Научная статья на тему 'Образовательная система Чехии: на примере Университета Градец Кралове'

Образовательная система Чехии: на примере Университета Градец Кралове Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стажировка / международное сотрудничество / образовательная система Чехии / высшее образование / система кредитов. / internship / international cooperation / the educational system of the Czech Republic / higher education / system of credits.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. В. Булавина

В данной статье рассматривается образовательная система Чехии на примере Университета Градец Кралове. Особое внимание уделяется организации образовательного процесса в университете: о возможностях поступления в Чешские университеты, о специфике учебного процесса, об особенностях обучения и получения высшего образования. Затрагиваются вопросы студенческой и преподавательской мобильности в рамках проекта SOCRATES/ERASMUS, международному сотрудничеству в научных исследованиях. Знакомство с Университетом Градец Кралове состоялось в рамках международной стажировки. Руководитель стажировки доцент кафедры математики факультета естественных наук Университета Градец Кралове Галаев Антон Сергеевич (doc.Galaev A., DrSc.). Организация и проведение стажировки в рамках Летней школы алгебраической геометрии на кафедре математики факультета естественных наук для иностранных студентов и аспирантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational system of the Czech Republic: on the example of University of Hradec Králové

This article discusses the educational system of the Czech Republic on the example of Hradec Králové University. Special attention is paid to the organization of the educational process at the University: the possibilities of admission to Czech universities, the specifics of the educational process, the features of training and higher education. The issues of student and teacher mobility in the framework of the SOCRATES/ERASMUS project, international cooperation in research are touched upon. Acquaintance with Hradec Králové University took place within the framework of an international internship. Head of the internship associate Professor of mathematics Department of the faculty of natural Sciences of the University Hradec Kralove Galaev Anton (doc. Galaev A., DrSc.).Organization and conduct of training in the Summer school of algebraic geometry at the Department of mathematics of the faculty of natural Sciences for foreign students and postgraduates.

Текст научной работы на тему «Образовательная система Чехии: на примере Университета Градец Кралове»

1. Belousova N.D. Ispol'zovanie keis-metoda pri obuchenii studentov discipline inzhenernaya grafika [Elektronnyi resurs] [Use a case method when training students in discipline engineering graphics]. Otkrytyj urok «Pervoe sentyabrya» [Open lesson of "The 1st of September"]. URL: http://festival.1september.ru/articles/103801/ (Accessed 10.12.2017).

2. Smolyaninova O.G. Didakticheskie vozmozhnosti metoda CASE STUDY v obuchenii studentov [Elektronnyi resurs] [Didactic opportunities of the CASE STUDY method in training of students]. Gumanitarnyi vestnik [Humanitarian bulletin].Krasnoyarsk: Krasnoyarskii universitet, 2000. URL: http://ipps.institute.sfu-kras.ru/sites/ipps.institute.sfu-kras.ru/files/publications/53.pdf (Accessed 10.12.2017).

3. Surmin Yu. P. Situacionnyi analiz, ili Anatomiya Keis-metoda [Situational analysis, or the anatomy of the case method]. Kiev: Centr innovacii i razvitiya, 2002. 286 p.

УДК 378.4

Е.В. Булавина,

старший преподаватель кафедры информатики и программирования ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный

университет им. Н.Г. Чернышевского» г. Саратов, Россия kat0305@yandex.ru ORCID: 0000-0002-8675-7279

Образовательная система Чехии: на примере Университета Градец Кралове

В данной статье рассматривается образовательная система Чехии на примере Университета Градец Кралове. Особое внимание уделяется организации образовательного процесса в университете: о возможностях поступления в Чешские университеты, о специфике учебного процесса, об особенностях обучения и получения высшего образования. Затрагиваются вопросы студенческой и преподавательской мобильности в рамках проекта SOCRATES/ERASMUS, международному сотрудничеству в научных исследованиях. Знакомство с Университетом Градец Кралове состоялось в рамках международной стажировки. Руководитель стажировки доцент кафедры математики факультета естественных наук Университета Градец Кралове Галаев Антон Сергеевич (doc.Galaev A., DrSc.). Организация и проведение стажировки в рамках Летней школы алгебраической геометрии на кафедре математики факультета естественных наук для иностранных студентов и аспирантов.

Ключевые слова: стажировка, международное сотрудничество, образовательная система Чехии, высшее образование, система кредитов.

E. V. Bulavina,

Senior Lecturer, Department of Informatics and Programming Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky

Saratov, Russia

The educational system of the Czech Republic: on the example of University of Hradec Kralove

This article discusses the educational system of the Czech Republic on the example of Hradec Kralove University. Special attention is paid to the organization of the educational process at the University: the possibilities of admission to Czech universities, the specifics of the educational process, the features of training and higher education. The issues of student and teacher mobility in the framework of the SOCRATES/ERASMUS project, international cooperation in research are touched upon. Acquaintance with Hradec Kralove University took place within the framework of an international internship. Head of the internship associate Professor of mathematics Department of the faculty of natural Sciences of the University Hradec Kralove Galaev Anton (doc. Galaev A., DrSc.).Organization and conduct of training in the Summer school of algebraic geometry at the Department of mathematics of the faculty of natural Sciences for foreign students and postgraduates.

Keywords: internship, international cooperation, the educational system of the Czech Republic, higher education, system of credits.

Знакомство с образовательной системой Чехии состоялось в рамках стажировки в 2018 году в Университете Градец Кралове (University of Hradec Kralove). Руководитель

стажировки - доцент кафедры математики факультета естественных наук Университета Градец Кралове Галаев Антон Сергеевич (doc. Galaev A., Dr Sc.).

Градец Кралове (Hradec Kralove) -традиционный чешский городок менее ста тысяч постоянных жителей, расположенный в 100 км к востоку от Праги. Из-за большого выбора университетов (Университет Градец Кралове, Карлов университет, Университет Обороны) Градец Кралове - город молодых людей. Учебный год ежегодно приносит в город тринадцать тысяч студентов. Такое большое сообщество молодежи, безусловно, благотворно влияет на атмосферу города.

Университет Градец Кралове - государственное учебное заведение, основанное в 1959 году. Университет состоит из четырех факультетов/институтов - педагогического факультета, факультета информатики и менеджмента, философского факультета, факультета естественных наук и института социальной работы. Все они предлагают обучение по аккредитованным направлениям бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Ежегодно в университете обучается около 9000 студентов.

Прежде чем перейти к рассмотрению организации образовательного процесса в Университете Градец Кралове, опишем систему образования Чехии в целом [2,3].

Дошкольное образование с 3 до 5 лет проходит на базе детских садов. В шестилетнем возрасте ребенок начинает посещать основную школу, которая является бесплатной и обязательной, и состоит из двух ступеней. Первая ступень - обучение с первого по пятый класс. После окончания первой ступени ученики могут перейти учиться в многолетнюю гимназию, где обучение платное, или продолжить обучение на второй ступени. Вторая ступень - обучение с шестого по девятый класс. После окончания второй ступени учащиеся могут продолжить обучение по выбору:

a) в средней школе - срок обучения 2 года без сдачи выпускных экзаменов и получения аттестата об образовании; для начала трудовой деятельности выпускники средней школы проходят производственную подготовку на рабочем месте;

b) в среднем специальном училище - срок обучения 2-3 года со сдачей экзаменов и получением свидетельства о профессиональном образовании; выпускник среднего специального училища готов начать трудовую деятельность по выбранной специальности, но для поступления в вуз должен пройти дополнительное обучение по двух или четырехлетней программе на базе средней специальной школы или гимназии;

c) в средней специальной школе - срок обучения 4 года со сдачей государственных экзаменов и получением аттестата о среднем специальном образовании; обучение в средней специальной школе имеет узкую профессиональную направленность; выпускник школы может либо начать работать по специальности или поступать в профильный вуз;

d) в гимназии - срок обучения 4 года с обязательной сдачей государственных экзаменов и получением аттестата об образовании (многолетняя гимназия - срок обучения 6-8 лет); обучение не предполагает подготовку к специфической профессиональной деятельности, а направлено на подготовку к поступлению в вуз; обязательными выпускными государственными экзаменами являются экзамены по таким дисциплинам, как чешский язык, литература, иностранный язык и до 4 экзаменов по выбору.

Получение чешского аттестата об образовании дает право на поступление в высшие учебные заведения на образовательные программы бакалавриата. Обязательным условием для поступления в государственные вузы Чехии на бесплатной основе является знание чешского языка. Кандидаты отправляют заполненную анкету с копией школьного аттестата на официальный адрес университета. Процедура подачи заявлений обычно длиться с февраля по май, но каждый университет вправе устанавливать свои сроки предоставления документов. Форма вступительных испытаний определяется вузом самостоятельно - это могут быть письменные или устные экзамены, или их сочетание. Все чаще в Чехии стал использоваться Национальный сравнительный экзамен на «общие предпосылки к обучению» OSPSCIO [6].

Уже в вузе период обучения по различным направлениям бакалавриата может составлять 3-4 года. Диплом бакалавра даёт право продолжить обучение в магистратуре. Продолжительность магистерской программы 2 года. Диплом магистра дает возможность продолжить обучение в докторантуре 4 года. Вступительное испытание в докторантуре проходит в форме собеседования на чешском языке, в ходе которого обсуждают вопросы

будущей исследовательской деятельности. В случае если докторант не успевает завершить работу над своей диссертацией за отведенное время, его переводят на заочную форму обучения. Максимальный срок обучения в докторантуре 8 лет. После защиты диссертации выпускник докторантуры получает академический титул Ph. D.

Рассмотрим специфику получения высшего образования в Университете Градец Кралове [7].

Чтобы поступить в Университет Градец Кралове абитуриенту нужно отправить через информационную систему университета заявление (мотивационное письмо) на чешском языке, а также скан-копию школьного аттестата и выписку из школы о количестве часов по каждому предмету. Иностранные абитуриенты должны пройти процедуру нострификации аттестата. После подачи заявления абитуриенту по электронной почте приходит приглашение на экзамены. Вступительные экзамены обычно проходят в мае или июне. Условием допуска к вступительным экзаменам является экзамен по чешскому языку. Перечень самих вступительных экзаменов зависит от образовательной программы [7]. Не позднее чем через месяц после вступительных экзаменов на электронную почту приходит письмо о зачислении.

Учебный год в Университете Градец Кралове состоит из двух семестров - зимнего и летнего. Каждый семестр - это 13 недель теоретического обучения и 7 недель экзаменов. Зимний семестр начинается с третьей недели сентября, а летний семестр - в середине февраля. Последняя неделя декабря и первая неделя января являются рождественскими каникулами. В начале февраля по окончанию зимней сессии студенты уходят на зимние каникулы. Летние каникулы идут в июле-августе.

В университете предусмотрены две формы обучения: очная и комбинированная. Очная форма, представляет собой обучение с пятидневной учебной неделей. Комбинированная форма подразумевает посещение занятий два дня в неделю по выходным. Студенты, которые совмещают учебу и работу, обычно выбирают комбинированную форму обучения.

Обучение в Университете Градец Кралове, как и в Карлове университете [1], основано на системе кредитов, что позволяет студентам формировать индивидуальный учебный план обучения. Данная система кредитов представляет собой единую общеевропейскую систему контроля и учета учебной работы студентов во время освоения образовательных программ университета (European Credit Transfer and Accumulation System). Каждой учебной дисциплине ставится в соответствие некоторое количество зачетных единиц. Это количество определяет, сколько времени должен затратить среднестатистический студент на освоение данной дисциплины. В среднем 1 кредит - это 20 часов. За один академический год студент должен набрать не менее 60 кредитов. Таким образом, за три года обучения студент должен набрать не менее 180 кредитов. После получения установленного программой количества кредитов, сдачи государственных экзаменов, как правило, их два и защиты выпускной работы студент получает диплом о высшем образовании.

В общем случае учебный план состоит из блоков: обязательные предметы, предметы по выбору, факультативные предметы, государственные экзамены. В процессе обучения студенту необходимо набрать: 150 кредитов за обязательные предметы по направлению подготовки, в том числе 12 кредитов за иностранный язык; 15 кредитов за предметы по выбору; по 3 кредита за дипломную работу и каждый выпускной экзамен. По окончанию обучения, все кредиты суммируются.

Следует отметить, что Университет Градец Кралове является участником проекта SOCRATES/ERASMUS, в рамках которого преподаватели и студенты могут пройти стажировку (обучение) в других университетах Чехии - Карлов университет, Чешский технический университет, а также университетах Германии, Австрии, Англии, Франции. Благодаря чему большинство студентов могут провести, по крайней мере, один семестр своего обучения за рубежом в одном из партнерских университетов.

Участие в проекте SOCRATES/ERASMUS позволяет университету приглашать к себе иностранных преподавателей, аспирантов и студентов на стажировку. Так с 3 августа по 2 сентября 2018 года в рамках Летней школы алгебраической геометрии на кафедре

математики факультета естественных наук стажировку проходили 30 иностранных студентов и аспирантов, в том числе и аспиранты Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского (СГУ).

Стажировка делегации аспирантов СГУ началась со встречи с руководством Университета Градец Кралове. Во время встречи аспиранты узнали об истории Университета Градец Кралове, особенностях обучения в нем, специфике стажировки. В свою очередь аспиранты СГУ рассказали руководству университета об истории СГУ, образовательных программах, реализуемых в СГУ, особенностях обучения в аспирантуре. Одной из главных тем, обсуждаемых на встрече, стала проблема развития сотрудничества двух вузов в сфере научно-исследовательской деятельности.

В дальнейшем аспиранты СГУ: посещали лекции ведущих преподавателей Университета Градец Кралове в рамках Летней школы алгебраической геометрии; принимали участие в семинарах, на которых студенты и аспиранты, проходящие стажировку в университете, представляли результаты своих исследований, обсуждали результаты исследований других студентов и аспирантов; изучали литературу по тематике диссертационных исследований в библиотечных фондах университета.

Дополнительно Булавиной Е.В. был представлен доклад, посвященный факультету компьютерных наук и информационных технологий (КНиИТ) СГУ [5], а также специфике подготовке IT-специалистов на факультете КНиИТ [4].

Следует отметить, что многие аспиранты СГУ являются преподавателями. Поэтому с целью обмена опытом в организации учебного процесса в Университете Градец Кралове и СГУ руководителем стажировки - А.С. Галаевым - была организована встреча с заместителем декана по учебной работе и международным связям факультета естественных наук - Michal Musilek. Участники данной встречи обсудили вопросы, связанные с преподаванием естественнонаучных дисциплин, совершенствованием содержания учебных курсов и методов обучения в высшей школе, преподавательской нагрузкой, активизацией научно-исследовательской деятельности, студенческой и преподавательской мобильностью.

В заключение хочется выразить искренние слова благодарности всему коллективу Университета Градец Кралове и лично руководителю стажировки, доценту кафедры математики факультета естественных наук Галаеву Антону Сергеевичу за приглашение, теплый прием и предоставленную возможность получить опыт международного сотрудничества в сфере образования и научно-исследовательской деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Батраева, И.А. Подготовка IT-специалистов: Карлов Университет и Саратовский государственный университет [Текст] / И.А. Батраева, Е.В. Кудрина, А.Г. Федорова // Информационные технологии в образовании : материалы VI Всерос.науч.-практ. конф. - Саратов: Наука, 2014. - С. 6-14.

2. Долгая, О.И. Развитие школьного образования в Чехии на современном этапе [Текст] : автореф. дис. ...канд. пед. наук : 13.00.01 / О. И. Долгая. - М., 2003. - 26 с.

3. Долгая, О.И. Образование в Чехии: система образовательных программ [Текст] / О.И. Долгая // Профессиональное общество и образование. - 2012. - № 1. - С. 37-42.

4. Реализация концепции непрерывной подготовки IT-специалистов на факультете компьютерных наук и информационных технологий Саратовского государственного университета [Текст] / Е.В. Кудрина, Е.Е. Лапшева, М.В. Огнева, А.Г. Федорова // Компьютерные науки и информационные технологии : материалы междунар. науч. конф. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2010. - C. 92-98.

5. Федорова, А.Г. Факультету КНиИТ исполнилось 15 лет! [Текст] / А.Г. Федорова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Математика. Механика. Информатика. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2015. - С. 239-242.

6. Экзамены в чешские вузы [Электронный ресурс] // GoStudy. - Режим доступа: https://www.gostudy.cz/blog/sovety-eksperta/ekzamenyi-v-cheshskie-vuzyi. - 12.12.2018.

7. University of Hradec Kralove [Elektronicky zdroj]. - Pfistupovy rezim: https://www.uhk.cz/cs-CZ/UHK. -25.03.2019.

REFERENCES

1. Batraeva I.A., Kudrina E.V., Fedorova A.G. Podgotovka IT-specialistov: Karlov Universitet i Saratovskii gosudarstvennyi universitet [Training of IT specialists: Karlov University and Saratov State University].

Informacionnye tekhnologii v obrazovanii: materialyVTVseros.nauch.-prakt. konf. [Information technologies in education]. Saratov: Nauka, 2014, pp. 6-14.

2. Dolgaya O.I. Razvitie shkol'nogo obrazovaniya v Chekhii na sovremennom etape. Avtoreferat. diss. kand. ped. nauk [Development of school education in the Czech Republic at the present stage. Ph. D. (Pedagogics) Thesis]. Moscow, 2003. 26 p.

3. Dolgaya O.I. Obrazovanie v Chekhii: sistema obrazovatel'nykh programm [Education in the Czech Republic: system of educational programs]. Professional'noe obshchestvo i obrazovanie [Professional society and education], 2012, no. 1, pp. 37-42.

4. Kudrina E.V., Lapsheva E.E., Ogneva M.V., Fedorova A.G. Realizaciya koncepcii nepreryvnoi podgotovki IT-specialistov na fakul'tete komp'yuternykh nauk i informacionnykh tekhnologii Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta [Realization of the concept of continuous training of IT specialists at the Faculty of Computer Science and Information Technologies of Saratov State University]. Komp'yuternye nauki i informacionnye tekhnologii: materialy mezhdunar.nauch. konf. [Computer sciences and information technologies]. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 2010, pp. 92-98.

5. Fedorova A.G. Fakul'tetu KNiIT ispolnilos' 15 let! [Faculty KNiIT is 15 years old!]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser. Matematika. Mekhanika. Informatika [News of Saratov University. New series. Ser. Mathematics. Mechanics. Informatics]. Saratov: Izd-vo Saratovskogo un-ta, 2015, pp. 239-242.

6. Ekzameny v cheshskie vuzy [Elektronnyi resurs] [Examinations in the Czech higher education institutions]. GoStudy. URL: https://www.gostudy.cz/blog/sovety-eksperta/ekzamenyi-v-cheshskie-vuzyi (Accessed 12.12.2018).

7. University of Hradec Kralove [Elektronnyi resurs] [University of Hradec Kralove]. URL: https://www.uhk.cz/cs-CZ/UHK (Accessed 25.03.2019).

УДК 372.857

Н.Б. Булдакова,

кандидат географических наук, доцент кафедры биологии и географии с методикой

преподавания

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия cunami1976@yandex.ru ORCID: 0000-0001-9614-7944

Методика использования видеоматериалов на уроках общей биологии

В данной статье рассмотрены проблемы преподавания общей биологии в средней школе и средних специальных заведениях. Выявлена и обоснована необходимость использования в учебно-воспитательном процессе видеоматериалов научного и научно-популярного характера. На основе собственного педагогического опыта автором предлагаются примеры видеоматериалов и заданий к ним, которые могут быть использованы в процессе преподавания общей биологии. Показано, что внедрение в учебный процесс видеоматериалов повышает интерес учащихся к теме урока, способствует более эффективному усвоению материала. Рассмотрены основные методы и приёмы использования научных фильмов на уроках. Особое внимание обращается на регламент использования фильмов на уроке. Автор приходит к выводу, что видеоматериалы необходимы в современной школе для активизации познавательного процесса и рекомендует ряд фильмов к использованию.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, видеоматериалы, познавательный процесс, активизация познавательного процесса.

N.B. Buldakova,

Ph. D. in Geography, Associate Professor, Department of Biology and Geography with

Methods of Teaching Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia

The method of using video in the classroom of General biology

This article deals with the problems of teaching General biology in secondary school and secondary special institutions. Identified and justified the need to use in the educational process of video scientific and popular science. On the basis of own pedagogical experience the author offers examples of video materials and tasks to them, which can be used in the process of teaching General biology. It is shown that the introduction of video materials in the educational process increases the interest of students to the topic of the lesson, contributes to a more effective assimilation of the material. The basic methods and techniques of using scientific films in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.