1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
вия на примере центра «Снейл». В центре проводится множество различных дистанционных конкурсов и олимпиад: предметные конкурсы для 2-11-х классов; марафоны знаний для начальной школы; конкурсы для первоклассников и воспитанников детских садов; дистанционные предметные и он-лайн Олимпиады; дистанционные предметные недели и турниры знаний; всероссийские конкурсы-игры.
Участие в перечисленных дистанционных мероприятиях заключается в стимулировании значительного количества школьников к самостоятельной поисковой познавательной деятельности, и, как следствие, развитие одаренности у участников.
Уникальной формой дистанционной работы центра «Снейл» является Дистанционная предметная Неделя, которая позволяет обычную школьную Предметную неделю превратить в увлекательные, творческие соревнования между командами учащихся из разных больших и малых городов России. Основа Дистанционной предметной Недели - применение новых информационных технологий, использование телеконференций и чат-занятий. Вышеперечисленное позволяет участникам не просто соревноваться, но знакомиться друг с другом и учиться взаимодействуя. Дистанционное
мероприятие позволяет обеспечить развитие одаренных детей, так как задания каждой предметной Недели носят развивающий характер, выходят за рамки школьной программы, предусматривают развитие навыков сотрудничества школьников со взрослыми и сверстниками.
Огромное значение в развитии одаренности играют и творческие общепредметные конкурсы, в которых любой ребенок может проявить себя, применяя не только знания, но и свой жизненный опыт. Например, конкурс «Мозголомы», предлагаемый центром «Снейл». Задания конкурса направлены на экспериментальную проверку распространенных утверждений и необычных гипотез. Опыты проводятся в реальных условиях, согласно инструкциям. Одним из самых полезных навыков, которые получают участники дистанционного конкурса, является навык проведения научного исследования и оформления его результатов.
Все дистанционные мероприятия центра «Снейл» опираются на такие два основных принципа, как личностная ориентация и творческий подход, а эти принципы и являются основополагающими для развития одаренности. Позиция центра «Снейл» - обучение и развитие через мотивацию познания нового.
УДК 371.3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Е.Ф. Рахманкулова
В данной статье описана организация психолого-педагогического сопровождения в процессе реализации дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, психолого-педагогическое сопровождение.
Необходимость организации психологопедагогического сопровождения в процессе реализации дистанционного обучения связана с тем, что все субъекты дистанционного обучения: учащиеся, педагоги, родители, начинающие взаимодействовать в Интернете, нередко сталкиваются с трудностями психологического порядка.
Психолого-педагогическое сопровождение - это осознанный системный процесс взаимодействия субъектов дистанционного
обучения в условиях информационно-образовательной среды, направленный на оказание психолого-педагогической помощи субъектам процесса дистанционного обучения [3].
Работа психолога в рамках дистанционного обучения предполагает несколько вариантов ее организации в зависимости от конкретных задач, стоящих перед психологом. Выделяются две основные модели деятельности психолога при проведении дистанционных курсов:
Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (20), 2012
1. Психолог работает напрямую с участниками образовательного процесса (по переписке, в чате, при непосредственном взаимодействии).
2. Психолог работает через посредника (координатора курса), не вступая в прямой контакт с участниками учебного процесса. Получает материалы по данному запросу, анализирует содержание, результаты обследований, предлагает рекомендации [1].
Работа психологов в сфере дистанционного обучения, осуществляемого по Интернету, выдвигает новые специфические требования к уровню подготовки психолога. Эти требования, помимо прочих, включают подготовку в области компьютерных телекоммуникаций и умение работать с компьютером на уровне продвинутого пользователя. Психолог должен иметь общепсихологическую и специальную психологическую подготовку.
Психологическими проблемами дистанционного обучения:
- отсутствие непосредственного контакта между субъектами процесса обучения;
- увеличение времени между вопросом и ответом в процессе организации диалога, а также ограничением средств его органи-
Главными целями психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения в системе общего образования яв-
ботке и реализации индивидуальной образовательной траектории в процессе дистанционного обучения;
- обеспечение психологической комфортности всех субъектов дистанционного обучения.
Содержание системы психологопедагогического сопровождения:
- система знаний о способах и формах взаимодействия субъектов дистанционного обучения;
- система знаний о нормах сетевого этикета;
- система знаний о психологических особенностях учащихся;
- система знаний о способах восприятия, переработки и усвоения информации, представленной в различных видах, в условиях специализированной информационнообразовательной среды;
- система способов и методов формирования положительной мотивации учащихся в условиях дистанционного обучения, в том числе система методов поощрения.
В качестве основных средств выступают средства информационно-образовательной среды, рекомендации для различных категорий субъектов дистанционного обучения.
Основными методами системы психоло-го-педагогического сопровождения выступают: психологическое Интернет-тестиро-
вание; психологические тренинги в режимах on-line и off-line; консультирование в режимах on-line и off-line и т.д. [4].
В качестве основных форм, используемых в системе психолого-педагогического сопровождения, целесообразно использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы.
Таким образом, ориентируясь на разработанные рекомендации, психолог сможет разработать и реализовать эффективное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Литература
1. Андреев A.A., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 2009.
2. Бардин К.Б. Как научить детей учиться: Учебная деятельность, ее формирование и возможные нарушения. М.: Просвещение, 2009.
3. Брызгалов В.С. Психолого-педагогиче-ская поддержка дистанционного обучения. Нижний Тагил, 2011.
4. Мараховская Н.В., Попков В.И. Совершенствование методов дистанционного образования в свете теории психолого-познавательных барьеров в обучении // Учебный процесс в техническом вузе: сб. науч. тр. Брянск: Изд-во БГТУ, 2011. С. 85-87.
5. Моисеева М.В. Психолого-педагогиче-ская поддержка дистанционного обучения // Дистанционное образование. 2010. № 6. С. 49-50.
зации;
- знание и соблюдение норм сетевого этикета [5].
ляются:
- оказание помощи учащимся в разра-