Научная статья на тему 'Народная игра как средство нравственного развития личности ребенка в детском фольклорном коллективе'

Народная игра как средство нравственного развития личности ребенка в детском фольклорном коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1099
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фольклор / игра / дети / нравственность / развитие / обучение / game / children / moral / development / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абашева Элина Сергеевна

Статья «Народная игра как средство нравственного развития личности ребенка в детском фольклорном коллективе» включает определения и классификацию народной игры с позиций этнографии, философии, культурологи, психологии, рекомендации относительно использования народных игр на занятиях детского фольклорного коллектива. Изучается роль народной игры в формировании у детей нравственных качеств. В статье рассматриваются возможности музыкального фольклора и народной игры как средства гармоничного развития ребенка, формирования у него личностных, нравственных качеств, развития коммуникативных способностей. Даются рекомендации относительно целесообразного использования народных игр в работе детского фольклорного ансамбля. В заключении делается вывод о возможностях современного фольклорного коллектива в приобщении детей к истокам русской народной традиционной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk Game as the Means of Moral Education of a Child’s Personality in a Junior Folk-Group

The article “Folk Game as the Means of Moral Education of a Child’s Personality in a Junior Folk-Group” includes definitions and classification of the folk game within such sciences as ethnography, philosophy, science of culture and psychology. The author proposes to study the role of the folk-game in development of moral characteristics of children. This paper studies music folklore and folk-game which have an influence on balanced child growing and represent the important element of personal, moral children education and development of their communicational skills. The article gives the analysis of purposefulness of folk-games introduction into the activity of junior folk-group. In conclusion, the modern folk-union capacities will be examined in their way of acquainting children with the origins of Russian traditional culture.

Текст научной работы на тему «Народная игра как средство нравственного развития личности ребенка в детском фольклорном коллективе»

УДК 37.01 ББК 85.31

Абашева Элина Сергеевна

аспирант г. Пермь Abasheva Elina Sergeevna

Post-graduate Perm

Народная игра как средство нравственного развития личности ребенка в

детском фольклорном коллективе Folk Game as the Means of Moral Education of a Child's Personality in a

Junior Folk-Group

Статья «Народная игра как средство нравственного развития личности ребенка в детском фольклорном коллективе» включает определения и классификацию народной игры с позиций этнографии, философии, культурологи, психологии, рекомендации относительно использования народных игр на занятиях детского фольклорного коллектива. Изучается роль народной игры в формировании у детей нравственных качеств.

В статье рассматриваются возможности музыкального фольклора и народной игры как средства гармоничного развития ребенка, формирования у него личностных, нравственных качеств, развития коммуникативных способностей. Даются рекомендации относительно целесообразного использования народных игр в работе детского фольклорного ансамбля. В заключении делается вывод о возможностях современного фольклорного коллектива в приобщении детей к истокам русской народной традиционной культуры.

The article "Folk Game as the Means of Moral Education of a Child's Personality in a Junior Folk-Group " includes definitions and classification of the folk game within such sciences as ethnography, philosophy, science of culture and psychology. The author proposes to study the role of the folk-game in development of moral characteristics of children.

This paper studies music folklore and folk-game which have an influence on balanced child growing and represent the important element of personal, moral children education and development of their communicational skills.

The article gives the analysis of purposefulness of folk-games introduction into the activity ofjunior folk-group.

In conclusion, the modern folk-union capacities will be examined in their way of acquainting children with the origins of Russian traditional culture

Ключевые слова: фольклор, игра, дети, нравственность, развитие, обучение.

Key works: folklore, game, children, moral, development, education.

Актуальность темы. Воспитание нравственной личности во все времена являлось актуальной проблемой человечества. Особенно значимым для нравственного развития является период детства. К проблеме нравственного развития личности неоднократно обращались исследователи в области педагогики, психологии, социологии и др. В отечественной педагогике советского периода глубоко и обстоятельно исследована проблема нравственного развития личности в коллективе. Наибольшее отражение она нашла в работах А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Е.А. Аркина, П.П. Блонского, Н.И. Иорданского, М.М. Пистрак, А.П. Пинкевича, В.Н. Сорока-Росинского и др. Тем не менее, изменившиеся социальные реалии обусловливают новое обращение к данной проблеме - поиск организационных форм и педагогических средств, способствующих нравственному развитию личности современного ребенка, либо изыскание скрытых резервов в формах и средствах, освоенных ранее. Одним из возможных вариантов данного поиска, активно востребованным в настоящее время, является обращение к отечественной народной педагогике.

Детский фольклорный коллектив - это именно та форма дополнительного образования, которая предоставляет возможности для органичного слияния потенциалов советской педагогики коллектива и народной педагогики, в том числе в области нравственного воспитания. Однако на практике деятельность подобных детских творческих коллективов нередко строится как деятельность концертного объединения, отличающегося от других детских музыкально-исполнительских коллективов лишь специфическим репертуаром. При этом педагогический потенциал осваиваемого и исполняемого репертуара не актуализируется и не задействуется. Сказанное относится и к народной игре, поскольку детский фольклор - предмет освоения - в большинстве своем является ее неотъемлемым компонентом.

Научная новизна и теоретическая значимость. Проблема нравственного развития личности ребенка средствами народной игры в детском фольклорном

коллективе еще не становилась предметом научного исследования. Обращение к данной проблеме в научном плане предполагает систематизацию имеющихся определений базового понятия «игра», обобщение и проекцию на условия деятельности детского фольклорного коллектива, существующих вариантов классификации детской народной игры. Результаты данной работы составляют теоретико-методологическую базу, требуемую для последующей разработки педагогической технологии и проведения опытно-поисковой работы.

Одно из первых определений понятия «игра» принадлежит прозаику, лексикографу и этнографу В.И. Далю: «игры... игрища... народные сборища, сходбища для забавы, увеселенья; скачки, ратоборства; представления разного рода для потехи» [1, 7].

С точки зрения современной психологии, «игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности» [8, 127].

С философских позиций игра - это «одна из главных и древнейших форм эстетической деятельности, т. е. неутилитарной, совершаемой ради ее самой и доставляющей, как правило, ее участникам и зрителям эстетическое удовольствие, радость» [6, 67].

В культурологии игра - это «форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов, состояний» [3, 85].

И, наконец, приведем определение игры, принадлежащее известному врачу-педиатру, педагогу, исследователю народных игр Е.А.Покровскому: «обширный

круг человеческих действий, доставляющих людям веселье и удовольствие, не претендующих на тяжелую работу. Для взрослых это отдых от серьезных дел, занимательное времяпровождение, для детей - это действие и наслаждение, кроме того, действие это совершается в силу внутренних физиологических потребностей и побуждений ребенка» [7, 18].

Учеными доказано, что физиологический смысл детской игры заключается в формировании, развитии и тренировке всех систем и органов тела, анализаторов коры головного мозга, мышечно-суставной системы, периферической нервной системы [10]. Как указывает известный отечественный врач и педагог Е.А.Аркин, «не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре... Игра - единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость - залог здоровья» [Цит. по 9, 23].

Сочетая в себе движение, интонирование, диалог, игра не только доставляет детям радость и удовольствие, но также способствует эффективному физическому, психологическому, интеллектуальному развитию. Учеными доказано, что с помощью игр педагог может успешно развивать у детей память, внимание, сообразительность, сноровку, а также быстроту интеллектуальных и физических реакций.

Большое значение игра оказывает на развитие коммуникативных способностей детей, формирование личностных качеств. Играя со своими сверстниками, ребенок чувствует себя равным среди них, может показать им свое умение и ловкость или чему-нибудь от них научиться. В таком окружении ребенку не страшны ни состязания, ни соревнования. Дети пробуют свои силы, учатся общаться между собой, признавать свои недостатки и достоинства товарищей. Следует отметить и то, что в игре у ребенка формируется бережное отношение к окружающим. Исполняя различные роли, дети обживают

окружающий мир, усваивают нравственные нормы, пропускают через себя различные жизненные ситуации и вырабатывают оптимальные способы реагирования на них. Таким образом, игра, как таковая, оказывает огромное положительное влияние на формирование души, развитие творческого начала в ребенке, делает его внутренне свободным, уверенным в себе, воспитывает чувство собственного достоинства.

В народной педагогике посредством организации игровой деятельности молодому поколению передавались сложившиеся на протяжении веков трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и взаимоотношениях поколений. Детская среда всегда являлась мощным фактором взаимного воспитания детей, где применялись меры педагогического воздействия, стимулирования творческой активности и самодеятельности. В процессе труда, игр, песен, плясок дети вступали в разнообразные взаимоотношения. Игры основывались на этических воззрениях участников, выполнялись при соблюдении определенных правил. В деревне не формировалось строго одновозрастных групп, поскольку обязанностью старших детей было присматривать за младшими. Это формировало определенную нравственную атмосферу: «ведь старших боятся, а маленьких стыдятся» [5]. В народной игре все участники равноправны, а слабый всегда может победить сильного за счет ловкости, хитрости, удачливости. В игре формировалось детское право - справедливость разрешения спора путем жребия [5, 12]

Народная игра на протяжении многих лет является объектом и предметом исследования в психологии, этнографии, истории культуры, педагогике, философии и других науках. Изучению игрового фольклора значительное внимание уделяли В.Ф. Кудрявцев, П.В. Кириевский, М.Н. Мельников, О.И. Капица, Г.С. Виноградов, И.П. Сахаров, Е.А. Покровский, Н.Г. Науменко и др.

Существуют различные подходы к структурированию многообразных народных игр, разнообразных по своему характеру и содержанию. В русле

каждого из них представлен свой вариант классификации, в основе которого лежит какой-либо типообразующий признак.

В.А.Всеволодский-Гернгросс в 1933 г. классифицировал игры в соответствии с их формой. Он подразделил все игры, независимо от их национальной принадлежности и среды бытования, на три типологических группы: драматические, спортивные и орнаментальные (хороводные). Каждая из групп, в свою очередь, включала несколько типологических вариантов - так, например, драматические игры подразделялись на производственные (охотничьи, рыболовные, земледельческие и т.п.) и бытовые (общественные и семейные). Частные подразделения в рамках каждой из подгрупп привели к тому, что игры с общей поэтикой оказались в различных разделах и типологических группах (например, игры с игровым припевом были отнесены к подразделам охотничьих, рыболовных, скотоводческих и земледельческих). В связи с этим, использование данной классификации в условиях детского фольклорного коллектива представляется нецелесообразным.

В основу классификации, предложенной Е.А.Покровским [2], положена двигательная сторона народных игр. Он подразделил народные игры на следующие группы: 1) игры с игрушками (погремушки, волчок, тележки); 2) игры с движениями (бег, прыганье, вращательные движения), к которым также относятся символические игры («гуси-лебеди», игры в волка, разбойника) и хороводные игры с пением («лен», «метелица»); 3) игры с использованием различных предметов (веревочка, жгут, мячик, палка); 4) игры домашние и зимние. Творческая сторона игры в данном варианте классификации, как и в предыдущем, не представлена, в связи с чем данная классификация также не отвечает условиям деятельности детского фольклорного коллектива.

Этнографы делят игры на одиночные и общественные (совместные). Одиночные игры (иначе их называют «предметные»), как правило, требуют объекта игры: ребенок играет с окружающими его предметами и учится использовать их по прямому назначению. В совместных играх «объектом являются сами участники, такие игры требуют от всех соблюдения известных

правил» [2, 209]. При этом характер детских игр меняется в зависимости от возраста: если в первые годы жизни с ребенком в большей степени играют взрослые, «забавляющие ребенка несложными потешками и играми с пальцами и руками» [2, 209], то совместные игры входят в жизнь ребенка позже. Первоначально они «носят неорганизованный, беспорядочный характер» [2,209], затем постепенно упорядочиваются, и ребенок включается в игры-хороводы. Наибольшей организованностью отличаются игры, в которых предусматривается распределение ролей между участниками; в отличие от предыдущей стадии, дети должны не только подражать друг другу, но и оставаться в пределах отведенной им роли. Данный вариант классификации соответствует условиям деятельности детского фольклорного коллектива: помогает руководителю постичь генезис детской игры и предусмотреть на занятиях варианты организации совместной детской игровой деятельности.

О.И.Капица [2] подходит к играм, прежде всего, как фольклорист. Она выделяет игры, связанные со словесным творчеством и содержащие элементы драмы. В данных играх в многообразных сочетаниях задействуются жест, мимика, словесное творчество, песня и пляска, что предоставляет ребенку возможности для многообразных творческих и личностных проявлений. Исследовательница также подразделяет игры на традиционные (или формальные) и игры-импровизации. Традиционные (формальные) игры характеризуются устойчивой структурой, наличием словесных формул, приговоров и песен. Большая часть этих игр заимствована у взрослых. Они представляют собой пережиток культовых обрядовых действий, связанных с календарным кругом или бытовыми событиями. Игры-импровизации отражают разные стороны быта взрослого населения и все, что в том или ином виде оставило след во внутреннем мире детей. В данных играх ярко проявляется творчество детей. Рассмотренный вариант классификации детских игр наиболее близок задачам и содержанию деятельности детского фольклорного коллектива и может быть положен в основу педагогической технологии нравственного развития личности ребенка средствами народной игры.

Для использования в процессе занятий детского фольклорного ансамбля народные игры требуют тщательного отбора. Прежде всего, в работе с детьми наиболее целесообразно использовать игры, содержащие игровой припев. К подобным играм относятся драматические, хороводные и хороводно-ролевые игры, игры-импровизации, подражательные, словесные и некоторые спортивные игры.

В драматических играх «основой является воплощение художественного образа в драматическом действии» [4, 319] - синтезе диалога, музыкального песенного припева, движения, театрализованной игры (игра в коршуна, «ящер»). Хороводные и хороводно-ролевые игры могут содержать в себе и диалог, и обыгрывание какого-либо действия. Отличие этих игр от других состоит в том, что они дополняются какими-либо хороводными движениями. Это могут быть движения «стенка на стенку», «змейкой», «цепью», «гуськом» или прохождение через воротца. Интересны по своему содержанию игры-импровизации, смысл которых заключается в подражании тому, что придумывает и проделывает один из участвующих (игра «Перелизы»). В подражательных играх дети воспроизводят какие-либо бытовые и трудовые эпизоды взрослой жизни - например, в игре «А мы просо сеяли» изображается последовательность аграрных работ. Все охарактеризованные варианты игр обладают большим потенциалом для использования на занятиях детского фольклорного ансамбля.

К играм, связанным со словесным творчеством, относятся считалки и скороговорки. Считалки используются для выбора ее ведущих и участников, определения очередности действий. Таким образом, считалки знаменуют важный организационный момент игры. Скороговорки представляют собой небольшое произведение, состоящее из одной или нескольких фраз, которое строится на сочетании (повторении) слов и звуков, затруднительных для произношения, особенно при быстром их произношении. Часто они носят юмористический характер. Считалки и скороговорки могут сопровождаться как речевым исполнением, так и музыкальным интонированием. Целесообразность

использования того или другого вариантов определяется конкретными организационными или вокально-хоровыми задачами.

Народные игры, содержащие игровой припев, являются действенным средством развития музыкальных способностей детей. Основу игрового припева составляют «несложные секундовые, терцовые, квартовые попевки, строящиеся на напевно-декламационных интонациях скандовки, приговора, зова и отражают естественные понижения и повышения голоса, близкие разговорной речи (ход на малую секунду)» [4, 313]. Благодаря многократному повторению попевок, естественное, ненавязчивое развитие голосового аппарата осуществляется непосредственно в игровом процессе.

На занятиях детского фольклорного коллектива нецелесообразно использовать спортивные игры, целью которых является победа в состязании.

Природа музыкального фольклора имеет импровизационную основу и сочетает в себе музыку, поэзию и пластику движений. Преломляясь сквозь индивидуальные особенности оттенков переживаний и мироощущения человека, она на практике реализуется в бесчисленных вариациях существующих тем, мелодий, фигур хороводов и т.п. Это оказывается чрезвычайно близким эмоциональной, жаждущей двигательной активности натуре ребенка. И, напротив, использование народных игр на занятиях фольклорного коллектива способствует преодолению зажатости, скованности у других детей, формированию у них готовности к сценическим выступлениям.

Следует помнить, что традиционные методы воспитания детей и творческого досуга молодежи не утрачивают актуальности. Деятельность фольклорного коллектива - это своеобразная модель традиционной русской жизни. В фольклорном коллективе дети должны не только научиться петь, танцевать и получить знания о русских народных обычаях, но и «пропустить» эти обычаи через себя, восприняв и усвоив их нравственный потенциал. Все это в будущем позволит нам сохранить свою национальную культуру, нацию, народ.

Библиографический список

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого русского языка: Т. 1-4.[Текст]/В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1978. - Т.2. - 779с.

2. Капица, Ф.С. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студентов вузов [Текст]/Ф.С.Капица, Т.М. Колядич. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 320с.: ил.

3. Кононенко, Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах: Справочное учебное пособие [Текст]/Б.И. Кононенко. - М.: Изд-во «Щит-м», 1999. - 406с.

4. Науменко, Г.М. Русские народные песни и сказки с припевами. Фольклорная азбука [Текст]/Г.М. Науменко. - М.: ЗАО Изд-во Центрополиграф, 2001. - 414с.

5. Некрылова, А.Ф. Уроки воспитания сквозь призму истории (Традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX - начала XX в.) [Текст]/А.Ф. Некрылова, В.В. Головин. - СПб.: Знание, 1992. - 32 с.

6. Новая философская энциклопедия: В 4 т.[Текст] - М.: Мысль, 2001. Т.2. - 635с.

7. Орехова, Н.А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем: Учеб. пособие для уч-ся и студ. спец. уч. заведений и руководителей детских народных хоровых коллективов [Текст]/Н.А. Орехова. - Тольятти, 2002. 78 с.: ил.

8. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп.[Текст] - М.: Политиздат, 1990. - 494с.

9. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст]/А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1976. -96с.

10. Хранители традиций: Сборник методических материалов / Обл. центр фольклора и этнографии [Текст] - Новосибирск, 2000. 28 с.

Bibliography

1.Dal V.I. - Explanatory Dictionary of the Russian Language: T. 1-4. [Text]/ V.I. Dal. - M.: Russian Language, 1978. - T.2. - 779 p.

2.Kapitsa F.S. - Russian Child Folklore: Student Text-Book [Text]/ F.S.Kapitsa, T.M. Koladich. - M.: Flinta: Science, 2002. - 320 p: il.

3. Kononenko B.I. - Science of Culture in Terms, Definitions and Names: Reference Student Book [Text]/B.I. Kononenko. - M.: Pub. House "Shield-m", 1999.- 406p.

4. Naumenko G.M. - Russian Folk Songs and Tales with Refrains. Folk Bases Book [Text] G.M. Naumenko. - M.: ZAO Pub. House "Centropoligraf", 2001.- 414p.

5. Nekrilova A.F. - Educational Lessons in Historical Development (Traditional Educational Methods of Russian Peasants in XIX - Beginning of XX Centuries) [Text]/ A.F.Nekrilova, V.V. Golovin. - S-Pb.: Knowledge, 1992.- 32p.

6. New Philosophic Encyclopedia: T.1-4.[Text] - M.: Idea, 2001. T.2. - 635p.

7. Orekhova N.A. - Studying Methods in Junior Folk-Groups: Student Text-Book for Schools and Junior Folk Singing Collectives [Text]/N.A. Orekhova. - Toliatti, 2002. - 78p.: il.

8. Psychology. Dictionary/ Editors Petrovskiy A.V., Yaroshevskiy M.G. 2-d Publication, Corrected [Text] - M.: Politisdat, 1990.- 494p.

9. Usova A.P. - The Role of Game in Children's Education [Text]/A.P.Usova. - M.: Enlightenment, 1976. - 96p.

10. The Guards of Traditions: Book of Methodical Information / Regional Folk and Ethnography

Center [Text] - Novosibirsk, 2000. - 28p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.