Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 113-116.
удк 376.33 И. В. Новиков, В. В. Новиков
Особенности физического развития детей с нарушениями слуха и пути его коррекции средствами спортивной гимнастики
В статье рассматриваются особенности развития координационных способностей у детей с нарушением слуха. Даётся обоснование актуальности проблемы физического развития и в частности развития координационных способностей детей с нарушением слухового анализатора. Описываются особенности опорно-двигательного аппарата детей с патологией слуха и особенности выполнения ими естественных движений. Раскрываются физические и психофизиологические особенности развития вестибулярного аппарата детей с различными нарушениями слуха. Установлены особенности работы вестибулярного аппарата и отмечена взаимосвязь физических упражнений и работы левого полушария мозга ребёнка.
Исследователем указывается необходимость учета индивидуальных особенностей развития организма детей с нарушением слуха при проведении с ними педагогической работы. В частности отмечено, что при осуществлении занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими различные нарушения слуха необходимо учитывать, как индивидуальные особенности личности ребёнка, так и особенности характерные при нарушении слухового анализатора.
Автором подводится итог статьи, и определяются дальнейшие способы решения актуальной проблемы развития координационных способностей детей с нарушением органа слуха.
Ключевые слова: слуховые нарушения; физическое развитие; физические упражнения; спортивная гимнастика; ребёнок
Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 113-116.
I. V. Novikov, V. V. NoviKOv
Features of physical development of children with hearing impairment and its correction by means of gymnastics
The article is devoted to the problem of physical education of children with hearing impairment. The features of physical development of children with auditory disorders are revealed. The influence of physical exercises on the development of children with hearing impairment is considered. Indicated the urgency of the problem of physical development and in particular development of coordination abilities of children with hearing impairment. Indicates the necessity of taking into account individual peculiarities of development of children with hearing impairment in the conduct of pedagogical work. Ways of correction of physical development of children with hearing impairment by means of sports gymnastics are presented.
Keywords: hearing disorders; physical development; exercise; sports gymnastics; child
Введение
ажнейшей проблемой современности является вопрос гармоничного развития и обучения детей с нарушениями слуха. В настоящее время нарушениями слуха в разной степени страдают от шести до восьми процентов населения Земли. В Российской Федерации проживает около тринадцати миллионов человек с отсутствием слуха, или какими-либо видами его нарушения, из них около одного миллиона человек составляют дети [5, с. 5].
Нарушения слуховой функции ведёт к нарушению функциональных систем организма, что в свою очередь приводит к снижению показателей в развитии физических и психических процессов детей. Нарушения слуха приводят к замедлению и искажению естественных процессов индивидуального развития ребёнка [5, с. 5].
В настоящее время благодаря проведенным исследованиям функционального развития детей с нарушениями слуха, в коррекционной педагогики и психологии имеется достаточно сведений, которые объясняют особенности физического и психологического развития. Раскрываются методические аспекты работы с такими детьми. Описаны особенности влияния нарушений слуха на развитие двигательных качеств детей.
Заболевание органа слуха имеем биологическую основу. у детей с нарушением слуха происходит нарушение строения биологических структур. Вследствие чего нарушается восприятие звуковых сигналов поступающих из внешнего мира. Данное обстоятельство сказывается на психо-эмоциональном развитии ребёнка.
В двигательной области развития ребёнка с нарушениями слуха, обнаруживаются отклонения преимущественно в работе вестибулярного анализатора. Негативное влияние рассматриваемой патологии сказывается на удержании равновесия, пространственной ориентации. Возникают сложности при выполнении сложнокоор-динационных действий. Движения выполняются резко, грубо, при осуществлении двигательных актов отсутствует размеренность и плавность.
Для детей с нарушением слуха большое значение имею сложно-координационные движения. Выполнение физических упражнений на координацию, способствует развитию всей коры больших полушарий мозга, что особенно важно при коррекции нарушений слухового анализатора.
Для коррекции отставания в физическом развитии детей с нарушениями слуха и укрепления здоровья необходимо проводить занятия физическими упражнениями. Большие возможности в вопросе физического развития детей с нарушениями слуха имеют занятия спортивной гимнастикой. Благодаря большому разнообразию двигательных действий при занятиях спортивной гимнастикой у детей развивается координация
движений, а также повышается общий уровень двигательной активности, развиваются двигательные способности. Таким образом, в спортивной гимнастике имеется достаточно возможностей для коррекции отклонений в физическом развитии детей с различными нарушениями слуха.
Цель исследования: рассмотреть особенности физического развития детей с нарушениями слуха и выявить пути его коррекции средствами спортивной гимнастики.
Дети, имеющие нарушения слуха по сравнению со сверстниками, имеют отставание в физическом развитии по показателям массы тела, длинны, динамометрии, у них наблюдается замедление в развитии объёма лёгких [4, с. 5]. М. а. Игнатьев [3, с 17], в диссертационной работе отмечает, что для детей школьного возраста с нарушением слуха характерными являются следующие отклонения: замедленное развитие в антропометрических показателях; пониженный уровень координационных способностей, что выражается в неуверенном выполнении движений; наблюдаются сложности сохранения равновесия (динамического и статического); более длительное овладение двигательными навыками, по сравнению со слышащими детьми; нарушения осанки; низкий уровень силовых способностей. Однако следует сказать, что дети с нарушением слуха имеют те же биологические закономерности физического развития, что и здоровые дети [5, с. 40].
у детей с различной патологией слуха наблюдается дисгармоничное физическое развитие в 62% случаев, нарушения опорно-двигательного аппарата в 43,6% случаев, общая задержка моторного развития наблюдается у 80% детей с рассматриваемой патологией [5, с. 39]. Таким образом, нарушение слухового анализатора, замедляя физическое развитие детей, в значительной мере сказывается на их двигательной активности. Наиболее выраженные отклонения в двигательной активности у детей с нарушениями слуха проявляются в моторике. Движения детей скованные, лишены пластичности, им сложно сохранять динамическое и статическое равновесие, слабо развиты способности пространственной ориентировки и способность к поддержанию заданного ритма движений [2, с. 41]. Таким образом, нарушения в двигательной области детей с рассматриваемой патологией преимущественно связаны с нарушением вестибулярного анализатора [4, с. 5; 6, с. 6].
авторы, которые занимались вопросами совершенствования физического воспитания детей с нарушениями слуха, сходятся во мнении, о том, что коррекция и компенсация отклонений в физическом развитии возможна [3; 4; 5]. При помощи систематических и целенаправленных занятий физическими упражнениями, на основе специально подобранных и разработанных программ можно добиться существенных результа-
Perspectives с^ Science & Education. 2018. 2 (32)
тов в коррекции физического развития детей с нарушениями слуха. Для детей с нарушениями слуха физические упражнения служат не только средством физического развития, формирования и поддержания физического здоровья, но также являются средством развития коры головного мозга [2, с. 40].
Проведение и организация занятий физическими упражнениями, с детьми, имеющими нарушения слуха должны проходить не так как занятия со здоровыми детьми. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что слишком большие нагрузки могут навредить здоровью детей [7, с. 5]. Следует учитывать особенности заболевания и делать акцент на развитие необходимых двигательных способностей. Одной из важнейших составляющих физического воспитания детей с нарушениями слуха является развитие координационных способностей. Главными компонентами координационных способностей являются такие составляющие как равновесие, ориентировка в пространстве, совершенствование ритма движений. Одним из возможных вариантов физических упражнения нами видятся средства спортивной гимнастики. Однако, следует оговориться, что методика занятий спортивной гимнастикой с детьми с нарушением слуха должна быть адаптирована к особенностям данной патологии.
Спортивная гимнастика представляет собой сложнокоординационный вид спорта. Упражнения спортивной гимнастики отличаются большим разнообразием, их выполнение требует от занимающегося развития гибкости, силы и скоростных способностей. Занятия спортивной гимнастикой имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами спорта. Преимущество заключается в том, что гимнастические упражнения благодаря своей вариативности, просто дозировать - повышать или понижать их сложность.
В свою очередь выполнение упражнений направленных на развитие координационных способностей детей с нарушениями слуха (метание в цель, удержание равновесия, прохождение лабиринта, выполнение перекатов) способствует снятию накапливающегося психического напряжения, повышению активности функций всех отделов коры головного мозга и развитию нейронных связей.
В связи с этим, в процессе развития детей с нарушениями слуха является целесообразным проведение занятий физической культурой с акцентом на развитие координационных способностей.
Следует отметить, что целенаправленное развитие вестибулярного аппарата у детей с нарушением органа слуха при выполнении физических упражнений приводит к значительному улучшению показателей статического и динамического равновесия [2, с. 43].
При осуществлении занятий физическими упражнениями с детьми с различными нарушениями слуха учитываются индивидуальные особенности. Необходимо учитывать, как индивидуальные особенности личности ребёнка, так и особенности характерные при нарушении слухового анализатора. Применяемая педагогом «система средств, используемых для коррекции и компенсации физических недостатков, должна обладать разносторонним характером воздействия на организм» ребёнка [1, с. 44].
Таким образом, у детей с рассматриваемым нарушением отмечается недостаточная координация и неуверенность в движениях. Это выражается в замедленном овладении двигательными навыками, медленном тепе выполнения движений и трудностями выполнения упражнений пространственной ориентации.
_Выводы
Дети с нарушениями слуха отстают в физическом и психологическом развитии от своих слышащих сверстников. Наблюдается замедленность в мыслительных процессах левого полушария мозга, большую трудность составляет процесс развития речевых навыков ребёнка.
Сложности овладения речью детей с нарушениями слуха, усложняет процесс познавательной деятельности и делает их менее коммуникабельными.
Отмечается недостаточная координация и неуверенность в движениях. Это выражается в замедленном овладении двигательными навыками, медленном тепе выполнения движений и трудностями выполнения упражнений на пространственную ориентацию.
Пути коррекции физического развития и снижения выраженности отклонений в физическом развитии детей с нарушениями слуха нам видятся в выполнении физических упражнений. Подбор упражнений должен быть направлен на развитие всех двигательных способностей детей. Особое внимание на занятиях с детьми с патологией слуха следует уделять упражнениям, которые направлены на развитие координационных способностей. Упражнения спортивной гимнастики направлены на развитие всех двигательных способностей, и в особенности на развитие координации движений. Поэтому нам представляется целесообразным применение средств спортивной гимнастики в физическом воспитании детей с нарушениями слуха.
Дальнейшее изучение проблемы развития координационных способностей детей с нарушениями слуха, видится в разработке средств и методов развития координации детей с учётом особенностей нарушения слуха. Для эффективного развития координационных способностей детей с нарушением слуха нам видится возможным применение упражнений из спортивной гимнастики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербина В.В. Методика адаптивного физического воспитания для слабослышащих дошкольников на основе использования элементов детского фитнесса // Ученые записки университета Лесгафта. 2011. №11. С.44-48.
2. Губарева Н.В. Дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей у школьников с различной степенью нарушения слуха : дис. ...канд. пед. наук. Омск, 2009. 235 с.
3. Игнатьев М.А. Бадминтон как одно из средств улучшения двигательных возможностей школьников с нарушением слуха : дис. .канд. пед. наук. Чебоксары, 2002. 179 с.
4. Калинчева Я.В. Коррекция двигательных и функциональных нарушений слабослышащих детей 12 - 15 лет в процессе занятий оздоровительной аэробикой : дис. .канд. пед. наук. Тамбов, 2012. 214 с.
5. Медведева О.А. Физиологические особенности сенсорных систем детей периода второго детства с различной степенью нарушения слуха : дис. .канд. биол. наук. Краснодар, 2011. 147 с.
6. Новиков И.В. Влияние слуховых нарушений на развивающийся организм ребёнка // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. II-III междунар. науч.-практ. конф. № 2-3(2). Новосибирск: СибАК, 2017. С. 6-10.
7. Проскурякова Л.А. Особенности морфофункционального развития и формирования адаптационных возможностей у детей, занимающихся спортивной гимнастикой, в период обучения в начальной школе : дис. .канд. биол. наук. Кемерово, 2007. 141 с.
1. Verbina V.V. Method of adaptive physical education for hard of hearing preschool children on the basis of using children's fitness elements. Uchenye zapiski universiteta Lesgafta. 2011. no. 11.pp. 44-48. (in Russian)
2. Gubareva N.V. A differentiated approach in the process of correction and development of coordination abilities in schoolchildren with varying degrees of hearing impairment: ... Diss. PhD Ped. Sciences. Omsk, 2009. 235 p. (in Russian)
3. Ignatiev M.A. Badminton as one of the means to improve the motor abilities of schoolchildren with hearing impairment: Diss. PhD Ped. Sciences. Cheboksary, 2002. 179 p. (in Russian)
4. Kalincheva Ya.V. Correction of motor and functional disorders of children with hearing impairment 12 - 15 years in the course of training in health aerobics: Diss. PhD Ped. Sciences. Tambov, 2012. 214 p. (in Russian)
5. Medvedeva O.A. Physiological features of sensory systems of children of the second childhood period with varying degrees of hearing impairment: Diss. PhD Biol. Sciences. Krasnodar, 2011. 147 p. (in Russian)
6. Novikov I.V. Influence of auditory disorders on the developing child's organism. Modern psychology and pedagogy: problems and solutions: Sat. Art. by mater. II-III Intern. scientific-practical. Conf. No. 2-3 (2). Novosibirsk, SibAK, 2017. pp. 6-10. (in Russian)
7. Proskuryakova L.A. Features morphofunctional development and the formation of adaptive opportunities in children involved in gymnastics, during the period of primary school: Diss. PhD Biol. Sciences. Kemerovo, 2007. 141 p. (in Russian)
REFERENCES
Информация об авторе Новиков Иван Владиславович
(Россия, Челябинск) Аспирант кафедры теории и методики гимнастики и водных видов спорта Уральский государственный университет физической культуры E-mail: [email protected]
Information about the author
Novikov Ivan Vladislavovich
(Russia, Chelyabinsk) Postgraduate student of the Department of theory and methods of gymnastics and water sports Ural state University of physical culture E-mail: [email protected]
Новиков Владислав Владимирович
(Россия, Челябинск) Доцент кафедры Инфокоммуникационные технологии Южно-Уральский государственный университет E-mail: [email protected]
Novikov Vladislav Vladimirovich
(Russia, Chelyabinsk) Associate Professor of information and communication technology, South Ural state University E-mail: [email protected]