Научная статья на тему 'Инновационные подходы к обучению музыкально-ритмическим движениям детей с нарушениями слуха'

Инновационные подходы к обучению музыкально-ритмическим движениям детей с нарушениями слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1486
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ (С ПОМОЩЬЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СЛУХОВЫХ АППАРАТОВ) / МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / CHILDREN WITH HEARING DISORDER / MUSICAL-PLASTIC DEVELOPMENT / MUSICAL-RHYTHMIC MOVEMENTS / MUSICAL-PLASTIC IMPROVISATION / MULTILEVEL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яхнина Е. З., Авдеенко Е. С.

В статье представлены результаты педагогического эксперимента, направленного на изучение музыкально-пластического развития слабослышащих учащихся младших классов в условиях комплексной реализации условий, способствующих повышению эффективности образовательно-коррекционного процесса на музыкально-ритмических занятиях и специальных занятиях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIVE APPROACHES TO THE TEACHING OF MUSICAL-RHYTHMIC MOVEMENTS OF THE CHILDREN WITH HEARING DISORDER

The results of the pedagogical experiment are analyzed In the article. The conditions of Increase In the efficiency of educational-correctional process on the musical-rhythmic classes and specially lessons in «The Plastic Development Studio» are introduced.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к обучению музыкально-ритмическим движениям детей с нарушениями слуха»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

Е.З. ЯХНИНА, профессор кафедры сурдопедагогики ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»,

кандидат педагогических наук, доцент Тел. 8 916 551 9789; yaez@mail.ru

Е.С. АВДЕЕНКО, аспирант кафедры сурдопедагогики ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», учитель музыкально-ритмических занятий специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения II вида № 52 г. Москвы

Тел. 8 903 215 35 73;gata20071@rambler.ru,

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В статье представлены результаты педагогического эксперимента, направленного на изучение музыкально-пластического развития слабослышащих учащихся младших классов в условиях комплексной реализации условий, способствующих повышению эффективности образовательно-коррекционного процесса на музыкально-ритмических занятиях и специальных занятиях дополнительного образования.

Ключевые слова: дети с нарушениями слуха, музыкально-пластическое развитие, восприятие музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов), музыкально-ритмические движения, музыкально-пластическая импровизация, комплексный подход, разноуровневые программы.

В системе музыкального образования детей важное значение придается использованию полихудожественной деятельности, базирующейся на синтезе музыки и движений. Доказано, что обучение движениям под музыку, направленное на развитие восприятия музыкальных образов и их воспроизведение с помощью выразительных и ритмичных движений, способствует приобщению детей к музыкальной культуре, их эстетическому и нравственному воспитанию, развитию психомоторной и эмоциональноволевой сфер, познавательных процессов, творческих возможностей (Э. Б. Абдуллин, Л.Н. Алексеева, Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, Е.В. Конорова, О.П. Радынова, С.Д. Руднева, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Э. М. Фиш, E. J. Dalcroze, C. Orff и др.). В специальном образовании и в системе лечебно-оздоровительных мероприятий весьма широко используются средства музыкального искусства, включая музыкально-исполнительскую деятельность, базирующуюся на синтезе музыки и движений. Это способствует более полноценному решению коррекционно-развивающих задач с учетом особенностей каждой категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, их эстетическому воспитанию, приобщению к духовным ценностям, что важно для более полноценного личностного развития, социальной адаптации (Л.И. Белякова, Г.А. Волкова, О.П. Гаври-лушкина, В.А. Гринер, И.В. Евтушенко, М.А. Касицына, И.Ю. Левченко, Е. А. Медведева, Л.Г. Парамонова, Л.И. Плаксина, Н. А. Рычкова, Н.А. Тугова, Г.Р. Шашкина, Е.З. Яхнина, E. Kilinska-Ewertovska, P. Mitchell, K. Mrugalska, T. Schoop, B. Smit, P.Guberina и др.).

В исследованиях, посвященных изучению возможностей восприятия музыки у глухих детей младшего школьного возраста, выявлено, что при интенсивном развитии их слухового восприятия (с использованием электроакустической аппаратуры) в условиях применения специально разработанной методики испытуемым оказывается доступным восприятие определенных звуковысотных, темповых, метрических, ритмических и динамических отношений в музыке. Экспериментальные данные о возможности

© E.3. Яхнина, E.C. Aвдeeнкo

расширения у глухих детей сенсорной основы восприятия музыки положены в основу создания системы образовательно-коррекционной работы с использованием музыкальных средств (Яхнина Е.З., 1989). С 1986 года в учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I и II видов внедрена новая учебная дисциплина

- музыкально-ритмические занятия (А.С. Кагарлицкая, Н.А. Тугова, Н.И. Шелгунова, 1992, Е.З. Яхнина, 1997, 2003). Обучение движениям под музыку на музыкально-ритмических занятиях занимает непродолжительное время, что обусловлено тем, что в содержание занятий включено формирование у детей всех видов деятельности, связанных с музыкой, а также специальная работа над произношением с использованием фонетической ритмики и музыкальных средств. Ограниченные возможности музыкально-пластического развития детей на музыкально-ритмических занятиях не компенсируются полностью дополнительным образованием, т.к. не разработаны концептуальный и содержательно-методический компоненты комплексного подхода к обучению движениям под музыку на музыкально-ритмических занятиях и во внеурочное время с учетом уровня музыкально-пластического развития детей.

Можно предположить, что некоторые учащиеся могут быть равными партнерами слышащих детей в данном виде художественной деятельности, однако к настоящему времени не созданы программно-методические рекомендации по внеурочной интегрированной работе, связанной с музыкально-пластическим развитием детей. Важными и недостаточно разработанными в сурдопедагогике являются также вопросы изучения особенностей музыкально-пластического развития детей с нарушениями слуха на начало школьного обучения, формирования у них музыкально-пластической импровизации как важного направления художественно-творческого развития, не представлены научно обоснованные методики динамического изучения развития у учащихся данного вида музыкально-исполнительской деятельности. Таким образом, имеется реальное противоречие между значимостью эффективной работы по развитию музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста как одного из направлений образовательно-коррекционной работы, способствующей их более полноценному развитию, социальной адаптации, и недостаточной разработанностью комплексной дифференцированной системы работы на музыкально-ритмических занятиях и в условиях дополнительного образования.

Концепция повышения эффективности обучения движениям под музыку детей с нарушениями слуха базировалась на основных положениях системы их специального образования при комплексной реализации следующих педагогических условий: динамическое изучение музыкально-пластического развития воспитанников (на начало обучения, а также в конце каждого года экспериментального обучения), учет выявленных особенностей при разработке содержания, организации и методики развития музыкально-ритмических движений; соединение в едином образовательнокоррекционном процессе четырех направлений специальной работы: обучение восприятию музыки в аудиозаписи (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов); развитие правильного, выразительного и ритмичного исполнения под музыку отдельных движений (основных, гимнастических, танцевальных) и их композиций (музыкальнопластических этюдов, народных, бальных и современных танцев); поэтапное формирование музыкально-пластической импровизации под музыку при постепенном расширении самостоятельной творческой деятельности воспитанников; введение в образовательно-коррекционный процесс специальных занятий дополнительного образования, разработанных на основе содержательно-методической преемственности, с музыкально-ритмическими занятиями при реализации дифференцированного подхода, учитывающего особенности музыкально-пластического развития типичных групп учащихся, их возможностей участия в интегрированных внеурочных занятиях.

В исследовании участвовали слабослышащие дети (141 человек), их слышащие сверстники (43 человека). Педагогический эксперимент проводился в школах № 30 и № 52 города Москвы и в средних общеобразовательных школах № 220 города Москвы и № 2 города Юбилейный Московской области. В апробации и внедрении результатов участвовали специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения II вида: № 22 города Москвы, городов Орла и Минусинска.

В процессе исследования разработана и апробирована методика изучения музыкально-пластического развития детей с нарушениями слуха, включающая 15 опытов. В первой серии (4 опыта) изучались возможности восприятия испытуемыми музыки (слабослышащих детей - в аудиозаписи, глухих -при восприятии музыки в исполнении учителя на фортепьяно), во второй серии (7 опытов) - особенности двигательной сферы, в третьей (4 опыта) -возможности правильного, выразительного и ритмичного выполнения под музыку заданных движе-

ний, воспроизведения несложной последовательности танцевальных движений, музыкально-пластическая импровизация. Опыты проводились индивидуально с каждым испытуемым (при использовании детьми индивидуальных слуховых аппаратов в режиме, определенном для постоянного ношения). Каждый опыт включал обучающую и контрольную части. При анализе полученных результатов использовались специально разработанные критерии; оценка выполнения задания осуществлялась в баллах (от 2 до 5 баллов); при этом невыполненными считались задания, оцененные 2 баллами.

Результаты обследования слабослышащих школьников свидетельствовали о неоднородности контингента воспитанников по уровню музыкальнопластического развития на начало школьного обучения. По результатам констатирующего эксперимента выделены три типичные группы испытуемых: в первую группу включены ученики, выполнившие все задания с оценками 5 и 4; во вторую группу -дети, получившие при выполнении заданий оценки 3, 4, 5; в третьей группе оказались учащиеся, не выполнившие одно или несколько заданий. У большинства слабослышащих испытуемых (78,7%) выявлен низкий уровень музыкально-пластического развития (третья группа); только небольшая часть учащихся оказались включенными во вторую и первую группу (соответственно 14,2% и 7,1% исп.).

Полученные результаты учтены при разработке содержания экспериментального обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида. Программа музыкально-ритмических занятий (раздел «Обучение движениям под музыку») для первого класса разработана на основе данных о музыкально-пластическом развитии учащихся, отнесенных к третьей группе, т.к. они составили большинство испытуемых. Программы для второго и третьего классов уточнены и дополнены с учетом результатов музыкально-пластического развития учащихся, полученных в контрольных экспериментах по итогам каждого года обучения. В содержание обучения наряду с существующими направлениями работы - обучение восприятию музыки (ее характера и основных средств музыкальной выразительности), выполнение под музыку отдельных движений, включая основные позиции рук и ног, построений и перестроений, обучение исполнению композиций народных, бальных и современных танцев, музыкально-пластических этюдов - включено поэтапное формирование музыкально-пластической импровизации как важного условия развития самостоятельной творческой художественной деятельности воспитанников. Кроме этого уточнено и дополнено содержание рабо-

ты над отдельными движениями (основными, танцевальными и гимнастическими), построениями и перестроениями, освоением основных позиций рук и ног, исполнением музыкально-пластических и пантомимических этюдов, разработаны музыкально-пластические композиции.

По результатам исследования оказалось, что для более полноценного музыкально-пластического развития слабослышащих младших школьников необходимо наряду с музыкально-ритмическими занятиями, которые в соответствии с учебным планом проводятся два раза в неделю (обучение движениям под музыку занимает не более 10 минут), введение специальных занятий дополнительного образования. В процессе педагогического эксперимента разработана и внедрена новая организационная форма дополнительного образования «Студия музыкально-пластического развития». Содержательно-методический и организационный компоненты работы базировались на преемственности с музыкально-ритмическими занятиями при реализации дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем музыкально-пластического развития на основе применения специально разработанных разноуровневых программ. Обучение в студии осуществлялось по группам, при комплектовании которых учитывались данные о музыкально-пластическом развитии учащихся: в первую группу включены слабослышащие дети, отнесенные к первой группе по уровню музыкально-пластического развития (на разных этапах экспериментальной работы занятия проводились со слабослышащими детьми и в интегрированной форме при включении группы их слышащих сверстников с аналогичным уровнем музыкально-пластического развития); во вторую и третью группу - слабослышащие учащиеся, отнесенные по уровню музыкально-пластического развития соответственно ко второй и третьей группам. Занятия в «Студии музыкальнопластического развития» посещали все учащиеся 1-3 классов два раза в неделю (продолжительность занятий - 40 минут).

При организации интегрированных занятий проводилась подготовительная работа, направленная на разъяснение участникам образовательного процесса в доступной форме задач, содержания и организации занятий, включая аспекты нравственного воспитания, а также возможностей и особенностей устной коммуникации слабослышащих детей со слышащими сверстниками. Эта работа осуществлялась с учетом результатов анкетирования, в процессе которого выявлялось отношение детей, родителей и учителей к внеурочной интегрированной работе, представлений о

возможностях общения слышащих людей с лицами, имеющими нарушения слуха. При проведении интегрированных занятий педагогом реализовывались требования к устной коммуникации со слабослышащими детьми (при использовании для всех учеников письменных табличек с заданиями, схем, рисунков, видеоматериалов, в том числе в форме компьютерных презентаций). Коммуникация слабослышащих и слышащих детей осуществлялась на основе устной речи, при этом слышащие дети по собственной инициативе использовали естественные жесты, слабослышащие старались говорить более внятно, при затруднениях соответствующую помощь оказывал учитель. На занятиях воспитанники целенаправленно побуждались к содержательному активному взаимодействию друг с другом, доброжелательному отношению.

На музыкально-ритмических и внеурочных занятиях использовались методические приемы выразительного показа движений учителем; одновременного исполнения движений под музыку учителем и детьми при обязательном самостоятельном повторении движений учениками; показ движений учеником или несколькими учениками; побуждение детей к импровизации в процессе разучивания отдельных музыкально-ритмических движений и их композиций; краткие словесные пояснения учителя и беседы, учитывающие особенности речевого развития учащихся, необходимость применения при затруднениях в устной коммуникации письменных табличек, схем, рисунков; использование компьютерных презентаций; просмотр учениками видеозаписей их исполнения, выступлений других учащихся и артистов с последующим их обсуждением и оценкой.

В обучающем эксперименте принимали участие 53 слабослышащих и 18 слышащих учащихся. В кон-

трольную группу вошли 28 слабослышащих учеников, музыкально-пластическое развитие которых осуществлялось прежде всего на музыкально-ритмических занятиях с использованием действующей программы, а также во внеурочное время при подготовке детей к праздничным школьным мероприятиям. Количественное соотношение учащихся в экспериментальных и контрольных классах по уровню музыкальнопластического развития, особенностям специального дошкольного образования, степени нарушения слуха было близким. В конце каждого года экспериментального обучения проводился контрольный эксперимент, результаты которого сопоставлялись в экспериментальных и контрольных классах.

Полученные результаты свидетельствовали о том, что принципиальные изменения в музыкально-пластическом развитии у учащихся экспериментальных классов произошли на втором году обучения: выполнение заданий всех серий опытов оказалось доступно всем испытуемым. После третьего года обучения все учащиеся экспериментальных классов выполнили задания с оценками 5 и 4 баллов; при этом большинство - с оценкой 5 баллов, что соответствовало критериям первой группы по уровню музыкально-пластического развития учащихся. При сопоставлении распределения учащихся экспериментальных и контрольных классов по группам в соответствии с уровнем музыкально-ритмического развития на протяжении трех лет обучения оказалось, что результаты экспериментального обучения ежегодно были значительно выше. В конце третьего года обучения в контрольных классах к первой группе были отнесены только 35,7% учеников, половина

- ко второй группе, у части учащихся (14,3%) уровень музыкально-пластического развития остался весьма низким (рис.1).

100

90

80

70

количество 60 испытуемых 50 (проценты) 40

30

20

10

0

1 группа

□ эксперим. класс 1 год обучения И контр.классы 2 год обучения_____

2 группа

1 контр.классы 1 год обучения I эксперим. классы 3 год оубчения

3 группа

В эксперим.классы 2 год обучения □ контр.классы 3 год обучения

Рис. 1. Распределение учащихся экспериментальных и контрольных классов по группам (в соответствии с уровнем музыкально-пластического развития) на протяжении трех лет обучения.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

Полученные данные доказали, что комплексная реализация разработанных педагогических условий способствует повышению эффективности музыкально-пластического развития слабослышащих младших школьников.

Результаты музыкально-пластического развития слышащих детей, посещавших интегрированные занятия во внеурочное время, свидетельствовали о высоком качестве выполнения ими заданий всех серий опытов (в большинстве случаев оценено 5 баллами). Репертуар детей включал народные, современные и бальные танцевальные композиции, воспитанники самостоятельно создавали оригинальные музыкально-пластические композиции. Важным результатом экспериментальной работы явилось то, что слабослышащие и слышащие дети с удовольствием посещали занятия, активно взаимодействовали друг с другом, у них развивались дружеские отношения.

Таким образом, в исследовании впервые научно обоснованы и определены содержание и методика изучения музыкально-пластического развития слабослышащих младших школьников, получены новые данные об особенностях музыкальнопластического развития слабослышащих детей при поступлении в специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения II вида по сравнению с их слышащими сверстниками, определены типичные группы слабослышащих детей по уровню их музыкально-пластического развития. По результатам исследования уточнено и дополнено содержание обучения движениям под музыку слабослышащих младших школьников на музыкально-ритмических занятиях с учетом результатов динамического изучения их музыкально-пластического развития, значимости включения в образовательно-коррекционный процесс музыкально-пластической импровизации. Полученные данные позволили доказать необходимость введения в образовательно-коррекционный процесс специальных занятий дополнительного образования, разработанных на основе содержательно-методической преемственности с музыкально-ритмическими занятиями при реализации дифференцированного подхода, учитывающего особен-

ности музыкально-пластического развития типичных групп слабослышащих детей, возможности проведения внеурочной интегрированной работы, направленной на музыкально-пластическое развитие воспитанников. Впервые получены научно обоснованные данные о возможностях музыкальнопластического развития слабослышащих младших школьников при комплексной реализации педагогических условий, способствующих повышению эффективности их обучения движению под музыку.

В исследовании определены и научно обоснованы педагогические условия повышения эффективности музыкально-пластического развития слабослышащих учащихся на музыкально-ритмических занятиях и во внеурочное время. Доказано, что комплексная реализация разработанных педагогических условий способствует достижению учащимися более высокого уровня музыкально-пластического развития по сравнению с учениками, обучающимися в традиционных условиях. Содержащиеся в исследовании теоретические положения, практические результаты и выводы апробированы и внедрены в ряде специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений II вида, реализованы в спецкурсе «Музыкально-пластическое развитие слабослышащих детей» на дефектологическом факультете ГОУ ВПО «МПГУ», могут быть использованы при усовершенствовании и переиздании действующих программ музыкально-ритмических занятий. Исследование не исчерпало всех аспектов проблемы повышения эффективности музыкально-пластического развития детей с нарушениями слуха. Перспективы дальнейшей научной работы авторов связаны с решением проблем повышения эффективности музыкально-пластического развития младших школьников с сенсоневральной глухотой при внедрении разработанных подходов с учетом особенностей данной категории детей с нарушениями слуха, а также с изучением влияния интегрированной внеурочной работы по музыкально-пластическому развитию воспитанников на личностные качества детей, формирование толерантности у воспитанников и их родителей.

Библиографический список

1. Авдеенко Е.С. Музыкально-пластическое развитие детей с нарушенным слухом. [Текст] // Совершенствование подготовки сурдопедагогов в новых условиях высшего педагогического образования. Учебно-методические комплексы. - М., 2009. - С. 503-525.

2. Авдеенко Е.С. Результаты экспериментальной работы по музыкально-пластическому развитию слабослышащих школьников. [Текст]. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради // № 34 (74), часть II (Педагогика, психология, теория и методика обучения). - СПб., 2008. - С. 9-14.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. [Текст]. - М., 1967. - 415 с.

4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. [Текст]. - М., 2003. - 272 с.

5. Кагарлицкая А.С., Тугова Н.А., Шелгунова Н.И. Программа музыкально-ритмических занятий (школы для слабослышащих и позднооглохших детей) [Текст]. - М., 1988. - 24 с.

7. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Вып. 2. [Текст]. - М., 1973. - 123 с.

8. Медведева Е.А., Комисарова Л.Н., Шашкина Г.Р., Сергеева О.Л. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. [Текст]. - М., 2002. - 400 с.

9. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. [Текст]. - М., 2001. - 246 с.

10. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. [Текст]. - М., 1997. - 608 с.

11. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Музыкальное движение. [Текст]. - М., 2000. - 310 с.

12. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха [Текст]: Учеб. пособие для студ. вузов / Е.З. Яхнина. - М., 2003. - 271 с.

13. Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов [Текст]: метод. пособие для учителей. - М., 1997. - 223 с.

YAKHNINA E.Z., AVDEENKO E.S.

THE INNOVATIVE APPROACHES TO THE TEACHING OF MUSICAL-RHYTHMIC MOVEMENTS OF THE

CHILDREN WITH HEARING DISORDER

The results of the pedagogical experiment are analyzed In the article. The conditions of Increase In the efficiency of educational-correctional process on the musical-rhythmic classes and specially lessons in «The Plastic Development Studio» are introduced.

Key words: children with hearing disorder, musical-plastic development, musical-rhythmic movements, musical-plastic improvisation, multilevel programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.