Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП ДОО'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП ДОО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ УМЕНИЕ / ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / РЕЧЕВОЙ БАГАЖ / КОРРЕКЦИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ / ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ДЕТСКИЙ САД / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАТУС ДОШКОЛЬНИКА / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Газизова Фарида Самигулловна, Нуриева Алеся Радиевна, Баязитова Анжелика Витальевна

В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности детей дошкольника, формирующиеся в условиях логопедической группы. Изучены и анализированы труды ученых по проблеме исследования. Проведено исследование по ранней коррекции речевых нарушений у дошкольников в группе дошкольников специализированной логопедической группы. Также, по социометрической методике по проблеме межличностных отношений дошкольников логопедической группы. Получены данные о социометрическом статусе каждого дошкольника группы. Выявляется, что для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу характерен низкий уровень общения и наличие специфических особенностей, характеризующих их самооценку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Газизова Фарида Самигулловна, Нуриева Алеся Радиевна, Баязитова Анжелика Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF CORRECTIONAL WORK WITH PRESCHOOL CHILDREN OF SPEECH THERAPY GROUPS OF PEO

The article deals with the psychological and pedagogical features of preschool children, which are formed in the conditions of a speech therapy group. The works of scientists on the research problem have been studied and analyzed. A study was conducted on the early correction of speech disorders in preschoolers in the group of preschoolers of a specialized speech therapy group. Also, according to the sociometric method on the problem of interpersonal relations of preschool children of the speech therapy group. Data on the sociometric status of each preschooler in the group were obtained. It is revealed that children of senior preschool age attending a speech therapy group are characterized by a low level of communication and the presence of specific features that characterize their self-esteem.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП ДОО»

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Баязитова Анжелика Витальевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП ДОО

Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности детей дошкольника, формирующиеся в условиях логопедической группы. Изучены и анализированы труды ученых по проблеме исследования. Проведено исследование по ранней коррекции речевых нарушений у дошкольников в группе дошкольников специализированной логопедической группы. Также, по социометрической методике по проблеме межличностных отношений дошкольников логопедической группы. Получены данные о социометрическом статусе каждого дошкольника группы. Выявляется, что для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу характерен низкий уровень общения и наличие специфических особенностей, характеризующих их самооценку.

Ключевые слова: речевое умение, правильное звукопроизношение, речевой багаж, коррекцию речевых нарушений, логопедический детский сад, интеллектуальная деятельность, мнестическая деятельность. коррекционная работа, статус дошкольника, коррекция.

Annotation. The article deals with the psychological and pedagogical features of preschool children, which are formed in the conditions of a speech therapy group. The works of scientists on the research problem have been studied and analyzed. A study was conducted on the early correction of speech disorders in preschoolers in the group of preschoolers of a specialized speech therapy group. Also, according to the sociometric method on the problem of interpersonal relations of preschool children of the speech therapy group. Data on the sociometric status of each preschooler in the group were obtained. It is revealed that children of senior preschool age attending a speech therapy group are characterized by a low level of communication and the presence of specific features that characterize their self-esteem.

Key words: speech skill. correct pronunciation, speech baggage, correction of speech disorders, speech therapy kindergarten, intellectual activity, mnestic activity. correctional work, the status of a preschooler, correction.

Введение. В наше время заметно растет количество дошкольников с недостатками речевого развития. И логопеды работают в дошкольных образовательных организациях, и в больницах принимают и занимаются с детьми по данной проблеме. Но, нам кажется, что такие дети составляют самую многочисленную группу.

Ученые, педагоги всесторонне анализируют речевые нарушения у дошкольников. Например, Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Волкова Л.С. в своих трудах указывают, что общее недоразвитие речи - это патология, отставание всех компонентов языковой системы (фонетики, лексики, грамматики). Разрабатываются различные методики работы по данной проблеме [1].

Для решения проблемы нарушений речевого развития у дошкольников в РФ была создана специальная логопедическая система для дошкольных образовательных организаций. Главный специалист логопед дошкольной образовательной организации работает над коррекцией речевых нарушений у дошкольников. Специалист осуществляет вою работу совместно с педагогами ДОО, готовят детей к школе организовывая разнообразные виды деятельности детей [2].

Есть в дошкольных образовательных учреждениях специализированные группы для дошкольников с нарушениями речи. Дошкольной образовательной организации и эти группы являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания.

Изложение основного материала статьи. Результаты ранней коррекции речевых нарушений в специализированных группах зависят от того, как организована логопедическая помощь в дошкольной образовательной организации, т.е. от уровня. Естественно, встает вопрос об организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе.

Данная проблема имеет научную ценность. Исходя из этого, считаем важным изучение психологического облика дошкольников логопедической группы. Первичную диагностику мы провели по проблеме межличностных отношений в группе дошкольников специализированной логопедической группы. Социометрическая методика[2] помогла нам получить данные о социометрическом статусе каждого дошкольника группы.

Социальным статусом является один из факторов супинации личности в субсистеме личных отношений. Они характеризуются степенью эмоционального преферанса данного индивида в сравнении с остальными членами группы. Результаты исследования по методике «Выбор» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели исследования внутригруппового(социометрического) статуса старших дошкольников

по методике «Выбор»

Социометрический статус %

Лидер 10

Предпочитаемый 30

Принятый 17

Изолированный 43

Как видно 10% обследованных нами детей имеют статус лидера, т.е. они чувствуют себя «уютно» в коллективе, общительны, в группе считаются с их мнением, относятся к ним благожелательно.

30% респондентов являются предпочитаемыми, они тесно общаются с лидерами в коллективе, выслушивают их мнение, уважают. Следовательно, мы можем сказать, что лишь 40% испытуемых находятся в благоприятном эмоциональном положении в группе.

Значительная часть детей оказывается в категории «принятых» - 17%, т.е. дети с ними общаются, хотя их мнение не имеет авторитета в лице большинства группы и 43% испытуемых оказались в статусной категории - «изолированные».

Возможно, у этих детей наблюдаются нарушения формирования навыков общения, вследствие чего они оказываются в неблагоприятных статусных категориях.

Нет детей, которые имели бы высокий уровень развития общительности.

Среднюю степень развития общительности имеют дошкольники 45%. Они доброжелательны, в группе популярны, но робкие, с осторожностью инициативны, менее активны, не могут распознавать состояние духа остальных детей, бывает и не говорят «спасибо».

Низкую степень развития общительности имеют 55% дошкольников. Характеризуются как необщительные. К ним не тянутся остальные дети, не хотят с ними играть, поэтому у них узкий круг общения. Стесняются взрослых.

Также нами была использована методика «Лесенка Д.-Рубинштейна в модификации Щур В.Г. [41.

У 20% респондентов отмечаем высокую самооценку, правильно понимают и учитывают свои способности, к себе критичны, на свои успехи и неудачи стараются смотреть трезво и умеют цели, чтобы достичь определенных результатов.

Но высокая степень развития самооценки в дальнейшем может помешать дошкольнику. В общении с остальными членами группы может конфликтовать по причине пренебрежительного отношения к членам группы, неуважительного отношения к ним. Это можно отметить в необоснованных и резких высказываний в адрес остальных, неуважения чужого мнения демонстрации высокомерия.

Мы считаем, что причиной такого высокомерия является неправильная, завышенная оценка окружающими. Это может быть и чрезмерная опека со стороны близких, благосклонного отношения из-за болезни и т.д. Естественно, если они уже попадают в коллектив, где высокие требования к детям. Такие дети теряются, становятся критикуемыми, так как нет привычного благополучия.

Средний уровень самооценки получают 35% дошкольников. Эти ребята воспринимают себя благополучно. Бывают иногда неуверенными, причина здесь - необоснованно сложившееся обстоятельство. Эти дети знают свои недостатки, слабые стороны, поэтому и прилагают усилия к самосовершенствованию и саморазвитию.

Родители таких детей, естественно по отношению к ним занимают снисходительную, покровительственную точку зрения. Они принимают своих детей такими, какие есть. У родителей к детям скромные цели, терпят их поведение. Но, различные самостоятельные действия детей родителей тревожит.

Низкий уровень самооценки имеют 45% дошкольников. Эти дети молчаливы, нерешительные, малообщительны, зажаты в движениях. Они не могут стоят за себя, очень чувствительны, нет желания к сотрудничеству, не уверены к себе, сложно их включить в деятельность. Также, боятся от решения задач, так как, считают их сложными. Но, если эмоционально поддержать ребенка, может легко решить задачу. Такие дети очень медлительны; не сразу берутся за выполнение задания, боятся, что неправильно выполнить; часто пытаются понять, доволен им взрослый или нет. Все сказанное мешают ему справиться в деятельности.

Такую ситуацию можно заметить на открытых занятиях. У детей с низкой самооценкой худшие результаты, чем в обыденные дни. Естественно, у таких детей низкий социальный статус в группе, с ними не хотят играть и общаться, дружить. Мало кто их замечает, внешне они малопривлекательны.

4,35% респондетов по шкале «здоровье» имеют высокий уровень развития самооценки; 20% дошкольников - «ум» и «добрый», 25% - «красота» и «трудолюбивый», 15% - «нравлюсь людям»; 30% - уверены, что имеют хороший характер.

Вследствие можно сделать вывод, что респонденты как к личности относятся к себе критично, нет уважения к себе.

Антитеза самооценки дошкольников с выводами экспертов (родители) показала наличие специфических особенностей, характеризующих самооценку испытуемых:

- у 5,72% испытуемых адекватная самооценка;

- 28% респондентов имеют неадекватную самооценку. Завышенная и заниженная (мы их считаем как неадекватная) мешают дошкольникам раскрыть и реализовывать свои возможности, способности. Исходя и всего этого, у ребенка постоянные внутренние конфликты, нарушения в общении. Можно сделать вывод о том, что личность ребенка находится в неблагополучном развитии.

Анализ результатов исследования сопоставления самооценки детей дошкольного возраста (методика Д.-Рубинштейна) [6] с оценками экспертов мы представляем в таблице 2.

Таблица 2

Анализ результатов исследования сопоставления самооценки детей дошкольного возраста

(методика Д.-Рубинштейна)

Степень адекватности самооценки Факторы самооценки

здоровый умный красивый нравлюсь людям хороший характер добрый трудолюбивый никогда не лгу

адекватная 100 83,3 86,7 80 86,7 90 73,3 86,7

неадекватная 0 16,7 13,3 20 13,3 10 26,7 13,3

Отмечаем, что результаты представлены отдельно по каждой шкале.

Старшие дошкольники демонстрируют неадекватное завышение самооценочных суждений по следующим шкалам: доброта (10%), ум (16,7), красота, хороший характер и честность (13,3%), нравлюсь людям (20%), а также трудолюбие (26,7%).

Как видим, предполагаемые оценки родителей практически дублируют и даже превышают самооценку дошкольников.

Старшие дошкольники достаточно уверены в положительной оценке со стороны родителей по следующим шкалам: здоровье (5,3), ум (5,15), красота (4,85), нравлюсь людям (5,0), характер (5,2), доброта (4,8), честность (5,1). Старшие дошкольники предполагают, что родители по этим шкалам поставят выше.

Такой вариант является благополучным. Потому что, дошкольники чувствуют постоянную поддержку родителей, умеют критично оценивать себя как личность.

Для мониторинга значимости различий показателей мы использовали ^критерий Стьюдента [5]. Выводы сравнительного анализа мы представляем в таблице 3.

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа самооценки старших дошкольников и предполагаемого отношения

родителей

Качества Старшие дошкольники (ср. знач.) Предполагаемая оценка родителей (ср. знач.) t эмп. значимость

Здоровье 5 5,3 0,321257 0,01

Ум 5 5,15 0,415365 0,01

Красота 4,8 4,85 0,473842 0,01

Нравлюсь людям 4,95 5 0,329877 0,01

Характер 5 5,2 0,214111 0,05

Доброта 4,75 4,8 0,329877 0,01

Трудолюбие 5,35 5,25 0,16255 0

Честность 4,95 5,1 0,186411 0

Достоверные различия были зафиксированы между суждениями «здоровье» (при р<0,01), «ум» (при р<0,01), «красота» (при р<0,01), «нравлюсь людям» (при р<0,01), «характер» (при р<0,05) и «доброта» (при р<0,01). Следовательно, старшие дошкольники предполагают, что родители поставят их выше, что говорит о благополучии ребенка в семье.

Таким образом, у большинства старших дошкольников наблюдается адекватная низкая личностная самооценка.

С целью изучения уровня сформированности коммуникативных умений у детей была подобрана методика «Раскрась рукавички» (Г.А. Цукерман), в которой исследование проводилось в рамках специально организованной деятельности [7].

Условия ее требовали кооперирования действий детей после предварительной договоренности. Для этого им предлагалось украсить силуэтные изображения пары рукавичек так, чтобы они стали одинаковыми.

Старшие дошкольники, имеющие нарушение речи вообще не умеют договариваться друг с другом, приходить к общему итогу:

- 5% респондентов пришли к единому согласию (окончательное подчинение мнения одного респондента к суждению другого). Считаем, что используется неадекватный способ договора;

- 60% дошкольников после ознакомления с инструкцией задания активно, старательно подключаются к выполнению задания. Самостоятельно, не обращаясь ни к кому, начинают работать (перерисовывают рисунок). Если даже, появляются сложности в выполнении задания, стратегия не меняется. Они не понимают, что нужно обращаться за информацией к другому дошкольнику. Без наличия информации, о действиях других невозможно выполнить свою задачу.

Данная категория детей работают тихо и молча, старательно и быстрее сделать следующие задания:

- 25% респондентов без проблем в контакте с остальными стали обсуждать, как они раньше выполняли такие задания в группе. Но, к сожалению, такое обсуждение не было направлено к совместной работе, к достижению общей цели. Некоторые дети не относились к сверстникам как к тем, кто бы мог дать совет, для эффективного решения общего дела;

- 10% дошкольников имеют поведение стиля «Затребование огромной/глобальной поддержки для решения/выполнения задания». Эти дети взаимодействуют с остальными детям, но у них нет понятия логичности общности задачи. Часто такие дети во время выполнения задания имеют серьезные трудности, они долго могут сидеть над выбором предмета/задания.

Во время совместной работы такие дети начинают искать помощь со стороны, не понимая как выполнить задание или же, как у него все хорошо получается, как он быстро может выполнить задание.

Выводы. Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что большая часть детей не осуществляла контроль друг за другом во время рисования, а если вдруг замечали расхождения и ошибки, то ничего не предпринимали для того, чтобы исправить их, помочь. Друг другу не помогали, при выполнении задания не делились своими карандашами, спорили при выборе карандашей.

Можно сказать о том, что дети дошкольного возраста, посещающие логопедическую группу, не заинтересованы в достижении общего результата и у них не сформированы коммуникативные умения, направленные на достижение договоренности, принятие общего решения с целью создания единого продукта в рамках деятельности. И в дальнейшем, мы будем решать эти проблемы.

Литература:

1. Белова, М.П. Создание игровой мотивации на логопедических занятиях: игровые упражнения и приемы, способствующие поддержанию интереса к занятию / М.П. Белова // Дошкольная педагогика. - 2020. - №5. - С. 44-48

2. Королева, Н.А. Социометрический тест для дошкольников (методика) / Н.А. Королева. - URL: https://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8134-sotsiometriya-dlya-doshkolnikov.html (дата обращения: 12.12.2022)

3. Раскина, И.В. Логика для всех: от пиратов до мудрецов / И.В. Раскина. - 3-е изд., стереотип. - М.: МЦНМО, 2019. - 208 с.

4. Самсонова, Т.Р. Методика «Лесенка» Щур В.Г. / Т.Р. Самсонова. - URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2021/01/22/metodika-lesenka-shchur-v-g (дата обращения: 20.12.2022)

5. Самохина, В.М. Проверка статистических гипотез в психолого-педагогических исследованиях с применением критерия Стьюдента / В.М. Самохина // Молодой ученый. - 2016. - № 25 (129). - С. 586-589. - URL: https://moluch.ru/archive/129/35799/ (дата обращения: 28.12.2022).

6. Сафронова, Е.В. Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. / Е.В. Сафронова. - URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2022/08/24/metodika-diagnostika-samootsenki-dembo-rubinshteyn (дата обращения: 25.12.2022)

7. Сибилева, Е. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман) / Е. Сибилева. - URL: https://studfile.net/preview/5850441/ (дата обращения: 25.12.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.