Научная статья на тему 'Организация дистанционной непрерывной подготовки специалистов в области информатики и программирования'

Организация дистанционной непрерывной подготовки специалистов в области информатики и программирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшева Е. Е., Федорова А. Г.

В статье говорится об опыте организации непрерывной подготовки IT-специалистов с использованием дистанционных инструментов портала обучения информатике и программированию. Портал создан и поддерживается специалистами факультета компьютерных наук и информационных технологий Саратовского государственного университета. Цель данной работы - повышение качества подготовки российских специалистов, разрабатывающих программное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация дистанционной непрерывной подготовки специалистов в области информатики и программирования»

квалификации, награды, грамоты, благодарственные письма;

- результаты педагогической деятельности, научно-методическая работа, презентация педагогического опыта, внеурочная деятельность по предмету, учебно-материальная база.

Пример сайта-портфолио: http: // fizika-zaharova.narod.ru/Dly_uroka.htm

Сайт-визитка. Сайт, который удачно будет представлять имидж учителя. Общие сведения об учителей, стаж работы, направления деятельности, грамоты за педагогическую работу и т.д., помогут учителю составить резюме для приема на работу (http:// agukova.my1.ru/index/0-4)

Предметный сайт. Сайт учителя-предметника наполнен разнообразной (видео, аудио, мультимедийной) информацией по предмету. Как правило, структура сайта определяется или предметными линиями курса предмета, или классно-урочной системой. Информация, как правило, предназначена для учителей, при подготовке к урокам, и не только для чтения, но и для скачивания. Такие сайты имеют в своем составе сервисы файлообменников. Пример хорошего сайта: http://tana.ucoz.ru/load/450 .

Сайт учитель-ученику. Такой вид сайтов пока еще редкость в сети. Назначение сайта - помочь ученикам через странички сайта получить дополнительные материалы при подготовке к зачетам, контрольным работам, конкурсам. На сайте размещаются интересные дополнительные материалы по

предмету, ссылки на цифровые образовательные ресурсы, видеоматериалы, презентации. Пример сайта учителя биологии: http://biolog188.narod.ru/.

Сегодня интернет предоставляет учителю большое количество ресурсов и инструментов для создания своего интернет-представительства и использования его в образовательном процессе. Это может быть разработка сайта с помощью систем управления сайтом и конструкторов с предоставлением бесплатного хостинга или создание своего профиля в социальной сети Campus:

- UCoz - платформа, включающая в себя хостинг и систему управления сайтом. Позволяет создавать сложнейшие проекты с необычайной простотой и скоростью;

- Конструктор на хостинге narod: ограниченные возможности конструктора, но достаточно просто создавать;

- Сайты Google - это Интернет-приложение, делающее процесс создания веб-сайта таким же простым, как редактирование документа;

- Ресурс Blogger предоставляет возможность создавать авторские блоги;

- Ресурс Campus дает возможность разместить свой личный проект, семинар, мастер-класс;

- Ресурс Открытый класс предоставляет возможность создавать собственные сообщества, блоги и размещать свои материалы, новости, высказывать свое мнение в созданных сообществах, форумах, блогах.

УДК 378.1

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Е.Е. Лапшева, А.Г. Федорова

В статье говорится об опыте организации непрерывной подготовки 1Т-специалистов с использованием дистанционных инструментов портала обучения информатике и программированию. Портал создан и поддерживается специалистами факультета компьютерных наук и информационных технологий Саратовского государственного университета. Цель данной работы - повышение качества подготовки российских специалистов, разрабатывающих программное обеспечение.

Ключевые слова: дистанционное обучение, непрерывная подготовка, информатика, информационно-коммуникационные технологии, повышение квалификации учителей информатики.

Технологическая модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России быть конкурентоспособной страной XXI в. и обеспечить дос-

тойную жизнь всем своим гражданам. Это необходимый путь развития российского общества актуализировало проблему образования на всех уровнях от дошкольного до

послевузовского и определило значимость качества этого образования. Одним из приоритетных направлений модернизации российской экономики является разработка стратегических информационных технологий, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения.

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (СГУ) является одним из вузов работу, ведущих активную работу в данном направлении. Сотрудники факультета компьютерных наук и информационных технологий (КНИТ) и Поволжского регионального центра новых информационных технологий (ПРЦНИТ) еще в 2006 г. разработали и внедрили в учебный процесс вуза портал обучения информатике и программированию (http://school.sgu.ru) [1].

В настоящее время портал стал центром организации непрерывной подготовки специалистов в области информационных технологий в Саратовской области. С помощью инструментов и материалов портала ведется следующая работа:

- дополнительное обучение школьников в области информатики, начиная со второго класса [2];

- обеспечение уроков информатики в школе материалами и интерактивными инструментами, в том числе и автоматической проверкой решений на шести языках программирования [3];

- обеспечение практических занятий со студентами младших курсов на факультете КНиИТ, механико-математическом, физическом, социологическом факультетах [4];

- проведение дистанционных конкурсов и олимпиад для школьников;

- проведение дополнительных занятий с отстающими студентами и студентами, изучающими языки программирования на дополнительных курсах, проводимых со-труд никами компаний-венд еров;

- проведение очно-дистанционных курсов повышения квалификации учителей информатики Саратовской области.

Остановимся подробнее на опыте работы с учителями информатики с использованием описываемого портала. Курсы повышения квалификации учителей информатики по направлению «Информатика и программирование» с использованием дистанционных инст-

рументов портала проводились в рамках проекта «Подготовка и переподготовка профильных специалистов на базе центров образования и разработок в сфере информационных технологий» в 2011 г. Данная программа утверждена комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России и реализуется в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. (Государственный контракт № 07.Р20.11.0029 от 7 сентября 2011 г. «Подготовка и переподготовка профильных специалистов на базе центров образования и разработок в сфере информационных технологий»). На данных курсах планировалось обучить две трети учителей информатики Саратовской области. В конце 2010 г. было проведено обучение ведущих учителей информатики г. Саратова и области, которые вместе с сотрудниками факультета КНиИТ впоследствии выступили тьюторами в основном потоке курсов повышения квалификации [5].

Эти пилотные курсы повышения квалификации состояли из четырех чередующихся этапов: неделя очного обучения - два месяца дистанционной работы - неделя очного обучения - месяц дистанционной работы. Обучаться на данных курсах высказали желание 34 учителя.

Первая неделя дистанционной работы была посвящена теоретическим основам информатики, в рамках которой учителя знакомились с наиболее сложными разделами теоретической информатики, такими как математические основы систем счисления, измерения информации, сжатия, кодирования и хранения информации, логическими основами цифровой техники. Материал, даваемый лекторами учителям, не упрощался, как в школьных учебниках информатики, а давался со всеми теоретическими выкладками, теоремами и доказательствами.

Второй дистанционный этап состоял из двух периодов. Первый период - закрепление учебного материала и выполнение тестовых заданий по теоретической информатике. Учебный материал, размещенный на портале, не просто дублировал содержание очной недели курсов, но и включал в себя дополнительную информацию по указанным темам, что позволило учителям более полно подгото-

виться к выполнению заданий. В общей сложности учителям было предложено решить 288 задачи по различным темам разного уровня сложности. Этот этап успешно завершили 76 % от начавших обучение учителей.

Второй этап дистанционного периода -повторение основ программирования, решение задач с использованием одномерных и двумерных массивов, строк, работа с текстовыми файлами, процедуры и функции, рекурсия. Для организации данного этапа использовалась тестирующая система Конте-стер, предназначенная для автоматической проверки решений задач по программированию. Для отработки основных навыков программирования были предложены 133 задачи. Полностью прошли данный этап 44 % от начавших обучение на данном курсе.

Вторая очная неделя курсов включала в себя лекции, знакомящие учителей со сложными, олимпиадными разделами школьного программирования. Подробные материалы были размещены на портале для самостоятельного изучения. Также в системе Контестер было предложено 40 задач на эти темы. И именно те же 40 % учителей, начавших работать над программированием на дистанционном этапе, продолжили решение задач по сложным темам. Именно из этих учителей, прошедших до конца дистанционные курсы, была сформирована команда тьюторов, которые помогли преподавателям факультета КНиИТ реализовать переподготовку большинства учителей информатики Саратовской области.

Всего на территории Саратова и области было обучено 807 преподавателей и учителей информатики на базе 52 школ области. Курсами были охвачены все районы города Саратова и 34 из 38 районов области.

Программа проведенных курсов повышения квалификации была рассчитана на 72 учебных часа, из них 36 часов - аудиторных в компьютерном классе, 36 часов - самостоятельная работа слушателей.

Рабочие места в компьютерных классах, в которых проходило обучение, в обязательном порядке должны были быть подключены к глобальной сети Интернет, так как все практические работы проходили с использованием системы дистанционного обучения http://school.sgu.ru. Вся самостоятельная ра-

бота слушателей также проходила на этом портале и контролировалась преподавателями групп и ответственными за обучение учителей сотрудниками факультета КНиИТ.

Все материалы лекций, а также дополнительные материалы по каждой из тем были доступны слушателям в режиме 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. По каждой теме теоретической информатики созданы интерактивные тесты, в которые включены задачи из ЕГЭ, а также олимпиад различного уровня по базовому курсу информатики разных лет. Для изучения программирования были подобраны задачи (от 2 до 5 по каждой теме, например, «Ветвление», «Цикл в цикле», «Процедуры и функции») с автоматической проверкой решения, называемой Контесте-ром [6]. Для обсуждения решений задач в каждой теме был создан форум, которым учителя интенсивно пользовались. На вопросы учителей в форуме отвечали преподаватели группы или сотрудники, ответственные за обучение учителей на факультете сотрудник Центра непрерывной подготовки ГГ-специалистов факультета КНиИТ.

По окончании курсов повышения квалификации среди преподавателей и слушателей курсов была проведена выходная анкета, целью которой было определение полезности проведенных курсов. Выходное анкетирование слушателей курсов было анонимным. Это сделано для того, чтобы отзывы были откровенными. Приведем некоторые интересные отзывы (авторский стиль отзывов сохранен).

«Несмотря на Ваш первый опыт таких масштабных курсов, я уже много лет вместе с детьми пользуюсь ресурсами вашего Портала. Это ж целый кладезь полезной информации и материала по предмету! Курс сделан очень хорошо, прошлись по всем основным темам, даже кое в чем пришлось покопаться, чтобы дойти до сути. Лично у меня вызвал трудность раздел с программированием, но очные занятия и разобранные примеры ставили все на места... Спасибо всей вашей команде».

«Огромное спасибо организаторам курса и преподавателям. Курс очень емкий, охватывающий большинство тем школьного курса. Мне не хватало очных занятий по некоторым теоретическим темам. Очень хорошо, что мы смогли поработать с Конте-

стером. Взрослые люди, а удивлялись как дети, что Контестер не пропускает задачи с минимальным недочетом. Большое всем спасибо!»

Приведенные отзывы показывают, что выбранное направление КПК учителей информатики было правильным, материал и форма его подачи интересными и современными.

Подводя итоги проведенной масштабной работы, можно сделать вывод, что портал обучения информатике и программированию на данный момент стал центром общения учителей информатики Саратовской области. Учителя не боятся задавать вопросы и высказывать свои предложения, справедливо ожидая квалифицированной и доброжелательной реакции сотрудников университета. Не удивительно, что когда на портале было высказано предложение организовать региональную ассоциацию преподавателей и учителей информатики, многие с удовольствием откликнулись. Теперь портал стал также и организационным центром работы с учителями информатики и их учениками.

В заключение приведем слова учителя, уже давно работающего с порталом: «Спасибо за четкую и стабильную работу портала. Ученики здесь могут найти себе задачи по силам - как сильные, так и не очень. Любые проблемы администрацией портала решаются незамедлительно и эффективно. Желаю порталу дальнейшего развития!»

Литература

1. Федорова А.Г., Соловьев В.М., Лаптева Е.Е. Инновационные технологии в системе подготовки 1Т-специалистов // Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы: сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. С. 30-33.

2. Кудрина Е.В., Лапшева Е.Е., Огнева М.В. Опыт организации дистанционной внеклассной работы школьников // Информационные технологии для Новой школы: мат-лы конф. СПб.: Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2010. С. 269-272.

3. Лапшева Е.Е. Использование портала обучения информатике и программированию учителями информатики Саратовской области // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: мат-лы IX Всерос. конф. Саратов: Наука, 2011. С. 35-36.

4. Кудрина Е.В., Лапшева Е.Е., Огнева М.В., Федорова А.Г. Интернет-обучение информатике и программированию: доступность, качество, результат // XVII Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика'2010». 21-24 июня 2010 г., СПб. С. 214-216.

5. Кудрина Е.В., Лапшева Е.Е., Огнева М.В., Федорова А.Г. Опыт проведения очно-дистанционных курсов повышения квалификации учителей информатики // XVIII Всероссийская научнометодическая конференция «Телематика'2011», 20-23 июня 2011 г. СПб., 2011. С. 196-197.

6. Казачкова А.А. Особенности использования автоматической системы тестирования решений в обучении программированию // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: мат-лы IX Всерос. конф. Саратов: Наука, 2011.

УДК 371.31

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ

Ю.А.Нацкевич, Н.А. Курганова

В данной статье описано использование дистанционных форм взаимодействия для развития одаренности у детей на примере некоторых форм дистанционного взаимодействия на примере Центра «Снейл».

Ключевые слова: дистанционные технологии, одаренные дети.

Одаренные дети обладают многими по- Дистанционные технологии в современ-

требностями, которые стандартная образова- ном информационном обществе занимают

тельная система не в состоянии удовлетворить, лидирующее положение. В настоящее время

поэтому их развитие требует наряду с традици- существует множество дистанционных форм

онными формами организации образователь- работы со школьниками. Рассмотрим неко-

ного процесса применения новых форм. торые формы дистанционного взаимодейст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.