Научная статья на тему 'Специфические особенности эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Специфические особенности эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Специальные (коррекционные) школы. Дефектология»

CC BY
677
132
Поделиться
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ И КОМПЕНСАЦИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ковязина Инна Валентиновна, Агавелян Оганес Карапетович

Исследован процесс формирования эмоционального слуха у детей с общим недоразвитием речи. Доказывается, что эмоциональный слух носит компенсаторный характер и может быть использован в процессе психологической коррекции указанной категории детей.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Ковязина Инна Валентиновна, Агавелян Оганес Карапетович,

Special features of emotional hearing preschoolers age with the common hypoplasia speech

There has been researched the formation of emotional hearing in children with speech disorders. It has been proved that the emotional hearing has a compensatory nature and may be applied in psychological correction in the said category of children.

Текст научной работы на тему «Специфические особенности эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Ковязина И. В., Агавелян О. К.

Тобольск, Россия СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ УДК 376.37 ББК 74.3

Аннотация: Исследован процесс формирования эмоционального слуха у детей с общим недоразвитием речи. Доказывается, что эмоциональный слух носит компенсаторный характер и может быть использован в процессе психологической коррекции указанной категории детей.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, эмоциональный слух и компенсация.

Сведения об авторе: Агавелян Оганес Карапетович, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии факультета начальных классов

Ковязина Инна Валентиновна, старший преподаватель кафедры психологии

Место работы: ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»,

Тобольского государственного педагогического университет.

Контактная информация: г. Новос г. Тобольск, тел.: 89612090608 (сот.

Kovyazina I.V., Agavelyan D.C. Tobolsk, Russia SPECIAL FEATURES OF EMOTIONAL HEARING PRESCHOOLERS AGE WITH THE COMMON HYPOPLASIA SPEECH

Код ВАК 19.00.10

Annotation: There has been researched the formation of emotional hearing in children with speech disorders. It has been proved that the emotional hearing has a compensatory nature and may be applied in psychological correction in the said category of children.

Key words: the general underdevelopment of speech, emotional hearing and compensation.

About the author: Agavelyan

Hovhannes Karapetovich, doctor of psy-chology-cal Sciences, Professor of Pe-pedagogy and psychology faculty at the initial conditions of classes.

Kovyazina Inna V., a senior lecturer in psychology

Place of work: Novosibirsk State Pedagogical University

Tobolsk State Pedagogical University.

ибирск, тел.: 89137737844;

), 83456246547(дом.).

Дети с тяжелыми нарушениями речи, в том числе и с общим ее недоразвитием, имеют серьезные трудности в организации речевого поведения, а также трудности общения с окружающими людьми. В современном образовании

социальная адаптация данной категории детей - одна из целей специального обучения и воспитания, которая требует повышенного внимания.

В настоящее время эмоционально-волевая сфера и личностное развитие у детей с нарушением речи не-

достаточно изучены. Большинство исследователей, рассматривая коррекцию общего недоразвития речи (ОНР) при психологическом, педагогическом и логопедическом вмешательстве, затрагивают вопросы развития вербальной стороны речи, не уделяя должного внимания изучению невербальной ее стороны, в том числе и эмоциональной. Все это и составляет основную проблему социализации данной категории детей.

Специфика невербальных средств коммуникации, наблюдающаяся у большинства детей с разным типом дизонтогенеза, представлена в литературе как одна из закономерностей аномального развития. Из этой закономерности вытекает, что дети с нарушением речи, как и дети с другими отклонениями в развитии, должны иметь больший репертуар невербальных средств коммуникации по сравнению со сверстниками с нормой речевого развития и активно пользоваться им в качестве компенсации несформи-рованных вербальных средств общения [1].

По мнению одних авторов (А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Е. И. Фейгенберга, А. Г. Асмолова и др.), невербальная коммуникация детей с нарушением речи находится в пределах возрастной нормы или за счет компенсаторных процессов даже превышает ее. С их позиций, не может существовать прямой связи между нарушениями речи и невербальным общением, так как «невербальное общение - непосредственное

выражение в поведении человека его смысловых установок; через речь, прежде всего, передаются значения» [9, С. 65]. Другие исследователи (О. Л. Леханова, О. С.Павлова, Е. Г. Федосеева, В. П. Дудьев) отмечают, что невербальная коммуникация детей с ОНР имеет специфический характер, и что она количественно и качественно отличается от таковой у детей с нормой речевого развития. Ими подчеркивается отставание в развитии как вербальной, так и невербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи.

Многие авторы (В. П. Дудьев, Е. А. Черкасова, И. Ю. Кондратенко и др.) указывают на положительную динамику развития личности ребенка с ОНР, его социальной активности через коррекционно-педагогическое воздействие с опорой на невербальную эмоциональную коммуникацию. Е. А. Черкасовой, кроме того, подчеркивается, что необходимо опираться на эмоциональный контекст речи, который созвучен логическому смыслу и значительно его усиливает.

Таким образом, для успешной социализации ребенка с общим недоразвитием речи ему необходим больший репертуар экстралингвис-тической информации (невербальной коммуникации), в том числе и эмоциональной. Нам более импонирует точка зрения А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Е. И. Фейгенберга, А. Г. Асмолова и др. о том, что невербальная коммуникация остается сохранной, несмотря на поражение

вербальной. Это подтверждают исследования в области логопедии и психолингвистики, в частности Н. В. Микляевой [3], указывающие на преобладание правополушарной ориентировки в языковом материале у детей с речевым недоразвитием.

С целью выявления способности определять эмоциональный контекст звуковой речи детьми дошкольного возраста с ОНР нами было проведено исследование в дошкольных образовательных учреждениях № 45, 48, г. Тобольск. Экспериментальным обследованием было охвачено 100 дошкольников от 5 до 7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы; из них 49 детей без нарушений речи (НУР) и 51 ребенок - дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР преимущественно 111-го уровня).

Нами были использованы следующие методики: проективное интервью «Волшебный мир» (Д. В. Лу-бовский), методика определения особенностей распознавания эмоционального состояния по голосу В. П. Морозова, методика построения графического психологического

портрета по эмоциональной экстра-лингвистической информации, пилотажный эксперимент определения эмоций по голосу с помощью сказки «Три козлика», проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О. А. Орехова), «Цветоматрица» (А. Н. Лутошкин), диагностика готовности к школе (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго). Ко-

личественный и качественный анализ полученных результатов был осуществлен с помощью методов математической статистики: непараметрических критериев для двух несвязанных выборок (И-критерий Манна-Уитни) и связанных выборок (Т-критерий Вилкоксона), непараметрического коэффициента корреляции Спирмена.

Анализ данных проективного интервью «Волшебный мир» (Д. В. Лубовский), целью которого было установление эмоционального контакта с ребенком, показал, что у 38 % детей с ОНР отмечается наличие заниженной самооценки, неуверенности в себе, вследствие речевого дефекта и неправильного воспитания. У детей с НУР данная тенденция была выявлена в 16 % случаях. В 20 % случаев у дошкольников с ОНР и в 18% у дошкольников с НУР наблюдаются проблемы в семье (развод родителей, длительные конфликты и раздоры и пр.). Наличие дезадаптации отмечается в 1 6 % случаях при ОНР и в 12 % у нормально развивающихся дошкольников.

Полученные результаты доказывают, что дети с ОНР обладают чаще, чем нормально развивающиеся дошкольники, низкой самооценкой, проблемами в развитии личности и нарушениями адаптации. Это отрицательно влияет на формирование уровня притязаний и социализацию, а также усугубляет первичный дефект.

Полученные данные по «Цве-

томатрице» А. Н. Лутошкина показали слабую дифференциацию по цвету детьми с НУР и ОНР. Это свидетельствует о том, что норма и патология развития подчинены общим закономерностям развития психики в целом (Л. С. Выготский). Поскольку личность дошкольника еще не сформирована, то в 88 % случаев преобладающим являлось хорошее настроение, независимо от развития речевой функции.

Количественный анализ данных по методике В. П. Морозова [5], показал, что количественный критерий точности эмоционального слуха (46 %) в группе детей с ОНР превышает показатель в группе детей с НУР (35 %), что подтверждает функциональную самостоятель-

ность, информационную независимость экстралингвистической от вербальной стороны речи.

Показано, что дошкольниками с общим недоразвитием речи эмоциональная информация по голосу распознается лучше, чем детьми без нарушений речевого развития. Точность распознавания эмоциональной информации детьми с ОНР в среднем на 11 % выше, чем у дошкольников с НУР. Соответственно у дошкольников с ОНР присутствует более высокий уровень эмпатии и тревожности в сравнении с нормально развивающими детьми, а, следовательно, и эмоциональной чувствительности [8]. Анализ половых и возрастных различий детей 56 и 6-7 лет обеих групп не выявил существенных отличий при иденти-

фикации эмоций по голосу детьми дошкольного возраста, еще раз подтвердив, что эмоциональный слух зависит от индивидуальных особенностей личности и социального опыта, приобретенного в течение жизни [4].

Учитывая возрастные особенности, сензитивность дошкольного периода детства для развития психики, нами был сделан вывод, что эмоциональный слух в этот период еще формируется.

Сопоставление точности определения эмоциональной интонации фразы, эмоций по знаку и качеству показало, что отрицательная эмоция гнева распознавалась детьми чаще, затем определялась нейтральная фраза и радость. Труднее всего опознавалась эмоция страха по голосу детьми с ОНР, хотя в сравнении с детьми с НУР, у которых опознание данного переживания отсутствует, у детей с нарушениями речи страх опознается в 23 % случаев. Эти данные свидетельствуют, о наличии индивидуальных особенностей распознавания эмоций (субъективной эмоциогенности), а также эмоциональной насыщенности - показателя процессуального аспекта эмоциональной саморегуляции речи [6, 7].

По данным В. П. Морозова, тот факт, что отрицательные эмоции опознаются аудиторами наилучшим образом, свидетельствует об их биологической значимости, приобретенной в процессе эволюции, необходимой для выживания, что подтверждается наличием врожденного

эмоционального слуха (пассивного).

По результатам бесед с педагогами и детьми, наблюдением за игровой деятельностью в детском саду, оказалось, что переживание отрицательных эмоций у детей с тяжелыми нарушениями развития речи связано с наличием проблем в межличностном взаимодействии, вследствие поражения речевой функции. Следовательно, существует наибольшая вероятность патологического склада личности при отсутствии реабилитации ребенка с патологией речи.

Анализируя показатели методики, используемой по аналогии с методом «графической фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний», (В. А. Лабунская), где дошкольники определяли эмоции по голосу с помощью пиктограммы, мы выяснили, что: при сравнении словесного описания переживаемого эмоционального состояния говорящего и фиксации признаков экспрессии, «изображение» эмоционального состояния, даже при правильном его описании, зачастую не совпадало с графическими эталонами экспрессии, предложенными В. А. Лабунской.

Больше всего несовпадений наблюдалось у детей с ОНР, в 54 % случаев, напротив, у детей без нарушений речи, в большинстве случаев (в 84 %) словесное описание эмоции совпадало с эталоном ее графического «изображения». Это доказывает, что у детей с тяжелыми нарушениями речи, в частности при ОНР, при сохранном образном (хотя часто фрагментарном)

восприятии, затруднено вербальное опосредование и недостаточный уровень словесно-логического мышления (С. Н. Сазонова, Д. Миняжева,

Н. В. Микляева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).

При частом несоответствии графического и словесного описания, нами обнаружено, что дети с ОНР точнее на 16 % «изображают» графически эмоции по голосу, чем дошкольники с НУР, без учета их словесного определения. Количественный критерий точности эмоционального слуха в опознании эмоционального состояния с помощью пиктограммы у дошкольников с нарушениями речи составил 39 %, а у нормально развивающихся детей - 23 %.

Анализ образного эмоционального слуха у детей с НУР и детей с ОНР показал трудности при графической фиксации эмоций дошкольниками, которые, по нашему мнению, связаны с возрастными особенностями детей, уровнем развития ребенка, наличием или отсутствием художественных способностей (В. А. Лабунская), индивидуальными особенностями развития способности восприятия и понимания эмоций, а также недостаточной дифференциацией эмоциональной сферы дошкольников и спецификой развития невербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи.

Для уточнения результатов, учитывая возрастные особенности детей, нами было проведено пилотажное экспериментальное исследование восприятия эмоциональной

информации по голосу на основе прослушивания сказки «Три козлика». Вслушиваясь в содержание и смысл сказки, часть детей (30 % с НУР и 14 % с ОНР) не могли определить эмоциональное состояние героев в разных фрагментах произведения, хотя часто могли кратко пересказать, о чем шла речь. В целом эмоциональное состояние по сказке дошкольники с ОНР определяли в среднем на 8 % точнее, чем нормально развивающиеся дети. Это доказывает наличие сохранного эмоционального слуха при ОНР.

Существенные различия в определении эмоций по произнесенной фразе и сказке обнаружились у детей с общим недоразвитием речи, что, по нашему мнению, тесно связано с недостаточным уровнем словесно-логического мышления, нарушением свойств памяти, а значит и анализированием содержания произведения, эмоциональных состояний героев, что в дальнейшем, у большинства ребят, проявляется в школьных трудностях.

Нами было установлено, при анализе эмоционального слуха (словесного и образного) как по сказке, так и по произнесенной фразе, что дошкольники с ОНР опознают эмоции точнее в среднем на 12 % чем дети с НУР.

Данные, полученные в результате исследования, подтверждают положения А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Е. И. Фейгенберга, А. Г. Ас-молова [9] и др. о том, что эмоциональная невербальная коммуникация

детей с нарушением речи находится в пределах возрастной нормы или за счет компенсаторных возможностей даже превышает ее.

Полученные результаты доказывают предположение о наличии компенсаторных возможностей у дошкольников с общим недоразвитием речи (преимущественно III уровня), посредством развития эмоционального слуха.

Анализ данных методики

О. А. Ореховой показал, что существенных отличий в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с НУР и ОНР не обнаружено.

Диагностика цветовых выборов, цветового мироощущения, негативного отношения к жизни, тревоги и физиологического стресса, свидетельствует о инвертированно-сти дошкольников с ОНР в 80 % случаев, т.е. наличия у них умеренных протестных реакций и выраженного стресса из-за неудовлетворенной потребности в активном взаимодействии с окружающими. Эти показатели взаимосвязаны с аномалией развития речевой функции, ее вторичными отклонениями и трудностями социализации. Дошкольники с НУР более чем в половине случаев (54 %) обладают отсутствием инверсий и проблем в личностном развитии на уровне базовых эмоций, что свидетельствует о нормальном развитии личности, позитивном восприятии окружающего.

Таким образом, нами была выявлена определенная зависимость

уровня эмоционального слуха от цветового мироощущения ребенка или количества инверсий и проблем. Дошкольники с общим недоразвитием речи, имея компенсаторную возможность, выражающуюся в сохранном эмоциональном слухе, обладают умеренными протестными реакциями и выраженным стрессом из-за неудовлетворенной потребности в активном взаимодействии с окружающими, нарушениями в блоке межличностного взаимодействия.

Нами доказано, что детям с ОНР, для того, чтобы успешно адаптироваться к школе, необходим высокий уровень развития эмоционального слуха. По нашему мнению, эмоциональный слух может служить диагностическим критерием готовности психического развития ребенка к процессам адаптации в социуме при наличии речевого недоразвития.

Корреляционный анализ (по Спирмену) изучаемых характеристик на интегральной выборке (п=100) выявил универсальность структур, проявляющуюся в сходстве значимости отдельных характеристик (р=0,001 или р=0,01) и свидетельствующую в пользу механизма персонификации. Эмоциональный слух, как вербальный, так и образный, коррелирует с коричневым цветом, кроме того вербальный эмоциональный слух находится в корреляционной зависимости с наличием инверсий и проблем в системе личностных отношений.

Анализ результатов позволил

обнаружить различия в критериях точности эмоционального слуха, как вербального, так и образного, в частоте проявлений инверсий и проблем, что свидетельствует о специфических особенностях развития эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи, при наличии сохранной эмоциональной экстралингвистической информации как компенсаторной возможности.

Вышеперечисленное позволило нам считать целесообразным проведение коррекционно-развивающей работы по развитию эмоциональной сферы и эмоционального слуха, способствующей повышению эффективности социально-

психологической реабилитации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Литература

1. Дудьев, В. П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Дудьев // Логопедия. - №2 (12). - 2006. - С. 22-27.

2. Кондратенко, И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста / И. Ю. Кондратенко // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 55-67.

3. Микляева, Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи. Дошкольный воз-

раст / Н. В. Микляева // Дефектология. - 2001. -№2. - С.56-64.

4. Морозов, В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация / В. П. Морозов. - М. : ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. - 164 с.

5. Морозов, В. П. Эмоциональный слух человека / В. П. Морозов // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. - Том XXI. - 1985. -№ 6. - С.568-577.

6. Пашина, А. X. К проблеме распознавания контекста звуковой речи / А. X. Пашина // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.88-107.

7. Пашина, А. X. О структуре эмоционального слуха / А. X. Пашина // Психологический журнал. - Том 13. -1992. - №3. - С.76- 83.

8. Пашина, А. X. Опознание личности по голосу на основе его нормального и инвертированного во времени звучания / А. X. Пашина, В. П. Морозов // Психологический журнал. -Том 11. -1990. - №3. -С.70- 78.

9. Фейгенберг, Е. И. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности / Е. И. Фейгенберг, А. Г. Асмолов // Психологический журнал. - Том 10. -1989. - №6. -С.58-66.

10. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 224 с.

© И. В. Ковязина,

О. К. Агавелян, 2010