10. Шабалина М.Р Педагогические условия повышения академической успешности студентов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.
11. Liptak J.J. The Life Skills IQ Test: 10 self-quizzes to measure your practical intelligence. New York, NY: Penguin Publishing, 2007.
References
1. Gridneva S.V. Kommunikativno-orientirovannoe obuchenie inostrannym yazykam v vuze kak faktor formirovaniya professional'noj napravlennosti studentov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tula, 2014.
2. Maleshina M.S. O sootnoshenii ponyatij prigodnosti i gotovnosti k obucheniyu. Chelovecheskij faktor: problemy psihologii i 'ergonomiki. 2007; № 1 (38): 48 - 53.
3. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond «Znanie», 1996.
4. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. Moskva: Smysl: 'Eksmo, 2006.
5. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po pedagogicheskim i psihologicheskim napravleniyam i special'nostyam. Moskva: Logos, 2009.
6. Artyuhova I.S. Razvitie samoregulyacii i planirovaniya u mladshego shkol'nika. Shkol'nyjpsiholog. 2008; № 8. Available at: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800815
7. Petrov V.I. Prakticheskaya napravlennost' v uchebnoj deyatel'nosti obuchayuschihsya i nauchno-pedagogicheskih rabotnikov. 'Ekonomika. Pravo. Pechat'. VestnikKS'EI. 2014; № 2 (62): 120 - 128.
8. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: Az', 1992.
9. Sidorov S.V. Struktura akademicheskoj uspeshnosti. NIC Sociosfera: sborniki konferencij. 2013; № 37: 124 - 125.
10. Shabalina M.R. Pedagogicheskie usloviya povysheniya akademicheskoj uspeshnosti studentov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
11. Liptak J.J. The Life Skills IQ Test: 10 self-quizzes to measure your practical intelligence. New York, NY: Penguin Publishing, 2007.
Статья поступила в редакцию 30.11.20
УДК 371.72
Davitashvili E.T., postgraduate, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S FOLKLORE GROUP. In the modern state, there are a number of contradictions between national knowledge and interpretation of national culture. In fact, the teacher is faced with the problem of incorrect (negative) perception of Russian culture. Education, being the foundation for development of socialization of a personality, should help a person to assimilate the system of ethnic relationships. Folklore as an integral part of the educational process can solve one of the psychological and pedagogical problems - the perception of different ethnic groups in the same team. The article reveals the psychological characteristics of children of the latent period. The teacher's work with children's folklore groups of preschool and school ages is being built. The article describes the stages of development of children in the process of functioning of the folklore group.
Key words: pedagogy, psychology, folklore group, adaptation, personal development, folklore, child.
Е.Т. Давиташвили, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО КОЛЛЕКТИВА
В современном государстве происходит ряд противоречий между национальным познанием и интерпретацией национальной культуры. Фактически педагог сталкивается с проблемой неправильного (негативного) восприятия русской культуры. Образование, являясь фундаментом социализации и формирования личности, должно помогать усваивать человеку систему этнических взаимоотношений. Фольклор как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса может решить одну из психолого-педагогических проблем - восприятие разных этнических групп в одном коллективе. В данной статье раскрываются психологические особенности детей латентного периода. Выстраивается работа педагога с детским фольклорным коллективом дошкольного и школьного возрастов. Описываются этапы развития детей в процессе функционирования фольклорного коллектива.
Ключевые слова: педагогика, психология, фольклорный коллектив, адаптация, развитие личности, фольклор, ребенок.
В каждом возрасте человек достигает своего уровня физического, психического и социального развития. Возрастные творческой особенности - это практические свойства личности индивида, психико-эмоционального состояния, естественно меняющиеся в процессе перехода возрастных стадий развития человека. В данной статье будет рассматриваться формирование детского фольклорного коллектива латентного периода от 4 до 13 лет, который будет делиться на дошкольный возраст (4 - 6 лет) и школьный возраст (7 - 13 лет).
Исследуя термин «коллектив» от латинского языка, смысловое понятие характеризуется как «собирательный». В общественной жизни это группа лиц, которые объединены определенной деятельностью: общей, возрастной и т.д. Создание детского фольклорного коллектива - это всегда событие для жителей микрорайона. Детский фольклорный коллектив как социальная общность имеет общую цель. Как отмечает профессор А.Д. Жарков, сложность и многоплановость социально-культурной деятельности требуют от профессионалов и актива глубокого понимания психологического механизма ее воздействия на различную аудиторию, постоянные коллективы и социум [1].
Поэтому фольклорные коллективы создаются в детском саду, затем в учреждении дошкольного образования, школе, учебной группе и т.п., формирование социальных ценностей зависит от преподавания культурных основ педагогом и восприятия ребенком информации и дальнейшей реализации на практике.
Поскольку фольклор - это устная традиция, что позволяет его выделять среди других вербальных форм, педагог организуя фольклорный коллектив, формирует социальное созревание и художественное развитие участников. С одной стороны, каждый участник вносит свою индивидуальность, желания, потребности, с другой, перенимает новый опыт, который предлагают другие, что дает возможность расширить внутренний мир каждого участника. Задача педагога - обеспечить условия, в которых каждый ребенок мог раскрыть свой творческий и духовный потенциал, воздействующий положительно на репетиционный процесс.
Здесь следует помнить о психологических закономерностях:
- психика и ее отдельные компоненты развиваются относительно друг другу неравномерно;
- физический, психический и социальный компоненты также развиваются неравномерно.
Видимо, поэтому педагоги и психологи сформулировали закон о неравномерности развития как растущего человека, так и темпа общего развития. Также было доказано, что развитие психики детей и подростков намного стремительнее взрослой. Есть еще одна версия закономерности, выделяющая сензитивный период, - когда процесс развития измеряется в интенсивности в наиболее оптимальное время для организма. Сензитивным считается период до 13 лет. Это не означает, что после этого не происходит развития в принципе. После 13 лет стремительное развитие в основном проходит в психическом понимании, человек овладевает навыками, но уже не так быстро, как раньше.
В детском фольклорном коллективе в процессе общей деятельности происходит интенсивное общение, а наличие общей цели, контроль действий и стремление к пониманию тех или иных поступков, совершенных другими участниками, а также умное реагирование на них позволит достичь успехов. Данную теорию поддерживает профессор П.В. Степанов: «Личностное развитие ребёнка происходит отнюдь не только в процессе воспитания, но и в ходе стихийной социализации, и в ходе саморазвития ребенка» [2]. В момент коллективного общения образуется эмпатия и чуткость, помогающая воспитаннику грамотно сформировать взаимоотношения в коллективе. Далее формируется умение анализировать поступки других, пробуждать логику, понять мотивы действий и переживать коллективные чувства. Входя в широкий круг общения, ребенок реагирует на информационном, эмоциональном и деятельном уровнях.
Информационный - обмен информацией, обсуждение проблем, поиск решений. Деятельный - взаимодействие в коллективе, в данном случае путем сотрудничества, в процессе деятельности (практическое занятие, общий интерес, выполнение появившейся общей цели). Эмоциональный - психологическое состояние детей, их настроение, переживания, симпатии и антипатии к ситуации или же к участникам коллектива. Чем разнообразнее внутреннее наполнение де-
тей в коллективе, тем быстрее происходит социальное созревание и формирование культуры личности.
Следовательно, детский фольклорный коллектив, занимающийся содержательной деятельностью, сохраняет дружеские отношения, и дети имеют общую цель, формируют чувство психологической защищенности. Данное чувство позволяет проявлять творческую инициативу у ребенка и привносить вклад в фольклорный коллектив. Такие коллективы нередко остаются в сознании участников в качестве хороших воспоминаний на всю жизнь.
Педагогическая теория коллектива зародилась в ХХ веке и обширно описывалась в трудах отечественных педагогов и психологов: Н.К. Крупской А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Л. Селивановой и др.
Чтобы рассмотреть особенности развития ребенка в детском фольклорном коллективе, надо смоделировать конкретную ситуацию, допустим, в коллективе сверстников. Взаимодействие воспитанника с коллективом будет различно в зависимости от определенных возрастных этапов. Уже в раннем детстве у ребенка появляется потребность общения с одногодкой. Для него этот ребенок является уже известным объектом, которого он понимает Происходит восприятие самого себя через призму ровесника. В возрасте полутора лет взаимодействие происходит крайне редко в связи с тем, что дети не могут объяснить свои потребности и желания и не понимают, чего хотят другие.
После полутора лет участник фольклорного коллектива начинает видеть в сверстниках партнеров для совместных действий, которые получаются при помощи подражания друг другу. К трем годам общение с другими детьми начинает превалировать. Они чувствуют себя более раскованно, но наставления родителей и изучение окружающего мира пока остаются более важными. В дошкольном возрасте ребенок проводит больше времени с одногодками. Этот период можно считать первой ступенью социального созревания детей. Происходит активное общение и совместная деятельность в коллективе. Он уже может сосредоточиться на своих действиях и понимать действия другого. Весь процесс основывается на привлечении детей к игре.
Для школьников свойственна коллективная деятельность во всех процессах жизнедеятельности. Освоение новых форм сотрудничества дает возможность развить благоприятные межличностные взаимоотношения между детьми. Появляются эмоциональная составляющая - симпатия, агрессия, удовлетворение и др. Эти качества помогают образовать гармонически правильный баланс общения и атмосферы коллектива. Об этом пишет в своих трудах А.Д. Жарков: «В среде аудитории (публики) доминируют отношения эмоционально-личностного характера, ибо на первый план выходят потребности в эмоциональном коллективном контакте в условиях публичности» [3].
Развитие взаимоотношений в фольклорном коллективе позволят детям научиться принимать общие решения, сотрудничать, помогать и действовать. А также эмоционально пережить различные стадии после принятий решений, что даст возможность социально развивать участников.
Процесс развития коллективной деятельности зависит от правильной постановки педагогом задач по сплочению фольклорного коллектива. Описывая поведение участников детских фольклорных коллективов разных возрастов, можно выделить несколько общих факторов. Этот процесс включает несколько фаз:
- адаптационная. Представляется в виде активного участия участника фольклорного коллектива и освоение норм, форм и средства деятельности. Не познав полностью учебные, нравственные и социальные нормы других участников, ребенок не сможет проявить себя в качестве индивидуума;
- индивидуализация. Сопротивление адаптационной фазы с проявлением потребностей в выражении личных качеств. Ребенок изначально анализирует поведение коллектива, принимает правила его игры и поведения, а далее заявляет о себе как личность и пытается внедрить свое обыденное поведение в нормы коллектива. Данное фаза предполагает изучение фольклорных произведений в удобной для ребенка интерпретации, которая вытекает из собственного опыта. Как повествует профессор Л.С. Жаркова, до сих пор одна и та же народная песня в разных областях России может звучать по-разному. Имена авторов таких произведений установить невозможно, ведь они созданы коллективным творчеством народа [4];
- интеграция. Фольклорный коллектив принимает нового участника, оценивая его способности. Участник в это же время пытается наладить отношения коллектива и выстроить между собой и участниками отношения сотрудничества. Именно в этот период новый участник более склонен к проявлению творческих возможностей и индивидуальности.
В процессе формирования детского коллектива каждая фаза социального развития участника важна. Не преодолев фазу адаптации, у участника фольклорного коллектива могут появиться трудности в общении с коллективом, риск замкнутости участника, отсутствие желания к самореализации и появление неуверенности в своих действиях. А если у ребенка возникают трудности в процессе индивидуализации, он может быть подвержен агрессии, неадекватной самооценке и образованию личностной деформации.
Все фазы неоднократно переживаются в момент взаимодействия участника с коллективом. Достигнуть все цели, поставленные педагогом и коллективом в целом, возможно при успешном прохождении всех трех фаз. Задача педагога - поспособствовать успешной адаптации участников в коллективе. Следо-
вательно, в латентный период развития участников фольклорного коллектива педагог формирует коллектив как новое социокультурное образование со своей системой социализации детей, имеющих общие цели и готовых к получению результатов.
Образовательный процесс в образовательных учреждениях и учреждениях культуры направлен на такие ценности, как гуманизм, сотрудничество, творческая деятельность, свобода и ответственность ученика. Осуществить все ценностные ориентиры современности может фольклорный коллектив. Чаще всего первое знакомство с фольклором и фольклорным коллективом у детей появляется в детском саду.
Уже на этом этапе развития участник пытается обнаружить свои потребности в общении с группой ровесников, этим развивая коллективные отношения, проявляя взаимопомощь и формируя навыки совместной деятельности. Именно с этого этапа педагог должен научиться направлять участника фольклорного коллектива к правильным действиям, нежели управлять им. Об этом утверждает доц. И.В. Плаксина: «Поскольку большинство интерактивных технологий предполагает обязательную дискуссию участников обучения, то преподавателю нужно владеть и функциями спикера, то есть председателя и ведущего» [5]. Следовательно, педагог должен стать посредником между коллективом и каждым участником отдельно. Для этого надо помочь сформулировать четкие цели, пережить эмоциональные переживания в процессе обучения и предложить участникам фольклорного коллектива пути достижения цели и задач, а главное - ожидаемого результата. Естественно, коллектив дошкольного уровня не сможет иметь такой высокий уровень развития, но именно этот жизненный этап является фундаментом зарождения сотворчества в фольклорном коллективе.
Школьный возраст является более высокой ступенью образовательного и воспитательного процесса. Здесь педагог уже может ставить конкретные цели и задачи взаимодействия участниками фольклорного коллектива. Определение целей и задач и дает возможность сделать деятельность коллективной. В развитии общения участников фольклорного коллектива школьного возраста есть несколько этапов:
1. Установка отношений между участниками и педагогом. Участники должны понимать, что в первую очередь педагог - это носитель информации по данному виду деятельности и образец для подражания учениками.
2. Педагог не является руководителем процесса, а выступает в роли партнера в процессе деятельности.
3. Отношения между участниками в фольклорном коллективе равноправны.
4. В процессе освоения программы участник становится также носителем информации, позволяя активно реализовывать себя в данной деятельности из статуса «теоретик» в статус «практика».
Для успешного проведения занятия в детском фольклорном коллективе требуется не только понимать участнику свои потребности, пути как культурного, так и профессионального совершенствования, но и сформировать личностное представление об участии в коллективе и возможности реализации социальных задач. Педагог сможет этого добиться лишь при отчетливом понимании уровня культурно-досугового развития участника фольклорного коллектива, факторов условий жизни и реализации ценностных ориентаций на практике.
Психолого-педагогические особенности развития детского фольклорного коллектива опираются на знания в области педагогики (общей и специальной), учитывая психологические и психофизические особенности участника. Детский фольклорный коллектив должен создаваться согласно возрастной принадлежности и национальным предпочтениям участника, дабы не нанести ущерб качеству формирования культурно-досуговой деятельности в коллективе. К детской и подростковой аудитории применительно поставить задачу воспитания нового видения и понимания устного народного творчества. Если взять аудиторию более старшего возраста, такая психологическая нагрузка не приживется. Для педагога главной задачей станет развеивание в их сознании сложившихся стереотипов.
В связи с этим фольклорный коллектив в настоящее время нужно рассматривать как «индивидуальный организм», живущий особенной жизнью. Педагог должен изучить, в чем проявляется интерес к активному участию в фольклорном коллективе, что именно они хотят узнать нового, и что конкретно они хотели бы получить от коллектива.
Педагогическая деятельность в процессе развития фольклорного коллектива является неотъемлемой частью сохранения благополучной психики участника детского коллектива. При правильном построении занятий и рассмотрении участника как индивидуальной личности педагог может сформировать как работу коллектива в целом, так и возможность нести народную культуру в социум самостоятельно. Об этом пишет в своих трудах профессор С.В. Яковлев: традиция, обряд, стиль и образ жизни, являясь атрибутами культуры, сопровождая выражение различных форм общественного сознания, сознательно упорядочивают жизнь человека и его индивидуальные отношения с миром [6]. Ребенок сможет использовать материалы не только по назначению, но и творчески, что способствует его развитию. Он адекватно сможет оценивать свою работу и своих коллег, что будет очень важно для формирования психологической готовности к взрослому миру.
Библиографический список
1. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учебник. Москва: МГУКИ, 2012.
2. Степанов П.В. Воспитательная деятельность педагога: алгоритм и пошаговые рекомендации: методическое пособие. Москва: ООО «Русское слово - учебник», 2019.
3. Жарков А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ: учебник для студентов вузов культуры и искусств. Москва: Издательский дом МГУКИ, 2009.
4. Жаркова Л.С. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении: монография. Москва: МГИК, 2015.
5. Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии: учебное пособие для академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт, 2019.
6. Яковлев С.В. Воспитание ценностных оснований личности: монография. Москва: ИНФРА-М, 2019.
7. Сказка фольклорная. Словарь литературоведческих терминов. Под редакцией С.П. Белокуровой. Москва, 2005.
8. Станиславский К.С. Этика. Москва: ГИТИС, 2013.
9. Щуркова Н.Е. Речь педагога. Москва: Издательство ИТРК, 2019.
10. Эйестад Г. Самооценка у детей и подростков: книга для родителей. Москва: Альпина Паблишер, 2020. References
1. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnojdeyatel'nosti: uchebnik. Moskva: MGUKI, 2012.
2. Stepanov PV. Vospitatel'naya deyatel'nost'pedagoga: algoritm iposhagovye rekomendacii: metodicheskoe posobie. Moskva: OOO «Russkoe slovo - uchebnik», 2019.
3. Zharkov A.D. Prodyusirovanie ipostanovka shou-programm: uchebnik dlya studentov vuzov kul'tury i iskusstv. Moskva: Izdatel'skij dom MGUKI, 2009.
4. Zharkova L.S. Motivacionnoe razvitie lichnosti v social'no-kul'turnom izmerenii: monografiya. Moskva: MGIK, 2015.
5. Plaksina I.V. Interaktivnye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2019.
6. Yakovlev S.V. Vospitanie cennostnyh osnovanij lichnosti: monografiya. Moskva: INFRA-M, 2019.
7. Skazka fol'klornaya. Slovar'literaturovedcheskih terminov. Pod redakciej S.P. Belokurovoj. Moskva, 2005.
8. Stanislavskij K.S. 'Etika. Moskva: GITIS, 2013.
9. Schurkova N.E. Rech'pedagoga. Moskva: Izdatel'stvo ITRK, 2019.
10. 'Ejestad G. Samoocenka u detej i podrostkov: kniga dlya roditelej. Moskva: Al'pina Pablisher, 2020.
Статья поступила в редакцию 30.11.20
УДК 378
Elina E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Krasnoyarsk State Pedagogical University n.a. V.P. Astafiev (Krasnoyarsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Kuznetsova L.I., senior teacher, "Avelingua" School of Foreign Languages (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF FRAME LEARNER'S DICTIONARY. The article looks at the conceptual foundations of frame learner's dictionary. The theoretical grounds of the study are the frame hypothesis, the development of educational lexicography in terms of requirements for educational dictionaries, and works on linguodidactics. The notion "frame" is considered as a basis for the dictionary. The definition of the linguodidactic category "frame" is presented in the article. The application of the frame hypothesis in linguodidactics is called a frame approach. Hierarchical frame models in dictionaries represent knowledge about a stereotypical situation and serve as a generalized image of the subject situation is of particular scientific interest in the article. The concept of the dictionary is designed in accordance with modern methodological approaches, a sample of frame dictionary entry is demonstrated in the article.
Key words: frame hypothesis, frame, linguodidactic frame, lexicography, frame dictionary, frame dictionary entry.
Е.Н. Елина, канд. пед. наук, доц., КГПУ имени В.П. Астафьева, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
Л.И. Кузнецова, ст. преп. школы иностранных языков «Avelingua», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ФРЕЙМОВОГО СЛОВАРЯ
В статье рассматриваются концептуальные основы фреймового учебного словаря. Теоретическими основаниями исследования послужили фреймовая гипотеза, разработки учебной лексикографии в плане требований к учебным словарям, работы по лингводидактике. Особый научный интерес вызывает применение фреймовой гипотезы в лингводидактике, получившей названия фреймового подхода, а также и в лексикографии, а именно, в словарной статье учебного фреймового словаря, которая является иерархической фреймовой моделью для представления знаний о стереотипной ситуации и служит обобщенным образом предметной ситуации. Концепция словаря проектируется в соответствии с современными методическими подходами, демонстрируется фреймовая словарная статья и возможности использования словаря.
Ключевые слова: фреймовая гипотеза, фрейм, лингводидактический фрейм, лексикография, фреймовый словарь, фреймовая словарная статья.
Исследования, посвященные концептуальным вопросам разработки новых жанров словарей, проводятся уже более 30 лет, но, несмотря на продолжительную историю научных обсуждений, фреймовый словарь (ФС) так и не получил однозначную оценку и трактовку ученых. Актуальность данного исследования заключается в разработке концепции учебного фреймового словаря, позволяющей эффективно использовать его методический потенциал в обучении иностранным языкам, в частности русскому языку как иностранному, и обусловлена тем, что как одно из новых направлений в современной лексикографии моделирование языка на основе лингвокогнитивных форм ещё недостаточно разработано как в плане теоретических оснований, так и в практическом использовании.
Теоретической базой исследования послужила «фреймовая гипотеза», предложенная известными учеными М. Минским (1976, 1978, 1988), Р Шенком, Р. Абельсоном (1977, 1982, 1984), Ч. Филлмором (1975, 1981, 1988), Т.А. ван Дейком (1989) и другими, предлагающими строить знания о мире в виде фреймов, разработки учебной лексикографии, получившие развитие в трудах отечественных учёных: Л.А. Новикова, П.Н. Денисова, Ф.П. Филина, Ф.П. Сороколетова, В.В. Морковкина, А.Е. Супруна, Л.Г. Саяховой и т.д., работы по лингводидактике А.Н. Щукина, Л.В. Московкина, Н.Д. Гальсковой, И.И. Халеевой, А.Н. Латышевой, Г.А. Тюриной и других учёных.
Для целей конструирования учебного словаря фрейм из когнитивной лингвистики был перемещен в практику преподавания иностранных языков. Данная
идея принадлежит А.Н. Латышевой, ГА. Тюриной и другим ученым. При этом фрейм как когнитивная модель широко применяется как в методике обучения иностранным языкам (английскому языку, русскому как иностранному и др.), так и в учебной лексикографии (разработка фреймовых словарей). Исследования фреймов в лингводидактике получили название фреймового подхода в обучении (термин А.Н. Латышевой, 2004). В научной литературе получило распространение понятие «лингводидактический фрейм», которое мы вслед за учеными трактуем как когнитивную структуру для формирования учебной информации, вокруг которой организуются все виды речевой деятельности, так и как инструмент для описания и организации лексики в учебном словаре. Для проектирования новых типов учебных фреймовых словарей важны такие характеристики лингводидак-тического фрейма, как культурная обусловленность и национальная ориентированность. И.В. Одинцова придерживается мнения, что фрейм - это конструкт невербального мышления о типичных фрагментах внеязыковой действительности в конкретном национальном сообществе и указывает на целесообразность использования когнитивных конструктов в обучении: «Поскольку процесс коммуникации не может быть адекватно описан без понимания когнитивных процессов, имеющих место в сознании участников общения при порождении и восприятии речи, становится очевидной необходимость изучения, помимо собственно лингвистических и релевантных внешних параметров коммуникации, их ментальных репрезентаций» [1].