УДК 373.3/.5+159.923
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В СПЕКТАКЛЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА
Стукалина Нина Дмитриевна.
г. Искитим, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа-интернат №12», учитель музыкально-ритмических занятий высшей категории, [email protected].
Аннотация. В статье раскрывается роль учителя музыкально-ритмических занятий в спектаклях психологического театра. Особое внимание уделяется командному взаимодействию со специалистами школы. Указаны этапы, методы и приёмы работы со слабослышащими детьми в процессе подготовки спектакля. Автор раскрывает значение музыки для эстетического, нравственного, личностного и когнитивного развития детей с недостатками слуха.
Ключевые слова: спектакли психологического театра, слуховые возможности, двигательные способности, эмоции, инсценирование музыкальных сказок, интерес, положительная мотивация.
A ROLE OF TEACHER OF MUSICALLY-RHYTHMIC EMPLOYMENTS IN PLAYS OF PSYCHOLOGICAL THEATRE
Stukalina Nina.
Iskitim, Municipal autonomous general establishment "Correction school-boarding-school №of 12", teacher of musically-rhythmic employments of higher category, [email protected].
Abstract. Role of teacher of musically-rhythmic employments is opened up in the plays of psychological theatre in the article. The special attention is paid to the command co-operating with the school specialists. The stages, methods and receptions of work, are indicated with hard of hearing children in the process of theatrical preparation. An author exposes the enormous value of music for aesthetic, moral, personality and cognitive development of children with hard of hearing.
Key words: theatricals of psychological theatre, auditory possibilities, motive capabilities, emotions, adaptation for stage of musical fairy-tales, interest, positive motivation.
Музыкально-ритмические занятия относятся к коррекционно-развивающему направлению в работе школы для детей с нарушением слуха. Ритм и интонация - это основа речи, над этими компонентами строится специфическая работа, составляющая одну из основных идей
отечественной сурдопедагогики [1, 2, 3, 6]. Сурдопедагогические задачи решаются особым образом при работе учителя музыкально-ритмических занятий в психологическом театре школы [4, 5].
В подготовке к спектаклям психологического театра школы участвует весь коллектив, в том числе обучающиеся разных возрастов с нарушением слуха. Для автора как учителя музыкально-ритмических занятий коррекционной общеобразовательной школы была поставлена задача подготовить музыкальный номер. Исходя из многолетнего опыта, приходит понимание того, что детям должно быть интересно, выступление должно быть ярким и доступным. Нынешние третьеклассники, начиная с 1 класса, принимали участие в спектаклях нашего театра. Учитывая специфические возможности детей, автором был разработан план мероприятий с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. В классе обучается 6 человек, 5 из которых посещали детский сад на базе школы для детей с нарушением слуха и знакомы друг с другом и с педагогами много лет, ещё в 5-6 летнем возрасте принимали участие в ролевых играх, играх-драматизациях, в разных тематических праздниках, открытых мероприятиях. Все ребята с недостатками слуха подвижны, активны, эмоциональны и артистичны.
После первого выступления в спектакле повысилась их самооценка, ответственность, дети ощутили себя значимыми, а желание играть в спектаклях психологического театра стало стабильным. Нашему пониманию открылась безусловная потребность детей взаимодействовать со взрослыми в увлекательной и социально признаваемой деятельности, в творчестве. После первого выступления отмечается интерес детей к дальнейшей работе, стремление получить роль, больше появилось диалогов друг с другом и с педагогом, в речи активизировались эмоции.
Рассмотрим методику постановки музыкальных номеров в психологическом театре, последовательно описывая её содержание [4, 5]. Для знакомства с музыкальным номером используется показ и словесное объяснение. Затем рассказывается краткое содержание сказки, предлагается посмотреть иллюстрации и выполнить коллективное рисование по этой сказке. Далее задаётся домашнее задание посмотреть сказку по ТВ. Следующий этап: прослушивание музыки к танцу, определение её характера, средств музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика), обсуждение возможности выполнения движений под заданную музыку, импровизация. В таких заданиях у детей развивается воображение и творчество. Чтобы достичь ритмичности исполнения танца, ребята упражняются в ритмичном исполнении под музыкальное сопровождение сначала элементарных движений (хлопков), а затем отрабатывают правильные и ритмичные танцевальные движения. Несколько раз на протяжении занятия повторяются и отрабатываются одни и те же движения. В зависимости от изменения темпа, динамики дети переходят от выполнения одного движения к другому, учатся реагировать
на звуковой сигнал, на начало и окончание звучания музыки, изображать характер музыкального образа, понимать и осмысливать своё место в танце, мимикой учатся показывать свой эмоциональный отклик на музыку. Очень важны эмоции учителя, без них невозможно донести свои замыслы, тонкости задумок до детских сердец, так как глухие и слабослышащие дети не раскроют эмоции при отсутствии эмоций учителя. Через несколько занятий предлагается самостоятельное исполнение танца или танец с помощью «маленького учителя». Задача развития и расширения слуховых возможностей детей решается в неразрывной связи с задачей развития двигательных способностей детей, обучению их красивым, ритмичным, выразительным танцевальным движениям. Даже небольшой номер, минимальное участие в спектакле, преподнесённое ярко, запоминается и увлекает. Подготовка проходит во внеурочное время на занятии "музыкально-ритмический час", а также на репетициях, вместе со всеми участниками спектакля. Во время выступления обучающиеся исполняют танец самостоятельно, а учитель только помогает выполнять движения выразительно и красиво.
В процессе разучивания и исполнения музыкальных номеров на занятии и во внеурочное время у ребят развивается слуховая и слухозрительная память, слуховое восприятие, внимание, воображение, координация движений, музыкальная память, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, познавательные и творческие возможности, образное мышление, активизируются умственные способности, расширяется кругозор, восприятие пространства, умение работать в коллективе, изображать характер героев в театрализованных постановках, интерес к участию в школьных культурно-массовых мероприятиях психологического характера.
Музыка обогащает духовный мир ребёнка, так как воздействует на его эстетическое, нравственное, умственное, физическое и эмоциональное развитие. Все виды деятельности, связанные с музыкой, формируют у детей чувство красоты [1, 2, 5]. Эстетическое воспитание способствует нравственному развитию обучающихся. Использование преимущественно коллективных форм работы повышает коммуникабельность, способствует совершенствованию умений обучающихся общаться. Разнообразные эмоции вызывает исполнение различных по настроению танцев, песен. Особенно ярко дети выражают свои эмоции при инсценировании музыкальных сказок [3, 4, 5].
Проникновению обучающихся в эмоциональный мир героев помогают: осознание литературного содержания сказки, многократное прослушивание музыки, развитие умения передавать образ в выразительных движениях, эмоциональной и внятной устной речи, использование декораций и костюмов. В процессе занятий активизируются умственные способности слабослышащих обучающихся. Восприятие музыки и участие в исполнительских формах деятельности требуют
целенаправленного внимания, наблюдательности, сообразительности, развития памяти. Движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности, у обучающихся формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация.
Таким образом, цель спектаклей психологического театра - донести ценность добра до артистов и зрителей, в том числе - через музыку и ритм. После окончания сказочного спектакля доброта и удивление миром растёт и крепнет в каждом ребёнке, кто переживал сценическое действие. Учитель музыкально-ритмических занятий, совместно с командой специалистов, формирует положительную мотивацию и поддерживает интерес детей к выступлениям, создаёт возможность для учеников с нарушением слуха проявить себя, действовать самостоятельно, устанавливать дружеское взаимодействие в коллективе.
Библиографический список:
1. Белик И.С. Музыка против глухоты. - М.: Владос, 2003. - 160 с.
2. Бергер Н.А., Яцентковская Н.А. Музыка для всех // Семья и здоровье ребёнка: материалы XII Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Семья и дети (20-25 апреля 2005 г.). - СПб.: Изд-во политехнического ун-та, 2005. - С. 67-69.
3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.Р. Шашкина, О.Л. Сергеева; Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.
4. Психологический театр в современном образовательном пространстве: ассистивная технология сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ (их опыта работы МАОУ г. Искитима Новосибирской школы «Коррекционная школа-интернат №12»): учеб-метод. пособие / Т.В. Буркова [и др.]; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. - 88 с.
5. Стукалина Н.Д. Музыкально-ритмические занятия как средство развития слухового восприятия и формирования произношения у слабослышащих детей // Школа-интернат как часть социокультурной системы, формирующей комплексную компетентность детей со слуховой депривацией: Материалы межрегионального семинара (2-3 ноября 2007 г) - Новосибирск, 2008 - С. 40-50.
6. Яхнина Е. З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Владос, 2003. - 272 с.