Программа наблюдений за состоянием речевой компетенции у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза
Ларина Людмила Юрьевна
аспирант, Ленинградский государственный университет 196601, Россия, г. Санкт-Петербург, шоссе Петербургское, 10
Статья из рубрики "Педагогика"
Аннотация.
Предметом нашего исследования является изучение речевой компетенции дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Подробно рассматриваются такие аспекты, как условия и показатели наблюдения речевой компетенции у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Особое внимание уделяется трактовке понятия "речевая компетенция" дошкольника и описанию компонентов речевой компетенции, которые необходимо исследовать у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза: фонетико-фонологического, лексического, грамматического и текстового. Метод наблюдений позволяет исследовать речевую компетенцию дошкольника 6 лет с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в нескольких различных ситуациях, что даёт более полную картину о практическом использовании речи у данной категории детей. Мы описали задачи, процедуру, условия и систему оценок наблюдений за речевой компетенцией дошкольников 6 лет с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общении со сверстниками и взрослыми.Мы предлагаем наблюдать за состоянием указанных компетенций у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общении с взрослыми и сверстниками. Наблюдение за речевыми компетенциями дошкольников 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза в общении с взрослыми мы предлагаем проводить в нескольких ситуациях: 1) в ситуации, когда взрослый не предлагает общения; 2) когда взрослый выражает расположение к общению; 3) в ситуации, когда взрослый предлагает общение, организуя деятельность ребёнка, предлагает поиграть, почитать, поговорить. В статье впервые разграничены компоненты речевой компетенции дошкольников 6 лет с задержкой психического развития церебрально-органического генеза: фонетико-фонологический, лексический, грамматический и текстовый компоненты и разработана программа наблюдений за детьми данной категории. Таким образом, для исследования речевой компетенции необходимо определить особенности применения речи в различных ситуациях. Указанная задача решается при использовании метода наблюдений. Для эффективного наблюдения за речевой компетенцией дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза мы определили его задачи, процедуру, условия и критерии оценок.
Ключевые слова: речевые компетенции, фонетико-фонологический компонент, грамматический компонент, лексический компонент, текстовый компонент, задержка
психического развития, наблюдения, общение, речевые умения, речевые навыки
DOI:
10.7256/2454-0676.2018.1.23955
Дата направления в редакцию:
28-08-2017
Дата рецензирования:
28-08-2017
Введение
В специальной педагогике последнего десятилетия большое внимание уделяется
задержке психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза [6, 13, 18 и
Это связано с реформированием специального образования и с неоднородностью и устойчивостью нарушений у детей с указанной особенностью развития. ЗПР означает особую форму дизонтогенеза, проявляющуюся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка, эмоционально-волевых отклонениях и недоразвитии
интеллекта, не достигающего степени умственной отсталости [6]. От дошкольников с нормальным развитием их сверстники с ЗПР церебрально-органического генеза отличаются негрубой, в сравнении с умственно отсталыми детьми, недостаточностью психических функций, их истощаемостью, сниженной произвольностью и продуктивностью. ЗПР церебрально-органического генеза - это форма ЗПР с наиболее тяжёлыми нарушениями развития психических процессов, поэтому её исследование требует огромного количества методов и средств.
Изучение речевого развития у детей дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза является одной из сложных проблем современной специальной педагогики, так как речь данной категории детей формируется с замедлением,
качественно своеобразно, с большим спектром разнообразных нарушений речи ( [4, с' 5Ш0^5Щ [15, с. 3 - 41,[19, с. 41 и др.). Исследователи (1&С-22ШЗ. с- 191 и др.) пишут о необходимости выявления и анализа нарушений речи у детей с ЗПР церебрально-органического генеза в дошкольном возрасте, так как диагностика отклонений в развитии речи на данной стадии является одним из условий эффективной коррекционно-развивающей работы по исправлению нарушений речи у детей с ЗП Р церебрально-органического генеза. Следовательно, целенаправленное исследование речевой компетенции у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза способствует своевременному исправлению отклонений в развитии речи и успешному обучению указанной категории детей в школе.
Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам, требования к результатам коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР церебрально-органического генеза, должны отражать сформированность речевой компетенции 171.Однако в настоящее время вопросы исследования речевой компетенции у данной
категории детей недостаточно освещены. В большинстве случаев у дошкольников с ЗПР
церебрально-органического генеза изучаются речевые умения и навыки [6, 13 и др,]. Но «речевые навыки», «речевые умения» и «речевые компетенции» нетождественные понятия.
А. А. Леонтьев определяет «речевой навык» как способность осуществлять операцию по оптимальным параметрам, а «речевое умение» как способность осуществлять действие
по оптимальным параметрам этого действия [8]. Речевые компетенции - это более широкое понятие. О. В. Афанасьева трактует речевую компетенцию как совокупность личностных качеств, которые заданы по отношению к определённому компоненту речевой подготовки (фонетико-фонологическому, лексическому, грамматическому, текстовому), включающему коммуникативную, языковую и методическую составляющие
Речевая компетенция, по мнению М. П. Манаенковой, включает умение правильно произносить и воспринимать речь, верно говорить как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать, правильно употреблять слова, умение правильно образовывать слова
и предложения -Ш^.Речевую компетенцию дошкольника определяют, как умение ребёнка дошкольного возраста пользоваться родным языком в различных коммуникативных ситуациях, которое предполагает владение фонетико-фонологическим, лексическим,
грамматическим и текстовым компонентами речевой компетенции Таким образом, мы рассматриваем речевую компетенцию дошкольника как способность использовать речевые умения и навыки, которая включает фонетико-фонологический, лексический, грамматический и текстовый компоненты. Понятия «речевые умения и навыки» и «речевые компетенции» близкие, но неравные по объёму. «Речевые компетенции» включают в себя не только речевые умения и навыки, но и способности к их применять в различных ситуациях.
Для исследования данных компетенций у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза основным направлением является изучение способности самостоятельно подбирать и применять речевые умения и навыки в конкретных ситуациях. В связи с этим возникает необходимость включения в методику исследования речевых компетенций у данной категории детей наблюдений за их речью в различных
ситуациях. Как отмечает Е. И. Мельник[12, с 371, наблюдение за речью дошкольников дает богатый и разнообразный фактический материал о степени овладения речевыми компетенциями детей. Указанный метод позволяет оценить способность применять речевые умения и навыки в нескольких различных ситуациях. Таким образом, необходимость исследования речевой компетенции у детей с ЗП Р церебрально-
органического генеза, заявленная во ФГОС-ах[16, 171, и недостаточная исследованность этого вопроса обуславливают актуальность нашей статьи.
Компоненты речевой компетенции дошкольников 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза
При исследовании речи у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза
обычно используются беседа и тестирование [13, 18 и др."1. Однако указанные методы не позволяют объективно оценить способность применять речевые умения и навыки. Для её исследования необходимо использовать метод наблюдений. Педагогическое наблюдение - это непосредственное восприятие и познание педагогического процесса в
естественных условиях Мы впервые разграничили компоненты речевой компетенции, состояние которых необходимо наблюдать у детей 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза и разработали программу наблюдений за состоянием речевой
компетенции у данной категории детей, опираясь на системный подход, который предполагает тесное взаимодействие в развитии всех компонентов языковой системы, как при нормальном, так и при задержанном психическом развитии. Мы выделили следующие компоненты речевой компетенции дошкольников 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза, за которыми необходимо проводить наблюдение: фонетико-фонологический, лексический, грамматический и текстовый.
Опираясь на работы О. А. Безруковой и О. Н. Каленковой^, Е. В. Хорошавинойи др. мы определяем фонетико-фонологический компонент речевой компетенции дошкольника с ЗПР церебрально-органического генеза как составную часть речевой компетенции, которая включает фонематические процессы, звукопроизношение, слоговую структуру слов и просодическое оформление речи.
Исходя из данных О. А. Безруковой и О. Н. Каленковой^, В. М. Гельвих^, Е. В.
Хорошавиной и др., лексический компонент речевой компетенции дошкольника с ЗПР церебрально-органического генеза - составная часть речевой компетенции, которая предполагает наличие определённого систематизированного запаса слов в пределах возрастного периода, способность адекватно использовать лексемы.
Грамматический компонент речевой компетенции дошкольника с ЗПР церебрально-органического генеза- составная часть речевой компетенции, которая предполагает навыки словообразования, словоизменения и синтаксического оформления предложений. Таким образом, согласно работам В. М. Гельви ^ и др., мы включаем в состав грамматической компетенции дошкольника с ЗПР церебрально-органического генеза словообразование, словоизменение и синтаксис.
Опираясь на данные О. А. Безруковой, О. Н. Каленковой^, Е. В. Хорошавиной ^^ и др., мы определяем текстовый компонент речевой компетенции дошкольника с ЗПР церебрально-органического генеза как понимание и самостоятельное продуцирование диалогической и монологической речи определенного содержания и структуры.
Таким образом, мы выделяем следующие компоненты речевой компетенции: фонетико-фонологический, лексический, грамматический и текстовый.
Программа наблюдений за речевой компетенцией дошкольников 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза
Мы разграничили несколько ситуаций наблюдения за речевыми компетенциями дошкольников 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза: наблюдения в общении со сверстниками и наблюдения в общении с взрослым (в ситуации, когда взрослый не предлагает общения; когда взрослый выражает расположение к общению; в ситуации, когда взрослый предлагает общение, организуя деятельность ребёнка).Использование в процессе исследования речевой компетенции у дошкольников 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдений необходимо для оценки умения применять речь в различных ситуациях, что позволяет определить уровень сформированности компетенций, а также проверить данные, полученные другими методами.
Задачей наблюдения за дошкольниками 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза при общении с взрослыми является определение особенностей речевой компетенции указанной категории дошкольников в различных ситуациях при общении с взрослыми. Наблюдение за речевыми компетенциями дошкольников6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза в общении со взрослыми, по предложению М. И. Лисиной-9!,
проводится в нескольких ситуациях: 1) в ситуации, когда взрослый не предлагает общения; 2) когда взрослый выражает расположение к общению; 3) в ситуации, когда взрослый предлагает общение, организуя деятельность ребёнка, предлагает поиграть, почитать, поговорить. Каждая ситуация длилась 20 минут. В протоколе отмечаются фразы указанной категории детей. Необходимо собрать как можно больше речевого материала, чтобы можно было наиболее объективно оценить речевые компетенции дошкольников 6 лет с ЗПР. По пятибалльной системе оцениваются показатели: уровень сформированности фонетико-фонологического, грамматического, лексического и текстового компонентов речевой компетенции указанной категории детей.
Задача наблюдения за дошкольником 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза при общении со сверстниками: определение особенностей речевой компетенции ребёнка указанной категории при общении со сверстниками. Наблюдение проводится в течение двух недель. В протоколе отмечаются фразы ребёнка с ЗП Р церебрально-органического генеза. Речевого материала необходимо собрать как можно больше, чтобы можно было наиболее объективно оценить речевые компетенции дошкольников 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза.
Эффективность использования метода наблюдений при исследовании речевой компетенции у дошкольников 6 лет с ЗП Р церебрально-органического генеза зависит от соблюдения нескольких условий. На успех исследования речевых компетенций у дошкольников 6 лет с ЗП Р церебрально-органического генеза с помощью метода наблюдений в значительной степени влияют качества исследователя: его профессионализм, доброжелательность, скромность, ненавязчивость и др., так как дети указанной категории отличаются низкой концентрацией внимания, эмоциональной возбудимостью, в некоторых случаях апатичностью. В целях обеспечения наиболее целенаправленного исследования речевой компетенции у дошкольников 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдение за речевой компетенцией указанной категории детей должно служить чётко обозначенным задачам. Исследователю необходимо непрерывно контролировать свои действия, чтобы их воздействие на наблюдаемую ситуацию было минимизировано, так как дети с ЗП Р церебрально-органического генеза рассеяны и, как правило, импульсивны. Исследователь должен фиксировать весь речевой материал, чтобы добиться максимально объективных результатов. Наблюдение за речевыми компетенциями дошкольников 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза необходимо сочетать с другими методами педагогического исследования (беседа, тестирование и др.) для того, чтобы получать наиболее объективные результаты.
П о результатам наблюдений за детьми в общении со взрослыми и сверстниками мы предлагаем оценивать по пятибалльной системе компоненты речевой компетенции дошкольников с ЗП Р церебрально-органического генеза на основе анализа следующих пока з а те ле й:
-уровень сформированности фонетико-фонологического компонента речевой компетенции(в протоколе отмечаются нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слов, выразительность речи, особенности темпа и ритма высказываний);
-уровень сформированности грамматического компонента речевой компетенции (в протоколе отмечаются неправильно образованные слова, нарушения согласования слов, неправильно построенные предложения);
-уровень сформированности лексического компонента речевой компетенции (в
протоколе отмечаются вербальные замены, пропуски слов, часто повторяющиеся слова и затруднения в подборе слов).
-уровень сформированности текстового компонента речевой компетенции: понимание и самостоятельное продуцирование диалогической речи (в протоколе отмечаются особенности понимания и самостоятельного продуцирования диалогической речи).
Мы выделили критерии оценок компонентов речевой компетенции, которые отмечены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии оценок речевой компетенции дошкольников 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза
Компоненты речевой компетенции дошкольника 6 лет с ЗП Р церебрально-органического генеза Баллы Критерии оценок
Фонетико-фонологический компонент речевой компетенции дошкольника 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза 5 баллов все звуки произносит правильно и дифференцирует их в произношении, нет нарушений звукослоговой структуры слов, речь выразительная, ритмичная, со средним темпом;
4 балла один-два звука недостаточно автоматизированы, единичные нарушения количества и/или по с л е до в а те льно с ти с ло г о в , ис ка ж е ния структуры отдельного слога, речь достаточно понятная, выразительная, ритмичная, есть негрубые нарушения её те мпа ;
3 балла нарушено произношение группы звуков, но не более пяти, достаточно часто встречающиеся нарушения количества и/или последовательности слогов, искажения структуры отдельного слога, речь недостаточно выразительная, есть не г руб ые на руше ния те мпа ре ч и;
2 балла нарушено произношение двух-трех групп звуков, но не более 10 звуков, часто встречающиеся нарушения количества и/или последовательности слогов, искажения структуры отдельного слога, речь достаточно понятная, но невыразительная, замедленная или ускоренная;
1 балл нарушено произношение более 10 звуков, часто встречаются нарушения количества и/или последовательности слогов, искажения структуры
отдельного слога, речь непонятная, монотонная, замедленная или ускоренная.
Л ексический компонент речевой компетенции дошкольника 6 лет с ЗП Р церебрально-органического генеза 5 баллов в речи нет пропусков, часто повторяющихся слов, вербальных замен и затруднений в подборе слов;
4 балла в речи есть единичные вербальные замены и затруднения в подборе слов;
3 балла в речи есть повторяющиеся слова, вербальные замены и затруднения в подборе слов;
2 балла в речи большое количество однотипных вербальных замен, повторяющиеся слова и/или затруднения в подборе слов;
1 балл в речи большое количество разнообразных вербальных замен, повторяющихся слов, часто возникают затруднения в подборе слов.
Грамматический компонент речевой компетенции дошкольника 6 лет с ЗП Р церебрально-органического генеза 5 баллов в речи нет грамматических ошибок;
4 балла в речи встречаются единичные ошибки в образовании, согласовании слов и/или в построении предложений;
3 балла в речи ошибки в образовании, согласовании слов и построении предложений;
2 балла в речи много разнообразных ошибок в образовании, согласовании слов и построении предложений;
1 балл ребёнок не может правильно строить предложения, в его речи большое количество ошибок в образовании и согласовании слов.
Текстовый компонент речевой компетенции дошкольника 6 лет с ЗП Р церебрально-органического генеза 5 баллов ребёнок понимает и правильно строит диалогическую речь;
4 балла ребёнок понимает речь, но строит высказывания с единичными грамматическими неточностями и / или нарушениями связности;
3 балла ребёнок понимает речь, но строит высказывания с грамматическими неточностями и нарушениями связности;
2 балла ребёнок не всегда понимает речь, строит высказывания с грамматическими, смысловыми ошибками, нарушениями связности и по с л е до в а те льно с ти ре ч и;
1 балл ребёнок не всегда понимает речь, строит высказывания с большим
количеством грамматических,
смысловых ошибок, нарушений связности и последовательности речи.
Таким образом, нами выделены показатели, которые возможно исследовать методом наблюдения у дошкольников 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза и определены критерии оценок компонентов речевой компетенции указанной категории детей.
Наблюдения за состоянием речевых компетенций у дошкольников 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза в общении со сверстниками и взрослыми проходит ряд стадий. На предварительной стадии исследователь собирает речевой материал указанной категории дошкольников, который заносится в протоколы исследования. На уточняющей стадии исследователь классифицирует полученные данные, анализирует факты, способствующие нарушению формирования речевых компетенций у дошкольников 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза. На заключительной стадии, опираясь на анализ полученных данных, исследователь прогнозирует коррекционно-развивающую работу по формированию речевых компетенций у данной категории детей.
Выводы
Таким образом, нами выделены компоненты речевой компетенции, которые необходимо наблюдать у дошкольников 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза (фонетико-фонологический, лексический, грамматический и текстовый). Мы предлагаем наблюдать за состоянием указанных компетенций в нескольких ситуациях в общении с взрослыми и сверстниками, так как речевые компетенции должны оцениваться не только при выполнении специальных заданий, но и в различных жизненных обстоятельствах. Для эффективного наблюдения за речевой компетенцией дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза мы определили его задачи, процедуру, условия и показатели и критерии оценок компонентов речевой компетенции дошкольников 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза. Разработанные нами наблюдения могут быть использованы дефектологами и воспитателями специальных и общеразвивающих дошкольных учреждений.
Библиография
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников[Текст] / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина.-М.: Академия, 2000.-400 с.
2. Афанасьева О. В. Сущностная характеристика речевой компетенции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docviewer.yandex.ru
3. Безрукова О. А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста[Текст] / О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова. - М.: Каисса, 2008.-95 с.
4. Борякова Н.Ю.Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей[Текст] / Н. Ю. Борякова.-М.: Гном-Пресс, 2002. — 64 с.
5. Гельвих В. М. Речевая компетентность дошкольников [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.maam.ru
6. Кузичева Е. С. Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста с ЗПР[Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03: защищена 20.12.2013: утв. 03.05.2014 / Кузичева Екатерина Сергеевна. - М., 2013. - 237 с.-Библиогр.: с. 220-230. -005550568.
7. Кушнер Ю. З. Методология и методы педагогического исследования[Текст]. -Могилёв: МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. - 66 с.
8. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность[Текст]. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
9. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка[Текст].-М.: Институт практиче-ской психологи, 1997. — 384с.
10. Мальцева Е.В. Особенности ориентировки дошкольников с задержкой психического развития в звуковой речи // Дефектология.-1989.-№ 3.-С. 59-64.
11. Манаенкова М. П. Речевая компетентность личности: содержание и структура // Социально-экономические явления и процессы. - 2014.-№ 10. - С. 223-231.
12. Мельник Е. И. Теория и методика развития речи[Текст] / Е.И. Мельник. - Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2012. - 135 с. - (Конспекты лекций: в 2 частях / Е. И. Мельник; ч. 1).
13. Морозова В. В. Дифференцированный подход в процессе коррекции нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Морозова Виктория Владимировна.-СПб.,2011. - 309 с. - 04201159200.
14. Мурашова О. В. К вопросу о текстовой компетенции ребёнка-дошкольника/О. В. Мурашова, С. А. Соловьёва // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2009.-№ 4. - С. 52 - 58.
15. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития[Текст].-М.: Народная Асвета, 1989.-64 с.
16. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: утв. приказом Минобрнауки России № 1598 от 19. 12.2014.
17. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования: утв. приказом Минобрнауки России № 1155 от 17. 10. 2013.
18. Хорошавина Е. В. Формирование средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи[Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.03/ Хорошавина Екатерина Владимировна. - М., 2014. - 220 с. - Библиогр.: 205 - 215. - 005548922.
19. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития[Текст]. - М.: Школьная пресса, 2003. - 96 с.