Научная статья на тему 'РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
195
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА / ДОШКОЛЬНИК / КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКА / ПЕДАГОГ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ДР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Алена Викторовна

Автор статьи делает вывод о том, что основные проблемы использования логических игр в работе с дошкольниками с задержкой психического развития заключаются в проработке следующих направлений деятельности: организация комфортности обучения; последовательность повышения объема работы выполняемых дошкольниками; изложение информации в доступной форме; мотивация речевой активности ребенка и др. Все это порождает необходимость подготовки педагогов, воспитателей, логопедов и ряда других специалистов дошкольной образовательной организации с учетом развития последних достижений в области практики и теории организации коррекционной деятельности на основе применения информационных технологий при работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Захарова Алена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF COMPUTER SPEECH THERAPY GAMES IN WORKING WITH PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The author of the article concludes that the main problems of using logic games in working with preschoolers with mental retardation are the development of the following areas of activity: organization of learning comfort; the sequence of increasing the amount of work performed by preschoolers; presentation of information in an accessible form; motivation of the child's speech activity, etc. All this gives rise to the need to train teachers, educators, speech therapists and a number of other specialists of a preschool educational organization, taking into account the development of recent achievements in the field of practice and theory of the organization of correctional activities based on the use of information technologies when working with children with developmental disabilities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Роль компьютерных логопедических игр в работе с детьми дошкольного возраста с

задержкой психического развития

The role of computer speech therapy games in working with preschool children with mental

retardation

Захарова Алена Викторовна,

Студент 4 курса Факультет Психологии и педагогики Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Россия, г. Елабуга e-mail: alena. laguzina98@mail. ru

Zakharova Alyona Viktorovna,

Student 4 term Faculty of Psychology and Pedagogy Yelabuga Institute of the Kazan Federal State Educational Institution (Volga Region) Federal University"

Russia, Yelabuga e-mail:alena. laguzina98@mail.ru

Научный руководитель Нуриева Алеся Радиевна

старший преподаватель, б/с, Елабужский институт (филиал) КФУ, отделение психологии и педагогики, Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Россия, г.Елабуга e-mail:ARNurieva@kpfu. ru

Scientific supervisor Nurieva Olesya Radievna

senior lecturer, b/s, Elabuga Institute (branch) of KFU, Department of Psychology and Pedagogy, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education

Russia, Yelabuga e-mail:ARNurieva@kpfu. ru

Аннотация.

Автор статьи делает вывод о том, что основные проблемы использования логических игр в работе с дошкольниками с задержкой психического развития заключаются в проработке следующих направлений деятельности: организация комфортности обучения; последовательность повышения объема работы выполняемых дошкольниками; изложение информации в доступной форме; мотивация речевой активности ребенка и др.

Все это порождает необходимость подготовки педагогов, воспитателей, логопедов и ряда других специалистов дошкольной образовательной организации с учетом развития последних достижений в области практики и теории организации коррекционной деятельности на основе применения информационных технологий при работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Annotation.

The author of the article concludes that the main problems of using logic games in working with preschoolers with mental retardation are the development of the following areas of activity: organization of learning comfort; the sequence of increasing the amount of work performed by preschoolers; presentation of information in an accessible form; motivation of the child's speech activity, etc.

All this gives rise to the need to train teachers, educators, speech therapists and a number of other specialists of a preschool educational organization, taking into account the development of recent achievements in the field of practice and theory of the organization of correctional activities based on the use of information technologies when working with children with developmental disabilities.

Ключевые слова: компьютерная игра, дошкольник, коррекция развития, воспитание, обучение, речь дошкольника, педагог, дошкольная образовательная организация и др.

Key words: computer game, preschooler, developmental correction, education, training, speech of a preschooler, teacher, preschool educational organization, etc.

Применение компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития, способствует результативности их обучения и развития в целом. Из-за специфики своего развития, дети с задержкой психического развития требуют к себе особого подхода.

Проблема использования компьютерных логопедических игр в работе с дошкольниками с задержкой психического развития заключается в том, что ребенок с указанными выше отклонениями в развитии мышления и отдельных мыслительных операций, не может оперативно подключиться к работе.

Отдельные виды заданий ряд дошкольников, не в состоянии освоить и к концу учебного года. Поэтому для устранения указанной проблемы логопеду следует структурировать материал по развитию речи, с учетом индивидуальных способностей и особенностей дошкольников.

В качестве дополнительной проблемы использования компьютерных логопедических игр в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, можно отметить недоразвитие речи ребенка (скудный запас слов). Часто ребенок не может объяснить логопеду какие трудности в игре его смущают, он не может выразить словами глубокие эмоции, чувства и переживания. Для этого логопед должен систематически задавать ребенку такие вопросы как: «Все ли тебе понятно?», «Тебе интересно играть?», «Ты понимаешь, что следует сделать?» и др.

Однако несмотря на ряд указанных проблем применение компьютерных логопедических игр, способствует развитию активности детей на занятиях. Это достигается благодаря специфическим эффектам анимации, движение, звук, сама игра.

Дошкольное образование состоит из обоснованных подходов в области обучения и воспитания детей. Уже существующие методы и способы работы, недостаточно эффективны и результативны при работе с дошкольниками, имеющими нарушения в развитии.

Для построения грамотной коррекционной работы с дошкольниками с задержкой психического развития, следует использовать «особые пути», адаптируя имеющуюся базу под индивидуальные особенности ребенка.

Сегодня недостаточно полно раскрыты возможности использования компьютерных технологий в обучении и развитии детей, страдающих задержкой психического развития.

Мало теоретических источников литературы посвящают изучению указанного вопроса, отсутствует единая структура построения компьютерных игр для детей с нарушениями в развитии [5, с. 70].

Так как у дошкольников с задержкой психического развития, особо страдает речевая сторона, необходимо уделить внимание использованию в работе логопеда, компьютерных игр с детьми. Конечно, строить такие игры следует с учетом степени нарушения функции, индивидуальных особенностей ребенка, его способностей и др.

Прежде чем предлагать ребенку компьютерные логопедические игры, следует разобраться что это за игра, для какого возраста она предназначена, какие отзывы имеются на указанную программу и др. [3, с. 33].

Все компьютерные логопедические игры для дошкольников с задержкой психического развития можно подразделить на две группы: развивающие и обучающие игры.

Развивающие логопедические игры направлены на постановку отдельных звуков в речи дошкольников, они развивают ряд основных психических процессов, таких как внимание, память, восприятие, воображение, мышление, ощущения и непосредственно речь.

Логопедические компьютерные игры, созданные для определенного возраста детей с задержкой психического развития, поэтапно формируют их представления о своем окружении.

Все логопедические компьютерные игры для данных дошкольников имеют разные уровни сложности (зависит от степени нарушения в развитии ребенка и его возраста).

Содержание компьютерных игр, должно соответствовать методикам дошкольного и начального школьного образования.

Обучающие логопедические компьютерные игры, предоставляют возможности дошкольнику усвоить новый материал на занятии через наглядную форму предоставления информации. Обучающие логопедические игры на компьютере, также имеют поэтапное усложнение.

Авторы А.С. Алексеева, Б.С. Семенов, исследуя вопросы применения компьютерных логопедических игр в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития советуют соблюдать ряд требований.

Нельзя детей заставлять соревноваться между собой. Это может привести к ненужному волнению, которая породит ситуацию стресса, и ребенок окажется в замешательстве.

Работа должна носить совместный для педагога и ребенка характер. В таком случае задачи логопедической игры, будут более понятны и доступны для дошкольника. Нельзя излишне хвалить или отчитывать ребенка за неудачи. Здесь лучше использовать в работе нейтральные обозначения. Например, если ребенок справился с игровой задачей самостоятельно можно выдать ему смайлик с улыбкой (цветочек, смеющаяся тучка и др.) [2, с. 16].

К плюсам компьютерных логопедических игр можно отнести:

-имитацию процесса общения на практике, которое помогает дошкольнику не испытывать возможные трудности в реальной ситуации;

-игра на компьютере вызывает яркие эмоции дошкольника, чувства радости и интереса;

-при правильном решении дошкольниками с задержкой психического развития логопедических задач и упражнений, педагог поощряет ребенка, что стимулирует его к дальнейшей работе. Особенно это важно для детей с заниженной самооценкой;

-играя в компьютерные логопедические игры дошкольник с задержкой психического развития учится анализировать, видеть себя со стороны глазами окружающих, он рассматривает что ему удается сделать, а что нет (прогноз, план);

-ребенку с задержкой психического развития нравиться воспринимать материал в динамике (все ярко, музыкально, гармонично и красиво).

Также важно помнить, что детям от трех до семи лет, нельзя проводить за компьютером более 15 минут в день согласно гигиеническим требованиям.

Чтобы выявить роль компьютерных логопедических игр в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития, мы провели небольшой эксперимент, в котором использовали методикку А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов». Цель данной методики исследование объема слухоречевого запоминания, определенного количества слов.

Базой исследования стало муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27 общеразвивающего вида «Теремок» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

Одна из групп стала контрольной, а вторая - экспериментальной. Количество детей старшего дошкольного возраста в обеих группах оказалось одинаковым.

В ходе методики ответы детей заносились в протокол. По данной методике, детям предстояло запомнить 10 определенных слов, результат оказался несколько лучше. Доминирующую позицию здесь занял средний

уровень, но дошкольников, оказавшихся ниже этого порога, также было достаточно много. Только три ребенка смогли после третьего повтора запомнить и назвать все 10 слов и продемонстрировали высокий уровень слуховой памяти.

Результаты методики А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов» на констатирующем этапе в экспериментальной группе представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты методики А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов» на констатирующем этапе в

экспериментальной группе Также методика А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов» была проведена и в контрольной группе. В данной

группе у детей возникали трудности в запоминании слов. Малик С. запомнил всего одно слова, а после 5

прочтений с трудом смог назвать 4 слова из перечисленных педагогом. Макар Н. смог вспомнить 4 слова из

строчки, спустя 3 повторения, смог назвать 8, а на 5 раз назвал все 10 слов. Лиза Б. справилась с заданием, девочка

назвала 8 слов, а после 3 прочтения все 10.

На рисунке 2 можно наглядно увидеть результаты контрольной группы.

Рисунок 2. Результаты методики А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов» на констатирующем этапе в контрольной

группе

Данные результаты показывают не достаточный объем слухоречевого запоминания и определенного количества слов.

Для улучшения результата, нами были подобраны компьютерные игры направленные на развитие логики, слуха, памяти, речи.

Использование компьютерных логопедических игр имеет ряд преимуществ:

-в развитии психических процессов дошкольников с задержкой психического развития. Активизируются разные каналы восприятия, материал усваивается быстрее;

-в сенсорном развитии дошкольников. Ребенок учится подбирать картинки к словам, подражает услышанным звукам;

-в обучении и образовании детей компьютерные логопедические игры знакомят дошкольников с явлениями окружающей действительности, основой речевой культуры и др.

С помощью компьютерных игр, дети проходили испытания, которые им давали их любимые герои мультфильмов, тем самым развивали свои слуховые навыки, речь, память, пополнили свой словарный запас новыми словами. В конце каждого уровня у детей было поощрение в виде небольшого мультфильма. Далее была проведена повторная методика в экспериментальной и контрольной группах. Результаты методики экспериментальной группы на контрольном этапе представлены на рисунке 3.

■ Низкий

■ Средний

■ Высокий

Рисунок 3. Результаты методики А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов» на контрольном этапе в экспериментальной

группе

На рисунке 4 можно увидеть результаты повторной методики на контрольном этапе в контрольной

группе.

■ Низкий

■ Средний

■ Высокий

Рисунок 4. Результаты повторной методики на контрольном этапе в контрольной группе Дошкольники экспериментальной группы стали внимательней, отличаются усидчивостью и вниманием,

что нельзя сказать про воспитанников контрольной группы. Практически все дети старшего дошкольного

возраста, входящие в экспериментальную группу, смогли запомнить 10 предложенных на слух слов, у отдельных

детей, у которых был выявлен высокий уровень, все заняло до трех попыток, у детей, показавших средний

уровень, до 5 попыток.

Таким образом, использование логопедических компьютерных игр в развитии дошкольников имеет много положительных сторон. Если ребенку интересно содержание игры, он узнает в ней что-то новое, игра открывает ему мир огромных возможностей, позволяет сделать процесс обучения достаточно простым и эффективным. Логопедические компьютерные игры содействуют развитию умственных способностей дошкольников в том случае, если в них учитываются возрастные особенности детей. Красочность и наглядность

помогут легче усвоить материал. Логопедические компьютерные игры приучают детей к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

Список используемой литературы:

1. Мурыгина, Н.В. Работа педагога в старшей возрастной группе / Н.В. Мурыгина. - СПб.: Изд-во Печать, 2020. - 52 с.

2. Никитина, А.Н. Роль компьютерных игр в развитии детей / А.Н. Никитина. - Москва: Изд-во Глобус, 2018. - 167 с.

3. Ожегов, Р. Основные этапы развития и становления знаний у дошкольников / Р. Ожегов // Детская психология. - 2018. - №10. - С. 33.

4. Поварова, О.М. Основы психологии / О.М. Поварова. - Томск: Изд-во Педагогика, 2019. - 188с.

5. Рава, Л.Е. ИКТ-игры и задания / Л.Е. Рава. - Ульяновск: Изд-во Знание, 2019. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.