Выводы. Искренне поблагодарив слушателей за уделенное время и интерес к выступлению, можно сформировать положительное отношение к себе и закрепить это, выразив заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве.
Литература:
1. Abramova O.V., Korotaeva I.E. The practical importance of student conferences in a foreign language (from the experience of working with aerospace students) // Revista ESPACIOS. 2019. Vol. 40. N 31.
2. Зубанова С.Г. О повышении языковой культуры и риторических компетенций студенчества: анализ риторического наследия прошлого и задачи современной практики обучения // В сборнике: Роль и место иностранных языков и связей с общественностью в развитии аэрокосмической сферы Российской Федерации / Сборник докладов VII Международной научной конференции ФИЯ МАИ (НИУ), посвященной 85-летию МАИ и Дню Космонавтики. Факультет иностранных языков Московского авиационного института; Ответственный редактор: Каллиопин А.К. 2015. С. 191-200.
3. Клеменчук С.В. К вопросу о формировании культуры публичного выступления студентов Дальнегороского индустриально-экономического института // Альманах современной науки и образования. 2008. № 8-1. С. 84-85.
4. Порт М. Затмите всех! - Минск: Попурри, 2017.
5. Практическая риторика: учебное пособие / Л.Ф. Бердник. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011.
Педагогика
УДК 376.37
кандидат педагогических наук, доцент Агаева Индира Бабаевна
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск); старший воспитатель Валевич Анна Сергеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14» (г. Красноярск), магистрант
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск)
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ
СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Аннотация. В данной статье отражены результаты сравнительного изучения сформированности звуко-произносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи III уровня. Выявлены различия в степени и характере нарушений звуко-произносительной стороны речи. Представлены количественные и качественные нарушения речи у старших дошкольников и определены направления коррекционно-логопедической работы с детьми.
Ключевые слова: звуко-произносительная сторона речи, характер и степень нарушения речи, фонетико-фонематические недоразвитием, речь, общее недоразвитие речи, старшие дошкольники, сравнительное изучение.
Annotation. This article reflects the results of a comparative study of the formation of the sound-pronunciation side of speech in older preschoolers with phonetic-phonemic speech impairment and with general speech underdevelopment of level III. Differences in the degree and nature of violations of the sound-pronunciation side of speech were revealed. Qualitative speech disorders in older preschoolers are presented and the directions of corrective speech therapy work with children are determined.
Keywords: the sound-producing side of speech, the nature and degree of speech disorders, phonetic and phonemic disorders, speech, General speech underdevelopment, senior preschoolers, comparative study.
Введение. Большинство детей, в старшем дошкольном возрасте полностью овладевают звуко-произносительными навыками, имеют достаточно обширный словарный запас, умеют грамматически правильно оформлять предложения. Однако, как показывает практика, процесс овладения речью детьми дошкольного возраста не является столь однозначным. В некоторых случаях речь может искажаться в связи с чем возникают речевые отклонения, нарушающие нормальный ход ее становления [9]. Дети дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее ФФНР) и с общим недоразвитием речи (далее ОНР) III уровня характеризуются недоразвитием звуко-произносительной стороны речи и имеют существенные трудности в звукопроизношении [1]. В частности, старшие дошкольники с ОНР III уровня характеризуются нарушением звукового произношения, недоразвитием фонематического слуха, задержкой формирования словарного запаса и грамматического строя речи [6]. В связи с этим, одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы является проблема развития и коррекции звуко-произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями [7].
Изучением проблемы ФФНР у детей занимались многие отечественные ученые и практики (М.Н. Генералова, Т.В. Засторожная, Р.Е. Левина, Г.Г. Новикова, Т.П. Павлова, М.В. Симонова) и др. [1], [2], [4], [7], [8], [9]. В авторских работах представлено своеобразие звуко-произносительной стороны речи дошкольников с ФФНР.
Особенности речи детей дошкольного возраста с ОНР, а также своеобразие звуко-произносительной стороны речи у дошкольников с данной патологией описывались в трудах Н.С. Жуковой, Э.А. Каверовой, Р.Е. Левиной, Е.Ф. Рау, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и многих других [6], [4], [5], [10], [11], [12].
Однако, не смотря на наличие отдельных исследований в рассматриваемой области отсутствуют объективные исследования сравнительного характера у рассматриваемого контингента старших дошкольников, что приводит к трудностям подбора содержания коррекционной логопедической работы со старшими дошкольниками с ФФНР и ОНР III уровня, находящимися в одной группе образовательной организации.
Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования явилось сравнительное изучение сформированности звуко-произносительной стороны печи у старших дошкольников с ФФНР и ОНР III уровня.
Эксперимент проводился на базе МБДОУ № 14 г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и с ОНР III уровня. Возраст респондентов составил 5-6 лет. Обследуемые старшие дошкольники были разделены на две группы (экспериментальная и контрольная). В экспериментальную группу были включены старшие дошкольники с ФФНР (далее ЭГ № 1) в количестве 15 человек, а в контрольную (далее ЭГ № 2) - дошкольники с ОНР III уровня с идентичным количеством участников.
С целью изучения уровня сформированности звуко-произносительной стороны речи у старших дошкольников за основу были взяты методики Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичевой «Исследование звукового произношения»; М.Ф. Фомичевой «Исследование фонематического слуха и восприятия»; Лалаевой Р.И. «Исследования звукового анализа и синтеза»; Е.Е. Шевцовой, Л.В. Забродиной «Исследования просодической стороны речи».
По результатам исследования, выявлено что обе группы респондентов - ЭГ № 1 и ЭГ № 2 показали низкий уровень сформированности звуко-произносительной стороны речи.
Стоит отметить, что дошкольники с ОНР III уровня показали более низкие результаты сформированности звуко-произносительной стороны речи в сравнении со старшими дошкольниками с ФФНР, что было доказано статистически (Шмп = 4; икр при p<0.01 = 6; икр при p<0.05 = 11). На наш взгляд, это вызвано тем, что при общем недоразвитии речи у детей наблюдалось не только недоразвитие фонематической стороны речи, но и имелись стойкие нарушения в артикуляционном и лексико-грамматическом оформлении речи.
При этом в обеих группах респондентов не сформировано произношение части звуков в словах, в предложениях. Старшие дошкольники чаще всего допускали пропуски и замены звуков, искаженно их воспроизводили, смешивали в речи звуки, изолированно произносимые правильно.
В КГ детей с ОНР III уровня зафиксировано хлюпающее и межзубное произношение звуков, что свидетельствует о несформированности артикуляционной моторики. В обеих группах наблюдалось смешение в речи двух, изолированно произносимых грамотно, звуков (вместо «рыба» - «лыба»; вместо «шуба» -«суба»). Причиной данных нарушений является недостаточная сформированность фонематического слуха и фонематического восприятия, в результате чего ребенок смешивает звуки и их заменители.
У старших дошкольников с ОНР III уровня наблюдалось велярное произношение звуков: щель образовывалась на месте сближения корня языка с мягким нёбом, в процессе чего выдыхаемый ребенком воздух, проходил через образовавшуюся щель, и способствовал беспорядочной многоударной вибрации мягкого нёба. Следовательно, при произношении возникали шумы, которые примешивались к тону голоса. У старших дошкольников с ФФНР велярного произношения звуков выявлено не было.
Ниже представлены результаты исследования звуко-произносительных умений у старших дошкольников с ОНР III уровня и ФФНР (См. рисунок 1).
i Шш^
Рисунок 1. Сравнительные результаты исследования звукопроизношения старших дошкольников
В процессе обследования фонематического восприятия и фонематического слуха нами было выявлено, что старшие дошкольники с ФФНР и с ОНР III уровня испытывали существенные трудности:
■ при выделении заданного звука из цепочки звуков,
■ при воспроизведении за взрослым слоговых сочетаний,
■ при дифференциации слов квазиомонимов,
■ при определении наличия звука в словах.
Старшие дошкольники не всегда на слух дифференцировали нормативное и дефектное произношение звука в собственной и чужой речи. Отмечалось наличие нарушений восприятия тех звуков, которые они заменяли или смешивали в собственной речи. Дети с ФФНР и ОНР III уровня не могли дифференцировать слова, в состав которых входили звуки-заменители. В 100% случаев дети с ФФНР и с ОНР III уровня не отличали нормативное и искаженное произношение, в случае, когда логопед специально имитировал нарушение звукопроизношения, характерное для конкретного ребенка. На процесс формирования фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР и с ОНР III уровня вторичное влияние оказывало наличие недостатков звукопроизношения и низкий уровень речевого развития в целом (особенно у детей с ОНР III уровня).
Ниже даны сравнительные характеристики сформированности фонематического восприятия и фонематического слуха старших дошкольников с ФФНР и с ОНР III уровня (См. Рисунок 2).
2 5
1,5
0,5
1 1 1 1
0
Выделение Воспроизведение Дифференциация Определение Разница между
наличия звука в правильным и
определенного звука из цепочки звуков
за взрослым слов
слоговых квазиомонимов сочетаний
словах неправильным произношением
звука в собственной и чужой речи
I ЭГ№ 1 (дети с ФФНР) ■ ЭГ№2 (дети с ОНР III уровня)
Рисунок 2. Сравнительное изучение сформированности фонематического восприятия и слуха
При изучении сформированности звукового анализа и синтеза старших дошкольников с ФФНР и с ОНР III уровня были выявлены трудности выделения звука на фоне слова, трудности определения первого и последнего звука в словах, определения места звука в слове (начало, конец, середина), определения количества звуков в словах, последовательности звуков, «соседей» звука в слове, позиционного места звука в слове (какой по счету звук в слове).
Дети с ФФНР и с ОНР III уровня не узнавали слова по заданному звуку, затруднялись при подборе слов из определенного множества заданных звуков, неправильно определяли картинки, в названии которых имелись три и более звуков.
Ниже на рисунке 3 представлены сравнительные результаты сформированности звукового анализа и синтеза старших дошкольников с ФФНР и ОНР III уровня.
2
1 1 1
0
Развитие фонематического Развитие фонематического Развитие фонематических анализа синтеза представлений
■ ЭГ№ 1 (дети с ФФНР) ■ ЭГ№2 (дети с ОНР III уровня)
Рисунок 3. Сравнительное изучение сформированности звукового анализа и синтеза
При исследовании просодической стороны речи старших дошкольников с ФФНР и с ОНР III уровня мы выявили, что старшие дошкольники с ФФНР и с ОНР III уровня показали недостаточный уровень сформированности просодической стороны речи. Респонденты затруднялись в восприятии и воспроизведения ритма, интонации, ошибались в постановке логического ударения. Процессы восприятия и воспроизведения тембра голоса оказались, по итогам проведенного исследования, наиболее сложными для старших дошкольников. Речевое дыхание и темпо-ритмическая организация речи обследуемых респондентов находилась на низком уровне. На рисунке 4 представлены графические данные (См. рисунок 4).
Рисунок 4. Сравнительное изучение просодической стороны речи
Таким образом, проанализировав полученные результаты мы выявили, что старшие дошкольники с ФФНР и с ОНР III уровня имели низкий уровень сформированности звуко-произносительной стороны речи.
Старшие дошкольники с ОНР III уровня имели более низкие по сравнение с детьми с ФФНР показатели сформированности звуко-произносительной стороны речи, что свидетельствует о том, что при общем недоразвитии речи у детей наблюдается недоразвитие не только фонематической стороны речи, но при этом имеют место стойкие нарушения артикуляционного развития, а также лексико-грамматического нарушения речи.
Выводы. Таким образом, полученные данные сравнительного характера свидетельствуют о необходимости организации коррекционно-логопедической работы по формированию звуко-произносительной стороны речи у старших дошкольников с ФФНР и с ОНР III уровня. При этом, важен учет различий в степени и характере нарушений звуко-произносительных умений, а именно, у старших дошкольников с ФФНР основными направлениями деятельности учителя-логопеда должны являться: формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, развитие звукового анализа и синтеза; а для старших дошкольников с ОНР III уровня, помимо вышеперечисленных направлений коррекционно-логопедической работы, необходимо формирование артикуляционных умений и развитие слоговой структуры слова.
Литература:
1. Генералова М.Н. Формирование звукобуквенного анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР // В сборнике: Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. - 2016.
- С. 283-285.
2. Застрожная Т.В. Проблема развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. - 2015. - С. 307-311.
3. Каверова Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр // Специальное образование. - 2015. -№11. - Т. 2. - С. 145-149.
4. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. - М.: АРКТИ, 2015. - 224 с.
5. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии: в 2 т. Т. 2 / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М: Владос, 2014. -С. 375-386.
6. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Жукова Н.С., Филичева Р.Г., 2014. - 205 с.
7. Новикова Г.Г., Романова Ж.Ю., Мельникова А.В., Пронина И.А. Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством логоритмики // Научное отражение. - 2020. - № 2 (20). - С. 22-24.
8. Павлова Т.П. Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы докладов психолого-педагогических секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Психолого-педагогические науки».
- 2017. - С. 240-245.
9. Симонова М.В. Обследование речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // В сборнике: Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2017. - С. 65-69.
10. Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. - М.: Академия, 2014. - 203 с.
11. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. -Москва: Эксмо, 2015. - 320 с.
12. Чиркина Г.В. Основы коррекционного обучения: Хрестоматия по логопедии. Т.1. - М.: Владос, 1997. - 176 с.