Методологическая основа:
- положения философов о ХО познании окружающей действительности;
- теория ассоциативности ХМ;
- положения художественной дидактики о технологии создания художественного образа (Маслова Л.П.., Е.П. Крупник).
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение искусствоведческой, психологической, педагогической литературы; теоретическое моделирование;
- эмпирические: диагностические (тесты, анкеты, беседы, наблюдения), экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- статистические: вычисление среднего арифметического показателя и оценки различий между двумя выборками с помощью и-критерия Манна-Уитни.
Список литературы
1. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию. М.: Прима, 2013.
2. Гвоздкова Т.С. Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Вестник Костромского государственного университета. 2015. № 4. С. 34-42.
3. Мисожникова Е.Б. Развитие способностей в старшем дошкольном возрасте // Дошкольная педагогика. 2014. № 4. С. 21-29.
4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2013.
ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В ШКОЛЕ Зубкова Д.В.
Зубкова Дарья Валерьевна - студент, педагогическое отделение, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
Аннотация: в статье исследованы возможности применения дистанционных технологий для обучения и контроля знаний в школе на современном этапе развития образования.
Ключевые слова: дистанционные технологии, контроль знаний, видеолекции, on-line лекции, тест.
Современное образование развивается в условиях возрастающего потока информации, поэтому нуждается в инновационных методах и средствах обучения, способствующих быстрой обработке информации и ее эффективному усвоению. Перед системой образования поставлены задачи не только в передаче знаний, но и в формировании потребности обучаемых в непрерывном самообразовании, что невозможно без умения самостоятельно находить необходимую информацию. Самообразование невозможно без активного участия школьника в учебном процессе, ориентированного на увеличение субъектной роли учащегося. Оно выражается во внутренней мотивации - желания учиться.
Одним из способов достижения поставленных задач является дистанционное обучение, которое становится очень популярным в силу возможности заниматься в любом темпе, в удобное для себя время и в удобном месте. А также в силу гибкости, так как позволяет убрать основной барьер для получения образования -
необходимость посещать занятия по установленному расписанию, что является актуальным в условиях реализации инклюзивного образования: каждый ребенок, независимо от его физических способностей, должен иметь возможность получения качественного образования.
Дистанционная форма обучения представляет собой одну из наиболее перспективных моделей непрерывного образования. Оно позволяет создавать системы массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией независимо от расстояния и времени, учиться можно по удобному индивидуальному графику, находясь в любом месте земного шара, совмещать учебу с занятием спортом или творчеством, имея свободное время на путешествия и личностное развитие. Использование дистанционного обучения в школе позволяет
- для школьников: изучать углубленно отдельные учебные дисциплины или темы дисциплин, готовиться к итоговым государственным экзаменам параллельно с основным обучением;
- для учителя: работать как с одаренными детьми, так и отстающими, ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, организовывать самостоятельную работу школьников [4].
Мы полагаем, что важным условием применения дистанционного обучения в школе является использование в учебном процессе новых педагогических методов и приемов. Это и методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами, и методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимодействие одного ученика с одним преподавателем или одного ученика с другим учеником, и методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (так называемые активные и интерактивные методы обучения [1]), среди которых особо выделяют метод проектов, методы проблемного обучения и исследовательский метод.
Перечисленные методы базируются на основе реализации системно -деятельностного подхода в обучении, который подразумевает применение дифференцированных, индивидуальных и личностно-ориентированных методик. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) последнего поколения смысл системно-деятельностного подхода заключается в получении знаний не в готовом виде, а в самостоятельном их получении школьником, в результате чего происходит формирование его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений, умения учиться. Формирование компетентности «учиться всю жизнь» происходит, в том числе, в процессе обучения с помощью дистанционного обучения. Одним из требований ФГОС также является формирование метапредметных умений, благодаря огромной самостоятельности при использовании методов дистанционного обучения [5, с. 26].
Сегодня дистанционное обучение предлагает большой выбор форм получения образования. Учитель может организовать обучение индивидуально посредством электронных курсов и коллективно через чат-классы, вебинары и другие формы дискуссий. Обучение можно осуществлять с помощью компьютерных телекоммуникаций, которые имеют следующие формы занятий: видео лекции, on-line лекции (при помощи Skype технологии). Лекции являются важнейшими формами учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки учащихся. Содержание лекций должно быть органически связано с другими видами учебных занятий: видеоконференциями, проводимыми как of-line, так и on-line, семинарами, форумами, дискуссиями, которые широко используются при преподавании всех учебных дисциплин. В рамках многих дистанционных учебных заведений действуют чат-школы, в которых с помощью чат-кабинетов организуется дистанционная деятельность педагогов и учеников: вебинары (on-line семинары, тренинги, практические занятия), дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры,
77
лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определенной теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой [6, с. 34].
Для успешной реализации дистанционного обучения с использованием элементов информационных образовательных технологий, необходимы следующие средства:
- управление: сайт школы: электронный журнал, дневник; Net школа;
- обучающий контент: сайт учителя, ФЦИОР, ЕК ЦОР, КМ школа, ресурсы сети Интернет;
- сервисы Интернета: E-mail, сервисы коллективной работы, блог, сайт учителя; методические ресурсы учителя; ресурсы создания карт знаний; работы с геокартами; сетевые интерактивные доски [4].
Дистанционные технологии являются незаменимым помощником и в проверке знаний учащихся. Любая проверка знаний необходима для того чтобы оценить уровень знаний и выявить пробелы в обучении. Система контроля должна носить систематический характер и строиться на основе оперативной обратной связи. Хорошо продуманная система контроля и проверки усвоенной обучающимися информации является эффективным средством совершенствования дистанционного обучения. Контроль происходит при обращении к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время, например, при тестировании. Одним из основных достоинств тестирования является минимум времени на получение достоверных итогов контроля. При тестировании можно получить результаты практически сразу по завершению теста, используя как бумажные, так и электронные варианты.
Тестирование выполняет три функции:
1) диагностическая функция - заключается в выявлении уровня знаний, умений и навыков учащегося;
2) обучающая функция - состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала;
3) воспитательная функция - проявляется в периодичности тестового контроля и его неизбежности.
В настоящее время наибольшее распространение получили следующие виды контроля: самостоятельные и контрольные работы; автоматическое тестирование в онлайн-режиме; письменные задания; рефераты (в электроном виде), эссе; индивидуальные проекты [3]; очные экзамены; творческие задания; портфолио; экзамены; зачеты; тесты. Автоматическое тестирование включает проверку знаний на трех уровнях: знание фактов, знание процедур, стратегическое понимание. Система контроля знаний, навыков и умений состоит из входного, текущего и итогового контроля. Входной контроль позволяет построить индивидуальную учебную программу, выявить базовый уровень знаний, навыков и умений и определить индивидуальные особенности учащихся. Текущий контроль осуществляется с помощью электронного тестирования и самим обучающимся в результате самоконтроля. Итоговый контроль необходим при подготовке к аттестации.
Планомерное осуществление контроля позволяет привести в систему материал, усвоенный учащими, за определенный период времени, выявить и определить качество усвоения изученного, что особенно важно в условиях отсутствия непосредственного контакта учителя и обучающегося. Контроль, осуществляемый преподавателем, и самоконтроль позволяют каждому из обучающихся увидеть результаты своей учебно-познавательной деятельности и вовремя устранить имеющиеся недостатки [2, с. 18].
Таким образом, мы полагаем, что организовывать общение со школьниками по электронной почте, создавать блоги и размещать там задания, создавать таблицу для фиксирования результатов выполнения заданий и предоставлять доступ к ним всем обучающимся, проводить обсуждение какой-либо темы, на сегодняшний день должны уметь все учителя. Кроме того, каждый учитель, работающий с использованием элементов дистанционного обучения, должен уметь создавать и использовать дистанционные учебные курсы в своей педагогической деятельности.
Список литературы
1. Вендина А.А., Киричек К.А., Малиатаки В.В. Активные и интерактивные методы обучения как средство подготовки бакалавров педагогического образования к реализации требований ФГОС // Мир науки, 2016. Т. 4. № 2. С. 7.
2. Давыдова И.П., Лебедева М.Б. Педагогам о дистанционном обучении / Под общей ред. Т.В. Лазукиной. Авт.: И.П. Давыдова, М.Б. Лебедева, И.Б. Мылова и др. СПб: РЦОКО и ИТ, 2009. 98 с.
3. Малиатаки В.В., Вендина А.А. Особенности реализации проектной деятельности студентов в системе дистанционного обучения Moodle // Continuum. Математика. Информатика. Образование, 2017. № 3 (7). С. 91-96.
4. Малиатаки В.В., Вендина А.А. Социальная сеть как инструмент организации самостоятельной работы студентов // Научные исследования и образование, 2015. № 19. С. 382-384.
5. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютера. № 36, 2007. 264 с.
6. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО, 2010. 156 с.