Научная статья на тему 'ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
404
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДИКАТИВНЫЕ СВЯЗИ / ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / ПРОПОЗИЦИЯ / ПОРОЖДЕНИЕ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / PREDICATIVE RELATIONSHIPS / LOGICAL OPERATIONS / PROPOSITION / SPEECH GENERATION / PRESCHOOL CHILDREN / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Андроник Алла Андреевна, Медведева Елена Юрьевна

В статье рассматривается специфика процесса речевого порождения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В данном случае уделяется внимание предположению о том, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наряду с малым объемом словаря, неточностью употребления и понимания слов имеют место недоразвитие операций предицирования и наличие нарушений структурного оформления необходимых предметных связей по предикативной иерархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Андроник Алла Андреевна, Медведева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLINGUISTIC ANALYSIS OF SPEECH SPEECHES OF SENIOR PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERFORMATION

The article deals with the specifics of the process of speech generation in older preschoolers with General speech underdevelopment. In this case, attention is paid to the assumption that in preschool children with General speech underdevelopment, along with a small volume of the dictionary, inaccuracy in the use and understanding of words, there is an underdevelopment of predication operations and the presence of violations of the structural design of the necessary subject relationships in the predicative hierarchy.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Педагогика

УДК 378.2

студентка 4 курса Андроник Алла Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассматривается специфика процесса речевого порождения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В данном случае уделяется внимание предположению о том, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наряду с малым объемом словаря, неточностью употребления и понимания слов имеют место недоразвитие операций предицирования и наличие нарушений структурного оформления необходимых предметных связей по предикативной иерархии.

Ключевые слова: предикативные связи, логические операции, пропозиция, порождение речи, дошкольники, общее недоразвитие речи.

Annotation. The article deals with the specifics of the process of speech generation in older preschoolers with General speech underdevelopment. In this case, attention is paid to the assumption that in preschool children with General speech underdevelopment, along with a small volume of the dictionary, inaccuracy in the use and understanding of words, there is an underdevelopment of predication operations and the presence of violations of the structural design of the necessary subject relationships in the predicative hierarchy.

Keywords: predicative relationships, logical operations, proposition, speech generation, preschool children, General speech underdevelopment.

Введение. В настоящее время достаточно много внимания специалистов концентрируется на проблеме овладения речи детьми, имеющими различные нарушения речи вследствие каких-либо дисфункций головного мозга [1, 4, 5, 6].

Проводимые исследования акцентируют внимание на изучении высказывания и речевого акта, а именно на особом «речевом знаке», который объединяет в себе различные характеристики речевой деятельности такие, как социально-исторические, когнитивные и мотивационные. Само по себе высказывание обеспечивает в себе образный содержательный план и смысловую программу [7].

Проблема процесса порождения речевого высказывания в психолингвистике является одной из ключевых областей исследования. Существует много специалистов, которые работают над данным вопросом и также предлагают различные интерпретации процесса порождения речи. Наиболее подробно описание данной области представлено в работах Т.В. Ахутиной, А.А. Леонтьева и др. [3, 7].

Между тем для понимания речемыслительной деятельности необходимо понимать суть речевой деятельности «изнутри», а именно структурно-семантическую целость порождения текстового сообщения. В вопросе когнитивной психологии Дж. Андерсон и Г Бауэр говорят о представлении знаний в виде сети семантических ассоциаций. Данное направление исследования было ориентировано на определение более простым способом возможность увидеть построение структуры знания, как связаны элементарные понятия или символы, как открывается доступ к «накопленной базе» и происходит построение крупных структур знаний, как используются знания при решении проблем, как происходит поиск решения [9].

Процесс предикации строится по пути перехода от лексико-фразеологической единицы к динамическим на уровне простого предложения, а затем к развернутым высказываниям. Предикативные отношения не ограничиваются процессами уровня высказывания или письменного текста, они строятся с помощью топика и комментария (универсальных компонентов). Лингвистические это термины бинарной структуры: «предицируемый» и «предицирующий компоненты» [2].

У детей на этапе программирования важная роль придается внутренним идеограммам, схемам. П.Я. Гальперин и Д.Б. Эльконин говорят о том, что на начальном этапе в процессе обучения, формируя умственные действия необходимо реализовать процесс построения программ речевого высказывания, как фундамент, используя идеограммы и схемы. Идеограмма в своей роли является звеном между действием и речью, а затем уже она интериоризуется и заменятся внутренней схемой высказывания. А графические схемы в свою очередь символизируют отношения между предметами и сами предметы. И все это с помощью стрелок и значков.

В зависимости от положенной концепции в лингвистике в мыслительное содержания входят следующие понятия: мысль, смысл, суждение, содержание пропозиции, семантическая структура и т.д. [7].

Все это подводит нас к понимаю того, что в логопедической практики существуют проблемы к выбору подхода коррекционного пути из-за отсутствия достаточного исследования речевых нарушений в области когнитивных и речевых функций.

Таким образом, исследуя процесс порождения текстового сообщения, можно построить процесс диагностики так, чтобы понять, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на губленном семантическом уровне речепорождения нарушено или не сформировано.

Изложение основного материала статьи. Следовательно целью исследования является выявление характерологических особенностей репрезентации предикативных структур и глубинно-семантических отношений внутри речевого целого.

Для исследования были выбраны и скомбинированы методики В. П. Глухова и Р.И. Лалаевой [4, 6].

Предназначение данных методик состоит в выявления уровня связной монологической речи, ее особенностей в речевом развитии ребенка. Методика состоит из 7 заданий разного уровня сложности. Оценка результатов измеряется в качественных и количественных характеристиках. Задания оцениваются в баллах и уровнях.

Данная диагностика включает следующий комплекс заданий:

1. Выявление уровня сформированности фразовой речи путем определения умения составления завершенного высказывания по предложенным изображениям.

2. Выявление сформированности навыка к определению межпредметных лексико-смысловых отношений, построенной в виде законченной фразы/высказывании.

3. Выявление уровня сформированности навыка составления связного сюжетного рассказа с использованием наглядного материала.

4. Выявление уровня сформированности навыка воспроизведения простого по содержанию текста с опорой на сюжетную картинку.

5. Выявление уровня сформированности навыка самостоятельного рассказа.

6. Выявление уровня сформированности навыка описательного рассказа.

7. Выявление уровня сформированности навыка использования текстовых и наглядных материалов для завершения рассказа.

На основании анализа теоретической базы и исследования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) мы можем более глубоко объяснить суть нарушений речи.

Для психолингвистического анализа результата за основу была взята предикатема, что является единицей смысла, что характеризуется предикативностью и состоит из двух взаимосвязанных компонентов -темы (Т) и ремы

В данном случае определенную предикативную связь мы сопоставлем с типом логических связей. В.Б. Апухтин выделил следующие виды операций: склеивание, импликация, дизъюнкция, конъюнкция, зонтичное предицирование [2].

Для анализа речевого продукта детей были разработаны критерии оценки процесса репрезентации предикативных структур, составленных на основе критериев выделенных Г.С. Гуменной, ЕЮ. Медведевой [5, 8].

По результатам исследования были выделены четыре типологические группы детей со схожими проявлениями речевых нарушений.

1 группа. По полученным данным среди старших дошкольников к первой группе (11%) были причислены дети с ОНР III уровня (7%) и ОНР II уровня (4%). При выполнении построения монолога ими не использовалась посторонняя помощь. Высказывания выстраивались с полным описанием действий и содержания. У них были сформированы навыки вербализации различной сложности. Отмечалось наличие вставных предложений, которые увеличивали объем текстовой информации, но при этом смысловая наполненность оставалась неизменной.

Продукт речи передавал как основные детали содержания, так и уточнения, где это происходит и когда. Дети самостоятельно выстраивали последовательность эпизодов, отображенных в серии сюжетных картинок.

По полученным данным можно отметить, что в пропозициональной репрезентации использовалась не только основная форма информационной записи субъект и предикат, но также детям была доступна линия контекста происходящего. Частота использования усложненных структур высказывания была представлена в небольшой степени, которая использовалась при активаторе зрительного плана в задании серии сюжетных картинок. При рассказе о любимом мультфильме дети использовали простые формы информационного построения.

В плане использования логических операций, отмечается применение простой логической операции склеивания (самое распространенное в использовании), полной и нестрогой (слабой) дизъюнкциии, стандартного вида импликации, конъюкции, зонтичного предицирования (к одной теме придицировалось несколько рем). Отмечено использование смешанного случая предикативной связи, отраженное в структуре импликации и зонтичного предицирования.

2 группа. Следующая выделенная группа детей ОНР II уровня (19%) для нее характерно однотипное построение высказывания. Дети в большинстве своем использовали следующие конструкции отношений: субъект - предикат - объект ^-Р-О), субъект - предикат - отношение ^-Р^), включения контекста в высказывание регистрировалось в единичных случаях. Данная категория детей нуждалась во вспомогательных вопросах, при этом им оказывалась помощь в выборе правильной последовательности изображений, т.е. дети изначально не моги выстроить цепочку из серии сюжетных картинок верно в нужном порядке с первого раза.

Если с серией сюжетных картинок присутствовали полные, хотя и простые фразы, то в процессе описания игрушки требовалось достаточно много вспомогательных вопросов. Отмечалось построение предложения одним словом, либо присутствовало простое перечисление объектов. Все это сопровождалось воспроизведением правильных синтаксических структур.

В плане использования логических операций у данной группы детей отмечалось: склеивание, нестрогая (слабая) дизъюнкциия, конъюкция, зонтичное предицирование. Наличие использования смешанных случаев предикативных связей выявлено не было.

Таким образом, для второй группы детей характерно употребление развернутой фразовой речи с не досформированными элементами фонетики, лексики и грамматики. В текстовых сообщениях дети употребляют различные логические операции.

3 группа. Данная группа детей ОНР II уровня (38%) и ОНР II уровня в сочетании с ЗПР (11%) самая многочисленная (49%). Ответы детей характеризовались однословными-двусловными ответами, редко детям удавалось формулировать распространенные фразы. Построение высказывания могло строиться в обозначении субъекта (девочка, мальчик, мишка), предиката (рыбачит, ловит, поливает), либо использовалась неполная конструкция субъект и объект, предикат и объект.

По полученным данным мы можем констатировать тот факт, что у детей присутствует отсроченное время включения в речевую деятельность, реализация речевого продукта при этом возможна только по аналогии. Как следствие дети данной группы не всегда могли адекватно пользоваться помощью взрослого. Дошкольники испытывали затруднения в выделении основных свойств и признаков игрушки (два или три). Предложения часто были не закончены, выстраивались не логично и не последовательно. Текстовое сообщение изобиловало аграмматизмами, транслировалось с использованием многократных наводящих вспомогательных вопросов. Дети испытывали затруднения не только при трансляции грамматического кода

языка, но и смыслового. Со стороны фонетики регистрировались искажения, пропуски звуков, что в целом нарушало единство восприятия текста.

В плане использования логических операций, отмечается частое использование однотипных операций склеивания и за редким исключением зонтичного предицирования.

Таким образом, для дошкольников данной группы характерны аграмматизмы, достаточно высокая степень истощаемости, в следствие в речевом продукте детей регистрировались однотипные логические операции склеивания.

4 группа. Была выделена еще одна группа детей с ОНР II уровня (21%), характеризующая дизартрическими расстройствами средней степени (8%), сенсорной алалией (7%) и с моторной алалией (6%). Речевое общение с детьми сводилось к использованию вопрос-ответ либо неправильно сформулированных простых фраз, где предикат выступал форме инфинитива. Дети не проявляли заинтересованность к смысловой составляющей, а смещали свой интерес в сторону визуального образа. В ответах детей чаще регистрировалось использование одной лексемы, крайне редко дошкольники употребляли фразу простой конструкции, которая морфологически и грамматически была искажена.

В плане использования логических операций отмечалась только операция склеивания.

В данной группе детей преобладало использование простой семантической конструкции, при этом данная фраза представляла собой эхолалию и крайне редко тиражировалась самостоятельно. Дошкольников с ОНР II уровня характеризовала высокая степень истощаемости в процессе реализации деятельности. Этим детям малодоступны обобщение и классификации субъекта и предиката на невербальном уровне, у них нарушено ситуативно-смысловое синтаксирование, что в целом говорит о несформированности процессов симультанного синтеза.

Таким образом, у данной группы детей не сформированы тема-рематичсекие механизмы развертывания речевого высказывания. Связанность текста отсутствует из-за нарушений использования операций импликации, конъюнкции, дизъюнкции и зонтичного предицирования. Использование логических операций ограничивается операциями склеивания и зонтичного предицирования.

Выводы. Таким образом, детей с общим недоразвитием речи 6-6,5 лет характеризует наличие недостатка дифференциации смысловых отношений внутри смыслового целого текстового сообщения, трудности сличения результата высказывания с эталоном. Предикативная структура предложения при общем недоразвитии речи несет в себе элементарный характер, где усекается субъект, предикат или объект, что порождает в большинстве случаев использование элементарной логической операции - склеивание. Так же отмечается несформированность мотивационно-регуляторных процессов, что, несомненно, является одной из причин торможения развития уровней психолингвистических механизмов речи.

Литература:

1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Вестник Мининского университета. 2019. Т.7 No 1. URL: https://vestnik.mininunier.ru/jour/article/view/931

2. Апухтин В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста: Дис. ... канд. фил. наук. - М., 1977. - 179 с.

3. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во Моск. унта, 1989. - 215 с.

4. Глухов В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В.П. Глухов // Логопедия. - 2005. - с. 13-24.

5. Гуменная Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991. - С. 41-72.

6. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004. - 72 с.

7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.

8. Медведева Е.Ю. Особенности коммуникативной дезадаптации и ее коррекция у детей с задержкой речевого развития в возрасте пяти лет: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.10: Н. Новгород, 2003. - 250 с.

9. Солсо Р. Когнитивная психология. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 589 с.

Педагогика

УДК 373.24

студентка 5 курса группы З-Б-ДО-15 Анисимова Татьяна Игоревна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются психологические основы влияния проектной деятельности на развитие связной речи старших дошкольников. Определена методика изучения и проведена диагностика развития связной речи. Экспериментально проверены и обоснованы результаты психологического исследования по изучаемой проблеме.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, связная речь, развитие речи, проектная деятельность. Annotation. The article examines the psychological basis of the impact of project activities on the development of coherent speech of older preschool children. The method of study has been defined and the development of coherent speech has been diagnosed in older preschool children. The results of the psychological study on the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.