А. С. Марков
(Рязань)
ВОЕННЫЕ ВУЗЫ КАК ОСОБЫЙ ТИП УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
В статье проведен анализ понятия взрослого обучаемого. Показано, что в военных вузах в ходе обучения происходит взросление курсантов. Предложено на младших курсах в обучении и воспитании юношей использовать педагогические методы, на старших курсах в работе со взрослыми обучаемыми - андрагогические технологии. Сделан вывод о том, что военные вузы являются особым типом учебного заведения обучения взрослых
Государственные и экономические интересы нашей страны требуют наличия сильной, хорошо оснащенной, высоко обученной и боеготовой армии. Основу любой армии составляет офицерский корпус. Поэтому профессиональная подготовка будущих офицеров Вооруженных Сил РФ является делом большой государственной важности. Новые задачи, поставленные перед Вооруженными Силами руководством страны, требуют новых подходов к подготовке военных специалистов.
Нами проведена экспериментальноаналитическая работа с целью психодиагностической экспертизы организации учебного процесса в военных вузах, определения трудностей в работе преподавателей и выработки рекомендаций для оптимизации подготовки военных специалистов в высших учебных заведениях Министерства Обороны.
Анализ организации учебно-воспитательного процесса проводился в Коломенском высшем артиллерийском командном училище (военном институте) и Рязанском военном автомобильном институте.
В работе мы опирались на разработанный В. И. Пановым алгоритм психодидактической экспертизы и проектирования образовательных технологий и систем [7].
Согласно этому алгоритму экспертиза образовательных систем предполагала: выявление психологических особенностей курсантов военного вуза, их психологического возраста и психического состояния на момент возникновения проблемы и на разных этапах обучения; определение стратегических и тактических факторов построения учебно-воспитательного процесса
и образовательной среды в высшей военной школе; определение соответствия содержания образования уровню готовности обучаемых, а также соответствия используемых образовательных технологий психологической готовности и обученности курсантов, их психологическому возрасту на разных этапах обучения; разработку требований к профессиональной и личностной подготовке военного и гражданского педагога военного вуза.
В ходе психодиагностической экспертизы был вскрыт ряд новых закономерностей, которые ранее не учитывались при организации учебного процесса в военном вузе. В первую очередь это относится к психологическим особенностям обучающегося контингента. Нами были выявлены две закономерности: это (а) особенности набора обучающихся и (б) взрослость как новообразование, появляющееся у курсантов военного вуза в ходе обучения. В связи с этим мы считаем, что необходимо внести коррективы в образовательные технологии обучения курсантов и в содержание программ повышения квалификации преподавателей высшей военной школы.
В военных вузах по результатам профессионального психологического отбора, включающего социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование, кандидатов относят к следующим четырем категориям. Первая категория - курсант может овладеть образовательной программой преимущественно с отличными оценками. Вторая категория - преимущественно с хорошими оценками. Третья - может овладеть образовательной программой и показать преиму-
щественно удовлетворительные знания. Лица, отнесенные к данной категории, допускаются к обучению в вузе при недостатке кандидатов на обучение первой и второй категорий. Четвертая категория - кандидаты не соответствуют предъявляемым требованиям и не допускаются к участию в конкурсе для зачисления в военный вуз.
Критерии отбора кандидатов в военный вуз могут меняться под влиянием социально-экономических возможностей выбора. Исследования показали, что за последние пять лет более двух третей зачисленных в военный вуз составляют курсанты с достаточно низкой профессиональной пригодностью.
В результате наших исследований был получен вывод о том, что курсанты в ходе военно-профессиональной подготовки нуждаются в психолого-педагогическом обеспечении. Необходимо их непрерывное сопровождение и оказание им психологической помощи для преодоления учебно-профессиональных трудностей на каждом этапе подготовки. Мы предлагаем оказывать психолого-педагогическую помощь непосредственно в ходе учебного процесса, так как нуждающихся в психолого-педагогиче-ской поддержке курсантов - более 70 % в каждой учебной группе. На каждое учебное занятие педагогом совместно с командирами и психологами должны определяться не только учебные, но и воспитательные цели, предусматривающие формирование в ходе обучения определенных заранее заданных личностных качеств [4, с. 397]. Это предъявляет к образовательной среде особые требования, когда учебные программы и методы педагогической работы должны быть строго сориентированы на развитие способностей обучающихся. Таким образом, возникает необходимость создания развивающей образовательной среды при опоре на достижения андрагогики - теории обучения взрослых.
Разработанный в Институте образования взрослых РАО междисциплинарный словарь терминологии дает такое определение: «Взрослость - период жизни человека, наступающий после юности и характеризующийся, как правило, шестью основными признаками: хронологический возраст; психофизиологическая зрелость; со-
циальная зрелость; полная гражданско-правовая дееспособность; экономическая самостоятельность; вовлеченность в сферу профессионального труда. Последний признак предполагает наличие предыдущих и потому может рассматриваться как интегральный критерий взрослости» [6].
У Д. И. Фельдштейна в «Психологии развития человека как личности» [10, с. 314] возраст от 17 до 21 года определен как второй период юности. В периодизациях, приведенных в «Возрастной психологии» И. Ю. Кулагиной и В. Н. Колюцкого [2], юность занимает период от 18 до 22-23 лет. Однако в «Психологии человека от рождения до смерти» под редакцией А. А. Реана [9] приведена периодизация Г. Крайга (Craig G.), согласно которой юношеский возраст заканчивается в 19 лет. От 20 до 40 лет следует этап ранней взрослости. «Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей, выбор профессионального пути» [9, с. 424].
Курсант военного вуза сразу после принятия присяги, через месяц после зачисления на учебу, начинает нести службу с боевым оружием. С первых дней идет настоящая профессиональная деятельность, которая постепенно усложняется: боевые
стрельбы из артиллерийских систем, ночные учения, прыжки с парашютом. В конце второго - начале третьего курса все обучающиеся в военном вузе заключают контракт и начинают получать деньги за свой профессиональный труд. Е. И. Огарев определяет взрослого учащегося как «лицо по-слеюношеского возраста, сочетающее систематическую учебную деятельность с регулярной занятостью в сфере профессионального (оплачиваемого) труда. Специфика взрослого учащегося выражается, прежде всего, в его двойном социальном статусе, что в свою очередь требует особой организации образовательного процесса» [5, с. 19]. Таким образом, наш курсант - это взрослый учащийся, так как он получает оплату за свой профессиональный труд.
Следует также отметить, что вступление в законный брак и наличие детей у старшекурсников военного вуза является
социально одобряемым поведением, а прибывший в воинскую часть молодой лейтенант с женой и детьми имеет социальный статус выше, чем его холостой однокурсник. По мнению И. Ю. Кулагиной [2], центральными возрастными новообразованиями периода с 20-23 до 30 лет являются семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. В военном вузе эти новообразования формируются в период с 19 до 20 лет.
Нами было проведено психолого-педа-гогическое исследование сложившейся практики формирования профессионализма у курсантов военного института как взрослых личностей [1]. Предметом исследования были структура, динамика изменения и особенности мотивации к учению, а также ее связь с успешностью профессиональной подготовки в военном вузе. В исследовании приняли участие более 2,5 тысяч курсантов в возрасте от 17 до 22 лет, обучающиеся с первого по пятый курс.
В ходе исследования использовался блок диагностических методик, в который вошли методика «Потребность в достижении», разработанная Ю. М. Орловым, методика «Мотивация обучения в вузе», предложенная Т. И. Ильиной, методика «Анкета интересов», методика оценки военно-профессиональной направленности, опросник «МОС» (мотивация и особенности самооценки), разработанный В. В. Кормачевым, В. Ю. Рыбниковым и Ф. И. Чорногоровым, а также ряд других стандартных методик.
Дополнительно, исходя из условий военного института, нами была разработана анкета «Мотивация учебной деятельности».
Как показали исследования, при переходе со второго курса обучения на третий происходит взрывной процесс взросления курсантов. Если на первом курсе это вчерашние школьники, «маменькины сынки», «зеленые юнцы», то к концу второго года обучения - началу третьего они превращаются в молодых мужчин. Наши обучаемые начинают чувствовать себя взрослыми, самостоятельными, сильными не только физически, но и морально. При этом на первых курсах с молодыми людьми легче работать гражданским педагогам, особенно женщинам, имеющим педагогическое и
психологическое образование. Первокурсники к ним тянутся, ищут понимания, тепла и ласки. А для офицеров, особенно молодых, прослуживших не более пяти лет, работа с первокурсниками - тяжелое испытание. Неумение понять вчерашних школьников, трудных и педагогически запущенных ребят приводит ряд офицеров к срывам в работе с молодыми курсантами вплоть до рукоприкладства. В исследовании обобщался опыт работы 120 преподавателей с десяти кафедр. При этом 12 % составили преподаватели с опытом работы до двух лет, 35 % - с опытом работы от двух до пяти лет.
На старших курсах картина взаимоотношений курсантов и преподавателей в корне меняется. Курсанты хотят, чтобы к ним относились как к равным, как к взрослым, чтобы их мнение учитывалось при подготовке и проведении занятий. Курсанты требуют другого стиля общения, гибких методов подачи учебного материала, различных форм проведения занятий. Военным преподавателям - офицерам становится гораздо легче работать, в построении занятия они идут от практики боевой работы и эксплуатации военной техники. Тем более, что на специальных военных кафедрах от 55 до 65 % составляют офицеры-преподаватели, имеющие боевой опыт. Курсанты-старшекурсники уже вошли в профессиональное военное сообщество.
Таким образом, сложность учебно-воспитательного процесса в высшей военной школе заключается в том, что на первых курсах мы обучаем старших юношей и при этом необходимо использовать методы педагогики, а на старших курсах наши обучающиеся - уже взрослые и для их обучения требуются методы андрагогики. Этот переход происходит скачкообразно. К нему не готовы многие преподаватели военного вуза. Теория и практика обучения взрослых в нашей стране и за рубежом на сегодняшний день разработана только для тридцати- и сорокалетних обучающихся в системе постдипломного обучения.
Поэтому требуется дальнейшая разработка вопросов психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в военных вузах, обусловленная процессами скачкообразного взросления обучаю-
щихся и связанной с этим необходимостью в ходе обучения переходить от педагогических к андрагогическим формам и методам работы. При этом необходима соответствующая подготовка самих преподавателей высшей военной школы, учитывающая своеобразие работы с курсантами. Встает вопрос о необходимости создания специальной структуры в рамках учебного отдела вуза, осуществляющей психолого-педа-
гогическую, андрагогическую и методическую переподготовку преподавателей и обеспечивающей координацию действий отдельных преподавателей-предметников, различных кафедр, офицеров-воспитателей и руководства военного вуза.
Все сказанное позволяет нам утверждать, что военные вузы представляют собой особый тип высшего учебного заведения образования взрослых.
Литература
1. Володарская И. А., Марков А. С. Формирование профессионализма у курсантов-артиллеристов в процессе обучения электротехнике. - Коломна: ВАУ ФК, 2004.
2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2006.
3. Ломов Б. Ф. Основы инженерной психологии. - М.: Воен-издат, 1977.
4. Марков А. С. Некоторые проблемы психолого-педагогиче-ского сопровождения учебного процесса в военных вузах // Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение: Материалы IV Национальной научно-практический конференции (Москва, 13-15 декабря 2007 г.) - М., 2007.
5. Огарев Е. И. Непрерывное образование: основные понятия и термины (Тезаурус). - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005.
6. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых. Междисциплинарный словарь терминологии. - СПб.-Воронеж: ИОВ РАО, 1995.
7. Панов В. И. Психодиагностика образовательных систем: теория и практика. - СПб.: Питер, 2007.
8. Практическая андрагогика. Книга 1 / Под ред. В. И. Подо-беда, А. Е. Марона. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2003. - 414 с.
9. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А. А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.
10. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2-х тт. - М., 2005. - Т.1.