Научная статья на тему 'Дистанционное обучение: сегодня и завтра'

Дистанционное обучение: сегодня и завтра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5893
755
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Светлана Алексеевна

Статья посвящена актуальной проблеме перспективам использования одной из форм ИКТ дистанционного обучения. Автор сопоставляет достоинства и недостатки использования дистанционного обучения, рассказывает о проектировании дистанционного курса. На примере разработанного собственного дистанционного курса автор показывает эффективность использования дистанционных технологий обучения как одной из форм организации работы с одаренными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение: сегодня и завтра»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Воробьева Светлана Алексеевна

учитель математики и информатики МБОУ СОШ № 64 г.Тула

E-mail: vorobevasvetlana@yandex.ru

J ^

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:

СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Л___________________________________________г

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - перспективам использования одной из форм ИКТ - дистанционного обучения. Автор сопоставляет достоинства и недостатки использования дистанционного обучения, рассказывает о проектировании дистанционного курса. На примере разработанного собственного дистанционного курса автор показывает эффективность использования дистанционных технологий обучения как одной из форм организации работы с одаренными детьми.

Ключевые слова: информационные технологии обучения, дистанционные технологии, электронный образовательный курс, одаренные дети.

Появление Интернет-обучения - самое значительное изменение в области образовательных технологий за последние 500 лет, то есть с момента появления печатной книги.

Д. Д. Хантер «Война культур»

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь.

Большинство современных школьников активно используют его в своей жизни и образовании. В связи с этим перед учителем возникает необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, применения Интернет-технологий в учебном процессе. Одной из форм использования ИКТ является дистанционное обучение.

Что такое дистанционное обучение? В педагогической литературе под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [1,2].

Зачем нужно дистанционное обучение? Целью использования дистанционного обучения является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту

жительства обучающегося, обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В школе - это могут быть дети, находящиеся на надомном обучении или часто болеющие дети.

Девиз традиционной системы образования - «Одно и то же подходит для всех», дистанционные технологии - система обучения, направленная на одного ученика.

При дистанционном обучении учитель и учащийся взаимодействуют в основном с использованием информационно-коммуникационных технологий, интенсивно используется компьютер и сеть Интернет.

При обучении через Интернет учащийся:

• сам выбирает для занятий свое «пиковое время обучения»;

• может учиться «со своей собственной скоростью» и в удобном для него режиме;

• может сосредоточиться на определенных частях учебного материала;

• может ежедневно проверять себя;

• может больше взаимодействовать с преподавателем;

• получить нужные сведения быстрее.

Цель «живых» уроков в контексте интернет-обучения:

• Помочь участникам узнать, как лучше организовать изучение курса;

• Обеспечивать положительную обратную связь и мотивацию обучения;

64

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

• Использовать эмоции для организации обучения каждого ученика;

• Обращаться к духовным аспектам обучения;

• Помогать ученикам задавать «правильные» вопросы;

• Измерять потребность ученика в обучении.

Каковы достоинства дистанционного обучения?

1. Технологичность - Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика с обучающей системой.

2. Доступность и открытость обучения - возможность учиться, не покидая свой дом. При этом использовать курсы, находящиеся в других городах (заочное обучение через Интернет), самостоятельно распределять свое время.

3. Свобода и гибкость, появляются новые возможности для выбора курса обучения. Возможность обучения инвалидов.

4. Индивидуальность систем дистанционного обучения. Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, является более гибким. Обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Ученик может изучать учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только перед конкретным уроком, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет школьника заниматься самостоятельно и развивать навыки самообразования.

Опыт использования дистанционных технологий в моей педагогической деятельности показывает, что ученик, обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным.

5. Дистанционное обучение делает процесс познания более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для самовыражения обучаемого.

6. Снимается субъективный фактор оценки. Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью ученика по другим предметам.

Но, как и у любого явления, у дистанционного обучения существуют и недостатки [2]:

1. Отсутствие прямого очного общения между обучающимся и преподавателем. Если рядом со школьником нет учителя, который мог бы эмоционально окрасить знания, похвалить, подсказать, подкорректировать выполняемое действие, это значительный минус для процесса обучения.

2. Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие обучаться на данный момент имеют собственный компьютер и подключение к сети Интернет, нужна техническая

готовность к использованию средств дистанционного обучения.

3. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

Можно представить следующую классификацию дистанционного обучения:

Дистанционное обучение |—С обратной связью

| |—Лекции в режиме видеоконференций

| |—Лекции по спутниковой связи |—Без обратной связи

|—Web-курсы, Web-учебники, Web-библиотеки |—Телевизионные учебные программы |—Учебные радиопрограммы |—Лекции на CD-ROM | |—С линейной структурой

| |—Гипертекстовые, с нелинейной структурой

|—Лекции и учебные пособия на дискетах | |—С линейной структурой

| |—Гипертекстовые

|—Электронные материалы | |—Компьютерные образовательные среды | |—Базы данных

| |—Банки знаний

| |—Электронные учебники

| |—Электронные библиотеки

|—Аудио и видео продукция

| |—Аудио и видео кассеты с учебными курсами

|—Обучающие телевизионные курсы |—Обучающие радио передачи

Разработка электронных обучающих курсов занятие очень трудоемкое [5]. Наиболее часто встречающаяся форма представления ЭОК - электронный учебник, включающий одновременно наглядный материал в виде иллюстраций, таблиц, мультимедийных презентаций, тренажеры, лабораторные работы, а также тесты для проверки и контроля знаний. Электронный учебник, разделен на независимые темы-модули, каждый из которых дает целостное представление об определенной тематической области, и способствует индивидуализации процесса обучения, т.е. обучающийся может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или изучение только конкретных тем [3].

Проектирование дистанционного курса.

Курсы, ориентированные на использование дистанционных образовательных технологий, должны строиться с учетом следующих требований:

• в центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучающегося (учение, а не преподавание)

• самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

65

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

• использование новейших педагогических технологий - метод проектов, исследовательские, проблемные методы

• активное взаимодействие как с преподавателем, так и с другими партнерами, сотрудничество в процессе познавательной и творческой деятельности

• система контроля должна носить систематический характер и строиться на основе

o оперативной обратной связи o автоматического контроля o отсроченного контроля

Таблица 1

форма проектирования курса

Блок Элементы содержания

Инструктивный Общая инструкция по работе с курсом График работы с материалом курса

Информационный Модули Учебные элементы Глоссарии

Контролирующий Тестовые Практические задания задания

Коммуникативный Форумы Чаты Рефлексивные материалы

Каковы перспективы развития дистанционного обучения в России?

Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения. На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения - учащийся; суть технологии - развитие способности к самообучению; учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности - сотрудничество [4].

Однако Интернет-обучение это не отдаленная перспектива, это уже реальность. Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет совершенствоваться по мере развития Интернет-технологий и предполагает обеспечение максимальной интерактивности. Не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем. Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами:

• мультимедийность - озвученные видео- и слайд-фильмы, анимация, графика;

• насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;

• использование потокового аудио и видео;

• многообразие контрольных и тестовых заданий;

• большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается.

Использование дистанционных технологий обучения - одна из форм работы с одаренными детьми

Не существует достоверных тестов на одаренность. Способности ученика проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой самостоятельной поисковой или исследовательской деятельности.

А. Н. Колмогоров

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Жажда открытия, стремление узнать, найти, исследовать появляются у учеников уже в начальной школе. Часто можно встретить таких учеников, которым неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется наукой и техникой, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска, помочь наиболее полно раскрыть свои способности [6].

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

1. интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

2. креативности- готовности к созданию новых идей, творческому решению задач;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. В своих работах автор заменяет термин «одаренность» на «потенциал».

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно;

66

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

• выявление одаренных детей - они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью;

• развитие творческих способностей на уроках - первым помощником является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.;

• развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

• создание условий для всестороннего развития одаренных детей - добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Направляя на деятельность самообразования, говорю ученикам о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, вовек не позабудется, и что «Талант - это 1% способностей, а 99% потения».

Из вышесказанного следует, что для поддержания творческого потенциала ребенка, развития его познавательной активности, креативности мышления, нужно увлекать ребенка процессом учения, предлагать ему добывать знания самостоятельно. Поэтому использование дистанционных технологий обучения, направленных на каждого ученика, можно рассматривать как одну из возможных форм работы с одаренными детьми [6].

Компьютерной грамотность, информационная компетентность, умение работать с ресурсами глобальной сети Интернет, быстро находить нужную информацию - это требования, предъявляемые к выпускнику школы. Поэтому предмет «информатика и информационные технологии» - один из важнейших в школьной программе обучения. Психологи утверждают, что обучение происходит по спирали. Поэтому чем раньше ребенок познает основы информатики и будет с компьютерными программами на «ты», тем успешнее будет сам процесс обучения и лучше его результат.

В 2011 учебном году на Тульском школьном портале я разработала электронный обучающий курс «Информатика 6 класс» (http://moodle.tulaschool.ru/course/ view.php?id=22).

В 2011-2012 учебном году я получила 5 класс. Дети этого класса изучают информатику, начиная со 2 класса (0,5 часа в неделю, факультативный курс «Я изучаю информатику»). Среди учеников я выделила 6 учащих-

ся, которые проявляли интерес к предмету, задавали вопросы по информатике, выполняли предлагавшиеся мини-проекты, еще обучаясь в начальной школе (составьте кроссворд, напишите сочинение и др.), и предложила дистанционное обучение на тульском школьном портале.

Предлагаю познакомиться с моим дистанционным курсом

Построение курса:

1. Инструктивный блок - как работать с курсом, содержится архив используемых программ.

2. Информационный блок - содержит учебные элементы (лекции, интерактивные учебные модули, наглядные приложения в форме презентаций, обучающие практические работы, словарь компьютерных терминов, занимательный материал).

3. Контролирующий блок - практические и тестовые задания с различными видами контроля.

4. Коммуникативный блок - форум для общения участников курса.

Как построено дистанционное обучение?

Учащиеся 5 класса еще малы для того, чтобы полностью спланировать и организовать свою деятельность, распределить время для изучения тем, выполнения заданий. Поэтому:

• мы вместе определяем сроки изучения - учимся деятельности самообразования.

• проводим мини-уроки - консультации - для обсуждения изученного.

• организуем работу в мини-группах - для организации дискуссий, выполнения сложных (конкурсных и олим-пиадных) заданий.

• организуем индивидуальную работу - для выполнения творческих заданий, индивидуальных проектов.

Почему можно утверждать, что работа с моим электронным образовательным курсом способствует развитию творческих способностей учеников?

- Обучение является опережающим - материалы дистанционного курса расширяют, углубляют знания учащихся. Отдельные темы выходят за рамки курса информатики 5 класса. Лекционный и практический материал содержит проблемные вопросы (например, Может ли компьютер заменить человека? Кто умнее: человек или компьютер?), ответы на которые учащиеся сначала обдумывают самостоятельно, а затем обсуждают на уроках-консультациях.

- Обучение происходит на высоком уровне сложности. Человек не может запомнить все сразу. Знания должны накладываться одни на другие, должны возникать связи между уже усвоенным и изучаемым. Именно поэтому я предлагаю возвращаться к одним и тем же темам на разных этапах обучения, совершенствовать умения и навыки.

- Знание языка программирования - необходимое условие овладения школьным предметом информатика. Я являюсь представителем комиссии по проверке олимпиадных работ и наблюдаю тен-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

67

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

денцию уменьшения количества учащихся, умеющих решать задачи на языках программирования. Это связано с тем, что значительно сократилось количество учебного времени, отводимого на изучения программирования, а в некоторых школах и вообще этого нет в программе изучения. Решение задач способствует развитию логического и абстрактного мышления, умению создавать алгоритмы для исполнителей и реализовывать их с помощью языка программирования, критически оценивать полученные результаты. Во всех технических ВУЗах изучаются языки программирования. Я считаю, что достаточно знать структуру, организацию и возможности одного из них, и это поможет написать программу на другом, используя его синтаксис. В связи с этим считаю возможным и необходимым научить «умненьких детишек» писать несложные программы на компьютере. Для своего курса я выбрала язык программирования для начинающих - Qbasic и его графические возможности.

- Выполнение творческих проектов способствует развитию самостоятельности, творчества и креативности. Учащимся предлагается выполнить три мини проекта:

1. Изображение достопримечательностей города Тулы с использованием оператора DRAW.

2. Пейзаж средствами графических операторов языка Бейсик.

3. Натюрморт средствами графических операторов языка Бейсик.

Выполненный проект оценивается по двум критериям: техническое выполнение и творческий подход.

- Формирование устойчивого интереса к предмету. Деятельность становится увлекательной, если она приносит положительные эмоции. Яркая эмоциональная окраска процесса обучения - это достижение высоких результатов участия в конкурсах, соревнованиях и олимпиадах. В ноябре 2011 года участники дистанционного курса приняли участие во Всероссийском конкурсе-олимпиаде «КИТ», в октябре 2012 года Воробьева Анастасия стала победителем районного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике и математике, Нико-

норов Иван - победитель по информатике и призер по математике, Борисов Роман - призер по информатике и математике.

С какими проблемами я столкнулась при использовании дистанционного обучения для работы с одаренными детьми?

1. Материально-техническое оснащение. Не у всех детей есть подключение к сети Интернет, поэтому приходилось выполнять задания, используя ресурсы компьютерного класса. А это не всегда удобно в связи с большой загруженностью кабинетов.

2. В результате работы с курсом стали возникать замечания к содержанию, наглядности, структуре, т.е. появляется необходимость внесения корректив в созданный ЭОК.

3. При использовании наглядного материала возникла проблема качества изображения, т.е. возникают вопросы к технической стороне организации дистанционного обучения, к разработчикам системы Moodle.

4. Увидеть, выявить одаренных детей и создать условия для их всестороннего развития, заинтересовать их и поддерживать этот интерес к предмету.

Закончить свои размышления хотелось бы словами Аристотеля «Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь...»

Литература

1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие.- М.: ВУ, 1997.

2. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху.- Уфа, 2010.

3. Зайченко ТП. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения.- СПб.: Астери-он, 2008.

4. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат,- М.: Академия, 2009.

5. Сиденко А. С. Компоненты исследовательского проекта как средство выстраивания обоснования темы диссертационного исследования. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 2.

6. Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии. // Компьютерра. - 2008.- № 36.

68

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.