Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
522
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ / ДЕТИ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ / ОНР (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ) / PRESCHOOL CHILDREN 5-6 YEARS / DEVELOPMENT OF PERSONAL AND COGNITIVE SPHERE / CHILDREN WITH SPEECH THERAPY DISORDERS / ONR (GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалева Наталья Борисовна

Статья посвящена исследованию развития личности и способностей детей дошкольного возраста с логопедическими нарушениями общего плана. Актуальность обусловлена тем, что в нашем обществе появляется все больше детей с дефицитом речевого развития. Между тем по мысли ведущих психологов именно речь во многом определяет характеристики развития личности и одаренности дошкольников. Статья выстроена вокруг обсуждения 2 вопросов: специфики личностной и познавательной сферы старших дошкольников с логопедическими нарушениями и возможности использования рефлексивно-позиционных технологий развития личности и одаренности учащихся непосредственно в системе логопедических занятий. С целью решения первой задачи было проведено эмпирическое исследование двух групп детей 5-6 лет: группы детей, имеющих логопедические нарушения (общее недоразвитие речи 3 уровня), и группы детей с нормальным развитием речи. Исследование проводилось в опоре на рефлексивно-позиционный комплекс диагностических методик. В результате сопоставительного анализа удалось выявить такие отличительные особенности первой группы детей как неразвитость эмпатии, проявление мотивации избегания неудачи; преобладание потребительских ценностных ориентиров и другие. Ставятся задачи их развития за счет использования психолого-антропологического инструментария в логопедической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ковалева Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PERSONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH THERAPY DISORDERS

The article is devoted to the study of personality development and abilities of preschool children with speech therapy disorders of the General plan. The relevance is due to the fact that in our society there are more and more children with a deficit of speech development. Meanwhile, according to leading psychologists, it is speech that largely determines the characteristics of personality development and giftedness of preschoolers. The article is structured around the discussion of 2 issues: the specifics of the personal and the informative sphere of the senior preschool children with speech disorders and the possibility of using reflexive and positional technologies of personality development and the gifted students directly in the system of speech training. In order to solve the first problem, an empirical study was conducted of two groups of children aged 5-6 years: a group of children with speech disorders (General underdevelopment of speech level 3), and a group of children with normal speech development. The study was based on the reflexive-positional complex of diagnostic techniques. As a result of comparative analysis, it was possible to identify such distinctive features of the first group of children as underdevelopment of empathy, manifestation of motivation to avoid failure, prevalence of consumer value orientations and others. The tasks of their development through the use of psychological and anthropological tools in speech therapy are set.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ»

психологические науки

Ковалева Наталья Борисовна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ...

УДК 159.9.07

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0074

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

© 2019

AuthorlD: 7921-3545

SPIN: 95.165.119.60

ResearcherlD: X-5100-2019.

ORCID: 0000-0001-8186-1336

Ковалева Наталья Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Московский педагогический государственный университет (119571, Россия, Москва, Проспект Вернадского, 88, e-mail: nkovaig@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена исследованию развития личности и способностей детей дошкольного возраста с логопедическими нарушениями общего плана. Актуальность обусловлена тем, что в нашем обществе появляется все больше детей с дефицитом речевого развития. Между тем по мысли ведущих психологов именно речь во многом определяет характеристики развития личности и одаренности дошкольников. Статья выстроена вокруг обсуждения 2 вопросов: специфики личностной и познавательной сферы старших дошкольников с логопедическими нарушениями и возможности использования рефлексивно-позиционных технологий развития личности и одаренности учащихся непосредственно в системе логопедических занятий. С целью решения первой задачи было проведено эмпирическое исследование двух групп детей 5-6 лет: группы детей, имеющих логопедические нарушения (общее недоразвитие речи 3 уровня), и группы детей с нормальным развитием речи. Исследование проводилось в опоре на рефлексивно-позиционный комплекс диагностических методик. В результате сопоставительного анализа удалось выявить такие отличительные особенности первой группы детей как неразвитость эмпатии, проявление мотивации избегания неудачи; преобладание потребительских ценностных ориентиров и другие. Ставятся задачи их развития за счет использования психолого-антропологического инструментария в логопедической работе.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста 5-6 лет, развитие личностной и познавательной сферы, дети с логопедическими нарушениями, ОНР (общее недоразвитие речи).

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PERSONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH THERAPY DISORDERS

© 2019

Kovaleva Natalia Borisovna, PhD, assistant professor of psychological anthropology Moscow State Pedagogical University (119571, Russia, Moscow, Prospect Vernadskogo, 88, e-mail: nkovaig@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the study of personality development and abilities of preschool children with speech therapy disorders of the General plan. The relevance is due to the fact that in our society there are more and more children with a deficit of speech development. Meanwhile, according to leading psychologists, it is speech that largely determines the characteristics of personality development and giftedness of preschoolers. The article is structured around the discussion of 2 issues: the specifics of the personal and the informative sphere of the senior preschool children with speech disorders and the possibility of using reflexive and positional technologies of personality development and the gifted students directly in the system of speech training. In order to solve the first problem, an empirical study was conducted of two groups of children aged 5-6 years: a group of children with speech disorders (General underdevelopment of speech level 3), and a group of children with normal speech development. The study was based on the reflexive-positional complex of diagnostic techniques. As a result of comparative analysis, it was possible to identify such distinctive features of the first group of children as underdevelopment of empathy, manifestation of motivation to avoid failure, prevalence of consumer value orientations and others. The tasks of their development through the use of psychological and anthropological tools in speech therapy are set.

Keywords: preschool children 5-6 years, development of personal and cognitive sphere, children with speech therapy disorders, ONR (General underdevelopment of speech).

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования развития личности дошкольников и поиска психолого-педагогических средств для проектирования среды, способствующей проявлению и развитию творческой одаренности ребенка определяется вызовами современного образования и воспитания. Развитие личности каждого учащегося - центральная задача и содержание современного образования. Общество XXI века требует профессионализма нового качества, основанного на способностях к творчеству, саморазвитию и высокой нравственности. Особую актуальность приобретает также задача проектирования развивающих сред, способствующих проявлению и развитию детской одаренности и творческой направленности как ядра полноценной личности. Именно поэтому, современная школа стремится способствовать полноценному формированию личности учащихся, включая учащихся с особенностями развития, в частности с логопедическими нарушениями речи. Один из важнейших принципов инклюзивного образования, по сути сформулированный еще в трудах Л.С. Выготского, гласит: «... надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого — значит воспиты-

вать слепоту и глухоту и из педагогики детской дефективности превращать ее в дефективную педагогику» [1, с. 71]. Более того, только обеспечение полноценного развития личности, то есть ее ценностных ориентаций, мировоззрения, убеждений, культуросообразных идеалов, направленности, позиционности, субъектности, а также способностей самоопределения, понимания и рефлексии могут создать условия для компенсации недостаточного развития той или иной функции. Представляется важным также подчеркнуть, что эти же принципы лежат и в основе теоретических воззрений и концепций психологической антропологии; психологии творчества и одаренности, развиваемой в опоре на идеи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова ведущими российскими психологами (Д.Б. Богоявленская, А.А. Мелик-Пашаев, А.И. Савенков и др.). Смысл данной работы как исследование не только выявление взаимосвязи личностного и речевого развития в случае инклюзии и ее преодоления, но и поиска средств, способствующих проявлению и развитию творчества и одаренности детей с речевыми нарушениями в процессе их логопедического обучения.

Такая постановка вопроса исходит также из понима-

Kovaleva Natalia Borisovna PSYCHOLOGICAL FEATURES ..

psychological science

ния магистральной роли речи в психическом развитии ребенка и ее прямого влияния на развитие самосознания как ядра личности ребенка и всех ее сфер: ценностно-смысловой, мотивационно-потребностной и познавательной. Красивая и насыщенная речь всегда и во все времена являлась признаком хорошего образования и культурно-нравственного воспитания «Развитие речи, - пишет Л.С. Выготский - представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта» [2, с. 631]. Речь, по мнению многих ученых, является одним из пусковых механизмов развития личности, сознания, мышления, способностей коммуникации, понимания рефлексии [3-8]. Речь появляется у человека на ступени раннего детского возраста в условиях общения ребенка с культурным взрослым и процессов переживания культурно-исторической среды и служит катализатором его развития на протяжении всей жизни и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Однако, как известно, значительные изменения в речевом, личностном и познавательном развитии происходит в период дошкольного возраста. Именно в этот период стремительно развивается устная речь и закладывается фундамент способности эмпатии, понимания, понятийного и образного мышления, ценностных ориентаций и внутренней позиции личности [9-12].

Логопедические сложности детей дошкольного возраста сказываются на многих составляющих развития их личностной и познавательной сферы. Однако комплексных психологических исследований личности в этой сфере - крайне мало как с точки зрения выявления влияния логопедических дефектов на личностную и познавательную сферу, так и с точки зрения поиска психолого-антропологических методов их развития.

В трудах известных психологов детства [13; 14] подчеркивается важность открытости, доверию миру и способность к эмпатии, понимания в контексте взросления детей дошкольного возраста. В исследованиях психологов и дефектологов сделано довольно много открытий, описывающих психологический статус детей с общим недоразвитием речи. Среди дефицитарных особенностей, в частности, выделены такие как: 1) ослабленные функции внимания (неустойчивость, нелабильность, ис-тощаемость) [15;16] и памяти (снижена продуктивность и активность; неразвита смысловая память; но логическая память почти в норме) [16; 17]; 2) недостаточно развитое воображения (сложность в создании воображаемой ситуации; недостаточную точность предметных образов — представлений) [18;19]; 3) низкий уровень сформированности произвольного поведения (неумение управлять своим поведением, несамостоятельность, отсутствие стремления преодолевать трудности) [20; 21]; 4) повышенная тревожность и страхи (боязнь животных и персонажей сказок; социальные страхи; страх темноты [22]. Можно видеть, что исследований достаточно много, однако практически все они направлены на диагностику какай-то одной сферы, а комплексных исследований личности дошкольников с ОНР практически нет. Это, с одной стороны приводит к тому, что трудно выявить первопричины и механизмы отставания. С другой стороны, некоторые сферы остаются не исследованными. В частности, крайне мало работ по исследованию ценностных ориентаций детей с общим недоразвитием [23]. Между тем, по мнению Л.С. Выготского и других ученых ценностные ориентиры и мировоззренческие идеалы играют решающую роль в развитии личности [24-27].

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью работы является выявление психологических особенностей личностной и познавательной сферы детей с логопедическими нарушениями пятого и шестого года жизни и возможности их развития в рефлексивно-

позиционных технологиях в культурно-опосредованной развивающей среде

Особенностью подхода как раз и является создание художественной диалогической среды, благодаря которой происходит формирование событийной общности, когда участники объединяются вокруг значимого для всех творческого дела или индивидуальное вхождение в культурный дискурс в опоре на проектируемую здесь и сейчас художественную среду [28]. Использование рефлексивно-позиционных приемов активизации познавательной активности, мышления, снятия барьеров позволяет создать условия для развития и исследования личности и способностей учащихся. Соответственно, с учетом данных положений составлен и диагностико-раз-вивающий комплекс исследования личности и способностей детей. Комплекс включает как известные методики («Рисунок семьи», «3 желания», «Пиктограмма» и другие, а также ряд авторских модификаций и методик, позволяющих заглянуть в творческую лабораторию мысли и представлений ребенка за счет игровых коммуникативно-модельных и сюжетно-ролевых заданий [29].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Рассмотрим некоторые наиболее яркие результаты проведенного исследования. В эксперименте приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), проживавших в Москве и ходивших на занятия в «Культурный центр на Коминтерна». С целью сравнительного анализа в январе 2019 года было организовано две группы: 10 детей вошли в экспериментальную группу (ЭГ) и 10 детей вошли в контрольную группу (КГ). В экспериментальной группе (ЭГ) было 10 детей, имевших заключение психолого-медико-педагогической комиссии о наличии у них общего недоразвития речи III уровня. В контрольной группе (КГ). было также 10 детей, имевших нормальное речевое развитие для своего возраста. Обработка результатов методик проводилась качественными (контент-анализ, рефлексивно-позиционный анализ) и количественными методами.

В сравнительном анализе полученных результатов по методике цветового ранжирования ценностей, представленных в виде знаковых картинок наглядно видно, что у детей с третьим уровнем речевого развития имеются яркие особенности ценностных ориентаций. В данном пилотажном исследовании значимыми оказались следующие различия: в контрольной группе почти в 3 раза сильнее выражена ценность знания, и в 1, 7 раз ярче проявлена ценность дружбы и имеет безусловное значение ценность семьи. Кроме того, дети экспериментальной группы демонстрировали снижение способности сосредоточения внимания.

Сопоставительный анализ ответов по методике «Волшебная шкатулка» (рис.1) показывает, что, если у детей с обычным речевым развитием преобладают потребительская (много роботов) и социальная (чтобы мама была красивой, друг рядом) и присутствуют все сферы в выборах, то с у детей с ОНР резко преобладают желания, направленные на удовлетворение собственных или витальных потребностей: «хочу куклу/машинку, попробовать клубничную шоколадку, одного огромного робота». Социальная сфера ценностей значима меньше, но, тем не менее, занимает практически половину ответов. Это говорит о таких возрастных особенностях как присвоение новой социальной роли и включение в коллективную деятельность. Испытуемые отмечают дружбу, как значимую ценность, но, тем не менее, еще не до конца понимают и умеют дружить и строить социальные взаимоотношения, есть потребность в совершенствовании этих взаимоотношений. Статистически значимым отличием больше (при р < 0,01, 1= 2,845). Этот результат коррелирует с результатами ряда других исследований и свидетельствует о том, что речевые недостатки отрицательно сказываются на ценности познания, что связано с ростом тревожности и формированием мотивации избегания неудачи.

психологические науки

Ковалева Наталья Борисовна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ...

Рисунок № 1 - Диаграмма ценностных ориентаций по методике «Волшебная шкатулка»

Значимые результаты для выявления личностных особенностей дал тест «Пиктограмма». Процедура проведения была стандартной; стимульный ряд включал слова: 1) доброе дерево, 2) любимая книга, 3) солнечная поляна, 4) земля, 5) радость, 6) счастливый день, 7) подвиг. Дети контрольной группы рисовали не спеша, медленно со вкусом, дети с АНР.

Рисунок 2 - Пиктограмма.

Можно видеть, что продуктивность воспроизведения у детей контрольной группы значительно выше: в среднем каждый точно воспроизвел 5, 5 стимулов, а в экспериментальной группе только 2,7, то есть в 2 раза меньше. Также, было отмечено два абсолютных отказа от выполнения данного задания, что может свидетельствовать о тревожности и критичности к своей деятельности. Соответственно, дети с речевыми нарушениями использовали пиктограммы, в основном, носящие атрибутивный характер, в их рисунках больше стереотипов, задаваемых СМИ и телевидением. В то время как у детей с нормальным речевым развитием пиктограммы сюжет-ны, разнообразны, эмоциональны и образны, и как было показано в исследованиях нашей группы такие дети проявляют больше признаков одаренности в творчестве и коммуникации [29]. Также, было отмечено два абсолютных отказа от выполнения данного задания, что может свидетельствовать о тревожности и боязни неуспеха.

Сходные результаты и признаки повышенной тревожности проявлены в рисуночных тестах «Дом, дерево, человек» и «Моя семья». В результате проведения данных методик, были выявлены следующие особенности:

Рисунок 3 - Мальчик 6 лет, ОНР третий уровень.

Рисунок семьи

Многих детей с речевыми нарушениями отношения внутри семьи натянуты, родители не слышат своих детей (не нарисованы уши у человека); 2) у детей с речевыми нарушениями более выраженное желание заботы

о нем (дети чаще чем с нормальным речевым развитием рисуют себя маленькими, невзрачными).3) У детей с речевыми нарушениями имеется тревожность по отношению к родителям (рисунки нарисованы тонкой, дрожащей линией, глаза распахнуты как будто от ужаса) - см. пример на рис 3. [30]. В то время как рисунки у детей с нормальным речевым развитием раскрашены в яркие и насыщенные тона, все фигуры в пропорциональном соотношении.

Еще более яркие результаты получились на графическом материале и словесном описании теста «Дерево - Друга» с иной планеты». Данная методика позволяет снять мыслительные барьеры и пуститься в путешествие по Вселенной - это игра-фантазия, которую так любят дети - это задание предлагается ближе к концу обучения, поэтому можно судить, каковы особенности воображения, речевого и личностного развития, проявляемые разными дошкольниками в художественном творчестве - насколько они к нему готовы. Одновременно раскрывается глубже тема дружбы. Анализ речевой продукции и описание картин позволяет увидеть некоторые нюансы, до поры закрытые от внешнего наблюдателя. Во-первых, мы получаем наглядное подтверждение влияния рекламы на сознание и детей, во-вторых, убеждаемся, что принцип удовольствия для большинства из них актуален. В-третьих, что в творчестве и воображение они живут по большей части в мире сказочном и добром. Так более 40 % рисунков включает плоды, мороженное и фрукты. Некоторые снабжены бабочками и сердечками. 30 % всех деревьев имеет глаза и широкую улыбку. В двух работах проявляется художественный вкус и богатое воображение, только у 15 % - это обычные деревья. С точки зрения особенностей творческих историй экспериментальной группы можно зафиксировать следующее. 1. Сами рисунки менее детальны, небрежны, цвета приглушенные. 2. Нет ни одного рисунка с изображением другого человека (в контрольной группе для 20 процентов детей важен диалог. 3. Нет необычных работ с признаками богатой детской фантазии (в другой группе - 2 таких работы). 4. Несколько работ имеют все признаки повышенной тревожности, переживания одиночества. 5. Конечно, результаты пилотажного исследования трудно обобщать, но на лицо снижение спонтанности, жизнерадостности и, самое главное, творческого воображения и образного мышления.

Таким образом, полученные результаты коррелируют с рядом исследований и подтверждает полученные в них результаты, фиксирующие повышенную тревожность, мотивацию избегания неудачи, снижение функции внимания, воображения, памяти, способности понимания [31; 32, 33]. С точки зрения исследования ценностных ориентаций, однако сведения коррелируют лишь частично: подтверждается высокий уровень гедонизма и социальных ценностей, однако в нашем исследовании ценности познания и духовного развития у детей с ОНР значительно ниже [34], что может объясняться разными причинами, в том числе различием в инструментарии, но прежде всего тем, что прошло уже 7 лет и социальная ситуация взросления изменилась [35]. Так или иначе перед нами стоит задача расширения экспериментальной группы для получения более надежных результатов. В то же время удалось зафиксировать некоторые новые специфические особенности детей с логопедическими нарушениями по сравнению с нормой, которые, на наш взгляд являются определяющими личностное развитие дошкольников - это эмоциональную бедность образа, неразвитость культуры понимания образного контекста и эмоционального фона ситуации, закрытость к новому, отсутствие доверия к миру и общий депрессивный фон мировосприятия.

ВЫВОДЫ

В результате проведения и анализа результатов собственного диагностического исследования были подтверждены некоторые особенности развития дошколь-

Kovaleva Natalia Borisovna PSYCHOLOGICAL FEATURES ..

psychological science

ников с логопедическими нарушениями как, например, высокий уровень тревожности и ригидность мышления. Также выявлены дополнительные психологические особенности личностно-познавательной сферы детей с ОНР: слабая выраженность творческой направленности; преобладание потребительских ценностных ориентиров, неразвитость образного и понятийного мышления; депрессивность, пассивность отсутствие доверия миру и открытости новому опыту; эмоциональна бедность образа и схематичность опорных образов, которые сопровождаются низким уровнем коммуникативных навыков, эмпатии. Безусловно, ряд характеристик личности и мышления дошкольников определяются возрастными особенностями, в частности им еще недоступны сложные формы рефлексии, полноценное конструктивно воображение, присущ эгоцентризм. Однако это не значит, что их не нужно развивать, наоборот, как показали, например, исследования, представленные в очерки Д.Б. Эльконина, эгоцентризм преодолевается за счет правильно организованного сотрудничества и проектировании культурно-опосредованной среды с учетом ближайшей зоны развития.

Поэтому основным выводом из данного исследования является разработка программы развивающих занятий. Проблематика проведения формирующих занятий была определена нами в соответствии с требованиями ФГОС, педагогическими задачами по созданию особого образовательного пространства как места встречи с шедеврами культуры; запросами самих участников. Замысел занятий, основанных на рефлексивно-позиционных и сюжетно-деятельностных технологиях, состоит в том, чтобы создать для участников художественное пространство, погружаясь в которое они могут начать понимать культурный, метафорический контекст, дополнять его своими собственными образами, за счет этого совершать мировоззренческие открытия. Нам удалось провести отдельные занятия, которые показали свою эффективность в развитии образного мышления, ценностных ориентаций и мировосприятия дошкольников. Масштабирование этого эксперимента и раскрытие творческого потенциала дошкольников составляет перспективу дальнейшей работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство /Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. 400 с.

2. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. 1008 с.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М, 1995. С. 213-227

4. Обухова Л.Ф Психология развития в начале нового века // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. C. 15—21.

5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 634 с.

6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с

7. Мухина В.С. Детский рисунок как документ эпохи // Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. С. 173-201.

8. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Педагогика, 2010. 380 с.

9. Немов Р.С. Психология: учебник для бакалавров. М: Юрайт, 2014. 639 с.

10. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе детского сада. СПб.: 2004. 120 с.

11. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. СПб.: Детство-Пресс, 2002. 48с.

12. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. М.: Эксмо, 2016. 320 с.

13. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3-е. СПб: «Речь», 2007. 276 с.

14. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М.: Академия, 2002. 192 с.

15. Волковская Т.Н., Ющнова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Книголюб, 2004.

16. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.

17. Левченко И.Ю.; Дубровина Т. И. Вариативные особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2014. № 5. С. 46-50.

18. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных вы-

сказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.В. Секачев, 2014. 232 с.

19. Лукачевская Е.Ф., Куликовская Н.Э. Особенности развития воображения у детей среднего дошкольного возраста с ОНР //Молодые лидеры. Сб статей. Казань, 2018.С. 282-287.

20. Сырвачева Л.А., Куцепалова К.А. Изучение саморегуляции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Тенденции развития педагогики и психологии: сборник статей Межд. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 4 марта 2014 г.). Уфа: РИЦБашГУ, 2014. С. 104-106.

21. Валявко С.М. Особенности мотивации достижения старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Современная психология. 2006, №2. С. 26-36.

22. Колягина В.Г. Психология страхов дошкольников: монография. М.: Прометей, 2016. 40 с.

23. Аверьянова Е.В., Ценностные ориентации у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития и их родителей. Системная психология и социология. 2012. №5. С 91-96

24. Валявко С.М., Аверьянова Е.В. Методика исследования ценностных ориентаций дошкольников: опыт конструирования // Экспериментальная психология. 2012, том 5, № 2. С. 83—95

25. Мухина В.С. Картина мира: индивидуальные различия // Феноменология развития и бытия личности. Избранные психологич. труды. М.; Воронеж, 1999. С. 445-452.

26. Ковалева Н.Б., Дьяконова А.И. Проблемы исследования и развития ценностных ориентаций и мировоззрения обучающихся // От истоков к современности. Сб. материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том З.М.: Когито-Центр, 2015. С. 31-33.

27. Обухов А.С. Исторически обусловленные модификации образа мира //Развитие личности. 2003. №4. С. 51-68.

28. Исследование и проектирование содержания дополнительного профессионального образования. М.: ГАОУМИОО, 2015. 393 с.

29. Ковалева Н.Б. Медиаобразовательные перспективы рефлексивно-позиционного развития личности и способностей учащихся // Медиаобразование. 2017. № 1. С. 9-25.

30. Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-методическое пособие. М.: ГАОУ МИОО, 2015. 348 с.

31. Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностные технологии в меди-аобразовании. М.: МПГУ, 2015. 204 с.

32. Терентьева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушением речи 6-7лет //Дефектология. 2000. -№ 4. С. 74-77.

33. Аверьянова Е.В. Особенности формирования ценностной сферы личности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития // Дефектология, 2012, №4. С. 73-81.

34. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация: Методика исследования детского самосознания: Руководство. М.: Когито-Центр, 2009, С 3.

35. Фельдштейн Д.И. Феномен детства и его место в развитии современного общества // Мир психологии. 2002. № 1. С. 9-20.

Статья поступила в редакцию 03.09.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.