Научная статья на тему 'Современные информационные технологии дистанционного обучения'

Современные информационные технологии дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1781
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / COMPUTERIZATION / DISTANCE EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGIES OF EDUCATION / PRINCIPLES OF USING INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьев Сергей Игоревич

В статье рассмотрены основные информационные технологии, которые могут использоваться в дистанционном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гурьев Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии дистанционного обучения»

Для диагностики специальных компетентностей у будущих менеджеров сферы туризма (с точки зрения когнитивного аспекта) может использоваться тестирование.

Приведем примерные варианты тестовых заданий.

1. В каком из городов России высокий сезон приходится на осень, а низкий на лето?

а) Санкт-Петербург;

б) Москва;

в) Ярославль.

2. Какие меры принимают туристские фирмы для преодоления сезонности?

а) снижение цен на туристские услуги в низкий сезон;

б) проведение акций, например «Раннее бронирование»;

в) диверсификация производства;

г) формирование банка данных клиентов;

д) создание резервного фонда в высокий сезон.

Основной критерий при оценке когнитивного компонента специальных компетентностей - правильность. То есть тесты оцениваются по количеству ошибок, допущенных студентами.

Для диагностики специальных компетентностей у будущих менеджеров туристской сферы с точки зрения операционального аспекта может использоваться анализ результатов деятельности студентов, который может проводиться на основе их письменной работы по решению кейсов. Студентам предлагается письменно конкретный случай из практики, который необходимо проанализировать и решить за ограниченное время.

Кейс, используемый для диагностики, может выглядеть следующим образом.

Описание ситуации. Туроператорская компания, занимающаяся приемом туристов в Санкт-Петербурге, испытывает значительное снижение прибыли в низкий сезон. В этот период уменьшается также занятость сотрудников и, как следствие, их мотивация к работе, появляются и растут долги перед поставщиками услуг. Компания имеет численность 25 человек и следующие отделы: отдел приема, бухгалтерия, договорной отдел. В собственности компании находится большой по площади офис в центре города.

Задания:

1. Проанализируйте ситуацию и предложите варианты преодоления негативных последствий сезонности.

2. Смоделируйте свою ситуацию, иллюстрирующую негативное влияние сезонности в туризме.

Основные критерии при оценке операционального компонента специальных компетентностей - правильность и осознанность, т.е. работы оцениваются по количеству ошибок, допущенных студентами при решении кейса, наличию вариантов решения и собственной ситуации, смоделированной по заданным условиям.

Для диагностики специальных компетентностей в личностном аспекте может использоваться анкетирование студентов. При этом в структуру анкеты могут включаться вопросы следующего характера: Почему вы выбрали менеджмент туристской сферы в качестве области своей будущей профессиональной деятельности? Что вас больше всего привлекает в менеджменте сферы туризма? Планируете ли Вы в будущем работать и совершенствоваться в этой сфере? и т.д.

Представленные в данной статье специальные компетентности и инструменты их диагностики апробировались в рамках факультета управления РГПУ им. Герцена. Предварительные результаты апробации свидетельствуют о достаточно низком уровне сформированности названных компетентностей у будущих менеджеров сферы туризма и необходимости проведения работы по созданию и реализации специальных педагогических условий с целью их формирования и развития.

Литература

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34 - 42.

2. Зимняя, И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) / И.А. Зимняя // Проблемы качества образования. Кн. 2. - М.; Уфа, 2005.

3. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. - СПб., 2005.

УДК 004

С.И. Гурьев

Научный руководитель: доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор А.И. Митин

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрены основные информационные технологии, которые могут использоваться в дистанционном образовании.

Компьютеризация, дистанционное образование, информационные технологии обучения, принципы использования информационных технологий.

The basic information technologies that can be used in distance education are considered in the article. Computerization, distance education, information technologies of education, principles of using information technologies.

Постановка проблемы. Объективными условиями самореализации личности в профессиональной деятельности в начале ХХ1 в. являются: доступность необходимого образовательно-информационного поля, вооружение людей не столько готовыми знаниями, сколько способами получения, осмысления и использования этих знаний в новых обстоятельствах. В настоящее время это возможно лишь при условии внедрения современных идей и технологий образования, которые включают новейшие отечественные и зарубежные психолого-педагогические достижения относительно активизации обучения как руководящего принципа образовательного процесса, обеспечения рационального уровня компьютеризации преподавания и обучения. Именно эта мощная научно-педагогическая база в совокупности с современными разработками в области информационных средств содействует развитию дистанционного обучения.

Расширение применения дистанционных образовательных технологий особенно актуально для России - страны с обширной территорией и существующей проблемой качества образовательного процесса в отдаленных населенных пунктах.

Анализ последних исследований и публикаций. Современные темпы технологического и информационного развития общества ставят людей перед необходимостью регулярно повышать свой уровень знаний и квалификацию, не отрываясь от основной профессиональной деятельности и места жительства. Поэтому у потенциальных абитуриентов сегодня наблюдается рост популярности дистанционного обучения. Дистанционное обучение является оптимальным способом реализации учебного процесса, где студент не привязан к месту и времени обучения, имеет постоянный доступ к учебным материалам и возможность общения с преподавателями не только очно, а и on-line и of-line с помощью Internet. Таким образом, дистанционная форма обучения может обеспечить принципиально новый уровень доступности образования и повысить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг образовательных учреждений. Учитывая это, ведущие образовательные учреждения страны считают необходимым развивать у себя дистанционную форму обучения как одну из актуальных и перспективных информационных технологий в современном образовании. Одним из самых важных критериев при этом является сохранение качества образования.

Сегодня интерес исследователей дистанционного обучения сосредоточен преимущественно на таких аспектах, как: педагогические подходы к компьютеризации учебного процесса и создание педагогических технологий (В. Беспалько, Б. Гершунский, А. Гуржий, Г. Козлакова и др.); концептуальные педагогические положения о дистанционном обучении

(О. Андреев, В. Кухаренко и др.); дидактические свойства компьютерных средств обучения (О. Андреев, В. Быков, Г. Краснова и др.); образовательный менеджмент (Л. Даниленко, Л. Калинина и др.); дидактические функции общения в процессе дистанционного обучения (О. Рыбак); методы творческого обучения с помощью телекоммуникационных средств (Г. Андрианова, Е. Хуторской).

Цель статьи - рассмотреть роль информационных технологий в процессе дистанционного образования.

Изложение основного материала. Дистанционное обучение - новая форма образовательного процесса, который основывается на использовании как лучших традиционных методов обучения, так и новых информационных и телекоммуникационных технологий, а также на принципах самостоятельного обучения, и предназначен для широких слоев населения независимо от материального положения, места жительства, состояния здоровья и т. п. Дистанционное обучение дает возможность внедрять интерактивные технологии преподавания материала, приобретать полноценное образование, повышать квалификацию сотрудников в территориально распределенных местах.

На основании анализа научно-методической литературы (О. Андреев, В. Кухаренко, Е. Полат, А. Хуторской и др.) дистанционное обучение определено как разновидность открытого учения с использованием компьютерных и телекоммуникационных средств, которые обеспечивают интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов на разных этапах обучения и самостоятельную работу последних с материалами информационной сети, большинство из которых подготовлено преподавателями.

Дистанционное обучение - это обучение, при котором предоставление ученику существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием современных информационных технологий: спутниковой связи, компьютерных телекоммуникаций, национального и кабельного телевидения, мультимедиа, учебных систем. Дистанционное обучение позволяет широко использовать наилучшие учебные ресурсы, объединяет высокую экономическую эффективность и гибкость обучения, удовлетворяет учебные потребности социально незащищенных слоев населения, предоставляет возможность обучения в разных учебных заведениях в рамках одного учебного плана, расширяет возможности традиционных форм обучения. Основными предпосылками этого являются: высокий уровень развития средств телекоммуникаций, необходимость расширения учебного пространства для лиц, занятых в производственной

сфере, а также минимизация суммарных затрат на учебный процесс [8].

Практически во всех странах дистанционное обучение строится на базе заочного с хранением ряда основных элементов процесса обучения (контрольные задачи, сессия, экзамены). Однако есть ряд существенных особенностей, обусловленных применением информационных технологий на основе цифровых телекоммуникационных систем, вычислительной техники с применением мультимедиа.

Современные информационные технологии обучения - совокупность современной компьютерной техники, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения [3]. Коммуникационные технологии - совокупность математических методов, современных технических средств, обеспечивающих взаимодействие систем обмена информацией с пользователями (другими системами). Информационные и коммуникационные технологии являются необходимыми системообразующим условием, базой, на основе которой разрабатываются и развиваются новые технологии обучения, например, такая технология как дистанционное обучение.

Можно выделить шесть характеристик средств информации, которые используются в дистанционном обучении [4, с. 88 - 98]: символьная система (презентационные атрибуты) - тип символов, которые используются в средствах информации для общения: текст, анимация, звук и т.д.; доступность (сюда относят необходимые ресурсы и стоимость, умение и навыки, которые необходимы для эффективного использования); контроль как средство влияния на студента, пути взаимодействия со средствами информации; реактивность как поддержка студенческой активности средствами информации (внутренняя активность); интерактивность (действия студента для получения обратной связи от средства информации); адаптивность (средство информации как обеспечение ситуаций индивидуальных потребностей).

Кроме того, современные технологии могут классифицироваться как презентационные, доставки, взаимодействия. Презентационные технологии включают: книги и печатные материалы, электронные тексты и публикации, компьютерные учебные программы, мультимедиа, телевидение, радио, виртуальную реальность и моделирование, электронные поддерживающие системы. Технологии доставки: радиотрансляция, аудиокассеты, телетрансляция, видеокассеты, CD, DVD, Bluray, Интернет, Интра-нет. Технологии взаимодействия включают: телеконференции, электронную почту, групповую сеть.

Вообще технологии дистанционного обучения можно классифицировать как:

Методические - методики, рекомендации по реализации дистанционного обучения по учету дидактических и психологических аспектов. Методические технологии дистанционного обучения включают программы и курсы разных уровней [2, с. 4 - 10].

1. Начальное образование.

Программы и курсы, предназначеные для учеников в возрасте 5 - 11 лет: уроки чтения, письма, арифметики, музыки. Значительная часть курсов носит игровую форму, оптимальную для детского восприятия. Часть таких курсов может быть использована для определенных групп взрослого населения с целью помощи в воспитании детей. Родители могут объединяться и создавать так называемую «родительскую школу», примеры которой уже были в Интернете.

2. Среднее образование.

Курсы отвечают типу и уровню среднего образования. На этом уровне активно применяются образовательные игры для большой аудитории через компьютерные сети.

3. Среднее профессиональное образование.

Курсы и программы для тех, кто закончил школу.

Курсы дают возможность получить профессию низшего уровня квалификации.

4. Подготовительные курсы.

Курсы, которые готовят к обучению на повышение квалификации. Используются также разные олимпиады, которые дают возможность внести соревновательный элемент в обучение.

5. Высшее образование.

Программы на получение степени бакалавра, магистра или дипломированного специалиста. Большое значение имеет то, что лица, проживающие в зарубежных странах, могут получать образование на родном языке, который не является государственным в стране их проживания.

6. Последипломное образование.

Научно-образовательные программы для получения степени кандидата и доктора наук.

7. Дополнительное образование.

Сокращенные программы для лиц, которые уже

имеют высшее образование, но в другой области знаний. Курсы для получения дополнительных знаний в области, связанной с профессиональной деятельностью лица, которое учится. Например, курсы повышения квалификации, курсы иностранного языка, новые достижения в отдельных науках. Существенным является то, что специалисты, работающие на международном уровне, могут получать образование в той стране, в которой они работают. Это особенно важно для специалистов по международному бизнесу.

8. Профессиональные курсы.

Направлены на получения практических навыков, например: курсы машинописи, бухгалтерские курсы. Такие курсы являются составляющей обучения, когда проводятся и практические занятия, на которых происходит усовершенствование сформированных навыков. К ним принадлежит и дистанционное тестирование. Так, тест на знание английского языка как иностранного может проводиться с помощью компьютерных телекоммуникаций на расстоянии, в любой стране мира.

9. Курсы социального направления.

Например, курсы обучения населения правилам поведения в случае стихийных бедствий, правилам уличного движения и др. В эту группе входят и курсы ликвидации безграмотности, если они направлены на определенные группы населения, например, этнические меньшинства.

Программные - сетевые системные программы, компьютерные учебные программы, инструментальные среды для создания учебных программ. Сегодня для создания компьютерных учебных программ можно использовать программные среды, размещенные на разных серверах (Webct, First Class и др.).

Технические - персональные ЭВМ для организации сервера, персональные и сетевые компьютеры.

Информационные - конспекты лекций, учебники и другие методические материалы на бумажных и магнитных носителях, справочники, разные базы данных методических материалов, оперативных данных, кадров.

Организационные - нормативные документы, определяющие структуру государства и организаций, которые ведут дистанционное обучение, международные связи [5].

Выводы. Проведенный анализ дает основание считать, что возможности новейших компьютерных и телекоммуникационных технологий значительно шире, чем уже найденных методов и средств, которые используются для активизации познавательной деятельности. Главная причина этого состоит в недостаточном психолого-педагогическом обосновании роли и функций информационных средств в учебном процессе.

Вообще диалектическая взаимозависимость положительных качеств и нерешенных проблем является непременной характеристикой современного состояния дистанционного обучения. Во-первых, компьютерные сети, безусловно, усложняют диалог между субъектами обучения, однако же, эти сети обеспечивают условия для делового общения людей, которые разъединены в пространстве и не имеют возможности непосредственного взаимодействия. Во-вторых, квалифицированный преподаватель во время чтения «живой» лекции более оперативно реагирует на настроение и потребности своей аудитории, с которой работает «здесь и сейчас», однако, с другой стороны, раньше времени подготовленные и четко структурированные лекции на электронных носителях могут выгодно отличаться объемом и новизной приведенной информации в условиях, когда сам студент определяет глубину и темп изучения определенной проблемы. В-третьих, компьютерные

учебные программы-тренажеры предоставляют каждому студенту возможность практически применять полученные знания в разных проблемных ситуациях, обеспечивают индивидуализацию обучения. В то же время компьютерные тренажеры создают лишь иллюзию реального процесса. Чрезмерное увлечение такой формой обучения при отсутствии надлежащего педагогического управления может постепенно оторвать человека от реальной жизни, истинного профессионального и духовного общения.

В условиях дистанционного обучения компьютер ни в коем случае не может претендовать на замену преподавателя с его функциями эксперта, организатора общей деятельности, наставника, консультанта, творца благоприятных организационных и психолого-педагогических условий для учащихся. Компьютер - это лишь эффективное при определенных условиях средство для участия в учебном процессе.

Актуальным направлением дальнейшей разработки данной проблемы является определение и теоретическое обоснование принципов и педагогических условий использования информационных технологий в процессе дистанционного обучения.

Литература

1. Баловсяк, Н. Качественное образование в виртуальной аудитории / Н. Баловсяк, О. Азарова, И. Зуева // Компьютера. - 2005. - № 7. - С. 24 - 25.

2. Бершадская, М.Д. Разработка концептуальных основ модульного планирования дистанционного учебного процесса / М.Д. Бершадская, Л.И. Денисович, О.И. Карпенко // Инновации в образовании. - 2002. - № 5. - С. 4 -10.

3. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения / И.М. Ибрагимов. -М., 2008.

4. Колоколов, А.С. Перспективные телевизионные формы дистанционного обучения / А.С. Колоколов, В.М. Кроль, Е.Д. Сотников // Инновации в образовании. - 2003. - № 2. - С. 88 - 98.

5. Красильникова, В.А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования / В.А. Красильникова. -М., 2009.

6. Муханова, С.А. Социальные проблемы виртуализации образовательного пространства: региональный аспект / С. А. Муханова. - Саратов, 2010.

7. Преподавание в сети Интернет / отв. ред. В.И. Сол-даткин. - М., 2003.

8. Советов, Б. Информационные технологии / Б. Советов. - М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.