Научная статья на тему 'Теоретическая модель сопровождения и развития школьников с признаками интеллектуальной одаренности в условиях образовательного портала вуза'

Теоретическая модель сопровождения и развития школьников с признаками интеллектуальной одаренности в условиях образовательного портала вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INTELLECTUAL ENDOWMENTS / GIFTED CHILD / EDUCATIONAL PORTAL / INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Олеся Николаевна

В статье рассматриваются вопросы сопровождения и развития школьников с признаками интеллектуальной одаренности в условиях образовательного портала. Проанализированы различные концепции одаренности, определены признаки интеллектуальной одаренности. На основе анализа научной и научно-методической литературы выделены направления работы по развитию одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жукова Олеся Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical model of school students escorting and development with intellectual endowments indications in conditions of higher education institute portal

The article deals with the maintenance and development of school students with signs of intellectual endowment in the conditions of an educational portal. Various concepts of endowments are analyzed, signs of intellectual endowments are defined. On the basis of the analysis of scientific and scientific and methodical literature the areas of work on endowments development are allocated.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель сопровождения и развития школьников с признаками интеллектуальной одаренности в условиях образовательного портала вуза»

УДК 376.09-056.45:004.9

О. Н. ЖУКОВА

Омский государственный педагогический университет

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА ВУЗА

В статье рассматриваются вопросы сопровождения и развития школьников с признаками интеллектуальной одаренности в условиях образовательного портала. Проанализированы различные концепции одаренности, определены признаки интеллектуальной одаренности. На основе анализа научной и научно-методической литературы выделены направления работы по развитию одаренности.

Ключевые слова: интеллектуальная одаренность, одаренный ребенок, образовательный портал, информационно-образовательная среда.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 15-16-55013.

Современному обществу требуются специалисты, обладающие нестандартным мышлением, вносящие новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющие ставить и решать новые задачи, быстро и правильно реагировать на изменяющийся мир. В связи с этим приобретают актуальность вопросы сопровождения и развития школьников с признаками одаренности.

Авторы «Рабочей концепции одаренности» (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Н. С. Лейтес и другие) попытались обобщить современное состояние знаний в области психологии одаренности и определили ее как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [1, с. 7].

Одаренный ребенок определяется как «ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» и отмечается, что «уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой)» [1, с. 8].

Согласно модели одаренности Дж. Рензулли, одаренность определяется взаимодействием трех основных кластеров человеческих качеств: общих интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, высокой креативности и высокой увлеченности задачей [2, с. 215]. Одаренными и талантливыми признаются дети, обладающие этой композицией качеств или способные их развить и приложить в любой потенциально ценной области человеческой деятельности.

На основе данной модели Монкс Ф., Ипенбург И. [3, с. 20] построили многофакторную модель одарен-

ности, добавив три фактора среды: семья, школа и сверстники. Согласно этой многофакторной модели, только в случае «если все шесть факторов оказывают позитивное влияние, возможно развитие одаренности и ее проявление в форме высоких достижений».

В «Рабочей концепции одаренности» [1, с. 13—16] «ядро одаренности» представлено не в виде трех, как в западных моделях, а в виде двух основных компонентов — инструментального и мотивационного.

Отметим, что под одаренностью не следует понимать только высокий уровень развития (по сравнению с так называемой нормой) тех или иных способностей, то есть свойств или качеств индивида, обусловливающих успешность деятельности или овладения ею, индивидуальных качеств, отличающих одного человека от другого и проявляющихся в успешности деятельности. Как было показано выше, одаренность — это системное качество, среди компонентов которого выделим интеллектуальную, эмоциональную, мотивационно-волевую компоненты.

Согласно Дж. Равену [4], компетентность — это особая форма одаренности, которая включает следующие компоненты: предметные знания (знания в определенной предметной области); специфическую мотивацию (выраженность индивидуальных интересов, инициативу); способы мышления; индивидуальные ценности.

Интеллектуальная одаренность является одним из видов одаренности в познавательной деятельности и может быть, в свою очередь, различной в зависимости от предметного содержания деятельности: одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр [1, с. 18]. Согласно М. А. Холодной [5, с. 73 — 74], интеллектуальную одаренность можно рассматривать как форму развивающейся компетентности, механизмы которой предполагают обогащение интеллектуальной деятельности (усвоение разных типов знаний — декларативных, процедурных, неявных, а также процедур

Тест начат Состояние Завершен Прошло времени Баллов Оценка Отзыв

Вопрос 1

Верно

Баллов: 3,00 от максимума 3,00

Анна Владимировна Хитринцева

Понедельник, 22 Сентябрь 2014, 08:24 Завершено

Понедельник, 22 Сентябрь 2014, 08:27

3 мин. 21 сек,

47,00/54,00

0,87 из 1,00 (87%)

Средний уровень. У вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

Считаете ли вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?

Выберите один ответ: да

нет, они и так достаточно хороши

да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы - не очень

Рис. 1. Результат прохождения теста А. И. Доровского на портале

экспликации и преобразования знаний в виде способов продуктивного мышления), формирование метакогнитивного опыта (способности к непроизвольной и произвольной саморегуляции интеллектуальной деятельности), интеграцию интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, духовно-ценностных ресурсов.

Следует отметить, что современные исследования одаренности и особенностей динамики ее проявлений в детском и подростковом возрасте позволяют утверждать, что проявления одаренности в детском возрасте крайне разнообразны и одаренных детей в процентном отношении гораздо больше, чем это предполагалось в рамках психометрической концепции одаренности, — до 30 % возрастной популяции [6]. Кроме того, нельзя не учитывать существование «потенциальной» и «скрытой» форм одаренности (Ю. Д. Бабаева).

М. А. Холодная выделила пять типов интеллектуально одаренных детей [5, с. 72]:

— дети с ускоренным умственным развитием (интеллект опережает возрастную норму, при этом, как правило, наблюдается диссинхрония психического развития — неравномерность и несбалансированность отдельных психических функций);

— дети с ранней умственной специализацией (при обычном интеллекте обнаруживается ярко выраженная склонность к определенной предметной области, при этом наблюдаются затруднения в эмоциональной саморегуляции, проблемы в общении и т.п.);

— дети с отдельными незаурядными способностями (уникальные счетные, вербальные, креативные и другие способности);

— дети с высокими показателями Ю, испытывающие трудности в обучении;

— дети с высокими реальными достижениями, включенные в процесс социализации, соответствующий их дарованию (иногда их называют «талантливыми»).

Признаками интеллектуальной одаренности будем считать устойчивый интерес к определенному виду предметной деятельности и успешность в выполнении этого вида деятельности.

Познавательная деятельность осуществляется в образовательной среде. Традиционное образовательное пространство представляет, по мнению В. А. Ясвина [7], процесс специального целенаправленного формирования личности по социально обус-

ловленному образцу. Отметим, что тип образовательной среды определяется, прежде всего, теми условиями и возможностями данной среды, которые способствуют развитию активности личности и ее личностной свободы. При этом необходимо учитывать, что в традиционных образовательных пространствах (школа, семья, внешкольные учреждения) степень свободы гораздо ниже, чем в информационно-образовательной среде (ИОС), в подходе к устоявшимся понятиям: познавательная деятельность, образовательная среда, образовательный процесс, поисковая активность.

В Омском государственном педагогическом университете (ОмГПУ) с 2007 года реализуется проект «Интегрированная информационно-коммуникационная образовательная среда школа —вуз» [8, 9]. Важным этапом формирования информационно-коммуникационной образовательной среды педагогического вуза и школы является создание образовательного портала «Школа», выступающего в качестве ресурсного центра взаимодействия общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и педагогического вуза. Портал размещен на сервере ОмГПУ (http://school.omgpu.ru) и построен на базе Моо<31е — среды дистанционного обучения с открытым исходным кодом.

Известно, что одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие разделы и предметы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Можно предположить, что предоставление им этих возможностей в информационно-образовательной среде, образовательном портале «Школа» ОмГПУ, будет способствовать сопровождению и развитию интеллектуальной одаренности школьников. Тьюторское сопровождение (ТС) одаренного ребенка позволит решить проблему индивидуализации образования, столь необходимого ему. Тьютор организует условия для реализации индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) школьника, при этом нам представляется очень важным сотрудничество высших учебных заведений (вузы), учреждений дополнительного образования (УДО) и общеобразовательных школ (ООШ). Также тьютор управляет и организует образовательную деятельность школьника; руководит и является наставником для ребенка в мире опыта и его партнером, вместе

Рис. 2. Теоретическая модель сопровождения и развития школьников с признаками интеллектуальной одаренности в условиях образовательного портала вуза

с ним развивающийся; консультирует, работает с познавательным интересом, проблемами школьника.

Все это свидетельствует о том, что перспективной целью опытно-экспериментальной работы является создание системы научно-педагогического и учебно-методического сопровождения школьников с признаками интеллектуальной одаренности, а также всех детей как естественное условие проявления и развития индивидуальных дарований в условиях образовательного портала.

На основе анализа научной и научно-методической литературы выделим следующие направления работы:

— с интеллектуально одаренными детьми:

1. Разработка и проведение сетевых образовательных инициатив (СОИ): олимпиад, проектов, викторин, конкурсов. Здесь необходимо отметить, что проведение олимпиад не всегда позволяет проявить себя детям, у которых одаренность еще не проявлена и носит потенциальный характер и/или которые, в силу отсутствия необходимых условий, не подготовлены к участию.

2. Разработка дистанционных курсов (ДК) с тью-торским сопровождением, представляющие возможности подготовки к олимпиадам, к различным интеллектуальным конкурсам по предметам; курсов внеурочной деятельности и курсов, направленных на освоение технологии проектно-исследовательской деятельности.

— с педагогами:

Организация дистанционной стажировочной площадки (ДСП). Основной целью данной площадки является подготовка педагогов для работы по вы-

явлению, поддержке и развитию одаренности школьников. Педагогам в дистанционном режиме предлагается тест А. И. Доровского, позволяющий выявить уровень готовности педагога к работе с одаренными детьми (высокий, средний или низкий) (рис. 1). Тест реализован на портале с помощью элемента «Тест», за него можно получить оценку от 0 до 1, чем ближе результат к единице, тем педагог более склонен к данной работе.

— с родителями:

1. Проведение он-лайн консультаций (ОЛК) педагогами и психологами, связанных с различными аспектами диагностики и развития детской одаренности (способностей).

2. Проведение методик диагностики одаренности в режиме он-лайн (ОЛД). Реализованы следующие методики: «Оценка общей одаренности» (Савенков А. И.), «Оценка склонностей ребенка родителями и воспитателями» и др. с помошью Соод1е-формы; результаты диагностики отправляются родителю по электронной почте.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

— разработка комплекса организационных и нормативных решений для диагностики интеллектуально одаренных школьников и формирования банка данных таких детей с использованием сети Интернет;

— разработка образовательного контента на образовательном портале «Школа» для сопровождения и развития интеллектуальной одаренности школьников;

— организация совместной работы преподавателей ОмГПУ, учителей общеобразовательных школ,

психологов, педагогов дополнительного образования для сопровождения и развития школьников с признаками интеллектуальной одаренности.

Мы предполагаем, что таким образом организованное сопровождение будет способствовать становлению одаренности школьников — развитию их компетентности:

— формированию конкретных навыков мышления (критического, креативного, практического);

— формированию определенной мотивации (мотивации достижений в сочетании с мотивацией самоэффективности);

— приобретению знаний — декларативных и процедурных;

— развитию метакогниции (навыков планирования и оценивания);

— формированию высокой чувствительности к контексту (извлечение значения из контекста).

Обобщим все выше сказанное и представим в виде теоретической модели сопровождения и развития школьников с признаками интеллектуальной одаренности в условиях образовательного портала вуза (рис. 2).

Итак, на основе концепций Дж. Равена, М. А. Холодной под интеллектуальной одаренностью будем понимать развивающую компетентность, то есть способность к решению широкого круга проблем в определенной области. Идентификация одаренности с помощью одноразовой процедуры тестирования (теста интеллекта, например) невозможна. К тому же одаренность ребенка может быть «скрытой» или «потенциальной», поэтому будем говорить не об одаренном ребенке, а о ребенке с признаками одаренности. Это свидетельствует о необходимости развития интеллектуально-творческого потенциала всех детей с отслеживанием динамики их развития. Нами были выделены направления работы по сопровождению и развитию интеллектуальной одаренности школьников. Познавательная деятельность школьников, организованная в информационно-образовательной среде — участие в сетевых образовательных инициативах (СОИ), обучение на дистанционных курсах (ДК) — а также работа стажировочной педагогической площадки (СПП), он-лайн консультирование (ОЛК) родителей, предоставление возможности диагностики он-лайн (ОЛД) при сотрудничестве вузов, учреждений дополнительного образования (УДО), общеобразовательных школ (ООШ) в условиях обеспечения тьюторской поддержки каждого

школьника будет способствовать становлению его интеллектуальной одаренности, то есть таких качеств, как навыки мышления, мотивация, знания, метакогниция и чувствительность к контексту.

Библиографический список

1. Рабочая концепция одаренности / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская ; науч. ред. В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева [и др.]. — М., 2003. - 90 с.

2. Рензулли, Дж. Модель обогащающего школьного обучения / Дж. Рензулли, С. М. Рис // Основные современные концепции творчества и одаренности. - М. : Молодая гвардия, 1997. - С. 214-242.

3. Монкс, Ф. Одаренные дети / Ф. Монкс, И. Ипенбург. — М. : Когито-Центр, 2014. - 132 с.

4. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М. : Когито-Центр, 2002. - 396 с.

5. Холодная, М. А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития / М. А. Холодная // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, № 5. - С. 69-78.

6. Щебланова, Е. И. Неуспешные одаренные школьники / Е. И. Щебланова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. -245 с.

7. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. - 365 с.

8. От корпоративной компьютерной сети к интегрированной информационно-образовательной среде / М. П. Лапчик, С. Р. Удалов, Е. С. Гайдамак, Д. М. Лапчик, Г. А. Федорова // Высшее образование в России. - 2008. - № 6. - С. 93-99.

9. Рагулина, М. И. Система подготовки будущего учителя в информационно-образовательной среде вуза [Электронный ресурс] / М. И. Рагулина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - Режим доступа : www.sc!-ence-education.ru/113-11319 (дата обращения: 02.09.2015).

ЖУКОВА Олеся Николаевна, аспирантка кафедры информатики и методики обучения информатике, заведующая кабинетом отдела ресурсного обеспечения образовательных процессов Центра информатизации Омского государственного педагогического университета; методист Центра дополнительного образования детей «Эврика», г. Омск. Адрес для переписки: o1esya_zhukova@mai1.ru

Статья поступила в редакцию 08.09.2015 г. © О. Н. Жукова

Книжная полка

Методика преподавания в вузе : учеб. пособие / Под ред. О. Д. Абрамовой ; пер. А. Ю. Васильева, И. Н. Тупицына. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во РГСУ, 2016. - 257с. - ISBN 978-57139-1123-2.

В учебном пособии рассмотрены основы преподавательской деятельности, специфика педагогической среды в вузе, описаны педагогические техники мотивации и управления аудиторией, технологии обучения студентов, методы активного обучения, представлена специфика учебно-воспитательного процесса в многонациональном коллективе, а также предложены критерии оценки результатов обучения в вузе. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по программе магистерской подготовки учебных курсов: «Технология профессионально ориентированного обучения», «Педагогика и психология высшей школы»; аспирантов, обучающихся по программе «Преподаватель высшей школы», а также для преподавателей, совершенствующих свое методическое мастерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.