Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ'

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
865
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ / ХАРАКТЕР И СТЕПЕНЬ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ НЕДОРАЗВИТИЕМ / РЕЧЬ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ / THE SOUND-PRODUCING SIDE OF SPEECH / THE NATURE AND DEGREE OF SPEECH DISORDERS / PHONETIC AND PHONEMIC DISORDERS / SPEECH / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / SENIOR PRESCHOOLERS / COMPARATIVE STUDY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Агаева Индира Бабаевна, Валевич Анна Сергеевна

В данной статье отражены результаты сравнительного изучения сформированности звуко-произносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи III уровня. Выявлены различия в степени и характере нарушений звуко-произносительной стороны речи. Представлены количественные и качественные нарушения речи у старших дошкольников и определены направления коррекционно-логопедической работы с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Агаева Индира Бабаевна, Валевич Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE STUDY OF THE FORMATION OF THE SOUND-WEAR SIDE OF SPEECH IN SENIOR PRESCHOOLERS WITH PHONETIC-PHONEMATIC UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH AND GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF LEVEL III SPEECH

This article reflects the results of a comparative study of the formation of the sound-pronunciation side of speech in older preschoolers with phonetic-phonemic speech impairment and with general speech underdevelopment of level III. Differences in the degree and nature of violations of the sound-pronunciation side of speech were revealed. Qualitative speech disorders in older preschoolers are presented and the directions of corrective speech therapy work with children are determined.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»

Выводы. Искренне поблагодарив слушателей за уделенное время и интерес к выступлению, можно сформировать положительное отношение к себе и закрепить это, выразив заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве.

Литература:

1. Abramova O.V., Korotaeva I.E. The practical importance of student conferences in a foreign language (from the experience of working with aerospace students) // Revista ESPACIOS. 2019. Vol. 40. N 31.

2. Зубанова С.Г. О повышении языковой культуры и риторических компетенций студенчества: анализ риторического наследия прошлого и задачи современной практики обучения // В сборнике: Роль и место иностранных языков и связей с общественностью в развитии аэрокосмической сферы Российской Федерации / Сборник докладов VII Международной научной конференции ФИЯ МАИ (НИУ), посвященной 85-летию МАИ и Дню Космонавтики. Факультет иностранных языков Московского авиационного института; Ответственный редактор: Каллиопин А.К. 2015. С. 191-200.

3. Клеменчук С.В. К вопросу о формировании культуры публичного выступления студентов Дальнегороского индустриально-экономического института // Альманах современной науки и образования. 2008. № 8-1. С. 84-85.

4. Порт М. Затмите всех! - Минск: Попурри, 2017.

5. Практическая риторика: учебное пособие / Л.Ф. Бердник. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011.

Педагогика

УДК 376.37

кандидат педагогических наук, доцент Агаева Индира Бабаевна

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск); старший воспитатель Валевич Анна Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14» (г. Красноярск), магистрант

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск)

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ

СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. В данной статье отражены результаты сравнительного изучения сформированности звуко-произносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи III уровня. Выявлены различия в степени и характере нарушений звуко-произносительной стороны речи. Представлены количественные и качественные нарушения речи у старших дошкольников и определены направления коррекционно-логопедической работы с детьми.

Ключевые слова: звуко-произносительная сторона речи, характер и степень нарушения речи, фонетико-фонематические недоразвитием, речь, общее недоразвитие речи, старшие дошкольники, сравнительное изучение.

Annotation. This article reflects the results of a comparative study of the formation of the sound-pronunciation side of speech in older preschoolers with phonetic-phonemic speech impairment and with general speech underdevelopment of level III. Differences in the degree and nature of violations of the sound-pronunciation side of speech were revealed. Qualitative speech disorders in older preschoolers are presented and the directions of corrective speech therapy work with children are determined.

Keywords: the sound-producing side of speech, the nature and degree of speech disorders, phonetic and phonemic disorders, speech, General speech underdevelopment, senior preschoolers, comparative study.

Введение. Большинство детей, в старшем дошкольном возрасте полностью овладевают звуко-произносительными навыками, имеют достаточно обширный словарный запас, умеют грамматически правильно оформлять предложения. Однако, как показывает практика, процесс овладения речью детьми дошкольного возраста не является столь однозначным. В некоторых случаях речь может искажаться в связи с чем возникают речевые отклонения, нарушающие нормальный ход ее становления [9]. Дети дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее ФФНР) и с общим недоразвитием речи (далее ОНР) III уровня характеризуются недоразвитием звуко-произносительной стороны речи и имеют существенные трудности в звукопроизношении [1]. В частности, старшие дошкольники с ОНР III уровня характеризуются нарушением звукового произношения, недоразвитием фонематического слуха, задержкой формирования словарного запаса и грамматического строя речи [6]. В связи с этим, одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы является проблема развития и коррекции звуко-произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями [7].

Изучением проблемы ФФНР у детей занимались многие отечественные ученые и практики (М.Н. Генералова, Т.В. Засторожная, Р.Е. Левина, Г.Г. Новикова, Т.П. Павлова, М.В. Симонова) и др. [1], [2], [4], [7], [8], [9]. В авторских работах представлено своеобразие звуко-произносительной стороны речи дошкольников с ФФНР.

Особенности речи детей дошкольного возраста с ОНР, а также своеобразие звуко-произносительной стороны речи у дошкольников с данной патологией описывались в трудах Н.С. Жуковой, Э.А. Каверовой, Р.Е. Левиной, Е.Ф. Рау, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и многих других [6], [4], [5], [10], [11], [12].

Однако, не смотря на наличие отдельных исследований в рассматриваемой области отсутствуют объективные исследования сравнительного характера у рассматриваемого контингента старших дошкольников, что приводит к трудностям подбора содержания коррекционной логопедической работы со старшими дошкольниками с ФФНР и ОНР III уровня, находящимися в одной группе образовательной организации.

Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования явилось сравнительное изучение сформированности звуко-произносительной стороны печи у старших дошкольников с ФФНР и ОНР III уровня.

Эксперимент проводился на базе МБДОУ № 14 г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и с ОНР III уровня. Возраст респондентов составил 5-6 лет. Обследуемые старшие дошкольники были разделены на две группы (экспериментальная и контрольная). В экспериментальную группу были включены старшие дошкольники с ФФНР (далее ЭГ № 1) в количестве 15 человек, а в контрольную (далее ЭГ № 2) - дошкольники с ОНР III уровня с идентичным количеством участников.

С целью изучения уровня сформированности звуко-произносительной стороны речи у старших дошкольников за основу были взяты методики Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичевой «Исследование звукового произношения»; М.Ф. Фомичевой «Исследование фонематического слуха и восприятия»; Лалаевой Р.И. «Исследования звукового анализа и синтеза»; Е.Е. Шевцовой, Л.В. Забродиной «Исследования просодической стороны речи».

По результатам исследования, выявлено что обе группы респондентов - ЭГ № 1 и ЭГ № 2 показали низкий уровень сформированности звуко-произносительной стороны речи.

Стоит отметить, что дошкольники с ОНР III уровня показали более низкие результаты сформированности звуко-произносительной стороны речи в сравнении со старшими дошкольниками с ФФНР, что было доказано статистически (Шмп = 4; икр при p<0.01 = 6; икр при p<0.05 = 11). На наш взгляд, это вызвано тем, что при общем недоразвитии речи у детей наблюдалось не только недоразвитие фонематической стороны речи, но и имелись стойкие нарушения в артикуляционном и лексико-грамматическом оформлении речи.

При этом в обеих группах респондентов не сформировано произношение части звуков в словах, в предложениях. Старшие дошкольники чаще всего допускали пропуски и замены звуков, искаженно их воспроизводили, смешивали в речи звуки, изолированно произносимые правильно.

В КГ детей с ОНР III уровня зафиксировано хлюпающее и межзубное произношение звуков, что свидетельствует о несформированности артикуляционной моторики. В обеих группах наблюдалось смешение в речи двух, изолированно произносимых грамотно, звуков (вместо «рыба» - «лыба»; вместо «шуба» -«суба»). Причиной данных нарушений является недостаточная сформированность фонематического слуха и фонематического восприятия, в результате чего ребенок смешивает звуки и их заменители.

У старших дошкольников с ОНР III уровня наблюдалось велярное произношение звуков: щель образовывалась на месте сближения корня языка с мягким нёбом, в процессе чего выдыхаемый ребенком воздух, проходил через образовавшуюся щель, и способствовал беспорядочной многоударной вибрации мягкого нёба. Следовательно, при произношении возникали шумы, которые примешивались к тону голоса. У старших дошкольников с ФФНР велярного произношения звуков выявлено не было.

Ниже представлены результаты исследования звуко-произносительных умений у старших дошкольников с ОНР III уровня и ФФНР (См. рисунок 1).

i Шш^

Рисунок 1. Сравнительные результаты исследования звукопроизношения старших дошкольников

В процессе обследования фонематического восприятия и фонематического слуха нами было выявлено, что старшие дошкольники с ФФНР и с ОНР III уровня испытывали существенные трудности:

■ при выделении заданного звука из цепочки звуков,

■ при воспроизведении за взрослым слоговых сочетаний,

■ при дифференциации слов квазиомонимов,

■ при определении наличия звука в словах.

Старшие дошкольники не всегда на слух дифференцировали нормативное и дефектное произношение звука в собственной и чужой речи. Отмечалось наличие нарушений восприятия тех звуков, которые они заменяли или смешивали в собственной речи. Дети с ФФНР и ОНР III уровня не могли дифференцировать слова, в состав которых входили звуки-заменители. В 100% случаев дети с ФФНР и с ОНР III уровня не отличали нормативное и искаженное произношение, в случае, когда логопед специально имитировал нарушение звукопроизношения, характерное для конкретного ребенка. На процесс формирования фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР и с ОНР III уровня вторичное влияние оказывало наличие недостатков звукопроизношения и низкий уровень речевого развития в целом (особенно у детей с ОНР III уровня).

Ниже даны сравнительные характеристики сформированности фонематического восприятия и фонематического слуха старших дошкольников с ФФНР и с ОНР III уровня (См. Рисунок 2).

2 5

1,5

0,5

1 1 1 1

0

Выделение Воспроизведение Дифференциация Определение Разница между

наличия звука в правильным и

определенного звука из цепочки звуков

за взрослым слов

слоговых квазиомонимов сочетаний

словах неправильным произношением

звука в собственной и чужой речи

I ЭГ№ 1 (дети с ФФНР) ■ ЭГ№2 (дети с ОНР III уровня)

Рисунок 2. Сравнительное изучение сформированности фонематического восприятия и слуха

При изучении сформированности звукового анализа и синтеза старших дошкольников с ФФНР и с ОНР III уровня были выявлены трудности выделения звука на фоне слова, трудности определения первого и последнего звука в словах, определения места звука в слове (начало, конец, середина), определения количества звуков в словах, последовательности звуков, «соседей» звука в слове, позиционного места звука в слове (какой по счету звук в слове).

Дети с ФФНР и с ОНР III уровня не узнавали слова по заданному звуку, затруднялись при подборе слов из определенного множества заданных звуков, неправильно определяли картинки, в названии которых имелись три и более звуков.

Ниже на рисунке 3 представлены сравнительные результаты сформированности звукового анализа и синтеза старших дошкольников с ФФНР и ОНР III уровня.

2

1 1 1

0

Развитие фонематического Развитие фонематического Развитие фонематических анализа синтеза представлений

■ ЭГ№ 1 (дети с ФФНР) ■ ЭГ№2 (дети с ОНР III уровня)

Рисунок 3. Сравнительное изучение сформированности звукового анализа и синтеза

При исследовании просодической стороны речи старших дошкольников с ФФНР и с ОНР III уровня мы выявили, что старшие дошкольники с ФФНР и с ОНР III уровня показали недостаточный уровень сформированности просодической стороны речи. Респонденты затруднялись в восприятии и воспроизведения ритма, интонации, ошибались в постановке логического ударения. Процессы восприятия и воспроизведения тембра голоса оказались, по итогам проведенного исследования, наиболее сложными для старших дошкольников. Речевое дыхание и темпо-ритмическая организация речи обследуемых респондентов находилась на низком уровне. На рисунке 4 представлены графические данные (См. рисунок 4).

Рисунок 4. Сравнительное изучение просодической стороны речи

Таким образом, проанализировав полученные результаты мы выявили, что старшие дошкольники с ФФНР и с ОНР III уровня имели низкий уровень сформированности звуко-произносительной стороны речи.

Старшие дошкольники с ОНР III уровня имели более низкие по сравнение с детьми с ФФНР показатели сформированности звуко-произносительной стороны речи, что свидетельствует о том, что при общем недоразвитии речи у детей наблюдается недоразвитие не только фонематической стороны речи, но при этом имеют место стойкие нарушения артикуляционного развития, а также лексико-грамматического нарушения речи.

Выводы. Таким образом, полученные данные сравнительного характера свидетельствуют о необходимости организации коррекционно-логопедической работы по формированию звуко-произносительной стороны речи у старших дошкольников с ФФНР и с ОНР III уровня. При этом, важен учет различий в степени и характере нарушений звуко-произносительных умений, а именно, у старших дошкольников с ФФНР основными направлениями деятельности учителя-логопеда должны являться: формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, развитие звукового анализа и синтеза; а для старших дошкольников с ОНР III уровня, помимо вышеперечисленных направлений коррекционно-логопедической работы, необходимо формирование артикуляционных умений и развитие слоговой структуры слова.

Литература:

1. Генералова М.Н. Формирование звукобуквенного анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР // В сборнике: Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. - 2016.

- С. 283-285.

2. Застрожная Т.В. Проблема развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. - 2015. - С. 307-311.

3. Каверова Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр // Специальное образование. - 2015. -№11. - Т. 2. - С. 145-149.

4. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. - М.: АРКТИ, 2015. - 224 с.

5. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии: в 2 т. Т. 2 / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М: Владос, 2014. -С. 375-386.

6. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Жукова Н.С., Филичева Р.Г., 2014. - 205 с.

7. Новикова Г.Г., Романова Ж.Ю., Мельникова А.В., Пронина И.А. Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством логоритмики // Научное отражение. - 2020. - № 2 (20). - С. 22-24.

8. Павлова Т.П. Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы докладов психолого-педагогических секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Психолого-педагогические науки».

- 2017. - С. 240-245.

9. Симонова М.В. Обследование речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // В сборнике: Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2017. - С. 65-69.

10. Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. - М.: Академия, 2014. - 203 с.

11. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. -Москва: Эксмо, 2015. - 320 с.

12. Чиркина Г.В. Основы коррекционного обучения: Хрестоматия по логопедии. Т.1. - М.: Владос, 1997. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.