Научная статья на тему 'Применение JiTT-технологии в системе образования взрослых'

Применение JiTT-технологии в системе образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / АНДРАГОГИКА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Светлана Васильевна, Киселева Алина Константиновна

Изложены сущностные элементы системы образования взрослых. Представлена андрагогическая модель обучения с точки зрения современных требований. Также охарактеризована методологическая база концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации с точки зрения применения технологий, методов и приемов обучения взрослых, что позволило, во-первых, рассмотреть принципы образования взрослых, во-вторых, описать технологический процесс обучения взрослых. Обозначены дистанционные формы обучения, позволяющие с различной глубиной осваивать материал. Специальное внимание уделено характеристике работников системы образования, из которой следует, что только 25% опрошенных специалистов знакомы с содержанием понятия «андрагогика». В соответствии с этим анализируются технологии, основанные на понимании особенностей взрослых обучающихся и специфики их использования в системе образования взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of JiTT technologies in the adult education system

The essential elements of the system of adult education are represented. The adragogical training model from the point of view of modern requirements is presented. The methodological framework of the concept of continuing adult education in the Russian Federation is described, from the point of view of application technology, methods and techniques of adult education, which allows at first, to consider the principles of adult education, and secondly, to describe the process of adult education. Remote forms of training are marked, allows to learn a different depth of material. Special attention is paid to the characteristics of the professionals of the education system, which implies that only 25% are familiar with the concept of “andragogy”. In accordance with this, technologies are analyzed that are based on understanding of the characteristics of adult learners and the specifics of their use in the adult education system.

Текст научной работы на тему «Применение JiTT-технологии в системе образования взрослых»

С. В. Смирнова, А. К Киселева

Применение JTT-технологии в системе образования взрослых

Гипотезы,, дискуссии, размышления

УДК 371.14

Применение JiTT-технологии в системе образования взрослых

С. В. Смирнова, А. К. Киселева

The use of JiTT technologies in the adult education system

S. V. Smirnova, A. K. Kiseleva

Аннотация. Изложены сущностные элементы системы образования взрослых. Представлена андрагогическая модель обучения с точки зрения современных требований. Также охарактеризована методологическая база концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации с точки зрения применения технологий, методов и приемов обучения взрослых, что позволило, во-первых, рассмотреть принципы образования взрослых, во-вторых, описать технологический процесс обучения взрослых. Обозначены дистанционные формы обучения, позволяющие с различной глубиной осваивать материал. Специальное внимание уделено характеристике работников системы образования, из которой следует, что только 25% опрошенных специалистов знакомы с содержанием понятия «анд-рагогика». В соответствии с этим анализируются технологии, основанные на понимании особенностей взрослых обучающихся и специфики их использования в системе образования взрослых.

Abstract. The essential elements of the system of adult education are represented. The adragogical training model from the point of view of modern requirements is presented. The methodological framework of the concept of continuing adult education in the Russian Federation is described, from the point of view of application technology, methods and techniques of adult education, which allows at first, to consider the principles of adult education, and se-

condly, to describe the process of adult education. Remote forms of training are marked, allows to learn a different depth of material. Special attention is paid to the characteristics of the professionals of the education system, which implies that only 25% are familiar with the concept of "andragogy". In accordance with this, technologies are analyzed that are based on understanding of the characteristics of adult learners and the specifics of their use in the adult education system.

Ключевые слова: образование взрослых, ан-драгогика, непрерывное образование, методы обучения взрослых.

Keywords: adult education, andragogy, continuing education, methods of adult education.

В последние десятилетия во всем мире активно пропагандируется идея непрерывного образования, образования через всю жизнь.

Образование взрослых, как любой социальный институт, отвечает запросам общества. Вместе с тем оно составляет обособленную часть системы образования, призванную удовлетворять потребности и ожидания различных групп взрослых людей.

Кого мы называем взрослым? Самое общее определение взрослого человека было дано специалистами ЮНЕСКО в 1976 году: «Взрослый - всякий человек, признанный таковым в том обществе, к которому он принадлежит». В нашем обществе мы называем взрослым человека, достигшего физиологической, психоло-

гической и социальной зрелости, обладающим определенным жизненным опытом, сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания, который выполняет роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, и принимает на себя ответственность за свою собственную жизнь [1, с. 43].

Социальная значимость образования взрослых стала подчеркиваться Организацией Объединенных Наций - ЮНЕСКО с момента ее создания. Уже в 1976 г. на 19-й сессии Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры в Найроби была разработана Рекомендация о развитии образования взрослых, идеи которой продолжают обсуждаться на всех последующих международных конференциях по образованию взрослых. Особую значимость имела Пятая Международная конференция по образованию взрослых в Гамбурге (Германия) 14-18 июля 1997 г., принявшая «Гамбургскую декларацию об обучении взрослых» и «Повестку дня на будущее» [2, с. 278].

В «Меморандуме непрерывного образования» стран Европейского союза указано, что успешный переход к экономике и обществу, основанных на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования - учения длиною в жизнь (lifelong learning). Европейская комиссия и страны - члены ЕС определили «учение длиною в жизнь» в рамках Европейской стратегии занятости как всестороннюю учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции. Главная идея состоит в том, что непрерывное образование перестает быть лишь одним из ас-

пектов образования и переподготовки; оно становится основополагающим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всего непрерывного процесса его учебной деятельности [3].

Как следствие этих идей, в педагогике появился особый раздел дидактики, получивший название андрагогика.

Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А. Каппом. Выстроенное по аналогии со словом «педагогика», оно имеет греческое происхождение (андрос - мужчина, человек; агогейн - вести).

Если переводить буквально, андрагогика -это «ведение взрослого человека» (человековедение).

Поскольку термин порожден педагогической действительностью, речь идет о ведении с помощью образования.

Андрагогику можно рассматривать с разных позиций, как: область научного знания; сферу социальной практики; учебную дисциплину [4, с. 5].

Была предложена и андрагогическая модель организации обучения, в рамках которой именно обучающийся несет ответственность за определение области обучения, выбор методов, планирование сроков, а также за оценку результатов. Он выступает в качестве основной «движущей силы» обучения, в то время как преподаватель играет роль координатора процесса, «архитектора», создающего новые формы, методы и возможности [1, с. 45].

Приведем сравнение педагогической и анд-рагогической моделей обучения, предложенное М. Ноулзом (табл. 1):

Таблица 1

Сравнение педагогической и андрагогической моделей (по М. Ш. Ноулзу)

Параметры Педагогическая модель Андрагогическая модель

Самосознание обучающегося Ощущение зависимости Осознание возрастающей самоуправляемости

Опыт обучающегося Малая ценность Богатый источник обучения

Готовность обучающегося к обучению Определяется физиологическим развитием и социальным принуждением Определяется задачами по развитию личности и овладению социальными ролями

Применение полученных знаний Отсроченное, отложенное Немедленное

С. В. Смирнова, А. К Киселева

Применение JTT-технологии в системе образования взрослых.

Параметры Педагогическая модель Андрагогическая модель

Ориентация в обучении На учебный предмет На решение проблемы

Психологический климат Формальный, ориентированный на авторитет Совместно с обучающимся

Планирование учебного процесса Преподавателем Совместно с обучающимся

Определение потребностей обучения Преподавателем Совместно с обучающимся

Формулирование целей обучения Преподавателем Совместно с обучающимся

Построение учебного процесса Логика учебного предмета, содержательные единицы В зависимости от готовности обучающегося к обучению, проблемные единицы

Учебная деятельность Технология передачи знаний Технология поиска новых знаний на основе опыта

Оценка Преподавателем Совместное определение новых учебных потребностей, совместная оценка программ обучения

Именно андрагогическая модель должна быть положена во главу угла всей системы образования взрослых. Но для этого необходимо определить соотношение андрагогики и педагогики: в чем они схожи и в чем их отличие? Поскольку даже терминологически понятие «анд-рагогика» появилось в противовес педагогике (от треч. pais - «ребенок», педагогика - «дето-вождение»). И по настоящее время одна из существенных проблем образования взрослых заключается в том, что преподаватели системы повышения квалификации не разграничивают методы обучения детей и взрослых, а, следовательно, не соответствуют запросам взрослых обучающихся. Тогда как «всего лишь» умелое использование специально подобранных технологий гарантирует получение результата взрослыми обучающимися.

В проекте концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года указано, что изменения в социальной и экономической сфере общества, требования, предъявляемые к специалистам как работодателем, так и потребителем услуг, диктуют необходимость создания динамичной системы дополнительного профессионального образования, основанной на принципе непрерывности повышения квалификации, привлечении к обучению ведущих специалистов отрасли, а также использовании методов активного, контекстно-

го обучения и дистанционного обучения. Целью Концепции стало развитие условий для реализации права на образование в течение всей жизни для взрослого населения Российской Федерации [5].

В рамках подготовки настоящей статьи нами было проведено небольшое исследование, которое заключалось в следующем: работникам системы повышения квалификации, был задан вопрос «Что такое андрагогика?». Полученные результаты говорили о том, что только 25% опрошенных специалистов системы образования взрослых знали содержание данного понятия. При этом в процентном соотношении специалисты распределились следующим образом: заведующий структурным подразделением (кафедрой, центром) - 3,1%, методист - 18%, тьютор - 3,1%.

Следующим этапом нашего исследования стало изучение потребностей слушателей курсов повышения квалификации (педагогов).

С этой целью педагогам было предложено ответить на один «открытый» вопрос (без заданных вариантов ответа): что вас не устраивает в сложившейся системе обучения взрослых? Ответы распределились следующим образом: «Не прослеживается непрерывная система обучения», «Не используются активные методы обучения для более глубокой проработки материала», «Необходима система ежегодного прохождения курсов повышения квалификации»,

«Невозможно оторваться от работы и погрузиться в процесс обучения», «Недостаточное количество практических занятий и обмена опытом», и др.

Таким образом, ответы слушателей показали, что их потребность в актуальных для них знаниях и навыках не удовлетворяется.

Организация ЮНЕСКО, давно и серьезно занимаясь особенностями обучения взрослого человека, сформулировала главный принцип образования взрослых, выведенный ею в результате многочисленных исследований - «Для взрослого обучение должно быть веселым!». Что это означает? [6, с. 5].

Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они понимают необходимость обучения и видят возможности применить его результаты для улучшения своей деятельности. Кроме того, взрослые люди стремятся активно участвовать в обучении, привносят в обучающие ситуации свой собственный опыт и свои жизненные ценности [1, с. 43].

Психологи выделили пять основных особенностей, отличающих взрослого учащегося:

1) взрослый осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критически относится к любым попыткам руководить им, даже если вслух этого не высказывает;

2) взрослый накапливает большой запас жизненного, социального и профессионального опыта, который формирует его мировоззрение, и с точки зрения которого он оценивает любую поступающую информацию;

3) его мотивация к учению заключается в совершенно прагматическом подходе - он стремится с помощью учебы решить свои жизненные проблемы (карьера, общение, развлечение и т. д.);

4) в отличие от ученика или студента он стремится к безотлагательному применению полученных знаний или к получению удовлетворения от самого процесса учебы;

5) его восприятие неизменно сопровождается эмоциональной оценкой информации, при этом мозг стремится «заблокировать» любую информацию, сопровождаемую отрицательной эмоцией (даже если это просто чувство голода, неудобное сидение или недостаток свежего воздуха) [6, с. 5].

Таким образом, главное, что отличает образование детей от образования взрослых, - это

наличие опыта и использование его в образовании. Именно опыт дает человеку взрослость и зрелость, он же порождает проблемы, которые взрослые хотят решить в процессе образования [2, с. 277]. Взрослые люди, в отличие от детей, никогда не будут учиться по принуждению, потому что «надо».

Если они не видят смысла, не понимают цели, если им некомфортно друг с другом, они всегда найдут способ «выйти из игры», причем аргументы и объяснения будут крайне вескими [6, с. 5].

Интересно, что еще в дореволюционной России опыт образования взрослых начал обобщать и описывать К. Д. Ушинский, который, как известно, рассматривал педагогику не только как науку об образовании детей, но и взрослых. В своих работах «Педагогическая антропология», «Воскресные школы» он обосновал специфику обучения взрослых «быть строже в выборе предметов, избегать всего пустого и бесполезного». Призывая «учиться всю жизнь», он особо подчеркивал важность потребности и способности учиться самостоятельно, без учителя, а учителям советовал учитывать разнообразие «лиц, одежд и состояний» - так был сформулирован принцип индивидуального подхода [2, с. 292].

Сегодня становится совершенно очевидным, что «ключевым звеном между содержанием образования и личностью выступают методы (способы, приемы), с помощью которых знания становятся достоянием взрослого человека. Они задают общую направленность процессу обучения» [6, с. 5].

В этой связи в настоящее время известно достаточно большое количество технологий, методов и приемов обучения взрослых. Например, «технология групповой работы», «метод конкретных ситуаций», деловые игры, технология творческих мастерских и т. п. При этом наиболее востребованными сегодня являются методы внутри дистанционной формы обучения, поскольку данная форма позволяет самостоятельно планировать свое время, учиться в собственном ритме, в любом месте, с различной глубиной освоения материала.

В этом смысле весьма актуальной представляется популярная в англоязычных странах технология «ЛТТ-обучения». Смысл данной технологии заключен в ее названии: '"ТшЫп-

С. В. Смирнова, А. К Киселева

Применение JTT-технологш в системе образования взрослых.

time teaching", что в переводе на русский язык означает «Обучение точно в срок». «Педагогика JiTT помогает студентам рассматривать обучение как процесс, который требует времени и самоанализа, а не заучивание фрагментов материала ночью перед экзаменом... Лучшие упражнения JiTT включают в себя короткие, заставляющие задуматься вопросы, которые, при полном обсуждении, часто требуют сложных ответов. Ожидается, что студенты должны конструировать ответы на JiTT-вопросы самостоятельно, насколько они могут, осознавая, какие вопросы относятся к материалу, который не был формально рассмотрен в курсе. Осмысление ответов на задания JiTT дают преподавателю возможность включения знаний, полученных из ответов студентов в предстоящий урок.

Кроме того, происходит сосредоточение на непонимании или трудностях студентов, выявленных в ответах» [7, с. 6].

Отметим основные особенности JiTT, которые положены в основу успеха применения данной технологии:

- JiTT легко адаптируем к широкому спектру дисциплин и может использоваться с большим количеством практического преподавания;

- обучающиеся получают постоянную и немедленную обратную связь относительно пробелов в обучении, недостатка информации;

- содержание занятия, будь то традиционная лекция или практическое занятие, основывается на том, что студенты знают (или не знают); обучающиеся понимают, что преподаватели не только интересуются их обучением, но целенаправленно помогают изменять обучающую образовательную среду таким образом, чтобы обучение было наиболее полезно;

- развитие способности обучающихся думать о своем собственном обучении; JiTT является полезным инструментом для объединения рефлексивных методов, которые помогают обучающимся понять, что они знают, что не знают и как устранить между этим разрыв;

- непосредственное обращение к проблемам в обучении, возникшим ошибочным представлениям обучающихся; JiTT помогает сделать процесс мышления студентов видимым, обеспечивая «интеллектуальный отпечаток» пока есть время, чтобы устранить недопонимания, которые были выявлены [7, с. 6].

Пример обучения с JiTT:

Вы готовите вводный урок по курсу биология, тема о клонировании. В то время как вы готовитесь к уроку, вы отправляете своих студентов на веб-сайт курса и просите их поразмышлять над следующими тремя вопросами:

1. Овечка Долли - это генетический близнец или клон овцы, которая родилась на 6 лет раньше, чем Долли. Прочтите материал на сегодня. У Долли есть родители? Если так, то кто были ее генетические родители? Долли была «непорочно рождена?»

2. Что плохого в мысли о том, что мы когда-нибудь будем клонировать человека, как Эйнштейн, гениальный физик, хотим ли мы, в конечном итоге, другого гениального физика?

3. Подумайте, генетическая информация о человеке может быть использована в дискриминации в отношении его/ее работы (занятости) или страховки. Приведите пример. Как работодатели или страховые компании могут получать эти сведения? [7, с. 3].

Ключ достижения успеха с JiTT заключается в разработке эффективных вопросов. Содержание и формы JiTT-заданий значительно меняются от дисциплины к дисциплине, от преподавателя к преподавателю, но тем не менее, есть общие ключевые характеристики, которые характеризуют «хорошие» JiTT-вопросы. В целом, эффективные JiTT-вопросы:

- дают богатый набор ответов студентов для обсуждения в классе;

- стимулируют студентов в изучении (исследовании, рассмотрении) предыдущего знания опыта;

- требуют ответа, который не может быть легко найден;

- требует, чтобы студенты формулировали ответы, в том числе базовые понятия своими словами;

- содержат достаточно неоднозначности, требующей от студента поставки (поиска) некоторых дополнительных сведений, которых явно не дано в вопросе (в частности, эта особенность обогащает последующее обсуждение в аудитории) [7, с. 7]. Таким образом, JiTT-технология, по сути, сводится к тому, что преподаватель до занятия, с использованием форм дистанционного обучения, ставит перед обучающимися проблемные вопросы, на которые они не могут ответить, используя лишь фор-

мальные знания (данные из учебника, сети интернет и т. п.). Для ответа на JiTT-вопросы необходимо обращение не только к накопленным знаниям, но и всему объему жизненного опыта каждого обучающегося. Данные вопросы воспринимаются как «вызов», обеспечивающий активизацию учебно-познавательной деятельности [8]. В результате обучающиеся приходят на занятия, имея начальную информацию и потребность получить более глубокие знания. Поэтому знания, сообщаемые на лекции, воспринимаются на качественно ином уровне, с задействованием личностных ценностей и смыслов обучающегося.

Дистанционная форма, в данном случае, используется для погружения в тему «не выходя из дома», тем самым обеспечивая «обучение точно в срок», т. е. именно в тот момент, теми средствами и с теми смыслами, которые наиболее актуальны для каждого конкретного обучающегося.

Библиографический список:

1. Базарова Г. Т. Особенности обучения взрослых / Г. Т. Базарова // Менеджер по персоналу. - 2007. - № 2. - С. 42-48.

2. Андрагогика : теория и практика образования взрослых : учеб. пособие для системы доп. проф. Образования : учеб. пособие для студентов вузов / М. Т. Громкова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА. -495 с.

3. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза // Адукатар / Минск, Беларусь. - 2006. - № 2 (8) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://adukatar.net/wp-conte-п^ир1оаа8/2009/12/Лаи_8_Раве8_24-27^ (дата обращения: 20.02.2017).

4. Основы андрагогики / под ред. И. А. Колесниковой ; рекомендовано учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 031000 - Педагогика и психология, 033400. - Педагогика, 2007. - 117 с.

5. Проект Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.dpo-edu.ru/7page_ id=13095 (дата обращения: 27.02.2017).

6. Агапова О. В. Уроки для взрослых : пособие для тех, кто работает в системе образования

взрослых / О. В. Агапова и др. - СПб. : Изд-во «Тускарора», 2003 - 68 с.

7. Just-in-time teaching: across the disciplines, across the academy / edited by Scott Simkins and Mark H. Maier; foreword by James Rhem. Published by Stylus Publishing, 2010. 213 р.

8. Ильясов Д. Ф. Модели государственно-общественного управления образованием : научно-методическое пособие / Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кеспиков и др. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 328 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Bazarova G. T. The features of adult education [Osobennosti obuchenija vzroslyh]. Personnel Manager, No. 2, 2007, pp. 42-48.

2. Andragogy: the theory and practice of adult education: textbook for the system of additional professional education; textbook for students [Andrago-gika: teorija i praktika obrazovanija vzroslyh: ucheb. posobie dlja cistemy dop. prof. obrazovanija: ucheb. posobie dlja studentov vuzov]. M. T. Gromkova, Moscow: YUNITI-DANA, 495 p.

3. Memorandum of continuing education of the European Union [Memorandum nepreryvnogo obrazovanija Evropejskogo Sojuza]. Educator / Minsk, Belarus, No. 2 (8), 2006 [Web resource]. Access mode: http://adukatar.net/wp-conten t/uploads/2009/ 12/Adu_8_Pages_24-27.pdf (accessed date: 02/20/2017).

4. The basics of andragogy / edited by I. A. Kolesnikova, Recommended by training and methodology Association in the specialties of pedagogical education as a textbook for students of higher educational institutions: Pedagogy and psychology, Longman [Osnovy andragogiki / Rekomendovano uchebno-metodicheskim ob'edineniem po special'nostjam pedagog i-cheskogo obrazovanija v kachestve uchebnogo posobija dlja studentov vysshih uchebnyh zave-denij, obuchajushhihsja po special'nostjam: Pe-dagogika i psihologija], 2007. 117 p.

5. The project of development concept of adult continuing education in the Russian Federation for the period up to 2025 [Proekt Koncepcii razvitija nepreryvnogo obrazovanija vzroslyh v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda] [Web resource]. Access mode: http://www.dpo-edu.ru/7page_ id=13095 (accessed date: 02/27/2017).

6. Agapova O. V. Lessons for adults: Handbook for those who working in the adult education

С. В. Смирнова, А. К Киселева

Применение JiГT-mехнoлoгии в сисжеме образования взрослых.

system [Uroki dlja vzroslyh: Posobie dlja teh, kto rabotaet v sisteme obrazovanija vzroslyh]. Saint Petersburg, 2003. 68 p.

7. Just-in-time teaching: across the disciplines, across the academy / edited by Scott Simkins and Mark H. Maier; foreword by James Rhem, Published by Stylus Publishing, 2010. 213 p.

8. Ilyasov D. F. Models of state-public management of education (scientific and methodological manual) [Modeli gosudarstvenno-obshhestvennogo upravlenija obrazovaniem : nauchno-metodicheskoe posobie]. D. F. Ilyasov, V. N. Kespikov, Chelyabinsk: CIRIPSE, 2014. 328 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.