Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В ГРУППЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В ГРУППЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дикова М.А.

В статье описаны результаты эмпирического исследования взаимосвязи между речевым развитием старших дошкольников и их социометрическим статусом в группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В ГРУППЕ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 1-1(88)

УДК 159.9

М.А. Дикова

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В ГРУППЕ

В статье описаны результаты эмпирического исследования взаимосвязи между речевым развитием старших дошкольников и их социометрическим статусом в группе.

Ключевые слова: речевое развитие, речевые нарушения, социометрический статус, коммуникативные навыки.

В развитии детей, имеющих речевые нарушения, отмечаются особенности, которые могут помешать полноценному развитию общения со взрослыми и сверстниками. Именно поэтому первостепенной задачей специалистов является своевременное выявление проблем и работа по их исправлению в детском возрасте.

Не менее важное значение имеет изучение ребёнка в системе его взаимоотношений со сверстниками в группе детского сада, так как процесс развития личности ребёнка, формирование черт его характера напрямую зависит от существующих межличностных отношений.

Одним из главных условий формирования нормального психического развития ребёнка является своевременное развитие речи. Имеющиеся речевые проблемы: бедность словаря, нарушения звукопроиз-ношения, трудности в овладении грамматическими формами, задержка и трудности речевого общения, приводят к появлению у детей замкнутости, неуверенности в себе, заниженной самооценки, негативизма. Вследствие этого нарушается коммуникативная функция речи, что ещё больше затормаживает речевое развитие. Всё это сказывается на развитии личности детей и, как следствие, на характере их отношений с окружающими, на понимании своего положения в обществе и выполнении своих обязанностей в нем [1].

Вопросами изучения развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.А. Леушина, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин и др.

Вопросами изучения и формирования взаимоотношений в дошкольном возрасте занимались Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Я.В. Коломинский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и многие другие [3].

С целью выявления наличия или отсутствия взаимосвязи речевого развития и социометрического статуса было проведено эмпирическое исследование.

Гипотезой является наше предположение о том, что уровень речевого развития влияет на социометрический статус старших дошкольников с нарушениями речи.

Исследование проводилось в группе детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с тяжёлыми нарушениями речи, наполняемость группы до пятнадцати детей.

Эмпирическое исследование проводилось в два этапа.

На первом этапе нами было проведено диагностическое обследование детей 5 - 6 лет по "Методике определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста" Безруковой О.А. и Каленковой О.Н. [2]

Исследование было направлено на изучение таких компонентов речи как:

> лексическая сторона речи;

> грамматическая сторона речи;

> фонетико - фонематическая сторона речи;

> связная речь.

Все задания предлагались индивидуально, последовательно, в разные дни в первой половине дня.

На втором этапе диагностика межличностных отношений старших дошкольников с речевыми нарушениями проводилась по методике "Два дома" [4] и методике "Капитан корабля" [5].

Диагностическое исследования речевого развития старших дошкольников показал, что 34% детей имеют низкий уровень речевого развития, 64 % исследуемых детей имеют средний уровень, и ни один ребёнок не имеет достаточный уровень развития речи.

Диагностика межличностных отношений по двум методикам дала следующие результаты:

"Популярные" - 13 % детей;

© Дикова М.А., 2019.

Научный руководитель: Хмелькова Мариина Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент, Российский новый университет, Россия.

Вестник магистратуры. 2019. № 1-1(88)

ISSN 2223-4047

"Предпочитаемые" - 47% детей;

"Пренебрегаемые" - 13 % дошкольников;

"Изолированные" - 20% детей;

"Отверженные" - 7 % детей.

Выявление наличия взаимосвязи между показателями речевого развития и социометрическим статусом проводилось при помощи коэффициента корреляции. Исходя из приведённых расчётов, мы можем утверждать, что показатели речевого развития старших дошкольников, полученные при проведении диагностической методики Безруковой О.А. и Каленковой О.Н. и количество выборов ребёнка другими детьми, полученными в процессе изучения межличностных отношений дошкольников по методике "Два дома", связаны положительной корреляционной зависимостью. Иначе говоря, чем выше показатель речевого развития, тем выше социоментрический статус старшего дошкольника.

По результатам проведения всех исследований: диагностики речевого развития, а также изучения межличностных отношений старших дошкольников, мы можем отметить несколько детей, с которыми необходимо проведение психокоррекционной работы. У этих дошкольников отмечаются самые низкие показатели речевого развития в сравнении с другими детьми группы, а также они испытывают некоторые трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

В связи с этим, мы разработали несколько рекомендаций педагогам по развитию речи и коммуникативных навыков старших дошкольников:

1. Важно установить тёплый доверительный контакт с ребёнком:

•обращайтесь по имени;

•занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

•используйте тактильное прикосновение (однако важно помнить, что у некоторых детей это может вызвать отрицательные реакции).

2. Старайтесь выслушивать до конца, не перебивать ребенка.

3. Педагог должен следить за собственной речью, она должна быть правильной, литературной, эмоционально окрашенной, без слов "паразитов".

4. Дети дошкольного возраста очень ценят отношения, постарайтесь им улыбаться, спокойно говорить, не повышая тон, уделять им внимание, удерживать контакт глаз и др.

5. Обращайте внимание на настроение детей, стремитесь их понять, в каком настроении он пришёл в детский сад, как он при этом себя ведёт.

6. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение, для этого необходимо:

• быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;

• ясно и понятно излагать доводы детям;

• проявлять выдержку и терпение.

Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

7. Внимательно относитесь к своим манерам, жестам, поведению, так как дети дошкольного возраста подражают взрослым.

8. Создавайте ситуации общения для детей (когда им нужно кому-то что-то сообщить; рассказать о впечатления и др.).

9. Не забывайте про поощрение и похвалу.

Раннее выявление детей с речевыми нарушениями является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте. Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и коммуникативных навыков в частности. Поэтому, насколько успешно и своевременно будут исправлены речевые нарушения в дошкольном возрасте, в значительной степени зависит формирование всесторонне развитой гармоничной личности ребёнка, успешность его обучения в школе, а также успешность в формировании общения с окружающими его людьми.

Библиографический список

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.

2.Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. — М.: Русская Речь, 2014. — 70 с.

3.Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. - М.: Юрайт, 2018. - 281 с.

4.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: Гардарики, 2007. - 176 с.

5. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция// URL: https://studfiles.net/preview/5773280/page:7

ДИКОВА МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА - магистрант, Российский новый университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.