Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности проектирования дистанционных элективных курсов'

Психолого-педагогические особенности проектирования дистанционных элективных курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБЩЕНИЯ / ELECTIVE COURSES / DISTANT LEARNING / EFFECTIVENESS OF DISTANT COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стюгина Анастасия Андреевна

В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности организации дистанционных элективных курсов в дистанционном образовании. Раскрываются психологические аспекты сетевого взаимодействия участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF ELECTIVE DISTANT COURSES' PROJECTING

The article is devoted to psychological and pedagogical pecularities of organizing elective distant courses in distant education. The author describes psychological aspects of network interaction of the educational process's participants.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности проектирования дистанционных элективных курсов»

ПСИХОЛОГО-ПЕААГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

Элективные курсы, дистанционное образование, эффективность дистанционного

общения.

Несмотря на то что исследования, посвященные дидактическим и психологическим особенностям дистанционного обучения на настоящий момент достаточно обширны [Дистанционное обучение..., 2009, с. 35; Андрианова, Хуторской, 2010, с. 10; Насонова, 2002, с. 28], в практике разработки дистанционных курсов остается недостаточно проработанным вопрос о том, что дистанционное образование как форма обучения требует иного способа представления знаний, организации познавательной деятельности учащихся и выбора методов обучения. Кроме того, не сформировались устойчивые взгляды на механизм психолого-педагогического общения, протекающий в системе ДО между преподавателем и учащимися, а из этого следуют проблемы организации эффективного общения в конкретной учебной ситуации.

Таким образом, существует необходимость в анализе психолого-педагогичес-ких аспектов дистанционного обучения и определении особенностей организации элективных курсов в системе ДО.

Разработка дистанционных элективных курсов должна опираться на достижения современной дидактики и методики преподавания, а также учитывать специфику дистанционной формы обучения.

Если исходить из концепции личностно ориентированного обучения, то материалы при дистанционном обучении должны носить проблемный характер, предполагающий обсуждения, дискуссии, организацию проектной, исследовательской работы и пр. [Дистанционное обучение..., 2009, с. 23], то есть обучение должно сохранять деятельностный подход. К сожалению, в организации дистанционных элективных курсов их авторы в основном представляют содержание курса набором теоретических материалов и заданий, проверяющих, насколько эти материалы изучены, носящих в большей мере лишь репродуктивный характер. Важность этого вопроса отмечает и A.B. Хуторской [Андрианова, Хуторской, 2010, с. 8]. По его мнению, проблема, которую необходимо ставить и решать на самом начальном уровне развития образовательного сегмента российского Интернета, — это дистанционное творчество учеников.

Дистанционное обучение отличается от традиционных форм обучения. В связи с этим образуется и специфика разработки и преподавания дистанционных курсов. При этом необходимо учитывать следующие основные отличия, которые заключаются: в более высокой динамичности, большем объеме самостоятельной деятельности обучающихся, в более осознанном уровне мотивации потребителей образовательных услуг, в наличии интерактивной коммуникации.

По мнению A.B. Хуторского, именно эти особенности определяют некоторые преимущества дистанционной формы обучения перед традиционными.

Наш собственный опыт проектирования и проведения дистанционных элективных курсов (исследование поддержано грантом КГПУ им. В.П. Астафьева

№ 72—10—2/МП) позволил выявить ряд трудностей, которые также обозначены многими современными исследователями в данном направлении. Трудности проистекают из особенностей виртуального общения и особенностей мотивации учебной деятельности в условиях использования компьютерных и Интернет-технологий.

На всём протяжении курса определенные сложности представляет установление контакта в общении с учащимися. Здесь важно уделить большое внимание видеолекциям (если они предусмотрены курсом), где учащиеся могут слышать и видеть преподавателя. Дальнейшая работа предполагает в основном использование письменной речи, поэтому к письменной речи преподавателя, тьютора, работающего в дистанционном режиме, предъявляются самые высокие требования. Необходимо уметь адекватно целевой аудитории выражать в тексте не только содержание, но и эмоции, отношения, оценки. По этой же причине определенные трудности представляет формулировка заданий. Здесь нет возможности сориентироваться, насколько учащийся понял материал и задание к самостоятельной работе в ходе «живого» общения, и дополнить своё выступление в случае необходимости. Весь материал должен быть сразу сформулирован максимально четко, чтобы избежать неверного понимания. Это только некоторые проблемы, с которыми приходится сталкиваться преподавателям дистанционных курсов. При этом довольно часто недооценивается роль организации общения в дистанционном обучении, что существенно снижает его качество, которое в этом случае в большей степени похоже на самообучение.

В дистанционном обучении взаимодействие участников имеет свою специфику. По мнению ряда авторов (A.B. Кривощёков, М.В. Моисеева, Ю.М. Насонова), можно выделить следующие виды взаимодействия [Насонова, 2002, с. 28]:

1) преподаватель —» группа учеников (постановка целей и анализ результатов деятельности учащихся);

2) преподаватель —» ученик (преподаватель руководит действиями отдельного ученика, дает рекомендации, анализирует результаты).

3) ученик —» преподаватель (запрос ученика, сообщающего преподавателю, в каком именно знании он сейчас нуждается);

4) ученик 1 —» ученик 2 (подобные взаимодействия вначале возникают стихийно, среди наиболее активных участников дистанционного курса);

5) группа учеников —» группа учеников. Сотрудничество с референтными партнерами является необходимым условием инициативности учащегося в действиях, имеющих рефлексивную природу. В учебной деятельности сотрудничество в группе является существенным моментом присвоения понятий, ибо поляризация и координация точек зрения в группе являются способом определения границ каждого понятия, границ знания и незнания учеников. Известно, что в общении реализуются три механизма: перцептивный, интерактивный и коммуникативный. Современные возможности телекоммуникационных сетей позволяют организовать дистанционное общение, реализуя все три механизма (табл.).

Таблица

Реализация механизмов общения с помощью телекоммуникационных сетей

Механизмы общения Возможности телекоммуникационных сетей

Интерактивный Электронная почта, чат, видеоконференция, доска объявлений, форум

Перцептивный Визитные карточки, чаты, видеоконференция

Коммуникативный Электронная почта, форум, обмен файлами, доска объявлений

Педагогика

Остановимся на особенностях мотивации в условиях дистанционного обучения и возникающих в связи с этим трудностей. По мнению ряда исследователей, о наличии познавательной мотивации можно говорить в том случае, если предметом потребности являются сами знания и умения и есть ориентация на процесс и способы получения знаний. Тем не менее важно сохранить познавательную мотивацию учащихся до конца изучения курса. Для этого, как уже было сказано выше, необходимо, чтобы дистанционное обучение опиралось на де-ятельностный подход в обучении и проблемные методы изучения материала. Кроме того, существенную роль играет и общение с преподавателем, которое может как поддерживать мотивацию, так и снижать её. Например, особенность общения посредством сервисов сети Интернет — это обычно задержка во времени. Длительная задержка сообщений может негативно влиять на мотивацию, в частности на желание и готовность продолжать общение. Поэтому от преподавателя требуется пунктуальность в ответах на вопросы своих учеников, в противном случае длительное игнорирование сообщений может привести к феномену «перегорания», когда получить ответ на свой вопрос ученику уже не интересно, в процессе ожидания он теряет заинтересованность в получении ответа. Ещё один немаловажный момент— оформление страницы курса на сайте. Для этой цели можно составить своеобразный «путеводитель», к которому ученик при необходимости может обратиться в любое время. В путеводителе можно отразить и вероятные затруднения при работе с материалами, и то, как и куда с этими затруднениями можно обратиться. Такие инструкции упорядочивают работу на курсе и тем самым освобождают преподавателя от лишних действий, а также помогают учащимся, имеющим компьютерную тревожность, избежать лишнего беспокойства по поводу того, что сделают «не то и не так», которое может сковывать учебную деятельность.

Дистанционная форма обучения имеет особенности в организации познавательной деятельности учащихся, а также требует от преподавателя способности к установлению межличностных контактов между участниками процесса обучения, формированию эффективно работающих малых учебных групп, повышению мотивации обучения в условиях применения дистанционных образовательных технологий.

Библиографический список

1. Андрианова Г.А., Хуторской A.B. Творчество в дистанционном образовании [Электронный ресурс]. URL: http://www.khutorskoy.ru/

2. Дистанционное обучение в профильной школе: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2009. 208 с.

3. Насонова Ю.М. Поддержка механизмов общения в дистанционном обучении // Педагогические и информационные технологии в образовании. 2002. Вып. 5. С. 28—33.

4. Стюгина A.A., Туранова JI.M. Организация дистанционных элективных курсов в системе профориентационной работы педагогического вуза: методические рекомендации / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.