Научная статья на тему 'Результаты экспериментальной работы по музыкально-пластическому развитию слабослышащих школьников'

Результаты экспериментальной работы по музыкально-пластическому развитию слабослышащих школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАБОСЛЫШАЩИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / CHILDREN WITH HEARING DISORDER / SCHOOLCHILDREN / MUSICAL-PLASTIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеенко Е. С.

В статье проанализированы результаты исследования восприятия музыки, двигательной сферы, выполнения заданных движений и пластической импровизации под музыку, представлены новые формы работы по развитию движений под музыку в системе дополнительного образования занятия в "Студии музыкально-пластического развития" и специальные интегрированные занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of the experimental work on musical-plastic development of schoolchildren with hearing disorder

The results of schoolchildren's musical-plastic development are analysed in the article. The data concerning music perception, motor sphere and plastic improvisation to music are presented. New activity forms relating to development of motion to music in the supplementary educational system, classes in "The Plastic Development Studio" and specially integrated lessons are introduced.

Текст научной работы на тему «Результаты экспериментальной работы по музыкально-пластическому развитию слабослышащих школьников»

Е. С. Авдеенко

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа представлена кафедрой сурдопедагогики Московского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Е. З. Яхнина

В статье проанализированы результаты исследования восприятия музыки, двигательной сферы, выполнения заданных движений и пластической импровизации под музыку, представлены новые формы работы по развитию движений под музыку в системе дополнительного образования - занятия в «Студии музыкальнопластического развития» и специальные интегрированные занятия.

Ключевые слова: слабослышащие, школьники, музыкально-пластическое развитие.

The results of schoolchildren’s musical-plastic development are analysed in the article. The data concerning music perception, motor sphere and plastic improvisation to music are presented. New activity forms relating to development of motion to music in the supplementary educational system, classes in «The Plastic Development Studio» and specially integrated lessons are introduced.

Key words: children with hearing disorder, schoolchildren, musical-plastic development.

В системе специального образования детей с нарушениями слуха широко используются артпедагогические технологии, в том числе с привлечением средств музыкального искусства. Музыкальноритмическая деятельность, базирующаяся на синтезе музыки и движений, способствует эстетическому и нравственному воспитанию глухих и слабослышащих детей, приобщению их к духовной культуре, развитию психомоторной, эмоционально-волевой сферы, познаватель-

ных и творческих возможностей, коррекции и развитию двигательной сферы, слухового восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов). Это имеет важное значение для более полноценного личностного развития воспитанников, социальной адаптации. (Э. Н. Абилова, А. С. Кагарлицкая, Е. В. Парамонова, Н. А. Тугова, Е. Ф. Шершене-ва, Г. И. Яшунская, Е. З. Яхнина и др.).

С 1986 г. в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах

II вида (для слабослышащих и поздно-оглохших детей) введены музыкальноритмические занятия, одной из задач которых является формирование навыков выразительного, правильного и ритмичного выполнения под музыку основных движений, танцевальных и гимнастических упражнений, исполнения танцевальных композиций, участия в музыкально-двигательных играх. Однако возможности развития музыкально-ритмических движений у слабослышащих младших школьников изучены недостаточно: не разработаны концептуальный и содержательно-технологический компоненты комплексного подхода к музыкально-пластическому развитию воспитанников, включая методики изучения музыкально-ритмических движений у учащихся, не выявлены особенности овладения ими движениями под музыку. Таким образом, имеется реальное противоречие между значимостью эффективной работы по формированию музыкально-ритмических движений у слабослышащих школьников как одного из условий их более полноценного развития и недостаточной разработанностью данной проблемы в сурдопедагогике. Решение указанного противоречия определило проблему исследования: каковы педагогические условия повышения эффективности музыкальнопластического развития слабослышащих школьников? Решение данной проблемы явилось целью нашего исследования.

Задачи исследования включали: определение на основе анализа научнометодической литературы педагогических условий, способствующих повышению эффективности музыкальнопластического развития слабослышащих школьников; выявление особенностей музыкально-пластического развития детей при поступлении в образовательные (коррекционные) учреждения

II вида по сравнению со слышащими сверстниками (при использовании специально разработанных методик); разработку концептуального и содержательно-технологического компонентов комплексного подхода к музыкальнопластическому развитию воспитанников на музыкально-ритмических занятиях и в условиях дополнительного образования, включая интегрированные формы занятий (совместно со слышащими детьми); изучение особенностей музыкально-пластического развития слабослышащих учащихся при реализации разработанной образовательной модели.

Педагогический эксперимент проводился на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях II вида (№» 30, 52 г. Москвы) и общеобразовательных школ (№» 220 г. Москвы и № 2 г. Юбилейного Московской области). В нем участвовали 115 слабослышащих детей и 34 учащихся с нормальным слухом.

Основные методы исследования включали констатирующий и обучающий эксперименты по специально разработанным методикам.

Констатирующий эксперимент, проведенный на начало школьного обучения, состоял из четырех серий опытов: в первой серии опытов изучались возможности восприятия испытуемыми музыки (в аудиозаписи); во второй серии - особенности двигательной сферы; в третьей - возможности передачи характера и темпо-ритмической организации музыки с помощью несложных заданных движений; в четвертой - импровизации движений под музыку. Каждая серия состояла из нескольких опытов, включающих обучающую и контрольную части. В ходе проведения эксперимента музыка звучала в аудиозаписи (в исполнении на фортепиано профессиональными музыкантами). Слабослышащие дети воспринимали музыку с по-

мощью индивидуальных слуховых аппаратов в режиме, определенном для постоянного ношения.

При оценке результатов использовалась балльная система на основе специально разработанных критериев (от 2 баллов - задание не выполнено до 5 баллов -задание выполнено отлично).

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствовали о том, что большинству слабослышащих первоклассников оказалось доступно восприятие характера и темпа музыки: выполнили задания с оценкой «отлично» и «хорошо» соответственно 39,3 и 45,6% детей, с оценкой «удовлетворительно» - соответственно 43,1 и 44,6% учеников. Затруднения у испытуемых вызвали задания, связанные с восприятием метрорит-ма: 45% учащихся выполнили их с оценкой «удовлетворительно»; не выполнили 41,3% детей.

При изучении двигательной сферы выявлено, что задания, связанные с пе-реключаемостью движений и ориентированием в пространстве, выполнили все слабослышащие дети. При этом задания, связанные с переключаемостью движений, с оценками «отлично» и «хорошо» выполнили 76,8% учащихся, «удовлетворительно» - 23,2% детей; задания, связанные с ориентированием в пространстве, с оценками «отлично» и «хорошо» выполнили 82,8% испытуемых, с оценкой «удовлетворительно» -17,2% детей. Изменение темпа движений оказалось доступно 92% учеников, воспроизведение последовательности танцевальных движений - 88,2% детей; однако испытуемые в большинстве случаев допускали ошибки, включая искажение движений и нарушение их последовательности, что соответствовало оценке «удовлетворительно».

Существенные затруднения у слабослышащих детей вызвали задания в опытах, связанных с изучением статиче-

ской и динамической координации, мышечного чувства, ритмичности движений. У 70,6% испытуемых выявлено нарушение статической координации, у 76,% - нарушения ритмичности движений. Больше половины детей выполнили задания, связанные с проверкой динамической координации и мышечного чувства с оценкой «удовлетворительно» (соответственно 53 и 56,7%); часть детей эти задания не выполнили (соответственно 23,3 и 29,4% испытуемых).

В третьей серии опытов изучены возможности слабослышащих первоклассников в передаче характера музыки, ее темпо-ритмической структуры с помощью заданных несложных статических движений под музыку (руками, ногами и одновременно руками и ногами), а также элементарных движений в пространственной композиции. Наиболее доступным большинству детей оказалось воспроизведение характера и тем-по-ритмической структуры музыки при выполнении несложных движений руками (соответственно 98,1% испытуемых воспроизвели характер и 82,4% -темпо-ритмическую структуру музыки) и ногами (соответственно 86,3 и 76,5% испытуемых). При этом при воспроизведении характера музыки движениями рук выполнили задания с оценками «отлично» и «хорошо» 60,8% испытуемых, движениями ног - 45,1%. Только 39,1% детей с аналогичными оценками выполнили задания, связанные с воспроизведением темпо-ритмической структуры музыкального сопровождения руками, 25,5% детей - ногами. Передача характера и темпо-ритмической структуры музыки при одновременном выполнении движений руками и ногами затруднила большинство испытуемых: не выполнили данное задание соответственно 13,7 и 23,5% испытуемых; с оценкой «удовлетворительно» выполнили его соответственно 53,2 и 66,7%. Только

часть детей получили за выполнение данного задания оценки «отлично» и «хорошо» (соответственно 33,1 и 9,8%). Наибольшие трудности были выявлены при выполнении движений в пространственной композиции: не воспроизвели характер музыки 35,3%, темпо-ритмиче-скую структуру - 54% учащихся.

В четвертой серии опытов, связанной с музыкально-пластической импровизацией, у большинства испытуемых выявлено несоответствие используемых движений характеру и темпо-ритмиче-ской структуре музыки, ограниченное количество и недостаточная выразительность движений, отсутствие целостности композиции.

По результатам констатирующего эксперимента выделены три группы слабослышащих учащихся в зависимости от уровня развития восприятия музыки, двигательной сферы, выполнения заданных движений и импровизации под музыку. В I группе оказались испытуемые, выполнившие большинство заданий во всех сериях опытов с оценками «5» и «4» (13,7% испытуемых); во II группе - оценкой «3», иногда - «5» и «4» (25,5% испытуемых); в III группе -учащиеся, не выполнившие большинство заданий (60, 8% испытуемых).

При сопоставлении результатов констатирующего эксперимента, проведенного со слабослышащими детьми и их слышащими сверстниками, оказалось, что уровень музыкально-пластического развития испытуемых различался незначительно: 16,3% слышащих детей отнесены к I группе, 27,9% - ко II группе, 55,8% - к III группе. Полученные данные позволили предположить возможность организации и проведения интегрированных внеурочных занятий, способствующих не только музыкальнопластическому развитию воспитанников, но и социальной адаптации детей с нормальным и нарушенным слухом, бо-

лее полноценному формированию личности, включая развитие толерантности.

Педагогический эксперимент базировался на основных положениях музыкально-эстетического воспитания детей, включая музыкально-пластическое развитие (Э. В. Абдуллин, Л. Н. Алексеева, О. А. Апраксина, Н. А. Ветлуги-на, А. Н. Зимина, Д. Б. Кабалевский, С. Руднева, Э. Фиш, Ж.-Э. Далькроз, К. Орф и др.), системы образовательнокоррекционной работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида (И. Г. Багрова, Р. М. Бос-кис, И. М. Гилевич, А. Г. Зикеев, К. В. Комаров, К. Г. Коровин, Л. И. Тигранова, Н. И. Шелгунова и др.), современных подходах к интеграции детей с нарушениями слуха (Э. И. Леонгард, Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко и др.), научно-методических основах использования артпедагогических технологий (музыкально-ритмической деятельности) в системе специального образования (Г. А. Волкова, В. А. Гринер, И. Ю. Левченко, Е. А. Медведева, Е. В. Оганесян, Н. А. Рычкова, Н. А. Тугова, Г. Р. Шаш-кина, Е. З. Яхнина и др.).

В процессе экспериментального обучения слабослышащих детей (73 испытуемых) осуществлялся комплексный подход к их музыкально-пластическому развитию, базирующийся на преемственности в содержании и педагогических технологиях обучения движениям под музыку на музыкально-ритмических занятиях и в специально разработанной организационной форме дополнительного образования - «Студии музыкально-пластического развития». Необходимость введения новой формы внеурочной работы обусловлена прежде всего тем, что в соответствии с действующей программой музыкально-ритмических занятий специальная работа по развитию музыкально-ритмических движений занимает весьма ограниченное вре-

мя (не более 10 минут на занятии), при этом организация музыкально-ритмических занятий, предполагающая преимущественно фронтальные формы работы, не позволяет в полной мере учитывать в образовательно-коррекционном процессе особенности музыкальнопластического развития каждого ученика. Кроме этого, в студии предусмотрены интегрированные занятия со слышащими детьми, позволяющие слабослышащим воспитанникам уже с первого класса на равных включаться в совместную деятельность со сверстниками, имеющими нормальный слух.

Обучающий эксперимент проводился в каждом классе два года (первый -второй год обучения) при использовании специально разработанной методики, учитывающей требования действующей программы музыкально-ритмических занятий. Дети учились правильно, выразительно и ритмично выполнять музыкально-ритмические движения, участвовать в музыкально-пространственных и танцевальных композициях, играх, у них формировались навыки музыкально-пластической импровизации. Важное значение придавалось их эстетическому, нравственному воспитанию, эмоциональному развитию, приобщению к духовной культуре, фольклору, расширению кругозора, активизации речевого развития учеников.

В содержание экспериментального обучения на музыкально-ритмических занятиях и в «Студии музыкально-пластического развития» наряду с традиционно используемыми движениями под музыку, элементами танца, гимнастическими упражнениями, музыкально-пространственными, танцевальными композициями и музыкально-двигательными играми были включены специальные этюды - музыкально-пластические (разработанные на основе упражнений, предложенных Л. Н. Алексеевой, И. Е. Кула-

гиной и др.), пантомимические и психогимнастические, способствующие овладению учениками приемами музыкально-двигательной выразительности. Развитие музыкально-ритмических движений осуществлялось в целостных художественных композициях, базирующихся на едином музыкально-двигательном образе. При этом формальная отработка движений исключалась. Важное значение придавалось развитию у учеников восприятия характера музыки, ее темпоритмической структуры при прослушивании музыки в аудиозаписи (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов).

Обучение слабослышащих детей в «Студии музыкально-пластического

развития» осуществлялось при использовании разноуровневых программ, учитывающих музыкально-пластическое развитие учащихся трех типичных групп. При обучении детей I группы основное внимание уделялось развитию музыкально-пластической импровизации, умений самостоятельно воплощать в выразительных движениях художественный образ, соответствующий музыкальному сопровождению, на основе совершенствования навыков восприятия музыки, развития отдельных сторон двигательной сферы. С учащимися II группы проводилась работа, направленная на развитие восприятия характера музыки, основных средств музыкальной выразительности, коррекцию и развитие двигательной сферы, обучение импровизации под музыку на основе знакомых движений и предложенных педагогом образов. С детьми III группы в первоначальный период обучения проводилась работа по формированию правильных, выразительных и ритмичных движений под музыку, подготовительные упражнения к развитию музыкально-пластической импровизации при использовании музыкально-пластические этюдов, панто-

мимических и психогимнастических упражнений.

В интегрированные занятия были включены в основном слабослышащие дети с высоким уровнем музыкальнопластического развития, а также навыками устной речи, обеспечивающими коммуникацию со слышащими сверстниками (в экспериментальную группу входило 9 слабослышащих и 9 слышащих детей). По результатам специального опроса всех участников образовательного процесса - слабослышащих и слышащих детей, их родителей, учителей - до проведения интегрированных занятий проводилась определенная разъяснительная работа. На занятиях основное внимание уделялось разучиванию танцевальных композиций и пластической импровизации. При этом целенаправленно обеспечивалось постоянное взаимодействие детей с нормальным и нарушенным слухом. Данные, полученные при опросе детей, проведенном в конце экспериментального обучения, свидетельствовали о развитии у них чувства толерантности, формировании доброжелательных отношений.

Результаты обучения всех воспитанников студии демонстрировались на школьных праздниках; дети исполняли музыкально-пластические композиции, составленные с учетом их возможностей.

Полученные в обучающем эксперименте данные свидетельствовали о том, что все испытуемые успешно выполнили задания констатирующего эксперимента. При этом большинство учащихся со средним уровнем музыкальнопластического развития (на начало обучения в школе) достигли высокого уровня выполнения контрольных заданий. Подчеркнем, что у части учеников с низким уровнем музыкально-пластического развития также оказалось возможным сформировать высокий уровень восприятия характера музыки, ее темпо-ритмической организации, развития двигательной сферы, движений под музыку и музыкально-двигательной импровизации. При сопоставлении результатов экспериментального обучения и обследования детей контрольной группы, посещавшей только музыкальноритмические занятия, было выявлено, что разработанная образовательная модель способствует повышению эффективности музыкально-пластического развития слабослышащих младших школьников.

Перспективным направлением является организация интегрированных занятий по музыкально-пластическому развитию детей с нормальным и нарушенным слухом. Различные аспекты данной проблемы явятся предметом наших дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.