УДК 378.013.77
В.Г. Кезин ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Рассмотрены особенности обучения взрослой аудитории, которые необходимо учитывать в учебном процессе. Раскрывается технология обучения взрослых с учетом их индивидуальных особенностей.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, личностные особенности обучающихся периода взрослости, андрагогическая модель обучения.
Одной из тенденций развития профессионального образования в последние десятилетия является непрерывность, представляющая собой систему обучения человека в течение всей его сознательной жизни. Потребность в непрерывном профессиональном образовании вызвана новыми задачами профессионального становления, такими как профессиональная мобильность, необходимость соответствовать современному уровню развития знания, техники и технологий.
Непрерывное профессиональное образование входит в число важных направлений развития России. Так, в разделе «Концепции долгосрочного социально-экономического развития...» [4], посвященном образованию, одной из приоритетных задач государственной политики в данной области является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе:
• создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
• создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;
• формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.
Повышение роли непрерывного профессионального образования в социально-экономическом развитии общества актуализирует изучение в психологии и педагогике проблемы обучения взрослых.
© Кезин В.Г., 2012
Кезин Василий Георгиевич - канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Лысьвенский филиал.
В отечественной психологии принята следующая периодизация взрослости: ранняя взрослость, юность - 18-23 года; взрослость: молодость -24-27 лет, зрелость - 28-60 лет.
Однако ранняя взрослость, или юность - это начало взрослости. Это время получения базового профессионального образования, поиска места работы и трудоустройства. Многие молодые люди в это время еще сохраняют социально-экономическую зависимость от своих родителей, т.е. полноценными взрослыми они еще не стали.
В настоящем исследовании под категорией взрослых понимаются прежде всего люди в возрасте от 24 до 60 лет. Именно эта возрастная группа попадает под определение одного из исследователей этой проблемы -С.И. Змеева: взрослый человек - это «лицо, обладающее физиологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения» [3, с. 135].
В этом возрасте человек, как правило, обладает не только физиологической и социальной зрелостью, но и экономической самостоятельностью, имеет жизненный опыт, достаточный для ответственного самоуправляемого поведения. У него есть опыт профессиональной деятельности, потребность в профессиональном росте, развитии собственной компетентности, т.е. он мотивирован на обучение (таблица), а также на работу в качестве «свободного агента». Концепция «свободного агента» на примере США подробно рассмотрена в работе К.В. Патырбаевой [7].
Основные психологические характеристики периода взрослости
Период Стадии Основные потребности Ведущая деятельность
Ранняя взрос- лость Юность (18-23 года) Потребность в социальном и профессиональном самоопределении, в самостоятельности Профессиональнотрудовая деятельность
Взрос- лость Молодость (24-27 лет) Потребность в социальной и профессиональной активности Нормативно-одобряемая профессиональная деятельность
Зрелость (28-60 лет) Потребность в самореализации Индивидуальная и творческая профессиональная деятельность
Это возраст начала трудовой деятельности. Позади - профессиональное учебное заведение, поиск места работы, впереди - встреча с трудовым коллективом, профессиональные достижения, перспективы профессионального роста и карьеры.
Вместе с тем, профессиональное обучение продолжается в трудовой деятельности. Причин тому существует немало, например:
• чтобы быть конкурентоспособным, необходимо развивать свой профессионализм, постоянно расширять и углублять профессиональные знания, повышать уровень квалификации;
• как бы ни была глубока профессиональная подготовка, полученная в учебном заведении, она не может охватить абсолютно все аспекты работы, приходя в новую организацию, приходится доучиваться и овладевать спецификой ее работы.
Обучение в процессе работы может осуществляться в разных формах -повышения квалификации, повышения образованности, получения второго образования, переквалификации.
Рассматривая особенности взрослой возрастной группы, отметим несколько наиболее важных характеристик.
Во-первых, у каждого взрослого обучающегося сформирована собственная система ценностей, имеются свои ожидания относительно процесса и результатов обучения, личная мотивация. Обучение не является для взрослого человека основной деятельностью и рассматривается им как средство для разрешения жизненных и профессиональных проблем.
Во-вторых, у взрослых отсутствуют постоянные реакции на педагогические воздействия, в своих оценках педагогической деятельности преподавателя они, как правило, категоричны, готовы сделать осознанный запрос по поводу содержания и способов своего обучения.
В-третьих, у взрослых сформированы коммуникативные умения, достаточные для обеспечения возможности позитивного межсубъектного взаимодействия.
Вышеперечисленные особенности свидетельствуют о том, что обучение взрослых - более сложный процесс, чем обучение лиц младшего возраста, следовательно, оно должно быть организовано особым образом.
Рассматривая вопрос о технологиях обучения взрослых, следует отметить, что хотя обучение взрослых сравнительно недавно стало предметом изучения в педагогике, к настоящему времени педагогическая наука и практика разработала немало технологий, форм и методов обучения взрослых. В педагогической литературе приводится описание, а в практике работы со взрослой аудиторией применяются творческие мастерские, мастер-классы, «круглые столы», дискуссии, проектные семинары, ролевые и деловые игры, имитирующие профессиональные ситуации и др. [6].
Эти технологии способствуют формированию профессиональных умений и навыков, моделированию специалистом своего нового опыта, коррекции негативных установок, выработке новых взглядов и установок.
В современной зарубежной педагогике большую известность получили подходы к обучению взрослых Д. Колба, Р. Фрая, П. Хони и А. Мэмфорда, в основе которых лежит ряд закономерностей и принципов [5, с. 35-45].
Закономерности обучения взрослых:
• навязать обучение невозможно, взрослые должны захотеть научиться;
• взрослые будут изучать лишь то, что им необходимо;
• взрослые сочетают обучение с профессиональной деятельностью;
• в центре обучения должно быть решение проблем;
• важным фактором обучения взрослых является их предшествующий
опыт;
• создание неформальной обстановки на занятиях способствует обучению.
Принципы отбора содержания образования:
1) учет образовательных запросов взрослых;
2) учет возрастных и личностных особенностей, мотивации, социального и профессионального опыта.
Перечисленные закономерности и принципы находят отражение в анд-рагогической модели обучения американских исследователей Д. Колба и Р. Фрая. Авторы разработали модель непрерывного обучения взрослых, охарактеризовав цикл обучения, состоящий из четырех этапов. Каждый пройденный цикл является началом следующего (рис. 1).
1. Приобретение конкретного опыта: сбор данных из наблюдений и личного опыта 2. Рефлексивное наблюдение: анализ смысла и значения полученных данных
лг
4. Активное экспериментирование: испытание концепций 3. Абстрактная концептуализ ация: создание абстрактных концепций и моделей
Рис. 1. Этапы цикла обучения взрослых по Д. Колбу
Д. Колб и Р. Фрай показали, что в результате психофизиологических особенностей, личного опыта, способностей, привычек разные люди предпочитают определенные этапы цикла обучения. Для кого-то эффективна практическая опытная работа, для кого-то - анализ и рефлексия, кому-то необходимо абстрактное теоретизирование, а кто-то более успешно чувствует себя при проведении эксперимента. Так были выделены четыре учебных стиля: Деятели, Прагматики, Теоретики, Рефлексирующие.
В 1982 году П. Хони и А. Мэмфорд разработали методику «Определитель стилей обучения», согласно которой стало возможно диагностировать индивидуально-стилевые особенности каждого типа [1]. Обработав результаты диагностического теста и сопоставив их с моделью Д. Колба и Р. Фрая, можно определить, каковы предпочтения в обучении того или иного человека, как лучше организовать его обучение.
На рис. 2 приведена для примера характеристика стиля учения Деятелей.
Снижают эффективность обучения:
• пассивное обучение, выслушивание монологов (лекций, объяснений), чтение, наблюдение;
• невозможность вмешаться в происходящее;
• индивидуальная работа, например, написание рефератов, самостоятельные размышления;
• сугубо теоретические рассуждения об истории проблемы, ее причинах;
• необходимость многократного выполнения одного и того же действия (практические упражнения);
• необходимость следовать точным инструкциям;
• монотонная кропотливая деятельность, тщательная проработка деталей
Рис. 2. Стиль учебной деятельности Деятелей
Как видно из этой характеристики, традиционная форма проведения лекции - лекция-монолог - для этой категории взрослых слушателей мало эффективна. Более приемлемой будет лекция-дискуссия, лекция-беседа и другие формы лекций, в которых предусматривается активное взаимодействие обучающихся и преподавателя.
Недостаточно эффективными будут и домашние задания, для выполнения которых необходима индивидуальная работа. Более результативными станут задания, предусматривающие работу в группе.
Практические занятия, наполненные репродуктивной, нетворческой работой, будут также непродуктивны. Более эффективны занятия, требующие инициативы и активности.
Обучение наиболее эффективно в следующих ситуациях:
• дающих возможность находиться
в центре внимания, например, руководить проектом, вести дискуссию;
• позволяющих узнать что-то новое;
• позволяющих вести себя раскованно, допускать ошибки, шутить;
• не требующих подчиняться установленным правилам;
• позволяющих взаимодействовать
с другими людьми (сбор идей, групповое решение проблемы);
• требующих проявления инициативы и активных действий
Таким образом, основным отличием андрагогической модели обучения от общепедагогических методик обучения взрослых является более полная индивидуализация обучения, диагностирование стиля обучения и дальнейший учет его в учебном процессе.
Согласно андрагогической модели важной задачей обучения должно стать создание условий, при которых в максимальной степени реализуются сильные стороны преобладающего стиля обучения взрослого и происходит развитие других стилей учебной деятельности.
Список литературы
1. Диагностический тест «Мой стиль деятельности» // Специализиро-
ванная образовательная программа проведения однодневной психологической профориентационной школы [Электронный ресурс]. - URL:
http://www11.mgsu.ru (дата обращения: 15.03.2012).
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. - 384 с.
3. Змеев С.И. Основы андрагогики: учеб. пособие для вузов. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 152 с.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Введение [Электронный ресурс]. -URL: http://www.ifap.ru (дата обращения: 9.11.2011).
5. Милорадова Н.Г., Ишков А.Д. Психолого-педагогические технологии в учебном процессе: учеб. пособие. - М.: Изд-во МГСУ, 2009. - 134 с.
6. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т.С. Паниной. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 176 с.
7. Патырбаева К.В. Америка в поисках новой идентичности: концепция «свободного агента» Д. Пинка // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2012. - №1(9). - С. 70-80.
Получено 24.09.2012
V.G. Kezin PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SPECIFICITY OF ADULT EDUCATION
The article investigates the features of adult education to be considered in the learning process. The technology of teaching adults taking into account their individual characteristics is revealed.
Keywords: continuous professional education, adult students' personal characteristics, an-dragogical learning model.