Научная статья на тему 'Логопедическая работа по преодолению коммуникативной дезадаптации у детей с общим недоразвитием речи'

Логопедическая работа по преодолению коммуникативной дезадаптации у детей с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ПРЕОДОЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / OVERCOMING COMMUNICATIVE MALADAPTATION / SPEECH THERAPY WORK / CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алпатова Н.С., Фуреева Е.П.

В статье освещается проблема преодоления коммуникативной дезадаптации у детей с общим недоразвитием речи. Дается характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи, раскрывается понятие «коммуникативная дезадаптация». Описана система логопедической работы по преодолению коммуникативной дезадаптации у данной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алпатова Н.С., Фуреева Е.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH THERAPY WORK TO OVERCOME COMMUNICATIVE MALADAPTATION IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article highlights the problem of overcoming communicative maladaptation in children with General speech underdevelopment. The characteristic of preschool children with General speech underdevelopment is given, the concept of "communicative maladaptation" is revealed. The article describes a system of speech therapy to overcome communicative maladaptation in this category of children.

Текст научной работы на тему «Логопедическая работа по преодолению коммуникативной дезадаптации у детей с общим недоразвитием речи»

ТЕМА СТАТЬИ (ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)

Алпатова Н. С.,

НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», доцент кафедры «Дошкольной дефектологии и логопедии»,

кандидат социологических наук Фуреева Е.П.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», доцент кафедры «Специальной педагогики и психологии», кандидат педагогических наук

THEME OF ARTICLE (SPEECH THERAPY WORK TO OVERCOME COMMUNICATIVE MALADAPTATION IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT)

Alpatova N.,

NOU VO «Moscow socially-pedagogical institute», associate professor of the department «Preschool defectology and speech therapy», candidate of sociological sciences Fureeva E.

FGBOU VO « Volgograd state socially pedagogical university», associate professor of the department «Special pedagogy and psychology»,

candidate of pedagogical sciences

Аннотация

В статье освещается проблема преодоления коммуникативной дезадаптации у детей с общим недоразвитием речи. Дается характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи, раскрывается понятие «коммуникативная дезадаптация». Описана система логопедической работы по преодолению коммуникативной дезадаптации у данной категории детей.

Abstract

The article highlights the problem of overcoming communicative maladaptation in children with General speech underdevelopment. The characteristic of preschool children with General speech underdevelopment is given, the concept of "communicative maladaptation" is revealed. The article describes a system of speech therapy to overcome communicative maladaptation in this category of children.

Ключевые слова: преодоление коммуникативной дезадаптации, логопедическая работа, дети с общим недоразвитием речи.

Keywords: overcoming communicative maladaptation, speech therapy work, children with General under-development of speech.

Проблема преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с общим недоразвитием речи остается одной из актуальных в теории и практике логопедии. В связи с наличием системных речевых нарушений у данной категории детей задерживается развитие психических процессов и замедляется формирование навыков общения. Дети с общим недоразвитием речи практически лишены возможности вербального общения, так как усвоенный ими речевой запас не рассчитан на удовлетворение коммуникативной потребности, что неизбежно создает трудности для установления межличностных контактов [4]. Зачастую дети с недоразвитием речи стараются избегать речевого общения, а в тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и его собеседником возникает, он оказывается весьма непродолжительным и неполноценным.

По мнению ученых, общее недоразвитие речи может проявляться у дошкольников в разной степени: от тотального отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фо-нетико-фонематического недоразвития.

Коммуникативная дезадаптация определяется

нами как интегративное понятие, обозначающее нарушение речемыслительных процессов и речевой деятельности в новых условиях межличностного общения, социальной ситуации развития, в особенностях поведения, а именно в отсутствии заинтересованности в контакте, неумении ориентироваться в ситуации общения, негативизме [2].

Цель исследования - разработка и реализация системы логопедической работы по преодолению коммуникативной дезадаптации у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Экспериментальная работа была проведена на базе детского центра «Бибигон» г. Волжского Волгоградской области. В исследовании принимали участие 17 детей (5-6 лет) с диагнозом ОНР III уровня.

В ходе экспериментальной работы были использованы такие методы исследования, как наблюдение, беседа, изучение и анализ индивидуальных карт детей, продуктов их совместной и индивидуальной деятельности (рисование, лепка, поделки). Кроме того, проводилась работа с родителями и педагогическим персоналом.

Степень коммуникативной дезадаптации выявлялась с помощью методики М.И. Лисиной [5],

направленной на определение ведущей формы общения ребенка с взрослыми; методики Р.Е. Левиной для определения степени развития диалогической речи [3]; методики А.М. Щетининой для выявления особенностей межличностных отношений детей [6].

Обобщение и анализ результатов первичной диагностики показали большой процент числа детей с высокой степенью коммуникативной дезадаптации (9 человек, 53%), со средней - 8 человек (47%), с низкой - 0%. У детей с высокой степенью коммуникативной дезадаптации ведущей формой общения была ситуативно-деловая (9 человек, 53%), внеситуативно-познавательная - у 8 человек (47%); внеситуативно-личностная - 0%.

Характеризуя устную речь дошкольников, следует отметить слабое развитие диалогического высказывания, распространенные ошибки в нарушении порядка слов, их пропуски, неточность лексики, ошибки при использовании предложных конструкций с предлогами, искажение структуры предложений. Дети нуждались в регулярной помощи со стороны взрослого.

Кроме того, у дошкольников наблюдались трудности при установлении контакта со сверстниками, большинство предпочитали действовать индивидуально, не стремились расширить свой круг общения, что подтверждает факт несформирован-ности навыков взаимодействия и общения друг с другом.

Наличие трудностей при выполнении предложенных детям заданий свидетельствует о недостаточно сформированных лексико-грамматических представлениях, коммуникативных способностях, что убеждает нас в необходимости проведения целенаправленной работы с данной категорией детей.

Коррекционно-логопедическая работа проводилась в форме фронтальных и индивидуальных занятий. В процессе работы с детьми мы использовали дидактические и театрализованные игры, пси-хокоррекционные упражнения, моделирование проблемных ситуаций.

Логопедическая работа по преодолению коммуникативной дезадаптации предполагала проведение системы занятий по следующим лексическим темам: «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Зима», «Зимующие птицы», «Домашние животные зимой», «Дикие животные зимой», «Транспорт грузовой и пассажирский» и т.д. [4].

Особое внимание обращалось на то, что в процессе формирования у детей игровых умений, обучение их игровым действиям, ролевым умениям, происходило развитие речевых навыков между детьми в коллективе и взрослым. Первоначально логопеду часто приходилось выполнять ведущие роли в игре, выступать в качестве организатора совместных игр. Постепенно у детей появлялась потребность в речевом общении, социальном взаимодействии. Дети начинали обращаться к взрослому, сверстникам с просьбой помочь и с желанием сообщить ту или иную информацию.

В процессе логопедических занятий использо-

вались моделирование и разбор проблемных ситуаций, которые активизировали речевую и творческую деятельность детей. Так, решение возникающей в ходе работы над сказкой проблемной ситуации позволяло детям открыть новые знания. Для развития творческого потенциала и речевой активности детей мы использовали творческие задания. Результатом их выполнения явилось появление оригинальных, уникальных продуктов деятельности в виде рисунков, придуманных детьми мини-сказок, поделок.

С целью преодоления коммуникативной дезадаптации и развития речевых навыков мы использовали сказку. Приведем в качестве примера несколько тематических занятий.

1. Тема занятия: «Путешествие по сказкам». Целью является расширение и закрепление знаний у детей о хорошо знакомых сказках; формирование навыка пересказа содержания сказки, развитие ре-чемыслительных навыков, развитие способности действовать согласованно.

2. Тема занятия: «В гостях у сказки». Целью занятия является формирование у детей навыка рассказывания сказок; обучение строить динамическую модель сказки по ходу ее изложения; развитие речевых навыков, мышления и воображения, эмоциональной отзывчивости, развитие способности действовать согласованно.

3. Тема занятия «Русские народные сказки». Целью занятия является развитие способности угадывать знакомые детям сказки по героям, частям текста и предметам из сказки; решать проблемные ситуации опытным путем на основе сюжета сказки; дифференцировать героев разных сказок через использование настольного театра; развивать способности детей действовать согласованно и т.д.

Индивидуальные занятия проводились, как правило, с целью коррекции звукопроизношения, формирования навыков звукового анализа и синтеза слова. Навык усвоения грамматических форм осуществлялся на материале в виде отдельных слов, словосочетаний, предложений. Развивая связную речь, мы работали над правильным употреблением грамматических форм.

В результате проведения таких занятий дети обучались правильному высказыванию своих мыслей, выделению основной идеи сказок, а также создавали с помощью подручных средств задуманный образ и выражали его с использованием языковых средств. Помимо этого, дети учились общаться друг с другом, взаимодействовать, искать компромиссы, анализировать речевые высказывания и поведенческие проявления.

По результатам проведения вторичной диагностики нами были получены следующие данные: количество детей с высокой степенью коммуникативной дезадаптации значительно уменьшилось (2 человека, 11,7%), со средней степенью, напротив, возросло - 10 человек (58,8%). Появились дети с низкой степенью коммуникативной дезадаптации -5 человек (29,4%).

Существенно возросло число детей, для кото-

рых ведущей формой общения стала внеситуативно-познавательная (9 человек, 53%), ситуативно-деловая отмечена у 3 человек (17,6%). Внеситуативно-личностная форма общения стала приоритетной для 5 человек (29,4%).

Следует отметить, что после проведения системной логопедической работы, в тех заданиях, которые ранее вызывали затруднения, дети стали меньше допускать ошибок при их выполнении; повысился уровень сформированности лексики и грамматического строя речи. Социометрический статус каждого ребенка после проведенных занятий увеличился: расширился круг общения, дети стали более общительны, дружелюбны, раскованы и демонстрировали приобретенные навыки эффективного взаимодействия.

Таким образом, применение разнообразных форм и методов на логопедических занятиях обеспечило лучший результат выполнения заданий и усвоение материала. Предложенная нами система логопедической работы способствовала развитию социально-коммуникативных навыков, повышению активности межличностного общения, стимулированию речевой деятельности дошкольников, повышению мотивацию к обучению и оказала положительное влияние на психоэмоциональное состояние детей во время занятий. Количественный и качественный анализ диагностических данных, статистическая обработка их результатов свидетельствуют об эффективности проведенной системы

логопедической работы по преодолению коммуникативной дезадаптации у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Список литературы

1. Логопедия: учебник для студентов дефек-тол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 1998. - 680 с.

2. Медведева Е.Ю. Особенности коммуникативной дезадаптации и ее коррекция у детей с задержкой речевого развития в пятилетнем возрасте: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10. - Н. Новгород, 2003. - 250 с.

3. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. Режим доступа: URL: http://pedlib.ru/Books/4/0286/4-0286-l.shtml (дата обращения: 25.02.2020).

4. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи // Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. - М.: Просвещение, 2008 - 272 с. - С. 72-117.

5. Смирнова Е.О. Концепция генезиса общения М.И. Лисиной // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2009. - Т. 2. - № 2 - С. 35-40.

6. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.

ПЕДАГОГ1ЧН1 УМОВИ П1ДГОТОВКИ МАЙБУТН1Х УЧИТЕЛ1В МУЗИЧНОГО МИСТЕЦТВА ДО ФОРМУВАННЯ НАЦIОНАЛЬНОÏ КУЛЬТУРИ ШКОЛЯР1В ЗАСОБАМИ НАРОДНОÏ П1СН1

Чен Хань

Швденноукратський нацюнальний педагогiчний ymíeepcumem ÍMem К. Д. Ушинського (астрантка факультету музично'1' та хореографiчноï освти)

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PREPARATION OF FUTURE MUSICAL ARTS TEACHERS FOR THE FORMATION OF NATIONAL CULTURE OF PUPILS BY FOLK SONGS

Cheng Han

South Ukrainian National Pedagogical University named after K.D. Ushynsky (graduate student of the faculty of music and choreography)

Анотащя

У статп обгрунтовано педагопчш умови та висвплено компонентну структуру як основу пвдготовки майбутшх учителiв музичного мистецтва до формування нацюнально1 культури школярiв засобами народно! шсш. Проанал1зовано дослщження в яких розкрито педагопчш умови формування етнокультурно1, мiжкультурноï, полшультурно1 компетентносп майбутшх учителiв музичного мистецтва, а також роботи в яких розкрито методичний потенщал використання народно -шсенно1 творчосп у процеа шдготовки майбутшх учителiв музичного мистецтва.

Abstract

The article substantiates the pedagogical conditions and highlights the component structure as a basis for the training of future teachers of musical arts for the formation of national culture of pupils by means of folk song. Researches in which the pedagogical conditions of ethnocultural, intercultural, multicultural competence formation of future teachers of musical arts are revealed, as well as the works in which the methodical potential of folk songs' art usage in the process of future teachers of musical arts training are revealed, had been analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.