Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
58
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ПОДРОСТКИ-ДЕВИАНТЫ / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТИП ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жильцова Юлия Владимировна

В статье представлены некоторые теоретические аспекты проблемы формирования личности подростков-девиантов, а также результаты экспериментального исследования психологических особенностей личности несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в ФКУ УИИ УФСИН России по Кировской области. Цель исследования: изучение психологических особенностей общения несовершеннолетних подростков. Методика и организация исследования: в исследовании участвовали 40 несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в ФКУ УИИ УФСИН России по Кировской области. Были использованы психодиагностические методики EPI Г. Айзенка, 16-факторный опросник Р.Б. Кеттелла, «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Результаты исследования и их обсуждение: проанализированы психологические особенности общения подростков, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, проведено экспериментальное исследование их личности. Выводы: В системе отношений и общения несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, можно распределить на три выделенные нами группы: осужденные с высоким статусом в группе, осужденные со средним статусом в группе и осужденные с низким статусом в группе. Несовершеннолетние осужденные каждой группы имеют определенные проблемы при построении межличностных отношений и общения. В связи с этим, считаем целесообразным психолого-педагогическую работу с ними строить на основе развития коммуникативной компетентности, которая может быть определена, во-первых, как ориентированность личности в различных ситуациях общения, во-вторых, как ее способность конструктивно взаимодействовать с окружающими, благодаря пониманию себя и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жильцова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF COMMUNICATION BETWEEN JUVENILE CONVICTS REGISTERED WITH PRISON INSPECTORATES

Introduction. The article presents some theoretical aspects of the problem of the formation of the personality of teenage deviants, as well as the results of an experimental study of the psychological features of the personality of juvenile convicts. The purpose of the study is to study the psychological features of communication between underage adolescents. Methodology and organization of the study: 40 juvenile convicts registered in the Kirov region participated in the study. Psychodiagnostics methods of EPI by G. Eisenk, 16-factor questionnaire by R. B. Kettle, "Diagnosis of interpersonal relationships" by T. Leary were used. The results of the study and their discussion: the psychological features of communication between adolescents registered with the prison inspectorates were analyzed; an experimental study of their personality was carried out. Conclusions: in the system of relations and communication of juvenile convicts registered with the prison inspectorate, we can allocate three groups: convicts with a high status in the group, convicts with a medium status in the group and convicts with a low status in the group. Juvenile convicts of each group have certain problems in building interpersonal relations and communication. In this regard, we consider it advisable to build psychological and pedagogical work with them on the basis of the development of communicative competence, which can be defined, firstly, as the orientation of the person in various situations of communication, secondly, as her ability to constructively interact with others, thanks to the understanding of herself and others.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ»

3. Gorskaya, G.B. (2018), "Dynamic analysis of psychological resources of competitiveness of athletes", Resources of competitiveness of athletes: theory and practice of realization, Vol. 1, pp. 64-66.

Контактная информация: drobysheva08.09@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2022

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ

Юлия Владимировна Жильцова, кандидат психологических наук, доцент, доцент, Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Рязань

Аннотация:

В статье представлены некоторые теоретические аспекты проблемы формирования личности подростков-девиантов, а также результаты экспериментального исследования психологических особенностей личности несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в ФКУ УИИ УФСИН России по Кировской области. Цель исследования: изучение психологических особенностей общения несовершеннолетних подростков. Методика и организация исследования: в исследовании участвовали 40 несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в ФКУ УИИ УФСИН России по Кировской области. Были использованы психодиагностические методики EPI Г Айзенка, 16-факторный опросник Р.Б. Кеттелла, «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Результаты исследования и их обсуждение: проанализированы психологические особенности общения подростков, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, проведено экспериментальное исследование их личности. Выводы: В системе отношений и общения несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, можно распределить на три выделенные нами группы: осужденные с высоким статусом в группе, осужденные со средним статусом в группе и осужденные с низким статусом в группе. Несовершеннолетние осужденные каждой группы имеют определенные проблемы при построении межличностных отношений и общения. В связи с этим, считаем целесообразным психолого-педагогическую работу с ними строить на основе развития коммуникативной компетентности, которая может быть определена, во-первых, как ориентированность личности в различных ситуациях общения, во-вторых, как ее способность конструктивно взаимодействовать с окружающими, благодаря пониманию себя и других.

Ключевые слова: несовершеннолетний правонарушитель, уголовно-исполнительная инспекция, подростки-девианты, общение, коммуникативная компетенция, тип личности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p521-523

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF COMMUNICATION BETWEEN JUVENILE CONVICTS REGISTERED WITH PRISON INSPECTORATES

Yulia Vladimirovna Zhiltsova, the candidate of psychological sciences, senior lecture, the Academy of the Federal Penal Service of Russia, Ryazan

Abstract

Introduction. The article presents some theoretical aspects of the problem of the formation of the personality of teenage deviants, as well as the results of an experimental study of the psychological features of the personality of juvenile convicts. The purpose of the study is to study the psychological features of communication between underage adolescents. Methodology and organization of the study: 40 juvenile convicts registered in the Kirov region participated in the study. Psychodiagnostics methods of EPI by G. Eisenk, 16-factor questionnaire by R. B. Kettle, "Diagnosis of interpersonal relationships" by T. Leary were used. The results of the study and their discussion: the psychological features of communication between adolescents registered with the prison inspectorates were analyzed; an experimental study of their personality was carried out. Conclusions: in the system of relations and communication of juvenile con-

victs registered with the prison inspectorate, we can allocate three groups: convicts with a high status in the group, convicts with a medium status in the group and convicts with a low status in the group. Juvenile convicts of each group have certain problems in building interpersonal relations and communication. In this regard, we consider it advisable to build psychological and pedagogical work with them on the basis of the development of communicative competence, which can be defined, firstly, as the orientation of the person in various situations of communication, secondly, as her ability to constructively interact with others, thanks to the understanding of herself and others.

Keywords: juvenile offender, criminal executive inspectorate, teenage deviants, communication, communicative competence, personality type.

В настоящее время общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних не растет в количественном выражении, но коренным образом меняется ее структура и характер. При этом ни педагоги, ни практические психологи, ни сотрудники правоохранительных органов психологически не готовы к ее быстрым изменениям. Различные аспекты данной темы нашли свое отражение в работах И.П. Башкатова, С.А. Беличевой, Л.И. Беляевой, М.Г. Дебольского, В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, О.Г. Ковалева, Е.Н. Кожевниковой, М.И. Кузнецова, К.Н. Кузьмина, Е.Г. Курбатова, С.А. Лузгина, В.П. Мельникова, В.Ф. Пирожкова, В.М. Позднякова, А.Н. Сухова, Н.А. Тюгаевой, А.И. Ушатикова, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой и других [2, с. 174].

Стоит отметить, что психолого-педагогические аспекты работы с девиантными подростками и несовершеннолетними осужденными в научной литературе изложены достаточно полно. Однако проблема психологической работы с правонарушителями, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (далее - УИИ), изучена не в полном объеме.

При всем многообразии психологических особенностей подростков-девиантов особое значение в связи с совершением несовершеннолетними правонарушений, приводящих их в статус осужденных, приобретает проблема личностных отношений и общения. Общение является одним из важнейших личностных характеристик подростка, оказывая значительное влияние на формирование системы отношений и стратегию поведения. Общение мы рассматриваем, как взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности [3, с. 10].

Нами было проведено исследование психолого-педагогических особенностей общения личности несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в ФКУ УИИ УФСИН России по Кировской области. В настоящей выборке осужденных (40 человек), распределение по возрасту выглядит следующим образом: осуждённые в возрасте 14-15 лет составляют 10 %; 16-17 лет - 85 %; старше 17 и до 18 лет - 5 %.

Более трети осуждённых (37,5 %) проживали в полных семьях. Однако полная семья не всегда характеризуется как положительная, а в отношении несовершеннолетних осуждённых, зачастую - наоборот [1, с. 112]. Практически каждый несовершеннолетний ощутил проблемы в межличностных отношениях с родными. Почти половина осуждённых, состоящих на учёте в УИИ, выходцы из неполных семей - 47,5 %. Доля сирот составляет 2,5 %; находившихся на попечении родственников или опекунов - 5 %; родители лишены родительских прав у 5 % подростков.

Данные, полученные в результате тестирования (EPI Г. Айзенка, 16-факторный опросник Р.Б. Кетелла, «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири) охватывают широкий спектр психологических характеристик подростков и позволяют нам выделить три группы подростков, которые характеризуются определенными психолого-педагогическими особенностями в системе отношений и общения.

Общение подростков с высоким статусом в группе характеризуется уверенностью в себе, доминантностью, нетерпимостью к критике, властностью, агрессивностью. Они являют собой сильную, подвижную, но неуравновешенную личность. В отношениях с окружающими они конфликтны, грубы и независимы. Общение и межличностные отно-

шения таких подростков проходит на фоне высокого самомнения, скептичного отношения к другим людям, стремления к лидерству и независимости.

Подростки, обладающие относительно средним статусом в группе в общении и межличностных отношениях тягу к лидерству практически не проявляют, но при этом занимают в группе независимое положение, имеют собственное мнение.

Подростки с низким статусом в группе в общении демонстрируют робость, уступчивость, слабовольность, неуверенность в себе и даже боязливость. Вступая с другими в межличностные отношения, у них, как привило, отсутствует собственное мнение. Для их отношений и общения характерны зависимость, уступчивость, пассивность, нерешительность, низкая самооценка и зависимость от группы.

Как видим, несовершеннолетние осужденные каждой группы имеют определенные проблемы при построении межличностных отношений и общения. В связи с этим, считаем целесообразным психолого-педагогическую работу с ними строить на основе развития коммуникативной компетентности, которая может быть определена, во-первых, как ориентированность личности в различных ситуациях общения, во-вторых, как ее способность конструктивно взаимодействовать с окружающими, благодаря пониманию себя и других.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жильцова Ю.В. Особенности психолого-педагогической коррекции "трудных" подростков в условиях загородного лагеря / Ю.В. Жильцова, С.Е. Корышева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 434-438.

2. Кожевникова Е.Н. Организация психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних условно осужденных / Е.Н. Кожевникова, А.А. Жарких // Уголовно -исполнительная система и русская православная церковь, другие традиционные для России религиозные объединения - взаимодействие в духовно-нравственном воспитании осужденных : сборник материалов VI международной научно-практической конференции. - Рязань, 2018. - С. 174-178.

3. Хачатурян С.Д. Эмоциональное отношение детей к родителям в семейных системах несовершеннолетних осужденных без лишения свободы / С. Д. Хачатурян // Психология и право. -2011. - № 3. - С. 5-17.

REFERENCES

1. Zhiltsova, Y.V. фтв Korysheva, S.E. (2021), "Features of psychological and pedagogical correction of "difficult" teenagers in conditions of suburban camp", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 7 (197), pp. 434-438.

2. Kozhevnikova, E.N. and Zharkikh, A.A., (2018), "Organization of psychological and pedagogical support for juveniles on probation", The penal system and the Russian Orthodox Church, other traditional religious associations for Russia - interaction in the spiritual and moral education of convicts, collection of materials of the VI International Scientific and Practical Conference, Academy of the Federal Penal Service of Russia, Ryazan, pp. 174-178.

3. Khachaturyan, S. D. (2011), "Emotional attitude of children towards parents in the family systems of juvenile convicts without imprisonment", Psychology and law, No 3, pp. 5-17.

Контактная информация: orekh7@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.01.2022

УДК 159.922.7

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЯ КАК ПОЛИПРОФЕССИНАЛЬНАЯ БРИГАДА СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕШЕНИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ У ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ

Лидия Сергеевна Рычкова, доктор медицинских наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск; Мария Николаевна Кузнецова, преподаватель, Челябинский государственный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.