Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE SENIOR PRESCHOOL AGE / COHERENT SPEECH / SPEECH DEVELOPMENT / PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Татьяна Игоревна, Иванова Мария Кимовна

В статье рассматриваются психологические основы влияния проектной деятельности на развитие связной речи старших дошкольников. Определена методика изучения и проведена диагностика развития связной речи. Экспериментально проверены и обоснованы результаты психологического исследования по изучаемой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова Татьяна Игоревна, Иванова Мария Кимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF DESIGN ACTIVITIES ON THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATED SPEECH OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article examines the psychological basis of the impact of project activities on the development of coherent speech of older preschool children. The method of study has been defined and the development of coherent speech has been diagnosed in older preschool children. The results of the psychological study on the problem studied have been experimentally verified and substantiated.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

языка, но и смыслового. Со стороны фонетики регистрировались искажения, пропуски звуков, что в целом нарушало единство восприятия текста.

В плане использования логических операций, отмечается частое использование однотипных операций склеивания и за редким исключением зонтичного предицирования.

Таким образом, для дошкольников данной группы характерны аграмматизмы, достаточно высокая степень истощаемости, в следствие в речевом продукте детей регистрировались однотипные логические операции склеивания.

4 группа. Была выделена еще одна группа детей с ОНР II уровня (21%), характеризующая дизартрическими расстройствами средней степени (8%), сенсорной алалией (7%) и с моторной алалией (6%). Речевое общение с детьми сводилось к использованию вопрос-ответ либо неправильно сформулированных простых фраз, где предикат выступал форме инфинитива. Дети не проявляли заинтересованность к смысловой составляющей, а смещали свой интерес в сторону визуального образа. В ответах детей чаще регистрировалось использование одной лексемы, крайне редко дошкольники употребляли фразу простой конструкции, которая морфологически и грамматически была искажена.

В плане использования логических операций отмечалась только операция склеивания.

В данной группе детей преобладало использование простой семантической конструкции, при этом данная фраза представляла собой эхолалию и крайне редко тиражировалась самостоятельно. Дошкольников с ОНР II уровня характеризовала высокая степень истощаемости в процессе реализации деятельности. Этим детям малодоступны обобщение и классификации субъекта и предиката на невербальном уровне, у них нарушено ситуативно-смысловое синтаксирование, что в целом говорит о несформированности процессов симультанного синтеза.

Таким образом, у данной группы детей не сформированы тема-рематичсекие механизмы развертывания речевого высказывания. Связанность текста отсутствует из-за нарушений использования операций импликации, конъюнкции, дизъюнкции и зонтичного предицирования. Использование логических операций ограничивается операциями склеивания и зонтичного предицирования.

Выводы. Таким образом, детей с общим недоразвитием речи 6-6,5 лет характеризует наличие недостатка дифференциации смысловых отношений внутри смыслового целого текстового сообщения, трудности сличения результата высказывания с эталоном. Предикативная структура предложения при общем недоразвитии речи несет в себе элементарный характер, где усекается субъект, предикат или объект, что порождает в большинстве случаев использование элементарной логической операции - склеивание. Так же отмечается несформированность мотивационно-регуляторных процессов, что, несомненно, является одной из причин торможения развития уровней психолингвистических механизмов речи.

Литература:

1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Вестник Мининского университета. 2019. Т.7 No 1. URL: https://vestnik.mininunier.ru/jour/article/view/931

2. Апухтин В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста: Дис. ... канд. фил. наук. - М., 1977. - 179 с.

3. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во Моск. унта, 1989. - 215 с.

4. Глухов В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В.П. Глухов // Логопедия. - 2005. - с. 13-24.

5. Гуменная Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991. - С. 41-72.

6. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004. - 72 с.

7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.

8. Медведева Е.Ю. Особенности коммуникативной дезадаптации и ее коррекция у детей с задержкой речевого развития в возрасте пяти лет: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.10: Н. Новгород, 2003. - 250 с.

9. Солсо Р. Когнитивная психология. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 589 с.

Педагогика

УДК 373.24

студентка 5 курса группы З-Б-ДО-15 Анисимова Татьяна Игоревна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются психологические основы влияния проектной деятельности на развитие связной речи старших дошкольников. Определена методика изучения и проведена диагностика развития связной речи. Экспериментально проверены и обоснованы результаты психологического исследования по изучаемой проблеме.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, связная речь, развитие речи, проектная деятельность. Annotation. The article examines the psychological basis of the impact of project activities on the development of coherent speech of older preschool children. The method of study has been defined and the development of coherent speech has been diagnosed in older preschool children. The results of the psychological study on the

problem studied have been experimentally verified and substantiated.

Keywords: the senior preschool age, coherent speech, speech development, project activities.

Введение. Развитие речи является жизненно важным фактором формирования ребенка. В наше время хорошо развитая речь служит одним из главнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Ведь именно в связной речи реализуется коммуникативная функция языка и речи. Огромная ответственность лежит на психологах и педагогах дошкольного образования, которые занимаются развитием речи подрастающего поколения и формирующих, развивающих связную речь ребенка.

В старшем дошкольном возрасте значительно увеличиваются речевые возможности детей. От правильного использования возможностей зависит уровень развития связной речи. Мы считаем, что наиболее эффективным средством развития связной речи старших дошкольников является проектная деятельность и существует необходимость обоснования психолого-педагогических условий в данном направлении с применением проектной деятельности для современных дошкольников.

Предполагаем, что проектная деятельность даёт возможность развития у детей качеств успешной личности: умения наблюдать, анализировать, делать выводы, формирует самостоятельность, целеустремлённость, коммуникативность. Все эти качества способствуют развитию диалогической и монологической речи, общих речевых навыков, просодической стороны речи то есть развитию связной речи.

Изложение основного материала статьи. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности [4, с. 7]. Для психологии место речи в системе высших психических функций человека представляет интерес - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т.д. При этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности [2, с. 27].

Таким образом, под связной речью мы понимаем смысловое развернутое высказывание, которое обеспечивает общение и взаимопонимание.

Принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей является важным при развитии связной речи старших дошкольников. Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения, которые способствуют активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка [3, с. 25].

Процесс развития связной речи ребенка дошкольного возраста - процесс сложный и многоплановый. Для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, влияющих на качество и содержательную сторону речи.

В дошкольной системе образования особенностью проектной деятельности является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Не может сформулировать проблему и определить цель. Поэтому в ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества. В данной деятельности принимают участие дети, родители и психологи-педагоги [1, с. 19].

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом. Она не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и деятельность нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его инициативности, самостоятельности и поисковой активности [6, с. 35].

Таким образом, участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у детей способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания и приходить к результату.

Экспериментальной базой исследования являлось МБДОУ Детский сад № 86 «Колокольчик» города Якутска Республики Саха (Якутия), где приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (экспериментальная и контрольная группы).

Для проведения диагностики, с целью выявления развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, нами были подобраны соответствующие методики:

1. «Тестовая методика диагностики устной речи» В.П. Глухова (Серия «Исследование связной речи») [5], в которую мы выбрали и включили 2 задания:

Задание 1: «Составление фраз-высказываний по трем предметным картинкам» (например, «девочка», «корзинка», «лес»).

Задание 2: «Пересказ текста». Цель: выявление возможностей детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

2. Методика. Тестовое задание «Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил» (авторы О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова) [3, с. 24].

По итогам проведения методики «Тестовая методика диагностики устной речи» В.П. Глухова мы выяснили, что дети в начале пересказа затруднялись при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки. В пересказах почти у некоторых детей были нарушения связности изложения, хорошо обнаруживается ограниченность словарного запаса.

На основании выполнения заданий первой методики, можно сделать вывод, что большинство детей справились с заданием на построение фраз по наглядной опоре. Отмечались недостатки в грамматико-синтаксическом оформлении фразы-высказывания и большая степень самостоятельности при выполнении заданий.

По результатам проведения второй методики «Тестовое задание» «Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил» (авторы О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова) мы выяснили, что содержание текста у многих детей было передано частично; в пересказе присутствовала только основная информация; были использованы лексика и синтаксические конструкции оригинала. Но и были такие дети, которые при пересказе использовали вариативность речи.

Считаем, что проектная деятельность даст ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательные, творческие способности и коммуникативные навыки. Ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей при презентации проекта. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, что сближает позицию детского сада и семьи.

Мы составили систему занятий, которая направлена на развитие связной речи старших дошкольников.

В практике работы использовали следующие виды проектов:

- исследовательские-творческие проекты, в которых дети экспериментировали, а затем результаты оформляли в виде газет;

- ролево-игровые проекты, в которых дети входили в образ персонажей сказки и решали поставленные проблемы;

- информационно-практико-ориентированные проекты - дети собирали информацию и реализовали её;

- творческие проекты (праздник, дизайн).

Содержание проекта строили по следующей схеме:

1. Название проекта.

2. Введение.

3. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения проектным методом.

4. Цель и задачи проекта.

5. Система проектных мероприятий.

6. Ресурсное обеспечение.

7. Механизм реализации.

Деятельность воспитателя и детей над проектом распределялась следующим образом:

1 этап.

Воспитатель: формулирует проблему (цель); при постановке цели определяется и продукт проекта; вводит в игровую (сюжетную) ситуацию; формулирует задачу.

Дети: вхождение в проблему; вживание в игровую ситуацию; принятие задачи; дополнение задач проекта.

2 этап.

Воспитатель: помогает в решении задачи; помогает спланировать деятельность; организует деятельность.

Дети: объединение детей в рабочие группы.

3 этап.

Воспитатель: практическая помощь (по необходимости); направляет и контролирует осуществление проекта.

Дети: формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап.

Воспитатель: подготовка к презентации; презентация.

Дети: продукт деятельности готовят к презентации; представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО, работу с родителями построили на основе сотрудничества, сотворчества. Родители являются помощниками и участниками при реализации проектов. Отметим, что с целью повышения педагогической компетентности родителей, нами были проведены мероприятия: мастер-класс «Что такое детское проектирование?», консультация «Роль совместного творчества в семье».

В ходе совместной с родителями деятельности по формированию речевой активности дошкольников были организованы детско-родительские проекты поисково-познавательной и творческой направленности («Музыка моей мечты», «В мире театра», «Наша забота нужна всем»).

Такие проекты не только объединяли психологов, педагогов родителей и детей, но и развивали детскую любознательность, вызывали интерес к совместной деятельности, воспитывали у старших дошкольников целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Основной акцент в рамках любого проекта поставили на речевое развитие и речевой активности детей.

Например, творческий краткосрочный проект «Где живут буквы?» позволил детям проявить свою самостоятельную активность, высказывать оригинальные идеи. Активизировать речевое общение при реализации проекта позволила такая коллективная форма как «работа парами».

В ходе реализации проектов использовали проблемные ситуации, для выхода из которых, дети активно вступали в общение со сверстниками и взрослыми. Так, например, в исследовательском проекте «Все про мыло мыльное, пузырчатое», была сформулирована проблемная ситуация «Как сделать мыло своими руками?». Дети превратились в волшебников, делали разноцветную стружку и мыло своими руками, учились создавать мыльный раствор и пускать мыльные пузыри. В процессе работы над проектом детям предлагалось освоить и использовать невербальные средства общения, такие как мимика, жесты и позы. Было сформировано умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им при случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки, доброжелательно и конструктивно исправлять их. Для активизации речи детей, были использованы инсценировки, продолжительностью 5-7 минут, игровое упражнение «Если бы я был волшебником... ».

Итак, результат нашей работы порадовал: дети чувствовали себя очень комфортно. Родители отнеслись к работе тоже очень ответственно и были довольны.

По данным обследования состояния связной речи у дошкольников на основании выполнения заданий повторной диагностики, мы сделали вывод, что большинство детей справились с заданием на построение фраз по наглядной опоре, а также отмечались недостатки в грамматико-синтаксическом оформлении фразы-высказывания.

Отмечалась большая степень самостоятельности при выполнении заданий, также мы выяснили, что содержание текста у многих детей было передано частично; в пересказе присутствовала только основная информация; использованы лексика и синтаксические конструкции оригинала.

Выводы. Таким образом, высокие показатели развития связной речи у детей экспериментальной группы обусловлены предложенной нами системой использования проектной деятельности. Дети стали безошибочно пользоваться обобщающими словами и понятиями (словарь), правильно определяли место звуков в слове (звуковая культура речи). Имеется высокий уровень грамматически правильных ответов и составление описательных рассказов.

В процессе проектной деятельности дети научились целенаправленно слушать, воспроизводить, смотреть, логически связывать предметы.

Дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей при презентации проекта. Родители стали активными участниками образовательного процесса, что сблизило позиции детского сада и семьи.

Литература:

1. Абашина В.В. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации / В.В. Абашина, И.Г. Соколова // Детский сад от А до Я. - 2008. - N 3. - 19 с.

2. Абрамова Г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2010. - 27 с.

3. Белякова Г.П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарных языковых явлений / Г.П. Белякова. - М., 2009. - С. 24-25.

4. Боброва Ю.О. Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности / Ю.О. Боброва, Н.И. Левшина // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - N 7. - С. 7-8.

5. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. - 1998. - N 2. -С. 28-33.

6. Минеева Ю.В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников / Н.И. Левшина, Ю.В. Минеева // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. -N 7. - 35 с.

Педагогика

УДК 371.01+371.842+371.38 аспирант Антипова Ольга Викторовна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал

Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Димитровград),

директор

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат педагогических наук, доцент Игдырова Светлана Викторовна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал

Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Димитровград);

старший преподаватель Мукминов Рамиль Раисович

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал

Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Димитровград)

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ - УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье уделяется внимание профессиональному самоопределению личности в условиях взаимодействия образовательных учреждений и предприятий. Авторы подчеркивают, что в настоящее время дополнительное образование становится практикоориентированным, привлекая в дополнительное образование организации высшего и среднего профессионального образования, предприятия и организации. На примере реализации проекта представлен процесс взаимодействия учреждений дополнительного образования, СПО, высшей школы и предприятий по профориентационной работе с молодёжью.

Ключевые слова: система дополнительного образования, профориентационная работа, практикоориентированное обучение, профессиональное самоопределение, профессиональная компетенция, проект, технологическая площадка.

Annotation. The article focuses on professional self-determination of an individual in the context of interaction between educational institutions and enterprises. The authors emphasize that at present additional education is becoming practice-oriented, attracting organizations of higher and secondary vocational education, enterprises and organizations to additional education. On the example of the project implementation, the process of interaction between institutions of additional education, vocational schools, higher schools and enterprises for career guidance work with young people is presented.

Keywords: system of additional education, career guidance work, practice-oriented training, professional self-determination, professional competence, project, technological platform.

Введение. В современных условиях развития общества предъявляются высокие требования к профессиональному самоопределению молодёжи. Задача формирования эффективной системы поддержки и развития способностей и талантов у молодёжи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся была определена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2018 году [1]. В связи с этим большое внимание уделяется проведению профориентационной целенаправленной работы среди учащейся молодёжи. В основе такой работы - формирование профессиональной компетенции самоопределяющейся личности. Важным для выбора будущей профессии является определение уровня способностей, склонностей, интереса индивида, а также оказание помощи молодому человеку адаптироваться в условиях рыночной экономики. Поэтому цель профориентации - активизация учащегося в профессиональном самоопределении, постепенное формирование у него внутренней готовности к самостоятельному и осознанному планированию, корректировке и реализации перспектив своего развития, основанной на системе профессиональных и жизненных смыслов [5].

Изложение основного содержания статьи. В настоящее время существуют проблемы в области профориентации и трудоустройства, таких как: устаревшие формы и методы профориентационной работы, отсутствие у обучающихся мотивации к обучению и необходимых навыков самоопределения на рынке труда и развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства, недостаточная сформированность необходимых общих и профессиональных компетенций, дефицит высококвалифицированных рабочих кадров на предприятиях, а также отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг. В целях преодоления возникших проблем возникла необходимость в разработке проекта «Создание модели «Школа - Колледж (ВУЗ) - Предприятие».

Участниками проекта являются МБОУ СШ № 9, ОБПОУ ДТК, ООО «ДААЗ», Учреждения дополнительного образования, ВПО Ульяновской области (УлГУ, УлГТУ, УГСХА, ДИТИ НИЯУ МИФИ).

Цель данного проекта состоит в разработке и внедрении многоуровневого сквозного образовательного цикла «Школа - Вуз - Наука - Предприятие», включающего комплекс взаимоувязанных новшеств,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.