конкретные цели. В старшем дошкольном возрасте развития достигает словесно-логическая память. Ребенок 6-7 лет уже свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Все это способствует и увеличению объема запоминаемого материала
Память теснейшим образом связана с речью. Развитие памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Согласно исследованиям П. П. Блонского, в процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную. При этом каждый из этих видов памяти не заменяет, а дополняет другие, увеличивая возможности хранения и воспроизведения информации. Развиваясь сама, память является и необходимой основой психического, в том числе речевого, развития ребенка,
Наиболее специфична, а следовательно, значима для развития речи слуховая память. Без моторной памяти невозможно освоение экспрессивной речи
(устной и письменной). Зрительная память необходима для освоения письменной речи, а также для связи между первой и второй сигнальной системами. Все эти виды памяти используются в процессе коррекции, в одном случае как основа речи, в другом как вспомогательное (в частности, компенсаторное) средство, позволяющее интенсифицировать обучение правильным речевым навыкам.
Список используемой литературы:
1.Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 188 с.
2.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
3.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.163-165.
4.Середа Г.К. Что такое память? // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6, № 6.
5.Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематиче-ским недоразвитием / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова.- М.: Гном и Д, 2000.- 29с.
6.Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева, Н.А. Чевелева, Т.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.- 223 с.
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ _НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ_
Антонова Юлия Юрьевна, Горбатовская Мария Дмитриевна
Магистранты, центр магистерских программ, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
Минздрава России, г. Москва
АННОТАЦИЯ:
В данной статье дается характеристика детей с общем недоразвитием речи, кратко описываются уровни речевого развития. Также рассматривается проблема дисграфии, способы и методы её профилактики у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, уровни речевого развития, дисграфия, профилактика нарушений письма, дети дошкольного возраста.
ABSTRACT:
This article provides the characteristic of children with delayed speech development and describes stages of language development. Also problems of dysgraphia, techniques and methods of its prophylaxis in preschool children are explored.
Key words: delayed speech development, stages of language development, dysgraphia, prevention of violations of letters, children of preschool age.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
На протяжении нескольких десятилетий проблема изучения общего недоразвития речи различного генеза является объектом внимания многих
исследователей. Данной проблемой занимались ведущие учёные в области логопедии: Л.Н. Ефимен-кова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, С.Ф. Спирова, Т. Б. Филичева и другие. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было активизировано как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с ОНР. Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведённых Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР.
Под общим недоразвитием речи принято понимать «сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи». При этом расстройстве отмечается позднее начало речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности. Может наблюдаться как полное отсутствие словесных средств общения или весьма ограниченного их развития в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной, так и развитие речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматиче-ского недоразвития.
ОНР у детей дошкольного возраста встречается чаще (40% от всего количества), чем другие речевые патологии. К общему недоразвитию речи стоит отнестись очень серьёзно, так как без коррекции оно чревато такими последствиями, как дисграфия и деслексия.
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития:
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).
Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых сма-занно, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами.
II уровень речевого развития - начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма (начатки общеупотребительной речи). Кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.
III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:
• неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
• осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.
• грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).
В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве -черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.
Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов - к 3-4, иногда - к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.
Готовность детей к систематическому школьному обучению, в структуре которой разрабатывается проблема профилактики нарушений письма, рассматривается в качестве всестороннего воспитания и развития личности дошкольника, овладения им целостной системой свойств и качеств, приобретённых в физическом, умственном, эстетическом развитии.
Анализ специальной литературы по проблеме школьной готовности позволил сделать выводы о необходимости оптимизации процесса подготовки детей к обучению в школе, о совершенствовании диагностики уровня готовности к систематическому овладению знаниями, о необходимости разработки дифференцированных подходов к детям с отклонениями в развитии, что в целом будет способствовать решению проблемы профилактики дисграфий.
Письменная речь формируется только на основе устной, и между ними существует тесное взаимодействие. Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь. Для обеспечения такой возможности в языке имеется целая система письменных знаков-букв, каждый из которых соответствует вполне определенному звуку устной речи. Поэтому в процессе письма ребенок должен каждый слышимый, или мысленно представляемый, звук речи обозначить нужной буквой, строго сохраняя к тому же их последовательность. Только при этом условии записанное в виде буквенных знаков слово при чтении может быть вновь переведено в последовательность звуков и узнано. Если же по каким-либо причинам звуки будут обозначены не теми буквами и не в должном порядке, то при чтении невозможно будет воспроизвести и узнать записанное слово. В случае несформированности предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертания букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова. Что и приведет к появлению у него дисграфических ошибок,
не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки. Если ребенок старшего дошкольного возраста не способен определить звуковой состав слова, он не сможет в положенный срок овладеть полным фонематическим анализом слов. На этом основании принято рассматривать данное «несовершенство» как явную предпосылку дисграфии на почве несформи-рованности анализа и синтеза речевого потока.
Эти трудности в овладении письмом школьниками можно избежать, если с детьми дошкольного возраста будет проведена коррекционная работа профилактического характера по устранению данных предпосылок.
Необходимыми предпосылками для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму. Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:
• формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
• развивать мелкую моторику рук; ориентировки в пространстве;
• развивать все психические процессы;
• готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.
Список литературы:
• Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. - Л, 1976.
• Безруких М. М, Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. - М.: Новая школа, 1994.
• Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961. - 365 с.
• Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Медицина, 2000.
• Левина Р.Е. Нарушения чтения и письма у детей. - М.: Учпедгиз, 1966.
• Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Просвещение, 1989.
• Токарева О.А. Расстройства письменной речи у детей. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 2. М.: Учпедгиз, 1963.
• Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекцион-ное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. -44 с.
Б1А1М БЕРУ ПРОЦЕС1 ^АУ1ПС13Д1Г1НЩ КЕЙБ1Р ПЕДАГОГИКААЫЦ _ПРОБАЕМАААРЫ_
Цожащлы Манасбай
фил.г.к., доцент., Твг1сова Алтын Цалицанцызы т.з.к., цауымдастырылган профессор Казацстан Республикасыныц Тщгъш npesudeHmi -Елбасы атындагы ¥лттыц цорганыс yHueepcumemi, _Казацстан, Астана ц.
"НЕКОТ^
_ОБРАЗОВАТЕАЬНОГО ПРОЦЕССА_
SOME PEDAGOGICAL PROBLEMS OF THE SECURITY OF THE _EDUCATIONAL PROCESS_
Кожанулы М. - кандидат филологических наук, доцент., Тогусова А.К. - кандидат исторических наук, ассоциированный профессор Национальный университет обороны имени Первого Президента РК - Елбасы, Казахстан, г.
Астана
Kozhanuly M. - Candidate of philology, Associate Professor., Togussova A.K.- Candidate of Historical, Associate Professor National Defense University named after the First President of the Republic of Kazakhstan - Yelbasy, Kazakhstan, c. Astana
АННОТАЦИЯ:
Авторлар бшм беру процеа каушаздшнщ мэселесш отандьщ бшм беру жуйеанде жогары оку орындарындагы бшм алушылар ортасы аркылы оны баска да гылым салаларымен сабактастыра отырып зерттеу аспектшершщ бiрi репнде карастырады.