Научная статья на тему 'Авторская методика обучения грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи'

Авторская методика обучения грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2404
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ / ОНТОГЕНЕЗ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЧЕСЛУХОВОГО И РЕЧЕПОРОЖДАЮЩЕГО МЕХАНИЗМА У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ / СHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS / LEARNING KIT / ONTOGENESIS / DIFF ERENTIATION AND AUTOMATION OF SOUNDS / INNOVATIVE ASPECTS OF LITERACY / LITERACY TEACHING METHODS / INTERACTION OF SPEECH AND SPEECH-GENERATING MECHANISM IN CHILDREN WITH SPEECH PATHOLOGY / STAGES OF LEARNING TO READ AND WRITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатая Ольга Федоровна

Тенденция к увеличению численности детей дошкольного возраста с недоразвитиями речи, недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия и лексико-грамматических категорий, неготовность детей к обучению грамоте детерминируют необходимость поиска, разработки и реализации эффективных методов обучения. В статье представлена авторская методика обучения грамоте детей с речевой патологией, сущность которой заключается в организации обучения чтению детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с последовательностью формирования правильного звукопроизношения и возможностями речепорождающего механизма детей. Данная методика в течение 10 лет апробирована в образовательных учреждениях г. Сургута и разных территориях ХМАО Югры. Результаты апробации позволили сделать вывод, что обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом речевого онтогенеза способствует успешному овладению детьми чтением и письмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатая Ольга Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AUTHOR'S METHOD OF TEACHING LITERACY TO CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

The tendency to increase the number of preschool children with speech underdevelopment, lack of formedness of phonetic-phonemic awareness and lexico-grammatical categories, the ill-preparedness of children to learning to read and write determine the necessity of searching, development and implementation of eff ective teaching methods. The article presents the author's method of teaching literacy to children with speech pathology, the essence of which is the organization of teaching reading to children with severe speech disorders in accordance with the sequence of formation of the correct sound and the possibilities of speech-producing mechanism of children. This technique has been tested for 10 years in educational institutions of Surgut and diff erent territories of KHMAO Yugra. The results of the testing led to the conclusion that the literacy training of children with severe speech disorders, taking into account the speech ontogenesis, contributes to the successful mastery of reading and writing by children.

Текст научной работы на тему «Авторская методика обучения грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи»

DOI 10.26105/SSPU.2019.60.3.021 УДК 376.37 ББК 74.570.2

О.Ф. БОГАТАЯ

O.F. BOGATAYA

АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

THE AUTHOR'S METHOD OF TEACHING LITERACY TO CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

Тенденция к увеличению численности детей дошкольного возраста с недоразвити-ями речи, недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия и лексико-грамматических категорий, неготовность детей к обучению грамоте детерминируют необходимость поиска, разработки и реализации эффективных методов обучения. В статье представлена авторская методика обучения грамоте детей с речевой патологией, сущность которой заключается в организации обучения чтению детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с последовательностью формирования правильного звукопроизношения и возможностями речепорождающего механизма детей. Данная методика в течение 10 лет апробирована в образовательных учреждениях г. Сургута и разных территориях ХМАО - Югры. Результаты апробации позволили сделать вывод, что обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом речевого онтогенеза способствует успешному овладению детьми чтением и письмом.

The tendency to increase the number of preschool children with speech underdevelopment, lack of formedness of phonetic-phonemic awareness and lexico-grammatical categories, the ill-preparedness of children to learning to read and write determine the necessity of searching, development and implementation of effective teaching methods. The article presents the author's method of teaching literacy to children with speech pathology, the essence of which is the organization of teaching reading to children with severe speech disorders in accordance with the sequence of formation of the correct sound and the possibilities of speech-producing mechanism of children. This technique has been tested for 10 years in educational institutions of Surgut and different territories of KHMAO - Yugra. The results of the testing led to the conclusion that the literacy training of children with severe speech disorders, taking into account the speech ontogenesis, contributes to the successful mastery of reading and writing by children.

Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи, учебно-методический комплект, онтогенез, дифференциация и автоматизация звуков, инновационные аспекты обучения грамоте, методика обучения грамоте, взаимодействие речеслухового и речепорождающего механизма у детей с речевой патологией, этапы обучения чтению и письму.

Key words: сЫЫгсп with severe speech disorders, learning kit, ontogenesis, differentiation and automation of sounds, innovative aspects of literacy, literacy teaching methods, interaction of speech and speech-generating mechanism in children with speech pathology, stages of learning to read and write.

Введение. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к увеличению численности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. У многих детей отмечается системное недоразвитие всех сторон устной речи, они испытывают значительные трудности при формировании представлений о языковых единицах и специфике их функционирования: фонемах, лексемах, грамматических формах и конструкциях, закономерностях реализации высказываний. При поступлении в школу неполноценность устной речи детей с речевой патологией проявляется в сложностях овладения письменной речью, обусловленных недостаточной сформированностью предпосылок к усвоению звукового анализа: обучающиеся не могут выделить звуки из анализируемых слов; не дифференцируют или смешивают звук с акустически парным звуком; затрудняются в определении звукового состава слов, поэтому, на письме и при чтении преобладают фонологические заме-

ны. Кроме несформированности звукопроизношения и различения звуков у первоклассников встречаются нарушения слоговой структуры слов: перестановки, пропуски и/или добавления звуков, слогов, особенно в словах сложной слоговой структуры со стечениями согласных и большим количеством слогов. Несформированность слухового восприятия снижает контролирующую функцию речи, затрудняет формирование коммуникативной функции. Недостатки развития речи оказывают отрицательное воздействие на формирование интеллектуальной, сенсорной и эмоционально-волевой сфер ребенка, их недоразвитие или своеобразное развитие обусловлены первичной патологией разной степени выраженности [6].

Дети с общим недоразвитием речи (II или III уровень речевого развития), в соответствии с заключениями психолого-медико-педагогических комиссий, зачисляются в первые классы общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) или в классы инклюзивного образования [4].

Основными направлениями работы по развитию речи детей в первом классе для обучающихся с ТНР является формирование четкой, внятной, выразительной речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры; развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; освоение навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слова; овладение чтением и письмом. Эти направления взаимосвязаны и реализуются параллельно.

В существующих в настоящее время учебниках по обучению грамоте буквы изучаются в следующей последовательности: А, О, И, Ы, У, Н, С, К, Т, Л, Р, В, Е, П, М, 3, Б, Д, Я, Г, Ч, Ь, Ш, Ж, Ё, И, X, Ю, Ц, Э, Щ, Ф, Ъ. Такая очередность изучения букв и тексты для чтения зачастую не соответствуют произносительным способностям обучающихся, так как у большинства из них имеются нарушения звукопроизношения. Чтение текстов, содержащих дефектно произносимые детьми звуки, способствуют закреплению неправильного звукопроизношения, снижению уровня усвоения учебного материала. Из этого следует, что порядок изучения букв на уроках обучения грамоте, предложенный в имеющихся на сегодняшний день учебниках, не полной мере соответствует требованиям к обучению детей с тяжелыми нарушениями речи, предусматривающим, что усвоение правильного произношения звуков всегда должно предшествовать изучению соответствующих букв, поэтому процесс обучения грамоте целесообразно начинать с изучения букв и соответствующих им звуков раннего онтогенеза - более легких в артикуляционном плане, которые дети произносят правильно, к сложным в произношении звукам позднего онтогенеза [9].

Результаты и их обсуждение. Учитывая особенности формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи, специфику усвоения детьми звукобуквенного состава слов [8], трудности формирования лексико-грамматических категорий и связной речи разработан учебно-методический комплект, состоящий из учебного пособия «Обучение грамоте» [1], являющегося учебником для формирования навыков чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи первого или первого дополнительного классов, рабочей программы учебного предмета по обучению грамоте для первого и\или первого дополнительного класса общеобразовательных организаций, реализующих АООП НОО обучающихся с ТНР, методических рекомендаций по использованию учебного пособия «Обучение грамоте» для обучения чтению и закрепления звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи [2] и тетрадей-прописей, предназначенных для добукварного и букварного периодов обучения.

Учебно-методический комплект разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию [7].

Преимущественным отличием учебного пособия «Обучение грамоте» от имеющихся в настоящее время учебников по обучению чтению является изменение порядка изучения букв и, соответственно, изменение текстового и иллюстративного материала. Весь материал учебного пособия составлен с учетом особенностей формирования речи детей в онтогенезе и специфики функционирования и взаимодействия речеслухового и речепо-рождающего механизма у детей с речевой патологией.

Обучение грамоте основывается на аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Основное в этом методе - неразрывное озвучивание каждой буквы, называние букв, обозначающих согласные звуки, без призвука гласного звука. В учебном пособии «Обучение грамоте» звукобуквенный метод представлен в сочетании с логопедическими технологиями закрепления навыков правильного произношения, автоматизации и дифференциации звуков. Ознакомление обучающихся с буквами осуществляется с учетом последовательности формирования звукопроизношения у ребенка в онтогенезе. В первый год жизни ребенок произносит самые простые по артикуляции звуки - однозвучные гласные [а], [о], [и], [у], [э], [ы] и согласные звуки [м], [п], [б]. Из этих звуков состоят первые слова ребенка: мама, папа, баба. В 10-12 месяцев ребенок начинает произносить простые по артикуляции согласные звуки, не требующие сложных движений губ и языка: [ф], [в], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [й]. В возрасте от трех до пяти лет ребенок произносит более сложные в артикуляционном плане согласные звуки: [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. В пять лет нормотипичный ребенок правильно произносит самые сложные звуки - звуки позднего онтогенеза [л], [р]. В пять-шесть лет он осваивает правильное произношение всех звуков родного языка [1].

Принимая во внимание то, что у большинства первоклассников имеются нарушения произношения звуков, сложности усвоения детьми с тяжелыми нарушениями речи звукобуквенного состава слов, особенности формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи, в рабочей программе и в учебном пособии «Обучение грамоте» предлагается следующая последовательность изучения звуков и букв: Аа, Уу, Ии, Оо, Ээ, ы, Мм, Пп, Бб, Тт, Дд, Нн, Вв, Фф, Кк, Гг, Хх, Йй, Яя, Ее, Ёё, Юю, Сс, Зз, Цц, Шш, Жж, Чч, Щщ, ь, ъ, Лл, Рр [3]. Данный порядок изучения букв положен в основу разработки текстового и иллюстративного материала учебного пособия «Обучение грамоте» и соответствует основным требованиям к обучению детей с нарушениями речи, регламентирующим, что усвоение правильного произношения звуков всегда предшествует изучению соответствующих букв. Поэтому обучение грамоте начинают с изучения букв, обозначающих звуки, которые дети произносят правильно к буквам, обозначающим наиболее сложные по артикуляции звуки. Это особенно важно при обучении чтению детей с речевыми нарушениями, так как изучение букв, чтение слогов, слов и предложений, содержащих искаженно произносимые детьми звуки, закрепляет неправильное звукопроизношение, затрудняет усвоение материала по обучению грамоте и снижает мотивацию к чтению.

Работа по усвоению правильного звукопроизношения осуществляется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, содержание которых определяется уровнем развития речи ребенка, структурой речевого дефекта, психическими и возрастными особенностями. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков на логопедических занятиях осуществляется таким образом, чтобы к урокам произношения и обучения грамоте все обучающиеся умели правильно произносить звуки, намеченные для фронтального изучения.

Чтение и письмо являются сложными психофизиологическими процессами, в реализации которых задействованы зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения всегда начинается со зрительного восприятия буквы. Важно учитывать, что на узнавание буквы нормотипичные дети затрачивают 1-2 секунды, а дети с ТНР - до 4 секунд. На опознание буквы влияют следующие факторы: особенности печатного и рукописного образа букв, длина читаемого слова, позиция букв в слове, расстояние от глаз ребенка до читаемого текста. В процессе обучения чтению реализуются две стороны: техническая (необходимость соотнести зрительный образ слова и его произношение) и смысловая, являющаяся главной целью обучения чтению. При обучении чтению необходимо соблюдать поэтапность формирования навыков чтения: овладение звукобуквенными обозначениями, слоговое чтение, становление приемов синтетического чтения, синтетическое чтение [5].

Обучение чтению детей с тяжелыми нарушениями речи с применением учебного комплекса по обучению грамоте организуется в добукварном и букварном периодах.

В добукварном периоде введение первоклассников в мир языка предлагается начинать со знакомства со словом, его значением, с осмысления номинативной функции слов в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (графической и фонетической). У обучающихся формируют первоначальные представления о составе и структуре предложений. Их учат вычленять отдельные слова из состава предложений; определять повторяющиеся слова в предложениях; находить место слов в предложении; различать слова, обозначающие предметы, действия предметов; слова, обозначающие признаки предметов; дополнять предложения словами различной слоговой структуры; анализировать двухсловные предложения, выделяя «субъект - предикат»; самостоятельно составлять предложения типа «субъект - предикат» по предложенным картинкам и на основе реальной ситуации, составлять графические модели предложений.

После этого целесообразно переходить к обучению детей анализу звуко-слогового состава слова, который они осваивают последовательно и в соответствии с этапами: усвоение слогового состава слова с использованием дополнительных материалов и приемов анализа; определение слогового состава слова с опорой на гласные звуки в экспрессивной речи; определение количества слогов в слове в умственном плане (во внутренней речи) на основе слухо-произносительных представлений [8]. Усвоение первоклассниками понятий о составе слов и предложений; графических изображений формы букв; умения ориентироваться в морфологической и синтаксической структуре языка, создают условия для развития знаково-символических действий: замещения (например, звука - фишкой); моделирования (например, звукового состава слова посредствам составления схемы слова); преобразования модели (видоизменения состава слов).

Формирование элементарного фонематического анализа у детей с ТНР предлагается начинать с выделения гласных звуков из состава слова и проводить в следующей последовательности: выделение гласных звуков из последовательно произносимых звуков (например, выделить звук [у] из серии звуков: [и], [а], [у], [р], [м]); выделить заданный звук из слогов различной структуры и с различными гласными; выделить звук из слов различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных.

Далее обучающиеся овладевают более сложной формой фонематического анализа - выделение первого и последнего звука в слове и определение места звука в слове (начало, середина, конец слова). После этого проводится работа по выделению согласных звуков. Работу начинают с артику-ляторно простых звуков раннего онтогенеза: [м], [н], [х], [в]. Звуки позднего онтогенеза (свистящие, шипящие и сонорные) выделяются детьми легче других согласных, но эти звуки трудны для произнесения и поэтому не предъявляются для фонематического анализа в добукварном периоде [5].

Для уточнения артикуляции изучаемого согласного звука детям предлагают определить положение артикуляционных органов с помощью зрительного восприятия и на основе кинестетических ощущений, получаемых от органов артикуляции. Следует обратить внимание на звучание, характерное для изучаемого звука. Работу по выделению согласных звуков проводят в следующей последовательности: выделение согласного звука на фоне слова, вычленение первого согласного звука в слове, а затем последнего согласного звука.

С учетом речевых возможностей первоклассников в добукварном периоде можно начать работу по формированию сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности звуков и места звуков в слове). В добукварном периоде обучающиеся усваивают; что гласные и согласные звуки различаются по характеру звучания и способу произнесения; что гласные звуки являются слогообразующими. Опора на гласные звуки позволяет предупредить дисграфические ошибки такие как, пропуски гласных в словах и\или их добавление.

Параллельно на уроках обучения грамоте проводится работа по развитию мелкой моторики и формированию графомоторных навыков: штриховка, рисование бордюров, составление узоров из мозаики, обводка пунктирных изображений, письмо элементов букв. Работа по развитию двигательных умений, зрительно-пространственных ориентировок, формированию графо-моторных навыков обеспечивает подготовку зрительного и кинестетического анализаторов обучающихся к восприятию и письму элементов букв, которые будут необходимы для последующего воспроизведения букв и овладения буквенными обозначениями.

К концу добукварного периода обучающиеся усваивают, что речь состоит из предложений; предложения состоят из слов; что в предложении может быть одно, два, три и больше слов; слова можно разделить на слоги; в слове может быть один, два, три и больше слогов; один из слогов в слове всегда бывает ударным; каждое слово состоит из разного количества звуков; звуки бывают гласными и согласными; согласные звуки делятся на твердые и мягкие, на звонкие и глухие. Первоклассники должны научиться выделять предложения из речевого потока, анализировать предложения по количеству слов и строить графические модели предложений; членить предложения на слова, делить слова на слоги; синтезировать слоги в слова, слова в предложения; уметь анализировать слова по их слоговому и звуковому составу; определять ударный слог в двусложных словах; различать на слух и в произношении гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные; строить графические звуко-слоговые модели односложных и двусложных слов; составлять предложения и слова, которые бы соответствовали предложенным моделям [3].

Приобретенные в добукварном периоде умения являются основой для формирования у обучающихся навыков плавного, выразительного и осознанного чтения, грамотного письма. Данные навыки развиваются, закрепляются и совершенствуются на уроках обучения грамоте в букварном периоде.

Цель букварного периода - обучению детей чтению и письму. Обучение чтению начинается с букв, которые обозначают однозвучные гласные звуки [2]. Детей знакомят с буквой, обозначающей гласный звук [а]. На странице учебного пособия дети рассматривают рукописные (прописную и строчную) буквы А, а; сравнивают рукописные и печатные буквы. Затем они прописывают буквы А, а в тетради-прописи. Целесообразно соблюдать следующую последовательность работы при обучении первоклассников с ТНР написанию буквы: рассматривание укрупненного образца буквы, расположение ее элементов; написание буквы учителем на доске, комментирование способа написания буквы; прописывание буквы детьми в воздухе; прописывание буквы детьми в тетради под контролем учителя; самостоятельная работа в тетради.

Аналогично первоклассников знакомят с буквой У. После усвоения детьми соотношения фонемы (звука) с соответствующим ему знаком (буквой), их учат слитному чтению слогов. Для этого на странице учебного пособия «Обучение грамоте» дети рассматривают как буквы «идут» друг к другу, длительно озвучивают первую букву слога - двигая пальцем по стрелочке «идут» к другой букве (а^у, у^а), озвучивают вторую букву и произносят - читают слоги «ау» и «уа», соотнося прочитанные звукосочетания с соответствующими картинками. Таким образом, дети знакомятся с понятием «слог». Далее обучающиеся изучают пять букв, обозначающих гласные звуки, составляют из букв и читают слоги. После этого детей знакомят с буквами, обозначающими согласные звуки раннего онтогенеза. Необходимо акцентировать внимание детей на том, что при изучении букв, обозначающих согласные звуки, они должны называть их без призвука гласной, то есть «д», «з», «ж», а не «дэ», «зэ», «жэ» [2].

При знакомстве с новой буквой в конце страницы книги «Обучение грамоте» помещаются таблицы, в которых каждая буква располагается в соответствии с характеристикой обозначаемого звука: на верхней полосе буквы, обозначающие гласные звуки первого ряда [а, у, ы, о, э] и буквы, обозначающие звонкие согласные звуки [н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж, з]; на нижней полосе - буквы, обозначающие гласные второго ряда [я, ё, ю, и, е] и буквы, обозначающие глухие согласные звуки [п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ]. При этом парные глухие согласные располагаются под звонкими согласными, а под непарными звонкими согласными и над непарными глухими согласными остаются пустые клетки. По мере изучения букв обучающиеся заполняют аналогичную таблицу, расположенную во второй части Прописей (табл.).

Таблица

А О У Ы Э М Б Д Н В Г Й З Ж Л Р Ъ

Я Ё Ю И Е П Т Ф К Х С Ц Ш Ч Щ Ь

На внутренней стороне обложки учебного пособия «Обучение грамоте» расположен Замок букв и звуков. Детям объясняют, что на крыше замка «живут» самые главные буквы, обозначающие гласные звуки; буквы, обозначающие согласные звуки живут в башнях. В башне с самым большим колокольчиком «живут» буквы, обозначающие самые звонкие (сонорные) согласные звуки (М, Н, Л, Р, Й). В башне с маленьким колокольчиком тоже «живут» буквы, обозначающие звонкие согласные звуки (Б, В, Г, Д, З, Ж). На третьей и четвёртой башенках нет колокольчика, остался только «язычок». В этих башнях «живут» буквы, обозначающие глухие согласные звуки: в третьей башне - буквы: П, Б, К, Т, С, Ш; в четвертой башне - буквы: Х, Щ, Ч, Ц. Между второй и третьей башнями есть мостик, который соединяет буквы, обозначающие похожие по звучанию звуки. Эти буквы расположены парами - они парные. Если буква из башни с колокольчиком (второй башни) «перейдёт» в башню без колокольчика (третью башню) - она из буквы, обозначающей звонкий согласный звук, «превратится» в букву, обозначающую глухой согласный звук, и наоборот: (б^п), (в^ф), (г^к), (д^т), (з^с), (ж^з). Окошечки, в которых располагаются буквы, окрашены в синий, зеленый или сине-зеленый цвета - в соответствии с твердостью или мягкостью согласных звуков. При знакомстве с новой буквой обучающиеся определяют и объясняют место буквы в Замке букв и звуков.

Немаловажным является и то, что при изучении новой буквы на странице учебного пособия «Обучение грамоте» нет ни одной незнакомой детям буквы. Все дополнительные задания (реши ребус, прочитай слово справа налево и наоборот, произноси скороговорку быстро и др.) предлагаются в виде схем.

Значимым этапом при первоначальном обучении детей чтению является овладение чтением прямого слога. Чтобы прочитать слог, ребенок должен останавливать взгляд сначала на одной, а потом на другой букве, так как его поле зрения ограничено пределами знака - буквы; должен осуществлять движения глаз слева направо; узнавать следующую букву, соотносить ее с определенным звуком; производить синтез двух знаков и произносить слог. Для формирования навыка чтения слогов в учебном пособии «Обучение грамоте» каждая буква, обозначающая согласный звук, предлагается в сочетании со всеми ранее изученными буквами, обозначающими гласные звуки. Дети читают прямые и обратные слоги; слоги, в которых согласный звук находится в интервокальном положении - между гласными (рис. 1).

Далее предлагаются для чтения слоги со стечением согласных, что соответствует позиционному принципу. В процессе упражнений у ребенка формируется обобщенный образ слога, который необходим для узнавания слога при чтении слов. После усвоения послогового чтения, детям предлагается чтение слов, расположенных в столбиках. Чтобы чтение было плавным, слова в столбиках строятся по принципу наращивания. При чтении слов дети узнают, что звуки в словах располагаются в определенном порядке и изменение количества или последовательности звуков в слове может привести к изменению смысла слова. Они наблюдают слово в слове, учатся находить родственные слова, изменять слова по родам, числам и падежам; подбирают к словам синонимы, антонимы, знакомятся с многозначностью слов. При чтении таких слов обучающиеся учатся осознавать единство смысловой, грамматической и знаковой сторон слова. Умение делить слова на слоги идет параллельно с усвоением правил переноса слов.

Формирование навыков связной речи начинают с чтения коротких предложений и простых по содержанию текстов. Чтобы прочитать предложение ребенку необходимо осмыслить каждое слово. Для понимания смысла прочитанной фразы, взгляд ребенка при чтении останавливается на каждом читаемом слове и вновь возвращается назад - к прочитанному слову, что позволяет ему не утратить взаимосвязь читаемого слова со словом, прочитанным ранее. У обучающихся с нарушениями речи очень медленный темп чтения, поэтому они зачастую не узнают в тексте знакомые слова и простые словосочетания, новую форму слова дети могут воспринимать как неизвестное слово. Поэтому при обучении чтению значительное время необходимо отводить работе по наращиванию скорости чтения слогов, плавному слоговому чтению слов, а также чтению целыми словами словосочетаний, предложений и коротких текстов, предложенных в учебном пособии «Обучение грамоте». Содержание текстов для чтения и структура предложений постепенно усложняются, включаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, простые диалоги, вопросительные предложения; предложения с обращением. Работа по увеличению скорости чтения проводится при чтении диалогов, чистоговорок, стихотворений, скороговорок. Это способствует усвоению навыков плавного, сознательного и выразительного слогового чтения и навыков чтения целыми словами с элементами слогового чтения сложных слов. У первоклассников возрастает темп чтения, они начи-

Рис. 1

нают осваивать синтетический способ чтения, однако понимание читаемого отстает во времени от зрительного восприятия слова. Показателями освоения синтетического чтения являются: правильное, беглое, выразительное и осознанное чтение.

Одновременно с обучением чтению первоклассников обучают письму. В процессе письма происходит взаимодействие четырех анализаторных систем: речеслуховой; речедвигательной, зрительной и двигательной. Трудности освоения процесса письма у детей с тяжелыми нарушениями речи обусловлены необходимостью перевода фонем (звуков) в графемы - в зрительные схемы графических знаков (буквы). Ребенку необходимо запомнить пространственное расположение элементов букв, затем осуществить «перешифровку» зрительных образов букв в кинетическую систему и последовательно выполнить движения, необходимые для записи определенной буквы. При этом обучающемуся приходится осуществлять анализ печатного или письменного образа буквы и графических элементов, составляющих каждую букву; проводить сопоставление букв, содержащих одинаковые или похожие элементы.

Учитывая полифункциональность анализаторов, необходимых для усвоения процессов чтения, в пособии «Обучение грамоте» предлагается разнообразный практический материал для развития психомоторных функций, оптико-пространственных и временных представлений. Система коррекци-онно-развивающих упражнений и заданий разработана в соответствии с психологическими особенностями и возможностями детей шести и семилетнего возраста и представлена в интересной для них игровой форме. В учебном пособии содержатся задания, способствующие возникновению интегратив-ных связей: слухоречевых, двигательно-кинестетических и оптико-пространственных. Взаимодействие деятельности различных анализаторов (речезри-тельного, речедвигательного, речеслухового, кинестетического) актуализирует ассоциативные связи в коре головного мозга, необходимые для более успешного усвоения системы букв и отработки навыков чтения. Оптимально подобранные коррекционно-развивающие упражнения на последовательно усложняющемся речевом материале (слогах, словах и фразах), направлены на развитие высших психических функций, пространственных и временных представлений, связной речи обучающихся и способствуют формированию прочных звукобуквенных связей, необходимых для овладения письменной речью. В процессе обучения грамоте дети усваивают правила орфографии, грамматики и пунктуации.

Иллюстративный материал учебного пособия, занимательная и стихотворная форма изложения словарного материала оказывают благотворное влияние на выработку оптимального темпа и ритма речи, способствуют воспитанию сознательного отношения к чтению, формированию интереса к стихам, поэзии, русской речи.

Программа учебного предмета «Обучение грамоте» обучающихся с тяжелыми нарушениями речи состоит из целевого, содержательного и организационного разделов. Целевой раздел содержит цель, задачи, планируемые результаты освоения программы обучающимися с ТНР, систему оценки результатов освоения программы и способы достижения поставленной цели. В целевом разделе представлены психолого-педагогические характеристики обучающихся с разными нарушениями речи; требования к достижению личностных, предметных и метапредметных результатов. В содержательном разделе описано место и основное содержание учебного предмета по обучению грамоте в добукварном и букварном периодах. В организационном разделе расположено подробно разработанное учебно-тематическое планирование программы учебного предмета «Обучение грамоте» и описание материально-технического обеспечения программы.

В методических рекомендациях представлен теоретический и практический материал по использованию учебного пособия «Обучение грамоте»

для обучения чтению и закреплению произносительных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Описаны приемы обучения грамоте в добук-варный и букварный периоды, предложены словесные игры, упражнения и постепенно усложняющиеся задания. Использование игровой формы обучения, предварительная отработка всех изучаемых звуков на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, затем закрепление на уроках произношения и только после этого - на уроках обучения грамоте, благоприятствуют эффективному усвоению материала программы.

Учебно-методический комплект по обучению грамоте детей с ТНР, разработанный в соответствии с развитием фонетико-фонематической системы ребенка в онтогенезе, с учетом психофизического и речевого развития обучающихся с речевой патологией, их индивидуальных особенностей и возможностей, способствует закреплению правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, формированию навыков чтения, развитию высших психических функций, активизации познавательной деятельности, эффективному усвоению программного материала по обучению грамоте.

Обучение чтению с опорой на правильное произношение повышает уверенность ребенка в своих силах, развивает интерес к чтению, предупреждает дисграфические ошибки, способствует более качественному усвоению знаний, формированию коммуникативной функции речи, преодолению страха речи, негативизма, повышению мотивации к обучению письму и чтению.

Материал по обучению грамоте был представлен родителям, воспитывающим детей с речевой патологией, и педагогическому сообществу учителей-логопедов города Сургута и разных территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в виде методического пособия по закреплению произносительных навыков и чтения у детей с нарушениями речи «Читалочка». Данное пособие в течение десяти лет (с 2007 года) прошло апробацию при обучении чтению детей подготовительных к школе групп компенсирующей направленности (логопедических групп) дошкольных образовательных учреждений и подготовительных классов Сургутской специальной (коррекционной) начальной школы-детского V вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи [3]. Результаты катамнеза позволили сделать вывод о том, что дети, обучавшиеся чтению по методическому пособию «Читалочка», хорошо усваивают программу по обучению грамоте и русскому языку и успешно обучаются в общеобразовательных учреждениях города Сургута.

Материал учебно-методического комплекта по обучение грамоте, созданный на основе методического пособия «Читалочка» значительно расширен, составлен в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Использование учебного пособия «Обучение грамоте», адаптированной программы учебного предмета «Обучение грамоте» и тетрадей-прописей позволяют осуществить системный подход при обучении грамоте детей первого и первого дополнительного классов, реализующих АООП НОО обучающихся с ТНР. Пособие можно применять для автоматизации, дифференциации звуков и обучения грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.

Выводы. Материалы учебно-методического комплекта могут быть использованы не только для обучения чтению детей с речевой патологией, но для обучения детей, не имеющих нарушений речи. Доступность, последовательность и системность изложенного материала позволит родителям обучать ребенка чтению самостоятельно. Учебное пособие, рабочую программу учебного предмета «Обучение грамоте» и методические рекомендации могут использовать учителя-логопеды, учителя начальных классов, студенты факультетов специальной педагогики.

Литература

1. Богатая О. Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи 1 дополнительный и 1 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ТНР по вариантам 5.1. и 5.2. М.: Владос, 2018. 128 с.

2. Богатая О. Методическое пособие, программа и тематическое планирование к учебному пособию Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи 1 дополнительный и 1 классы. М.: Владос, 2018. 150 с.

3. Богатая О. Читалочка: метод. пособие по закреплению произносительных навыков и чтения у детей с нарушениями речи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 2. С. 123-124.

4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1985. 207 с.

5. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: учеб. пособие для студентов-заочников дефектологических факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1982. 143 с.

6. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Владос 1998. 680 с.

7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. URL: http://educ.admtyumen.ru.

8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. [и др.] Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 1999. 272 с.

9. Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. 2 класс. М., АРКТИ, 2003. 96 с.

References

1. Bogataya O. Literacy Training for children with severe speech disorders 1 additional and 1 classes: Textbook for General education organizations implementing GEF DOE students with TNR options 5.1. and 5.2. Moscow: Vlados, 2018. 128 p.

2. Bogataya O. Handbook, program and thematic planning for the textbook literacy Training for children with severe speech disorders 1 additional and 1 classes. Moscow: Vlados, 2018. 150 p.

3. Bogataya O. Sitelock: Handbook to consolidate pronunciation skills and reading in children with speech disorders, International journal of applied and fundamental research. 2013, N 2, pp. 123-124 (in Russian).

4. Kashe G.A. Preparation for school of children with impaired speech: A guide for speech therapist. Moscow: Prosveshchenie, 1985. 207 p.

5. Komarov K.V. Methods of teaching Russian at school for children with severe speech disorders: textbook for part-time students of defectological faculties of pedagogical institutes. Moscow: Prosveshchenie, 1982. 143 p.

6. Speech therapy / ed. L.S. Volkova, S.N. Shakhovskoy. Moscow: Vlados, 1998. 680 p.

7. Approximate adapted basic General education program of primary General education of students with severe speech disorders. Available at: http://educ. admtyumen.ru.

8. Filicheva T.B., Chirkina G.V., Tumanova T.V. [etc.] Programs of preschool educational institutions of compensating type For children with speech disorders correction of speech disorders. Moscow: Prosveshchenie, 1999. 272 p.

9. Chirkina G.V., Russian E.N. Pronunciation. World of sounds: a Guide for a speech therapist teacher of special (correctional) schools of V type. Class 2. Moscow: ARCTI, 2003. 96 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.