Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (20), 2012
стером. Взрослые люди, а удивлялись как дети, что Контестер не пропускает задачи с минимальным недочетом. Большое всем спасибо!»
Приведенные отзывы показывают, что выбранное направление КПК учителей информатики было правильным, материал и форма его подачи интересными и современными.
Подводя итоги проведенной масштабной работы, можно сделать вывод, что портал обучения информатике и программированию на данный момент стал центром общения учителей информатики Саратовской области. Учителя не боятся задавать вопросы и высказывать свои предложения, справедливо ожидая квалифицированной и доброжелательной реакции сотрудников университета. Не удивительно, что когда на портале было высказано предложение организовать региональную ассоциацию преподавателей и учителей информатики, многие с удовольствием откликнулись. Теперь портал стал также и организационным центром работы с учителями информатики и их учениками.
В заключение приведем слова учителя, уже давно работающего с порталом: «Спасибо за четкую и стабильную работу портала. Ученики здесь могут найти себе задачи по силам - как сильные, так и не очень. Любые проблемы администрацией портала решаются незамедлительно и эффективно. Желаю порталу дальнейшего развития!»
Литература
1. Федорова А.Г., Соловьев В.М., Лапше-ва Е.Е. Инновационные технологии в системе подготовки 1Т-специалистов // Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы: сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. С. 30-33.
2. Кудрина Е.В., Лапшева Е.Е., Огнева М.В. Опыт организации дистанционной внеклассной работы школьников // Информационные технологии для Новой школы: мат-лы конф. СПб.: Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2010. С. 269-272.
3. Лапшева Е.Е. Использование портала обучения информатике и программированию учителями информатики Саратовской области // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: мат-лы IX Всерос. конф. Саратов: Наука, 2011. С. 35-36.
4. Кудрина Е.В., Лапшева Е.Е., Огнева М.В., Федорова А.Г. Интернет-обучение информатике и программированию: доступность, качество, результат // XVII Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика'2010». 21-24 июня 2010 г., СПб. С. 214-216.
5. Кудрина Е.В., Лапшева Е.Е., Огнева М.В., Федорова А.Г. Опыт проведения очно-дистанционных курсов повышения квалификации учителей информатики // XVIII Всероссийская научнометодическая конференция «Телематика'2011», 20-23 июня 2011 г. СПб., 2011. С. 196-197.
6. Казачкова А.А. Особенности использования автоматической системы тестирования решений в обучении программированию // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: мат-лы IX Всерос. конф. Саратов: Наука, 2011.
УДК 371.31
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ
Ю.А.Нацкевич, Н.А. Курганова
В данной статье описано использование дистанционных форм взаимодействия для развития одаренности у детей на примере некоторых форм дистанционного взаимодействия на примере Центра «Снейл».
Ключевые слова: дистанционные технологии, одаренные дети.
Одаренные дети обладают многими по- Дистанционные технологии в современ-
требностями, которые стандартная образова- ном информационном обществе занимают
тельная система не в состоянии удовлетворить, лидирующее положение. В настоящее время
поэтому их развитие требует наряду с традици- существует множество дистанционных форм
онными формами организации образователь- работы со школьниками. Рассмотрим неко-
ного процесса применения новых форм. торые формы дистанционного взаимодейст-
1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
вия на примере центра «Снейл». В центре проводится множество различных дистанционных конкурсов и олимпиад: предметные конкурсы для 2-11-х классов; марафоны знаний для начальной школы; конкурсы для первоклассников и воспитанников детских садов; дистанционные предметные и он-лайн Олимпиады; дистанционные предметные недели и турниры знаний; всероссийские конкурсы-игры.
Участие в перечисленных дистанционных мероприятиях заключается в стимулировании значительного количества школьников к самостоятельной поисковой познавательной деятельности, и, как следствие, развитие одаренности у участников.
Уникальной формой дистанционной работы центра «Снейл» является Дистанционная предметная Неделя, которая позволяет обычную школьную Предметную неделю превратить в увлекательные, творческие соревнования между командами учащихся из разных больших и малых городов России. Основа Дистанционной предметной Недели - применение новых информационных технологий, использование телеконференций и чат-занятий. Вышеперечисленное позволяет участникам не просто соревноваться, но знакомиться друг с другом и учиться взаимодействуя. Дистанционное
мероприятие позволяет обеспечить развитие одаренных детей, так как задания каждой предметной Недели носят развивающий характер, выходят за рамки школьной программы, предусматривают развитие навыков сотрудничества школьников со взрослыми и сверстниками.
Огромное значение в развитии одаренности играют и творческие общепредметные конкурсы, в которых любой ребенок может проявить себя, применяя не только знания, но и свой жизненный опыт. Например, конкурс «Мозголомы», предлагаемый центром «Снейл». Задания конкурса направлены на экспериментальную проверку распространенных утверждений и необычных гипотез. Опыты проводятся в реальных условиях, согласно инструкциям. Одним из самых полезных навыков, которые получают участники дистанционного конкурса, является навык проведения научного исследования и оформления его результатов.
Все дистанционные мероприятия центра «Снейл» опираются на такие два основных принципа, как личностная ориентация и творческий подход, а эти принципы и являются основополагающими для развития одаренности. Позиция центра «Снейл» - обучение и развитие через мотивацию познания нового.
УДК 371.3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Е.Ф. Рахманкулова
В данной статье описана организация психолого-педагогического сопровождения в процессе реализации дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, психолого-педагогическое сопровождение.
Необходимость организации психологопедагогического сопровождения в процессе реализации дистанционного обучения связана с тем, что все субъекты дистанционного обучения: учащиеся, педагоги, родители, начинающие взаимодействовать в Интернете, нередко сталкиваются с трудностями психологического порядка.
Психолого-педагогическое сопровождение - это осознанный системный процесс взаимодействия субъектов дистанционного
обучения в условиях информационно-образовательной среды, направленный на оказание психолого-педагогической помощи субъектам процесса дистанционного обучения [3].
Работа психолога в рамках дистанционного обучения предполагает несколько вариантов ее организации в зависимости от конкретных задач, стоящих перед психологом. Выделяются две основные модели деятельности психолога при проведении дистанционных курсов: