Научная статья на тему 'Эмоциональный слух как способ компенсаторной возможности дошкольников с общим недоразвитием речи'

Эмоциональный слух как способ компенсаторной возможности дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
416
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ / КОМПЕНСАЦИЯ / NON-VERBAL COMMUNICATION / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / EMOTIONAL HEARING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковязина Инна Валентиновна

Статья посвящена изучению особенностей распознавания эмоциональной информации по голосу детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Экспериментальное исследование показало, что дети с общим недоразвитием речи обладают более развитым эмоциональным слухом по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, который, по нашему мнению, является компенсаторной возможностью при нарушении речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ковязина Инна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional hearing as a means of compensatory ability of pre-school children with general underdevelopment of speech

The article is devoted to the study of how emotional information communicated with a voice is recognized by pre-school children with general underdevelopment of speech. It was experimentally proved that children with general underdevelopment of speech have a better-developed emotional hearing in comparison with normally developing pre-school children. The author considers this ability compensatory for speech underdevelopment.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный слух как способ компенсаторной возможности дошкольников с общим недоразвитием речи»

ББК 74.37 УДК 615.851.135 К 56

И.В. КОВЯЗИНА

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ КАК СПОСОБ КОМПЕНСАТОРНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

I.V. KOVYAZINA

EMOTIONAL HEARING AS A MEANS OF COMPENSATORY ABILITY OF PRE-SCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

Статья посвящена изучению особенностей распознавания эмоциональной информации по голосу детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Экспериментальное исследование показало, что дети с общим недоразвитием речи обладают более развитым эмоциональным слухом по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, который, по нашему мнению, является компенсаторной возможностью при нарушении речи.

The article is devoted to the study of how emotional information communicated with a voice is recognized by pre-school children with general underdevelopment of speech. It was experimentally proved that children with general underdevelopment of speech have a better-developed emotional hearing in comparison with normally developing pre-school children. The author considers this ability compensatory for speech underdevelopment.

Ключевые слова: невербальная коммуникация, общее недоразвитие речи, эмоциональный слух, компенсация.

Key words: non-verbal communication, general underdevelopment of speech, emotional hearing.

Психолого-педагогические исследования последних лет указывают на то, что наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с особыми образовательными потребностями, в частности, детей с различными нарушениями речи.

В настоящее время эмоционально-волевая сфера и личностное развитие детей-логопатов недостаточно изучены. Большинство исследователей, рассматривая коррекцию общего недоразвития речи при психологическом, педагогическом и логопедическом вмешательстве, затрагивают вопросы развития вербальной стороны речи, не уделяя должного внимания изучению невербальной ее стороны, в том числе и эмоциональной. Проблема особенностей становления и развития эмоционального слуха в детском возрасте, в частности у дошкольников с общим недоразвитием речи, мало изучена, что и составляет актуальность нашего исследования.

Психологические исследования отечественных ученых (В.П. Морозов, А.Х. Пашина, Е.В. Фетисова и др.) показывают, что адекватное восприятие

эмоционального состояния говорящего по голосу - важный компонент взаимоотношения человека с окружающим его миром. Через восприятие и понимание речи других людей по голосу у ребенка возникает способность к сопереживанию, сочувствию, т.е. эмпатии, а также способность к эмоциональной чувствительности, что способствует становлению продуктивного взаимодействия в социуме.

Способность конкретного человека идентифицировать вид эмоционального переживания другого по его голосу, т.е. «феномен эмоционального слуха», был открыт В.П. Морозовым [8, с. 44] в 1991 году. Эмоциональный слух воспринимающего способствует адекватному восприятию речи, ведет к развитию верного реагирования на ту или иную эмоциональную информацию, пониманию истинных намерений, мыслей и мнений говорящего, которые могут противоречить его вербальным проявлениям.

Проблема возникновения и развития эмоционального слуха имеет подробное описание в литературе, но как путь компенсации общего недоразвития речи рассматривается впервые. Это и служит основой нашей работы.

При общем недоразвитии речи, когда вербальное опосредование предметного мира нарушено, как указывает В.И. Лубовский [6, с. 180], ребенку необходим поиск новых путей и потенциальных возможностей, которые помогут ему в процессе социализации в обществе. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств. Так, дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию других психических функций: мышление, память, воображение и др.

Сазонова С.Н. [13, с. 8] к особенностям эмоциональной сферы таких детей относит повышенную лабильность поведенческих реакций, неустойчивый фон настроения, приводящий к повышенному уровню тревожности; неуверенность в себе, собственных силах. Именно поэтому социальная адаптация данной категории детей требует особого внимания. Дети с ОНР нуждаются в постоянном признании, похвале, психологической поддержке со стороны взрослого.

Существуют разнообразные точки зрения о развитии невербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи. Нам более импонирует точка зрения А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Е.И. Фейгенберга, А.Г. Асмоло-ва [14, с. 65] и др. о том, что невербальная коммуникация остается сохранной, несмотря на поражение вербальной. Последнее подтверждают исследования, в области логопедии и психолингвистики, в частности Н.В. Микляевой [7, с. 59], указывающие на преобладание правополушарной ориентировки в языковом материале у детей с речевым недоразвитием.

Многие авторы (В.П. Дудьев [2, с. 26], И.Ю. Кондратенко [4, с. 65], Е. Черкасова [16, с. 58] и др.) указывают на положительную динамику развития личности ребенка с ОНР, его социальной активности через коррекционно-педагогическое воздействие с опорой на невербальную эмоциональную коммуникацию.

По нашему мнению, наличие общего недоразвития речи способствует компенсаторному развитию невербальной стороны речи, в частности высокого уровня эмоционального слуха в сравнении с нормой, что само по себе является ключевым моментом коррекции некоторых аспектов данного нарушения, социализации и адаптации.

Результаты теоретического анализа показали, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, т.е. различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компо-

нентов речевой системы, при нормальном слухе и интеллекте обладают пра-вополушарной ориентировкой в языковом материале, т.е. при восприятии и понимании речевого высказывания опираются на невербальную составляющую, на эмоциональный контекст речи, что, по нашему мнению, должно свидетельствовать о высоком уровне развития эмоционального слуха (эмоциональной невербальной коммуникации), в сравнении с нормально развивающимися детьми.

Для выявления способности определять эмоциональный контекст звуковой речи (эмоциональное состояние по голосу) детьми дошкольного возраста с ОНР нами было проведено экспериментальное обследование испытуемых. Было обследовано 100 дошкольников от 5 до 7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы МАДОУ. 49 детей без нарушений речи (нор-мотипичные) и 51 ребенок - дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР преимущественно 11I-го уровня).

Для проверки выдвинутой нами гипотезы о наличии высокого уровня эмоционального слуха как компенсаторной возможности у дошкольников с ОНР, был использован следующий комплекс методик:

- проективное интервью «Волшебный мир» (Д.И. Лубовский);

- методика определения особенностей распознавания эмоционального состояния по голосу В.П. Морозова;

- методика построения графического психологического портрета по эмоциональной экстралингвистической информации (В.А. Лабунская);

- проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А. Орехова).

Для статистического анализа был использован пакет статистических программ STATISTICA 6.0, непараметрический критерий для двух несвязанных выборок U-Манна-Уитни, с помощью которого оценивали значимость различий. Корреляционный анализ данных в выборках проводили с применением непараметрического коэффициента корреляции Спирмена. При оценке выявленной зависимости учитывали выраженность корреляции и ее значимость.

Установление контакта с каждым ребенком достигалось благодаря проективному интервью «Волшебный мир» (Д.И. Лубовский). Интерпретация результатов которого указала на наличие проблем в развитии личности дошкольников, т.е. неуверенность в себе, страхи и переживания, проблемы во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Анализ данных показал, что у 38% детей с ОНР отмечается наличие заниженной самооценки, неуверенности в себе, вследствие речевого дефекта и неправильного воспитания, у нормально развивающихся данная тенденция была выявлена в 16% случаях. В 20% случаев у дошкольников с общим недоразвитием речи и в 18% у нормотипичных наблюдаются проблемы в семье (развод родителей, длительные конфликты и раздоры и пр.). Наличие дезадаптации отмечается в 16% случаях при ОНР и в 12% у нормально развивающихся дошкольников.

Полученные результаты показывают, что дети с ОНР обладают чаще, чем нормально развивающиеся дошкольники, низкой самооценкой, проблемами в развитии личности и нарушениями адаптации.

Вышеперечисленное играет существенную роль в развитии личности ребенка без особых образовательных потребностей, а тем более, имеющим тяжелое нарушение речи, поскольку отрицательно влияет на формирование уровня притязаний и социализацию, а также усугубляет первичный дефект.

Анализируя цветовые выборы, цветовое мироощущение ребенка, наличие негативного отношения к жизни, тревогу или физиологический стресс, ока-

залось, что в группе детей с ОНР преобладающее количество дошкольников имеют инверсии (80%), т.е. умеренные протестные реакции и выраженный стресс из-за неудовлетворенной потребности в активном взаимодействии с окружающими. Из них 32% нуждаются в исследовании парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы, в консультации невролога (невропатолога). Для дошкольников 2-й группы характерно для значительного количества детей (54%) отсутствие инверсии и проблем в личностном развитии на уровне базовых эмоций, инверсии встречаются у 46% испытуемых.

Таким образом, нами была выявлена определенная зависимость уровня эмоционального слуха от цветового мироощущения ребенка или количества инверсий и проблем, т.е. дошкольники с общим недоразвитием речи обладают, как правило, умеренными протестными реакциями и выраженным стрессом из-за неудовлетворенной потребности в активном взаимодействии с окружающими.

Количественный анализ данных по методике, определяющей способности распознавать по звуку голоса человека его эмоциональное состояние, осуществлялся по формуле, предложенной В.П. Морозовым [23] на основании которой можно выявить количественный критерий точности эмоционального слуха, т.е. вероятность правильного определения эмоциональной интонации фразы. Анализируя результаты диагностики по группам, мы выявили, что количественный критерий точности эмоционального слуха (62%) в группе детей с ОНР превышает показатель во второй группе (42%), что подтверждает функциональную самостоятельность, информационную независимость экстралингвистической от вербальной речи (см. рис. 1).

Анализ половых и возрастных различий детей 5-6 и 6-7 лет не выявил существенных отличий при идентификации эмоций по голосу детьми дошкольного возраста, еще раз подтвердив, что эмоциональный слух зависит от индивидуальных особенностей личности и социального опыта, приобретенного в течение жизни. Кроме того, это может быть связано и с возрастными особенностями, т.к. дошкольный период является сензитивным [10] для развития психики ребенка, эмоциональный слух в этот период еще формируется, и как отмечено Морозовым, «с возрастом разрешающие возможности мозга к восприятию эмоционально значимой информации закономерно возрастают» [8, с. 571].

Р 70% 60% 50% 40%

62%

42%

30% -20% -10% -

0% -I---,---

нормотипичные дети с ОНР

Рис. 1. Вероятность правильного определения интонации фразы.

Р - количественный критерий точности эмоционального слуха На рис. 2 показано, что дошкольниками с общим недоразвитием речи эмоциональная информация по голосу распознается лучше, чем детьми без нарушений речевого развития. При этом точность распознавания эмоциональной информации во второй группе (дети с ОНР) в среднем на 18% выше, чем в первой группе.

Рис. 2. Сравнительный анализ распознавания эмоций по голосу нормотипичными детьми и с ОНР

Сопоставляя точность правильного определения эмоциональной интонации фразы эмоций по знаку и качеству (гнев, радость, страх, нейтрально), мы сделали вывод, что отрицательная эмоция гнева распознавалась детьми чаще. Опознание эмоции страха по голосу в процентном отношении занимает последнее место, хотя из графика видно, что в сравнении с нормотипичными, у которых опознание данного переживания отсутствует, у детей с нарушениями речи страх опознается у 23% дошкольников. Эти данные могут свидетельствовать, опираясь на исследования проблемы распознавания контекста звуковой речи А.Х. Пашиной, о наличии индивидуальных особенностей распознавания эмоций (субъективной эмоциогенностью), а также эмоциональной насыщенности - показателя процессуального аспекта эмоциональной саморегуляции речи [12, с. 77-78]. По данным В.П. Морозова, тот факт, что отрицательные эмоции опознаются аудиторами наилучшим образом, свидетельствует об их биологической значимости, приобретенной в процессе эволюции, необходимой для выживания.

Это, предположительно, свидетельствует и о том, что дошкольниками, а особенно детьми с ОНР, отрицательные эмоции переживались чаще, нежели у детей с нормальным развитием речи. По нашему мнению, переживание отрицательных эмоций у детей с тяжелыми нарушениями развития речи связано с наличием проблем в межличностном взаимодействии.

Нами было проведено также исследование по аналогии метода «графической фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний», предложенной В.А. Лабунской [5, с. 295]. Дошкольники определяли эмоции по голосу говорящего на основании приема свободного графического ассоциирования -пиктограммы. Сравнивая словесное описание переживаемого эмоционального состояния говорящего и фиксацию признаков экспрессии, мы обнаружили, что «изображение» психического состояния дошкольниками, даже при правильном его описании, зачастую не совпадало с графическими эталонами экспрес-

сии, предложенными В.А. Лабунской. Например, правильно изображая графически эмоцию радости, ребенок определял ее неточно: «хорошее настроение» и т.д., и наоборот, верно определяя словесно страх по голосу говорящего, изображал его на рисунке с помощью «улыбки, спокойного взгляда, ясных глаз» и пр. При этом больше всего несовпадений наблюдалось у детей с ОНР, в 54% случаев, напротив, у детей без нарушений речи, в большинстве случаев (в 84%) словесное описание эмоции совпадало с эталоном ее графического «изображения». Это доказывает, что у детей с тяжелыми нарушениями речи, в частности при ОНР, при сохранном образном (хотя часто фрагментарном) восприятии затруднено вербальное опосредование, и, как правило, недостаточный уровень словесно-логического мышления. На наш взгляд, служит причиной частого несоответствия словесного описания и графического «изображения» базовой эмоции, несовпадения с графическим эталоном экспрессии.

Перечисленное свидетельствует и о специфическом характере формирования средств невербального общения у дошкольников с общим недоразвитием речи: жестов, мимики, движения, взглядов, как указывает В.П. Дудьев [2, с. 26]. Им отмечается, что дети с ОНР понимают «простые» средства общения, характерные для детей младшего по сравнению с ними возраста.

Несмотря на частое несоответствие графического и словесного описания, нами обнаружено, что дети с ОНР точнее на 16% «изображают» графически эмоции по голосу, чем нормально развивающиеся дошкольники, без учета их словесного определения. Количественный критерий точности эмоционального слуха в опознании эмоционального состояния с помощью пиктограммы у дошкольников с нарушениями речи составил 40%, а у нормально развивающихся детей 24%.

Исследование показывает, что кроме специфического характера, невербальной коммуникации, при ОНР наблюдается чуткость в понимании интонации другого, особое восприятие окружающего. Это дает нам возможность предположить, что при развитии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи способности соотносить эмоциональное состояние по голосу с эмоциональной экспрессией человека мы будем способствовать более успешной их социализации.

Сравнительный анализ (критерием Mann-Whitney U Test) результатов методик Г.С. Рамишвилли, В.П. Морозова; В.А. Лабунской, О.А. Ореховой в двух возрастных подвыборках (5 лет и 6 лет), выявил, что различия касаются меры выраженности в первой и второй возрастной подгруппе степени актуализации эмоций: восхищение (p < 0,05) и горе (значимый уровень различий p < 0,01). Значимый уровень различий обнаружен в двух группах (ОНР и нормально развивающихся) по количественному критерию точности эмоционального слуха вербального (p < 0,01) и образного (p < 0,05). Кроме того, на основании полученных показателей по методике О.А. Ореховой значимый уровень различий у детей с тяжелым нарушением речи и его отсутствием наблюдается по трем характеристикам из 19, при этом он наблюдается в выборе коричневого цвета, наличии инверсий и актуализации скуки (p < 0,05).

Полученные данные позволяют утверждать, что дошкольники 5 и 6 лет не имеют существенных отличий в развитии эмоциональной сферы по возрастному критерию. Исключением являются более точное распознавание позитивного полюса, «восхищение» детьми 6 лет и актуализацией в этом возрасте негативного полюса «злоба».

В ходе исследования нам удалось выявить качественные различия в развитии эмоциональной сферы детей с тяжелым нарушением речи и нормальным развитием. Непараметрический критерий и-Манна-Уитни позволил обнаружить существенную разницу в наличии инверсий и развитии эмоционального слуха у дошкольников с нормальным развитием и общим недоразвитием речи.

У дошкольников с ОНР уровень развития эмоционального слуха выше, чем у нормотипичных. У них чаще, чем у здоровых детей наблюдается негативное отношение к жизни, психологический или физиологический стресс, актуализация скуки вследствие дефекта. Трудности взаимодействия со взрослыми и сверстниками рождают отсутствие или нарушение игровой деятельности, на месте которой появляется скука. Цветовое видение и предпочтение коричневого цвета (частое его использование в работе) дошкольниками с общим недоразвитием речи свидетельствуют о негативном изменении психосоматического состояния детей.

Важным с позиции выдвинутой нами гипотезы было выявить меру взаимосвязи значимых характеристик эмоционального слуха (вербального и образного) и цветомироощущения (выбором того или иного цвета) ребенка. Корреляционный анализ (по Спирмену) изучаемых характеристик на интегральной выборке (п=97) выявил универсальность структур, проявляющуюся в сходстве значимости отдельных характеристик (р = 0,001 или р = 0,01) и свидетельствующую в пользу механизма персонификации. Эмоциональный слух как вербальный, так и образный коррелирует с коричневым цветом, кроме того вербальный эмоциональный слух находится в корреляционной зависимости с наличием инверсий и проблем в системе личностных отношений, а также актуализации злобы.

Анализ показал, что самыми значимыми характеристиками дошкольников с общим недоразвитием речи являются высокий коэффициент невербальной коммуникации, в частности эмоционального слуха, а также присутствие особого цветомироощущения ребенка.

Полученные данные подтверждают наше предположение о наличии компенсаторных возможностей при речевой патологии, т.е. развития невербальной коммуникации, в частности эмоционального слуха.

Исследование показало, что кроме специфического характера, невербальной коммуникации, при ОНР наблюдается чуткость в понимании интонации другого, особое восприятие окружающего. Это дает нам возможность предположить, что при развитии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи способности соотносить эмоциональное состояние по голосу с эмоциональной экспрессией человека мы будем способствовать более успешной их социализации.

Таким образом, нами доказано, что детям с ОНР для того, чтобы успешно адаптироваться к школе, т.е. организации школьной жизни, педагогу и коллективу сверстников, при наличии проблем психолого-педагогической готовности необходим высокий уровень развития эмоционального слуха. В данном случае, по нашему мнению, эмоциональный слух может служить диагностическим критерием готовности психического развития ребенка к процессам адаптации в социальной среде при наличии речевого недоразвития.

Анализ полученных данных показал, что различия в критериях точности эмоционального слуха, уровне развития эмоционального слуха как вербального, так и образного, наличии инверсий и проблем являются выраженными, что свидетельствует о специфических особенностях развития эмоциональной

сферы дошкольников с общим недоразвитием речи, наличии сохранной эмоциональной экстралингвистической информации как компенсаторной возможности.

По причине того, что употребление лексики, отражающей эмоциональные состояния и оценки устной речи у детей с ОНР в 2 раза ниже, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием при формировании эмоциональной лексики опираются на развитие вербальных и невербальных средств общения [4, с. 57]. Как отмечает О.Е. Грибова [1, с. 6], «в норме языкового развития, когда формирование языковой деятельности опирается на сохранные механизмы, вред которой может нанести постороннее вмешательство, минимален. Но чем выраженнее проблемы детей при освоении языковой системы, тем значимее становится роль педагогического воздействия на ход формирования языковой деятельности». По нашему мнению, наличие более высокого уровня эмоционального слуха, чем у нормотипичных детей, помогает взаимодействовать ребенку с ОНР со взрослыми и сверстниками, поэтому как педагогу, так и психологу следует, проводя коррекционно-развивающую работу, опираться на потенциальные возможности самого ребенка, т.е. учитывать особенности невербальной экстралингвистической информации, в частности эмоционального слуха. Именно взрослый является примером для дошкольника, поэтому его правильное и четкое произношение, эмоциональная выразительность речи, речевые интонации, наличие у педагога высокоразвитого эмоционального слуха способствуют как нахождению эмоционального контакта с ребенком, так и формированию правильного произношения при общем недоразвитии речи. Кроме того, так как эмоциональный слух у дошкольников с общим недоразвитием речи еще формируется и его можно развивать в процессе обучения, это позволяет нам предположить, что развивая способность к пониманию эмоциональной информации по голосу, мы тем самым будем содействовать становлению и развитию ребенка как личности, а также его успешной социализации в обществе.

Это положение открывает новые возможности коррекции и пути психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи.

Литература

1. Грибова, О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология. - 1999. - № 3. - С. 3-11.

2. Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Дудьев // Логопедия. - 2006. -№ 2 (12). - С. 22-27.

3. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] // Соч.: в 2-х т. / А.В. Запорожец. - М., 1986. - Т. 1. - 320 с.

4. Кондратенко, И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста [Текст] / И.Ю. Кондратенко // Дефектология. - 2003. - № 3. - С. 55-67.

5. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 608 с.

6. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) [Текст] / В.И. Лубовский. - М.: Педагогика, 1978. - 224 с.

7. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи. Дошкольный возраст [Текст] / Н.В. Микляева // Дефектология. - 2001. - № 2. -С.56-64.

8. Морозов, В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация [Текст] /

B.П. Морозов. - М., 1998. - 164 с.

9. Морозов, В.П. Эмоциональный слух человека [Текст] / В.П. Морозов. // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. - 1985. - № 6. - Т. XXI. - С. 568-577.

10. Орехова, О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка [Текст] / О.А. Орехова. - СПб.: Речь, 2002. - 112 с.

11. Пашина, А.Х. К проблеме распознавания контекста звуковой речи [Текст] / А.Х. Па-шина // Вопросы психологии. -1991. - № 1. - С. 88-95.

12. Пашина, А.Х. Опознание личности по голосу на основе его нормального и инвертированного во времени звучания [Текст] / А.Х. Пашина, В.П. Морозов // Психологический журнал. - 1990. - Т. 11 - № 3 - С. 70-78.

13. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] /

C.Н. Сазонова. - М.: Академия, 2005. - 144 с.

14. Фейгенберг, Е.И. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности [Текст] / Е.И. Фейгенберг, А.Г. Асмолов // Психологический журнал. - 1989. - № 6. - Т. 10. - С. 58-66.

15. Фетисова, Е.В. Штрихи к психологическому портрету артиста балета [Текст] / Е.В. Фетисова // Психологический журнал. - 1991. - Т. 12. - № 3 - С. 108-116.

16. Черкасова, Е.А. Стратегия логопедического воздействия при сочетании недоразвития речи и минимальных нарушений слуха у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Черкасова // Дефектология - 2001 - № 1. - С. 57-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.