Ковязина И. В., Агавелян О. К.
Тобольск, Россия СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ УДК 376.37 ББК 74.3
Аннотация: Исследован процесс формирования эмоционального слуха у детей с общим недоразвитием речи. Доказывается, что эмоциональный слух носит компенсаторный характер и может быть использован в процессе психологической коррекции указанной категории детей.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, эмоциональный слух и компенсация.
Сведения об авторе: Агавелян Оганес Карапетович, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии факультета начальных классов
Ковязина Инна Валентиновна, старший преподаватель кафедры психологии
Место работы: ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»,
Тобольского государственного педагогического университет.
Контактная информация: г. Новос г. Тобольск, тел.: 89612090608 (сот.
Kovyazina I.V., Agavelyan D.C. Tobolsk, Russia SPECIAL FEATURES OF EMOTIONAL HEARING PRESCHOOLERS AGE WITH THE COMMON HYPOPLASIA SPEECH
Код ВАК 19.00.10
Annotation: There has been researched the formation of emotional hearing in children with speech disorders. It has been proved that the emotional hearing has a compensatory nature and may be applied in psychological correction in the said category of children.
Key words: the general underdevelopment of speech, emotional hearing and compensation.
About the author: Agavelyan
Hovhannes Karapetovich, doctor of psy-chology-cal Sciences, Professor of Pe-pedagogy and psychology faculty at the initial conditions of classes.
Kovyazina Inna V., a senior lecturer in psychology
Place of work: Novosibirsk State Pedagogical University
Tobolsk State Pedagogical University.
ибирск, тел.: 89137737844;
), 83456246547(дом.).
Дети с тяжелыми нарушениями речи, в том числе и с общим ее недоразвитием, имеют серьезные трудности в организации речевого поведения, а также трудности общения с окружающими людьми. В современном образовании
социальная адаптация данной категории детей - одна из целей специального обучения и воспитания, которая требует повышенного внимания.
В настоящее время эмоционально-волевая сфера и личностное развитие у детей с нарушением речи не-
достаточно изучены. Большинство исследователей, рассматривая коррекцию общего недоразвития речи (ОНР) при психологическом, педагогическом и логопедическом вмешательстве, затрагивают вопросы развития вербальной стороны речи, не уделяя должного внимания изучению невербальной ее стороны, в том числе и эмоциональной. Все это и составляет основную проблему социализации данной категории детей.
Специфика невербальных средств коммуникации, наблюдающаяся у большинства детей с разным типом дизонтогенеза, представлена в литературе как одна из закономерностей аномального развития. Из этой закономерности вытекает, что дети с нарушением речи, как и дети с другими отклонениями в развитии, должны иметь больший репертуар невербальных средств коммуникации по сравнению со сверстниками с нормой речевого развития и активно пользоваться им в качестве компенсации несформи-рованных вербальных средств общения [1].
По мнению одних авторов (А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Е. И. Фейгенберга, А. Г. Асмолова и др.), невербальная коммуникация детей с нарушением речи находится в пределах возрастной нормы или за счет компенсаторных процессов даже превышает ее. С их позиций, не может существовать прямой связи между нарушениями речи и невербальным общением, так как «невербальное общение - непосредственное
выражение в поведении человека его смысловых установок; через речь, прежде всего, передаются значения» [9, С. 65]. Другие исследователи (О. Л. Леханова, О. С.Павлова, Е. Г. Федосеева, В. П. Дудьев) отмечают, что невербальная коммуникация детей с ОНР имеет специфический характер, и что она количественно и качественно отличается от таковой у детей с нормой речевого развития. Ими подчеркивается отставание в развитии как вербальной, так и невербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи.
Многие авторы (В. П. Дудьев, Е. А. Черкасова, И. Ю. Кондратенко и др.) указывают на положительную динамику развития личности ребенка с ОНР, его социальной активности через коррекционно-педагогическое воздействие с опорой на невербальную эмоциональную коммуникацию. Е. А. Черкасовой, кроме того, подчеркивается, что необходимо опираться на эмоциональный контекст речи, который созвучен логическому смыслу и значительно его усиливает.
Таким образом, для успешной социализации ребенка с общим недоразвитием речи ему необходим больший репертуар экстралингвис-тической информации (невербальной коммуникации), в том числе и эмоциональной. Нам более импонирует точка зрения А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Е. И. Фейгенберга, А. Г. Асмолова и др. о том, что невербальная коммуникация остается сохранной, несмотря на поражение
вербальной. Это подтверждают исследования в области логопедии и психолингвистики, в частности Н. В. Микляевой [3], указывающие на преобладание правополушарной ориентировки в языковом материале у детей с речевым недоразвитием.
С целью выявления способности определять эмоциональный контекст звуковой речи детьми дошкольного возраста с ОНР нами было проведено исследование в дошкольных образовательных учреждениях № 45, 48, г. Тобольск. Экспериментальным обследованием было охвачено 100 дошкольников от 5 до 7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы; из них 49 детей без нарушений речи (НУР) и 51 ребенок - дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР преимущественно 111-го уровня).
Нами были использованы следующие методики: проективное интервью «Волшебный мир» (Д. В. Лу-бовский), методика определения особенностей распознавания эмоционального состояния по голосу В. П. Морозова, методика построения графического психологического
портрета по эмоциональной экстра-лингвистической информации, пилотажный эксперимент определения эмоций по голосу с помощью сказки «Три козлика», проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О. А. Орехова), «Цветоматрица» (А. Н. Лутошкин), диагностика готовности к школе (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго). Ко-
личественный и качественный анализ полученных результатов был осуществлен с помощью методов математической статистики: непараметрических критериев для двух несвязанных выборок (И-критерий Манна-Уитни) и связанных выборок (Т-критерий Вилкоксона), непараметрического коэффициента корреляции Спирмена.
Анализ данных проективного интервью «Волшебный мир» (Д. В. Лубовский), целью которого было установление эмоционального контакта с ребенком, показал, что у 38 % детей с ОНР отмечается наличие заниженной самооценки, неуверенности в себе, вследствие речевого дефекта и неправильного воспитания. У детей с НУР данная тенденция была выявлена в 16 % случаях. В 20 % случаев у дошкольников с ОНР и в 18% у дошкольников с НУР наблюдаются проблемы в семье (развод родителей, длительные конфликты и раздоры и пр.). Наличие дезадаптации отмечается в 1 6 % случаях при ОНР и в 12 % у нормально развивающихся дошкольников.
Полученные результаты доказывают, что дети с ОНР обладают чаще, чем нормально развивающиеся дошкольники, низкой самооценкой, проблемами в развитии личности и нарушениями адаптации. Это отрицательно влияет на формирование уровня притязаний и социализацию, а также усугубляет первичный дефект.
Полученные данные по «Цве-
томатрице» А. Н. Лутошкина показали слабую дифференциацию по цвету детьми с НУР и ОНР. Это свидетельствует о том, что норма и патология развития подчинены общим закономерностям развития психики в целом (Л. С. Выготский). Поскольку личность дошкольника еще не сформирована, то в 88 % случаев преобладающим являлось хорошее настроение, независимо от развития речевой функции.
Количественный анализ данных по методике В. П. Морозова [5], показал, что количественный критерий точности эмоционального слуха (46 %) в группе детей с ОНР превышает показатель в группе детей с НУР (35 %), что подтверждает функциональную самостоятель-
ность, информационную независимость экстралингвистической от вербальной стороны речи.
Показано, что дошкольниками с общим недоразвитием речи эмоциональная информация по голосу распознается лучше, чем детьми без нарушений речевого развития. Точность распознавания эмоциональной информации детьми с ОНР в среднем на 11 % выше, чем у дошкольников с НУР. Соответственно у дошкольников с ОНР присутствует более высокий уровень эмпатии и тревожности в сравнении с нормально развивающими детьми, а, следовательно, и эмоциональной чувствительности [8]. Анализ половых и возрастных различий детей 56 и 6-7 лет обеих групп не выявил существенных отличий при иденти-
фикации эмоций по голосу детьми дошкольного возраста, еще раз подтвердив, что эмоциональный слух зависит от индивидуальных особенностей личности и социального опыта, приобретенного в течение жизни [4].
Учитывая возрастные особенности, сензитивность дошкольного периода детства для развития психики, нами был сделан вывод, что эмоциональный слух в этот период еще формируется.
Сопоставление точности определения эмоциональной интонации фразы, эмоций по знаку и качеству показало, что отрицательная эмоция гнева распознавалась детьми чаще, затем определялась нейтральная фраза и радость. Труднее всего опознавалась эмоция страха по голосу детьми с ОНР, хотя в сравнении с детьми с НУР, у которых опознание данного переживания отсутствует, у детей с нарушениями речи страх опознается в 23 % случаев. Эти данные свидетельствуют, о наличии индивидуальных особенностей распознавания эмоций (субъективной эмоциогенности), а также эмоциональной насыщенности - показателя процессуального аспекта эмоциональной саморегуляции речи [6, 7].
По данным В. П. Морозова, тот факт, что отрицательные эмоции опознаются аудиторами наилучшим образом, свидетельствует об их биологической значимости, приобретенной в процессе эволюции, необходимой для выживания, что подтверждается наличием врожденного
эмоционального слуха (пассивного).
По результатам бесед с педагогами и детьми, наблюдением за игровой деятельностью в детском саду, оказалось, что переживание отрицательных эмоций у детей с тяжелыми нарушениями развития речи связано с наличием проблем в межличностном взаимодействии, вследствие поражения речевой функции. Следовательно, существует наибольшая вероятность патологического склада личности при отсутствии реабилитации ребенка с патологией речи.
Анализируя показатели методики, используемой по аналогии с методом «графической фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний», (В. А. Лабунская), где дошкольники определяли эмоции по голосу с помощью пиктограммы, мы выяснили, что: при сравнении словесного описания переживаемого эмоционального состояния говорящего и фиксации признаков экспрессии, «изображение» эмоционального состояния, даже при правильном его описании, зачастую не совпадало с графическими эталонами экспрессии, предложенными В. А. Лабунской.
Больше всего несовпадений наблюдалось у детей с ОНР, в 54 % случаев, напротив, у детей без нарушений речи, в большинстве случаев (в 84 %) словесное описание эмоции совпадало с эталоном ее графического «изображения». Это доказывает, что у детей с тяжелыми нарушениями речи, в частности при ОНР, при сохранном образном (хотя часто фрагментарном)
восприятии, затруднено вербальное опосредование и недостаточный уровень словесно-логического мышления (С. Н. Сазонова, Д. Миняжева,
Н. В. Микляева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).
При частом несоответствии графического и словесного описания, нами обнаружено, что дети с ОНР точнее на 16 % «изображают» графически эмоции по голосу, чем дошкольники с НУР, без учета их словесного определения. Количественный критерий точности эмоционального слуха в опознании эмоционального состояния с помощью пиктограммы у дошкольников с нарушениями речи составил 39 %, а у нормально развивающихся детей - 23 %.
Анализ образного эмоционального слуха у детей с НУР и детей с ОНР показал трудности при графической фиксации эмоций дошкольниками, которые, по нашему мнению, связаны с возрастными особенностями детей, уровнем развития ребенка, наличием или отсутствием художественных способностей (В. А. Лабунская), индивидуальными особенностями развития способности восприятия и понимания эмоций, а также недостаточной дифференциацией эмоциональной сферы дошкольников и спецификой развития невербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи.
Для уточнения результатов, учитывая возрастные особенности детей, нами было проведено пилотажное экспериментальное исследование восприятия эмоциональной
информации по голосу на основе прослушивания сказки «Три козлика». Вслушиваясь в содержание и смысл сказки, часть детей (30 % с НУР и 14 % с ОНР) не могли определить эмоциональное состояние героев в разных фрагментах произведения, хотя часто могли кратко пересказать, о чем шла речь. В целом эмоциональное состояние по сказке дошкольники с ОНР определяли в среднем на 8 % точнее, чем нормально развивающиеся дети. Это доказывает наличие сохранного эмоционального слуха при ОНР.
Существенные различия в определении эмоций по произнесенной фразе и сказке обнаружились у детей с общим недоразвитием речи, что, по нашему мнению, тесно связано с недостаточным уровнем словесно-логического мышления, нарушением свойств памяти, а значит и анализированием содержания произведения, эмоциональных состояний героев, что в дальнейшем, у большинства ребят, проявляется в школьных трудностях.
Нами было установлено, при анализе эмоционального слуха (словесного и образного) как по сказке, так и по произнесенной фразе, что дошкольники с ОНР опознают эмоции точнее в среднем на 12 % чем дети с НУР.
Данные, полученные в результате исследования, подтверждают положения А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Е. И. Фейгенберга, А. Г. Ас-молова [9] и др. о том, что эмоциональная невербальная коммуникация
детей с нарушением речи находится в пределах возрастной нормы или за счет компенсаторных возможностей даже превышает ее.
Полученные результаты доказывают предположение о наличии компенсаторных возможностей у дошкольников с общим недоразвитием речи (преимущественно III уровня), посредством развития эмоционального слуха.
Анализ данных методики
О. А. Ореховой показал, что существенных отличий в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с НУР и ОНР не обнаружено.
Диагностика цветовых выборов, цветового мироощущения, негативного отношения к жизни, тревоги и физиологического стресса, свидетельствует о инвертированно-сти дошкольников с ОНР в 80 % случаев, т.е. наличия у них умеренных протестных реакций и выраженного стресса из-за неудовлетворенной потребности в активном взаимодействии с окружающими. Эти показатели взаимосвязаны с аномалией развития речевой функции, ее вторичными отклонениями и трудностями социализации. Дошкольники с НУР более чем в половине случаев (54 %) обладают отсутствием инверсий и проблем в личностном развитии на уровне базовых эмоций, что свидетельствует о нормальном развитии личности, позитивном восприятии окружающего.
Таким образом, нами была выявлена определенная зависимость
уровня эмоционального слуха от цветового мироощущения ребенка или количества инверсий и проблем. Дошкольники с общим недоразвитием речи, имея компенсаторную возможность, выражающуюся в сохранном эмоциональном слухе, обладают умеренными протестными реакциями и выраженным стрессом из-за неудовлетворенной потребности в активном взаимодействии с окружающими, нарушениями в блоке межличностного взаимодействия.
Нами доказано, что детям с ОНР, для того, чтобы успешно адаптироваться к школе, необходим высокий уровень развития эмоционального слуха. По нашему мнению, эмоциональный слух может служить диагностическим критерием готовности психического развития ребенка к процессам адаптации в социуме при наличии речевого недоразвития.
Корреляционный анализ (по Спирмену) изучаемых характеристик на интегральной выборке (п=100) выявил универсальность структур, проявляющуюся в сходстве значимости отдельных характеристик (р=0,001 или р=0,01) и свидетельствующую в пользу механизма персонификации. Эмоциональный слух, как вербальный, так и образный, коррелирует с коричневым цветом, кроме того вербальный эмоциональный слух находится в корреляционной зависимости с наличием инверсий и проблем в системе личностных отношений.
Анализ результатов позволил
обнаружить различия в критериях точности эмоционального слуха, как вербального, так и образного, в частоте проявлений инверсий и проблем, что свидетельствует о специфических особенностях развития эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи, при наличии сохранной эмоциональной экстралингвистической информации как компенсаторной возможности.
Вышеперечисленное позволило нам считать целесообразным проведение коррекционно-развивающей работы по развитию эмоциональной сферы и эмоционального слуха, способствующей повышению эффективности социально-
психологической реабилитации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Литература
1. Дудьев, В. П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Дудьев // Логопедия. - №2 (12). - 2006. - С. 22-27.
2. Кондратенко, И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста / И. Ю. Кондратенко // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 55-67.
3. Микляева, Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи. Дошкольный воз-
раст / Н. В. Микляева // Дефектология. - 2001. -№2. - С.56-64.
4. Морозов, В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация / В. П. Морозов. - М. : ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. - 164 с.
5. Морозов, В. П. Эмоциональный слух человека / В. П. Морозов // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. - Том XXI. - 1985. -№ 6. - С.568-577.
6. Пашина, А. X. К проблеме распознавания контекста звуковой речи / А. X. Пашина // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.88-107.
7. Пашина, А. X. О структуре эмоционального слуха / А. X. Пашина // Психологический журнал. - Том 13. -1992. - №3. - С.76- 83.
8. Пашина, А. X. Опознание личности по голосу на основе его нормального и инвертированного во времени звучания / А. X. Пашина, В. П. Морозов // Психологический журнал. -Том 11. -1990. - №3. -С.70- 78.
9. Фейгенберг, Е. И. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности / Е. И. Фейгенберг, А. Г. Асмолов // Психологический журнал. - Том 10. -1989. - №6. -С.58-66.
10. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 224 с.
© И. В. Ковязина,
О. К. Агавелян, 2010