Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности развития детей с музыкальными склонностями в условиях дополнительного образования'

Психолого-педагогические особенности развития детей с музыкальными склонностями в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / MUSICAL ABILITY / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СКЛОННОСТИ / MUSICAL APTITUDES / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕСУРСНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL RESOURCES / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / PERFECTIONISM / САМОРЕГУЛЯЦИЯ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF-CONTROL AND SELF-ACTUALIZATION / ТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ / CREATIVE MOTIVATION / КОМПЕНСАТОРНАЯ МОТИВАЦИЯ / COMPENSATORY MOTIVATION / "ЭЙФОРИЧЕ-СКАЯ" МОТИВАЦИЯ / "EUPHORIC" MOTIVATION / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / COMMUNICATION / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / VITALITY / ЭМОЦИОНАЛЬОБ НАЯ УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ / EMOTIONAL SATISFACTION / АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / PERSONAL STYLE OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харжевская Анна Альбертовна

В статье рассматривается психологическое воздействие музыки и музыкальных занятий на такие ресурсы личности школьников, как эмоциональная удовлетворённость, востребованная креативность, коммуникативность, адекватная самооценка, индивидуальный стиль общения. Отдельное внимание уделено проблеме соотношения музыкальных склонностей и различных видов мотивации, способствующих их развитию. Изучаются психологические особенности детей с музыкальными склонностями: любознательность, независимость, трудность профессиональной ориентации, повышенная требовательность к себе, перфекционизм, повышенная впечатлительность, проблемы саморегуляции и самоактуализации. Анализируется передовой опыт учителей музыки, работающих в направлении поиска педагогических путей и методов организации работы, способствующих формированию у детей мотивации к занятиям музыкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Features of Musical Aptitudes Development in Additional Music Education

The article examines the psychological impact of music and music lessons to such resources of personality pupils as emotional satisfaction, creativity, communication, self-esteem, personal style of communication. Particular attention paid to the the problem of correlation of musical aptitudes and different kinds of motivation that promote to their development. Were studied psychological features of children with musical aptitudes: inquisitiveness independence, the difficulty of professional orientation, heightened demands on themselves, perfectionism, heightened sensibility, the problem of self-control and self-actualization. Analyzed advanced experience music teachers who finds teaching ways and methods of work organization promoting formation of children the motivation to music lessons.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности развития детей с музыкальными склонностями в условиях дополнительного образования»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ СКЛОННОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. А. Харжевская*,

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. В статье рассматривается психологическое воздействие музыки и музыкальных занятий на такие ресурсы личности школьников, как эмоциональная удовлет-ворённостъ, востребованная креативность, коммуникативность, адекватная самооценка, индивидуальный стиль общения. Отдельное внимание удлено проблеме соотношения музыкальных склонностей и различных видов мотивации, способствующих их развитию. Изучаются психологические особенности детей с музыкальными склонностями: любознательность, независимость, трудность профессиональной ориентации, повышенная требовательность к себе, перфекционизм, повышенная впечатлительность, проблемы саморегуляции и самоактуализации. Анализируется передовой опыт учителей музыки, работающих в направлении поиска педагогических путей и методов организации работы, способствующих формированию у детей мотивации к занятиям музыкой..

Ключевые слова: психолого-педагоические особенности, музыкальные способности, музыкальные склонности, психолоическая ресурсностъ, перфекционизм, саморегуляция и самоактуалгзация, творческая мотивация, компенсаторная мотивация, «эйфориче-ская» мотивация, коммуникативность, креативность, жгзнестойкостъ, эмоциональг 95 ная удовлетворённость, адекватная самооценка, индивидуальный стиль общения.

Summary. The article examines the psychological impact of music and music lessons to such resources of personality pupils as emotional satisfaction, creativity, communication, self-esteem, personal style of communication. Particular attention paid to the the problem of correlation of musical aptitudes and different kinds of motivation that promote to their development. Were studied psychological features of children with musical aptitudes: inquisitiveness independence, the difficulty of professional orientation, heightened demands on themselves, perfectionism, heightened sensibility, the problem of self-control and self-actualization. Analyzed advanced experience music teachers who finds teaching ways and methods of work organization promoting formation of children the motivation to music lessons.

Keywords: psychological and pedagogical features, musical ability, musical aptitudes, psychological resources, perfectionism, self-control and self-actualization, creative motivation, compensatory motivation, "euphoric" motivation, communication, creativity, vitality, emotional satisfaction, self-esteem, personal style of communication.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. В. Торопова.

96

Проблема психологического воздействия музыки и музыкальных занятий чаще рассматривается с точки зрения развития музыкальных способностей, интеллекта, эмоциональной сферы личности. Влияние же музыкальной деятельности на более общие психологические ресурсы личности, сущность склонностей к музыке почти не исследовались в психолого-педагогической науке. В то время как видные отечественные психологи - В. Н. Мя-сищев [1], Б. М. Теплов [2], Э. А. Голу-бева [3], разводя понятия способности и склонности, указывали на научный смысл дифференциации этих понятий, на необходимость выявления взаимодействия их сущностей, вскрытия противоречий между способностями и склонностями, обоснования важности психологически и педагогически осмыслить эти категории.

Под способностями, как правило, понимаются какие-либо достижения либо возможность этих достижений, склонности же отражают само влечение к деятельности, то есть мотивацию личности чаще всего с неосознаваемой целью. С точки зрения теоретической науки в данном исследовании предпринималась попытка определить те составляющие, которые побуждают ребёнка без ярко выраженных музыкальных способностей заниматься музыкой, тянуться к ней.

Прикладное значение поднимаемой проблемы заключается в определении психологической значимости и эффективности дополнительных музыкальных занятий в рамках общеобразовательной школы, в анализе передового опыта учителя музыки, работающего в данном направлении, педагогических путей и методов организации работы, способствующих форми-

рованию у детей мотивации к занятиям музыкой.

Цель данного исследования заключалась в изучении возможностей и эффективности дополнительных музыкальных занятий для выявления и развития музыкальных склонностей детей и других психологических ресурсов в процессе музыкальной деятельности.

Гипотеза содержала следующие положения:

1. Школьники с музыкальными склонностями испытывают потребность в их развитии в качестве неосознаваемых психологических ресурсов личности, что создаёт мотивацию к занятиям музыкой в системе дополнительного образования учащихся с различным уровнем музыкальных способностей.

2. Дети с музыкальными склонностями, получившие возможность дополнительного музыкального образования в общеобразовательной школе, овладевают не только музыкальными знаниями, умениями и навыками, но и качествами, повышающими ресурс-ность личности, как в социализации, так и в самореализации, такими как эмоциональная удовлетворённость, востребованная креативность, адекватная самооценка, индивидуальный стиль общения.

Круг основных понятий включает следующие положения:

Склонности - избирательная направленность индивида на определённую деятельность, побуждающая ею заниматься. Её основой являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью [4].

Психологическая ресурсность и ресурсы личности в Толковом словаре русского языка характеризуются как:

1. Запас, источник чего-нибудь.

2. Средство, к которому обращаются в необходимом случае [5].

По мнению Б. И. Беспалова, это «потенциально возможные способы, которые можно рассматривать как психологические ресурсы человеческих действий» [6]. Это потенциальные возможности личности, освоенные человеком и, возможно, неиспользуемые способы восприятия, мышления, памяти, пути использования знаний, а также способности к усвоению новых умений и знаний, которые могут актуализироваться при обучении и быть востребованы по необходимости.

Исследование показало, что отдельное внимание необходимо уделить проблеме соотношения музыкальных склонностей и мотивации, способствующей их развитию, ведь именно мотивация выступает смыслом деятельности человека и способна удовлетворять его потребности. А. Н. Леонтьев рассматривал мотив как «опредмеченную потребность» [7]. Н. Ф. Талызина подчёркивала, что именно потребность переходит в мотив [8].

Как известно, существуют различные классификации мотивации. В рамках данного исследования мы обратились к двум их видам, а именно - к внутренней и внешней. При внутренней мотивации, считает Н. Ф. Талызина, «мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом. Получение знаний выступает не как средство достижения каких-то других целей, а как сама цель деятельности учащегося.

Только в этом случае имеет место собственно деятельность учения как непосредственно удовлетворяющая познавательную потребность» [Там же, с. 28]. В данном случае этим предметом является музыка. Ребёнок испытывает эмоциональное удовольствие в результате слушательской, исполнительской, музыкально-пластической деятельности.

Может происходить так, что у ребёнка присутствуют склонности лишь к какому-то одному виду музыкальной деятельности, остальные же не интересуют его вовсе. В таком случае особое значение приобретает развитие мотивации к остальным видам деятельности в результате занятий.

Внутреннюю мотивацию можно классифицировать на следующие подвиды: познавательную, творческую и эстетическую.

Познавательная мотивация направлена на познание нового и получение удовлетворения от самого процесса и затраченных на это усилий. Познавательные потребности лежат глубоко в природе человека. В свете этой мотивации музыка удовлетворяет потребность в познании нового - даёт новые впечатления.

Творческая мотивация означает стремление искать другие возможности. Очень важный аспект творческой мотивации заключается в способности остановиться и взглянуть на то, на что раньше никто не обращал внимания. Дошкольный и младший школьный возраст являются наиболее благоприятными для развития творческих способностей детей. Музыка позволяет слышать или исполнять её всегда в собственной интерпретации, то есть реализует креативность ребёнка.

97

98

Следующий подвид мотивации -эстетический - связан с получением удовольствия от самой деятельности. Это может быть, например, «слушание» музыки, которое, возможно, послужит толчком к появлению у ребёнка музыкальных склонностей, позволяющих получить эстетическое удовольствие. Эстетическое удовольствие может найти отражение в желании ребёнка самостоятельно исполнять те или иные музыкальные произведения, а значит, посещать дополнительные музыкальные занятия в рамках общеобразовательной школы или учреждений дополнительного образования.

Необходимо обратить внимание на то, что среди неуспевающих детей может возникнуть особая - компенсаторная - мотивация, к которой относят мотивы, не связанные напрямую с общеобразовательной учебной деятельностью. Необходимо помнить, что в коллективах всегда ценятся музыкально одарённые люди. Именно это и может послужить для детей толчком к занятиям музыкой (а также спортом, рисованием и другими предметами, относящимися к программе дополнительного образования детей и юношества). Неуспевающим по основной школьной программе детям увлечение музыкой помогает реализовать потребность в самоутверждении и в своей «особенности», ведь занятия музыкой служат для них способом вызвать к себе уважительное отношение со стороны сверстников. В связи с этим именно музыкальные занятия могут значительно снизить тревожность по поводу низкой успеваемости в школе, а также помочь учащемуся найти своё предназначение в этой («дополнительной», на взгляд родите-

лей и учителей) сфере творчества. Задача же педагога в данном случае сводится к созданию наиболее устойчивой личностной мотивации к занятиям музыкой.

Музыкальные склонности детей могут быть обусловлены и внешней мотивацией. Внешняя мотивация может быть классифицирована на положительную и отрицательную. Положительная мотивация определяется социальными устремлениями, а отрицательная мотивация вызвана сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если не соблюдать учебные требования.

Говоря о ребёнке с выраженными музыкальными склонностями, нельзя не затронуть тему специфической мотивации, которая довольно подробно освещена в работах Н. Э. Таракановой [9]. В данном случае речь идёт об эйфорической мотивации, которая подразумевает совокупность эмоциональных переживаний ребёнка в процессе исполнения тех или иных музыкальных произведений. При этом данные переживания одновременно мотивируют деятельность, подталкивая школьников к продолжению самосовершенствования в рамках музыкальных занятий в общеобразовательной школе. В этом случае трудно говорить о вдохновении или экстазе, так как дети не специализируются в музыке, однако у некоторых учащихся всё же могут появиться такие переживания. Например, пиковые состояния с изменённым сознанием в момент выступления в школьном спектакле либо во время игры на гитаре в рамках какого-либо фестиваля, что часто свойственно музыкально одарённым детям. Из статьи Н. Э. Таракановой «Эйфориче-ская мотивация как определяющий

конструкт педагогической работы с музыкально одарёнными учащимися» становится ясно, что «чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, тем сложнее становятся мотивы и эмоции и тем теснее они между собой сращиваются» [9, с. 64]. Как известно, именно переживание эмоций становится основной потребностью в юном возрасте, а это значит, что ребёнок, обращаясь к музыкальным занятиям, регулирует своё внутреннее состояние в лучшую сторону.

Экспериментальной базой исследования стала ГБОУ СОШ № 687 ЮВАО г. Москвы.

Опытно-поисковая работа заключалась в выявлении психологических ресурсов дополнительного музыкального образования для детей с музыкальными склонностями. За основу обследования детей с музыкальными склонностями был взят психолого-педагогический мониторинг методами беседы, интервьюирования и анкетирования. Проведённый анализ анкет учителей, журналов посещаемости учащихся и психологических интервью с детьми и родителями показал, что музыкальные занятия в рамках дополнительного образования способствуют развитию психофизиологических ресурсов личности школьника, которые повышают жизнестойкость личности, а также развивают социальную коммуникабельность, доверие, чувство сплочённости и поддержки, адекватную самооценку и эмоциональную удовлетворённость.

В эмпирической части исследования, анализирующей опыт учителей, музыкальные склонности детей рассматривались как путь развития музыкальных способностей и психологической ресурсности учащегося. В исследовании были выявлены и обобщены

психологические особенности детей с музыкальными склонностями, среди которых: любознательность, независимость, трудность профессиональной ориентации, повышенная требовательность к себе, перфекционизм, повышенная впечатлительность и, как следствие, проблемы саморегуляции и самоактуализации. Возможно, решение этих «проблем» и влекло детей к участию в дополнительных музыкальных занятиях.

Специфическим подходом наращивания личностной ресурсности и устойчивости школьников может стать расширение границ привычного, что способствует уменьшению зоны потенциально стрессорных факторов. Это достигается через саму музыку, через её выходящий за рамки школьной программы стилевой диапазон и музыкальный язык. Дополнительные занятия дают возможность учащимся слушать и исполнять музыкальные произведения, расширяющие их музыкальный кругозор.

Часто публичное выступление становится для детей причиной сценического волнения. Однако характер волнения в какой-то степени меняется в зависимости от эстрадного опыта. Чем чаще у ребёнка появляется возможность выхода на сцену, чем успешнее проходят его выступления, тем более комфортно и уверенно он ощущает себя на сцене. В связи с этим сценическое волнение по характеру и силе протекания совпадает с реакцией организма на другие стрессовые ситуации. Из этого можно сделать следующий вывод: вместе со способностью совладания со сценическим волнением у ребёнка вырабатывается и развивается стрессоустойчи-вость к другим жизненным ситуаци-

99

100

ям, поэтому систематические публичные выступления на различных концертах и фестивалях можно считать методом повышения ресурсности личности ребёнка.

Для уточнения данных, полученных в результате анкетирования и интервьюирования учителей, нами было проведено сравнительное исследование психологических ресурсов учащихся в двух группах: занимающихся музыкой на дополнительных занятиях и не занимающихся ею.

Экспериментальную группу составили дети разных возрастов, проявившие склонность к музыкальной деятельности тем, что пришли заниматься в программы дополнительного образования. Они (в исследовательских целях) были объединены в две возрастные группы - от 7 до 9 лет и от 10 до 13 лет. Дети из младшей группы посещали свирельную, хоровую и музыкально-театральную студии. Учащиеся 10-13 лет посещали музыкально-театральную студию, а также кружок гитары. Занятия всех групп вели опытные преподаватели - Марина Юрьевна Лукашевич и Ирина Владимировна Шейченко.

Безусловно, дополнительные музыкальные занятия оказали влияние на развитие отдельных граней музыкальности учащихся. При игре на таких музыкальных инструментах, как свирель и гитара, занятиях хоровым пением и в музыкально-театральной студии у школьников развиваются музыкальный слух, ритм, память, они учатся выражать себя при помощи музыки.

Для изучения мотивационной составляющей были проанализированы ответы детей на вопросы исследователя и анкеты для учителей, ко-

торые позволили сделать следующие обобщения.

Мотивационная составляющая

Если говорить о мотивационной составляющей, которая была выявлена в ходе данного этапа исследования, то преподаватели сообщили, что большинство учащихся были записаны на дополнительные музыкальные занятия их родителями, что естественно для начальной школы и часто совпадает с желанием самого ребёнка. Некоторые дети сами изъявляли желание посещать свирельную, музыкально-театральную студии и другие. Как свидетельствуют результаты анкетирования и интервью, детям нравится заниматься музыкой, так как их хвалят дома и в школе. Данная мотивация часто носит характер потребности в признании, что, безусловно, важно для ребёнка и несёт эмоциональное удовлетворение.

На второе место можно поставить такую мотивацию, как радость творчества. Все дети в результате анкетирования отметили, что они получают удовольствие от занятий в музыкальных студиях. Следовательно, одним из главных мотивационных факторов, способствующих стремлению к занятиям музыкой, для учащихся является «радость творчества», которая способствует формированию таких ресурсов личности, как эмоциональная удовлетворённость и адекватная самооценка.

Коммуникативная составляющая

Многие дети приходят на занятия, так как им хочется пообщаться со сверстниками, что говорит о коммуникативной функции дополнительных музыкальных занятий, способ-

ствующей социализации детей. Музыкальные студии не являются учебными дисциплинами, в них царит творческая атмосфера. Дети активно общаются друг с другом и с педагогами. Всё это способствует формированию таких ресурсов личности, как индивидуальный стиль общения и социальная коммуникабельность.

Многие ребята указали, что, благодаря музыкально-театральной, хоровой, свирельной и другим студиям, они стали более активными участниками различных мероприятий и фестивалей. И действительно, в школе почти ко всем праздникам ставятся авторские спектакли. Дети получают возможность сыграть самых разных персонажей в увлекательных постановках. Они раскрываются с самых неожиданных в положительном смысле сторон. Систематическое повторение стрессорных ситуаций - выступлений - способствует привыканию к ним, а следовательно, нейтрализации их негативных сторон, что формирует такой психический ресурс личности, как жизнестойкость.

Каждую весну на базе школы проходит «Свирельный фестиваль», где выступают младшая и старшая свирельные группы. Школа № 687 принимает гостей из самых разных уголков России. В результате проведения этого фестиваля у ребят формируется такой ресурс личности, как социальная коммуникабельность, поскольку в данном случае учащиеся школы выступают в социальной роли «хозяев», принимающих других ребят - «гостей».

Исследование психологических ресурсов проводилось и в контрольных группах (классах), где присутствовали как посещающие музыкальные занятия дети, так и не посещающие.

В рамках данного исследования были использованы методика диагностики самооценки Дембо-Рубин-штейн в модификации А. М. Прихожан [10], основанная на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д., а также рисуночный тест А. Л. Венгера [11]. Результаты этого этапа исследования использовались при формировании «портретов» учащихся.

В рамках данного этапа эксперимента было выявлено, что музыкальные занятия способствуют развитию таких психологических ресурсов личности, как творческая мотивация (в основе творческой мотивации нередко лежит компенсаторная мотивация), адекватная самооценка, эмоциональная удовлетворённость, востребованная креативность, коммуникативность, жизнестойкость, индивидуальный стиль общения, а также довольно высокий статус в коллективе сверстников.

Особенно заметной оказалась разница между показателями экспериментальной и контрольной групп по таким параметрам, как творческая мотивация, популярность в группе, эмоциональная удовлетворённость и креативность. При этом творческая мотивация у ребят, посещающих дополнительные музыкальные занятия, оказалась значительно выше, чем у не посещающих, поскольку первым в большей степени присуща такая мотиваци-онная составляющая, как радость творчества.

Популярность в группе у ребят из экспериментальной группы также оказалась значительно выше, чем у остальных. Однако необходимо от-

101

102

метить, что эта популярность может носить как положительный, так и отрицательный характер. Эмоциональная удовлетворённость, бесспорно, выше у ребят, посещающих дополнительные музыкальные занятия, в рамках которых для детей открываются пути самореализации в творческой деятельности. Ребята реализуют свою потребность в признании, что также способствует эмоциональной удовлетворённости.

Креативность как показатель была выделена уже в процессе исследования. Ребята, занимающиеся в системе дополнительного музыкального образования, более творчески подходят к выполнению тех или иных заданий. Эти данные были выявлены как посредством анализа анкет, методов их заполнения (рисунки, особые обозначения), так и в процессе интервьюирования учителей.

В отношении уровня самооценки и коммуникативности заметна тенденция к улучшению показателей у ребят из экспериментальной группы.

Коммуникативность у ребят, посещающих дополнительные музыкальные занятия, оказалась незначительно, но выше, чем в контрольной группе. Ведь многие ребята, благодаря занятиям в музыкально-театральной, хоровой, свирельной и других студиях, стали более активно участвовать в различных мероприятиях и фестивалях. Отмечено, что дети довольно часто приходят на музыкальные занятия, так как им хочется пообщаться со сверстниками, что способствует повышению уровня коммуникативности детей и их социализации.

При выявлении уровня самооценки школьников важно было учитывать возрастные особенности детей. У ре-

бят 7-9 лет из контрольной группы самооценка во многих случаях оказалась завышенной. Большой же процент школьников 10-13 лет обладает заниженной самооценкой (это, видимо, можно объяснить началом пубертатного периода). Музыкальные занятия положительно влияют на самооценку детей, большинство детей из экспериментальной группы, как 7-9 лет, так и 10-13 лет, обладают адекватной самооценкой.

Музыкальные занятия положительно сказываются на жизнестойкости детей. Следует помнить, что на музыкальных занятиях ребята получают социальную поддержку, а систематическое повторение стрессорных ситуаций (выход на сцену) учит их справляться со сценическим волнением, бороться со стрессом и преодолевать страх перед выступлением. Всё вышеперечисленное способствует формированию жизнестойкости, представляющей собой один из ключевых ресурсов личности ребёнка.

В ходе исследования стало ясно, что необходимо мотивировать всех без исключения детей к занятиям музыкой независимо от их способностей. При этом максимальное внимание должно уделяться воспитанию креативной личности ребёнка с адекватной самооценкой, хотя такой поворот в дальнейшем развитии ребёнка и не исключён. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы ребёнок овладевал навыками коммуникации со сверстниками, осознавал свою личную значимость в коллективе (это положение наиболее полно реализуется в рамках музыкально-театральной студии).

В данном исследовании была показана психологическая значимость и

эффективность дополнительных музыкальных занятий в рамках общеобразовательной школы. Проведённое исследование даёт основание утверждать, что в дополнительном музыкальном образовании акцент должен ставиться на поддержание склонностей, которые приведут и к развитию музыкальных способностей, и к общей личностной одарённости - её психологической ресурсности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев / под ред. А. А. Бодалёва ; вступ. ст. А. А. Бодалё-ва. - М. : Изд-во Института практической психологии. - Воронеж : Модэк, 1995. -С. 282-352. - 356 с.

2. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов. -М. : Наука, 2003. - 379 с.

3. Голубева, Э. А. Способности и склонности: Комплексные исследования [Текст] / Э. А. Голубева / под ред. Э. А. Голубевой ; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР. - М. : Педагогика, 1989. - 200 с.

4. Краткий психологический словарь [Текст] / под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского ; ред.-сост. Л. А. Карпенко. - 2-е изд., расшир., испр. и доп. -Ростов н/Д : Феникс, 1998. - 512 с.

5. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : АЗЪ, 1992. - 660 с.

6. Беспалов, Б. И. Деятельностная концепция «психических и личностных ресурсов» субъекта труда [Текст] / Б. И. Беспалов // Материалы Международной научно-практической конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России». - Ставрополь-Москва : Изд-во СевКавГТУ, 2006. - С. 51-54.

7. Леонтьев, Д. А., Рассказова, Е. И. Тест жизнестойкости [Текст] / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. - М. : Смысл, 2006. -63 с.

8. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. - М. : Академия, 1998. - 288 с.

9. Тараканова, Н. Э. Эйфорическая мотивация как определяющий конструкт педагогической работы с музыкально одарёнными учащимися [Текст] / Н. Э. Тараканова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». -2013. - № 3. - С. 62-69.

10. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л. А. Головей ; под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2002. - 694 с.

11. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство [Текст, изоматериал] / А. Л. Вен-гер. - М. : Владос-Пресс, 2003. - 160 с. : ил. - (Психология для всех).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.