4. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. - М., 1957.
5. Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения - М „ 1977
6. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи. - К.. Радянська шкота, 1989 - 158с.
7. Пименов А.В. Управление собственным речевым действием в диалоге, Автореф. дис. канд. пед. наук.-М, 1971. - 21с.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ФФНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Горбатовская Мария Дмитриевна
Магистрант, центр магистерских программ, Московский государственный медицинский университет им. Сеченова, г. Москва
АННОТАЦИЯ:
В данной статье дается краткая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, их особенности, а также развитие памяти у этих детей.
Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нарушение речи, развитие памяти, высшие психические функции.
ABSTRACT:
This article gives a brief description of children with phonetic-phonemic speech underdevelopment, their features, and the development of memory in these children.
Key words: phonetic-phonemic underdevelopment of speech, speech disturbance, memory development, higher mental functions.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи является одним из наиболее распространённых нарушений в логопедии. Фонетико-фонематиче-ское недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем
Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость.
Существуют следующие варианты нарушения звукопроизношения:
1) недифференцированное произнесение пар или групп звуков.
2) замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции
3) смешение звуков.
Актуальность изучения особенности речевого развития дошкольников с фонематическим недоразвитием речи определена тем, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста являются нарушение звуко-произношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе.
Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематиче-ским недоразвитием речи (ФФН).
Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукоком-плексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Р. Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».
У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-арти-куляционными признаками.
Р. М.Боскис, Р.Е.Левина, Н. X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.
Речь является обязательным компонентом при развитии памяти, внимания, мышления и других психических процессов.
Формирование и воспитание памяти старших дошкольников, также как и формирование других психических процессов, происходит в процессе деятельности. От особенностей ее структуры в старшем дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие
конкретные цели. В старшем дошкольном возрасте развития достигает словесно-логическая память. Ребенок 6-7 лет уже свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Все это способствует и увеличению объема запоминаемого материала
Память теснейшим образом связана с речью. Развитие памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Согласно исследованиям П. П. Блонского, в процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную. При этом каждый из этих видов памяти не заменяет, а дополняет другие, увеличивая возможности хранения и воспроизведения информации. Развиваясь сама, память является и необходимой основой психического, в том числе речевого, развития ребенка,
Наиболее специфична, а следовательно, значима для развития речи слуховая память. Без моторной памяти невозможно освоение экспрессивной речи
(устной и письменной). Зрительная память необходима для освоения письменной речи, а также для связи между первой и второй сигнальной системами. Все эти виды памяти используются в процессе коррекции, в одном случае как основа речи, в другом как вспомогательное (в частности, компенсаторное) средство, позволяющее интенсифицировать обучение правильным речевым навыкам.
Список используемой литературы:
1.Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 188 с.
2.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
3.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.163-165.
4.Середа Г.К. Что такое память? // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6, № 6.
5.Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематиче-ским недоразвитием / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова.- М.: Гном и Д, 2000.- 29с.
6.Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева, Н.А. Чевелева, Т.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.- 223 с.
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ _НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ_
Антонова Юлия Юрьевна, Горбатовская Мария Дмитриевна
Магистранты, центр магистерских программ, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
Минздрава России, г. Москва
АННОТАЦИЯ:
В данной статье дается характеристика детей с общем недоразвитием речи, кратко описываются уровни речевого развития. Также рассматривается проблема дисграфии, способы и методы её профилактики у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, уровни речевого развития, дисграфия, профилактика нарушений письма, дети дошкольного возраста.
ABSTRACT:
This article provides the characteristic of children with delayed speech development and describes stages of language development. Also problems of dysgraphia, techniques and methods of its prophylaxis in preschool children are explored.
Key words: delayed speech development, stages of language development, dysgraphia, prevention of violations of letters, children of preschool age.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
На протяжении нескольких десятилетий проблема изучения общего недоразвития речи различного генеза является объектом внимания многих
исследователей. Данной проблемой занимались ведущие учёные в области логопедии: Л.Н. Ефимен-кова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, С.Ф. Спирова, Т. Б. Филичева и другие. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было активизировано как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с ОНР. Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведённых Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР.