtle articulatory or acoustic signs. The main manifestations that characterize this condition: undifferentiated pronunciation of pairs or groups of sounds, replacing some sounds with others, mixing sounds. The article presents the results of studying the state of sound pronunciation in preschoolers with phonetic underdevelopment. The results of empirical research to identify the most common violations of sound pronunciation in preschool children with phonetic underdevelopment.

Keywords: articulation disorders, phonetic underdevelopment, senior preschool age, pronunciation side of speech, speech disorders.

Проблема изучения нарушений звукопроиз-ношения детей была интересна исследователям в области логопедии давно, но является актуальной и на сегодняшний день.

С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих нарушения звукопроизношения разного характера (замены, смешения, искажения, пропуски). Особую группу риска составляют дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми нарушениями вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Оно является достаточно распространенным нарушением речи [1, С. 611].

По статистике около 20-25 % детей с нарушениями речи имеют фонетико-фонематическое недоразвитие [3, С. 67]. Нарушения при фонетико-фонематическом недоразвитии проявляются в нарушениях восприятия фонем и нарушениях зву-копроизношения у детей, которые имеют сохранный слух и интеллект. Данные нарушения в школьном возрасте могут вызвать серьезные препятствия для успешного усвоения программного материала по русскому языку и литературе. Именно поэтому важно своевременно выявить нарушения звукопроизношения и восприятия фонем, чтобы они не закрепились и не стали стойкими.

М.Ф. Фомичева отмечает, что у дошкольников наиболее часто нарушаются следующие группы звуков: свистящие, шипящие, сонорные, заднеязычные, звонкие, мягкие. Может нарушаться как одна группа звуков (простое нарушение), так и несколько групп звуков (сложное нарушение). Она также выделяет три вида нарушений звукопроизношения: искаженное произнесение звука, отсутствие звука в речи, замена одного звука другим [5, С. 17].

О.В. Правдина выделяет следующие уровни нарушенного звукопроизношения: полное неумение правильно произносить звук или группу звуков, неправильное произношение звуков в речи при правильном произношении изолированно и в легких словах, недостаточно дифференцирование близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно их произносить [1, С. 95].

С целью выявления наиболее часто встречающихся нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, нами было проведено экспериментальное исследование.

Исследование было проведено на базе МКДОУ детский сад № 49 г. Кирова. В эксперименте приняли участие 6 дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием в возрасте 6 лет.

Для экспериментального исследования был использован «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой [2, С. 9].

Результаты исследования состояния звуко-произношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием представлены на Рисунке 1.

Из Рисунка 1 видно, что 67% дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием полностью не умеют правильно произносить звук [с], 33 % дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием неправильно произносят звук [с] в речи при правильном произношении изолированно и в легких словах. 50 % дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием неправильно произносят звук [с'] в речи при правильном произношении изолированно и в легких словах, 50 % дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием недостаточно дифференцируют близкие по звучанию или по артикуляции звуки при умении правильно произносить звук [с'].

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 188_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

120% 100» о

80°« 1-575560% +-f 40% 20% -f-0°

100?b

100%

100%

100%

-50% 50%

I 0°<|

0%

0% 0°^

0%

10%

80°.

-50% 50%

20%

0%0% 11 о% р°/Щ [С] [С] [3] [3] [Л] [Л1] [Р] [Р1 [Ц] □ Полное неумение правильно произносить звук или фуппу звуков

^Неправильное произношение звуков в речи при правильном произношении

изолированно или в легких словах о Недостаточное дифференцирование близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно их произносить

Рис. 1. Результаты обследования произношения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием по «Альбому для логопеда» О. Б. Иншаковой

Все обследуемые дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием неправильно произносят звуки [з], [з'] при правильном произношении изолированно и в легких словах.

67 % дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием полностью не умеют правильно произносить звук [л], 33 % произносят этот звук только изолированно и в легких словах. Звук [л'] полностью не умеют правильно произносить все обследуемые дошкольники с фо-нетико-фонематическим недоразвитием.

Звук [р] полностью не умеют правильно произносить 80% дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, 20% дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием произносят звук только изолированно и в легких словах. 50% дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием полностью не умеют правильно произносить звук [р'], 50 % дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием недостаточно дифференцируют близкие по звучанию или по артикуляции звуки при умении правильно произносить звук [р'].

Все обследуемые дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием полностью не умеют правильно произносить звук [ц]. У большинства дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием нарушения звуко-произношения проявляются в виде полного неумения правильно произносить звук или группу звуков, а также в неправильном произношении звуков в речи при правильном произношении изолированно и в легких словах, что соответствует 1 и 2 уровню нарушенного произношения по О. В. Правдиной [4, С. 44]. Недостаточное дифференцирование близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно их произносить, что соответствует 3 уровню нарушенного произношения, встречается реже.

При обследовании произношения мы выявили, что у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием чаще всего нарушается произношение свистящих звуков ([с], [с'], [з], [з'], [ц]) и сонорных звуков ([л], [л'], [р], [р']). Частоту встречаемости данных нарушений звуко-произношения мы представили на Рисунке 2.

Рис. 2. Частота встречаемости нарушений звукопроизношения у дошкольников с фонетико-

фонематическим недоразвитием

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

189

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Из Рисунка 2 видно, что у 67% дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием дефектное произношение звука [с], у 33% дошкольников нормативное произношение звука; дефектное произношение звука [с'] выявлено у 33% дошкольников, нормативное у 67% дошкольников. Звук [з] одна половина дошкольников произносит дефектно, у другой половины детей выявлено нормативное произношение. Произношение звука [з'] дефектное у 16% дошкольников, нормативное у 84% дошкольников. Произношение звука [л] дефектное у половины дошкольников. Звук [л'] произносят дефектно 16% дошкольников, нормативно произносят 84% дошкольников. Произношение звука [р] дефектное у 84% дошкольников, нормативное у 16% дошкольников. Звук [р'] произносится дефектно у 67% дошкольников, произносится нормативно у 33% дошкольников. Звук [ц] произносят дефектно 33 % дошкольников, произносят нормативно 67 % дошкольников.

Дефектное произношение свистящих звуков ([с], [с'], [з], [з'], [ц]) и сонорных звуков ([л], [л'], [р], [р']) связано с неумением артикуляционного

аппарата принять нужные позиции для правильного произнесения звука. Нарушения произношения звуков [с'] и [р'] в некоторых случаях связано с неумением дифференцировать на слух данные звуки, то есть с нарушением фонематического восприятия. Дети не различают на слух звуки [с] и [с'], [p] и [p'].

Таким образом, исходя из результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1. К звукам, дефектное произношение которых наблюдается чаще всего, относятся свистящие звуки: [с], [с'], [з], [з'], [ц]; сонорные звуки: [л], [л'], [р], [р'].

2. У большинства дошкольников с фонети-ко-фонематическим недоразвитием нарушения звукопроизношения проявляются в виде полного неумения правильно произносить звук или группу звуков, а также в неправильном произношении звуков в речи при правильном произношении изолированно и в легких словах. Недостаточное дифференцирование близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно их произносить встречается реже.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И. Ла-лаева, Е.М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л.С. Волковой. - М. : Просвещение, 1989. - 528 с.

2. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / О.Б. Иншакова. - М. : ВЛАДОС, 2017. - 279 с.

3. Маяцкая, Н.К. К проблеме фонетико-фонематического недоразвития дошкольников [Текст] / Н.К. Маяцкая // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. - № 1-2. - С. 67-70.

4. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах [Текст] / Т.В. Пятница. - 7-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 173 с.

5. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения [Текст] : практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева. - М. : Просвещение, 1989. - 239 с.

REFERENCES

1. Volkova L.S., et al. Logopedija: ucheb. posobie dlja studentov ped. in-tov po spec. «Defektologija» [Speech Therapy]. In L.S. Volkovoj (ed.). Moscow: Prosveshhenie, 1989. 528 p.

2. Inshakova O.B. Al'bom dlja logopeda [Album of speech therapist]. Moscow: VLADOS, 2017. 279 p.

3. Majackaja N.K. K probleme fonetiko-fonematicheskogo nedorazvitija doshkol'nikov [To the problem of phonetic-phonemic underdevelopment of preschoolers]. Novaja nauka: ot idei k rezul'tatu [New science: from idea to result], 2016, no. 1-2, pp. 67-70.

4. Pjatnica T.V. Logopedija v tablicah, shemah, cifrah [Speech therapy in tables, diagrams, numbers]. Rostov n/D: Feniks, 2015. 173 p.

5. Fomicheva M.F. Vospitanie u detej pravil'nogo zvukoproiznoshenija: praktikum po logopedii [Training correct pronunciation in children]. - Moscow: Prosveshhenie, 1989. 239 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.С. Титлянова, студент 4 курса, направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия», ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет, г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-0636-0288.

Ю.А. Баженова, старший преподаватель кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7801-1135.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.S. Titlyanova, 4th-year student, training direction Special (defectological) education, profile «Speech Therapy», Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-0636-0288.

Y.A. Bazhenova, Senior Lecturer, Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia я, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7801-1135.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 190_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_ 2542-029l

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.