Научная статья на тему 'Оздоровительная аэробика как средство развития психоэмоциональной составляющей в структуре личности слабослышащих школьников 12-15 лет'

Оздоровительная аэробика как средство развития психоэмоциональной составляющей в структуре личности слабослышащих школьников 12-15 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
586
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ПОДРОСТКИ / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / РЕАКТИВНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / НАСТРОЕНИЕ / ЭМОЦИИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА / HARD-OF-HEARING TEENAGERS / SPEECH DAMAGE / PSYCHO-EMOTIONAL SPHERE / REACTIVE AND PERSONAL ANXIETY / MOOD / EMOTIONS / HEALTH AEROBICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калинчева Яна Валентиновна, Сютина Валентина Игоревна

Поражение функции слухового анализатора у детей приводит к целому ряду вторичных отклонений. Прямым следствием данной патологии являются нарушения в речевом развитии. Ограничение в восприятии, интерпретации и самостоятельном воспроизведении сигналов значительно уменьшает возможность для межличностных коммуникативных процессов, что, в свою очередь, формирует недостаточный уровень развития психоэмоциональной и социальной сферы личности детей с нарушением слуха. Необходимым условием развития данной категории детей является двигательная деятельность. Эмоциональными, позитивно окрашенными, влияющими на развитие познавательных процессов, коррекцию и компенсацию недостатков в психическом развитии, являются занятия оздоровительной аэробикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калинчева Яна Валентиновна, Сютина Валентина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH AEROBICS AS MEANS OF DEVELOPMENT OF PSYCHO-EMOTIONAL COMPONENT IN PERSONALITY'S STRUCTURE OF HARD-OF-HEARING SCHOOLCHILDREN AT 12-15 YEARS

The damage of function of hearing analizators of children lead to a row of secondary deviations. The result of this pathology is the damages of speech development. Limit of perception, interpretation and self-production of signals incredibly decrease the ability of interpersonal communication processes, that in turn forms insufficient level of development of psycho-emotional and social sphere of hard-of-hearing children' personality. The necessary condition of development of this category of children is movement activity. The studies of health aerobics are emotional, positively colored, influencing on cognition processes, correction and drawbacks compensation in psychological development.

Текст научной работы на тему «Оздоровительная аэробика как средство развития психоэмоциональной составляющей в структуре личности слабослышащих школьников 12-15 лет»

УДК 616.89-008.434

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ 12-15 ЛЕТ

© Яна Валентиновна КАЛИНЧЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры адаптивной физической культуры,

e-mail: sdyusshor-6@ yandex.ru © Валентина Игоревна СЮТИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спорта, зам. директора института физической культуры и спорта по научной работе, e-mail: [email protected]

Поражение функции слухового анализатора у детей приводит к целому ряду вторичных отклонений. Прямым следствием данной патологии являются нарушения в речевом развитии. Ограничение в восприятии, интерпретации и самостоятельном воспроизведении сигналов значительно уменьшает возможность для межличностных коммуникативных процессов, что, в свою очередь, формирует недостаточный уровень развития психоэмоциональной и социальной сферы личности детей с нарушением слуха. Необходимым условием развития данной категории детей является двигательная деятельность. Эмоциональными, позитивно окрашенными, влияющими на развитие познавательных процессов, коррекцию и компенсацию недостатков в психическом развитии, являются занятия оздоровительной аэробикой.

Ключевые слова: слабослышащие подростки; нарушение речи; психоэмоциональная сфера; реактивная и личностная тревожность; настроение; эмоции; оздоровительная аэробика.

Развитие детей с нарушенным слухом происходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Нарушение слуха, являясь первичным дефектом, приводит к недоразвитию речи - функции, наиболее тесно связанной со слухом, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с данной патологией опосредованно. Проблемы слуховой функции оказывают негативное воздействие на вестибулярный, кинестетический анализаторы и сопровождаются задержкой формирования прямостояния, нарушением мышечного тонуса и способности поддерживать равновесие, недоразвитием пространственной ориентации, затруднениями в дифференциации двигательных ощущений и выполнении сложнокоординированных движений [1, с. 99104; 2]. Изучение функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) слабослышащих школьников 12-15 лет на основе показателей сенсомоторных реакций (время простых зрительно-моторных реакций, время и количество ошибок сложных зрительно-моторных реакций, точность воспроизведения интервалов времени) выявило более низкие показатели у детей с наруше-

ниями слуха по сравнению с их здоровыми сверстниками [3, с. 104-109].

У детей с данной патологией в 80 % случаев кроме отставания в двигательном развитии и синдрома задержки психического развития, отмечаются вторичные невротические расстройства - от эмоционально-волевой незрелости, психического инфантилизма, наивности, внушаемости до гиперактивности, раздражительности, эмоциональной неустойчивости, повышенной возбудимости и капризности [4].

На существующие особенности психоэмоциональных и нейродинамических функций детей с нарушениями слуха указывают исследования, проведенные С. А. Кураминым (2008). Дети с нарушением слухового анализатора отстают в возрастном развитии психофизиологических функций от здоровых детей. Эти изменения сочетаются с измене -ниями психоэмоциональной сферы, появлением отрицательного эмоционального настроя, снижением уровня эмоционального реагирования, повышенным уровнем тревожности, наличием страхов, признаков неудовлетворенности школьников в общении [5].

Эмоциональное состояние неслышащих детей характеризуется значительным превышением, по сравнению с нормально слышащими детьми, фактора нестабильности и фактора тревожности, снижением фактора активности и фактора работоспособности [6, с. 28-29; 3, с. 104-109]; проявляется несфор-мированность навыков подчинения общим требованиям и правилам игры, неспособность сосредоточиться на задании, неустойчивость внимания, расторможенность поведения и т. д. Из-за трудностей освоения пространства у глухих детей возникает неуверенность, замкнутость, рассеянное внимание, робость, стеснительность [7].

Социальные ограничения детей с нарушенным слухом, проявляющиеся в виде информационного и коммуникативного «голода», низкой любознательности и общительности, высоком стремлении к уединению, практическом отсутствии стремления к лидерству, эмоциональной защите путем самоизоляции, тормозят их психическое развитие и в дальнейшем могут привести к снижению качества жизни [6, с. 26-29]. К изменениям в структуре личности приводят и условия воспитания ребенка - круглогодичное пребывание в школе-интернате, с выездом домой только на каникулы. По мнению Л.С. Выготского, специальная школа-интернат замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит в настоящую жизнь. Выпускники таких школ приобретают ряд таких характерологических черт как инфантилизм, неумение организовать свой быт, нежелание соразмерять свои потребности с условиями жизни и т. д. Поздний переход выпускника (как правило, в 19-20 лет) из условий интерната в социум носит для них болезненный характер [8].

Исследования вышеуказанных авторов свидетельствуют о необходимости использования средств психофизического оздоровления и коррекции детей с нарушениями слуховой сенсорной системы, создания положительного эмоционального фона в процессе обучения и воспитания, привития уверенности в своих силах для достижения жизненных целей, полноценного участия в социально-общественной деятельности. В настоящее

время разработано немало педагогических технологий оздоровления аномальных детей средствами физической культуры, что является одним из направлений их социальной реабилитации [2; 6, с. 26-29; 9, с. 78-79].

Психическое развитие личности осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов в их неразрывном единстве. Соотношение этих факторов в формировании различных функций неоднозначно. А.Н. Леонтьевым центральное место в концепции структуры и развитии личности отведено деятельности. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность [10].

Выдвигая гипотезу о возможности использования оздоровительной аэробики как эффективного средства психоэмоционального развития слабослышащих подростков, мы опирались на специфику данного вида двигательной деятельности.

- Музыкальное сопровождение (частота звука, темп, ритм) занятий компенсирует недостаток восприятия звуков, создает положительный эмоциональный фон.

- Эмоционально-выразительные движения тренера-преподавателя (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию общения и воздействия - определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия движений.

Главная функция эмоций у человека состоит в том, что благодаря эмоциям люди понимают друг друга, не пользуясь речью. Экспрессивная и коммуникативная функции эмоций являются важнейшим фактором регуляции процессов познания [11].

- В общении с занимающимися используются специальные жесты (управления группой, одобрения, похвалы и др.).

Жесты как внешнее эмоциональноэкспрессивное выражение состояний приобретаются в результате обучения и воспитания, являясь неотъемлемой составляющей общения [11].

- В процессе занятий оздоровительной аэробикой школьники выполняют двигательные упражнения с включением элементов психической деятельности (выполнение упражнений на вестибулярную устойчивость с одновременным решением интеллектуальных задач); упражнения скоростно-силового

характера; упражнения с постепенным ускорением и замедлением движений; упражнения на равновесие с последующей фиксацией статичной позы; упражнения на развитие внимания, наблюдательности, моторно-слуховой и пространственной памяти, упражнения с установкой на точность и красивое исполнение [12].

- Включение комплекса силовых упражнений способствует формированию активной установки на преодоление объективной трудности. Различные ритмические и танцевальные упражнения являются эффективным средством психической регуляции, так как уравновешивают возбудительный и тормозной процессы.

- Занятия проводятся в группе, общение протекает в процессе коллективной деятельности, где его совместное взаимодействие с педагогом, членами группы направлено на познание отношений между людьми, расширение кругозора [12].

В проведенном нами исследовании выявлялся уровень тревожности (реактивной, личностной) и уровень самочувствия, активности и настроения у слабослышащих детей 12-15 лет. В исследовании приняли участие мальчики и девочки, обучающиеся в Тамбовском государственном образовательном учреждении «Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат II вида» (г. Рассказово), их здоровые сверстники из общеобразовательных школ г. Тамбова. Общее число участников эксперимента составило 110 человек (в группе 12-13 лет - 52 школьника, в группе 14-15 лет - 58).

Методика «Шкала самооценки уровня тревожности» является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент времени (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека) [13]. Результаты констатирующего эксперимента, представленные на рис. 1, наглядно демонстрируют более высокий уровень реактивной (на 18,3 %) и личностной тревожности (на 24,5 %) у слабослышащих школьников по сравнению с их здоровыми сверстниками.

У испытуемых в обеих группах преобладает умеренный уровень реактивной и личностной тревожности, но как в одном, так и в другом случае показатели в группе здоровых

школьников отражают более благополучную ситуацию (реактивная выше на 21,3 %, личностная - на 21 %).

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в данный момент. Очень высокая реактивная тревожность может вызывать нарушение внимания, тонкой координации и возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Личностная тревожность понимается как индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий круг событий как угрожающие.

В целом высокий уровень тревожности детей с нарушением слуха показывает склонность воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности, формирует отрицательное отношение к детям, людям вообще, мстительности, враждебности, стремление к уединению. Детям с высокой оценкой тревожности большое внимание следует уделять формированию чувства уверенности в себе и чувства успеха. Анализ результатов тестирования уровня реактивной и личностной тревожности дает основание предположить, что повышение уровня физической подготовленности и функционального состояния будет способствовать снижению уровня тревожности, создавая тем самым предпосылки для социализации детей с нарушением слуха.

С целью оперативной оценки самочувствия, активности и настроения слабослышащих детей 12-15 лет и их здоровых сверстников нами использовался опросник САН [14, с. 141-145]. Результаты эксперимента представлены на рис. 2. По всем шкалам были выявлены более низкие показатели у школьников с нарушением слуха по сравнению со здоровыми детьми. Так, средняя оценка по шкале самочувствия у слабослышащих школьников меньше на 1,06 балла, по шкале активности - на 1,16 баллов, по шкале настроения - на 1,48 балла.

Наблюдая за слабослышащими детьми в ходе проведения занятий оздоровительной аэробикой в рамках формирующего эксперимента, нами подтверждаются данные о том, что дети с нарушением слуха отличаются бедностью и слабостью эмоций, замедленным темпом движений, заторможенно-

стью реакций, низким уровнем работоспособности, замедленным переключением внимания [3, с. 104-109]. Что негативно влияет на выполнение заданий, требующих равной затраты сил, длительного напряжения, устойчивости внимания, терпения.

Учет психодинамических особенностей ребенка с нарушением слуха требует подбора конкретных форм педагогических воздействий. Нет сомнений, что детям с нарушением слуха необходимо заниматься физическими упражнениями, требующими настойчивости, упорства и терпения, именно такие упражнения способствуют совершенствованию дви-

гательного и эмоционального самоконтроля, являющегося необходимым условием коррекции поведения. Основная из задач при проведении занятий - постоянно концентрировать внимание учащихся, создавать такие условия деятельности, при которых задание будет постоянно представлять для них интерес, оставаясь объектом внимания. В коррекции поведения детей необходимо постоянно расширять круг двигательных интересов.

На рис. 3, 4 представлены результаты тестирования, проведенного по окончании эксперимента.

78 5

слабослышащие здоровые слабослышащие здоровые

РЕАКТИВНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ

■ высокая ■ умеренная ■ низкая

Рис. 1. Распределение уровня реактивной и личностной тревожности у слабослышащих школьников и их здоровых сверстников 12-15 лет (%)

Рис. 2. Распределение уровня самочувствия, активности, настроения у слабослышащих школьников и их здоровых сверстников 12-15 лет (баллы)

начало окончание начало окончание

РЕАКТИВНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ

■ высокая ■ умеренная ■ низкая

Рис. 3. Распределение уровня реактивной и личностной тревожности у слабослышащих школьников 12-15 лет за время проведения педагогического эксперимента (%)

Рис. 4. Изменение уровня самочувствия, активности, настроения у слабослышащих школьников 12-15 лет за время проведения педагогического эксперимента (баллы)

Снижение уровня реактивной и личностной тревожности у слабослышащих школьников имело статистически достоверные результаты, что позволило констатировать эффективность влияния занятий оздоровительной аэробикой на коррекцию психоэмоциональной сферы. По окончании эксперимента было выявлено повышение умеренного уровня реактивной тревожности на 20,3 %, снижение высокого - на 15,3 % и низкого -на 5 %. Изменение показателей личностной тревожности также имеют положительную тенденцию: высокий уровень сократился до 25 %, низкий уровень - до 5,6 %. В норме личностная тревожность проявилась у 69,4 % слабослышащих школьников.

Изменения прослеживаются по показателям, отражающим уровень самочувствия, активности и настроения. Оценка уровня самочувствия повысилась до 5,78 баллов, активности - до 6,13 баллов, настроения - до 5,92 баллов (рис. 4).

Положительная динамика результате, позволяет нам констатировать, что занятия оздоровительной аэробикой, включающие систему комплексных упражнений, различных по своему характеру в сочетании с бегом, прыжками, танцами, выполняемыми под музыку, оказывают положительное влияние на эмоциональное и психическое состояние, настроение и чувства слабослышащих подростков. Данный вид двигательной активно-

сти (в частности, такие функции движения, как возможность выразить себя, исследовать, общаться, сравнить себя с другими) выступает инструментом развития личности. Школьники, имеющие данную патологию, овладевают не только техническими и тактическими умениями, теоретическими и методическими знаниями, присущими занятиям оздоровительной аэробикой, но и одновременно познают такие ценностные характеристики, относящиеся к области чувств и разума, как радость, отдых, здоровье.

1. Калинчева Я.В. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на показатели статического равновесия и быстроты реакции слабослышащих школьников 12-15 лет // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 9 (101).

2. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М., 1992.

3. Сютина В.И., Калинчева Я.В. Функциональное состояние нервно-мышечной системы слабослышащих детей как критерий индивидуализации процесса обучения движениям // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 9 (101).

4. Дзержинская Л. Б. Методика коррекции отклонений в развитии глухих дошкольников средствами ритмической гимнастики: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1997.

5. Курамин С.А. Возрастные особенности психофизиологических функций у детей 7-10 лет

с нарушением слуха: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Челябинск, 2008.

6. Новичихина Е.Н., Хода Л.Д. Исследование влияния игровой деятельности в адаптивной двигательной рекреации на психофизическое развитие неслышащих детей 8-11 лет // Адаптивная физическая культура. 2006. № 4.

7. Крамаренко А. Л. Методика повышения двигательной активности глухих младших школьников на основе использования средств аудиовизуального воздействия: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2009.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. М., 1983. Т. 5.

9. Строгова Н.А. Адаптивная физическая культура как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 2.

10. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1984.

11. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М., 2001. Кн. 1.

12. Аэробика. Теория и методика проведения занятий / под ред. Е.Б. Мякиченко, М.П. Шестакова. М., 2002.

13. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностики. СПб., 2008.

14. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973. № 6.

Поступила в редакцию 11.10.2011 г.

UDC 616.89-008.434

HEALTH AEROBICS AS MEANS OF DEVELOPMENT OF PSYCHO-EMOTIONAL COMPONENT IN PERSONALITY’S STRUCTURE OF HARD-OF-HEARING SCHOOLCHILDREN AT 12-15 YEARS

Yana Valentinovna KALINCHEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: [email protected]

Valentina Igorevna SYUTINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Theory and Methodics of Physical Education and Sport Department, Vice Director of Physical Culture and Sport Institute for Scientific Work, e-mail: [email protected]

The damage of function of hearing analizators of children lead to a row of secondary deviations. The result of this pathology is the damages of speech development. Limit of perception, interpretation and self-production of signals incredibly decrease the ability of interpersonal communication processes, that in turn forms insufficient level of development of psycho-emotional and social sphere of hard-of-hearing children’ personality. The necessary condition of development of this category of children is movement activity. The studies of health aerobics are emotional, positively colored, influencing on cognition processes, correction and drawbacks compensation in psychological development.

Key words: hard-of-hearing teenagers; speech damage; psycho-emotional sphere; reactive and personal anxiety; mood; emotions; health aerobics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.